Научная статья на тему 'Здоровье как аксиологический потенциал качества подготовки выпускника вуза'

Здоровье как аксиологический потенциал качества подготовки выпускника вуза Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
154
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / СТУДЕНТЫ / ЦЕННОСТИ / САМОСОЗНАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / HEALTH / STUDENTS / VALUES / SELF-CONSCIOUSNESS / EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Виленский Михаил Яковлевич, Масалова Ольга Юрьевна

Рассмотрена ценностная характеристика здоровья. Представлен механизм формирования ценностного самосознания студента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Виленский Михаил Яковлевич, Масалова Ольга Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The valuable characteristic of health is considered in the article. The mechanism of formation of valuable consciousness of the student is presented here.

Текст научной работы на тему «Здоровье как аксиологический потенциал качества подготовки выпускника вуза»

it

СОЦИАЛЬНОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

)

ЗДОРОВЬЕ КАК АКСИОЛОГИЧЕСКИМ ПОТЕНЦИАЛ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА ВУЗА

Виленский Михаил Яковлевич Масалова Ольга Юрьевна

Аннотация. Рассмотрена ценностная характеристика здоровья. Представлен механизм формирования ценностного самосознания студента.

Ключевые слова: здоровье, студенты, ценности, самосознание, образовательный процесс

Здоровье в единстве телесных и психологических характеристик ныне становится условием социального бытия студента, проявлением его субъектности - свободы выбора и творения. Именно выбор, который делается им, осознается теперь как значимая детерминанта его здоровья и образа жизни, в котором, согласуясь с возможностями, он в полной мере использует свой потенциал, физические и психические ресурсы, самореализуется. Самореализация определяется необходимым уровнем его развития в социальной, физической, интеллектуальной, эмоциональной, духовной и профессиональной сферах.

В целом для современной студенческой молодежи характерны установки на профессиональную и личностную самореализацию, однако ценность здоровья является скорее декларируемой. Об этом свидетельствует тот факт, что многие студенты, считающие, что они ведут здоровый образ жизни, в реальности не придерживаются его норм [2]. Ценность здоровья не функционирует на уровне их индивидуального самосознания. Поэтому важно в образовательном процессе формировать мировоззренческие основы понимания здоровья студентом не в смысле его свободы от болезни, а в смысле тех возможностей действовать, реализовывать себя, которые открыты ему, поскольку он здоров, ведущих к физическому, социальному

и психическому благополучию. С этих позиций здоровье выступает категорией педагогической.

Здоровье является основополагающей ценностью, без которой невозможна полноценная реализация личности. Ценностная характеристика здоровья проявляется в различных сферах жизнедеятельности: служит

источником духовной бодрости и оптимистических идеалов, побуждает интерес к творчеству, является необходимым условием культурного развития, усиливает потребность общения, познания себя, в воспитании мыслей, чувств, радости наслаждения, свойственных здоровому человеку, самоосуществлении. Ценности здоровья значимы и для жизни общественной, при которой личность должно волновать и здоровье других людей, поскольку они связаны друг с другом и с окружающим миром. Качество взаимоотношений между людьми формирует нравственную атмосферу и духовные основы общества, которые влияют на мировоззрение личности, определяя ее поведение и взаимодействие с окружающим миром. Благодаря усвоенной информации в образовательном процессе формируются идеалы, ценности, убеждения и на их основе привычки, привязанности, вкусы, взаимосвязанные с характером личности и определяющие стиль ее жизнедеятельности. Они отражают осознаваемые и неосознаваемые уровни

{б6)

внутреннего мира, а степень их психического равновесия, гармоничного взаимодействия делает личность уравновешенной, самодостаточной и социально защищенной, с высокими адаптивными способностями.

Выделяют три уровня ценности здоровья: физический (телесный),

обеспечивающий внутреннее динамическое равновесие, структурные (морфологические) и функциональные резервы адаптации организма; психический (душевный), отражающий адекватную условиям действительности регуляцию поведения и деятельности, способность ставить достижимые смыслообразующие цели и реализовывать их, согласуя с требованиями социокультурной и природной среды, отсутствие болезненных психических проявлений; духовный, обусловленный нравственностью, принятыми личностью гуманистическими ценностями, свободой выбора, ответственностью за себя, свои решения и поступки, ориентированностью на действия во благо окружающих, способностью к поисково-творческой активности, самосозиданию.

Специфика ценности здоровья заключается в ее латентном характере. Тому, кто чувствует себя здоровым, не свойственно усматривать в здоровье основополагающую жизненную ценность и придавать ему особое значение. Здоровье восходит на вершину индивидуальной ценностной иерархии и становится самоцелью (чаще всего) тогда, когда ощущается общая недостаточность внутриличностных ресурсов для его поддержания.

Поведение студента по отношению к своему здоровью зависит от того, как он конкретизирует ценность здоровья, какое место отводит ей в своей жизни. Интенсивность заботы индивида о своем физическом и психическом благополучии определяется отношением к здоровью, как элементу

^ АВТОНОМИЯ ЛИЧНОСТИ- №2(4) 2011

самосохранительного поведения, которое проявляется в системе индивидуальных, избирательных связей личности с различными явлениями окружающей действительности, способствующими или угрожающими ее здоровью, оценке своего физического и психического состояния. Чем адекватнее отношение к здоровью, тем интенсивнее забота о нем, проявляющаяся в оздоровительно-

гигиеническом поведении.

Само здоровье - явление сугубо индивидуальное и уникальное. Поэтому формирование адекватного отношения к нему тоже протекает индивидуально, уникально и своеобразно у каждого человека. Здоровье во многом зависит от ощущения студентом своей силы, достоинства, ответственности за происходящее, самоуважения, социальной зрелости и самостоятельности личности. Для совершенствования и формирования здоровья необходимо учится быть здоровым, формировать потребность, умение и решимость творить его за счет своих внутренних резервов, а не чужих усилий и внешних условий, что характеризует сущность отношения к здоровью как к ценности.

Всякая познанная ценность здоровья направляет жизненную энергию личности на себя, требует своего осуществления, которое состоит в том, чтобы следовать требованию, исходящему от ценности, подчинять этому требованию повседневную жизнь.

Ценностное отношение к здоровью не возникает до тех пор, пока студент не обнаружил для себя проблематичность удовлетворения актуальной потребности. Чем проблематичнее возможность ее удовлетворения, тем большей ценностью обладает способ ее удовлетворения. При этом потребности выступают как динамические корреляты ценностей, определяющих движущие силы поведения и развития

{67 )

I СОЦИАЛЬНОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ I ПРОБЛЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

студента. Те потребности, которые соотносятся с доминирующими ценностями, выступают как приоритетные, поскольку они будут удовлетворяться в первую очередь. В этих случаях личность достигает согласованности и относительного здоровья. Комбинация преобладающих ценностей и сопутствующих им фрустрированных потребностей порождает рассогласование и внутриличностный конфликт, ведущий к различным расстройствам.

Практика образования по физической культуре в вузе показывает, что формальный характер презентации социальной ценности здоровья, типичные прямолинейные воздействия на сознание, поведение и отношение студентов не приводят к ее превращению в личностную. Поэтому необходимым условием педагогического процесса является обращение к ценностным аспектам, направленность на субъектность восприятия студентом ценности здоровья, чтобы она превращалась из отвлеченного представления в собственную, переживаемую ориентацию поведения, необходимую для его сохранения и укрепления.

Ценности являются той содержательной, мировоззренческой, методологической, фундаментальной формирующей основой априори изначально обеспечивающей достижение требуемого в воспитании результата. Учитывая цели учебной и социокультурной деятельности студентов, в связи с педагогическими воздействиями и саморазвитием личности, индивидуальные ценности здоровья в образовании рассматриваются как элементы структуры самосознания (потребности, мотивы, интересы, убеждения, установки и т.п.) и как явления, обозначающие значимость, жизненную позицию, личностный смысл.

Студент может вести себя определенным образом, потому что такое поведение соответствует его ценно-

стям, а может потому, что «так положено», «так принято», «так велено», «так выгодно». Ценность выступает внутренним, эмоционально освоенным студентом ориентиром его деятельности, воспринимаемой как собственная духовная интенция, глубоко личное, выработанное им самим отношение. Ценности здоровья обладают познавательным значением, обосновывают цели, к которым студент должен стремиться и основные средства их достижения, помогают осуществлять социально одобряемый выбор поведения. Они обеспечивают устойчивость личностной структуры, определяют центральную позицию личности, общий подход к миру и самому себе, действуют как важный фактор мотивации. В этом заключается их значение в формировании мировоззрения личности. Познанная ценность здоровья стимулирует поведение и поступки, программируя желаемое будущее, заставляет совершать должное в повседневной жизни, в чем и состоит значение ценностей здоровья при формировании норм, привычек, образа жизни, стиля поведения.

В противоположность объективной природе ценностей здоровья, их восприятие и оценивание индивидом всегда субъективно. Поэтому их оценка может быть истинной или ложной, меняться на разных этапах обучения как в процессе деятельности студента, так и объективных условий его развития. На эмоциональном уровне оценка ценностей здоровья сопровождается чувством удовлетворенности или неудовлетворенности; на рациональном — осознанием их полезности и значимости.

Однако само по себе то, что здоровье рассматривается личностью в качестве ценного, желательного, заслуживающего обладания им, отнюдь не обязательно сопровождается действиями, направленными на реализа-

! 68 }

цию ценности, не детерминирует однозначно определенную линию социального поведения и тем более конкретные поступки. Поэтому необходимо познание причин, оснований и связи между предпочтениями и соответствующими действиями и поступками личности.

Чтобы выработать суждение о ценности или неценности того или иного явления, студент должен о нем знать. Познание стимулирует познавательную активность в том направлении, которое студент считает желательным. Социально значимое содержание образования должно соотноситься с предыдущим опытом студента, и быть ориентировано на воспитание его как субъекта, который реализует свободу выбора, своеобразие своего образовательного пути, в результате которого он обретает свою культурную идентичность. Лишь в этом случае личность воспримет образование как составляющую собственного стиля жизни, сможет образовывать себя сама, подчинять образование целям личностного роста. Ценности образования не могут быть навязаны, они должны быть приняты субъектами педагогического процесса.

Рассмотрение содержания ценностного самосознания личности позволяет выделить в его структуре различные виды ценностных представлений: одни усваиваются в форме «значений», но не разделяются личностью, другие приобретают для нее «личностный смысл». В первом случае ценностное представление принадлежит обществу, социальной группе и «присутствует» в самосознании личности как оценка явлений и обстоятельств со стороны их социальнофункциональной значимости, позволяет ей ориентироваться на соответствующую формулу социального поведения. Во втором случае ценностное представление включает соответст-

^ АВТОНОМИЯ ЛИЧНОСТИ- №2(4) 2011

вующие объекты в контекст реальной жизнедеятельности студента, превращает их в конкретные цели деятельности. Последние реально управляют поведением индивида, «подталкивают» его к определенным практическим шагам, реализации поведенческой стратегии. Однако в реальной жизнедеятельности ценностные представления, усвоенные ранее на уровне «значения» могут превращаться в реальные мотивирующие факторы социального поведения, а имеющие «личностный смысл» - переходить на уровень «значения».

Механизм формирования ценностного самосознания личности состоит в следующем. Воспринимаемые ею ценностные представления проходят через «фильтр» самосознания и дифференцируются на «знания» и «личностные смыслы». Далее, преломляясь через условия жизнедеятельности, они распределяются на подтвержденные и неподтвержденные, на реально управляющие действиями и поступками личности и на те, которые хранятся в ее сознании. Ориентация студента на освоение ценностей возникает тогда, когда после их предварительной положительной оценки, он запроектировал в своем самосознании овладение ими и это делает, учитывая не только свои потребности, но и возможности. Отдельные студенты перенимают от окружающих взгляд на нечто как на ценность, достойную того, чтобы на нее ориентироваться в своем поведении и деятельности и тем самым закладывают в себе основы новой потребности, которой раньше у них не было [5].

Для воздействия на спектр ценностей здоровья студентов, недостаточно сообщать им «готовые» представления о ценном, раскрывать объективную значимость тех или иных форм жизнедеятельности, явлений, отношений. Необходимо, чтобы цен-

{69 >

I СОЦИАЛЬНОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ I ПРОБЛЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

ностные представления наполнялись личностным смыслом, верифицировались, превращались в проверенную личным опытом мотивацию поведения. Как катализатором, так и барьером к усвоению общественных ценностей здоровья могут выступать ценности референтной для студента малой группы. Полноценная интериори-зация возможна только тогда, когда студент вместе с группой включился в практическую реализацию этой общей ценности, ощущая ее как свою [4]. Формальное отношение к социальным ценностям здоровья не приводит к превращению их в личностные. Основной механизм формирования ценностных отношений к здоровью заключается в решении конкретных повторяющихся задач, в ходе которых студент учится оценивать свои возможности соотносительно с задачами и себя по своим реальным достижениям [1]. С определенного этапа он начинает совершенствовать свою деятельность на сознательной основе, что связано с механизмами самооценки, оценки своих достижений и неудач, включения оценочного механизма регуляции качества деятельности. Значимым звеном в цепи побуждений студентов к деятельности по освоению ценностей здоровья являются интересы. Они определяют отношение личности к объекту, обладающему определенной значимостью и эмоциональной привлекательностью и дают простор для использования необходимых педагогических решений и воздействий для активизации деятельности студентов по освоению ценностей здоровья.

Формирование ценностного отношения к здоровью зависит от эмоциональных, познавательных, волевых сторон личности студента, определяющих и направляющих его активность. Своеобразным «фильтром» восприятия личностью студента цен-

ностных представлении выступает входящий в самосознание «Я-образ» -аксиологическая концепция смысла и назначения своей жизни, ее ценностная окраска: альтруистическая, гедонистическая, ригористическая и др. Она выделяет те формы жизнедеятельности, которые обладают наивысшим ценностным статусом для самореализации. Смысложизненный аспект самосознания носит мировоззренческий характер и организует в единую систему общее личностное отношение к жизни, исходную ценностную позицию.

Приобщение индивида в образовательном процессе к культурным ценностям имеет разные механизмы: знания передаются на основе коммуникаций, умения и навыки - в ходе практической деятельности, а ценности в процессе духовного общения людей, при обмене чувствами и эмоциональными состояниями. При рационально-логическом истолковании ценностей здоровья методами, приемами, средствами учебно-научной деятельности, студент приобщается к теоретическому уровню их познания, что требует самостоятельной, напряженной мыслительной деятельности. Если результаты такой деятельности приобретают позитивную эмоционально-ценностную окраску, рациональное содержание знаний превращается в «личное достояние» студентов, в установки определенного поведения. Формированию ценностносмысловой сферы личности способствует информация: осмысливаемая с различных точек зрения, независимых друг от друга подходов, содержащая наряду с формально утверждающими, смыслопоисковые фрагменты, которые не принимаются на веру, а критически оцениваются, нуждаются в поиске альтернативных путей и источников. Любая информация ценностного характера должна быть созвучна

{ 70 }

^ АВТОНОМИЯ ЛИЧНОСТИ - № 2(4) 2011

представлениям, в которых студент осознает себя как уникальную личность, его общей эмоциональной настроенности, сокровенным чувствам. Духовно-практические формы воздействия (праздники, торжественные церемонии, ритуалы и др.) эмоционально объединяют студентов, поднимают духовное общение на высоту, недоступную в повседневной будничной обстановке. Одной из форм духовнопрактического общения является обращение к образцам жизнетворчества (выдающихся ученых, специалистов, замечательных спортсменов), которые побуждают студентов к подражанию, созданию своеобразного «биографического фона» высших ценностей своей жизни, профессиональной деятельности, культуры. Если студент переживает эти образцы как должное, а не просто отвлеченное знание, то они становятся предметом его личных устремлений, идеалами. В них, воплощающих наиболее ценные, и в этом смысле привлекательные человеческие черты, ярко проявляется и формируется общая направленность личности студента. Те или иные ценностные представления действенны в том случае, если способствуют реализации социальных качеств личности: аксиологических (ценностные принципы самосознания, уровень и характер ценностных притязаний) и функциональных (когнитивные, чувственные и физические возможности). В процессе обучения происходит кор-

рекция самосознания, уточнение представлений студента о самом себе, своей сущности, необходимых для ее реализации формах жизнедеятельности. В конечном счете, формируется устойчивая ценностная направленность личности, ее генерализующее начало, пронизывающее и объединяющее все виды ценностных ориентаций. Любая информация ценностного характера воспринимается личностью сквозь призму этой направленности и дополняется эмоциональным и поведенческим компонентами. Формирование ценностного самосознания успешно решается в том случае, когда возникает система ценностных представлений, удостоверяющих свою истинность, выступающих устойчивой, проверенной мерой различных жизненных ситуаций и обстоятельств, участвующих в определении жизненных планов личности, организующих и направляющих ее активность, придающих ей качественное своеобразие, неповторимый социальный облик.

Ценностное отношение к здоровью нельзя приобрести на каком-то этапе воспитания и развития личности. Оно не имеет «конечного» существования и в этом плане «ненасыщенно», устойчиво опосредует поведение здоровой личности и должно постоянно развиваться, дополнятся различными новыми, полезными для здоровья элементами, привычками и тем самым совершенствоваться.

(сГ

Литература:

1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности / К.А. Абульханова-Славская. - М.: Наука, 1980. - 335 с.

2. Авдеева Н.Н. Здоровье как ценность и предмет научного знания /Н.Н. Авдеева, И.И. Ашмарин, Г.Б. Степанова // Мир психологии. - 2000. -№1(21).-С. 68-75

3. Леонтьев Д.А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании: виды, детерминанты и изменения во времени / Д.А. Леонтьев // Психологическое обозрение, 1998. - № 1.

{ 71 )

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.