ФИЗИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЗДОРОВЬЕ
ХАРАКТЕРИСТИКА СФОРМИРОВАННОСТИ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ К ЗДОРОВЬЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ
ПРОЦЕССЕ ВУЗА
Масалова О.Ю.
А н н о т а ц и я. В статье рассматривается ценностная характеристика здоровья. Раскрыты сущность, компоненты, критерии и показатели качества формирования ценностного отношения студентов к здоровью.
Ключевые слова: здоровье, студенты, формирование ценностного отношения
Здоровье является основополагающей ценностью, без которой н евозможна полноценная реализация личности. Ценностная характеристика здоровья человека проявляется в различных сферах жизнедеятельности: служит источником духовной бодрости и оптимистических идеалов, побуждает интерес к творчеству, является необходимым условием культурного развития, усиливает потребность общения, познания себя, в воспитании мыслей, чувств, радости наслаждения, свойственных здоровому человеку, самоосуществлении. Ценности здоровья значимы и для жизни общественной, при которой личность должно волновать и здоровье других людей, поскольку они связаны друг с другом и с окружающим миром. Качество взаимоотношений между людьми формирует нравственную атмосферу и духовные основы общества, которые влияют на мировоззрение человека, определяя его поведение и взаимодействие с окружающим миром. Благодаря усвоенной информации формируются идеалы, ценности, убеждения и на их основе привычки, привязанности, вкусы, взаимосвязанные с характером человека и определяющие стиль его жизнедеятельности. Они отражают осоз-
наваемые и неосознаваемые уровни внутреннего мира человека. Степень их психического равновесия, гармоничного взаимодействия делает человека уравновешенным, самодостаточным и социально защищенным, с высокими адаптивными способностями.
Выделяют три уровня ценности здоровья: биологический (физиче-
ский) - здоровье как саморегулирующаяся адаптирующая система организма; социальный - здоровье как мера социальной активности индивида; и психический - здоровье не как отсутствие болезни, а как стратегия ее преодоления (А.Я. Иванюшкин).
В индивидуальном сознании постоянное наличие данной ценности (наряду с ценностью человеческой жизни) представлено тесной взаимосвязью субъективно-объективных характеристик и долгосрочностью изменения состояния здоровья. Специфика ценности здоровья заключается в ее латентном характере. Тому, кто чувствует себя здоровым, не свойственно усматривать в здоровье основополагающую жизненную ценность, и придавать ему особое значение. Возможно, это следствие того, что человек склонен отождествлять здоровье с отвлеченной среднестатистиче-
{
76
}
ft
АВТОНОМИЯ ЛИЧНОСТИ - № 1(3)/ 2011
ской нормой, которая ему навязана и не наполнена личностным содержанием. Здоровье восходит на вершину индивидуальной ценностной иерархии и становится самоцелью (чаще всего) тогда, когда ощущается общая недостаточность внутриличностных ресурсов для его поддержания.
Индивидуальная ценность здоровья в зависимости от психосоматического и психологического состояния индивида может быть инструментальной и/или фундаментальной. Доминирующей ценностью здоровья является именно инструментальная, что не уменьшает его значимости как важнейшего компонента человеческой жизни. Признание здоровья в качестве важнейшей жизненной ценности означает, что оно служит средством достижения различных жизненно важных целей. Но на практике возникает противоречие между стремлением достичь этих значимых целей и объективной необходимостью быть здоровым. Так, иногда в критических ситуациях человек буквально «сгорает» на работе. Но «работа на износ», дающая временный, тактический выигрыш в достижении поставленной цели, в дальнейшем приводит к подрыву психического, а порой и физического здоровья, превращая здорового человека в больного, который расплачивается за свое потребительское отношение к здоровью. Разрешение данного противоречия возможно путем совершенствования объективных условий жизнедеятельности.
Поведение человека по отношению к своему здоровью зависит от того, как он конкретизирует ценность здоровья, какое место отводит ей в своей жизни. Интенсивность заботы индивида о своем физическом и психическом благополучии определяется отношением к здоровью, как элементу самосохранительного поведения, которое проявляется в системе
индивидуальных, избирательных связей личности с различными явлениями окружающей действительности, способствующими или угрожающими ее здоровью, оценке своего физического и психического состояния. Чем адекватнее отношение к здоровью, тем интенсивнее забота о нем, проявляющаяся в оздоровительногигиеническом поведении. Само здоровье - явление сугубо индивидуальное и уникальное. Поэтому формирование адекватного отношения к нему тоже индивидуально, уникально и своеобразно у каждого человека. Установлена связь разнообразных форм поведения и параметров личности с экстернальностью-интернальностью. Высокие показатели интренальности здоровья свидетельствуют о том, что человек считает себя во многом ответственным за свое здоровье. Человек с низким уровнем интернальности здоровья считает здоровье и болезнь результатом случая и надеется на то, что выздоровление придет в результате действий других людей, прежде всего врачей (Н.А. Литвинцева). Но чтобы стать здоровым, нужны соответствующие усилия, постоянные и значительные, которые заменить ничем нельзя. Здоровье во многом зависит от ощущения человеком своей силы, достоинства, ответственности за происходящее, самоуважения, социальной зрелости и самостоятельности личности. Для совершенствования и формирования здоровья необходимо учится быть здоровым, творчески подходить к этому, формировать потребность, умение и решимость творить его за счет своих внутренних резервов, а не чужих усилий и внешних условий. В этом сущность отношения к здоровью как к ценности.
Ценностное отношение к здоровью - это системное и динамичное образование, обусловленное определенным уровнем специальных знаний,
{
77
}
ФИЗИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЗДОРОВЬЕ
физической культуры, социальнодуховных ценностей, приобретенных в результате мотивационноценностной ориентации, образования и самообразования, воспитания и самовоспитания, воплощенных в практической жизнедеятельности и формирующееся на протяжении всей жизни человека. Содержание ценностного отношения к здоровью отражает конкретные мотивы, ценностные ориентации и цели личности в области здорового образа жизни (ЗОЖ). Ценностное отношение к здоровью сформировано тогда, когда активное, сознательное участие личности в изменении объективных условий жизнедеятельности выступает как основание поведения человека, когда ЗОЖ становится жизненной необходимостью.
Ценностное отношение студентов к здоровью представляется как мера освоения ими ценностей физической культуры и других ценностей здоровья, уровень субъективации которых служит показателем его сфор-мированности.
Для определения уровня сфор-мированности исследуемого отношения были выделены критерии, отражающие единство объективных и субъективных параметров: психофизической подготовленности, для оценки динамики развития физических, психических, личностных качеств студентов в образовательном процессе; образованности в сфере ЗОЖ, оценивающий уровень знаний в этой области и способность студентов к оптимизации своего образа жизни; физкультурно-
оздоровительной активности, выражающийся в показателях времени, затраченного студентами на физкультурно-спортивную деятельность и на освоение знаний в сфере ЗОЖ, регулярности занятий физическими упражнениями и их мотиваци-
ей; удовлетворенности состоянием своего здоровья, проявляющийся в уменьшении количества заболеваний, удовлетворенности своим физическим и психическим состоянием, ощущением самодостаточности, уверенности в себе; направленности личности на ЗОЖ, позволяющий оценить влияние физкультурно-спортивной
деятельности на ее уровень сформи-рованности ценностного отношения к здоровью; сознательной эмоционально-волевой активности, отражающий осознанный выбор студентом ЗОЖ, адекватных действий и поступков.
Повышение уровня здоровья связано с сознательной, разумной работой самого студента по восстановлению и развитию жизненных ресурсов, по превращению ЗОЖ в фундаментальную составляющую образа Я. Для совершенствования и формирования здоровья важно учиться быть здоровым, творчески подходить к собственному здоровью, формировать потребность, умение и решимость творить здоровье за счет своих внутренних резервов. В этом состоит сущность ценностного отношения к здоровью.
Формировать ценностное отношение к здоровью необходимо, учитывая личностные свойства человека, что предполагает различия в содержании, средствах и методах целенаправленного воздействия, для обеспечения активности студента в сохранении своего и общественного здоровья. Эффективность субъективного фактора в охране здоровья возможна лишь в том случае, если задействован весь духовно-нравственный потенциал личности в единстве и целостности - культура, жизненные цели и ценностные ориентации, непосредственные мотивы деятельности и поведения, вся система диспозиций, установок, отношений человека к действительности, окружающим людям и к самому
{
78
}
ft
АВТОНОМИЯ ЛИЧНОСТИ - № 1(3)/ 2011
себе. Формирование ценностного отношения студента к здоровью - это процесс приобретения и развития такой мотивации, системы знаний, умений, качеств личности, которые обеспечивают ему возможность в течение всей дальнейшей жизни быть здоровым. Одной из предпосылок сформи-рованности ценностного отношения студента к здоровью является его ответственность за свое здоровье, здоровье своих будущих детей и их физическое развитие; его социальная позиция по отношению к здоровью, установки, интересы, мировоззренческие критерии, которые регулируют его духовную и предметнопрактическую деятельность.
Для определения качества сформированности ценностного отношения студентов к здоровью в образовательном процессе вуза, целесообразно представить его структуру как совокупность компонентов: мотивационно-ценностного, операционального, эмоционально-волевого,
практико-деятельностного.
Особое место среди компонентов ценностного отношения к здоровью занимает мотивационноценностный, отражающий мировоззренческие взгляды и ценностные отношения человека, оказывающие детерминированное влияние на его ценностно-смысловые установки.
Воспитание мировоззренческих ценностей в области здоровья, активность в овладении ими, зависит от мотивации. Мотив отвечает на вопрос: ради чего выполняет человек данную деятельность? Являясь движущей и направляющей силой поведения, она формируется в процессе воспитания. Психолого-педагогическое воздействие преподавателя должно быть тесно связано с внешней и внутренней мотивацией. Мотивы формируются на основе потребностей и непосредственно связаны с целями деятельности.
Цель - это субъективный образ желаемого результата деятельности. Как образ будущего, она влияет на настоящее и формирует его. Отражение в сознании человека реальности достижения цели приводит к формированию перспективы личности, которая в свою очередь придает целям особенно сильный побудительный характер. Цели, которыми руководствуются студенты в физкультурно-спортивной деятельности, весьма разнообразны, динамичны и изменчивы: укрепить и сохранить здоровье, повысить работоспособность и уверенность в себе, развить необходимые физические качества, улучшить фигуру, расширить круг общения и др.
Они могут зависеть от направленности личности студента, его мировоззрения. Но именно фокусирование на здоровье мотивирует поведение, ориентированное на положительные цели, когда любое достижение рассматривается как победа. Представление человека о правильности, целесообразности этой деятельности при данных обстоятельствах также является частью мотивации. Для формирования ценностного отношения к здоровью необходимы такие педагогические условия, чтобы физкультурно-оздоровительная деятельность стала предметом потребности, средством получения удовольствия и удовлетворенности. В связи с этим, наиболее значимым в воспитательном процессе выступает развитие ценностных установок личности, проявляющихся в ее положительном или отрицательном отношении к различным явлениям окружающего мира. Важно изменение неадекватных установок и стереотипов. Мотивационно-ценностный компонент включает: осознание личной и социальной значимости здоровья и образа жизни, необходимого для его формирования, сохранения и укрепления;
{
79
}
ФИЗИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЗДОРОВЬЕ
убеждение в необходимости здоровой жизнедеятельности и регулярной физкультурно-оздоровительной деятельности для самосовершенствования, самоутверждения, реализации жизненных и профессиональных целей; потребность в самопознании; понимание значимости валеологиче-ского образования взрослых, как носителей социальных ценностей, в формировании ЗОЖ подрастающего поколения.
Операциональный компонент раскрывает наличие системы знаний о ЗОЖ, степень овладения практическими умениями для его реализации в различных условиях собственной жизнедеятельности. Этот компонент представляет собой совокупность умозаключений, мнений о причинах, содержании, возможных прогнозах и оптимальных способах сохранения, укрепления и развития здоровья, формирование умений осуществлять отбор и оценку знаний, умений, навыков на основе концептуальной личностной модели ЗОЖ. Операциональный компонент включает: ценностное осмысление теоретических знаний о здоровье, ЗОЖ; уровень знаний, обеспечивающих ЗОЖ, понимание особенностей взаимосвязи здоровья и физкультурно-спортивной деятельности; наличие умений и навыков выполнения ценностно-ориентированной
физкультурно-спортивной деятельности.
Эмоционально-волевой компонент определяет эмоциональный фон жизни студента, который, как правило, отражает уровень физического и социального благополучия; работоспособность, качество и удовлетворенность жизнью. Он характеризует положительное отношение к ЗОЖ, направляет мотивацию на сознательные усилия по оптимизации образа жизни, проявление положительных переживаний при выполнении физ-
культурно-спортивной деятельности. Эмоции выступают основным инструментом установления ценности физической культуры и важнейшим компонентом ценностных ориентаций. Эмоциональная оценка своего здоровья или нездоровья, своей деятельности по осуществлению ЗОЖ, своих успехов или неудач в этом процессе является очень значимой. Благодаря этому создается основа для пробуждения творческого потенциала личности, формирования оптимистического, позитивного мировоззрения. С эмоциями тесно связана большая положительная или отрицательная активность, характеризующая отношения. Если человек делает что-либо с радостью, то и впредь будет стремиться делать то же самое. Высокая ценность здоровья в индивидуальном сознании, знание о наиболее эффективных способах сохранения и укрепления здоровья не всегда ведут к самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности. Для ее осуществления, преодоления себя, изменения своего образа жизни, человеку нужна сильная воля - волевое усилие. Воля усиливает потребность в данной деятельности, придает ей устойчивость. Она возникает как результат жизненной практики, воспитания и самовоспитания личности. Усилие в отношении к физкультурно-оздоровительной деятельности представляет частную форму усилий человека, вытекающих из ответственного отношения к своему здоровью, характеризующим морально-нравственные отношения человека (В.Н. Мясищев). Эмоциональноволевой компонент включает: степень предпочтения ценности здоровья в иерархии терминальных ценностей; эмоциональную оценку своего образа жизни; чувство ответственности за свое здоровье; сознательное преодоление трудностей, возникающих в процессе овладения ценностями фи-
{
80
}
ft
АВТОНОМИЯ ЛИЧНОСТИ - № 1(3)/ 2011
зической культуры; проявление положительных переживаний при выполнении физкультурно-спортивной деятельности.
Практико-деятельностный компонент оценивает степень включения личности в целостную систему ЗОЖ или в его отдельные элементы, готовность к его реализации и пропаганде. Его сформированность является индикатором развития мотивационно-ценностного, операционального и эмоционально-волевого компонентов. Формирование ценностного отношения к здоровью - это, прежде всего, развитие поведенческих навыков ЗОЖ и ориентации на физкультурно-спортивную деятельность.
Уровень активности личности находится в определенном соотношении с ее развитием, качествами, характером, с их изменением на протяжении жизни, с воспитанием и самовоспитанием. Практико-
деятельностный компонент оценивается по степени включенности в регулярную физкультурно-спортивную деятельность, продуктивное общение, поисково-творческую активность, ее сопровождающих.
Все компоненты, составляющие структуру ценностного отношения к здоровью взаимосвязаны и взаимообусловлены, воздействие на один из них, оказывает влияние на отношение в целом. Мотивационно-ценностный компонент стимулирует формирование потребностей, интересов, моти-
вов, установок, обеспечивающих практико-деятельностный компонент, влияет на формирование операционального компонента. Сформированная мотивация ведет к развитию эмоционально-положительного отношения к физкультурно-оздоровительной деятельности, реализации ЗОЖ, способствует проявлению волевых усилий. Положительные эмоции, сопровождающие ситуации успеха, фиксируются в сознании и стимулируют развитие операционального и практико-деятельностного компонентов.
Таким образом, показателем качества сформированности ценностного отношения студентов к здоровью в образовательном процессе вуза представляется уровень сформиро-ванности рассмотренных компонентов с динамичной структурой. Каждый из них требует выполнения комплекса значимых, целенаправленных педагогических воздействий.
Литература:
1. Иванюшкин, А.Я. «Здоровье» и «болезнь» в системе ценностных ориентаций человека / А.Я. Иванюшкин // Вестник АМН СССР, 1982. - № 4. - С. 29-33.
2. Литвинцева, Н.А. Психологический автопортрет / Н.А. Литвинцева - М.: АОЗТ «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1997. - 304 с.
3. Мясищев, В.Н. Психология отношений / В.Н. Мясищев: Под редакцией А.А. Бодалева / Вступительная статья А.А. Бодалева. - М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. - 356 с.
t 81 }