Научная статья на тему 'Пути совершенствования начальной спортивной подготовки боксеров 12-14 лет'

Пути совершенствования начальной спортивной подготовки боксеров 12-14 лет Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
865
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОКС / НАЧАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ И СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Колесник И. С., Сластя А. В.

Рост спортивного мастерства боксеров в значительной степени определяется эффективностью организации начального этапа спортивной подготовки. В связи с этим большую значимость приобретает изучение различных подходов к содержанию первоначального этапа тренировочного процесса по боксу; поиск способов улучшения организации и проведения первого этапа спортивной подготовки единоборцев, качество которого существенно снижает отсев занимающихся и формирование устойчивой потребности в овладении спортивным мастерством. Методы: исследования: анализ и обобщение научной и методической литературы, тестирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики. Материал. В данной статье рассматриваются основные пути совершенствования этапа начальной спортивной подготовки боксеров 12-14 лет. Особое значение автор придает необходимости создания условий для выявления и развития способности к индивидуальной импровизации выполнения усваиваемых технических приемов. Результат. Результаты педагогического эксперимента показали, что при организации этапа начальной спортивной подготовки боксеров 12-14 лет необходимо использовать разнообразные пути совершенствования тренировочного процесса, среди которых ведущими является учет возрастных особенностей занимающихся, глубокое знание специфики бокса; опора на первоначальную положительную мотивацию занятий боксом; обеспечение разносторонней физической подготовленности с преимущественным использованием игрового метода и моментов соревновательной деятельности; обеспечение максимальной защиты кистей рук для снижения болевых ощущений травматизма; создание положительного психо-эмоциональной атмосферы на тренировочных занятиях; выявление способности к индивидуальной организации при выполнении изучаемых технических приемов. Заключение. Разработанные автором практические рекомендации представляют значительный интерес для специалистов по боксу, они могут быть использованы в ДЮШОР. Особое значение автор придает необходимости создания условий для выявления и развития способности к индивидуальной импровизации выполнения усваиваемых технических приемов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пути совершенствования начальной спортивной подготовки боксеров 12-14 лет»

УДК 796.8

ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЧАЛЬНОЙ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ БОКСЕРОВ 12-14 ЛЕТ

И.С. Колесник - доктор педагогических наук, профессор А.В. Сластя - аспирант Ульяновский государственный педагогический университет

Ульяновск

WAYS OF IMPROVEMENT OF INITIAL SPORTS PREPARATION

OF 12-14 YEAR BOXERS

I.S. Kolesnik - doctor of pedagogical sciences, professor A.V. Slastya - post graduate student Ulyanovsk State Pedagogical University Ulyanovsk

e-mail:elena funina@mail.ru

Ключевые слова: бокс, начальная подготовка, основные направления, физическая и специальная подготовленность.

Аннотация. Рост спортивного мастерства боксеров в значительной степени определяется эффективностью организации начального этапа спортивной подготовки. В связи с этим большую значимость приобретает изучение различных подходов к содержанию первоначального этапа тренировочного процесса по боксу; поиск способов улучшения организации и проведения первого этапа спортивной подготовки единоборцев, качество которого существенно снижает отсев занимающихся и формирование устойчивой потребности в овладении спортивным мастерством.

Методы: исследования: анализ и обобщение научной и методической литературы, тестирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики.

Материал. В данной статье рассматриваются основные пути совершенствования этапа начальной спортивной подготовки боксеров 12-14 лет.

Особое значение автор придает необходимости создания условий для выявления и развития способности к индивидуальной импровизации выполнения усваиваемых технических приемов.

Результат. Результаты педагогического эксперимента показали, что при организации этапа начальной спортивной подготовки боксеров 12-14 лет необходимо использовать разнообразные пути совершенствования тренировочного процесса, среди которых ведущими является учет возрастных особенностей занимающихся, глубокое знание специфики бокса; опора на первоначальную положительную мотивацию занятий боксом; обеспечение разносторонней физической подготовленности с преимущественным использованием игрового метода и моментов соревновательной деятельности; обеспечение максимальной защиты кистей рук для снижения болевых ощущений травматизма; создание положительного психо-эмоциональной атмосферы на тренировочных занятиях; выявление

способности к индивидуальной организации при выполнении изучаемых технических приемов.

Заключение. Разработанные автором практические рекомендации представляют значительный интерес для специалистов по боксу, они могут быть использованы в ДЮШОР. Особое значение автор придает необходимости создания условий для выявления и развития способности к индивидуальной импровизации выполнения усваиваемых технических приемов.

Keywords: boxing, initial preparation, main directions, physical and special readiness.

Annotation. Growth of boxer's sports skill organization efficiency substantially is defined of sports preparation initial stage. In this regard the big importance is gained by studying various approaches to the maintenance of training initial stage process on boxing; search of ways of improvement of the organization and carrying out the first stage of sports preparation of the martial artists, which quality significantly reduces elimination engaged and formation of steady requirement for mastering by sports skill.

Research methods: analysis and generalization of scientific and methodical literature, testing, pedagogical experiment, methods of mathematical statistics.

Research material. The main ways of 12-14 years boxers' initial sports preparation stage improvement are considered in this article.

The author attaches special significance to need of creation of conditions for identification and development of ability to individual improvisation ofperformance of acquired techniques.

Result. Results of pedagogical experiment showed that at the organization of a stage of initial sports preparation of boxers of 12-14 years it is necessary to use various ways of improvement of training process among which leaders is the accounting of age features engaged, profound knowledge of specifics of boxing; support on initial positive motivation of occupations by boxing; ensuring versatile physical readiness with primary use of a game method and the moments of competitive activity; providing the maximum defense of hands for decrease in painful feelings of traumatism; creation positive the psycho-emotional atmosphere on training occupations; detection of ability to the individual organization when performing studied techniques.

Conclusion. The practical recommendations developed by the author represent considerable interest for specialists in boxing, they can be used in DYuShOR. The author attaches special significance to need of creation of conditions for identification and development of ability to individual improvisation ofperformance of acquired techniques.

Бокс является одним из наиболее доступных видов спорта, куда принимают подростков, не имеющих отклонений в состоянии здоровья, без ограничений по росто-весовым показателям, уровню общей физической подготовленности. Школьники, изъявившие желание заниматься боксом, обычно имеют общее представление о данном виде спорта и психологически не готовы к преодолению трудностей, обусловленных спецификой бокса. Однако первоначальная мотивация: «нравится бокс», «хочу стать сильным и смелым», «боксом занимаются мои друзья, и я решил попробовать», «привел отец» и т.д. - требует подкрепления для сохранения первоначального интереса к тренировочному процессу, в ходе которого необходимо выяснить, имеются ли у подростка способности к избранному виду спортивного единоборства.

Этап начальной спортивной подготовки в боксе занимает два-три года; за этот период юному спортсмену надо провести 35-40 соревновательных поединков и получить 1 юношеский разряд. Сохранение контингента новичков определяется способностью тренера к творческому построению системы начальной спортивной подготовки, направленной на формирование у подростка удовлетворенности каждым тренировочным занятием.

Целью данной работы является теоретическое и методологическое обоснование подходов к организации начальной спортивной подготовки боксеров, обеспечивающих устойчивый интерес к избранному виду спорта.

Задачи: 1. Выявить основные пути совершенствования тренировочного процесса, обусловливающие стремление подростков к усвоению спортивного мастерства.

2. Проверить эффективность данных направлений в процессе проведения педагогического эксперимента.

Среди различных видов спортивных единоборств бокс занимает особое место: достижение победы над противником связано со способностью контролю собственного состояния в условиях длительного стресса, обусловленного болевыми ощущениями различного характера и угрозой получения серьезной травмы, а также действий соперника, прогнозирование которых требует специальной подготовленности и двигательного опыта [1, 3, 5, 7]. Это обусловливает необходимость построения тренировочных занятий, направленных на обеспечение готовности начинающих боксеров к преодолению эмоциональных и болевых стрессов, связанных с ушибами, повреждением мышц, связок и сухожилий при работе на снарядах, а также с партнером. Тренеру необходимо обеспечить максимальную защиту кистей рук; постепенное и последовательное усвоение общеукрепляющих, подготовительных и подводящих упражнений; повышение уровня общефизической подготовленности с учетом возрастных особенностей юных спортсменов.

Подростковый возраст характеризуется бурным развитием организма, завершением формирования изгибов позвоночника, увеличением мышечной массы. Возрастает сила сердечной мышцы, ударный объем сердца, происходит урежение частоты пульса. Размеры сердца часто отстают от роста тела, что обусловливает уменьшение просвета сосудов, ухудшение снабжения организма питательными веществами и кислородом.

Данные анатомические особенности предусматривают необходимость постоянного контроля объема и интенсивности мышечной нагрузки; использования упражнений для укрепления широких мышц спины; исключения асимметричных движений с тяжестями, резких односторонних толчков, натуживания, значительной нагрузки на стопы [2, 3]. Рациональная организация тренировочного процесса по боксу с подростками 12-14 лет требует постановки доступной цели, соответствия двигательных заданий возможностям организма. Дети, начинающие занятия боксом, быстро настраиваются на тренировочную нагрузку, благодаря высокой подвижности нервных процессов. Психика детей 12-14 лет характеризуется появлением «чувства взрослости», однако необходимо учитывать, что их претензии не соответствуют возможностям подростков.

Для бокса характерны высоко динамичные условия выполнения двигательных действий; результаты в значительной степени зависят от понимания и точности выполнения заданного объема работы; усвоения физических упражнений в соответствии с его пространственно-временными и пространственно-силовыми параметрами; своевременности изменения мышечного напряжения; способности к прогнозированию действий противника и т.д. [6, 8]. Все это создает предпосылки для постоянного эмоционального стресса, однако следует учитывать, что постоянное нервно-психическое напряжение обеспечивает готовность организма к эффективным действиям в сложных условиях противодействия с противником.

На начальном этапе спортивной подготовки боксеров 12-14 лет следует создавать доброжелательную, достаточно комфортную для детей обстановку как одно из условий формирования устойчивого интереса к данному виду спорта. Решение этой задачи достигается:

- новизной деятельности на каждом тренировочном занятии;

- распределением внимания на всех занимающихся;

- постоянным контролем психоэмоционального состояния каждого подростка;

- применением игрового метода с элементами состязательной деятельности;

- выявлением положительного в действиях юных спортсменов, отличая их достижения по ходу тренировочного занятия и после его окончания при подведении итогов. Заостряя внимание на успехах начинающего боксера, тренер отмечает его слабые стороны,

неудачи, причины их возникновения и способы устранения; условия, при которых подросток может добиться значительных результатов.

Усвоение базовых приемов атаки и защиты боксера требует оптимальных для каждого этапа спортивной подготовки показателей двигательно-координационных качеств. Это детерминирует необходимость постановки одной из ведущих задач начальной подготовки -достижение необходимого уровня физической подготовленности. Занятия боксом обеспечивают воздействие на все группы мышц; формирование навыков постоянного контроля ситуации; оценки двигательных действий противника, своевременной адекватной реакции; напряженной аналитической деятельности; сохранения хладнокровия, выдержки, упорства. Это выдвигает в число первостепенных задач начальной спортивной подготовки -воспитание волевых качеств: силы воли, мужества, трудолюбия, самодисциплины, терпения, настойчивости и др.; создание условий для духовно-нравственного развития на основе закрепления положительных черт личности: честности, восприятия спортсмена в качестве своего противника только на ринге в ходе соревновательной деятельности; стремление победить соперника за счет ловкости, гибкости ума, находчивости в сложных ситуациях боксерского поединка без агрессии; стремления нанести чрезмерный болевой удар [4, 6].

Бокс предъявляет высокие требования к психофизиологическим процессам; уровню сформированности восприятия, внимания, памяти, мышления и аналитических способностей, позволяющих осознавать предлагаемые двигательные задания, механизм их воздействия на организм, успешность решения поставленной задачи. Оптимальные для данного возраста познавательные процессы позволяют формировать навыки создания модели поведения противника в ответ на свои атакующие действия; систематического анализа собственного алгоритма движений и его сопоставления с программой действия соперника; необходимый уровень сформированности памяти позволяет запоминать сходные ситуации, требующие определенных приемов атаки и защиты и т.д.

Одной из ведущих задач этапа начальной спортивной подготовки боксеров 12-14 лет является создание условии для проявления жизнедеятельности. Так, при усвоении стойки боксера иное положение рук, отличающегося от показанного тренером, распределение тяжести тела на впереди и сзади стоящую ногу не всегда нужно расценивать как результат невнимательности или небрежности выполнения подростком, а, скорее всего, как один из признаков индивидуального исполнения двигательного задания.

Различное соотношение росто-весовых показателей, проявление скорости двигательной реакции, создание двигательного образа изучаемого физического упражнения обусловливают определенные отклонения от заданного образца. Каждое подготовительное или специальное упражнение начинающий боксер с первых тренировочных занятий воспринимает и выполняет по-своему: не выпрямляя до конца руку, делает дополнительный шаг, использует полуповорот и т.д. Если при этом завершающая фаза технического приема получается удачной, то данные отклонения от заданных пространственно-временных и пространственно-силовых параметров двигательных действий необходимо рассматривать как проявление индивидуальности. При достижении примерно одинакового уровня спортивного мастерства победа остается за боксером, способным к импровизации способов выполнения применяемых всеми спортсменами атакующих приемов. Индивидуальность подсказывает спортсмену не то,как провести атаку, а когда, в какой момент нанести удар противнику.

Анализ научной и научно-методической литературы, материалы собственных исследований свидетельствуют о том, что основными путями совершенствования начальной спортивной подготовки боксеров 12-14 лет являются:

- необходимость закрепления положительной мотивации подростков к занятиям боксом;

- построение тренировочных занятий, обеспечивающих готовность начинающих спортсменов к преодолению эмоциональных и болевых стрессов, вызванных ушибами; повреждениями мышц, связок и сухожилий при работе с партнером;

- обеспечение максимальной защиты кистей рук;

- постановка целей спортивной подготовки, соответствующей возрасту и подготовленности занимающихся;

- обеспечение положительного психо-эмоционального фона тренировочных занятий;

- направленность на развитие познавательных процессов;

- выявление индивидуальных особенностей с первых тренировочных занятий.

Для проверки эффективности данных направлений совершенствования начальной спортивной подготовки 12-14 лет был проведен педагогический эксперимент, в котором приняли участие 32 подростка. Были организованы КГ и ЭГ, в каждой по 16 человек. Перед началом педагогического эксперимента было проведено тестирование с целью выявления исходных показателей физической и специальной подготовленности. С этой целью использовались следующие контрольные упражнения: бег 30 м (с), 100 м (с), 3000 м (мин); прыжок в длину с места, подтягивание на перекладине (кол-во раз); толкание ядра 3 кг правой и левой рукой (м). Обработка материалов исследования не выявила существенных различий по уровню физической подготовленности КГ и ЭГ (р>0,05).

Уровень специальной подготовленности определялся по количеству усвоенных атакующих и защитных приемов. Анализ материалов исследования также не выявил существенных различий у подростков КГ и ЭГ (р>0,05). В КГ тренировочные занятия проводились по общепринятой методике в соответствии с программой спортивной подготовки боксеров, утвержденной федерацией бокса; в ЭГ использовались выявленные нами пути совершенствования начальной подготовки боксеров 12-14 лет. После окончания педагогического эксперимента было проведено повторное тестирование, показавшее, что результаты улучшились в обеих группах: КГ и ЭГ, однако, у боксеров ЭГ результаты оказались существенно выше. Так, в КГ в беге на 30 м при исходных данных 5,51±0,43 с к завершению педагогического эксперимента результаты возросли на 1,7% (р>0,05); в беге на 3000 м в КГ при исходных данных 14,69±1,32 м к окончанию педагогического эксперимента результаты возросли на 2,73% (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных данных 14,63±1,08 м показатели улучшались на 7,12% (р>0,05); в прыжке в длину с места в КГ при исходных данных 191,14±14,52 см улучшение показателей произошло на 4,91% (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных данных 189,42±13,82 см прирост результатов составил 11,23% (р<0,05). Подобная тенденция улучшения показателей в ЭГ была выявлена и в других контрольных упражнениях.

Анализ показателей специальной подготовленности также свидетельствует о более высоких показателях в ЭГ. Так, боксеры КГ за период проведения педагогического экспериментаусвоили основные варианты выполнения левой и правой рукой прямого удара в голову, в нижнюю челюсть, в туловище; длинный и короткий удары в голову и в туловище. Боксеры ЭГ усвоили несколько вариантов выполнения прямого удара левой и правой рукой в голову: на месте, в движении, в сочетании с приемами защиты; удары левой и правой рукой сбоку и снизу; на месте и в движении; в нижнюю челюсть и в шею; в туловище: в ребра и в солнечное сплетение, а также в сочетании с защитными действиями.

Таким образом, результаты педагогического эксперимента показали, что при организации этапа начальной спортивной подготовки боксеров 12-14 лет необходимо использовать разнообразные пути совершенствования тренировочного процесса, среди которых ведущими является учет возрастных особенностей занимающихся, глубокое знание специфики бокса; опора на первоначальную положительную мотивацию занятий боксом; обеспечение разносторонней физической подготовленности с преимущественным использованием игрового метода и моментов соревновательной деятельности; обеспечение максимальной защиты кистей рук для снижения болевых ощущений травматизма; создание положительного психо-эмоциональной атмосферы на тренировочных занятиях; выявление способности к индивидуальной организации при выполнении изучаемых технических приемов.

Литература:

3. Ву, Д.Т. Сопряженное развитие физических и психомоторных качеств боксеров-юношей 15-16 лет : дисс.... канд. пед. наук / Д.Т. Ву. - Москва, 2003. - 125 с.

4. Галкин, П.Ю. Направленность методики тренировки боксеров на развитие готовности к выбору тактики боя : автореф. дис. ... канд. пед. наук / П.Ю. Галкин. - Челябинск, 2002. - 22 с.

5. Гаракян, А.И. Бокс. Техника и тренировка акцентированных и точных ударов / А.И. Гаракян, О.В. Меньшиков, З.М. Хусяйнов. - М. : Физкультура и Спорт, 2007. - 192 с.

6. Колесник, И.С. Повышение профессионализма тренера как один из ведущих факторов роста спортивного мастерства спортсменов / И.С. Колесник // Теория и практика физической культуры, 2005. - № 5. -С. 36-37.

5. Колесник, И.С. Структура и содержание спортивной подготовки боксеров 15-17 лет / И.С. Колесник. - Ульяновск, 2010. - 342 с.

6. Назаренко, Л.Д. Развитие двигательно-координационных качеств как фактор оздоровления детей и подростков : монография / Л.Д. Назаренко. - М. : Изд. «Теория и практика физической культуры», 2001. - 332 с.

7. Кузнецова, З.М. Анализ особенностей подготовки к соревновательной деятельности боксеров-новичков 15-18 лет / З.М. Кузнецова, Ш.Р. Зайнуллин // Вестник спортивной науки. - 2007. - №3. - С. 27-29.

8. Филимонов, В.И. Бокс. Спортивно-техническая и физическая подготовка. Монография / В.И. Филимонов. - М.: «ИСАН», 2000. - 432 с.

Bibliography

1. Wu. D.T. The interfaced development of physical and psychomotor qualities of boxers young men of 15-16 years: thesis ... cand. of ped-cs / T.Wu. - Moscow, 2003. - 125 p.

2. Galkin, P.Yu. Orientation of a technique of training of boxers on development of readiness for a choice of tactics of fight: abstract of thesis ... cand of ped-cs / P.Yu. Galkin. - Chelyabinsk, 2002. - 22 p.

3. Garakyan, A.I. Boxing. Technique and training of accented and direct shots / A.I. Garakyan, O.V. Menshikov, Z.M. Husyaynov. - M: Physical culture and Sports, 2007. - 192 p.

4. Kolesnik, I.S. Increase of professionalism of the coach as one of leading factors of growth of sports skill of athletes / I.S. Kolesnik // Theory and practice of physical culture, 2005. - No. 5. - P. 36-37.

5. Kolesnik, I.S. Structure and content of sports preparation of boxers of 15-17 years / I.S. Kolesnik.-Ulyanovsk, 2010. - 342 p.

6. Nazarenko, L.D. Development of motive and coordination qualities as factor of improvement of children and teenagers: monograph / L.D. Nazarenko. - M: Prod. "Theory and practice of physical culture", 2001.- 332 p.

7. Kuznetsova, Z.M. Analysis of features of preparation for competitive activity of boxers beginners of 15-18 years / Z.M. Kuznetsova, Sh. R. Zaynullin // Bulletin of sports science. - 2007 . - No. 3. - P. 27-29.

8. Filimonov, V.I. Boxing. Sports and technical and physical preparation. Monograph / V.I. Filimonov. - M: "ISAN", 2000. - 432 p.

Статья напечатана в рамках государственного задания Минобрнауки РФ №2 шифр 6.663.2011 Статья поступила в редакцию: 25.10.2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.