development as the factor of children's and teen-agers' health improvement]. Moscow: "Theory and practice of physical culture" publishing house. 2001: 332.
6. Nazarenko L.D. Estetika fizicheskih uprazhnenij [Aesthetics of physical exercises]. Moscow: "Theory and practice of physical culture" publishing house. 2004: 249.
7. Nazarenko L.D., Krasnikova N.V. Aesthetic notions and aesthetic upbringing formation among those, who go in for health-improving aerobics. Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka = Physical culture: upbringing, education, training. 2007; 2: 20-22 [In Russ., In Engl.].
8. Nazarenko L.D., Kolesnik I.S. Fiziologiya fizicheskih uprazhnenij [Physiology of physical exercises]. Ulyanovsk. 2007: 259.
9. Nazarenko L., Kasatkina N., Funina E. The methodological aspect of pedagogical monitoring of the training process effective organization in sports aerobics. Proceedings of the IX International Academic Congress "Contemporary Science and Education in Americas, Africa and Eurasia" (Brazil, Rio de Janeiro, 18-20 August 2015). Volume III. "UFRJ Press". 2015: 522-530.
10. Nazarenko L.D., Anisimova E.A. Vospitanie v sporte [Upbringing in sport]. Moscow:
Подана: 24.05.2018
Theory and practice of physical culture and sport. 2015: 80.
11. Razumova L.V. The main directions of sportsmanship improvement in sports aerobics.
Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta = Pedagogico-psychological and medico-biological problems of physical culture and sports. 2013; 3(28): 173-177. URL: http ://www. j ournal-
science.org/ru/article/351.html. DOI
12. Trofimova O.V. Physical upbringing development among female students on the basis of fitness-aerobics thorough study. Candidate's thesis. Cheboksary. 2010: 23.
13. Kuznetsova Z., Kuznetsov A., Mutaeva I., Khalikov G., Zakharova A., 2015. Athletes training based on a complex assessment of functional state. In Proceedings of the 3rd International Congress on Sport Sciences Research and Technology support. SCITEPRESS. P. 156-160 (Scopus).
14. Kuznetsov A., Mutaeva I., Kuznetsova Z., 2017. Diagnostics of Functional State and Reserve Capacity of young Athletes' Organism. In Proceedings of the 5th International Congress on Sport Sciences Research and Technology support. SCITEPRESS. P. 111-115 (Scopus).
Касаткина Наталья Александровна - кандидат педагогических наук, доцент, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», 432700, Россия, г. Ульяновск, Площадь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, дом 4 Панова Евгения Олеговна - кандидат педагогических наук, доцент, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», 432700, Россия, г. Ульяновск, Площадь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, дом 4 Гурьянова Светлана Анатольевна — ст. преподаватель, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», 432700, Россия, г. Ульяновск, Площадь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, дом 4, e-mail: svetlanka.gyr@mail.ru
Б01 10.14526/02_2018_307 УДК 796.83 ББК 75.713
РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ БОКСЕРА НА ОСНОВЕ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Колесник И.С.1, Гатин Ф.А.1
1ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н.
Ульянова»
Россия, г. Ульяновск
Аннотация. Проблема повышения технико-тактического мастерства боксеров, поиск новых резервов, обеспечивающих рост спортивного мастерства, привлекает внимание многих специалистов, так как решение этих проблем обусловливает результативность соревновательной деятельности. Период начальной спортивной подготовки в боксе занимает два-три года; его продолжительность может значительно сократить за счет более рациональной организации тренировочного процесса. Материаыл. В данной статье рассматривается физиологический механизм рационализации выполнения двигательных действий на основе знаний и учета закономерностей функционирования высшей нервной деятельности. В процессе боксерского поединка спортсмены испытывают воздействие различных внешних раздражителей, обусловливающих соответствующую реакцию, которая может быть как положительной, так и отрицательной. Способность к концентрации нервно-мышечных усилий на основном раздражителе позволяет более эффективно управлять соревновательной деятельностью. Методы. Анализ научно-методической литературы, педагогический эксперимент, тестирование. Результаты. Для успешного выполнения технического приема важно усвоить необходимость чередования мышечного напряжения и расслабления, что позволит в наиболее выгодный момент своевременно и результативно провести атаку в соответствии с собственной программой действий. Методика формирования навыков рациональной организации технических приемов включает в свое содержание систему двигательных заданий, направленных на обеспечение готовности единоборца к проведению боксерского поединка в разнообразных, непривычных, сложных условиях соревновательной деятельности. Неожиданными ситуациями, усложняющими реализацию поставленных задач перед боксером, могут быть: высокий рост противника, значительная длина верхней конечности; непривычное время проведения соревнований, обусловленное сменой часовых поясов и т.д. Подготовка к рациональной организации двигательной деятельности осуществляется путем использования системы методических приемов, направленных на обеспечение прочности запаса психических и физических возможностей при создании условий, обеспечивающих выявление латентных свойств организма, как важного фактора достижения запланированного результата. Заключение. Начальный этап спортивной подготовки боксеров может быть существенно сокращен при рационализации двигательной деятельности на основе знания и использования закономерностей высшей нервной деятельности. Применение разработанной методики формирования навыков рациональной организации двигательной деятельности позволило улучшить показатели физической и технической подготовленности боксеров массовых разрядов.
Ключевые слова: боксеры массовых разрядов, закономерности высшей нервной деятельности, педагогический эксперимент.
Для цитирования: Колесник И.С., Гатин Ф.А Рационализация двигательных действий боксера на основе закономерностей высшей нервной деятельности. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2018; 13(2): 46-53. DOI 10.14526/02_2018_3 07
A BOXER'S MOTOR ACTIONS RATIONALIZATION ON THE BASIS OF HIGHER
NERVOUS ACTIVITY REGULARITIES
Kolesnik I.S.1, Gatin F. A.1
1Federal State Budgetary Educational Establishment of Higher Education "Ulyanovsk State Pedagogical University NamedAfter I.N. Ulyanov " Russia, Ulyanovsk
Annotation. The problem of technical-tactical mastery improvement among boxers, the search for new reserves, which provide sportsmanship increase, attract attention of many specialists, as these problems solution conditions the effectiveness of competitive activity. The period of initial sports training in boxing lasts two-three years; its duration can be reduced owing to a rational training process organization. Material. The article is about the physiological mechanism of motor actions rationalization on the basis of taking into consideration the regularities of higher nervous activity functioning. During a boxing combat sportsman experience different external stimulus, which condition corresponding reaction. This reaction can be both positive and negative. The ability to concentrate nervous-muscular efforts on the main stimulus helps to control effectively competitive activity. Research methods: scientific-methodical literature analysis, pedagogical experiment, testing. Results. For a successful technique fulfillment it is important to take into consideration the necessity to alternate muscular tension and relaxation, which will help to fulfill an effective attack in proper time in accordance with own program of actions. The methodology of a rational techniques organization skills formation includes the system of motor tasks, directed toward combatant's readiness provision for a boxing combat conduct in different, unusual, difficult conditions of competitive activity. The unexpected situations, which prevent the set aims realization, can be the following: a tall opponent, considerable length of the upper extremity; unusual time of competitions organization, conditioned by time zones change and etc. Training for a rational motor activity organization was realized by means of the methodical techniques use system, directed toward stability of psychic and physical abilities provision during conditions creation, which provide latent qualities of an organism revelation, as an important factor of the planned result achievement. Conclusion. The initial stage of sports training among boxers can be considerably reduced owing to a rational motor activity organization on the basis of higher nervous activity regularities use. The created methodology of the rational motor activity organization skills formation helped to improve the indices of physical and technical readiness among boxers of mass categories.
Keywords: boxers of mass categories, regularities of higher nervous activity, pedagogical experiment.
For citations: Kolesnik I.S., Gatin F.A. A boxer's motor actions rationalization on the basis of higher nervous activity regularities. The Russian Journal of Physical Education and Sport (Pedagogico-Phycological and Medico-Biological Problems of Physical Culture and Sports). 2018; 13(2): 46-53. DOI 10.14526/02_2018_307
ВВЕДЕНИЕ
Результативность соревновательной деятельности боксера определяется рядом факторов, среди которых большое значение имеет формирование навыков адекватного реагирования на тот или иной внешний раздражитель. Характер выполнения моторных актов определяется в значительной мере приобретением спортивной формы, степенью уверенности в своих силах, готовностью к эффективному управлению двигательной деятельностью. В процессе боксерского поединка на спортсмена оказывает воздействие комплекс внутренних и внешних раздражителей, одновременность
или последовательность которых активизирует или снижает
работоспособность спортсмена.
Формирование навыка выявления наиболее сильного раздражителя является одним из условий успешной соревновательной деятельности.
Способность к распределению внешних раздражителей по силе и значимости их воздействия является одним из условий эффективности организации двигательной деятельности единоборца [6, 9, 14].
Целью данной работы является теоретическое обоснование
рационализации двигательных действий боксера на основе закономерностей в
деятельности высшей нервной
деятельности.
Задачи:
1. Раскрыть физиологический механизм рациональности двигательных действий в боксе.
2. Разработать методику формирования навыков рациональной организации двигательной деятельности боксера.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
В ходе боксерского поединка в мышечную деятельность вовлекается большое количество нервных центров, отличающихся различной активностью. При определенном состоянии нервных центров: повышенной возбудимости, способности к кумуляции поступающих раздражителей, создаются условия для возникновения доминирующего очага. Одним из условий его возникновения является повышенный уровень
возбудимости нервных клеток,
обусловленный иррадиацией нервных процессов с генерализацией ответных реакций, вовлечением в работу излишних мышечных групп, гормональными перестройками в организме.
Для правильной организации поведения боксера перед соревнованиями важно знать проявление нежелательных предстартовых реакций: предстартовой апатии, либо предстартовой лихорадки. Одним из эффективных средств регуляции предстартового состояния, направленных на изменение уровня предстартового возбуждения или торможения, является правильно организованная разминка с учетом типологических особенностей, а также комплекс педагогических и психологических мероприятий юных постепенное приучение к
соревновательным условиям, включением в тренировочный процесс элементов состязательности [8, 9, 12].
Прочность доминирующего очага обусловлена количеством нервных центров, вовлеченных в конкретный очаг возбуждения. Наиболее сложными являются доминанты, обеспечивающие
двигательную деятельность, например, принятие основной боксерской стойки; определенной позиции, служащей основой для начала выполнения подготовительных действий к атаке. В состав доминирующего очага входят нейроны различных отделов головного мозга, методика формирования навыков рациональной организации двигательной деятельности. Для формирования навыков рациональной организации двигательной деятельности боксеров на начальном этапе спортивной подготовки была разработана методика, содержанием которой предусматривалась система
последовательно усложняющихся заданий. Так, для формирования навыка распределения внешних раздражителей по степени их значимости боксерам предлагались следующие варианты двигательной деятельности:
- неадекватная реакция зрителей, когда каждая атака единоборца воспринимается зрителями с неодобрением. Спортсмену предлагается выбор типа реагирования: игнорировать мнение зрителей, сконцентрировать внимание на действиях противника; смена характера реакции посредством активизации двигательной деятельности, повышения темпа движений, изменения ритма моторных актов, концентрации внимания;
- прогнозирование действий соперника и проведение серии атакующих действий;
- запаздывающее действие на сигнал судьи.
Спортсмен в процессе проведения атаки различает звуки гонга, однако, останавливает свои действия после завершения намеченной программы действий. Сформированность навыка, завершение целостного двигательного акта является одним из условий повышения уровня спортивной подготовки
единоборцев на начальном этапе тренировочного процесса;
- дифференцирование внешних раздражителей по степени их воздействия
на ход спортивного поединка. Среди различных сигналов наиболее значимым является двигательное действие противника, определяющее темп движений, двигательную и
познавательную активность,
концентрацию внимания. Способность к отвлечению от менее значимых внешних раздражителей позволяет
сконцентрировать нервно-мышечные усилия на решение главной задачи (не пропустить коронный удар соперника, свести в ничью первый раунд, сохранить заданную скорость движений в следующем раунде и т.д.).
Как полагают С. Д. Неверкович, 2003; В.И. Филимонов;2007; И.С. Колесник, 2010; А.С.Кузнецов, 2012, Л.Д. Назаренко и др., 2017и др., одним из важных условий формирования навыков рациональной организации
соревновательной деятельности является успешное взаимодействие с противником в различных условиях: после
предварительной мышечной нагрузки; на открытой площадке; в присутствии большого количества зрителей; при проведении учебного боя с соперниками разного роста; проведения спарринга и учебного боя с убежденным поясом и в утяжеленных кроссовках.
Для рационализации двигательной деятельности большое значение имеет комментирование действий спортсмена тренером с целью уточнения и корректировки пространственно-
временных и пространственно-силовых параметров двигательных действий; расположения частей и звеньев тела в пространстве и времени; указание момента начала атаки и др., с помощью Среди словесных методов, в зависимости от задач тренировки ведущее значение могут приобретать приказы, пояснения, краткое инструктирование, комментарии и др. [5, 10,15].
Эффективность соревновательных действий боксеров в значительной мере определяется уровнем физической подготовленности, показателями ведущих
двигательно-координационных качеств, их рациональным соотношением, что обусловливает необходимость регулярного тестирования результатов физической подготовленности и внесение
необходимых корректив в содержание тренировочных занятий. Мощность и точность атакующего удара в значительной мере определяется способностью к своевременному расслаблению работающих мышц, перераспределению мышечных усилий при смене характера двигательных действий [8, 12]. С этой целью спортсмены на тренировочных занятиях усваивали упражнения для расслабления после каждого спарринга, периода работы на боксерских снарядах после каждого раунда учебного поединка. Упражнения для расслабления работающих мышц выполнялись из различных положений: сидя, лежа; с разной продолжительностью, скоростью, последовательностью,
очередностью; после окончания тренировочных занятий проводился массаж, как эффективное средство восстановления организма. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
С целью проверки результативности разработанной методики формирования навыков рациональной организации двигательной деятельности боксеров был проведен педагогический эксперимент, в котором приняло участие 39 боксеров 1314 лет массовых разрядов. Были организованы две группы: контрольная группа (КГ) - 19 боксеров и экспериментальная группа (ЭГ) - 20 боксеров. Перед проведением
педагогического эксперимента проведено тестирование для выявления исходного уровня физической подготовленности с применением комплекса контрольных упражнений: бег с высокого старта на 30 м (с), 100 м (с) и 1000 м (м); подтягивание в висе (кол-во раз); прыжок в длину с места (см); толкание ядра (4 кг) правой и левой рукой.
Уровень технической
подготовленности определялся (по пятибалльной системе) по следующим показателям: количество усвоенных атакующих приемов; число используемых способов выполнения каждого атакующего действия; количество применяемых защитных приемов при выполнении каждого ударного действия; частота смены соревновательной дистанции за один раунд; выбор наиболее эффективного для конкретной ситуации способа
передвижения. В состав экспертной группы (5человек) входили
высококвалифицированные тренеры из других ДСШ и спортивных клубов.
Анализ полученных данных не выявил существенных различий по уровню физической и технической
подготовленности боксеров КГ и ЭГ (р>0,05). В КГ тренировочные занятия проводились по общепринятой методике в соответствии с программой спортивной подготовки, утвержденной РФ бокса [1]. в ЭГ - использовалась разработанная нами методика формирования навыков рациональной организации двигательной деятельности. После окончания педагогического эксперименты было проведено повторное тестирование для выявления динамики показателей физической и технической
подготовленности. Данные
педагогического эксперимента показали, что улучшение результатов произошло в обеих группах: КГ и ЭГ, со значительным преимуществом показателей у боксеров ЭГ.
После завершения педагогического эксперимента было проведено повторное тестирование уровня общефизической и технической подготовленности боксеров КГ и ЭГ. Обработка результатов исследования показала, что улучшение показателей произошло в обеих группах: КГ и ЭГ, однако, в ЭГ результаты были существенно выше. Так, в КГ при исходных результатах в беге на 30 м -5,83±0,38с, к окончанию педагогического эксперимента, данные улучшились на
4,21%, (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных результатах 5,97±0,41с, прирост показателей составил 6,39%, (р>0,05); в КГ при исходных данных в беге на 100 м с высокого старта 14,94±0,87с к окончанию педагогического эксперимента показатели возросли на 4,03%, (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных результатах 14,86± с, прирост составил 6,89%, (р>0,05); в КГ в прыжке в длину с места при исходных данных 194,51±14,35см, к окончанию педагогического эксперимента улучшение произошло на 10,17% (р<0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных результатах 193,19±13,22 см, прирост составил 17,66% (р<0,05). Подобная тенденция более существенного улучшения показателей физической подготовленности в Экспериментальной группе была установлена и по другим контрольным упражнениям.
Динамика оценок технической подготовленности боксеров КГ и ЭГ так же имела различный характер. В КГ при исходных показателях технической подготовленности 3,03±0,21балла, к окончанию педагогического эксперимента прирост составил 6,91% (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходном уровне 2,91±0,15 балла, результаты возросли на 17,14% (р<0,05).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, результаты педагогического эксперимента показали, что начальный этап спортивной подготовки может быть сокращен при повышении его эффективности путем рационализации двигательной
деятельности на основе использования закономерностей высшей нервной деятельности, в соответствии с которыми процесс выполнения двигательных действий строится с учетом одновременного сокращения группы работающих мышц и расслабления мышц-антагонистов. Чередование напряжения и расслабления мышц является
необходимым условием результативности их действий. Применение специальной методики формирования навыков
рациональной организации двигательной деятельности позволило увеличить частоту выполнения технических приемов при сокращении пауз между активными действиями.
Результаты педагогического
эксперимента показали целесообразность и эффективность использования данной методики на начальном этапе спортивной подготовки боксеров массовых разрядов. Проявление закономерностей высшей нервной деятельности следует учитывать при организации тренировочного процесса, что позволяет более эффективно управлять двигательной деятельностью, осуществлять личностно-
ориентированный подход к каждому спортсмену. Это способствует более полной реализации кинезиологического потенциала боксера, выявлению потенциальных свойств организма.
Список литературы
1. Акопян А.О. Бокс: Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализирующих детско-юношеских школ олимпийского резерва. 2-ое изд. М.: Советский спорт. 2007: 72.
2. Колесник И.С. Структура и содержание спортивной подготовки боксеров 15-17 лет. Ульяновск. 2010: 342.
3. Колесник И.С. Основные направления повышения эффективности системы спортивной подготовки квалифицированных боксеров. М., Флинта: наука. 2010: 350.
4. Колесник И.С., Гатин Ф.А., Александров Ю.М. Роль прочности двигательного навыка в системе спортивной подготовки квалифицированных боксеров. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2015; 4(37): 111119. URL: http://www.journal-science.org/ru/article/268.html. DOI 10.14526/01_1111_58.
5. Колесник И.С. Интеллектуальная подготовка боксеров. М.: Теория и практика физической культуры. 2015: 132.
6. Кузнецова З.М., Зайнуллин Ш.Р. Анализ особенностей подготовки к соревновательной деятельности боксеров-новичков 15-18 лет. Вестник спортивной науки. 2007; 3: 27-29.
7. Кузнецов А.С. Психологическая подготовка в спортивной борьбе. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2012; 2: 68-72. URL: http://www.journal-science .org/ru/article/3 5 5. html.
8. Nazarenko L.D., Kolesnik I.S. Physiological bases of improvement system of boxers sports training. Life Science Journal. 2014; 11(11s): 642-645. URL: http://www.lifesciencesite.com.
9. Назаренко Л.Д., Колесник И.С., Осипов Д.А. Физиологические основы совершенствования системы спортивной подготовки боксеров. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2017; 12(4): 169-177. URL: http ://www.j ournal-science.org/ru/article/927.html. DOI 10/14526/04_2017_277.
10. Назаренко Л.Д., Колесник И.С., Осипов Д.А. Оценка эффективности соревновательной деятельности боксеров 13-14 лет на этапе начальной спортивной подготовки. Поиск. 2017: 141-148.
11. Назаренко Л.Д., Анисимова Е.А.
Воспитание в спорте. М. 2015: 84.
12. Назаренко Л.Д. Физиология физических упражнений. Ульяновск: ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И.Н.Ульянова». 2017: 262.
13. Неверкович С.Д., новиков У.Ш. Спортивная деятельность: психические состояния, диагностика, отбор. М., ВНИИФК. 2003: 208.
14. Передельский А.А. Философия, педагогика и психология единоборств: уч. Пособие. М.: Физическая культура и спорт. 2008: 240.
15. Филимонов В.И., Ширяев А.Г. Бокс, кикбоксинг, рукопашный бой: подготовка в контактных единоборствах. М.: Академия. 2007: 240.
16. Kuznetsova Z., Kuznetsov A., Mutaeva I., Khalikov G., Zakharova A., 2015. Athletes training based on a complex assessment of functional state. In
Proceedings of the 3rd International Congress on Sport Sciences Research and Technology support. SCITEPRESS. P. 156-160 (Scopus).
17. Kuznetsov A., Mutaeva I., Kuznetsova Z., 2017. Diagnostics of Functional State and Reserve Capacity of young Athletes' Organism. In Proceedings of the 5th International Congress on Sport Sciences Research and Technology support. SCITEPRESS. P. 111-115 (Scopus).
References
1. Akopyan A.O. Boks: Primernaya programma sportivnoj podgotovki dlya detsko-yunosheskih sportivnyh shkol, specializiruyuchih detsko-yunosheskih shkol olimpijskogo rezerva. 2-e isdanie [Boxing: Model program of sports training for sports schools for children and teen-agers, specialized sports schools of the Olympic reserve for children and teen-agers (Text). A.O. Akopyan and others, the 2nd edition]. Moscow: Soviet sport. 2007: 72.
2. Kolesnik I.S. Struktura I soderzhanie sportivnoj podgotovki bokserov 15-17 let [Structure and content of sports training of 15-17 year-old boxers]. Ulyanovsk. 2010: 342.
3. Kolesnik I.S. Osnovnye napravleniya povysheniya effektivnosti sistemy sportivnoj podgotovki
kvalificirovannyh bokserov [The main directions of the effectiveness increase of sports training system among qualified boxers]. Moscow: Flinta: science. 2010: 350.
4. Kolesnik I.S., Gatin F.A., Aleksandrov Y.M. The role of motor skill strength in sports training system of qualified boxers. Pedagogiko-psihologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury i sporta = Pedagogico-psychological and medico-biological problems of physical culture and sport. 2015; 4 -37 (37): 111-119. URL: http ://www. j ournal-
science.org/ru/article/268.html._DOI
10.14526/01 1111 58 [In Russ., In Engl.].
5. Kolesnik I.S. Intellektual'naya podgotovka bokserov [Intellectual training of boxers]. Moscow: Theory and practice of physical culture. 2015: 132.
6. Kuznetsova Z.M., Zaynullin S.R. The peculiarities of training analysis for competitive activity of 15-18 year-old boxers-beginners. Vestnik sportivnoj nauki = Sports science bulletin. 2007; 3: 2729 [In Russ., In Engl.].
7. Kuznetsov A.S. Psychological training in sports combat. Pedagogiko-psihologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury i sporta = Pedagogico-psychological and medico-biological problems of physical culture and sport. 2012; 2: 68-72. URL: http ://www. j ournal-science.org/ru/article/355.html [In Russ., In Engl.].
8. Nazarenko L.D., Kolesnik I.S. Physiological basis of sports training system improvement among boxers. Life Science Journal. 2014; 11(11s): 642-645. URL: http://www.lifesciencesite.com [In Engl.].
9. Nazarenko L.D., Kolesnik I.S., Osipov D.A. Physiological basis of sports training system development among boxers. Pedagogiko-psihologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury i sporta = Pedagogico-psychological and medico-biological problems of physical culture and sport. 2017; 12(4): 169-177. URL: http://www.journal-science.org/ru/article/927.html. DOI 10/14526/04_2017_277 [In Russ., In Engl.].
Подано: 24.05.2018
10. Nazarenko L.D., Kolesnik I.S., Osipov D.A. The effectiveness estimation of 13-14 year-old boxers' competitive activity at the stage of initial sports training. Poisk. 2017: 141-148 [In Russ.].
11. Nazarenko L D., Anisimova E.A. Vospitanie v sporte [Upbringing in sport]. Moscow. 2015: 84.
12. Nazarenko L.D. Fiziologiya fizicheskih uprazhnenij [Physiology of physical exercises]. Ulyanovsk: Federal State Budgetary Educational Establishment of Higher Education "Ulyanovsk State Pedagogical University Named After I.N. Ulyanov". 2017: 262.
13. Neverkovich S.D., Novikov U.S. Sportivnaya deyatel'nost': psihicheskie sostoyaniya, diagnostika, otbor [Sports activity: psychic states, diagnostics, selection]. Moscow: All-Russian Scientific Research Institute of Physical Culture. 2003: 208.
14. Peredelskiy A.A. Filosofiya, pedagogika I psihologiya edinoborstv: uchebnoe posobie [Philosophy, pedagogics and psychology of martial arts: manual]. Moscow: Physical culture and sport. 2008: 240.
15. Filimonov V.I., Shiryaev A.G. Boks, kikboksing, rukopashnyj boj: podgotovka v kontaktnyh edinoborstvah [Boxing, kickboxing, hand-to-hand combat: training in contact martial arts]. Moscow: Academy. 2007: 240.
16. Kuznetsova Z., Kuznetsov A., Mutaeva I., Khalikov G., Zakharova A., 2015. Athletes training based on a complex assessment of functional state. In Proceedings of the 3rd International Congress on Sport Sciences Research and Technology support. SCITEPRESS. P. 156-160 (Scopus).
17. Kuznetsov A., Mutaeva I., Kuznetsova Z., 2017. Diagnostics of Functional State and Reserve Capacity of young Athletes' Organism. In Proceedings of the 5th International Congress on Sport Sciences Research and Technology support. SCITEPRESS. P. 111-115 (Scopus).
Колесник Игорь Степанович - доктор педагогических наук, профессор, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», 432700, Россия, г. Ульяновск, площадь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, дом 4 Гатин Фаат Аграфович - аспирант, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», 432700, Россия, г. Ульяновск, площадь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, дом 4