УДК 796.011.2
А. М. Коробков
РЕАЛИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ В СПОРТИВНОЙ ФЕДЕРАЦИИ ТЕХНОЛОГИЯМИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА
Раскрывается содержание воспитательной функции в спортивной федерации; определяются возможности технологий педагогического менеджмента в стимулировании мотивации педагогов-тренеров и их воспитанников — юных спортсменов.
The article focuses on the educative function of a sports federation and the capacities of pedagogical management technologies in improving the motivation of teachers/coaches and their students.
Ключевые слова: спортивная федерация, воспитательная функция, педагогический менеджмент, педагогическое стимулирование.
Key words: sports federation, educative function, pedagogical management, pedagogical stimulation.
Спортивная федерация как общественное физкультурно-спортивное объединение функционирует в режиме социального управления. «Социальное управление — это сознательное, планомерно организованное, систематическое взаимодействие субъекта управления и объекта управления в целях его упорядочения, сохранения качественной определенности и развития» [1, с. 18]. Основная задача руководителя в таком контексте состоит в том, чтобы постоянно управлять деятельностью других людей в специфических условиях их труда и в пределах своей компетенции.
Профессиональная деятельность председателя спортивной федерации включает ряд важнейших направлений: развитие организации с помощью ресурсов из различных источников, внедрение инноваций, постановка целей и обеспечение предпосылок для их выполнения, стимулирование творческого и профессионального роста сотрудников, взаимодействие с разными категориями субъектов управления по решению вопросов развития организации. Каждое из отмеченных направлений реализует систему управленческих функций: информационно-
аналитическую, инновационную, хозяйственно-экономическую, планово-отчетную, кадровую, организационную, контролирующую, воспитательную, коммуникативную, профессиональнопедагогическую [2, с. 111 — 112]. Данные функции в комплексе способствуют эффективности деятельности спортивной федерации. Вместе с тем приоритетными в аспекте социального управления выступают функции, формирующие субъектов физкультурно-спортивной организации: воспитательная и профессионально-педагогическая. По мнению С. С. Драчева, их содержание реализуется в профессиональных задачах, действиях и навыках руководителя спортивной федерации.
• Воспитательная функция имеет задачей психолого-педагогическое воздействие на объекты управленческой деятельности, стимулирование сотрудников федерации к высокоэффективному труду; она обнаруживается в действиях обеспечения дружной слаженной работы исполнителей, создания благоприятной психологической атмосферы в коллективе, оказания помощи в творческом и профессиональном росте сотрудников федерации. Результаты осуществления данной функции: отсутствие производственных конфликтов, доброжелательное сотрудничество для выполнения поставленных задач и высокие спортивные достижения.
• Задача профессионально-педагогической функции — использование современных профессионально-педагогических технологий по обеспечению эффективного управления спортивной федерацией; функция реализуется в применении современных педагогических средств и методов, направленных на повышение результативности подготовки и выступления спортивной команды. Итоги осуществления функции: рост спортивных достижений, улучшение качества учебно-тренировочного процесса, завоевание международного авторитета [2, с. 112].
Таким образом, сегодня педагогика спортивной федерации в качестве ведущей, воспитательной деятельности акцентирует психолого-педагогическое воздействие и стимулирование, а в качестве педагогических средств — технологии педагогического управления.
Среди тенденций в управлении спортивной федерацией — его конкретизация в понятии «менеджмент». «Применительно к сфере физиической культуры и спорта наблюдается резкий переход от командно-административной формы управления к менеджменту, то есть гибкой децентрализованной системе воздействия субъекта управления на объект, построенный не на распорядительстве и беспрекословном подчинении, а на стимулировании работников,
Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2011. Вып. 4. С. 133 — 137.
воспитании у них предприимчивости, инициативы, самостоятельности, доверительных отношений с людьми» [2, с. 63].
На демократизацию в развитии детского и юношеского спорта в Калининградской области указывает В. К. Пельменев, считая одной из ведущих тенденций совершенствования управления физической культурой и спортом демократизацию, которая предполагает включение в процессы управления общественности, замену административно-командных методов методами социальноэкономического и общественного управления [4]. Управлять людьми с точки зрения менеджмента — это стимулировать их актуальные потребности. Так, педагоги-тренеры и их воспитанники становятся объектом стимулирования личностно значимых целей: профессионально-
педагогической самореализации тренера и спортивных достижений спортсменов. От выстроенной мотивационной политики зависят эффекты менеджмента в спортивной федерации.
Какие теоретико-методологические основы служат базой мотивационной политики спортивной федерации? Во-первых, теория педагогического менеджмента, согласно которой «управленческий процесс необходимо повернуть лицом к человеку, положить в его основание направление человекосообразности... необходимо сфокусировать его на разрешении проблем качества развития личности» [2, с. 216]. Во-вторых, концепция педагогического стимулирования, сущность которой заключается в научном обосновании целенаправленной организации комплекса внешних факторов (стимулов), являющихся побудительными средствами актуализации реальных и потенциальных возможностей личности, развития субъектности в условиях благоприятного морально-психологического климата [5]. В-третьих, методика педагогического стимулирования, указывающая в качестве педагогического и психологического воздействия на личность в воспитательных целях методы убеждения, внушения и заражения, «личный пример» и подражания, упражнения и приучения, обучения, стимулирования (соревнование и поощрение), контроля и оценки — в совокупности воздействующие:
1) на потребности, интересы, склонности, то есть источники мотивации активности, поведения человека;
2) установки, групповые нормы, самооценки людей, то есть на факторы, которые регулируют активность;
3) состояния, в которых человек находится (тревога, возбужденность или депрессивность и т. п.) и которые изменяют его поведение [6, с. 523].
Обозначенные положения определяют содержание мотивационной политики, реализованной в федерации бокса Калининградской области в направлении развитие детско-юношеского спорта.
С апреля 2000 г., когда была создана федерация, бокс в Калининградской области вышел на новый, еще более высокий уровень. Создана великолепная тренировочная база, которая дает возможность многим ребятам заниматься этим видом спорта. Так, детско-юношеская спортивная школа по боксу № 12 работает с февраля 2007 г. В ней занимаются более 500 ребят от 8 до 18 лет. С ними работают высококвалифицированные тренеры, такие, как Л. Л. Плиговка, А. А. Комков, А. Ф. Ельцов и другие. Минимальный возраст зачисления в школу — 8 лет, занятия — бесплатные.
В школе бокса действуют группы начальной подготовки, учебно-тренировочные и спортивного совершенствования. Задача этапа начальной подготовки — привлечение максимального количества детей и подростков к систематическим занятиям спортом, утверждение здорового образа жизни, воспитание физических, морально-этических и волевых качеств детей. Цели занятий в учебно-тренировочных группах — совершенствование физического развития и улучшение здоровья, рост спортивных результатов с учетом индивидуальных особенностей ребят. Этап спортивного совершенствования — специализированная подготовка перспективных спортсменов для достижения стабильно высоких результатов, позволяющих войти в сборную команду РФ.
На каждом этапе подготовки боксеров осуществляется разработанная в федерации бокса мотивационная политика.
Мотивационная политика федерации бокса Калининградской области представляет собой последовательно реализуемую систему стимулов, актуализирующих педагогический потенциал педагогов-тренеров и спортивный ресурс юных боксеров. Система стимулов включает моральные и материальные средства, адекватные педагогическим методам стимулирования.
Моральные стимулы: объявление благодарности в приказе председателя федерации; награждение почетной грамотой федерации, ценным подарком; представление к награждению почетной грамотой агентства спорта, агентства молодежной политики, Министерства образования Калининградской области, Министерства образования Российской Федерации, нагрудным знаком «Почетный работник народного образования Российской Федерации»; присвоение почетного звания; повышение квалификации по выбору педагога-тренера.
Материальные стимулы: надбавки за высокие спортивные достижения спортсменов; денежные премии за победы воспитанников на ответственных всероссийских и мировых соревнованиях;
обеспечение экипировкой; бесплатное питание; направление ' и оплата обучения в образовательных учреждениях; присуждение гранта; улучшение жилищных условий.
Критерии выбора морального и материального стимулирования: уровень соревнования, в котором участвует юный боксер, и количество завоеванных медалей.
Разработанная система методов педагогического стимулирования институционально закреплена в Положении о моральном и материальном стимулировании педагогов-тренеров и юных спортсменов федерации бокса Калининградской области. Результатами следования данному Положению стали перечисленные ниже достижения боксеров.
Армен Акопян, 1993 г. рождения (тренер Леонид Плиговка), в составе сборной команды Калининградской области занял I место на первенстве Северо-Запада 2007 г.
Дмитрий Ковалёв, которым на год моложе Армена, пополнил копилку наград нашей команды, заняв II место. Его тоже тренирует Леонид Плиговка.
В апреле 2008 г. на первенстве России в Санкт-Петербурге призовые места заняли Роман Журавлёв, Сахил Аббасов, Армен Акопян и Александр Морохин (тренеры Леонид Плиговка и Андрей Устенюк). Александр Морохин еще учится в школе, но его коллекции наград могут позавидовать и взрослые спортсмены. Главные достижения Александра таковы: он победитель международных турниров по боксу «Серебряные перчатки» среди юношей 1995 г. рождения, весовая категория до 34 кг (апрель 2007 г.) и до 38 кг (март 2008 г.); мальчик занял I место в областном детском фестивале боксерских дарований (ноябрь 2007 г.), стал победителем первенства СевероЗападного федерального округа среди юношей 1994 — 1995 гг. рождения с весом до 38,5 кг в Санкт-Петербурге (апрель 2008 г.) [7].
Реализация воспитательной и профессионально-педагогической функций средствами педагогического менеджмента в федерации бокса Калининградской области обеспечила ее высокий статус в российском и мировом спортивном сообществе. Проведение в 2008 г. чемпионата России по боксу в Калининграде и организация здесь пилотного региона по подготовке сборной России по боксу к Олимпиаде-2012 в Лондоне оказались тому объективным свидетельством.
Список литературы
1. Воронин С. Э., Филиппов С. С. Правовая информация в управлении физкультурно-спортивными организациями: моногр. / СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта. СПб., 2000.
2. Драчев С. С. Теория и методика профессионального совершенствования субъектов управления общественными физкультурно-спортивными объединениями и организациями: моногр. СПб., 2002.
3. Конаржевский Ю. А. Менеджмент и внутришкольное управление. М., 2000.
4. Пельменев В. К. Физическая культура и спорт в эксклавном регионе России: состояние и перспективы: моногр. Калининград, 2002.
5. Равкин З. И. Проблемы педагогического стимулирования и методологии исследования истории современной школы / под ред. З. И. Равкина. Йошкар-Ола, 1972.
6. Столяренко Л. Д., Самыгин С. И. Психология и педагогика в вопросах и ответах. Ростов н/Д, 2000. (Учебники, учебные пособия.)
7. Королёва К. Примерь перчатки. URL: http//www.klops.ru/news/Sport/ 6426/Primer-perchatki.html
Об авторе
Андрей Михайлович Коробков — асп., Балтийский федеральный университет им. И. Канта.
About author
Andrey M. Korobkov, PhD student, Immanuel Kant Baltic Federal University.