Научная статья на тему 'Организация и содержание самостоятельной подготовки квалифицированных боксеров 14-16 лет'

Организация и содержание самостоятельной подготовки квалифицированных боксеров 14-16 лет Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
199
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОКС / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / МЕТОДИКА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колесник И.С., Осипов Д.А.

Техническая подготовка боксера требует длительного времени и не ограничивается рамками учебно-тренировочных занятий. Результативность спортивных достижений в боксе определяется многими факторами, среди которых ведущее место занимает самостоятельная подготовка как неотъемлемая составляющая учебнотренировочного процесса. Ее рациональное планирование с целью повышения спортивного мастерства осуществляется в процессе совместной деятельности тренера и боксера с учетом его двигательного потенциала. Авторами разработана специальная методика, направленная на предварительную функциональную подготовку организма к предстоящей мышечной деятельности, выполнение технических приемов в зависимости от задач спортивной подготовки; воспитание интеллектуальных, морально-волевых и нравственных качеств. Использованы педагогические условия, обеспечивающие последовательность и постепенность реализации системы двигательных заданий, намеченных на данное занятие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация и содержание самостоятельной подготовки квалифицированных боксеров 14-16 лет»

УДК 796.83

ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ БОКСЕРОВ 14-16 ЛЕТ

И.С. Колесник - доктор педагогических наук, профессор Д.А. Осипов - студент Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н.Ульянова

Ульяновск

ORGANIZATION AND CONTENT OF SELF-TRAINING 14-16 YEAR

QUALIFIED BOXERS

I.S. Kolesnik - Doctor of Education, Professor D.A. Osipov - Student Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov

Ulyanovsk

e-mail:

Ключевые слова: бокс, самостоятельная подготовка, технико-тактическая подготовленность, методика, педагогический эксперимент.

Аннотация. Техническая подготовка боксера требует длительного времени и не ограничивается рамками учебно-тренировочных занятий. Результативность спортивных достижений в боксе определяется многими факторами, среди которых ведущее место занимает самостоятельная подготовка как неотъемлемая составляющая учебно-тренировочного процесса. Ее рациональное планирование с целью повышения спортивного мастерства осуществляется в процессе совместной деятельности тренера и боксера с учетом его двигательного потенциала.

Авторами разработана специальная методика, направленная на предварительную функциональную подготовку организма к предстоящей мышечной деятельности, выполнение технических приемов в зависимости от задач спортивной подготовки; воспитание интеллектуальных, морально-волевых и нравственных качеств. Использованы педагогические условия, обеспечивающие последовательность и постепенность реализации системы двигательных заданий, намеченных на данное занятие.

Key words: boxing, self training, technical and tactical preparation, technique, pedagogical experiment.

Abstract. Boxers technical training takes a long time and is not confined to training sessions. The performance of sports achievements in boxing is determined by many factors, among which a leading place occupies self-study as an integral component of the training process. Its rational planning in order to improve sports skills is in the process of joint activity with the trainer and the boxer because of its movement-potential.

The authors have developed a special technique aimed at pre-functional training body for the upcoming muscle activity, performance techniques, depending on the tasks of sports training, trainig the intellectual, moral volitional and moral qualities. Pedagogical conditions for continuity and gradual implementation of a system of motor tasks scheduled for this occupation are used.

ВВЕДЕНИЕ

Рост спортивного мастерства боксера связан с реализацией задач общефизической, технико-тактической, морально-волевой, интеллектуальной, психологической подготовки спортсмена; каждая из них связана с необходимостью правильного подбора наиболее эффективных средств и методов. Это обусловливает использование самостоятельной спортивной тренировки как органической составляющей учебно-тренировочного процесса боксера.

Проблема разработки содержания индивидуальной самостоятельной спортивной подготовки в настоящее время требует детального изучения. Специалисты по боксу [3-9] подчеркивают, что зависимость между объемом и содержанием тренировочных нагрузок, возрастом и уровнем общефизической и специальной подготовленности боксеров имеет сложный характер и существенно зависит от готовности и способности к усвоению системы знаний, разнообразных двигательных умений и навыков, особенностей реагирования на систему развивающих, обучающих и воспитывающих педагогических воздействий.

Целью данной работы является теоретическое и методическое обоснование необходимости разработки методики формирования навыков самостоятельной подготовки боксеров.

Задачи:

1. Теоретически обосновать необходимость самостоятельной подготовки боксеров 14-16 лет.

2. Разработать методику самостоятельной подготовки и проверить ее эффективность в ходе педагогического эксперимента.

Физиологические закономерности образования двигательных навыков обусловливают многократное повторение элементов изучаемого моторного акта для их становления и упрочения. Медленное и недостаточное повышение показателей тренированности или остановка в их росте связаны с неэффективной организацией учебно-тренировочного процесса, значительными объемами мышечной нагрузки, требующими длительного восстановления организма. Это приводит к ухудшению психо-эмоционального состояния, быстрой утомляемости, потери интереса к избранному виду спорта. Кроме того, большой объем тренировочной нагрузки ограничивает разнообразие выбора двигательных действий для реализации задач разностороннего развития; повышения уровня ведущих двигательно-координационных качеств; применения педагогических приемов активизации моторной деятельности, улучшения настроения, повышения эмоциональности тренировки [2, 6, 8].

Исследования А.И. Качурина (1998), А.И. Гаракяна (2003), свидетельствуют о том, что процесс спортивной подготовки боксеров не ограничивается использованием учебно-тренировочных занятий. Частота и длительность их проведения не обеспечивают достаточной тренирующей нагрузки, требуемой для повышения показателей скоростно-силовых качеств, выносливости, а также формирования двигательных умений и навыков, обеспечивающих успешное усвоение технических приемов. Кроме того, мышечная работа, выполняемая в процессе учебно-тренировочных занятий, не обеспечивает адаптации организма к мышечным нагрузкам, что ставит тренера перед необходимостью использовать дополнительные формы занятий, позволяющие в полной мере решать весь комплекс задач спортивной полготовки боксеров.

Так результаты исследования И.С. Колесника (2010), показали, что результативность самостоятельного выполнения технически сложных атакующих действий значительно повышается при нанесении специальной разметки на боксерские снаряды и оборудование с указанием зон повышенной уязвимости. Такой подход обеспечивает корректировку пространственно-временных и пространственно-силовых параметров двигательных действий, придавая им целевой характер, реализуемый в поражении указанной точки.

Анализ научной и научно-методической литературы по данному вопросу свидетельствует о необходимости выполнения специального исследования, о роли и месте самостоятельной подготовки боксера в общей системе спортивной подготовки.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для проверки результативности разработанной нами методики самостоятельной подготовки был проведен педагогический эксперимент с участием 20 квалифицированных боксеров 14-16 лет. Были организованы две группы: контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ), в каждой - по 10 спортсменов.

Тренировочные занятия в КГ проводились в соответствии с программой спортивной подготовки, утвержденной Федерацией бокса РФ (2007). В ЭГ использовалась методика самостоятельной подготовки как логического продолжения учебно-тренировочного занятия после полного восстановления организма. С целью установления исходного уровня физической подготовленности было проведено тестирование с применением общепринятых тестов: бега на 30 м (с); бега на 3000 м (м); прыжка в длину с места толчком двух (см); подтягивание в висе на перекладине (кол-во раз); толкания ядра правой и левой рукой (см).

С помощью тестов и критериев оценки качества выполнения основных атакующих приемов, предложенных И.С. Колесником (2010), определялся также исходный уровень специальной подготовленности. Обработка полученных данных не выявила существенных различий по уровню физической и технической подготовленности боксеров (р>0,05).

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

После проведения педагогического эксперимента уровень общефизической подготовленности увеличился в обеих группах: КГ и ЭГ, однако, в ЭГ показатели были значительно выше. Так, результаты в беге на 30 м в КГ возросли с 5,97±0,28 с до 5,63±0,32 с (р>0,05); в ЭГ, соответственно, улучшение произошло с 5,98±0,31с до 5,41±0,22 с (р<0,05). В прыжках в длину с места в КГ результаты улучшились с 172,11± 6,89 см до 178,42 ± 7,55 см (р>0,05); в ЭГ, соответственно, с 170,83±11,64 см до 187,12±9,54 см (р<0,05). Сходная динамика выявлена и по другим контрольным упражнениям (р<0,05).

Уровень специальной подготовленности (при оценке техники выполнения прямого удара правой в голову) также оказался существенно выше в ЭГ. Так, если в КГ экспертная оценка возросла с 2,96±0,15 балла, до 3,18±0,20 балла, то в ЭГ соответственно с 2,94±1,33 балла до 4,09± 0,27 балла (р<0,05).

При выполнении прямого удара в голову с изменением длины дистанции результаты изменились следующим образом. В КГ при исходных данных 2,74±018 балла, к окончанию педагогического эксперимента показатели возросли до 3,15±0,20 балла; в ЭГ, соответственно, при исходных данных 2,76±0,20 балла, оценка возросла до 4,17±0,23 балла (р<0,05).

При организации самостоятельной подготовки большое значение имеет реализация индивидуального подхода, предусматривающая выбор системы двигательных заданий с учетом уровня физической подготовленности, где особую роль играет выявление недостаточно развитых двигательно-координационных качеств, повышению показателей которых следует уделить первоочередное внимание [3, 6-9].

Для успешной организации самостоятельной спортивной деятельности боксера необходимо:

- определить систему физических упражнений, усвоение и систематическое выполнение которых даст возможность быстрее и качественнее овладевать ведущими техническими приемами;

- разработать педагогические условия, способствующие более заинтересованному отношению боксеров, регулярному использованию заданных двигательных действий в свободное от тренировки время;

- включить в содержание самостоятельной подготовки творческие задания, направленные на формирование навыков выявления различных вариантов физических упражнений, выполняемых на основе экстраполяции моторных актов;

- сформировать у боксеров отношение к самостоятельному выполнению двигательных действий как, во-первых, к адаптивному отдыху, обеспечивающему более быстрое и

эффективное восстановление организма; во-вторых, как способу реализации дополнительных ресурсов, существенно повышающих рост тренированности; в-третьих, как к возможности снижения объема мышечной работы на учебно-тренировочных занятиях; в-четвертых, как необходимости формирования спортивного стиля жизни, без чего невозможно достижение высокого спортивного мастерства.

Рекомендации тренера по выбору форм самостоятельного выполнения системы физических упражнений и их точное выполнение существенно повышают результативность самостоятельной подготовки боксера. Рациональное распределение видов двигательной деятельности на:

- утреннее время (утренняя зарядка, которая может быть в виде системы специальных дыхательных упражнений; пробежки или короткой тренировки, включающей комплекс серий прыжков со скакалкой в различных темпо-ритмовых режимах; двигательных задании для формирования двигательного ритма, повышения устойчивости тела и т.д.);

- вечернее: кроссовая подготовка; отработка четкости нанесения ударных действий в специально нанесенные точки на боксерских снарядах: боксерской груше, мешке, чучеле; серии прыжков со скакалкой; упражнения для развития мышечной силы; на увеличение степени согласованности атакующих и защитных действий и др.;

- дневное: в это время преобладающей может являться динамическая пауза, выполняемая несколько раз в течение дня, предусматривающая: отработку различных видов приемов защиты в сочетании с ударными действиями; то же с применением всех видов дистанции, используемых в разной последовательности; совершенствование обманных движений.

При организации самостоятельной подготовки большое значение имеет контроль объема мышечной работы, динамики параметров функционального и психо-эмоционального состояния, прироста показателей двигательно-координационных качеств. Эти задачи успешно решаются путем ведения специального дневника самоконтроля спортсмена, где фиксируются все необходимые данные.

Особенностью механизма воздействия тренировочной нагрузки квалифицированных боксеров 14-16 лет является разный характер влияния на рост тренированности в зависимости от периода физического развития индивида. При рассогласовании периодов благоприятного совершенствования каких-либо двигательно-координационных качеств и увеличенных темпов развития организма существенно снижаются показатели их прироста. Уменьшение мышечной нагрузки в период повышенных темпов формирования двигательных и вегетативных функций приводит к негативным результатам.

В связи с этим, при планировании самостоятельной работы тренеру следует детально изучить особенности динамики показателей общефизической и технико-тактической подготовленности каждого боксера. Целесообразный выбор эффективных средств для повышения уровня ведущих двигательно-координационных качеств; выявление их оптимальной последовательности с учетом характера их взаимосвязи и взаимообусловленности; установление индивидуальной дозировки; применение различных вариантов выполнения физических упражнений и использование разнообразных педагогических условий не только обеспечивает планируемый рост показателей общефизической и специальной подготовленности, но создает предпосылки для формирования спортивного стиля жизни; обогащает двигательный и соревновательный опыт; увеличивает диапазон двигательных умений и навыков.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в процессе самостоятельной подготовки квалифицированных боксеров повышается уровень технико-тактической подготовленности, оптимальные показатели которой на каждом этапе спортивной тренировки обеспечивают более успешную реализацию его кинезиологического потенциала. Результативность самостоятельного выполнения тренировочной нагрузки обеспечивается разработкой и применением

специальной методики, направленной на предварительную функциональную подготовку организма к предстоящей мышечной деятельности, использованием четкого алгоритма выполнения двигательных действий в зависимости от задач спортивной подготовки.

Литература

1. Бокс : примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализирующих детско-юношеских школ олимпийского резерва / А.О. Акопян и др. - 2-е изд., стереотип. - М. : Советский спорт, 2007. - 72 с.

2. Гаракян, А.И. Формирование точности ударных движений боксеров-юношей на этапе начальной спортивной специализации : автореф. дис. ... канд. пед. наук / А.И. Гаракян. - М., 2003. - 23 с.

3. Качурин, А.И. Методические основы обучения ближнему бою в боксе / А.И. Качурин, В.А. Киселев, О.В. Кравченко // Сб. трудов ученых РГАФК. - М. : ФОН, 1998. - С. 115-118.

4. Киселев, В.А. Совершенствование спортивной подготовки высококвалифицированных боксеров / В.А. Киселев. - М. : Физическая культура, 2006. - 127 с.

5. Колесник, И.С. Основные направления повышения эффективности системы спортивной подготовки квалифицированных боксеров / И.С. Колесник. - М. : Флинта : Наука, 2010. - 350 с

6. Колесник, И.С. Программа индивидуальной подготовки боксеров 15-17 лет : методические рекомендации / И.С. Колесник. - Ульяновск : УлГПУ, 2010. - 74 с.

7. Кузнецова, З.М. Методика интенсивной базовой технико-тактической подготовки боксеров, новичков 15-18 лет (на примере г. Набережные Челны) / З.М. Кузнецова, Ш.Р. Зайнуллин //Физическая культура : воспитание, образование, тренировка. - 2008. - № 3. - С. 39.

8. Неверкович С.Д. Боксерская лапа / С.Д. Неверкович, Н.А. Худадов, В.В. Иванов. - А.с. Россия №3683, 05.10.1999.

9. Худадов, Н.А. Психолого-педагогические основы спортивной деятельности единоборцев высокой квалификации : дис. ... канд. пед. наук / Н.А. Худадов. - М., 1997. - 150 с.

10. Ширяев, А.Г. Бокс. Учителю и ученику / А.Г. Ширяев. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб. : ШАТОН, 2002. - 192 с.

Literature

1. Boxing : the approximate program of sports training for children-youth and sports schools, specialized children -youth schools of the Olympic reserve / A.O. Akopjan, etc. - 2nd., a stereotype. - М. : Soviet sports, 2007. -72 p.

2. Garakjan, A.I. Formation of shock movements accuracy of boxers-young at a stage of initial sports specialization: abstract of the dis. ... Cand. Ped. Sciences / A.I. Garakjan. - М., 2003. - 23 p.

3. Kachurin, A.I. Methodical of a training basis to near fight in boxing / A.I. Kachurin, V.A. Kiselyov, O.V. Kravchenko // Sb. Works of scientists RGAFK. - М. : FON, 1998. - P. 115-118.

4. Kiselyov, V.A. Perfection of highly skilled boxers sports training / V.A. Kiselyov. - М. : Physical training, 2006. - 127 p.

5. Kolesnik, I.S. Main directions of qualified boxers sports training system increasing effectiveness / I.S. Kolesnik. - М. : Flint : Science, 2010. - 350 p.

6. Kolesnik, I.S. The program of 15-17 years boxers' individual training : methodical recommendations / I.S. Kolesnik. - Ulyanovsk : YlGPY, 2010. - 74 p.

7. Kuznetsova, Z.M. The metods of basic technique-tactical training of 15-18 years boxers-beginners (on an example Naberezhnye Chelny) / Z.M. Kuznetsova, S.R. Zajnullin // Physical culture : upbringing, education, training. -2008. - № 3. - P. 39.

8. Neverkovich, S.D. Boxers a paw / S.D. Neverkovich, N.A. Hudadov, V.V. Ivanov. - А.с. Russia №3683, 05.10.1999.

9. Hudadov, N.A. Psihologo-pedagogical bases of high qualified wrestlers sports activity : dis. ... Cand. Ped. Sciences / N.A. Hudadov. - М., 1997. - 150 р.

10. Shiryaev, A.G. Boxing. To the teacher and the pupil / A.G. Shiryaev. - 2nd, publication. аМ dop. - SPb. : Haton, 2002. - 192 р.

Статья напечатана в рамках государственного задания Минобрнауки РФ №2 шифр 6.663.2011.

Статья поступила в редакцию 06.05.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.