Научная статья на тему 'Характеристика сформированности ценностного отношения студентов к здоровью в образовательном процессе вуза'

Характеристика сформированности ценностного отношения студентов к здоровью в образовательном процессе вуза Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
880
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / СТУДЕНТЫ / ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ / HEALTH / STUDENTS / FORMING VALUES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Масалова О. Ю.

В статье рассматривается ценностная характеристика здоровья. Раскрыты сущность, компоненты, критерии и показатели качества формирования ценностного отношения студентов к здоровью.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Масалова О. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article the valuable characteristic of health is considered. The essence, components, criteria and indicators of quality of formation of the valuable relation of students to health are opened.

Текст научной работы на тему «Характеристика сформированности ценностного отношения студентов к здоровью в образовательном процессе вуза»

ФИЗИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЗДОРОВЬЕ

ХАРАКТЕРИСТИКА СФОРМИРОВАННОСТИ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ К ЗДОРОВЬЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ

ПРОЦЕССЕ ВУЗА

Масалова О.Ю.

А н н о т а ц и я. В статье рассматривается ценностная характеристика здоровья. Раскрыты сущность, компоненты, критерии и показатели качества формирования ценностного отношения студентов к здоровью.

Ключевые слова: здоровье, студенты, формирование ценностного отношения

Здоровье является основополагающей ценностью, без которой н евозможна полноценная реализация личности. Ценностная характеристика здоровья человека проявляется в различных сферах жизнедеятельности: служит источником духовной бодрости и оптимистических идеалов, побуждает интерес к творчеству, является необходимым условием культурного развития, усиливает потребность общения, познания себя, в воспитании мыслей, чувств, радости наслаждения, свойственных здоровому человеку, самоосуществлении. Ценности здоровья значимы и для жизни общественной, при которой личность должно волновать и здоровье других людей, поскольку они связаны друг с другом и с окружающим миром. Качество взаимоотношений между людьми формирует нравственную атмосферу и духовные основы общества, которые влияют на мировоззрение человека, определяя его поведение и взаимодействие с окружающим миром. Благодаря усвоенной информации формируются идеалы, ценности, убеждения и на их основе привычки, привязанности, вкусы, взаимосвязанные с характером человека и определяющие стиль его жизнедеятельности. Они отражают осоз-

наваемые и неосознаваемые уровни внутреннего мира человека. Степень их психического равновесия, гармоничного взаимодействия делает человека уравновешенным, самодостаточным и социально защищенным, с высокими адаптивными способностями.

Выделяют три уровня ценности здоровья: биологический (физиче-

ский) - здоровье как саморегулирующаяся адаптирующая система организма; социальный - здоровье как мера социальной активности индивида; и психический - здоровье не как отсутствие болезни, а как стратегия ее преодоления (А.Я. Иванюшкин).

В индивидуальном сознании постоянное наличие данной ценности (наряду с ценностью человеческой жизни) представлено тесной взаимосвязью субъективно-объективных характеристик и долгосрочностью изменения состояния здоровья. Специфика ценности здоровья заключается в ее латентном характере. Тому, кто чувствует себя здоровым, не свойственно усматривать в здоровье основополагающую жизненную ценность, и придавать ему особое значение. Возможно, это следствие того, что человек склонен отождествлять здоровье с отвлеченной среднестатистиче-

{

76

}

ft

АВТОНОМИЯ ЛИЧНОСТИ - № 1(3)/ 2011

ской нормой, которая ему навязана и не наполнена личностным содержанием. Здоровье восходит на вершину индивидуальной ценностной иерархии и становится самоцелью (чаще всего) тогда, когда ощущается общая недостаточность внутриличностных ресурсов для его поддержания.

Индивидуальная ценность здоровья в зависимости от психосоматического и психологического состояния индивида может быть инструментальной и/или фундаментальной. Доминирующей ценностью здоровья является именно инструментальная, что не уменьшает его значимости как важнейшего компонента человеческой жизни. Признание здоровья в качестве важнейшей жизненной ценности означает, что оно служит средством достижения различных жизненно важных целей. Но на практике возникает противоречие между стремлением достичь этих значимых целей и объективной необходимостью быть здоровым. Так, иногда в критических ситуациях человек буквально «сгорает» на работе. Но «работа на износ», дающая временный, тактический выигрыш в достижении поставленной цели, в дальнейшем приводит к подрыву психического, а порой и физического здоровья, превращая здорового человека в больного, который расплачивается за свое потребительское отношение к здоровью. Разрешение данного противоречия возможно путем совершенствования объективных условий жизнедеятельности.

Поведение человека по отношению к своему здоровью зависит от того, как он конкретизирует ценность здоровья, какое место отводит ей в своей жизни. Интенсивность заботы индивида о своем физическом и психическом благополучии определяется отношением к здоровью, как элементу самосохранительного поведения, которое проявляется в системе

индивидуальных, избирательных связей личности с различными явлениями окружающей действительности, способствующими или угрожающими ее здоровью, оценке своего физического и психического состояния. Чем адекватнее отношение к здоровью, тем интенсивнее забота о нем, проявляющаяся в оздоровительногигиеническом поведении. Само здоровье - явление сугубо индивидуальное и уникальное. Поэтому формирование адекватного отношения к нему тоже индивидуально, уникально и своеобразно у каждого человека. Установлена связь разнообразных форм поведения и параметров личности с экстернальностью-интернальностью. Высокие показатели интренальности здоровья свидетельствуют о том, что человек считает себя во многом ответственным за свое здоровье. Человек с низким уровнем интернальности здоровья считает здоровье и болезнь результатом случая и надеется на то, что выздоровление придет в результате действий других людей, прежде всего врачей (Н.А. Литвинцева). Но чтобы стать здоровым, нужны соответствующие усилия, постоянные и значительные, которые заменить ничем нельзя. Здоровье во многом зависит от ощущения человеком своей силы, достоинства, ответственности за происходящее, самоуважения, социальной зрелости и самостоятельности личности. Для совершенствования и формирования здоровья необходимо учится быть здоровым, творчески подходить к этому, формировать потребность, умение и решимость творить его за счет своих внутренних резервов, а не чужих усилий и внешних условий. В этом сущность отношения к здоровью как к ценности.

Ценностное отношение к здоровью - это системное и динамичное образование, обусловленное определенным уровнем специальных знаний,

{

77

}

ФИЗИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЗДОРОВЬЕ

физической культуры, социальнодуховных ценностей, приобретенных в результате мотивационноценностной ориентации, образования и самообразования, воспитания и самовоспитания, воплощенных в практической жизнедеятельности и формирующееся на протяжении всей жизни человека. Содержание ценностного отношения к здоровью отражает конкретные мотивы, ценностные ориентации и цели личности в области здорового образа жизни (ЗОЖ). Ценностное отношение к здоровью сформировано тогда, когда активное, сознательное участие личности в изменении объективных условий жизнедеятельности выступает как основание поведения человека, когда ЗОЖ становится жизненной необходимостью.

Ценностное отношение студентов к здоровью представляется как мера освоения ими ценностей физической культуры и других ценностей здоровья, уровень субъективации которых служит показателем его сфор-мированности.

Для определения уровня сфор-мированности исследуемого отношения были выделены критерии, отражающие единство объективных и субъективных параметров: психофизической подготовленности, для оценки динамики развития физических, психических, личностных качеств студентов в образовательном процессе; образованности в сфере ЗОЖ, оценивающий уровень знаний в этой области и способность студентов к оптимизации своего образа жизни; физкультурно-

оздоровительной активности, выражающийся в показателях времени, затраченного студентами на физкультурно-спортивную деятельность и на освоение знаний в сфере ЗОЖ, регулярности занятий физическими упражнениями и их мотиваци-

ей; удовлетворенности состоянием своего здоровья, проявляющийся в уменьшении количества заболеваний, удовлетворенности своим физическим и психическим состоянием, ощущением самодостаточности, уверенности в себе; направленности личности на ЗОЖ, позволяющий оценить влияние физкультурно-спортивной

деятельности на ее уровень сформи-рованности ценностного отношения к здоровью; сознательной эмоционально-волевой активности, отражающий осознанный выбор студентом ЗОЖ, адекватных действий и поступков.

Повышение уровня здоровья связано с сознательной, разумной работой самого студента по восстановлению и развитию жизненных ресурсов, по превращению ЗОЖ в фундаментальную составляющую образа Я. Для совершенствования и формирования здоровья важно учиться быть здоровым, творчески подходить к собственному здоровью, формировать потребность, умение и решимость творить здоровье за счет своих внутренних резервов. В этом состоит сущность ценностного отношения к здоровью.

Формировать ценностное отношение к здоровью необходимо, учитывая личностные свойства человека, что предполагает различия в содержании, средствах и методах целенаправленного воздействия, для обеспечения активности студента в сохранении своего и общественного здоровья. Эффективность субъективного фактора в охране здоровья возможна лишь в том случае, если задействован весь духовно-нравственный потенциал личности в единстве и целостности - культура, жизненные цели и ценностные ориентации, непосредственные мотивы деятельности и поведения, вся система диспозиций, установок, отношений человека к действительности, окружающим людям и к самому

{

78

}

ft

АВТОНОМИЯ ЛИЧНОСТИ - № 1(3)/ 2011

себе. Формирование ценностного отношения студента к здоровью - это процесс приобретения и развития такой мотивации, системы знаний, умений, качеств личности, которые обеспечивают ему возможность в течение всей дальнейшей жизни быть здоровым. Одной из предпосылок сформи-рованности ценностного отношения студента к здоровью является его ответственность за свое здоровье, здоровье своих будущих детей и их физическое развитие; его социальная позиция по отношению к здоровью, установки, интересы, мировоззренческие критерии, которые регулируют его духовную и предметнопрактическую деятельность.

Для определения качества сформированности ценностного отношения студентов к здоровью в образовательном процессе вуза, целесообразно представить его структуру как совокупность компонентов: мотивационно-ценностного, операционального, эмоционально-волевого,

практико-деятельностного.

Особое место среди компонентов ценностного отношения к здоровью занимает мотивационноценностный, отражающий мировоззренческие взгляды и ценностные отношения человека, оказывающие детерминированное влияние на его ценностно-смысловые установки.

Воспитание мировоззренческих ценностей в области здоровья, активность в овладении ими, зависит от мотивации. Мотив отвечает на вопрос: ради чего выполняет человек данную деятельность? Являясь движущей и направляющей силой поведения, она формируется в процессе воспитания. Психолого-педагогическое воздействие преподавателя должно быть тесно связано с внешней и внутренней мотивацией. Мотивы формируются на основе потребностей и непосредственно связаны с целями деятельности.

Цель - это субъективный образ желаемого результата деятельности. Как образ будущего, она влияет на настоящее и формирует его. Отражение в сознании человека реальности достижения цели приводит к формированию перспективы личности, которая в свою очередь придает целям особенно сильный побудительный характер. Цели, которыми руководствуются студенты в физкультурно-спортивной деятельности, весьма разнообразны, динамичны и изменчивы: укрепить и сохранить здоровье, повысить работоспособность и уверенность в себе, развить необходимые физические качества, улучшить фигуру, расширить круг общения и др.

Они могут зависеть от направленности личности студента, его мировоззрения. Но именно фокусирование на здоровье мотивирует поведение, ориентированное на положительные цели, когда любое достижение рассматривается как победа. Представление человека о правильности, целесообразности этой деятельности при данных обстоятельствах также является частью мотивации. Для формирования ценностного отношения к здоровью необходимы такие педагогические условия, чтобы физкультурно-оздоровительная деятельность стала предметом потребности, средством получения удовольствия и удовлетворенности. В связи с этим, наиболее значимым в воспитательном процессе выступает развитие ценностных установок личности, проявляющихся в ее положительном или отрицательном отношении к различным явлениям окружающего мира. Важно изменение неадекватных установок и стереотипов. Мотивационно-ценностный компонент включает: осознание личной и социальной значимости здоровья и образа жизни, необходимого для его формирования, сохранения и укрепления;

{

79

}

ФИЗИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЗДОРОВЬЕ

убеждение в необходимости здоровой жизнедеятельности и регулярной физкультурно-оздоровительной деятельности для самосовершенствования, самоутверждения, реализации жизненных и профессиональных целей; потребность в самопознании; понимание значимости валеологиче-ского образования взрослых, как носителей социальных ценностей, в формировании ЗОЖ подрастающего поколения.

Операциональный компонент раскрывает наличие системы знаний о ЗОЖ, степень овладения практическими умениями для его реализации в различных условиях собственной жизнедеятельности. Этот компонент представляет собой совокупность умозаключений, мнений о причинах, содержании, возможных прогнозах и оптимальных способах сохранения, укрепления и развития здоровья, формирование умений осуществлять отбор и оценку знаний, умений, навыков на основе концептуальной личностной модели ЗОЖ. Операциональный компонент включает: ценностное осмысление теоретических знаний о здоровье, ЗОЖ; уровень знаний, обеспечивающих ЗОЖ, понимание особенностей взаимосвязи здоровья и физкультурно-спортивной деятельности; наличие умений и навыков выполнения ценностно-ориентированной

физкультурно-спортивной деятельности.

Эмоционально-волевой компонент определяет эмоциональный фон жизни студента, который, как правило, отражает уровень физического и социального благополучия; работоспособность, качество и удовлетворенность жизнью. Он характеризует положительное отношение к ЗОЖ, направляет мотивацию на сознательные усилия по оптимизации образа жизни, проявление положительных переживаний при выполнении физ-

культурно-спортивной деятельности. Эмоции выступают основным инструментом установления ценности физической культуры и важнейшим компонентом ценностных ориентаций. Эмоциональная оценка своего здоровья или нездоровья, своей деятельности по осуществлению ЗОЖ, своих успехов или неудач в этом процессе является очень значимой. Благодаря этому создается основа для пробуждения творческого потенциала личности, формирования оптимистического, позитивного мировоззрения. С эмоциями тесно связана большая положительная или отрицательная активность, характеризующая отношения. Если человек делает что-либо с радостью, то и впредь будет стремиться делать то же самое. Высокая ценность здоровья в индивидуальном сознании, знание о наиболее эффективных способах сохранения и укрепления здоровья не всегда ведут к самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности. Для ее осуществления, преодоления себя, изменения своего образа жизни, человеку нужна сильная воля - волевое усилие. Воля усиливает потребность в данной деятельности, придает ей устойчивость. Она возникает как результат жизненной практики, воспитания и самовоспитания личности. Усилие в отношении к физкультурно-оздоровительной деятельности представляет частную форму усилий человека, вытекающих из ответственного отношения к своему здоровью, характеризующим морально-нравственные отношения человека (В.Н. Мясищев). Эмоциональноволевой компонент включает: степень предпочтения ценности здоровья в иерархии терминальных ценностей; эмоциональную оценку своего образа жизни; чувство ответственности за свое здоровье; сознательное преодоление трудностей, возникающих в процессе овладения ценностями фи-

{

80

}

ft

АВТОНОМИЯ ЛИЧНОСТИ - № 1(3)/ 2011

зической культуры; проявление положительных переживаний при выполнении физкультурно-спортивной деятельности.

Практико-деятельностный компонент оценивает степень включения личности в целостную систему ЗОЖ или в его отдельные элементы, готовность к его реализации и пропаганде. Его сформированность является индикатором развития мотивационно-ценностного, операционального и эмоционально-волевого компонентов. Формирование ценностного отношения к здоровью - это, прежде всего, развитие поведенческих навыков ЗОЖ и ориентации на физкультурно-спортивную деятельность.

Уровень активности личности находится в определенном соотношении с ее развитием, качествами, характером, с их изменением на протяжении жизни, с воспитанием и самовоспитанием. Практико-

деятельностный компонент оценивается по степени включенности в регулярную физкультурно-спортивную деятельность, продуктивное общение, поисково-творческую активность, ее сопровождающих.

Все компоненты, составляющие структуру ценностного отношения к здоровью взаимосвязаны и взаимообусловлены, воздействие на один из них, оказывает влияние на отношение в целом. Мотивационно-ценностный компонент стимулирует формирование потребностей, интересов, моти-

вов, установок, обеспечивающих практико-деятельностный компонент, влияет на формирование операционального компонента. Сформированная мотивация ведет к развитию эмоционально-положительного отношения к физкультурно-оздоровительной деятельности, реализации ЗОЖ, способствует проявлению волевых усилий. Положительные эмоции, сопровождающие ситуации успеха, фиксируются в сознании и стимулируют развитие операционального и практико-деятельностного компонентов.

Таким образом, показателем качества сформированности ценностного отношения студентов к здоровью в образовательном процессе вуза представляется уровень сформиро-ванности рассмотренных компонентов с динамичной структурой. Каждый из них требует выполнения комплекса значимых, целенаправленных педагогических воздействий.

Литература:

1. Иванюшкин, А.Я. «Здоровье» и «болезнь» в системе ценностных ориентаций человека / А.Я. Иванюшкин // Вестник АМН СССР, 1982. - № 4. - С. 29-33.

2. Литвинцева, Н.А. Психологический автопортрет / Н.А. Литвинцева - М.: АОЗТ «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1997. - 304 с.

3. Мясищев, В.Н. Психология отношений / В.Н. Мясищев: Под редакцией А.А. Бодалева / Вступительная статья А.А. Бодалева. - М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. - 356 с.

t 81 }

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.