Научная статья на тему 'Педагогические условия развития нравственных качеств подростков в процессе занятия боксом'

Педагогические условия развития нравственных качеств подростков в процессе занятия боксом Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1263
238
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОКС / ПОДРОСТОК / ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ СПОРТСМЕНА / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ПОДРОСТКОВ-БОКСЕРОВ / BOXING / THE TEENAGER / FORMATION OF MORAL QUALITIES OF SPORTSMEN / VALUABLE ORIENTATIONS OF TEENAGERS-BOXERES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Насыров Михаил Рафаилович

В работе обосновывается модель процесса нравственного воспитания подростков-боксеров и педагогический потенциал бокса как средства формирования нравственных качеств и ценностей. Методологической основой исследования послужили положения психолого-педагогических трудов о физическом воспитании как факторе нравственного развития личности. Для решения задач исследования использовался комплекс методов: обобщение педагогического опыта; длительное наблюдение за спортивной деятельностью воспитанников; создание педагогических ситуаций, беседы, интервью; контрольные измерения. Исследование проходило в несколько этапов с 2009 года. Представлены результаты апробации педагогической модели процесса воспитания подростков-боксеров в условиях спортивной секции, описаны основные педагогические ситуации в логике этого процесса. Представлены уровни сформированности нравственных качеств подростков-боксеров, методы их воспитания. Выявлены причинно-следственные связи взаимодействия подростков в системе «подросток тренер детский спортивный коллектив» как непосредственного источника и средства воспитания нравственных качеств личности в процессе занятий боксом. На основе проведенного исследования в практику работы боксерских спортивных школ и клубов может быть внедрен этапный процесс воспитания нравственных качеств подростков, который позволяет диагностировать, прогнозировать и целенаправленно формировать нравственное воспитание подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF DEVELOPMENT OF MORAL QUALITIES OF TEENAGERS DURING EMPLOYMENT BY BOXING

The model of process of moral education of teenage boxers and pedagogical potential of boxing locates in work as means of formation of moral qualities and values. Formed a methodological basis of research of the provision of psikhologo-pedagogical works about physical training as a factor of moral development of the personality. For the solution of research problems the complex of methods was used: synthesis of pedagogical experience; long supervision over sports activity of pupils; creation of pedagogical situations, conversations, interview; control measurements. Research took place in some stages since 2009. Results of approbation of pedagogical model of process of education of teenage boxers in the conditions of sports section are presented, the main pedagogical situations in logic of this process are described. Levels of formation of moral qualities of teenage boxers, methods of their education are presented. Relationships of cause and effect of interaction of teenagers in system "the teenager the trainer children's sports collective" as direct source and educational tool of moral qualities of the personality in the course of occupations by boxing are revealed. On the basis of the conducted research in practice of work of boxing sports schools and clubs landmark process of education of moral qualities of teenagers which allows to diagnose, predict and purposefully to form moral education of teenagers can be introduced.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия развития нравственных качеств подростков в процессе занятия боксом»

DOI: 10.12731/2218-7405-2013-10-43 УДК 37.034

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННЫХ

КАЧЕСТВ ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЯ БОКСОМ

Насыров М.Р.

В работе обосновывается модель процесса нравственного воспитания подростков-боксеров и педагогический потенциал бокса как средства формирования нравственных качеств и ценностей.

Методологической основой исследования послужили положения психолого-педагогических трудов о физическом воспитании как факторе нравственного развития личности.

Для решения задач исследования использовался комплекс методов: обобщение педагогического опыта; длительное наблюдение за спортивной деятельностью воспитанников; создание педагогических ситуаций, беседы, интервью; контрольные измерения.

Исследование проходило в несколько этапов с 2009 года. Представлены результаты апробации педагогической модели процесса воспитания подростков-боксеров в условиях спортивной секции, описаны основные педагогические ситуации в логике этого процесса. Представлены уровни сформированности нравственных качеств подростков-боксеров, методы их воспитания. Выявлены причинно-следственные связи взаимодействия подростков в системе «подросток - тренер - детский спортивный коллектив» как непосредственного источника и средства воспитания нравственных качеств личности в процессе занятий боксом.

На основе проведенного исследования в практику работы боксерских спортивных школ и клубов может быть внедрен этапный процесс воспитания

нравственных качеств подростков, который позволяет диагностировать, прогнозировать и целенаправленно формировать нравственное воспитание подростков.

Ключевые слова: бокс; подросток; воспитание нравственных качеств спортсмена; ценностные ориентации подростков-боксеров.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF DEVELOPMENT OF MORAL QUALITIES OF TEENAGERS DURING EMPLOYMENT BY BOXING

Nasyrov M.R.

The model of process of moral education of teenage boxers and pedagogical potential of boxing locates in work as means of formation of moral qualities and values.

Formed a methodological basis of research of the provision of psikhologo-pedagogical works about physical training as a factor of moral development of the personality.

For the solution of research problems the complex of methods was used: synthesis of pedagogical experience; long supervision over sports activity of pupils; creation of pedagogical situations, conversations, interview; control measurements.

Research took place in some stages since 2009. Results of approbation of pedagogical model of process of education of teenage boxers in the conditions of sports section are presented, the main pedagogical situations in logic of this process are described. Levels of formation of moral qualities of teenage boxers, methods of their education are presented. Relationships of cause and effect of interaction of teenagers in system "the teenager - the trainer - children's sports collective" as direct source and educational tool of moral qualities of the personality in the course of occupations by boxing are revealed.

On the basis of the conducted research in practice of work of boxing sports schools and clubs landmark process of education of moral qualities of teenagers which allows to diagnose, predict and purposefully to form moral education of teenagers can be introduced.

Keywords: boxing; the teenager; formation of moral qualities of sportsmen; valuable orientations of teenagers-boxeres.

Необходимость исследования условий нравственного воспитания подрастающего поколения вызвана ослаблением моральных устоев в семье и обществе, утратой или снижением ценностных ориентаций в учебе, искаженным правосознанием молодых людей, преобладанием личных желаний над общими интересами, гражданским долгом, ростом эгоцентрических мотивов в сознании подростков и, как следствие, тенденции увеличения асоциальных проявлений в поведении детей данного возраста.

Новые социальные ориентиры требуют поддержки и развития таких качеств, как отношение к другому человеку как к абсолютной ценности, деловитость, творческая самостоятельность, самодисциплина, успешность личности. В содержании воспитания любого вида и в любой сфере доминантами являются нормы и категории морали. Они задают своего рода моральный образец, который особенно значим для детского и подросткового возраста, когда происходит становление нравственных оценок и мотивов поведения ребенка. Специфика моральной нормы в том, что при всей своей «жесткости» она не может быть навязана воспитаннику путем внешнего принуждения, а непременно предполагает сознательное принятие ее смысла, трансформации ее в механизмы совести и саморегуляции. Одна из закономерностей становления личности состоит в возрастании ее внутренней свободы, потребности в самостоятельности и сопротивлении всякому принуждению (В.А.Петровский, В.И.Слободчиков и др.), поэтому «командными» методами воспитать нравственное поведение невозможно -

необходимо создать условия для принятия нравственных норм как личностно значимых. Зачастую применение именно такого рода методов и различных форм регламентации поведения подростков используют при попытках осуществления нравственного воспитания в процессе занятий спортом, в результате чего подростки теряют интерес и к занятиям физической культурой, и к тем нормам которые предлагают при этом взрослые. Вместе с тем, именно в системе дополнительного физического образования, на секциях, где, как правило, у подростков высокая мотивация и устремленность к выбранной деятельности, создается ситуация становления личности, обладающая уникальным нравственно-развивающим потенциалом, в силу чего тренер может воздействовать на личность воспитанника не «командными», а подлинно воспитательными методами.

Спортивная деятельность вообще и бокс как вид спорта имеют специфические особенности, связанные с условиями жесткого состязания, максимальным напряжением физических и духовных сил. Бокс же как вид спорта предъявляет особые требования к личности подростка-спортсмена. И не только в плане его физической, но и нравственной готовности к занятиям данным видом спорта.

Уровень развития спорта высших достижений диктует необходимость разработки более эффективных путей обучения и подготовки юных боксеров. Это связано с тем, что возраст участников крупнейших международных турниров по боксу за последние годы снижается [6, с.7]. Специфическим содержанием бокса является оптимальное соотношение интеллектуальных, психических и двигательно-координационных качеств. Необходимость прогнозирования действий противника и опережение его движений, развитие наблюдательности и внимания, двигательной памяти, преодоления стрессовых ситуаций формируют ответственность за самостоятельно принятые решения, за вклад в успех команды, развивают целеустремленность [2, с.46].

Обследования, однако, показывают, что педагоги-тренеры спортивных секций и клубов по боксу в последнее время придают все меньшее значение воспитанию нравственных качеств у подростков. Если же и уделяют внимание воспитанию нравственности, то почти всегда обуславливают его исключительно достижением персональных успехов в спорте, ограничивая тем самым сферу проявления нравственного сознания личности подростка и возможности его адекватной социализации. Все реже педагогами-тренерами ставятся воспитательные задачи, направленные на формирование ценностных ориентаций подростков в целом, безотносительно к спортивной деятельности. Это замедляет становление нравственных качеств юных спортсменов в процессе учебно-тренировочной деятельности, или даже в известной мере дезориентирует моральное развитие личности.

Проблема воспитания нравственных качеств в процессе занятий боксом еще недостаточно разработана в педагогических, психологических и спортивных исследованиях. Нравственные качества изучаются преимущественно в связке с волевыми. В.И. Селиванов придает особое значение саморегулирующей функции воли, способствующей осуществлению ведущих идей и нравственных принципов. Связь волевых качеств с нравственными подчеркивается в исследовании В.Е. Турина, рассматривающего уровни морально-волевой активности подростков. Одновременно с этим работ, посвященных воспитанию у подростков нравственных качеств средствами спорта, относительно мало: С.А. Алексеев, Н.М. Богатырев, Ю.И. Зотов, Ю.П. Мальцев, А.И. Михеев, и др.

Анализ работ по проблеме формирования нравственных качеств личности подростка средствами спортивной деятельности показал, что отсутствует научно-обоснованный подход к диагностике нравственно-волевого развития подростков, не прослежен характер зависимостей между ходом их развития и системой воспитания в спортивной школе, лишь частично раскрыты пути его стимулирования в процессе индивидуальных бесед со школьниками и в ходе их

практической спортивной деятельности; не выявлено четких положений и слабо представлены экспериментальные доказательства того, что воспитание нравственно-волевых качеств личности подростка в процессе занятий боксом требует создания совокупности социально-педагогических условий, обеспечивающих эффективность этого процесса.

Таким образом, можно констатировать наличие противоречий между требованиями педагогической практики нравственно-волевого развития личности подростка в процессе занятий боксом и знаниями о педагогических условиях его обеспечения, а именно: идея нравственного воспитания подростков средствами спорта пока еще не разработана как воспитательная система, не обеспечена практически ориентированными способами диагностики сформированности нравственных качеств подростков, проявляющихся в спортивной деятельности на примере бокса; в значительной мере в теории отсутствует описание условий эффективности средств нравственного воспитания подростков в спортивной деятельности посредством бокса, пути создания нравственно-развивающей ситуации в тренировочной среде. В этой связи целью нашего исследования выступала разработка модели процесса воспитания нравственных качеств детей подросткового возраста в процессе подготовки юных боксёров.

Методологической основой исследования послужили положения психолого-педагогических трудов о физическом воспитании как факторе нравственного развития личности (А.Д. Новиков, П.Ф. Лесгафт, Е.И.Огуренков, С.Л. Рубинштейн, Г.А. Недвецкая, А.Ф. Бойко, В.П. Филин и др.), а также философские идеи педагогической антропологии о человеке и его воспитании, о диалектике единства его психической и физической активности, учение о природе и сущности человеческой активности, ее целесообразном и творческом характере, психолого-педагогические закономерности развития личности (становление личности в среде, которая востребует проявления личностной позиции; влияние на личность деятельности, создающей условия для

самореализации; роль пережитых событий в образовании характера личности и др.) изложенные в работах Л.И. Божович, Б.С.Братуся, А.Г.Ковалева и др.

Исследование проводилось на базе детско-юношеской спортивной школы олимпийского резерва по боксу «Алмаз» г. Челябинска. В исследовании было задействовано свыше 80 подростков, а также их родители, педагоги и тренеры.

На первом этапе (предварительный 2007-2008 гг.) изучалось содержание научной и методической литературы по проблеме, формировалась теоретическая концепция исследования, разрабатывалась опытная программа, проводился предварительный эксперимент, в ходе которого проверялись и уточнялись процессы, механизмы педагогического воздействия на личность подростков средствами физического воспитания. Оценивалась адекватность и правильность отобранных подходов, вариантов опытной программы и методики воспитывающего обучения средствами бокса. Разрабатывалось обоснование системы физических упражнений и духовно-нравственных ситуаций для формирования их нравственных качеств.

В ходе основного эксперимента проверялась эффективность разработанной программы и методики воспитания нравственных качеств в процессе начальной подготовки подростков-боксеров. Определялись сдвиги в физическом развитии опытной и контрольной групп, изменения в их физическом развитии, новообразования в личностной сфере подростка, проводились педагогические наблюдения на тренировках, осуществлялся социально-психологический опрос занимающихся и их родителей, изучался уровень психологического развития, исследовалась степень важности волевых нравственных качеств личности. Кроме этого исследовались социально-экономические и бытовые условия жизни занимающихся опытной и контрольных групп, которые имели значения для осуществления положительного развития детей подросткового возраста.

Перед началом опытной работы нами был проведен учет количественного и возрастного состава занимающихся в экспериментальных группах, состояние

их здоровья, физического развития, физической подготовленности. Собраны сведения о социально-экономических условиях жизни детей, проводилось психологическое обследование, исследования оценки морально-волевых качеств, изучение окружающей среды, влияющей на личность полростка, исследования степени важности морально-волевых качеств личности детей экспериментальных групп. Таким образом, мы убедились в том, что занимающиеся в экспериментальной и контрольной группах существенно не отличались друг от друга (за редкими исключениями) ни по состоянию здоровья, ни по физическому развитию, ни по физической подготовленности и нравственным показателям. В связи с этим мы произвольно выбрали одну группу в качестве основной для ведения в ней занятий по разработанной программе.

На заключительном этапе (2011-2013 гг.) анализировались полученные результаты и подводились итоги. Осуществлялся сравнительный анализ проявлений нравственных качеств подростков в группах; продолжался поиск необходимых и достаточных педагогических условий, обеспечивающих эффективность процесса их формирования, осуществлялась систематизация, обобщение и анализ полученных экспериментальных данных, формулировались выводы и рекомендации на основе наблюдений в процессе работы по внедрению результатов исследования.

В качестве основных проявлений личности, характеризующих развитие нравственности, мы определили: чувство ответственности перед коллективом, стремление соблюдать нравственные нормы и законность, транслировать их в окружающую среду, относится к другому человеку как к безусловной ценности, вне зависимости от его статуса, общественной значимости и т.п.. Это, как мы полагали, проявляется в гуманистической направленности личности, в уважении прав другого человека и его достоинства, отношение к личности другого как к самоценности. В ходе экспериментальной работы число выдвинутых качеств конкретизировалось, что нашло отражение в модели

формирования нравственных качеств личности подростка в процессе занятий боксом. В качестве критериев сформированности нравственных представлений и качеств личности подростка-боксера мы выдвинули: сформированность картины мира; сформированность представлений о боксе как форме поединка со своей этикой и правилами; трудолюбие; добросовестность; дисциплинированность; культура поведения; степень участия подростка в общественной деятельности; степень рефлексии, самообразования и самовоспитания; уважение прав другого человека и его достоинства, отношение к личности другого как к ценности, чувство товарищества; стремление соблюдать нравственные нормы и законность, транслировать их в окружающую среду.

Для формирования у подростков указанных качеств была разработана система педагогических ситуаций, создаваемых в процессе учебно-тренировочных занятий. При этом мы опирались на исследования В.В.Серикова [4; 5], Н.В.Ходяковой [7; 8] и др. о ситуационном механизме воспитания личностных качеств. Первая такая ситуация, которая непременно возникает в процессе воспитания - это «открытие самого себя». Для разных подростков она выглядела по-разному. Но в любом случае, как мы полагали, в процессе воспитания должен быть момент, когда воспитанник в неком зеркале увидит себя, заинтересуется собой, увидит в себе новые силы, поверит в них.

Вторая ситуация - «принятие нового смысла» деятельности, ценности, роли. Как правила, это - такой момент воспитания, когда воспитанник попадает в новый круг общения, видит преимущество нового образа жизни, ориентируется на образцы поведения значимых людей.

Третью ситуацию мы, в соответствии с концепцией указанных авторов, назвали «ситуацией самопреодоления». В ней воспитанник побуждается к сознательному усилию над собой, поступку, к ломке привычного образа жизни,

изменению стереотипов. То, что вначале требовало волевого усилия, постепенно превращается в привычку и даже в удовольствие.

Четвертая - ситуация «переживания и преодоления собственных ошибок». Это - непременный психологический момент воспитания, когда воспитанник побуждается к рефлексии своего опыта, когда актуализируется главный нравственный регулятор поведения - совесть, видение собственный вины в своих злоключениях и неудачах, желание стать лучше.

Пятая - ситуация «планирования будущего». Этими терминами мы обозначаем не только спортивно-карьерные планы, но и выработку ценностных ориентиров, правил поведения в будущем. Словом, речь идет о целостном образе себя в будущем.

Эти ситуации на практике создавались на различных по содержанию задачах и спортивных моментах, в процессе преодоления различных затруднений, но являются непременным атрибутом воспитания, его своеобразным психологическим содержанием.

Итак, мы полагали, что в основе воспитания лежит цепь жизненных ситуаций-событий, своего рода ситуационно-событийный механизм, формирующий нравственный, личностно-рефлексивный опыт воспитанника.

Целенаправленно организуемые педагогические ситуации создавали возможность постановки подростков-боксеров в такие условия, в которых те могли проявить или восполнить недостающие нравственные качества. Эффективность обеспечивалась системностью создания указанных педагогически целесообразных ситуаций, подчиненных единой воспитательной цели, которые усложнялись по мере совершенствования личности подростка-боксера и организационной среды и атмосферы спортивного коллектива.

В эксперименте по указанным выше критериям определялись изменения в нравственных качествах юных спортсменов. В качестве основных критериев мы избрали сформированность потребности в понимании, сопереживании, содействии подростка-боксера в отношениях с окружающими его людьми. Для

целенаправленного формирования нравственных качеств подростков-боксеров была выстроена модель педагогического воздействия, включавшая указанные выше пять ситуаций.

Анализ исследований по проблеме генезиса нравственной сферы личности позволяет говорить о четырех уровнях нравственной зрелости личности в соответствии с указанными выше критериями. Применительно к критерию ответственности перед коллективом картина уровней выглядит следующим образом.

Минимальный (низкий) уровень ответственности имеет место, когда подросток-боксер не осознает себя членом коллектива, команды, когда ему кажется, что как раз все остальные в большей мере должны думать о нем. И хотя он иногда испытывает чувство гордости за то, что работает с авторитетным тренером и в известной школе бокса, но его переживания пока еще далеки от чувства ответственности.

Средний уровень ответственности характеризуется возникновением эмоциональной привязанности к коллективу, желанием внести вклад в общий спортивный успех, быть замеченным тренером и товарищами, проявить для этого дополнительные усилия. Условно это можно назвать квазиответственностью.

Высокий достаточный, уровень характеризуется тем, что подросток осознает смысл ответственности друг за друга, взаимовыручки как нравственного качества и единственно возможного способа бытия в спорте и в жизни вообще. Ответственное отношение к любому делу становится привычкой.

Высший уровень характеризуется устойчиво проявляющимся чувством ответственности перед коллективом, осознанием невозможности другого способа бытия, стремлением соблюдать нравственные нормы и законность, транслировать их в окружающую среду, побуждать других к такому же отношению. Этот уровень проявляется в гуманистической направленности

личности в виде совокупности взглядов, выражающих уважение прав другого человека и его достоинства, отношение к личности другого как к ценности.

Указанные дефиниции уровней послужили шкалой для измерения и мониторинга развития данного качества.

Исходя из задач экспериментальной работы, объектом формирующего воздействия выступали подростки-боксеры первых трех уровней, а подростки, отнесенные к высшему уровню ответственности, выступали как помощники тренера, представители актива, «проводники» воспитательных влияний и образцов поведения.

Перед началом опытно-экспериментальной работы была определена модель процесса формирования нравственных качеств личности подростка-боксера на примере воспитания ответственного отношения к команде. Основная идея данной модели состояла в том, чтобы обеспечить последовательный перевод большинства подростков с низких уровней ответственности на более высокие, используя представленную выше систему педагогических ситуаций.

Предложенная шкала уровней служила основанием и для определения целей каждого этапа процесса. Ведущей целью на первом этапе эксперимента было обеспечение перехода большинства воспитанников с низкого уровня ответственности на средний. С теми, кто уже находился на уровне и выше, работа велась по отдельной программе. В этом плане модель - это абстрактная характеристика процесса, ориентирующаяся на статистическое большинство воспитанников. На этом этапе подготовки подростков-боксеров целью также являлось повышение психо-функциональных состояний на основе первых выступлений и общей техники подготовки подростка-боксера. Одной из важных задач реализации целей начального периода обучения подростков-боксеров на первом году тренировочных занятий была разработка индивидуального стиля в процессе усвоения техники атакующих и защитных действий. Тренировочные занятия с юными спортсменами-боксерами

(новичками) не были ориентированы на достижение в первые годы занятий высокого спортивного результата (на этапах начальной подготовки), а нагрузки должны были соответствовать функциональным возможностям растущего организма. Именно поэтому большую роль на начальных этапах подготовки будет играли не только тактическая и техническая, но и психологическая подготовка в единстве с ориентировкой в пространстве всего спортивного коллектива, развитием чувства ответственности и в целом нравственного сознания.

Доминирующим воспитательным средством на первом этапе выступало моделирование в работе с подростками ситуации «открытия самого себя». Для этого тренером и его помощниками из более опытных спортсменов проводились такие психологические упражнения-коллизии, которые побуждали подростков к осознанию того, что к победе на ринге его может привести только чувство сопричастности к команде, ответственность перед ней, умение учиться у своих товарищей.

Целью второго этапа опытной работы было формирование у большинства юных спортсменов высокому уровня ответственности перед спортивным коллективом, что проявляется в осознании смысла верности команде, взаимовыручки как нравственного качества и единственно возможного способа бытия в спорте и в жизни вообще а ответственное отношение к любому делу становится привычкой.

Доминирующим средством достижения этой цели становится ситуация принятие нового смысла своей спортивной деятельности, возможности социально-нравственной самореализации в спортивной деятельности. и ситуация самопреодоления, самовоспитния.

Цель третьего этапа - достижение высшего уровня ответственного отношения к своему коллективу. Воспитанники, достигшие этого уровня во всех ситуациях выступают носителями образцов нравственной культуры.

В качестве средства достижения этой цели использовались ситуации переживания и преодоления собственных ошибок и ситуация построения планов на будущее. Суть этих ситуаций в максимальной актуализации субъектной позиции подростка, его внутренне осмысленной позиции. Методическими приемами создания таких ситуаций явились такие действия тренера, как:

1) Устройство спаррингов на ринге с заведомо сильным противником из старших (юноши) спортсменов. Исход такого поединка предрешен -подросток-боксер заведомо проиграет. Однако в результате поражения у него возникает ситуация переживания и преодоления собственных ошибок, которые явились причиной поражения - низкая скорость движений, физическая слабость, несовершенство и недостаток тактических средств, слабость стратегии, недостаточная волевая установка на победу и т.д. Одновременно такие поединки создают для подростка ситуацию необходимости планирования своего спортивного совершествования, чтобы в будущем противостоять сильному противнику.

2) Разбор хода и результата спарринга подростка-боксера тренером и старшими, более опытными спортсменами. При этом акцент делается на жесткую, критичную, максимально реальную оценку действиям подростка-боксера, с целью конкретизировать его ошибки и слабые стороны. В результате подросток оказывается в ситуации переживания и преодоления собственных ошибок, которые явились причиной неэффективности его действий на ринге. Вместе с тем тренер и старшие товарищи ориентируют его своей критикой на самоанализ, саморефлексию с целью создания ситуации построения планов на свое спортивное будущее.

3) Проведение коллективного культурного мероприятия - поход в кино, в театр, на эстрадное шоу, выезд на природу, на базу отдыха. В ходе культурных мероприятий всегда возникают ситуации нравственного выбора для подростка-боксера (например, убирать/неубирать мусор на природе,

использовать/неиспользовать ненормативную лексику в ситуации общения и т.п.), которым тренер и старшие товарищи дают собственную оценку. Сам же подросток опять оказывается в ситуации переживания и преодоления собственных ошибочных действий, которые вызвали неодобрение и порицание со стороны тренера и старших товарищей, и, одновременно, в ситуации необходимости построения планов своего будущего поведения в обществе.

Разработанная модель выступала как педагогическая технология нравственного воспитания подростков в процессе занятия боксом, в ходе реализации которой обеспечивались:

- постановка краткосрочных и долгосрочных целей спортивной подготовки с учетом индивидуальных возможностей каждого подростка;

- анализ результатов тестирования исходного уровня физической и технической подготовки, интеллектуальных и морально-волевых качеств;

- теоретическая подготовка (усвоение основных понятий, положений, принципов, закономерностей спортивной тренировки, правил поведения, требований, правил соревнований);

- комплекс личностно-ориентированных средств и методов обучения и тренировок для разносторонней подготовки и усвоения основ техники и тактики поединка;

- обеспечение положительной психологической атмосферы на занятиях;

- медицинский и педагогический контроль;

- уважительное отношение тренера к подросткам;

- отражение результатов в личных дневниках спортсменов;

- участие в учебно-тренировочных боях с упрощенными правилами и показательных выступлениях.

Модель и конкретные процедуры ее реализации обеспечивали общие и частные условия формирования нравственных качеств личности подростков в процессе занятий боксом.

При этом модель нравственной личности должна учитывала и предпочтения самого подростка, и требования родителей, и социальный «заказ» общества. Ее апробация позволила выделить следующие общие условия формирования нравственных качеств:

1. Создание представлений о картине мира, концептуально-идеологическое образование;

2. Создание представлений о боксе и поединке в целом как производном элементе картины мира;

3. Формирование у подростка целостного образа о мужчине-бойце и его достоинстве;

4. Формирование мотивов и потребности в психофизической спортивной и физкультурной деятельности;

5. Формирование коммуникативных способностей.

Можно, таким образом сделать вывод: формирование нравственных качеств личности подростков в процессе занятий боксом будет успешным, если будут выполняться определенные частные условия:

1. Воздействия будут носить целенаправленный характер, с учетом интересов детей и воспитательным возможностям коллектива;

2. Тренер будет стремиться минимизировать насмешки товарищей, будет поддерживать доброжелательную атмосферу в коллективе;

3. Тренером будет осуществляться постоянная поддержка положительных поступков и мотивов воспитанника;

4. Будут учтены потребности детей, общества, родителей;

5. У тренера будет постоянная нацеленность на повышение нравственных качеств воспитанников;

6. Воспитательные воздействия будут вписаны в социокультурную среду и региональную систему образования.

Предварительный анализ результатов работы позволил выделить и обосновать социально-педагогические условия эффективного воздействия с

целью формирования нравственных качеств у подростков-боксеров. Эти условия подразделяются условно на организационные и психолого-педагогические. К организационным мы отнесли целенаправленную работу тренеров по формированию нравственных качеств подростков-боксеров входе спортивных занятий; координацию действий; организацию полезной для коллектива деятельности. Психолого-педагогические условия включают в себя: индивидуализацию воспитательного процесса; создание возможностей для реализации личностного результата каждого воспитанника; комплексное использование форм, приемов, методов воспитательного воздействия; стимулирование самостоятельности воспитанников; систематические занятия тренера-педагога по анализу ситуаций и результатов работы. Существенным условием повышения результативности системы физического воспитания подростков является удовлетворенность занятиями, что выступает мощным фактором активности и сознательности занимающихся. Это обеспечивается условиями проведения занятий, их содержанием, характером взаимоотношений с педагогом и сверстниками, а также достигнутым результатом.

Результаты начального, промежуточного и контрольного срезов позволяют судить об эффективности процесса воспитания нравственных качеств личности подростка-боксера. Действенность предлагаемой Программы на основе Модели определялась с помощью целого комплекса диагностических процедур, в т.ч. путем сравнения сдвигов в уровне сформированности этих качеств в экспериментальных и контрольных группах на протяжении двух лет. В итоге были получены данные, которые подтвердили эффективность экспериментальной системы воспитания подростков-боксеров по сравнению с традиционной, применяемой большинством тренеров и заключающейся в основном на сосредоточенности только лишь на отработке техники и тактики и не уделяющей должного внимания развитию нравственного сознания, качеств и поведения бойца вне ринга. Реализация этой системы приводила к тому, что группа воспитанников с третьим и четвертым уровнями нравственной

сформированности (наиболее высокие уровни) оказывалась в экспериментальной группе в 2-3 раза больше, чем в контрольной. В экспериментальной группе к концу учебного года отсутствовали подростки с первым уровнем сформированности нравственного сознания, в то время как в контрольной группе численность подростков боксеров с низшим уровнем сформированности нравственного сознания к концу года практически не уменьшалась, оставаясь на прежнем уровне.

Результаты изучения нравственных качеств подростков, полученные с помощью других диагностических методов (тестовые анкеты с набором вопросов по исследуемому нравственному качеству) показали, что в экспериментальной группе большинство подростков-боксеров не только овладели нравственными нормами, но руководствуются ими в своем поведении, транслируют во взаимодействиях с окружающими в большей мере.

В экспериментальной группе разрыв между нравственным сознанием и осознанием понятий и применении их в поведении значительно меньше, чем в контрольной. Уровень сформированности нравственных понятий подростков-боксеров и их поведение связаны между собой прямо пропорционально. Ведь, с одной стороны, нравственные представления личности формируются исходя из ее опыта и уровня осознания, а с другой стороны, сами развиваются и совершенствуются в процессе жизнедеятельности.

Выводы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Разработанная модель процесса формирования нравственных качеств юного боксера при ее внедрении решает комплекс задач развития нравственных качеств подростков в процессе занятий боксом и является неотъемлемым компонентом физического воспитания подростка-боксера 11-12 лет.

Спортшколы и секции бокса обладают большими возможностями по нравственному воспитанию подростков, являясь структурой дополнительного образования, обеспечивающего факторы и условия позитивного воздействия на личность подростков. Подросток-боксер, как правило, находясь в референтной

(значимой) для него группе сверстников, объединенных продуктивным видом деятельности (совместные занятия спортом) более склонен к выработке нравственных установок и поведения, если тренер ставит это в качестве одной из целей воспитания (помимо спортивного результата). Этому же способствует авторитет тренера, некоторых товарищей. Ведь при равнодушии тренера к вопросам нравственного воспитания наблюдается картина развития совершенно противоположных качеств (высокомерие, эгоизм, пренебрежение общественными идеалами и нормами воспитанности), вплоть до совершения правонарушений спортсменами. Потребность в физическом самосовершенствовании связана у подростков с потребностью принадлежать какой-либо группе, быть объектом внимания, уважения, симпатии и любви, взаимодействовать и общаться. Специальная подготовка педагога-тренера, его спортивные и нравственные качества, харизма, энтузиазм в работе, наличие собственных методических приемов и разработок способны приобщить детей к спорту, нацелить их на достижение спортивного результата, на добровольное желание соответствовать нравственным идеалам спортивного клуба. Несомненно, высшим уровнем развития нравственного сознания подростка-боксера является такая степень осознанности нравственных категорий и норм общественной морали, отношения к окружающим, когда он не только понимает, выполняет эти нормы, но и транслирует во взаимодействиях с окружающими (например, воздействует на товарищей, требует соблюдения норм от них, участвует в выработке групповых норм поведения).

В ходе опытно-экспериментальной работы в процессе целенаправленных тренировок и воспитательных воздействий, в процессе организации взаимодействий подростка и тренера с социальным окружением оказалось возможным отработать эффективную модель формирования нравственных качеств подростков-боксеров. Созданная модель формирования нравственных качеств подростка-боксера имеет в своей основе выделение нескольких уровней сформированности нравственных качеств личности, создание условий,

организацию приемов и методов воздействия на подростков-боксеров с целью динамичного развития нравственных представлений в процессе тренировочных занятий. При этом формирование нравственных качеств подростков-боксеров, на наш взгляд, должно быть сопряжено с работой тренера по созданию представлений о картине мира, о боксе и поединке в целом как производном элементе картины мира, по формированию у подростка целостного образа о мужчине-бойце и его достоинстве; по формированию мотивов и потребности в психофизической спортивной и физкультурной деятельности и коммуникативных потребностей в целом.

Внедрение модели формирования нравственных качеств позволит подросткам-боксерам успешнее взаимодействовать со средой, иметь представление о необходимости соблюдать нормы и проявлять воспитанность в рамках социума. Это позволит снизить в ряде случаев социальную напряженность, проявления агрессии, число правонарушений и преступлений.

Список литературы

1. Гаязов А.С. Формирование гражданина: теория, практика, проблемы. Челябинск, 1995. С.201-214.

2. Колесник И.С. Актуализация проблемы формирования личности в процессе занятий боксом // Теория и практика физической культуры. - 2007.- № 5.- С.46-48.

3. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания. М.: Академия, 2002.

4. Сериков В.В. Личностно ориентированное образование: поиск новой парадигмы. М., 1998.

5. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М.: Издательская корпорация «Логос», 1999.

6. Филимонов В.И. Педагогическая система физической подготовки боксеров. Дис.... докт. пед.наук. М., 2003.

7. Ходякова Н.В. Личностно развивающая образовательная среда: концепция и технологии проектирования. Волгоград: ВА МВД РФ, 2003.

8. Ходякова Н.В. Ситуационно-средовой подход к проектированию личностно-развивающего образования: методологические предпосылки и концепция. Волгоград: Перемена, 2012.

References

1. Gayazov A.S. Formirovanie grajdanina: theoriya, practika, problemy [Formation of the citizen: theory, practice, problems]. Chelyabinsk, 1995. pp. 201214.

2. Kolesnik I.S. Theoriya i praktika physichescoy cultury. 2007 . no. 5. pp.

46-48.

3. Selivanov V.S. Osnovy obshey pedagogiki: theoriya I metodika vospitaniya [Bases of the general pedagogics: theory and education technique]. M: Academya, 2002.

4. Serikov V.V. Lichnostno orientirovannoe obrazovanie: poisk novoy paradigmy [Personally focused education: search of a new paradigm]. M., 1998.

5 . Serikov V.V. Obrazovanie i lichnost: theorya i practika proektirovaniya pedagogicheskih system [Education and personality. Theory and practice of design of pedagogical systems]. M: Izdatelskaya corporatiya "Logos", 1999.

6. Filimonov V.I. Pedagogicheskaya systema physicheskoy podgotovky boxerov [Pedagogical system of physical preparation of boxers]. Dis .... dokt. ped. nauk. M., 2003.

7. Hodyakova N.V. Lichnostno razvivajushaya obrazovatelnaya sreda: koncepciya i tehnologii proectirovaniya [Personally developing educational environment: concept and technologies of design]. Volgograd: VA MVD RF, 2003.

8. Hodyakova N.V. Situacionno-sredovoy podhod k proektirovaniyu lichnostno-razvivajushego obrazovaniya: metodologicheskie predposylki i koncepciya [Situational and environmental approach to design personal developing education: methodological preconditions and concept]. Volgograd: Peremena, 2012.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Насыров Михаил Рафаилович, соискатель

Челябинский государственный университет

ул. Братьев Кашириных, 129, Челябинск, Челябинская область, Россия e-mail: strana-gorodov@rambler. ru

DATA ABOUT THE AUTHOR Nasyrov Mihael Rafailovich, competitor

Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia ul. Bratev Kashirinykh, 129, Chelyabinsk region, Russia e-mail: strana-gorodov@rambler. ru

Рецензент:

Курносова Светлана Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей и профессиональной педагогики Института психологии и педагогики Челябинского государственного университета

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.