Научная статья на тему 'Роль прочности и вариативности двигательного навыка в системе спортивной подготовки квалифицированных боксеров'

Роль прочности и вариативности двигательного навыка в системе спортивной подготовки квалифицированных боксеров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
528
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОКС / BOXING / ЮНОШИ 15-17 ЛЕТ / 15-17 YEAR OLD TEEN-AGERS / ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / TECHNICAL READINESS / МОДЕЛЬ / MODEL / МЕТОДИКА / METHODOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колесник И. С., Гатин Ф. А., Александров Ю. М.

Решение проблемы повышения спортивного мастерства квалифицированных боксеров требует значительных усилий ученых и специалистов, так как связано с необходимостью реализации творческих поисков, новых подходов к организации тренировочного процесса. В статье предлагается перспективное направление решения данной проблемы путем разработки модели формирования прочности и вариативности двигательного навыка в спортивной подготовке квалифицированных боксеров. Материал. Раскрывая физиологические и педагогические основы процесса формирования прочности и вариативности двигательного навыка, автор привлекает внимание к физиологическому механизму упрочения и изменчивости двигательного навыка, понимание которого спортсменами создает условия для активизации их мыслительных процессов, стремление к более глубокому пониманию закономерностей и принципов спортивной подготовки, что существенно повышает их заинтересованность в совместной деятельности по совершенствованию системы спортивной подготовки. Методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы, передового педагогического опыта специалистов-практиков в области занятий боксом, наблюдения, педагогический эксперимент, тестирование, статистическая обработка материала. Результаты. В статье рассматриваются новые подходы к методике формирования двигательного навыка, использование которых способствует возникновению импульса к поиску ориентированных методов и методических приемов обучения и тренировки. Выявлена роль прочности и вариативности двигательного навыка в общей системе его формирования. Разработана модель формирования прочности и вариативности двигательного навыка в спортивной подготовке квалифицированных боксеров и экспериментально проверена ее эффективность. Заключение. Теоретически и методически обоснована значимость прочности и вариативности двигательного навыка как важного фактора повышения результативности соревновательной деятельности боксера. Результаты педагогического эксперимента показали эффективность использования модели формирования прочности и вариативности двигательных навыков в спортивной подготовке боксеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF MOTOR SKILL STABILITY AND VARIABILITY IN THE SYSTEM OF QUALIFIED BOXERS SPORTS TRAINING

The problem solution of sportsmanship improvement among qualified boxers demands scientists’ and specialists’ great efforts, as it is connected with the necessity to realize creative search, new approaches to the training process organization. The article offers a prospective direction of this problem solution by means of a model creation of a motor skill stability and variability formation in sports training of qualified boxers. Material. Revealing physiological and pedagogical basis of a motor skill stability and variability formation the author pays attention to the physiological mechanism of motor skill strengthening and variability. The understanding of this mechanism by sportsmen creates conditions for their thought process activation, yearning for a deeper understanding of the laws and principles of sports training and increases their interest in mutual activity on the system of sports training development. Research methods: scientific-methodical literature, progressive pedagogical experience of the specialists-practitioners in the sphere of boxing analysis and summarizing, observations, pedagogical experiment, testing, static handling of material. Results. The article is about new approaches to the methodology of a motor skill formation, the use of which provides the search for oriented methods and methodical techniques of teaching and training. The role of a motor skill stability and variability in a general system of its formation is revealed. The model is created of motor skill stability and variability formation in sports training of qualified boxers and its effectiveness is experimentally checked. Conclusion. Theoretically and methodically the importance of stability and variability of motor skill is substantiated, as a vital factor of a boxer’s competitive activity effectiveness increase. The results of the pedagogical experiment showed the effectiveness of the model use in the boxers sports training.

Текст научной работы на тему «Роль прочности и вариативности двигательного навыка в системе спортивной подготовки квалифицированных боксеров»

УДК 796.83 DOI 10.14526/01_1111_58

РОЛЬ ПРОЧНОСТИ И ВАРИАТИВНОСТИ ДВИГАТЕЛЬНОГО НАВЫКА В СИСТЕМЕ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ БОКСЕРОВ

Колесник И.С. — доктор педагогических наук, профессор Гатин Ф. А. — аспирант Александров Ю.М. — кандидат педагогических наук ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный педагогический университет

имени И.Н. Ульянова», Ульяновск Россия

THE ROLE OF MOTOR SKILL STABILITY AND VARIABILITY IN THE SYSTEM OF QUALIFIED BOXERS SPORTS TRAINING

Kolesnik I.S. — doctor of pedagogics, professor

Gatin F. A. — post-graduate Alexandrov Y.M. — candidate of pedagogics Federal State Budgetary Educational Establishment of Higher Professional Education "Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov,"

Ulyanovsk Russia

e-mail: elena [email protected]

Ключевые слова: бокс, юноши 15-17 лет, техническая подготовленность, модель, методика.

Аннотация. Решение проблемы повышения спортивного мастерства квалифицированных боксеров требует значительных усилий ученых и специалистов, так как связано с необходимостью реализации творческих поисков, новых подходов к организации тренировочного процесса. В статье предлагается перспективное направление решения данной проблемы путем разработки модели формирования прочности и вариативности двигательного навыка в спортивной подготовке квалифицированных боксеров.

Материал. Раскрывая физиологические и педагогические основы процесса формирования прочности и вариативности двигательного навыка, автор привлекает внимание к физиологическому механизму упрочения и изменчивости двигательного навыка, понимание которого спортсменами создает условия для активизации их мыслительных процессов, стремление к более глубокому пониманию закономерностей и принципов спортивной подготовки, что существенно повышает их заинтересованность в совместной деятельности по совершенствованию системы спортивной подготовки.

Методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы, передового педагогического опыта специалистов-практиков в области занятий боксом, наблюдения, педагогический эксперимент, тестирование, статистическая обработка материала.

Результаты. В статье рассматриваются новые подходы к методике формирования двигательного навыка, использование которых способствует возникновению импульса к

111

поиску ориентированных методов и методических приемов обучения и тренировки. Выявлена роль прочности и вариативности двигательного навыка в общей системе его формирования. Разработана модель формирования прочности и вариативности двигательного навыка в спортивной подготовке квалифицированных боксеров и экспериментально проверена ее эффективность.

Заключение. Теоретически и методически обоснована значимость прочности и вариативности двигательного навыка как важного фактора повышения результативности соревновательной деятельности боксера. Результаты педагогического эксперимента показали эффективность использования модели формирования прочности и вариативности двигательных навыков в спортивной подготовке боксеров.

Keywords: boxing, 15-17year old teen-agers, technical readiness, model, methodology.

Annotation. The problem solution of sportsmanship improvement among qualified boxers demands scientists' and specialists' great efforts, as it is connected with the necessity to realize creative search, new approaches to the training process organization. The article offers a prospective direction of this problem solution by means of a model creation of a motor skill stability and variability formation in sports training of qualified boxers.

Material. Revealing physiological and pedagogical basis of a motor skill stability and variability formation the author pays attention to the physiological mechanism of motor skill strengthening and variability. The understanding of this mechanism by sportsmen creates conditions for their thought process activation, yearning for a deeper understanding of the laws and principles of sports training and increases their interest in mutual activity on the system of sports training development.

Research methods: scientific-methodical literature, progressive pedagogical experience of the specialists-practitioners in the sphere of boxing analysis and summarizing, observations, pedagogical experiment, testing, static handling of material.

Results. The article is about new approaches to the methodology of a motor skillformation, the use of which provides the search for oriented methods and methodical techniques of teaching and training. The role of a motor skill stability and variability in a general system of its formation is revealed. The model is created of motor skill stability and variability formation in sports training of qualified boxers and its effectiveness is experimentally checked.

Conclusion. Theoretically and methodically the importance of stability and variability of motor skill is substantiated, as a vital factor of a boxer's competitive activity effectiveness increase. The results of the pedagogical experiment showed the effectiveness of the model use in the boxers sports training.

В основе бокса заложены естественные движения, представляющие собой специфическое сочетание ациклических и циклических движений. Моторные акты, выполняемые правой и левой рукой, характеризуются четким проявлением ацикличности, в то время как выполняемые разными способами передвижения по рингу связаны с многократным повторением одних и тех же циклов движений. Атакующие действия в боксе, как правило, имеют сложное структурное содержание, усвоение их связано не только с высокими требованиями к двигательно-

координационной подготовке, уровню

сформированности скоростно-силовых качеств, но и с развитием системы анализаторов. Так, вестибулярный анализатор обеспечивает необходимую устойчивость тела; зрительный -позволяет свободно ориентироваться по рингу, объективно оценивать

пространственно-временные и

пространственно-силовые параметры двигательных действий, различать подготовительные и основные движения, что важно для прогнозирования направления, формы и содержания двигательных действий противника [ 1, 4, 6].

Стремительность движений в боксе, их высокая скорость не позволяют предварительно обдумывать параметры выполняемого приема, своевременно изменять их или вносить коррективы, повышающие их результативность. Это обусловливает необходимость

формирования двигательных навыков, возникающих на основе механизма временных связей. Усвоение двигательных навыков связано с образованием рефлексов высших порядков,

характеризующихся построением

определенной системы, состоящей из ряда элементов нового, более сложного моторного акта. В процессе становления двигательных навыков под воздействием I и II сигнальной системы устанавливаются новые временные связи между известными для спортсмена раздражителями и последующей деятельностью,

направленной на усвоение новых, более сложных моторных актов.

Результативность соревновательной деятельности боксеров в значительной мере обусловлена пониманием

спортсменом смысла каждого

выполняемого двигательного задания, его значимостью для усвоения техники атакующего и защитного действия, что формирует ответственное отношение к усвоению каждого предлагаемого физического упражнения. Это значительно повышает роль II сигнальной системы, результативность которой определяется способностью тренера и спортсмена к поиску и использованию точных объяснений, образных сравнений, позволяющих формировать правильный образ усваиваемого приема.

Целью данной работы является теоретическое и методологическое обоснование значимости прочности и вариативности двигательного навыка как важного фактора повышения

результативности соревновательной

деятельности боксера.

Задачи: 1. Выявить роль и место прочности и вариативности двигательного навыка в общей системе его формирования.

2. Разработать модель

формирования прочности и вариативности двигательного навыка в спортивной подготовке квалифицированных боксеров и экспериментально проверить ее эффективность.

Высокая скорость движений боксеров в ходе взаимодействия с противником, быстрота двигательных реакций обусловливают необходимость прочного закрепления двигательных навыков, автоматизм которых позволяет своевременно использовать наиболее эффективные атакующие и защитные действия как адекватную меру в ответ на движения противника. Это выдвигает необходимость решения проблемы формирования прочности и вариативности двигательных навыков как одного из ведущих условий повышения

результативности соревновательной

деятельности. Двигательные навыки в процессе усвоения техники атакующих и защитных действий, составляющих наряду с другими моторными актами содержание спортивной подготовки единоборцев, формируются на основе механизма временных связей. Усвоение двигательных навыков осуществляется в соответствии с определенными закономерностями.

Для спортивной деятельности характерно в результате многократного повторения моторного акта образование рефлексов высших порядков с новой формой движений или их комбинаций. Это свидетельствует о связи

условнорефлекторных процессов с афферентным и эфферентным звеном рефлекса. В спорте при формировании двигательных навыков проявляются два вида условных реакций. Благодаря I и II сигнальным системам устанавливаются временные связи между уже известными спортсмену раздражителями и

содержанием предстоящей деятельности. Кроме того, возникают новые ответные двигательные реакции,

характеризующиеся проявлением как двигательных, так и вегетативных функций. Формирование двигательных

навыков, их прочность и вариативность в значительной мере определяется состоянием работающих мышечных групп и связок, выполняющих значительную тренировочную нагрузку, что

обусловливает необходимость реализации одного из важнейших принципов спортивной тренировки - постепенности и максимальности повышения

тренировочной нагрузки.

Методика формирования двигательного навыка

С

iz

Прочность

Вариативность

К

И

о

<и к Л ю о

U о U CÖ К о о

«

(U

с

Роль и место в спортивной подготовке

Факторы и условия

<С=

Педагогические воздействия

■с

Рисунок 1. Модель формирования прочности и вариативности двигательного навыка в спортивной подготовке квалифицированных боксеров

Нами разработана модель формирования прочности и вариативности двигательного навыка в спортивной подготовке квалифицированных боксеров (рисунок 1). В данной модели представлены физиологические и педагогические основы обеспечения прочности и вариативности двигательного навыка, структурные компоненты которого представлены сенсорными, моторными, вегетативными, а также афферентным синтезом,

программированием и эфферентным компонентом.

Точность информации имеет большое значение для эффективности выполнения двигательных действий, обусловленных тактикой ведения боксерского поединка. Сенсорная коррекция двигательного навыка осуществляется в процессе

взаимодействия с противником по мере поступления информации из мышечных и вегетативных систем. Сенсорные системы информируют о расположении частей и звеньев тела в пространстве и времени, что позволяет создать в центральной нервной системе программу выполнения и коррекции моторных актов. Высшие сенсорные системы своевременно сообщают об изменениях в окружающей обстановке, подсказывают момент своевременного начала, изменения или окончания двигательного действия.

Вегетативные компоненты

отличаются определенной инертностью, связанной с переходом организма на новый уровень функционирования под воздействием тренировочной нагрузки. Усиление функций кровообращения и дыхания, при одновременном уменьшении снабжения неработающих органов, повышает эффективность двигательной деятельности. Это необходимо учитывать при организации специальной подготовки организма перед началом тренировочной и соревновательной деятельности. Чем качественнее подобраны

подготовительные и подводящие упражнения, тем результативнее протекает соревновательная деятельность.

Афферентный синтез,

включающий мотивацию, двигательную память, обстановочную и пусковую информацию, обеспечивает качество тренировочной и соревновательной деятельности, вовлекая спортсмена в творческий процесс по поиску и реализации способов повышения тренированности, стабильности и надежности проведения боксерского поединка. Мотивация, подкрепленная положительной динамикой спортивных результатов, стимулирует двигательную активность, создает благоприятные условия для формирования морально-волевых качеств, реализации близлежащих и перспективных целей.

Двигательная память существенно расширяет арсенал используемых вариантов атакующих и защитных действий и способов их выполнения, способствует поиску путей

совершенствования технико-тактической подготовленности. Боксерский поединок проводится на ринге, как правило, в присутствии большого количества зрителей и болельщиков, проявляющих симпатии к разным участникам спортивного поединка.

Обстановочная информация

оказывает существенное влияние на результативность тренировочной и соревновательной деятельности. Начало взаимодействия с противником

определяется специальным звуковым сигналом. При владении инициативой сигнал для остановки поединка позволяет подвести итог своей деятельности. При проигрывании боксерского поединка, снижении психо-эмоционального

состояния сигнал об окончании встречи воспринимается спортсменами как возможность для необходимого отдыха. Для бокса с его сложным структурным содержанием соревновательной

деятельности афферентный синтез является достаточно сложным, и понимание его механизма способствует повышению эффективности управления двигательными действиями и психоэмоциональным состоянием.

Центральным компонентом

двигательного навыка является

программирование движений, связанное с быстрой сменой моторных актов, возникновением непредвиденных

ситуаций. Это определяет необходимость программирования на короткий промежуток времени, используя для новой ситуации другой вариант, так как при высокой динамичности бокса ситуации в поединке с противником не повторяются.

Содержание программы

выполнения двигательного акта должно соответствовать функциональным

возможностям мышц и вегетативных систем. Приобретение двигательного опыта, повышение уровня

тренированности создают условия для совершенствования программы.

Эффекторный компонент спортивной деятельности боксера отличается своей сложностью, так как выполнение разработанной программы двигательного навыка в значительной мере определяется внешними факторами: уровнем

подготовленности соперника, его опытом соревновательной деятельности, реакцией судей и зрителей; соответствием программы функциональному состоянию в момент взаимодействия с соперником. Это определяет необходимость постоянного совершенствования программирования с учетом всех условий и факторов, влияющих на спортивный результат.

По мере упрочения двигательного навыка, становления динамического стереотипа осуществляется формирование индивидуального двигательного ритма боксера, снижающего энерготраты и обеспечивающего экономичность

технических приемов, создаются условия для достижения определенного уровня спортивного мастерства. Прочность двигательного навыка свидетельствует о рациональном построении тренировочного процесса; реализации принципов систематичности применения

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

тренировочной нагрузки, постепенности ее повышения, правильном выборе подготовительных и подводящих упражнений, обусловливающих

повышение уровня общефизической и специальной подготовленности.^, 5].

Прочность моторных актов в боксе обеспечивается рядом факторов и условий:

- соответствием тренировочной нагрузки возрасту, подготовленности и другим индивидуальным особенностям спортсменов;

- обеспечением положительного психо-эмоционального фона тренировочных занятий;

- организацией постоянного педагогического контроля эффективности двигательной деятельности спортсменов;

- распределением внимания на все стороны спортивной подготовки (физическую, технико-тактическую, морально-волевую, мыслительную и др.);

- оптимальным количеством соревнований, обеспечивающих необходимый уровень подготовки к специфической соревновательной деятельности и др.

Ведущими условиями

формирования прочности и вариативности усвоения технических приемов являются:

- обеспечение разносторонней подготовки боксера;

- управление мотивационной сферой с целью преобразования личностно-ориентированных мотивов в социально значимые;

- реализация принципов спортивной тренировки;

- формирование навыков анализа собственной соревновательной деятельности с целью ее своевременной коррекции;

- удовлетворенность тренировочным процессом;

- необходимый уровень материально-технической базы и т.д.

Педагогическим условиями,

способствующими упрочению и повышению вариативности двигательного навыка, являются:

- постановка адекватных целей и задач, выполнение которых стимулирует двигательную активность боксеров;

- создание игровых и соревновательных моментов,

обеспечивающих успешность спортивной деятельности единоборцев;

- выявление положительных черт характера и опора на них при подборе системы двигательных заданий, требующих проявления упорства, настойчивости, трудолюбия и других качеств;

- заострение внимания на достижениях спортсмена на каждом тренировочном занятии;

- применение приемов одобрения, поощрения перед группой или командой спортсменов и др.[ 3].

Таким образом, методика формирования прочности и вариативности двигательного навыка предусматривает использование системы постепенно усложняющихся технических приемов и условий их выполнения; выбор соответствующих способов передвижения по рингу, дистанций, характер атакующего приема; формирование навыков прогнозирования и экстраполяции двигательных действий в зависимости от поведения противника; выявление и использование различных вариантов выполнения атакующего приема в зависимости от условий проведения боксерского поединка.

Проведение педагогического

эксперимента с целью проверки эффективности разработанной нами модели формирования точности и вариативности двигательного навыка спортивной подготовки квалифицированных боксеров позволила получить результаты, подтверждающие целесообразность применения данной модели. В педагогическом эксперименте участвовали 42 квалифицированных боксера (I разряд и КМС), возраст 15-17 лет. В КГ вошли 20 спортсменов, в ЭГ - 22 человека. Перед началом педагогического эксперимента было проведено

тестирование с целью выявления уровня физической подготовленности.

Использовались следующие контрольные упражнения: бег 100м (с), бег 3000 м (мин); прыжок в длину с места (см), подтягивание в висе (кол-во раз); толкание

ядра (4 кг) правой и левой рукой. Анализ исходных показателей физической подготовленности не выявил

существенных различий у боксеров КГ и ЭГ (р>0,05).

Уровень технической

подготовленности определялся по качеству выполнения атакующих и защитных действий, для оценки которых были разработаны специальные критерии. Так, техника выполнения прямого удара в туловище оценивалась по четкости алгоритма выполнения движений, их слитности, оптимальному сочетанию атакующих и защитных действий. При проведении технического приема удар левой снизу в голову оценивались точность проведения удара, рациональность выполнения подготовительного действия, правильно выполненная стойка боксера, сочетание атакующих и защитных приемов. В техническом приеме: прямой удар правой в голову из левосторонней стойки оценивалась рациональность техники данного приема, сочетание атакующего и защитного действия [1,3].

В КГ тренировочные занятия проводились по традиционной методике, в соответствии с программой спортивной подготовки, рекомендованной РФ бокса [2]; в ЭГ применялась разработанная нами модель формирования прочности и вариативности двигательного навыка в спортивной подготовке

квалифицированных боксеров.

После окончания педагогического эксперимента было проведено повторное тестирование для выявления динамики показателей физической и технической подготовленности. Анализ результатов педагогического эксперимента показал, что результаты улучшились в обеих группах - КГ и ЭГ.

Повторное тестирование

показателей физической подготовленности свидетельствует о том, что в КГ при исходных данных в беге на 100 м 14,17±0,89 с к завершению педагогического эксперимента показатели улучшились на 3,11% (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных данных

14,19±0,77 с прирост составил 5,02% (р>0,05). В беге на 3000 м в КГ при исходных данных 14,29±1,13 м к завершению педагогического

эксперимента показатели улучшились на 5,43% (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных данных 14,32±0,93 мин. прирост результатов составил 9,36% (р<0,05). В прыжке в длину с места в КГ при исходных данных 197,22±10,31 см, к окончанию педагогического эксперимента улучшение показателей произошло на 5,24% (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных результатах 195,88±13,41 см прирост составил 10,48% (р<0,05). Подобная тенденция улучшения показателей в ЭГ была выявлена и по другим контрольным упражнениям.

Анализ показателей,

характеризующих уровень технической подготовленности, также показал, что положительная динамика результатов характерна для боксеров КГ и ЭГ, однако в ЭГ уровень технической подготовленности оказался значительно выше. Так, в КГ при выполнении прямого удара в туловище исходная оценка составила 3,24±0,20 балла, к завершению педагогического эксперимента техника данного приема улучшилась на 8,91% (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных данных 3,38±0,26 балла оценка за технику выполнения возросла на 20,95% (р<0,05).

В КГ при исходной оценке выполнения удара левой снизу в голову 3,19±0,24 балла к окончанию педагогического эксперимента оценка за технику выполнения данного приема улучшилась на 9,66% (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных данных 3,27±0,20 балла прирост результатов составил 23,72% (р<0,05).

При выполнении прямого удара правой в голову из левосторонней стойки исходная оценка в КГ составила 3,41±0,25 балла (р>0,05); к завершению педагогического эксперимента показатели возросли на 11,64%.

Таким образом, результаты педагогического эксперимента показали целесообразность разработки и

использования модели формирования прочности и вариативности двигательных навыков в спортивной подготовке боксеров. В модели представлены ведущие структурные компоненты двигательного навыка, анализ которых способствует повышению уровня организации тренировочного процесса с учетом физиологических механизмов упрочения и изменчивости двигательных навыков, обеспечивающих усвоение сложных атакующих и защитных приемов.

Педагогические основы данной модели представляют методику

формирования прочности и вариативности двигательного навыка, показывая его роль и место в спортивной подготовке боксеров; факторы и условия достижения прочности и вариативности двигательных навыков, а также систему педагогических воздействий, повышающих эффективность спортивной подготовки

квалифицированных боксеров.

Литература

1. Александров, Ю. М. Прочность и вариативность двигательного навыка как факторы повышения спортивного мастерства / Ю. М. Александров, И. С. Колесник // Педагогико -психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. -Набережные Челны. - 2013. - № 4 (29). - С. 24-30. (Режим доступа: http ://www/kamgiik.chelnv.net/ioumal.) (0,44/0,22 п.л.).

2. Бокс : Примерная программа спортивной подготовки для детско -юношеских спортивных школ, специализирующих детско -юношеских школ олимпийского резерва (Текст) / А. О. Акопян и др. 2-е изд. стереотип. - М. : Советский спорт, 2007. - 72 с.

3. Колесник, И. С. Личность боксера / И. С. Колесник. - М. : Научно-издательский центр «Теория и практика физической культуры и спорта», 2007. - 202с. : ил.

4. Колесник, И. С. Основные направления повышения эффективности системы спортивной подготовки квалифицированных боксеров / И. С. Колесник. - М. : Флинта: наука. - 2010. - 350 с.

5. Кузнецова, З. М. Анализ особенностей подготовки к соревновательной деятельности боксеров-новичков 15-18 лет / З. М. Кузнецова, Ш. Р. Зайнуллин // Вестник спортивной науки. - 2007.

- № 3. - С. 27-29.

6. Назаренко, Л. Д. Средства и методы развития двигательных координаций : Монография.

- М. : Теория и практика физической культуры, 2003. - 258 с. : ил.

References

1. Alexandrov Y. M. Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i sporta, 2013, No. 4 (29), pp. 2430. (Access mode: http:// www/kamgifk. chelny .net/journal.)

2. Boks : Primernaya programma sportivnoi podgotovki dlya detsko-yunosheskikh sportivnykh shkol, spetsializiruyushchikh detsko-yunosheskikh shkol olimpiiskogo rezerva [Boxing : A model program of sports training for sport schools for children and teenagers, specialized schools for children and teen-agers of the Olympic reserve], Moscow : Soviet sport, 2007, 72 p.

3. Kolesnik I. S. Lichnost' boksera [A boxer's personality], Moscow : Scientific-publishing center "Theory and practice of physical culture and sport", 2007, 202 p.

4. Kolesnik I. S. Osnovnye napravleniya povysheniya ejfektivnosti sistemy sportivnoi podgotovki kvalifitsirovannykh bokserov [Main directions of the system of sports training effectiveness increase among qualified boxers], Moscow : Flinta: science, 2010, 350 p.

5. Kuznetsova Z. M. Vestnik sportivnoi nauki,, 2007, No. 3, pp. 27-29.

6. Nazarenko L. D. Sredstva i metody razvitiya dvigatel'nykh koordinatsii [Means and methods of motional co-ordinations development], Moscow : Theory and practice of physical culture, 2003, 258 p.

Статья поступила в редакцию: 26.10.2015 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.