DOI 10/14526/04_2017_277 УДК 796.83 ББК 75.713
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ БОКСЕРОВ
Л.Д. Назаренко - доктор педагогических наук, профессор И.С. Колесник - доктор педагогических наук, профессор Д.А. Осипов - аспирант ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н.
Ульянова»,
площадь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, д. 4, г. Ульяновск, Россия, 432700
E-mail: ld nazarenko@mail.ru
Аннотация. Результативность соревновательной деятельности в боксе обеспечивается постоянным совершенствованием методики обучения и тренировки; поиском средств повышения уровня общефизической и специальной подготовленности; развитием ведущих двигательно-координационных качеств, определяющих характер двигательной деятельности; работоспособностью спортсмена, готовностью противостоять натиску соперника. Большое внимание в процессе совершенствования спортивной подготовки единоборцев необходимо уделять улучшению психологической готовности к противоборству с соперником более высокого роста, силовой манеры ведения поединка, высокой степени агрессивности. Большую значимость для роста спортивного мастерства боксеров имеет формирование навыков эффективного использования разнообразных защитных приемов, рациональное применение которых позволяет своевременно уйти от ударного действия противника. Материал. Теоретическое и методическое обоснование значимости использования физиологических механизмов в совершенствовании системы спортивной подготовки боксеров.Методы исследования: анализ и обобщение научной и научно-методической литературы, педагогический эксперимент, тестирование, метод экспертных оценок, аналитические методы. Результаты. Формирование навыков афферентного синтеза двигательных действий, основными компонентами которого являются мотивация, память, обстановочная и пусковая информация, позволяет более эффективно использовать мотивацию занятий боксом как средства разностороннего гармоничного физического и духовно-нравственного развития. Использование различных видов памяти (механической, логической, кратковременной, долгосрочной, двигательной) способствует формированию опыта соревновательной деятельности, повышению уверенности в себе, готовности к реализации накопленного двигательного потенциала в сложных условиях противоборства с незнакомым, высококвалифицированным соперником.Навыки использования пусковой и обстановочной информации обеспечивают достижение поставленной цели в условиях непривычного расположения ринга, большого количества зрителей с неадекватной реакцией на ход боксерского поединка, а также при необъективном судействе. Благодаря формированию навыков применения пусковой и обстановочной информации спортсмен успешно выступает на ринге в условиях многократного повторения программы действий, проведения атаки при дефиците времени, адекватном реагировании на одиночный пусковой сигнал. Заключение. Опора на физиологические основы процесса совершенствования спортивной подготовки боксеров, как свидетельствуют результаты педагогического эксперимента, способствует повышению эффективности тренировочного процесса.
Ключевые слова: бокс, спортивная подготовка, экстраполяция, афферентный синтез, педагогический эксперимент.
PHYSIOLOGICAL BASIS OF SPORTS TRAINING SYSTEM DEVELOPMENT AMONG
BOXERS
Ludmila D. Nazarenko - doctor of pedagogics, professor Igor S. Kolesnik - doctor of pedagogics, professor Dmitriy A. Osipov - postgraduate Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov, 4, area of 100 th anniversary of V.I. Lenin's birth, Ulyanovsk, 432700, Russia
E-mail: ld nazarenko@mail.ru
Annotation. The effectiveness of competitive activity in boxing is provided by a constant development of educational methodology and training; by the search for the means of general physical and special readiness level increase; by the leading motional- coordinating qualities development, which condition the character of motional activity; by the working capacity of a sportsman, readiness to stand the attack of the opponent. During the process of sports training development among combatants great attention should be paid to psychological readiness improvement to struggle with the opponent, who is higher, stronger, and more aggressive. The skills formation of different defensive techniques effective use is very important for the sportsmanship improvement among boxers, as a rational use of these techniques helps to avoid timely the opponent's attacking actions. Material. Theoretical and methodical importance substantiation of physiological mechanisms use in the system of sports training development among boxers. Research methods: scientific and scientific-methodical literature analysis and summarizing, pedagogical experiment, testing, method of expert evaluations, analytical methods. Results. The skills formation of motional actions afferent synthesis, the main components of which are motivation, memory, situational and start-up information, helps more effectively use motivation of going in for boxing as the means of many-sided harmonious physical and spiritual-moral development. Different kinds of memory use (mechanical, logical, short-term memory,long-term memory, motional) provides competitive activity experience formation, self-confidence increase, readiness to realize accumulated motional potential in difficult conditions of combat with the unknown, highly-qualified opponent. The skills of situational and start-up information use provides the set aim achievement in terms of uncustomary location of the ring, great amount of the audience with an inadequate reaction to the situation on a boxing ring and in terms of not objective refereeing. Owing to the skills formation of situational and start-up information use a sportsman is successful in terms ofrepeated program of actions, attack fulfillment in case of time deficiency, an adequate reaction to a single start-up signal. Conclusion. Taking into consideration physiological basis of sports training improvement process among boxers, as the results of the pedagogical experiment prove, provides the training process effectiveness increase. Keywords: boxing, sports training, extrapolation, afferent synthesis, pedagogical experiment.
Актуальность. Спортивная
деятельностьнаправлена на достижение высоких результатов, что
обусловливаетпостоянныйпоискспособов совершенствования тренировочного
процесса [2, 6, 8, 9, 11].Спортивная подготовка осуществляетсяв соответствии с основными
физиологическимизакономерностями, устанавливающими характер взаимосвязей между содержаниемтренировочной
нагрузки(с учетом ее объема и интенсивности); величиной морфо-функциональных сдвигов в организме и степенью адаптационно-
компенсаторныхперестроек .С овершенств
ование системы спортивном подготовки возможно, на наш взгляд, путем развития способности к экстраполяции
двигательных действий и формирования навыков афферентного синтеза. Значение экстраполяции состоит в том, что она позволяет из большого количества подготовительных и подводящих упражнений выбрать наиболее
эффективные. Это обусловливает значительное уменьшение объема тренировочной нагрузки, а также выявление условий, при которых каждое подготовительное упражнение дает максимальный результат как для усвоения нового технического приема, так и для совершенствования дыхания,
кровообращения и других обеспечивающих физиологических систем [ 3, 5, 7 ].
Целью даннойработы явилось теоретическое и методическое
обоснованиезначимости использования физиологическихмеханизмов в
совершенствовании системы спортивной подготовки боксеров.
Задачи:
1. Выявить основополагающие условия роста спортивного мастерства боксеров.
2. Разработать и проверитьэффективность методики совершенствования спортивной подготовки боксеров в процессе педагогического эксперимента на основе формирования навыков экстраполяции и афферентного синтеза двигательных действий.
Материалы. Материалы
исследований И.С.Колесника, 2014, свидетельствуют о росте спортивного мастерства боксеров в процессе формирования навыков афферентного синтеза двигательных действий. Анализ научной и научно-методической литературы указывает на недостаточное внимание специалистов к
такимспособамповышенияэффективности тренировочного процесса, как
формирование
навыковэкстраполяциидвигательных
действийи развитие способностик афферентному синтезу моторных актов, располагающих большим потенциалом для повышения показателей технической подготовленности.По П.К. Анохину, 1975, структурными компонентами
афферентного синтеза являются: мотивация, память, обстановочная и пусковая информация. Нами
выявленымотивы спортивной
деятельности, которые можно
распределить по воздействиюна личность (внутренние и внешние),по направленности (личностно ориентированные, социально обусловленные и социально значимые).
Внутренняя мотивация
ориентирована на решение личных проблем: стать сильным и выносливым; повысить уверенность в себе; узнать свои возможности и способности. Внешняя мотивация выполняет вспомогательную функцию (например, близкое
расположение детской спортивной школы к дому; тренер - известный спортивный педагог, воспитавший выдающихся спортсменов; отец или старший брат занимались данным видом спортаи т.д.). Личностно ориентированная
мотивация (стать мастером спорта; показать родителям и друзьям свои способности, возможности и др.). Социально обусловленная мотивация (заниматься спортом для укрепления здоровья; спорт повышает возможности для будущей карьеры и т.д.). Социально значимая мотивация (войти в состав сборной команды России; стать призером крупнейших соревнований и т.п.).
Личностно-ориентированные мотивы на начальном этапе спортивной подготовки превалируют над другими, однако отношение спортсменов к учебно-тренировочному процессу определяют социально значимые виды мотивов. По мере преобразования личностно-ориентированных мотивов (умение защитить себя, стать лидером и т.д.) в социально значимые (войти в состав сборной команды, защищать спортивную честь страны и др.), формируется
самостоятельность, ответственность,
дисциплинированность, а такжеведущие морально-волевые качества, определяющие познавательную и двигательную активность, оптимальную
работоспособностькак базис для повышения уровня спортивного мастерства.
Временные нервные связи-ассоциации, заложенные в основе памяти, в соответствии с учением И.П. Павлова, рассматриваются как отражение в центральной нервной системе
взаимоотношений и
взаимообусловленностей, присущих
внешнему миру. В соревновательной деятельности боксеров проявляются механическая, логическая, двигательная, долговременная и краткосрочная виды памяти. Например, в боксемеханическая память позволяет в ходе поединка воспроизвести увиденный в процессе противоборства квалифицированных
боксеров неизвестный ранее способ проведения точного ударного действия, позволившего перехватить инициативу в свои руки путем установления случайных связей между занятой позицией, используемой дистанцией и стойкой соперника, атакующего бойца в конкретной ситуации. Благодаря логической памятиустанавливаются смысловые связи между различными элементами моторного акта: стойкой боксера, позицией противника, видом атакующего ударного действия, способом его выполнения, скоростью движений и др., применение которых обусловливает результативность используемого вида технического приема и варианта его реализации ввозникшей ситуации.
Место и значение двигательной памяти в системе спортивной подготовки боксера обусловлены ее воздействием на формирование навыков выполнения подготовительныхи основных действий в их рациональной последовательности и взаимосвязи, когда конечное положение предыдущего моторного акта становится исходным для последующего, более
сложного технического приема. Это обеспечивает оптимальное расположение частей и звеньев тела в пространстве и времени и способствует успешному проведению атаки. Эффективное завершение ударного действия в намеченную точку закрепляет в памяти единоборца детали и ведущее звено техники, их последовательность, используемые способы передвижения, дистанции. Это формирует
соревновательный опыт, благодаря которому в поединке с незнакомым сильным противником боксер в сходной ситуации применяет апробированные ранее способы организации двигательной деятельности.
С помощью долговременной памяти формируются навыки эффективного выбора соревновательной дистанции, комплекса защитных действий, ложных приемов при возникновении
соответствующей ситуации, что создает необходимые предпосылки для
становления индивидуального стиля ведения боя.Роль краткосрочной памяти заключается в объективном восприятии особенностей выполнения известных атакующих действий с соперником в различных ситуациях с учетом соотношения его росто-весовых показателей, длины верхних и нижних конечностей, темпо-ритмовых параметров двигательной деятельности. После окончания боя впечатления о его проведении исчезают.
Важными компонентами
афферентного синтеза являются обстановочная и пусковая
информация.Обстановочная информация призвана формировать навыки
эффективной соревновательной
деятельности при некоторых особенностях расположения ринга в спортивном зале, большом количестве зрителей,
выражающих отрицательные эмоции; необъективном судействе. Методика формирования навыков использования обстановочной информации включает в свое содержание двигательные задания,
направленные на адекватное восприятие действий противника, формирование навыков прогнозирования его моторных актов и программирования собственных двигательных действий в сложившейся ситуации.
Роль пусковой информации как сигналак началу поединка состоит в приведении боксера в состояние мобилизационной готовности к реализации программы противоборства с противником. В ходе боя внешние раздражители, обусловливающие использование
конкретных вариантов контратакующих действий, характеризуются различной сложностью. При взаимодействии единоборцев пусковая ориентация представляет собой ситуацию,
обеспечивающую согласованность
действий пусковой и обстановочной информации, например, в момент проведения ударного приема эффективная защита противника ставит атакующего боксера перед необходимостью изменения программы действий.Во время поединка пусковая афферентация представляет целый комплекс разнонаправленных двигательных действий, детерминирующих результативность предпринятой атаки. Реакция на пусковой раздражитель и одновременно на поведение противника (выбор стойки боксера, позиции, подготовительных действий и др.) определяет слияние пускового сигнала и обстановочной информации в один внешний раздражитель, обусловливающий деятельность всей системы.
В спортивных единоборствах афферентный синтез требует мобилизации интеллектуальных и двигательных качеств, так как в процессе постоянной высокодинамичной смены ситуаций как результата активного противоборства соперника атакующий боксер вынужден менять программу своих действий и в каждой новой обстановке создавать другой алгоритм атаки или контратаки. В связи с этим существенно возрастают требования к упрочению и вариативности двигательных навыков как одному из условий повышения
спортивного мастерства. Следовательно, формирование способности к
экстраполяции и афферентному синтезу моторных актов необходимо рассматривать как физиологическую основу
совершенствования системы спортивной подготовки.
Результаты исследования и их обсуждение. Для проверки эффективности использования афферентного синтеза присовершенствовании спортивной
подготовки был проведен педагогический эксперимент, в котором приняли участие боксеры 15-17лет 1 разряда и КМС. Были организованыконтрольная и
экспериментальная группы, по 16 человек в каждой. Перед началом педагогического эксперимента было проведено
тестирование показателей физической подготовленности с целью выявления ее исходного уровня, для чего использовались следующие контрольные упражнения: бег 30 м (с), 100 м (с), 3000 м (мин), прыжок в длину с места (см), подтягивание на перекладине (количество раз), толкание ядра (3 кг) правой и левой рукой (м). Анализ результатов тестирования не выявил существенных различий по уровню физической подготовленности боксеров КГ и ЭГ, (р>0,05).0пределялся также уровень результативности соревновательной
деятельности по следующим показателям: соотношению точных ударных и пропущенных действий в течение одного раунда; количеству применяемых защитных приемов и их эффективности вовремя атаки и контратаки; способности к ускорению двигательных действий к концу раунда. Обработка данных исследования не выявила существенных различий по степени специальной подготовленности
спортсменовКГ и ЭГ,(р>0,05).
В КГ тренировочные занятия проводились по традиционной методике в соответствии с программой спортивной подготовки,рекомендованной Федерацией бокса РФ [1, 4]. В ЭГ совершенствование спортивного мастерства осуществлялось на основе формирования навыков
экстраполяции и афферентного синтеза двигательных действий.Для формирования способностикэкстраполяции моторных актов использовалась система
двигательных заданий, направленных на упрочение навыков самостоятельного выбора эффективных вариантов атакующего удара в разных ситуациях боксерского поединка, например, прямой удар в голову может быть выполнен с ближней, средней, дальней и сверхдальней дистанции; в атакующем, встречном или ответном стиле; с места, в движении, с применением уклонов, наклонов, финтов; в быстром и медленном темпе, с различной амплитудой и мощностью.Боксерам ЭГ предлагалось самим определить целесообразность выполнения одиночного и серийного прямого удара, длинного и короткого, сильного или слабого в зависимости от ситуации или поставленной цели (например, для остановки, срыва атаки противника или перехвата инициативы; подготовки, начала, развития, завершения собственной атаки и выхода из нее).
Для формирования навыков афферентного синтеза двигательных действий в ЭГ осуществлялась планомерная деятельность по
формированию социально значимой мотивации на основе ее других видов: внутренней, внешней и социально ориентированной, а также развитию и совершенствованию механической,
логической, двигательной, долговременной и краткосрочной памяти с помощью специальных двигательных и
интеллектуальных заданий (например, после наблюдения за поединком боксеров воспроизвести используемые
единоборцами подготовительные и подводящие упражнения; установить рациональное количество и сочетание различных видов защитных приемов; назвать варианты выполнения прямого удара в голову и туловище; перечислить особенности выполнения удара левой снизу в туловище победителем турнира и т.д.).
Формирование навыков
использования обстановочной информации осуществлялось с учетом его следующих, выявленных нами, структурных
компонентов: расположения ринга на соревнованиях; реакции зрителей во время боя; степени объективности судейства; адекватности реагирования боксера на действия противника.Содержанием
методики упрочения данных навыков предусматривалось:
- проведение учебных боев и спаррингов при различном расположении ринга;
- формирование навыков управления психоэмоциональным состоянием с целью отвлечения от шума болельщиков; мобилизация своих нервно-психических и физических усилий для достижения поставленной задачи при необъективном судействе;
- совершенствование способности к объективному анализу и оценке действий противника, обусловливающих адекватный выбор варианта контратаки, позволяющей нейтрализовать программу соперника.
Пусковая информация представлена следующими структурными
компонентами:
- одиночным пусковым сигналом;
- ситуацией, обусловленной слиянием обстановочной и пусковой информации;
- многократнымповтороматаки;
- проведением атаки при дефиците времени.
Методика формирования навыков использования пусковой информации предусматривала своевременное
реагирование на пусковой сигнал; вариативность выполнения технического приема, что увеличивает возможность использования незнакомого для противника способа проведения атаки; проведения эффективных действий при значительном дефиците времени, способствуя формированию навыков опережения действий соперника.
После окончания педагогического эксперимента было выполнено повторное
тестирование уровня физической подготовленности и соревновательной деятельности с целью выявления характера динамики исследуемых показателей. Анализ полученных данных
свидетельствует об улучшении результатов в обеих группах КГ и ЭГ, однако у боксеров ЭГ характер прироста результатов был более существенным. Так, в беге на 30 м при исходных данных 4,83±0,42 с к завершению педагогического эксперимента показатели улучшились на 1,48%, (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных данных 4,85±0,39 с к окончанию педагогического эксперимента улучшение результатов составило 3,11%,(р>0,05). В прыжке в длину с места в КГ при исходных показателях2,08±16,8 см к завершению педагогического эксперимента результаты увеличились на 5,36%, (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных данных 2,10±15,4 см прирост результатов составил 12,6%, (р<0,05). Подобная тенденция более существенного улучшения показателей в ЭГ была выявлена и по другим тестам.
Анализ результатов
соревновательной деятельности также свидетельствует о повышении ее эффективности. Так, в КГ при исходных данных соотношения точных ударных действий и пропущенных атак в течение одного раунда 8:7 к завершению педагогического эксперимента показатели изменились и составили 10:7; в ЭГ, соответственно, при исходных данных 7:8 ударных действий к завершению педагогического эксперимента
соотношение составило 14:6.В КГ при исходных показателях количества используемыхзащитных приемов при каждом атакующем действииот 5 до 7 к завершению педагогического эксперимента их число изменилось в пределах от 8до 9;в ЭГ, соответственно, при исходных данных от 5 до 8 защитных приемов к завершению педагогического эксперимента показатели возросли и составили от 12 до 17 приемов.
Заключение. Таким образом, результаты педагогического эксперимента показали эффективность предложенного
нами подхода к совершенствованию системы спортивной подготовки боксеров на основе формирования навыков экстраполяции и афферентного синтеза двигательных действий.Опора на данные физиологические основы позволяет более полно использовать кинезиологический потенциал спортсмена. Благодаря навыкам экстраполяции двигательных действий, боксеры усваивают из большого количества подводящих и
подготовительных упражнений наиболее эффективные, имеющее структурное сходство с основными соревновательными приемами.Навыки афферентного синтеза двигательных действий создают условия для опоры на мотивационную сферу, рациональное управление которой позволяет более эффективно
стимулировать познавательную и двигательную активность спортсменов; развивать различные виды памяти, позволяющие формировать и обогащать соревновательный опыт боксеров посредством оценки и анализа результативных действий сильнейших единоборцев.Навыки использования
пусковой и обстановочной
информацииобеспечивают готовность боксеров к результативной
соревновательной деятельности в условиях непривычного расположения ринга, агрессивной реакции зрителей, при необъективном судействе; а также способности своевременного реагирования на пусковой сигнал; к эффективным действиям в ситуации слияния обстановочной и пусковой информации; успешным действиям при дефиците времени.
Литература
1. Акопян, А.О. Бокс: примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва / А.О. Акопян, Е.В. Калмыков, Г.В. Кургузов. - М.: Советский спорт, 2005. - 71 с.
2. Александров, Ю.М. Прочность и вариативность двигательного навыка как факторы повышения спортивного мастерства [Электронный ресурс] / Ю.М. Александров, И.С. Колесник // Педагогико-психологические и медико-
биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2013. Том 8. - № 4. - С. 24-30. Режим доступа: http://journal-
science.org/ru/magazine/23 .html.
3. Анохин, П.К. Очерки по физиологии функциональных систем / П.К. Анохин. - М.: Медицина, 1975. - 447с.
4. Бокс: Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализирующих детско-юношеских школ олимпийского резерва (Текст). А.О. Акопян и др. 2-ое изд. стереотип. - М.: Советский спорт, 2007. - 72 с.
5. Колесник, И.С. Совершенствование экстраполяции двигательных действий боксера / И.С. Колесник // Актуальные проблемы физической культуры и спорта: сборник научных трудов.-Чебоксары: ЧГПУ им. И.Я.Яковлева, 2006. - С. 117120.
6. Колесник, И.С. Роль афферентного синтеза в становлении технико-тактической подготовленности боксеров массовых разрядов / И. С. Колесник // Теория и практика физической культуры. - 2014. - №4. - С. 70-73. Импакт-фактор -0,114.
7. Колесник, И. С. Формирование индивидуальной техники выполнения основных приемов в боксе / И.С. Колесник, Ю.М. Александров, Д.А. Осипов // Современные проблемы и перспективы развития физической культуры, спорта, туризма и социально-культурного сервиса : международная научно-практическая конференция, 26-27 февраля 2015.
8. Кузнецова, З.М. Анализ особенностей подготовки к соревновательной деятельности боксеров-новичков 15-18 лет / З.М. Кузнецова, Ш.Р. Зайнуллин// Вестник спортивной науки. - 2007. - № 3. - С. 27-29.
9. Кузнецова, З.М. Исследование периода усталости в тренировочном процессе у женщин боксерок [Электронный ресурс] / З.М. Кузнецова, Ю.Д. Овчинников, Л.В. Хорькова // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2017. -Том 12. - №1. - С. 14-21. Режим доступа: http://journal-science.org/ru/article/720.html.
DOI: DOI 10.14526/01_2017_177.
10. Назаренко, Л.Д. Роль интеллекта в спортивной деятельности / Л. Д. Назаренко // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2013. - №10. - С. 9-12. Импакт-фактор - 0,114.
11. Carroll, F.J. The influence of resistance Training on manual coordination / F.J. Carroll, B.Barry, S. Rick, R.G.Carson // SocNeurosci. Abstr., Vol. 26. Part 1, 2000. - p. 464.
12. Nazarenko, L.D. Physiological bases of improvement system of boxerssports training / L.D. Nazarenko, I.S. Kolesnik // Life Science Journal 2014; 11(11s) - Р.642-645. http://www.lifesciencesite.com.
13. Kuznetsova Z., Kuznetsov A., Mutaeva I., Khalikov G., Zakharova A., 2015. Athletes preparation based on a complex assessment of functional state. In
Proceedings of the 3rdInternational Congress on Sport Sciences Research and Technology support. SCITEPRESS. P. 156-160 (Scopus)
14. Kuznetsov A., Mutaeva I., Kuznetsova Z., 2017. Diagnostics of Functional State and Recerve Capacity of young Athletes' Organizm. In Proceedings of the 5th International Congress on Sport Sciences Research and Technology support. SCITEPRESS. P. 111-115 (Scopus)
References
1. Akopyan A. O., Kalmykov E.V., Kurguzov G.V. Box: primernaya programma sportivnoj podgotovki dlya sportivnyhs hkol dlya detej I podrostkov, specializirovannyhs hkol olimpijskogo rezerva, dlyadeteh Ipodrostkov[Boxing: model program of sports training for sports schools for children and teen-agers, specialized schools of the Olympic reserve for children and teen-agers]. Moscow, Soviet sport, 2005, 71 p. (in Russian).
2. Aleksandrov Y. M., Kolesnik I.S. Strength and variability of a motional skill as the factors of sportsmanship improvement. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problem fizicheskoj kul'tury I sporta [Pedagogico-psychological and medico-biological problems of physical culture and sport].2013, Vol. 8, No. 4, pp. 24-30. Available at: http://journal-science.org/ru/magazine/23.html.
3. Anokhin P.K. Ocherki o fiziologiifunkcional'nyh system [Essays about the physiology of functional systems]. Moscow, Medicine, 1975, 447 p. (in Russian).
4. Akopyan A.O. Box: primernaya programma sportivnoj podgotovki dlya sportivnyhs hkol dlya detej I podrostkov, specializirovannyhs hkol olimpijskogo rezerva, dlya deteh I podrostkov [Boxing: model program of sports training for sports schools for children and teen-agers, specialized schools of the Olympic reserve for children and teen-agers]. Moscow, Soviet sport, 2007, 72 p. (in Russian).
5. Kolesnik I. S. A boxer's motional actions extrapolation development. Aktual'nye problem fizicheskoj kul'tury I sporta: sbornik nauchnyh trudov [Urgent problems of physical culture and sport: collection of the scientific works]. Cheboksary, Chuvash State Pedagogical University named after I.Y. Yakovlev, 2006, pp. 117-120. (in Russian).
6. Kolesnik, I. S. The role of the afferent synthesis in technical-tactical readiness formation among mass categories boxers. Teoriya I praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and practice of physical culture]. 2014, No. 4, pp. 70-73. (in Russian).
7. Kolesnik I. S., Aleksandrov Y.M., Osipov D.A. Individual technique formation of the main techniques fulfillment in boxing. Sovremennye problem I perspektivy razvitiya fizicheskoj kul'tury, sporta, turizma I social'no-kul'turnoj sluzhby: Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya
konferenciya [Modern problems and the prospects of physical culture, sport, tourism and social-cultural service development: International scientific-practical conference]. February, 26-27, 2015. (in Russian).
8. Kuznetsova Z. M., Zaynullin S.R. Then peculiarities analysis of training for competitive activity among boxers-beginners at the age of 15-18. Vestnik sportivnoj nauki [Sports science bulletin]. 2007, No. 3, pp. 27-29. (in Russian).
9. KuznetsovaZ.M., OvchinnikovYu.D., KhorkovaL.V. Study period of fatigue in the training process of women boxers. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problem fizicheskoj kul'tury I sporta [Pedagogico-psychological and medico-biological problems of physical culture and sport]. 2017, Vol. 12, No. 1, pp. 14-21. Available at: http://journal-science.org/ru/article/720. html. DOI: DOI 10.14526/01_2017_177.
10. Nazarenko L. D. The role of intellect in sports activity. Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, obuchenie [Physical culture: upbringing, education, training]. 2013, No. 10, pp. 9-12. (in Russian).
Подано: 30.10.2017 Принято: 03.11.2017
11. Carroll F. J., Barry B., Rick S., Carson R.G. The influence of resistance Training on manual coordination. Social'naya neironauchnaya abstrakciya [SocNeurosci. Abstr.]. 2000, Vol. 26, Part 1, p. 464.
12. Nazarenko L. D., Kolesnik I.S. Physiological bases of sports training system improvement among boxers. Zhurnal nauki zhisni [Life Science Journal]. 2014, No. 11(11s), pp. 642-645. http ://www. lifesciencesite.com.
13. Kuznetsova Z., Kuznetsov A., Mutaeva I., Khalikov G., Zakharova A., 2015. Athletes preparation based on a complex assessment of functional state. In Proceedings of the 3rd International Congress on Sport Sciences Research and Technology support. SCITEPRESS. P. 156-160 (Scopus)
14. Kuznetsov A., Mutaeva I., Kuznetsova Z. 2017. Diagnostics of Functional State and Recerve Capacity of young Athletes' Organizm. In Proceedings of the 5th International Congress on Sport Sciences Research and Technology support. SCITEPRESS. P. 111-115 (Scopus)
Назаренко Людмила Дмитриевна - доктор педагогических наук, профессор, ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», площадь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, д. 4, г. Ульяновск, Россия, 432700, E-mail: ld nazarenko@mail.ru
Колесник Игорь Степанович - доктор педагогических наук, профессор, ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», площадь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, д. 4, г. Ульяновск, Россия, 432700, E-mail: ld nazarenko@mail.ru
Осипов Дмитрий Андреевич - аспирант, ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», площадь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, д. 4, г. Ульяновск, Россия, 432700, E-mail: ld nazarenko@mail.ru
Для цитирования: Назаренко Л.Д., Колесник И.С., Осипов Д.А. Физиологические основы совершенствования системы спортивной подготовки боксеров // Педагогико-психологические проблемы физической культуры и спорта. - 2017. - Т. 12. - №4. - С. 169-177. DOI 10/14526/04 2017 277.