Научная статья на тему 'Психологическая модель развития мотивационно-ценностных ориентации студента в образовательном процессе педагогического вуза'

Психологическая модель развития мотивационно-ценностных ориентации студента в образовательном процессе педагогического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
721
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ / ЭКСТЕРИОРИЗАЦИЯ / ИДЕНТИФИКАЦИЯ / РЕФЛЕКСИЯ / РЕФЛЕКСИВНАЯ ПОЗИЦИЯ / MOTIVATION AND VALUE ORIENTATIONS / INTERIORISATION / EXTERIORIZATION / IDENTIFICATION / REFLECTION / REFLEXIVE POSITION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кудашкина Ольга Васильевна

В статье обоснована необходимость развития мотивационно-ценностных ориентации студента в образовательном процессе педагогического вуза. Представлена психологическая модель, которая служит источником реализации и совершенствования системы данных ориентации педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кудашкина Ольга Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychologic Model for Developing Student Motivation and Value Orientations in the Academic Process at the Teachers Training Institute

The article is concerned with the necessity for developing student motivation and value orientations in the academic process at the teachers training institute. Psychological model serving as a source of realisation and improving teacher's orientations data system is presented.

Текст научной работы на тему «Психологическая модель развития мотивационно-ценностных ориентации студента в образовательном процессе педагогического вуза»

ны потребность в новом ценностном самоопределении, а эта задача не всегда доступна для самостоятельного решения.

Таким образом, работа служб ранней помощи должна быть направлена не только на формирование «положительного образа ребенка с синдромом Дауна», но и на изменение системы ценностных ориентаций у родителей, воспитывающих «особого» ребенка. Для решения этой задачи нужны не только информирование, обучение и глубинная психотерапевтическая работа, но и изменение социальных стереотипов в обществе, и прежде всего создание положительной модели матери «особого» ребенка и его семьи в целом.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Айвазян, Е. Б. Развитие телесного и эмоционального опыта женщины в период беременности : дис. ... канд. психол. наук / Е. Б. Айвазян. — М., 2005. — 321 с.

2. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. — М. : Просвещение, 1968. — 464 с.

3. Караванова, О. А. Социальная ситуация развития ребенка: структура, динамика, принципы коррекции : дис. ... д-ра психол. наук / О. А. Ка-рабанова. — М., 2002. — 379 с.

4. Нежнова, Т. А. Динамика «внутренней позиции» при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту / Т. А. Нежнова // Вестн. Моск. ун-та. — Сер. 14, Психол. — 1988. — № 1. — С. 23—31.

5. Образ ребенка у матерей, воспитывающих детей с синдромом Дауна младенческого и раннего возраста / Ю. А. Разенкова, Е. Б. Айвазян, С. Е. Иневаткина, Г. Ю. Одинокова // Интеграция образования. — 2008. — № 4. — С. 44—46.

Поступила 02.04.09.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

О. В. Кудашкина (Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевъева)

В статье обоснована необходимость развития мотивационно-ценностных ориентаций студента в образовательном процессе педагогического вуза. Представлена психологическая модель, которая служит источником реализации и совершенствования системы данных ориентаций педагога.

Ключевыге слова: мотивационно-ценностные ориентации; интериоризация; экстериоризация; идентификация; рефлексия; рефлексивная позиция.

В последней четверти XX — начале XXI в. общее и профессиональное образование России сопровождается рядом сложных и противоречивых процессов, обусловленных ломкой устоявшихся социально-экономических и политических отношений, разрушением прежних ценностных приоритетов, что не может не отразиться на психологии участников образовательного процесса. В этой ситуации становится очевидной необходимость новой стратегии образования, которая должна предъявлять высокие требования к морально-психологической и

профессиональной подготовке будущих педагогов.

Современный педагог — это профессионально-компетентная и гуманная личность, одной из необходимых составляющих которой являются мотивационноценностные ориентации. Таковыми можно считать систему личностно значимых мотивов, целей, интересов и ценностей, регулирующих различные стороны деятельности человека и позволяющих ему реализовать себя в педагогической деятельности, достичь высокого уровня профессионализма. Мотивационно-ценност-© Кудашкина О. В., 2009

111!111Й1И1!Ш № 3,

ные ориентации влияют на личностную активность студента в учебном процессе и определяют успешность будущей профессиональной деятельности, скорость и безболезненность социальной адаптации, включенность педагога в процесс совершенствования школьного микросоциума.

Актуальным становится выдвижение на передний план мотивационно-ценностного подхода в подготовке педагога, согласно которому педагогическое образование должно не только обеспечить усвоение им профессиональных знаний и умений, но и развить его ценностное сознание.

В педагогической психологии развитие понимается как поэтапное прибавление качества. Соответственно развитие мотивационно-ценностных ориентаций представляет собой процесс поэтапного совершенствования качества их содержания и структуры путем приобретения будущим специалистом профессиональной значимости и личностного смысла под влиянием социальных воздействий, ценностного потенциала вузовской образовательной системы, собственной деятельности в процессе обучения и профессионально-личностного самосовершенствования.

Нами разработана модель развития мотивационно-ценностных ориентаций личности будущего педагога, которая состоит из структурных компонентов мотивационно-ценностных ориентаций; психологических механизмов развития; психологических средств развития и психологических условий.

Мотивационно-ценностные ориентации педагога включают в себя два компонента развития — мотивационный и аксиологический.

Мотивационныгй компонент выступает не только системообразующим фактором деятельности, но и основой личности, что, на наш взгляд, определяет связь мотивационной сферы с этическими характеристиками, репрезентирующими профессиональное становление и развитие личности в образовательных условиях педагогического вуза. При этом

важнейшей стороной развития личности студента являются потребность в самовыражении и самореализации склонностей, способностей и интересов; стремление к самоутверждению, профессиональному росту и самосовершенствованию, достижению определенной позиции в педагогическом и детском коллективе.

Аксиологический компонент представляет собой сложное многогранное явление, охватывающее различные стороны человеческого существования, разнообразные связи с окружающим миром, людьми. Ценностные ориентации студента содержательно отражают его философские, нравственные убеждения, глубокие и постоянные привязанности, принципы поведения. Ценности ориентируют студента на реальное воплощение будущего через его представление и исполняют роль механизма развития личности.

Важным аспектом развития аксиологического компонента являются профессиональные мотивационно-ценностные ориентации, поскольку они 1) служат связующим звеном между личностью (будущим педагогом) и средой (будущей профессиональной деятельностью, системой подготовки к ней), активируя внутренние механизмы личности (потребности, интересы, мотивы, установки, отношения); 2) стимулируют профессионально-личностное развитие будущего педагога, играя стратегическую роль в поведении и деятельности и определяя их тактику — профессиональные мотивы; 3) оказывают влияние на деятельность студента с помощью оценок, ориентаций и установок, обеспечивая взаимосвязь и взаимный переход личностной и предметной сторон деятельности на основе личностной ориентации ценностной значимости; 4) ориентируют учебнопрофессиональное познание студента с учетом практических задач; 5) способствуют ценностному отбору объектов познания (педагогических ценностей), выявлению способов их освоения и использования при решении конкретных педагогических задач.

Психологические механизмы развития служат психологическим инструментом содействия процессу перевода внешне созданных для студента возможностей во внутренне приобретенный им опыт и позитивную переоценку мотивационно-ценностных ориентаций. В отсутствие действия конкретных психологических механизмов, как показали экспериментальные исследования [4], развитие сводится к биологическому росту без качественных психологических трансформаций. Проанализировав психологическую научную литературу, мы выделили следующие механизмы развития мотивационно-ценностных ориентаций личности: интериоризацию, экстериори-зацию, идентификацию и рефлексию. В работе этих механизмов всегда присутствует эмоциональный компонент, который регулирует деятельность и придает ей смысл.

Интериоризация (переход извне вовнутрь) — это формирование структурно-функциональных единиц сознания через усвоение внешних действий с предметами и овладение внешними знаковыми средствами (осознание некоторого предмета как общественной ценности предшествует превращению его в личностную ценность — регулятор индивидуального поведения). Иногда она расширенно трактуется в смысле любого усвоения информации, знаний, ролей, ценностных отношений и т. д.

Механизм интериоризации способствует превращению мотивационно-ценностных ориентаций в высшие психические функции личности. Л. С. Выготский считал, что всякая функция в культурном развитии человека проявляется на «сцене» дважды: сначала как интерпсихическая категория (в социальном плане между людьми), затем как интрапси-хическая (в психологическом плане внутри личности). При этом интериоризация осуществляется в единстве с экстерио-ризацией — творческим изменением среды путем создания новых объектов. С помощью последней реализуются по-

требности созидания, составляющие основу мотивационно-ценностного отношения компонента личности.

Психологический механизм интерио-ризации позволяет понять динамику мотивов и духовных потребностей человека. Деятельность, осуществляемая личностью при определенных условиях, создает новые объекты, которые вызывают новую потребность. Если в учебную деятельность ввести факторы, стимулирующие самодеятельность студента, то он будет находиться в условиях расширенного формирования и развития мотивов и духовных потребностей. Студент, внутренне сопоставляя свои действия и поступки с будущей деятельностью, прогнозирует ее в соответствии с социальными требованиями и трансформирует их во внутренние состояния. Отобранный объект переходит в потребность, т. е. срабатывает механизм интериоризации.

Интериоризация мотивационно-ценностных ориентаций в процессе осуществления студентом оценочной деятельности помогает ему спроектировать новую деятельность с общественными эталонами и задачами саморазвития и самовоспитания и реализовать ее на практике. Новые объекты становятся новой потребностью — происходит экстерио-ризация.

Очень важным механизмом в процессе развития мотивационно-ценностных ориентаций выступает идентификация. Это процесс и результат самоотождеств-ления с другим человеком, группой, образом или символом на основании установившейся эмоциональной связи, а также включение в свой внутренний мир и принятие как собственных норм, ценностей и образцов [2]. Это способ понимания другого через осознанное или бессознательное уподобление его характеристикам самого субъекта. В процессе идентификации с другими человек продвигается от простой имитации к присвоению и осознанию поведения, качеств, навыков, ценностей и т. д., что изначально ему не принадлежало.

№ 3, 2009

Для будущего педагога самосознание выступает тем внутренним механизмом, благодаря которому он способен не только сознательно воспринимать ценностные ориентации, но и самостоятельно, учитывая свои цели, потребности, мотивы, определять меру и характер собственной активности, направленной на их осмысление и принятие. Овладевая профессиональными мотивационно-ценностными ориентациями, студент субъективирует их, а это зависит от состояния его самосознания, поскольку установление ценности того или иного педагогического явления, процесса, а также собственных действий происходит в процессе их анализа и оценки личностью.

Профессиональное самосознание студента направлено на анализ и оценку как собственной системы ценностей, так и воспринимаемых профессиональных мотивационно-ценностных ориентаций и призвано определить границы и перспективы личностного смысла, т. е. внутренне мотивированного индивидуального значения той или иной педагогической ценности. Иначе говоря, профессиональное самосознание позволяет самоопределиться по отношению к предлагаемым и личностным ценностям — выстроить иерархию профессиональных мотивационно-ценностных ориентаций.

Рефлексия — это мыслительный процесс, направленный на анализ, понимание, осознание себя (собственных действий, поведения, интересов, способностей, чувств и т. д.) [2]. Исходя из этого определения, под рефлексией мы понимаем

1) направленную на осмысление мотивационно-ценностных ориентаций деятельность будущего педагога; 2) осознание себя, своих личностных и профессионально-ценностных ориентаций; 3) осознание субъектом стороннего восприятия и сторонних оценок, позволяющих прийти к новому пониманию образа «Я — профессионал», скорректировать имеющуюся и выстроить новую систему мотивационно-ценностных ориентаций.

Употребляющееся в ряде источников сочетание «рефлексивная позиция» по

сути тождественно термину «рефлексия», так как позиция в данном случае рассматривается в качестве способности человека прекратить привычный способ деятельности, отойти в сторону, выйти за пределы «пространства» этой деятельности и начать смотреть на свою деятельность со стороны, сделав ее объектом анализа и оценки.

Для нашего исследования важно то, что рефлексивная позиция характеризует способность субъекта реализовать свою внутреннюю позицию к окружающему миру, осуществлять управление своей деятельностью, достигать цели, преобразуя условия своего существования; вставать в позицию «наблюдателя», «исследователя» или «контролера» по отношению к собственной системе мотивационно-ценностных ориентаций, своей будущей профессиональной деятельности; осмысливать свой опыт, свои мотивы, потребности, ценности с целью прийти к их новому пониманию.

Кроме того, мы учитывали тот факт, что будущий педагог может выходить в рефлексивную позицию на различных уровнях (субъект оценивает себя в прошлом, настоящем, будущем и т. д.) и на каждом из них перестраивать систему мотивационно-ценностных ориентаций, моделируя образ «Я — профессионал».

Добавим, что для исследования важен и сам механизм выхода будущего педагога в рефлексивную позицию. А. В. Кирьяковой выделены механизмы ориентации личности в мире ценностей: поиск—оценка—выбор—проекция [1]. Анализ их сущности и содержания показывает, что они отражают суть механизма рефлексии:

1) анализ — самоанализ позволяют будущему педагогу выделить существующие на сегодня свои личностные и профессиональные ценности;

2) оценка— самооценка способствуют определению значимости того или иного идеала для будущей профессиональной деятельности;

3) самоопределение отражает предпочтения будущих педагогов определен-

ных мотивационно-ценностных ориентаций на основе выбора, соотнесения внешнего и внутреннего;

4) самокоррекция — новообразование в профессиональной ориентации студента, которое выступает как проектирование «образа будущего» (постановка конкретных целей и определение средств их достижения).

Таким образом, рефлексия представляет собой внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, группе сверстников, значимым лицам и др. Она является основой внутренней мотивации личности, а это усиливает ее духовные ресурсы, углубляет процессы осмысления ценностной парадигмы, возбуждает стремление к успеху, желание исправить ошибки и определяет пути приобщения к ценностям образовательной системы.

Описанные психологические механизмы способствуют самопознанию, осмыслению мотивов и ценностных приоритетов, себя, общества, своего предназначения в нем.

Процесс развития мотивационно-ценностных ориентаций будущего педагога будет наиболее эффективным, если использовать следующие психологические средства: методы активного социальнопедагогического обучения, методы проигрывания и анализа конкретных ситуаций, социально-психологический тренинг, диалог, групповую дискуссию, ролевые и деловые игры, психодраму, тренировку эффективного поведения, диагностические процедуры, домашнюю работу (ведение дневниковых записей), чтение литературы. Применение данных методов в образовательном процессе педагогического вуза благоприятно для профессионально-ценностного и личностного роста, самопознания и саморазвития будущего специалиста.

Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам выделить внешние и внутренние условия, способству-

ющие эффективному мотивационно-ценностному развитию [5].

Внешние условия включают в себя:

— личностно-деятельностный подход в обучении (стиль самореализации студента, достижения его мотивов, интересов, целей и т. д.). Он обозначает, что обучение строится с учетом личностных особенностей, накопленного опыта студента и преломляется через его мотивы, ценностные ориентации, интересы, цели, перспективы. В этом процессе решается основная задача института высшего образования — формирование духовно-нравственной, социально активной, профессионально компетентной и саморазвивающейся личности;

— ценностное наполнение содержания образования, введение в учебный план курса по выбору, максимально способствующего развитию профессиональных мотивационно-ценностных ориентаций, а также отражение в содержании учебной дисциплины тех ценностей, к которым формируется отношение студентов;

— вовлечение студентов в самообразовательную и самовоспитательную деятельность, играющую роль катализатора в процессе интериоризации профессионально значимых мотивационно-ценностных ориентаций;

— сформированность профессионально-личностных качеств профессорско-преподавательского состава, а именно профессионально-педагогической культуры (духовной, нравственной, этической), культуры общения, поведения и деятельности; ценностей и ценностных ориентаций, неординарность, самобытность личности преподавателя (что будет способствовать развитию творчества студентов, привитию интереса к будущей профессии);

— психологическое сопровождение учебного процесса. В. Г. Маралов выделяет следующие преимущества психоло-го-педагогического сопровождения личности: возможность следить за естественным развитием личности учащего-

111!111Й1И1!Ш № 3,

ся, опираться не только на возрастные закономерности, но и на личные достижения; признание безусловной ценности внутреннего мира каждой личности, приоритетности потребностей, целей и ценностей саморазвития; побуждение учащегося к нахождению и принятию самостоятельных решений, помощь в принятии на себя необходимой меры ответственности [3].

В качестве внутренних факторов можно выделить следующие субъективные характеристики студентов и особенности их проявления в деятельности:

— осознание обучающимися целей, потребностей, мотивов, профессиональных интересов, ценностей и ценностных ориентаций. Этот процесс осуществляется через привлечение знаний по психологии и педагогике в качестве способа самоисследования и самопознания, что положительно влияет на развитие мотивационно-ценностных ориентаций будущих педагогов;

— стремление к саморазвитию и самосовершенствованию мотивационноценностных ориентаций (работа личности над собой, над собственным поведением);

— внутриличностная смысловая реальность студента, связанная с поиском и сотворением смысла своей жизни в процессе профессионально-ценностного становления и практикой воплощения позиции к своему труду как самоотдаче на общее благо на основе духовно-нравственных понятий. Проблема смысла жизни — это проблема отношения сознания к миру общечеловеческих и профессиональных ценностей, проблема того, какие ценности являются залогом гармоничного развития личности. Относясь к

другому как к самоценности, а к своему делу — как к самоотдаче на радость другим, индивид непосредственно приобщается к родовой сущности, осмысленности жизни. И наоборот, отношение к другому — как к средству, вещи, а к своему делу, как к докучной обязанности вызывает у субъекта ощущения диссонанса, неудовлетворенности, бессмысленности жизни («дорога в никуда»);

— готовность к самореализации, т. е. не просто к извлечению того, что скрыто в глубинах личности, а к проявлению и исчерпанию этого личностного потенциала в активном целенаправленном мотивационно-ценностном развитии.

Разработанная модель служит источником реализации и совершенствования системы мотивационно-ценностных ориентаций личности студента, которые являются своеобразным инструментом построения жизненного плана будущего педагога, а также важным фактором его профессионального становления и развития.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кирьякова, А. В. Теория ориентации личности в мире ценностей : моногр. / А. В. Кирьякова. — Оренбург : Южный Урал, 1996. — 188 с.

2. Кондаков, И. М. Психология. Иллюстрированный словарь / И. М. Кондаков. — СПб. : Прайм — ЕВРОЗНАК, 2003. — 512 с.

3. Маралов, В. Г. Основы самосознания и саморазвития : учеб. пособие / В. Г. Маралов. — М. : Академия, 2002. — 256 с.

4. Маркова, А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. — М. : Знание, 1996. — 308 с.

5. Самофалова, О. В. Развитие профессиональной мотивации курсантов-психологов / О. В. Са-мофалова. — Рязань : ООО КОПИ ПРИНТ, 2008. — 264 с.

Поступила 22.01.09.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.