Научная статья на тему 'Нравственное сознание личности подростка-боксера'

Нравственное сознание личности подростка-боксера Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
849
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ / ПОДРОСТОК / БОКС / MORAL CONSCIOUSNESS / TEENAGER / BOXING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Насыров Михаил Рафаилович

Описываются феномен нравственного сознания и его структура применительно к подросткам, занимающимся боксом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There is described the phenomenon of moral consciousness and its structure with regard to teenagers, who go in for boxing.

Текст научной работы на тему «Нравственное сознание личности подростка-боксера»

5. Кирпичник А.Г. Исследование динамики коллективообразования в юношеских группах : ав-тореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1980.

6. Ковалев А.Г. Коллектив и социальнопедагогические проблемы руководства. М. : Просвещение, 1978.

7. Леонтьев А.П. Проблемы развития психики. 4-е изд. М. : Изд-во Моск. ун-та, 1981.

8. Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников. М., 1989.

Boxing as the means of formation of teenager’s personality moral qualities

There is considered such a variety of sports as boxing, from the viewpoint of formation of teenager’s moral qualities.

Key words: boxing, teenager, formation of moral qualities.

М.Р. НАСЫРОВ (Челябинск)

НРАВСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА-БОКСЕРА

Описываются феномен нравственного сознания и его структура применительно к подросткам, занимающимся боксом.

Ключевые слова: нравственное сознание, подросток, бокс.

К середине 1950-х гг. бокс в России (на тот период - СССР) стал массовым видом спорта: им занималось более 200 тыс. человек. При этом неожиданно обнаружилось, что с переходом с юношеского ринга на взрослый многие молодые боксеры не выдерживали нагрузок и уходили из спорта [6, с. 128].

Проблема была решена путем создания переходной группы юниоров со своим всесоюзным календарем соревнований, постепенно и последовательно подводящей юношу к взрослому рингу. Состязания давали юниору возможность закалить психику, повысить боевое мастерство в поединках со сверстниками, равными по физической силе и уровню психологического развития, а тренерам - отобрать

наиболее способных, физически подготовленных спортсменов без ущерба для их здоровья.

Найденное решение работало преимущественно на психически-физиологическом уровне, практически не задействуя потенциал нравственно-волевых качеств личности подростков-боксеров. Однако именно нравственные характеристики личности боксера зачастую становятся определяющими в становлении профессионального спортсмена и его спортивных успехах. Яркий пример использования нравственно-волевых качеств вопреки всем технико-тактическим установкам бокса демонстрирует боксер среднего веса Виктор Аганов. Он плохо двигается, почти не проводит серии, всегда идет только вперед, ставит только на один свой сильный удар левой -совершенно предсказуем для любого противника (это хорошо показало поражение Виктора от американской восходящей звезды Andre Dirrer). Такое пренебрежение тактическими и техническими азами современного боя не мешает В. Аганову быть вполне успешным мастером (статистика побед: все 28 нокаутом). Опрос 21 из бывших оппонентов В. Агано-ва на ринге показал, что большинство из них (90,5%) считают, что успех В. Аганова определяется исключительно его нравственноволевыми качествами.

Таким образом, хоть и исключительный, уникальный пример В. Аганова показывает, что воспитание нравственно-волевых качеств подростков в процессе занятия боксом - тот самый резерв, который в современном российском спорте можно использовать для создания базы будущих успехов на международной арене, а в обществе - для формирования моральнополноценного подрастающего поколения. В этом состоит актуальность проблемы педагогического содействия нравственно-волевому формированию личности подростка-боксера.

Для качественной постановки и решения проблемы педагогического содействия становлению нравственно-волевых качеств подростков в процессе занятия боксом необходимо определение феномена нравственного сознания личности подростка-боксера. Без четкого понимания его природы и специфики невозможно определить соответствующие приемы и методы педагогического воздействия на совершенствование нравственно-волевых качеств. Модель-образ нравственного сознания личности подростка-боксера выступает здесь абстрактным идеалом, максимальная реали-

© Насыров М.Р., 2012

зация которого в педагогическом процессе и составляет суть процесса содействия становлению нравственно-волевых качеств подростков.

Научная значимость решаемого вопроса состоит в том, что проблема нравственного компонента сознания остается малоизученной, слабоформализуемой темой. Анализ современных научных исследований демонстрирует отсутствие единого мнения в отношении структуры нравственного сознания. Во-первых, изучаются лишь отдельные элементы, в частных отношениях. Во-вторых, нередко происходит отождествление отдельных элементов в структуре нравственного сознания. В-третьих, проблема нравственного сознания порой подменяется диалектикой материального и идеального, тела и духа [5, с. 9].

Определение существенных характеристик нравственного сознания и создание его качественной модели позволяют применять данный подход не только к подготовке подростков в боксе, но и в других сферах воспитания. Разработка такой модели составляет теоретическую значимость работы.

В качестве гипотезы примем двухуровневую структуру нравственного сознания личности подростка и дадим вводные определения данных элементов. А.И. Титаренко отмечает: «Структура нравственного сознания - это не только система уровней, но это целостность, где все взаимосвязано и где каждый элемент получает смысл лишь в особой связи с другими элементами» [28, с. 227]. На наш взгляд, в структуре нравственного сознания можно выделить два взаимообусловленных уровня: бытовой и рефлексивный. При этом бытовой уровень сознания является подавляющим: «Весь человеческий род, в сущности говоря, на протяжении своего развития никогда не имел ни времени, ни возможности ходить в школу Платона или Оуэна, Песталоцци или Гербарта. Он поступал так, как бывал вынужден поступать» [30, с. 455].

Бытовой уровень нравственного сознания подростка-боксера можно определить как состоящий из норм поведения, оценок, ценностных ориентаций способ освоения мира, отражающий обыденные, регулярно повторяющиеся отношения между людьми. В целом на бытовом уровне подросток оперирует преимущественно эмпирически воспринимаемыми данностями. В итоге он не способен постичь глубину и сущность высших нравственных ценностей общественной жизни, заслоняемых примитивами стереотипов и привязанностей ближайшего окружения.

В свою очередь рефлексивный уровень -это способ освоения мира, представленный в сумме нравственных концепций, моделей, понятий, установок, отражающий вечные нравственные проблемы и идеалы человечества.

Бытовой уровень нравственного сознания личности подростка-боксера состоит из таких структурных элементов, как обычаи, традиции, нормы и оценки. Обычай - унаследованная стереотипная форма социальной регуляции деятельности, которая воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является привычной для их членов. В отличие от традиции обычай функционирует лишь в отдельных областях общественной жизни и выражает наиболее неуклонное следование воспринятым из прошлого образцам [30, с. 455]. Обычай - это элемент обыденного нравственного сознания, отражающий реальную действительность в виде системы повторяющихся действий, регулирующий общественные отношения с позиций добра и зла, опирающийся на силу общественного мнения. Традиция (от. лат. traditio - передача, придание) - универсальная форма фиксации, закрепления и избирательного сохранения тех или иных элементов социокультурного опыта, а также универсальный механизм его передачи, обеспечивающий устойчивую историкогенетическую преемственность в социокультурных процессах [19, с. 1047]. Норма (от лат. norma - руководящее начало, правило, образец) - общепризнанное правило, образец поведения или действия [30, с. 441]. Нравственная норма - это структурный элемент нравственного сознания, являющийся своеобразной мерой допустимых и обязательных вариантов поведения подростка-боксера, на основе которого осуществляется регуляция деятельности и отношений с позиции социально приемлемого и неприемлемого поведения. Наконец, нравственная оценка - это структурный элемент нравственного сознания, посредством которого определяется соответствие или несоответствие поведения человека моральным нормам [2].

Перечисленные структурные элементы нравственного сознания взаимосвязаны. однако базис составляют нравственные нормы, поскольку с их помощью становятся возможными согласование интересов людей, организация процесса общения, сохранение и воспроизводство того минимума взаимопонимания в отношениях, без которого немыслимо вообще взаимодействие.

В свою очередь рефлексивный, или теоретический, уровень нравственного сознания определяется Г.Г. Акмамбетовым как «система о должном, об идеале, о смысле жизни» [1, с. 74]. Интегративную, систематизирующую роль ценностных ориентаций выражают А.Г. Здравомыслов и В.А. Ядов, определяя их как «компонент структуры сознания личности, который представляет собой некоторую ось сознания, вокруг которой вращаются помыслы и чувства человека и с точки зрения которой решаются многие жизненные вопросы» [10, с. 199]. По мнению Т.И. Пороховской, «ценностные ориентации - это элементы структуры сознания личности, характеризующие содержательную сторону ее направленности. В форме ценностных ориентаций в результате усвоения ценностных значений в процессе социализации фиксируется существенное, наиболее важное для человека» [21, с. 10].

Таким образом, именно ценности и ценностные ориентации, выражая в себе идеал и смысл жизни подростка-боксера, выступают ядром, объединяющим другие элементы нравственного сознания в единое целое, выражают его сущность, обеспечивая единство всей структуры нравственного сознания. Большинство исследователей определяют ценности и ценностные ориентации как систему личностных смыслов отражаемой картины мира. В ценностях, по мнению ученых, представлены наиболее значимые для личности смыслы, суть которых заключается в отношении личности к себе и обществу, к пониманию своего места в обществе и осмыслению социального значения своей деятельности. Под «смыслом жизни» принято понимать осознание людьми основного содержания всей деятельности (прошлое, настоящее, будущее), которое определяет их место и значение в жизни общества.

Правильное понимание подростком-боксером смысла жизни, смысла поединка, смысла систематических тренировок придает ему такую нравственную силу, которая помогает не только в достижении спортивных результатов, но и в решении жизненных проблем. Для него представляет интерес не столько результат его деятельности, сколько сам процесс, сама деятельность, потребность в ней. Итак, вслед за Д.А. Леонтьевым можно утверждать, что жизнь любого подростка-боксера объективно имеет смысл, поскольку она к чему-то устремлена, хотя это и не всегда осознается, рефлексируется им.

Ценности и ценностные ориентации являются связующим звеном нравственного созна-

ния и поведения человека. Эту особенность ценностных ориентаций отмечают Д.Н. Узнадзе, С.Л. Рубинштейн и др., одни из первых обратившиеся к изучению данного феномена, который они описывают понятиями «установка», «социальная ориентация», «отношение».

А.Г. Асмолов, Д.Н. Узнадзе, рассматривая природу установки и ее роль в регуляции поведения, разработали теорию об иерархической уровневой природе установки как механизма стабилизации деятельности. Выделяются следующие уровни установок: смысловой (придающий устойчивый характер деятельности), целевой (проявляющийся в тенденциях к завершению прерванных действий) и операциональный (жестко определяющий способ осуществления деятельности). Ученые еще раз доказывают тезис о влиянии ценностных ориентаций (установок) на регуляцию поведения личности. Как подчеркивает А.Г. Асмолов, ценностные ориентации «выступают как барьеры внутри нас, затрудняя приспособление к новым ситуациям» [4, с. 365].

Данный подход к пониманию ценностных ориентаций как «психологическому механизму регуляции поведения» нашел отражение в исследовании А.С. Шарова [31, с. 3]. Автор отмечает, что ценностные ориентации являются стержнем личностной регуляции и показателем ее социальной зрелости.

С.л. Рубинштейн рассматривает социально-психологическую природу ценностных ориентаций в системе отношений, определяя в них основание практического отношения личности к миру, критерии выделения значимых предметов, явлений. Находящиеся в определенной иерархии жизненные ценности и потребности оказывают влияние на человека, детерминируя его поведение [22, с. 257]. Ученый видел функцию ценностей в регуляции поведения личности, подчеркивая одновременно перманентный характер такой регуляции, т.к. в ходе жизни постоянно происходят переоценка ценностей, перестройка взаимоотношений человека с миром и другими людьми.

ценностные ориентации как элементы нравственного сознания личности подростка-боксера выполняют ряд функций. Э.В. Соколов обозначил следующие функции ценностных ориентаций:

- экспрессивную, способствующую самоутверждению и самовыражению индивида (человек стремится принятые ценности передать другим, достичь признания, успеха);

- адаптивную, выражающую способность личности удовлетворять свои основные

потребности теми способами и посредством тех ценностей, которыми располагает данное общество;

- защиты личности - ценностные ориентации выступают своего рода «фильтрами», пропускающими лишь ту информацию, которая не требует существенной перестройки всей системы личности;

- познавательную, направленную на объекты и поиск информации, необходимой для поддержания внутренней целостности личности; координации внутренней психической жизни, гармонизации психических процессов, согласование их во времени и применительно к условиям деятельности [24, с. 174 - 178].

Следовательно, такой элемент нравственного сознания, как ценности и ценностные ориентации, образует, с одной стороны, те формы, в которых систематизируется, кодируется нравственное значение общественных явлений, а с другой - те ориентиры поведения, которые определяют его направленность и выступают конечными основаниями моральных оценок личности подростка-боксера. Осознание необходимости реализации в своем поведении определенной системы ценностей, т.е. осознание себя субъектом человеческого бытия - не только исполнителем, но и творцом «должных», идеальных нравственных отношений, становится основанием самоуважения, достоинства и социальной, профессиональной активности личности подростка-боксера. На основе сложившихся ценностных ориентаций осуществляется саморегуляция деятельности, заключающаяся в способности подростка-боксера сознательно решать стоящие перед ним спортивные и общественные задачи, осуществлять выбор альтернативных подходов и способов, выражать и проявлять своей деятельностью те или иные нравственные ценности. Реализация ценностей в этом случае воспринимается подростком-боксером как моральный, гражданский, профессиональный спортивный и т.д. долг, уклонение от которого предотвращается прежде всего механизмом внутреннего самоконтроля, совестью.

Особенностью системы ценностей нравственного сознания является то, что в ней отражается не только нынешнее состояние общества, но и прошлое, и желаемое будущее его состояние. целевые ценности, идеалы проецируются на эту иерархию, вследствие чего происходит ее корректировка. Под воздействием конкретных исторических условий перестраивается система ценностей. Изменения в цен-

ностной структуре нравственного сознания личности подростка-боксера - это прежде всего смена ведущей, основной ценностной ориентации, задающей нормативную определенность таким ценностно-мировоззренческим представлениям, как смысл жизни, назначение человека, нравственный идеал и др., играющей роль «аксиологической пружины», передающей свою активность всем остальным звеньям системы.

Итак, ценности и ценностные ориентации являются базовыми элементами нравственного сознания личности подростка-боксера, связывающими воедино элементы не только рефлексивного нравственного сознания, но и бытового, поскольку такие оценки и нормы, а также сами ценности могут как складываться стихийно (на бытовом уровне), так и вырабатываться сознательно (на рефлексивном уровне в систематической и логически доказательной форме). Именно грамотное формирование тренером системы нравственных ценностей и ценностных ориентаций подростков-боксеров, контроль за ней и ее коррекция позволяют стабилизировать, нормализовать нравственное сознание спортсмена и добиться в итоге профессиональных и общественных результатов у воспитанников.

Систематизация социально-культурных ценностей производится по различным типологическим признакам. Наиболее распространены следующие классификации:

1) по происхождению ценностей: искусственные (созданные руками человека) и естественные (созданные природой);

2) по их сущностной характеристике: материальные (овеществленные) и духовные (не-овеществленные);

3) по их создателям и пользователям: социальные ценности (создатель и пользователь - социум) и индивидуальные ценности (создатель и пользователь - индивид, личность) [11, с. 23].

В типологию культурных ценностей в соответствии с «Основами законодательства Российской Федерации о культуре» входят нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения; языки, диалекты и говоры; национальные традиции и обычаи; исторические топонимы; фольклор, художественные промыслы и ремесла; произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности; здания, сооружения, предметы и технологии, имеющие метрическую значимость; уникальные в историко-культурном отношении территории

и объекты [9]. Существует ряд других версий типологизации духовных ценностей. Например, Б.С. Ерасов предлагает такую классификацию: витальные (жизнь, здоровье, благосостояние, сила, выносливость, качество жизни, природная среда и др.); социальные (социальный статус, трудолюбие, богатство, профессия, семья, патриотам, социальное равенство, равенство полов и т.д.); политические (свобода слова, гражданские свободы, законность, порядок, гражданский мир и т.д.); моральные (добро, любовь, дружба, справедливость, долг, честность, бескорыстие, уважение к старшим и др.); религиозные (Бог, божественный закон, вера, спасение, благодать, ритуал, церковь, Священное Писание и т.д.); эстетические (красота, идеал, стиль, гармония, мода, культурная самобытность и пр.); научные (истина, достоверность, объективность и т.д.); военные (мужество, бесстрашие и пр.) и др. [25, с. 115 -116].

A.В. Соколов среди многообразия духовных ценностей выделяет общечеловеческие (универсальные), национальные (отечественные), групповые (сословные, профессиональные, территориальные, молодежные, женские и т.д.), индивидуальные (личностные) [23, с. 34]. В целом философское, психологическое и социологическое переосмысление ценностей, а также острая общественная потребность в формировании адекватной системы ценностных ориентаций молодого поколения в последние годы дали толчок для значительного направления педагогических исследований. Педагогическая наука содержательно и глубоко рассмотрела проблему ценностных ориентаций и их формирования в детском и отроческом возрасте.

Среди отечественных ученых, посвятивших свои исследования этой проблеме, в первую очередь нужно упомянуть В.В. Белорусову [5, с. 20], А.В. Кирьякова [12], И.С. Ма-рьенко [16]. В последние годы к проблеме ценностных ориентации целенаправленно обратились такие педагоги, как Е.В. Бондарев-ская [7], М.А. Галагузова [26], С.И. Гессен [8], Н.Д. Никандров [18], рассматривая ценности как основу целей воспитания.

B.В. Белорусова подчеркивает, что именно справедливость как моральная, нравственная категория является одной из главных целей и ценностей поведения спортсмена [5, с. 16, 52]. М.А. Галагузова, в частности, считает, что если до революции 1917 г. определяющее влияние на мировоззрение народа оказывали религиозные ценности, выступая в роли

абсолютных ориентиров и основания жизненной определености, то и сегодня следует опираться в первую очередь на эти ценности [26, с. 25]. Следовательно, М.А. Галагузова подчеркивает укорененность целей воспитания в религиозной парадигме.

Н.А. Сулейманова в свою очередь отмечает, что ценности, заложенные предшествующим воспитанием, сменяются сегодня культом эгоцентрических ценностей, навязываемых нам западной массовой культурой. Интересы партии сменяются узкопрагматичными, фиксированными на извлечении прибыли интересами фирмы, что обусловливает изменение уровня ценностных ориентиров у подростков и молодых людей. На первый план выходят ценности, востребованные рыночной, капиталистической экономикой: лицемерие, обман, коварство, интриги, циничное отношение к жизни, манипуляция людьми, достижение цели любой ценой, потребительское отношение к человеку. В противовес грубоматериальному, прагматичному подходу западного общества Н.А. Сулейманова предлагает формировать у подростков ценности сострадания, любви к ближнему, не отказываясь при этом от лучших западных ценностей - справедливости, законности, гуманности [27, с. 59 - 60].

Необходимо, на наш взгляд, привести интересную концепцию уровней и стадий развития нравственного (морального) сознания, сформулированную л. Колбергом. Автор считает, что опыт «познавательной неустойчивости» есть существенный элемент нравственного развития и подростковый возраст - это период противоречий и поисков личностной идентификации, в том числе и определения своей нравственной позиции. При этом, если подросток удовлетворен определенным уровнем нравственной мотивации собственных поступков, он остается на этой стадии. И наоборот, когда личность вступает в конфликт с нравственными нормами и решение находится за пределами ее уровня нравственной мотивации, эта познавательная неустойчивость открывает перед человеком возможность подняться на более высокую ступень нравственного развития.

В соответствии с позицией Л. Колберга, достижение наивысшего (постконвенциональ-ного) уровня развития нравственных суждений возможно именно с подросткового возраста, когда формируется гипотетико-дедуктивное мышление. Этот уровень достигается, вместе с тем, далеко не каждым даже в зрелом возрасте, тогда как другие уровни - преконвенциональ-

ный (иначе говоря, «доморальный», характеризующийся эгоцентричностью нравственных суждений) и конвенциональный (так называемая «договорная мораль», т.е. в качестве ценностных установок выступают доминирующие ценности референтной группы) - присутствуют уже в детском возрасте [32].

Подводя итог теоретическому анализу проблемы формирования нравственного сознания подростков-боксеров, можно сделать следующие выводы. Нравственное сознание подростков выступает совокупностью потребностей, мотивов, интересов, обычаев, традиций, норм поведения, ценностей и ценностных установок, обусловливающих ориентацию на определенные отношения и социально значимую спортивную и общественную деятельность. Подросток-боксер - это личность, находящаяся на критической ступени онтогенетического развития, через внутренние конфликты с самим собой и окружающими, через внешние срывы и восхождения обретающая чувство личности и определенную ценностноориентированную картину мира, обусловленную закономерностями как формирования организма и условиями жизни, так и обучения и воспитания в системе общего и дополнительного образования.

Исходя из понимания нравственного сознания и специфики подросткового возраста, можно утверждать, что формирование нравственного сознания подростков-боксеров в условиях спортивных занятий наиболее эффективно при использовании системного, синергетического, фасилитивного и личностнодеятельностного подходов (применение части из них рассматривается в других статьях автора). Перейдем к анализу данных проведенного нами опытно-экспериментального исследования нравственного сознания личности 46 подростков-боксеров, в котором рассматривался один из его аспектов - уровень развития нравственных суждений (рассматривать все обычаи и традиции нравственного сознания подростка-боксера в рамках статьи не представляется возможным). Респондентами стали подростки-спортсмены челябинских и волгоградских боксерских клубов и секций (юноши). Проблема изучения их нравственного сознания заключалась в установлении связей между уровнями развития нравственных суждений и такими психологическими образованиями, как мотивы, ценности, установки подростка.

Под термином «нравственные суждения» мы подразумеваем систему убеждений лично-

сти, понимание нормативной стороны поведения в отношении окружающих, представления о моральном/аморальном поведении.

Сформулируем ряд гипотез.

1. Уровни развития нравственных суждений связаны со степенью сформированности мотивационной сферы и традиционных норм поведения: чем выше уровень развития нравственных суждений и соблюдения традиций, тем больше мотивов, связанных с интересами, выходящими за пределы элементарных требований конкретной жизненной ситуации. И наоборот, чем ниже уровень развития нравственных суждений и соблюдения традиций и обычаев, тем больше встречается эгоцентрических мотивов.

2. Подростки-боксеры с более высоким уровнем развития нравственных суждений и соблюдения моральных традиций обладают большей способностью понимать других людей, уровень эмпатических тенденций у них выше, чем у других.

3. Подростки-боксеры с более высоким уровнем развития нравственных суждений и, как следствие, высокой нравственной мотивированностью, труднее уживаются в коллективе и даже отторгаются им в силу низкой конформности.

4. Есть различия в уровне нравственного сознания у подростков-боксеров в группах с разными уровнями развития нравственных суждений.

Для изучения уровня развития нравственных суждений использовались опросник, построенный по аналогии с методом измерения нравственного развития подростков «10 Почему», дилеммы Л. Колберга (форма А), 5-я шкала ММР1, методика диагностики нравственной рефлексии (краткая форма). С целью исследования мотивационной сферы подростков применялись методики мотивационной индукции Ньютена (форма В, адаптированная для работы со школьниками) и изучения мотивации к успеху Т. Элерса. Изучение особенностей формирования ценностных ориентаций осуществлялось за счет модифицированной методики «ценностные ориентации» (М. Рокич), адаптированной М.А. Семеновым,

В.А. Ядовым. Для выявления личностных особенностей подростков-боксеров применяли методику Кеттелла (вариант С) [3; 13].

Дилеммы Л. Колберга использовались для оценки различий, связанных с развитием нравственного сознания. По итогам проведенного исследования подростки-боксеры были разделены на две подгруппы: в первую во-

шли подростки, большая часть ответов которых соотносима с постконвенциональным уровнем развития нравственных суждений (17 человек, или 37%), во вторую - подростки, чьи ответы соотносимы с конвенциональным уровнем (29 человек, или 63%).

Среди мотивационных категорий, выбираемых подростками, были выявлены существенные различия в выборе категории «мотивация, связанная с трансцендирующими объектами». У подростков-боксеров, ответы которых отнесены к постконвенциаль-ному уровню развития нравственного сознания, данная категория встречается чаще, чем в среднем по выборке. Подростки, чьи нравственные суждения близки к конвенциональному уровню развития, данную категорию практически не выбирали. Что касается инструментальных ценностей, то значимые различия прослеживаются в оценке такого качества, как высокие запросы, притязания, амбиции. В группе, соотносимой с посткон-венциональным уровнем, средние оценки этого качества существенно ниже, чем по общей выборке (2,61 балла), а во второй группе подростки оценивали данную категорию в среднем на 3,18 балла из 5 возможных. При рассмотрении ценностей и моральных установок жизни подростки-боксеры, находящиеся на конвенциональном уровне развития нравственных суждений, оценивали материальную обеспеченность и благоустроенность значительно выше, чем подростки по выборке в целом, присваивая этой категории оценку 4,48 балла из 5 возможных; в другой подгруппе, наоборот, эта ценностная установка получила наиболее низкие оценки - 2,11 балла.

Анализ средних значений в обеих подгруппах дает возможность утверждать о существовании значимых (в соответствии с критерием Стьюдента) различиях по уровню развития эмпатических тенденций. Подростки-боксеры с более высоким уровнем развития нравственных суждений характеризуются большей способностью к пониманию людей, сочувствию и сопереживанию, наличию в структуре мотивации категорий, коррелирующих с трансценди-рующими объектами. Для их суждений свойственно наделение каждого человека значимостью и уникальностью, что создает предпосылки для построения межличностных диалогичных отношений, в которых эмпатия выступает инструментом понимания другого человека. Напротив, подростки-боксеры второй

подгруппы отличаются большей ориентацией на социально значимые ценности и низким показателем эмпатии, что, на наш взгляд, связано с конформным, «приспособленческим», «договорным» характером их нравственного сознания, при котором нормы группы, коллектива более значимы, чем убеждения конкретной личности.

Подытоживая различия между двумя подгруппами, можно констатировать, что подросткам-боксерам на конвенциональном уровне развития нравственных суждений в большей степени свойственна концентрация на самих себе и самосохранении за счет приспособления к позиции коллектива. Подростки же постконвенционального уровня характеризуются противоположной тенденцией - ориентацией нравственного сознания не столько на собственную личность, сколько на окружающих и ответственное поведение относительно них. Для таких подростков, в отличие от первых, свойствен выбор мотивации и поведенческих моделей, связанных с трансценди-рующими объектами: игнорирование поведения, построенного на концентрации усилий на отдыхе, развлечениях и чувственных удовольствиях; повышенная активность в профессиональной деятельности, учебе, общественных отношениях.

Исследование показало, что подростки-боксеры, находящиеся на конвенциональном уровне развития нравственных суждений, более успешны социально и лучше адаптированы в коллективе, поскольку выбирают простой путь нравственного развития - прямое копирование расхожих позиций, традиций, установок и обычаев, принятых в коллективе. В группе подростков с постконвенциональным уровнем развития нравственных суждений наблюдается некоторая отверженность их сверстниками, отсюда - повышенная тревожность таких юношей, определенная подсознательная неуверенность в правильности своего поведения.

Резюмируя итоги проведенного исследования, можно сделать следующие выводы. 1) Подтвердилась положительная связь между постконвенциональным уровнем развития нравственных суждений и степенью сфор-мированности ценностной сферы личности подростка-боксера. 2) Не была доказана гипотеза о наличии связи между уровнем развития нравственных суждений и свойствами личности (связь уровней развития оказалась незначительной - большинство корреляций

значимы лишь на уровне а = 0,05). Это косвенно согласуется данными исследований других ученых, доказавших, что окончательное оформление личностных свойств совершается в более зрелом возрасте. 3) Подтвердилась гипотеза о том, что подростки-боксеры с более высоким уровнем развития нравственных суждений и соблюдения моральных традиций обладают большей способностью понимать других людей, уровень эмпатических тенденций у них выше, чем у других. 4) Установлено, что подростки-боксеры с более высоким уровнем развития нравственных суждений действительно имеют серьезные трудности в коллективе, поскольку сверстники склонны отвергать более развитых нравственно ребят, «раздражающих» окружающих своими высокими моральными стандартами.

Литература

1. Акмамбетов Г.Г. Нравственная культура и личность. Алма-Ата, 1988.

2. Антилогова А.Н. Нравственное сознание личности и его структура // Сибирская психология сегодня: сб. науч. тр. Кемерово : Кузбассвузиздат,

2002. URL: // http://hpsy.ru/publie/x2480.htm.

3. Архангельский Л.М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности. М. : Изд-во МГУ, 1999.

4. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М. : Изд-во Инта практ. психологии, 1996.

5. Белорусова В.В. Воспитание в спорте. М. : Физкультура и спорт, 1974.

6. Бокс: справочник / сост. Н.Н. Тараторин. М. : Физкультура и спорт, 1976.

7. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. 1995. № 4. С. 29 - 36.

8. Гессен С.И. Основы педагогики : введение в прикладную философию / отв. ред. и сост. П.В. Алексеев. М. : Школа-Пресс, 1995.

9. Закон РФ от 9 октября 1992 г. № 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 46. Ст. 2615.

10. Здравомыслов А.Г., Ядов В.А. Отношение к труду и ценностные ориентации личности // Социология в СССР. М., 1965. Т. 2. С. 189 - 208.

11. Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности - основа целостного учебно-воспитательного процесса. М. : НМО «Творческая педагогика», 1993.

12. Кирьякова А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей. Оренбург : Оренбург. гос. пед. ин-т, 1996.

13. Крэйг Г. Психология развития. СПб. : Питер, 2000.

14. Ларушфуко Ф., Паскаль Б., Лабрюйер Ж. Суждения и афоризмы. М. : Мысль, 1990.

15. Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. М. : Смысл, 1997.

16. Марьенко Н.С. Основы процесса нравственного воспитания школьников. М. : Просвещение, 1980.

17. Нешев К. Этика счастья / пер. с болг. М. : Знание, 1982.

18. Никандров Н.Д. Ценности как основа целей воспитания // Педагогика. 1998. № 3. C. 3 - 10.

19. Новейший философский словарь. 3-е изд., испр. Минск : Кн. дом, 2003.

20. Основные проблемы нравственного и эстетического воспитания специалистов по физической культуре и спорту : межвуз. сб. науч. тр. Л. : Изд-во ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта, 1987.

21. Пороховская Т.И. Ценность и оценка в морали. М.: Просвещение, 1988.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М. : Педагогика, 1976.

23. Соколов А.В. Феномен социальнокультурной деятельности : моногр. СПб. : СПбГУП,

2003.

24. Соколов Э.В. Культура и личность. Л. : Наука, 1972.

25. Социальная культурология: пособие для студ. вузов. 2-е изд., испр. и доп. М. : Аспект Пресс, 1996.

26. Социальная педагогика : курс лекций : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под общ. ред. М.А. Галагузовой. М. : ВЛАДОС, 2001.

27. Сулейманова Н.А. Цели и ценности воспитания // Мое Отечество. 1998. № 2. С. 57 - 61.

28. Титаренко А.И. Структуры нравственного сознания: опыт этико-философского исследования. М. : Мысль, 1974.

29. Узнадзе Д.Н. Основные положения теории установки. М. : Педагогика, 1961.

30. Философский энциклопедический словарь. М. : Сов. энцикл., 1983.

31. Шаров А.С. Формирование ценностных ориентаций и поведение личности. Омск : Изд-во ОмГПУ, 1993.

32. Kohlberg L. Essays in Moral Development. V. II: The Psychology of Moral Development. N.Y. : Harper and Row, 1984.

Moral consciousness of a personality of a teenager boxer

There is described the phenomenon of moral consciousness and its structure with regard to teenagers, who go in for boxing.

Key words: moral consciousness, teenager, boxing.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.