DOI 10.14526/01_1111_119 ББК 75.713 УДК 196 К 64
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СПОРТИВНОГО МАСТЕРСТВА КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ БОКСЕРОВ
Ф.А. Гатин — аспирант И.С. Колесник — доктор педагогических наук, профессор ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н.
Ульянова»,
Площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4, Ульяновск, Россия, 432700
E-mail: [email protected]
Аннотация. Бокс предъявляет специфические требования к системе спортивной подготовки, что обусловлено его направленностью на усвоение навыков активного противоборства с противником при использовании мощных ударных действий, вызывающих сильные болевые ощущения и высокую вероятность получения травм различной тяжести. Это позволяет рассматривать данный вид спорта как своеобразную школу жизни, использующую средства бокса для совершенствования волевой, интеллектуальной сфер, разностороннего развития, комплексного воздействия на функциональные системы, что существенно повышает резервные возможности индивида, его готовность к успешной социализации и эффективной трудовой деятельности. Материалы. Выбор бокса как средства для повышения уровня физической и технической подготовленности определялся степенью соответствия данного вида спортивной деятельности возможностям и способностям организма, целевой установки на способы личностного развития. В данной статье предлагается подход к совершенствованию технической подготовленности квалифицированных боксеров на основе реализации ведущих концептуальных положений. Методы исследования: анализ научно-методической литературы, обобщение передового педагогического опыта тренеров, высококвалифицированных боксеров; педагогический эксперимент, тестирование, математическая обработка материала. Результаты. Использование ведущих концептуальных положений позволяет не только определить характер двигательной деятельности, но и воздействовать на сознание боксера с целью развития его интеллектуального, нравственного и волевого потенциала. Целостный подход к организации тренировочного процесса способствует пониманию необходимости выдвижения на первый план личностного развития спортсмена, способного к объективной оценке своих воздействий. Результаты педагогического эксперимента показали эффективность предложенной методики, что нашло свое реальное подтверждение в более высоких показателях физической и технической подготовленности. Заключение. Разработанная автором методика совершенствования спортивной подготовки квалифицированных боксеров нацелена на развитие личностных и двигательно-координационных качеств, соответствующих специфике бокса; формирование навыков реализации волевого потенциала путем улучшения быстроты двигательной реакции, ориентировки в пространственно-временных и пространственно-силовых параметрах двигательных действий; развитие более слабой руки до уровня ведущей; формирование навыков определения точного момента использования каждого технического приема. Ключевые слова: бокс, спортивное мастерство, технико-тактические приемы, методика, педагогический эксперимент.
CONCEPTUAL BASIS OF SPORTSMANSHIP IMPROVEMENT AMONG
QUALIFIED BOXERS
F.A. Gatin — post-graduate Igor S. Kolesnik — doctor of pedagogics, professor Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov, 4, area of 100 th anniversary of V.I. Lenin's birth, Ulyanovsk, 432700, Russia
E-mail: [email protected]
Annotation. Boxing demands special system of sports training and it is conditioned by its orientation to the skills of active confrontation with the opponent mastering using powerful striking actions, which cause hard pain senses and a high probability of getting trauma. It helps to consider this kind of sport as a kind of life school, which uses boxing means for volitional, intellectual spheres improvement, many-sided development, a complex influence on the functional systems, which increases reserve abilities of an individual, his readiness to successful socialization and effective labor activity. Materials. Choosing boxing as the means for the level of physical and technical readiness increase is conditioned by the degree of this kind of sports activity correspondence with the abilities and opportunities of an organism, target setting at the ways of personal development. The article offers the approach to technical readiness improvement among qualified boxers on the basis of the leading conceptual theses realization. Research methods: scientific-methodical literature analysis, progressive pedagogical experience of the trainers and highly-qualified boxers summarizing; pedagogical experiment, testing, mathematical material handling. Results. The leading conceptual theses use helps not only to define the character of physical activity, but also to influence on a boxer's consciousness in order to develop his intellectual, moral and volitional potential. An integral approach to the training process organization provides the necessity understanding to give a sportsman's personal development the first place, a sportsman's development who is able to fulfill an objective estimation of own influences. The results of the pedagogical experiment showed the effectiveness of the offered methodology and it was proved in higher indices of physical and technical readiness. Conclusion. Created by the author methodology of sports training improvement among qualified boxers is directed at personal and motional-coordinating qualities development, which correspond to the specificity of boxing; at the skills of volitional potential formation by means of quickness of motional reactions improvement, orientation in spatio-temporal and spatio-power parameters of motional actions; at a weaker hand development till it becomes the leading one; at the skills of a precise moment determination to use each technique.
Keywords: boxing, sportsmanship, technical-tactical techniques, methodology, pedagogical experiment.
Актуальность. Специфика бокса как поединка спортсменов,
обусловленного правилами соревнований, заключается в реальной угрозе здоровью в связи с постоянным болевым воздействием на различные физиологические системы, незащищенные части и зоны тела. В ходе взаимодействия с противником боксеры стремятся применять точные и мощные по силе удара приемы с эффектом нокдауна
или нокаута. Это обусловливает необходимость обеспечения уровня физической, технико-тактической,
интеллектуальной и психологической подготовленности, позволяющего успешно противостоять атаке соперника, не давая ему возможности реализовать программу действий и самому провести встречный, эффективный удар.
Данные особенности боксерского поединка детерминируют потребность в развитии качеств, способствующих повышению спортивного мастерства единоборца, основными из которых являются:
- быстрота двигательной реакции, ориентировки в пространственно-временных и пространственно-силовых параметрах двигательных действий;
- высокий уровень стрессоустойчивости к болевым раздражителям;
- объективная самооценка кинезиологического потенциала; уверенность в себе;
- способность к реализации волевых усилий [1, 6, 8, 9, 10].
Целью данной работы является теоретическое обоснование значимости разработки концепции совершенствования технической подготовленности
квалифицированных боксеров 17-19 лет.
Задачи: 1. Разработать
концептуальные основы повышения показателей спортивного мастерства единоборцев.
2. Экспериментальным путем проверить эффективность методики развития личностных и двигательно-координационных качеств,
обеспечивающих соответствие уровня физической и технико-тактической подготовленности боксера требованиям соревновательной деятельности.
Материалы. Период 17-19 лет характеризуется дальнейшим ростом и развитием функциональных систем, формированием фенотипического статуса, стремлением к самопознанию и самоутверждению. Бокс, как никакой другой вид спортивной деятельности, предоставляет возможности для выявления таких значимых для личности качеств, как способность противостоять атаке противника, выдержать сильное ударное действие, сохранить самообладание, довести бой до конца[3, 7].
Высокие показатели физической подготовленности боксера,
превалирующие над нравственно-интеллектуальной сферой диктуют потребность спортсмена силового стиля ведения поединка в нанесении нокдауна или нокаута для убедительности своего превосходства. Задача формирования высоконравственной личности средствами бокса, способной к успешной социализации после завершения спортивной карьеры, базируется на ведущих концептуальных положениях, основными из которых являются:
- единство сознания и деятельности
[5];
- восприятие процесса спортивной подготовки как целостного объекта исследования с последующим выявлением его структурных элементов;
- выявление и учет причинно-следственных связей, определяющих эффективность технических приемов.
Вследствие продолжающегося возрастного развития спортсменов 17-19 лет, незавершенности сформированности психоэмоциональной и волевой сферы у боксеров проявляются неадекватные реакции на экстремальные ситуации в ходе взаимодействия с противником. Ярко выраженное стремление е повышению спортивного мастерства в короткие сроки, недостаточность опыта социального поведения, нацеленность на формирование личностной концепции обусловливают дисгармоничное развитие единоборца [1, 2, 7]. В связи с этим значительно возрастает роль тренера в воспитании личностной позиции боксера,
направленной на повышение
нравственности. Реализация
концептуального положения единства сознания и деятельности, выдвинутого А.Н. Леонтьевым, 1983, предусматривает выбор системы двигательных заданий, направленных на развитие не только необходимых для бокса волевых и двигательно-координационных качеств, но и личностных свойств, способствующих духовному развитию спортсмена. В процессе тренировочной деятельности, создавая социальные педагогические
ситуации, тренер разъясняет механизм воздействия различных моторных актов, обусловливающих характер поведения боксера на ринге в процессе противоборства с соперником.
Анализ специальной литературы свидетельствует о том, что формирование силового стиля ведения боя требует значительно меньших нервно-мышечных усилий при сохранении времени на их усвоение [4, 9]. Умение видеть в боксере самостоятельную личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию, детерминирует необходимость
целенаправленного формирования
личностных свойств и интеллектуальных качеств, обеспечивающих разностороннее развитие спортсмена, способного к созидательной профессиональной
деятельности, готовность к которой обеспечивают занятия боксом.
Построение тренировочных
занятий, способствующих пониманию цели и задач выполнения каждого двигательного действия, обеспечивает их сознательное усвоение при стремлении к технически совершенному их
воспроизведению в ходе соревновательной деятельности. Восприятие процесса спортивной подготовки как целостного объекта исследования с последующим выявлением его структурных элементов является концептуальным положением, значимость которого заключается в необходимости понимания, что любое двигательное действие, составляющее содержание бокса, необходимо рассматривать как структурный элемент соревновательной деятельности. Его результативность определяется
следующим алгоритмом: адекватное восприятие возникшей ситуации -усвоение и переработка информации -выбор наиболее эффективного варианта решения внезапно возникшей
двигательной задачи - завершение моторного акта.
Такой подход к усвоению технического приема, независимо от структурной сложности, обусловливает
сознательное осмысление его содержания, направленности, связей с другими двигательными действиями. В аспекте реализации данного концептуального положения целесообразно рассматривать специальную тренировку, направленную на укрепление левой, более слабой руки до такого же уровня, как развитие правой. Это затрудняет выявление противником ведущей руки и построение программирования своих действий с ориентировкой на конкретную ведущую руку.
Одним из основополагающих концептуальных положений,
определяющих построение
тренировочного процесса боксеров, мы считаем выявление и учет причинно-следственных связей, обусловливающих эффективность используемого
технического приема. Опора на данное положение дает возможность осознать важность установления точного момента проведения атакующего действия, когда противник не готов к его отражению. Способность единоборца своевременно уйти от удара и самому провести эффективный прием обусловливает необходимость формирования навыков обеспечения высокой подвижности на ринге. Постоянная смена способов передвижения, изменение темпа и ритма движений затрудняют противнику реализацию прицельного ударного действия, в то время как активное маневрирование создает условия для изучения характера деятельности противника и точного установления момента атаки. Способность к определению наиболее удачного момента использования каждого технического приема требует быстроты двигательной реакции, высокого уровня ориентировки в пространственно-временных параметрах атакующих и защитных действий; эффективного управления
психоэмоциональным состоянием.
Результаты и их обсуждение. Для проверки эффективности данных положений был проведен педагогический
эксперимент, в котором приняли участие 32 квалифицированных боксера 17-19 лет II и I разрядов. Были организованы две группы: контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ), по 16 человек в каждой. Перед началом педагогического эксперимента было проведено
тестирование с целью выявления уровня физической и технической
подготовленности боксеров. С этой целью использовались следующие контрольные упражнения: бег на 30 м (с); бег на 100 м (с); бег на 3000 м (мин); прыжок в длину с места (см); подтягивание в висе (кол-во раз); толкание ядра (4 кг) правой (см); толкание ядра (4 кг) левой (см). Для выявления уровня технической
подготовленности боксеры КГ и ЭГ выполняли прямой удар левой в голову с шагом вперед. При выполнении данного технического приема оценивались: сформированность навыков выполнения подготовительных действий, отвлекающих внимание противника; внезапность и скорость проведения удара с эффективным завершением последней фазы, сменой дистанции.
Критерии оценки:
5 баллов - высокая скорость маневрирования, слитность выполнения подготовительных и основного
технического приема; точный выбор момента проведения атакующего удара, быстрая смена дистанции;
4 балла - высокая скорость передвижений, незначительная пауза перед атакующим действием, своевременный отход с использованием защитных приемов;
3 балла - отвлечение внимания противника, резкий сильный атакующий удар при незавершенности последней фазы двигательного действия;
2 балла - недостаточная слитность подготовительных движений и
атакующего приема, отсутствие защитных действий;
1 балл - низкий уровень скорости движений, неакцентированный удар.
Оценка действий боксеров осуществлялась экспертной группой в количестве 5 квалифицированных тренеров. Анализ полученных результатов не выявил существенных различий в технической и физической
подготовленности боксеров КГ и ЭГ (р>0,05). В КГ тренировочные занятия проводились по общепринятой методике в соответствии с программой спортивной подготовки квалифицированных боксеров, рекомендованной Федерацией бокса РФ; в ЭГ использовалась разработанная нами методика совершенствования технической подготовленности боксеров на основе ведущих концептуальных положений. Содержание методики предусматривало выполнение двигательных заданий, направленных на увеличение быстроты двигательных реакций, ориентировки в пространственно-временных и
пространственно-силовых параметрах двигательных действий.
С этой целью спортсмены выполняли:
- серии ударных действий по специальным боксерским снарядам с увеличением скорости каждого последующего моторного акта;
- атакующие удары в соответствии с двигательным ритмом, заданным тренером;
- чередования звуковых и световых сигналов, каждый из которых предусматривал разную скорость выполнения действий;
- то же, в сочетании с маневрированием и защитными действиями.
Для формирования навыков быстрой ориентировки в пространственно-временных и пространственно-силовых параметрах двигательных действий боксеры ЭГ выполняли следующие упражнения:
- стоя у боксерской груши и наблюдая за партнером, спортсмен выполняет его действия с постоянным ускорением и опережением его моторных актов;
- одновременное выполнение партнером ударного действия по боксерскому мешку, дополнительное движение телом и наверстывание скорости движений, развиваемых партнером;
- во время спарринга постепенное увеличение скорости движений к концу заданного периода времени;
- выполнение возможно большего количества ударных действий по боксерскому мешку за один и тот же отрезок времени.
Увеличение скорости перемещения по рингу осуществлялось с помощью следующих двигательных заданий:
- переход со сверхдальней на среднюю дистанцию и ближнюю скачками, приставными шагами, вышагиванием с постепенным увеличением скорости и амплитуды движений. То же, с увеличением темпа движений;
- изменение скорости смены дистанции разными способами по звуковому сигналу тренера;
- увеличение скорости передвижения по рингу к концу каждого периода.
Для усиления и развития мышц более слабой левой руки предлагалось выполнение серий ударных действий с различным мышечным напряжением при использовании боксерской груши, боксерского мешка, а также при работе с партнером;
- применение локальных отягощений для укрепления мышц более слабой левой руки: утяжеленного браслета; выполнение дополнительных упражнений с отягощениями: гантелями, гирями, набивными мячами различного веса и объема;
- ускорение движений левой рукой при работе со специальными боксерскими снарядами;
- увеличение дозировки специальных силовых упражнений для левой руки и др.
В ЭГ большое внимание уделялось выполнению завершающей фазы
атакующего действия. С этой целью спортсменам предлагалось разработать собственную модель двигательного действия с прогнозированием конечного результата. Для закрепления данного навыка использовались специально созданные ситуации; боксер
прогнозировал реакцию партнера на характер завершающего приема и готовил соответствующее действие на атаку партнера. Спортсмены ЭГ получали установку на необходимость отвечать соответствующей атакой на любое действие противника. С этой целью спортсмены разучивали разные варианты выполнения атакующих действий с учетом возникающих ситуаций; предпринимали попытки проявления собственной индивидуальности при выполнении атакующих приемов; ставили задачу усвоения не менее 5-7 защитных приемов при проведении каждого атакующего действия.
Одним из требований к технической подготовке квалифицированных боксеров является выбор точного момента использования конкретного атакующего действия. Формирование данного навыка требовало значительного времени, сопоставительного анализа двигательных действий боксеров с разным стилем ведения поединка; разбирались ситуации, требующие применения конкретного технического приема. Спортсмены ЭГ посещали соревнования с целью наблюдения за
высококвалифицированными боксерами, успешно решающими данные задачи.
После окончания педагогического эксперимента было проведено повторное тестирование с целью выявления динамики показателей физической и технической подготовленности. Анализ результатов педагогического эксперимента показал, что их улучшение произошло в обеих группах: КГ и ЭГ, при разных достигнутых показателях. При исходных данных в беге на 30 м в КГ 5,37±0,16 с к окончанию педагогического эксперимента результаты улучшились до 5,23±0,19 с
(р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных данных 5,40±0,20 с к завершению педагогического
эксперимента результаты возросли до 5,07±0,17 с (р>0,05). При исходных данных в беге на 3000 в КГ 14,31±0,52 м к окончанию педагогического эксперимента показатели возросли до 14,12±0,29 м (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных данных 14,20±0,36 м к завершению педагогического
эксперимента результаты улучшились до 13,78±0,30 м (р<0,05). Подобная тенденция более существенного улучшения результатов у боксеров ЭГ была выявлена и по другим контрольным упражнениям.
Анализ показателей технической подготовленности также свидетельствует об улучшении результатов в обеих группах, КГ и ЭГ. Однако, если в КГ при исходных данных выполнения прямого удара правой в голову с шагом правой вперед 3,36±0,18 балла к окончанию педагогического эксперимента показатели улучшились до 3,59±0,14 балла (р>0,05), то в ЭГ, соответственно, при исходных показателях 3,29±0,15 балла к завершению педагогического эксперимента результаты возросли до 4,42±0,17балла (р<0,05).
Заключение. Таким образом, результаты педагогического эксперимента показали эффективность разработанной нами методики совершенствования технической подготовки
квалифицированных боксеров, основанной на концептуальных положениях: единства сознания и деятельности; восприятия процесса спортивной подготовки как целостного объекта исследования с последующим выявлением его
структурных элементов; выявления и учета причинно-следственных связей,
определяющих эффективность
технических приемов. Реализация данных положений определила выбор
соответствующих двигательных заданий, способствующих развитию качеств, отражающих специфику бокса.
Построение тренировочного процесса в заданном направлении стимулировало
стремление боксеров ЭГ к развитию личностных, волевых, а также двигательно-координационных качеств, необходимых для роста спортивного мастерства. Определена направленность системы спортивной подготовки на интеллектуальное и нравственное развитие спортсменов, ориентированных на достижение победы путем более рационального использования
кинезиологического потенциала.
Литература
1. Александров, Ю. М. Выявление и реализация условий повышения эффективности соревновательной деятельности квалифицированных боксёров / Ю. М. Александров // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - Набережные Челны. - 2014. - №4 (29). -С. 17-23. (Режим доступа к журн.: http://www/kamgifk.chelny.net/journal.) (0,44 п.л.).
2. Колесник, И. С. Интеллектуальная подготовка боксеров / И. С. Колесник. - М. : Теория и практика физической культуры, 2015. -132 с.
3. Колесник, И. С. Роль прочности и вариативности двигательного навыка в системе спортивной подготовки квалифицированных боксеров / И. С. Колесник, Ф. А. Гатин, Ю. М. Александров // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - Набережные Челны. - 2015. -№4 (37). (Режим доступа к журн.: http ://www/kamgifk. chelny. net/j ournal). - С. 111-119.
4. Кузнецова, З. М. Анализ особенностей подготовки к соревновательной деятельности боксеров-новичков 15-18 лет / З. М. Кузнецова, Ш. Р. Зайнуллин // Вестник спортивной науки. - 2007. - №3. - С. 27-29.
5. Леонтьев, А. Н. Избранные психологические произведения /А. Н. Леонтьев. -Т.2. - М. : Педагогика, 1983. - С. 94-231.
6. Назаренко, Л. Д. Средства и методы развития двигательных координаций : монография / Л. Д. Назаренко. - М. : Теория и практика физической культуры, 2003. - 258 с. : ил.
7. Попова, М. В. Психологическое сопровождение при формировании готовности к поединку у единоборцев-юниоров / М. В. Попова // Теория и практика физической культуры. - 2010. -№ 10. - С. 75-78.
8. Филимонов, В. И. Бокс. Спортивно-техническая и физическая подготовка : монография / В. И. Филимонов. - М. : «ИСАН», 2000. - 432 с.
9. Ширяев, А. Г. Бокс. Учителю и ученику (изд. 2-е, перераб. и доп. / А. Г. Ширяев. - СПб. : Изд-во «ШАТОН», 2002. - 192 с.
10. Nazarenko, L. D. Physiological bases of improvement system of boxers sports training / L. D. Nazarenko, I. S. Kolesnik // Life Science Journal 2014;11(11s) - Р.642-645.
http ://www. lifesciencesite .com.
References
1. Alexandrov Y. M. Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i sporta, 2014, No. 4 (29), pp. 17-23. (Access mode: http://www/kamgifk.chelny.net/iournal.)
2. Kolesnik I. S. Intellektual'naya podgotovka bokserov [Intellectual training of boxers], Moscow : Theory and practice of physical culture, 2015, 132 p.
3. Kolesnik I. S. Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i sporta, 2015, No. 4 (37), pp. 111119. http://iournal-science.org/ru/article/268.html, DOI: 10.14526/01_1111_58.
4. Kuznetsova Z. M., Zaynullin S.R. Vestnik sportivnoi nauki, 2007, No. 3, pp. 27-29.
5. Leontev A. N. Izbrannye psikhologicheskie proizvedeniya [Selected psychological works], Vol. 2, Moscow : Pedagogics, 1983, pp. 94-231.
Подано: 16.08.2016 г. Принято: 19.08.2016г.
6. Nazarenko L. D. Sredstva i metody razvitiya dvigatel'nykh koordinatsii [Means and methods of motional co-ordinations development], Moscow : Theory and practice of physical culture, 2003, 258 p.
7. Popova M. V. Teoriya i praktika fizicheskoi kul'tury, 2010, No. 10, pp. 75-78.
8. Filimonov V. I. Boks. Sportivno-tekhnicheskaya i fizicheskaya podgotovka [Boxing. Sports-technical and physical training], Moscow : "ISAN", 2000, 432 p.
9. Shiryaev A. G. Boks. Uchitelyu i ucheniku [Boxing. For a teacher and a pupil], Saint-Petersburg : Publishing house "SHATON", 2002, 192 p.
10. Nazarenko L. D. Physiological bases of improvement the system of boxers' sports training / L. D. Nazarenko, I. S. Kolesnik // Life Science Journal 2014;11(11s) - P.642-645. http ://www. lifesciencesite.com.
Колесник Игорь Степанович — профессор, доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методики физической культуры и безопасности жизнедеятельности, ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4, Ульяновск, Россия, 423700, E-mail: kolesnik.65@,mail. ru
Ф. А. Гатин - аспирант ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4, Ульяновск, Россия, 423700