вероятных бифуркационных состояний. Принцип рефлекси-рованного прогнозирования осуществляется через следующие мероприятия управления:
1) проведение научного анализа реализации образовательного процесса с выделением основных функций процесса и выполнения этих функций;
2) определение поля возможных точек бифуркации в развитии всех структур образовательного процесса;
3) прогнозирование конкретных неравновесных состояний в конкретных аспектах образовательного процесса.
6. Принцип открытости педагогических систем. В саморазвитии педагогических систем достигается тем большая эффективность, чем более благоприятные условия создаются для ее открытости, взаимообмена и взаимосвязей (информационных, коммуникативных, финансовых) с другими системами. Данный принцип обусловил следующие важные аспекты управления:
1) периодический обмен новой и новейшей информацией по педагогике и другим смежным дисциплинам с заинтересованными лицами и организациями;
2) профессионально-творческие взаимосвязи с родителями, учителями-коллегами, выпускниками, общественными организациями, вузами, учеными;
3) участие спортсменов-школьников в различных соревнованиях олимпиадах, конкурсах со своими сверстниками, как из других школ, так и из других районов, городов и стран;
4) участие педагогов в научно-методических семинарах, конференциях, профессиональных конкурсах, выставках;
5) материальная и моральная поддержка администрацией школы и района педагогов и активных учащихся; поиск дополнительных средств финансирования из различных фондов, государственных и частных организаций.
Библиографический список
1. Князева, Е.Н. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем / Е.Н. Князева, С.П. Курдюмов. - М.: Наука, 1994.
2. Бальсевич, В.К. Концепция информационно-образовательной кампании по развёртыванию национальной системы спортивно ориентированного физического воспитания / В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. -2003. - № 1.
3. Горбунов, Г.Д. Психопедагогика спорта [Текст] / Г.Д. Горбунов.-М.: Советский спорт, 2007.
4. Беликов, В. А. Синергетический подход в исследовании педагогических проблем / В.А. Беликов. - Магнитогорск: МГПУ, 2000.
Статья поступила в редакцию 2.08.09
УДК 159.9
И.А. Ральникова, канд. психол. наук, доц., АлтГУ, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
РЕФЛЕКСИВНО-ЛИЧНОСТНАЯ ДЕТЕРМИНАЦИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ЖИЗНЕННЫХ ПЕРСПЕКТИВ НА ПЕРЕЛОМНЫХ ЭТАПАХ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ
В статье представлены результаты исследований рефлексии как функции, обеспечивающей вектор активности самоорганизующейся системы становления жизненных перспектив личности, выявлены их особенности у лиц, находящихся на переломных этапах жизненного пути.
Ключевые слова: жизненные перспективы личности, переломные этапы жизненного пути, функции рефлексии (регулятивная, приобретения внутреннего опыта, преобразования себя, осознания внутренней свободы выбора и ответственности, управление поиском, порождением смыслов и ценностей личности и др.).
7. Принцип социально-психолого-педагогического резонанса. Особенностью педагогических систем является то, что они многомерны и многоуровневы и связаны или сопряжены с психологическими и социальными системами и процессами. Саморазвитие педагогической системы осуществляется тем более эффективно, чем в большей степени входят в своеобразный резонанс, то есть взаимоусиливают, взаимодополняют друг друга процессы разрешения социальных, психологических и собственно педагогических проблем и задач. Реализация данного принципа проходит через следующие управленческие процедуры:
1) в процессе решения педагогических задач и проблем учитывается психологический настрой, психологический отклик учащихся, коллег-учителей, родителей, а также социальные условия их жизнедеятельности;
2) обеспечение полной обратной информации об особенностях протекания социальных, психологических и собственно педагогических процессов, с целью учета, в какой степени они входят в резонанс, то есть взаимно усиливают друг друга;
3) социально-психолого-педагогический резонанс, то есть взаимосовпадение, взаимостимулирование процессов, особо учитывается в разрешении конфликтов и конфликтных ситуаций.
Таким образом, педагогическая синергетика даёт возможность по-новому подойти к разработке проблем развития педагогических систем, рассматривая, прежде всего, их с позиции «открытости», сотворчества и ориентации на саморазвитие. Законы и принципы педагогической синергетики открывают много новых возможностей и стратегий для совершенствования самоорганизации и саморазвития педагогических систем.
Изучению проблемы феномена рефлексии и его личностного аналога рефлексивности в современной психологии посвящено достаточно большое количество исследований [1,
2]. Вместе с тем, теоретико-методологические подходы к изучению названного феномена не однозначны, а порой амбивалентны (3.) Нет единства среди исследователей и в конструировании эмпирического инструментария, разнообразны осмысление и интерпретации получаемых результатов.
В настоящей статье, оставив в стороне дискуссию и комментарии различных точек зрения на понимании рефлексивных проявлений в жизни и деятельности человека, обсудим лишь один подход понимания рефлексии как особой психической функции личности (субъекта), одновременно являющейся способом и механизмом выхода психики за собственные пределы, детерминируя изменчивость (пластичность) и адаптивность личности, осмысление и переосмысление личного опыта, получения нового знания, в том числе и обеспечение процессов самоорганизации представлений личности о
жизненных перспективах. Отмеченные выше мнения исследователей о рефлексии как функции способствуют пониманию ее системообразующей роли в процессах становления и развития жизненных перспектив личности на различных этапах ее жизненного пути. В этой связи, рефлексивный подход важен и для выявления особенностей трансформаций жизненных перспектив на различных этапах жизненного пути, в том числе и в его переломных периодах, основными особенностями которых является их неадекватный, деструктивный характер, связанный со «старыми» представлениями, характеризующимися преобладанием негативных элементов в структуре жизненных перспектив личности, опосредующих ее жизнеосуществление, а также «поиском путей» их преодоления [4].
Трактовки психологами рефлексии с позиций функционального понимания довольно многочисленны, что и позволило выделить отдельные функции рефлексии у человека, обозначить их и сгруппировать следующим образом.
Регулятивная функция рефлексии в целом осуществляет развитие и реализацию представлений о собственном жизне-осуществлении путем осознания субъектом отношений и средств деятельности, своих возможностей и контроля за ее выполнением [3, 4, 5, 6]. Эта функция опосредует качество стратегического и тактического проектирования, их самоорганизацию.
Особую важность рефлексия приобретает в ситуациях, когда личность переживает переломное (переломные) событие, принципиально изменяющее ее жизнеосуществление, что приводит к различным трансформационным процессам становления жизненных перспектив. Это связано с тем, что при наличии деструктивных жизненных перспектив, регулятивная функция рефлексии трансформируется и «теряет» способность к адекватной самоорганизации. В результате этого в жизненных перспективах отмечаются амбивалентные явления. Их основными тенденциями являются: при заниженной активации у человека в структуре жизненных перспектив проявляются неуверенность, нерешительность, хаотичность, утомляемость, снижение интересов и безразличие, «уход в себя» и др.; при завышенном уровне активации в представлениях проявляются элементы нереалистичности, недостижимых, агрессивных и других неадекватных притязаний. В обоих вариантах жизненные перспективы неадекватны возможностям личности, что приводит к трансформации процессов их самоорганизации [4].
Рефлексивная функция приобретения «внутреннего» опыта личности необходима и «ответственна» за прогнозирование и реализацию собственных планов, самостоятельного выбора деятельности, использования различных форм, методов, способов активности, за результаты которых личность несет ответственность [5, 6]. Все вышеизложенное относится также к становлению и развитию приобретаемого ею опыта в прошлом и настоящем времени жизни, конструирование жизненных перспектив на основе сложившейся мотивации, внутри-личностного анализа собственныхрезулыагов ирасурсов [2].
Нами установлено, что на переломных этапах жизненного пути наблюдается деформация этой функции рефлексии. Выявлено, что у испытуемых внутренний опыт односторонен и включает преимущественно его «крайние» нюансы. Он, в основном, либо негативен, либо неадекватно положителен. В подобных ситуациях у человека преобладает в анализе опыта наличие трудно решаемых задач. В том или другом направлении опыт «просматривается» личностью через собственную призму страданий, неудач, неуверенности, либо через неадекватную реальности эйфорию, «вытаскивая» из его самосознания лишь травмирующие переживания, опыт «неудачника», либо несбывшиеся мечты. Это приводит к деформациям самоорганизации и, как следствие, становлению неадекватных жизненных перспектив [4].
Осознание результатов рефлексии как внутренней свободы выбора и ответственности личности. Наличие выбора в жизни человека является необходимым условием совершенствования, становления и развития личности, так как выбор из различного рода альтернатив должен быть доступен человеку любого возраста как необходимое условие полноценного развития высшей культурной формы поведения [7]. В современной психологии содержатся данные о том, что ситуация выбора обычно характеризуется неопределенностью, альтернативностью, актуализацией идентичности, наличием/отсутствием свободы выбора и многими другими условиями. Атрибутивными характеристиками ситуации выбора является не только наличие альтернатив, и внутренней свободы, рефлексивного анализа предмета и результата выбора. При их отсутствии психологически ситуация выбора не может быть реализована успешно. Вместе с тем, ряд психологов (А.Г. Асмолов, А.В. Брушлинский и др.) указывают на то, что сделанный личностью выбор всегда дожжен быть сопряжен с ответственностью за формы, методы, результаты его реализации [8, 9].
Мы полагаем, что рефлексия является одним из основных факторов трансформации жизненных перспектив на переломных этапах жизненного пути личности. Именно этот фактор ограничивает, порой извращает, негативно изменяет
стратегическое мировосприятие будущего, с одной стороны, соответствие структуры и содержания жизненных перспектив, требованиям времени, ценностно-смысловым притязаниям, с другой стороны. В этой связи, неизбежно трансформируется самоорганизующаяся система становления жизненных перспектив личности. Именно в самоорганизации проявляются ее способности проектировать будущее, противостоя манипуля-тивным влияниями других сил, которые также могут рассматриваться как детерминанты поведения человека в сложившихся условиях. Как свидетельствуют результаты наших исследований, человек только «запуская» активность самоорганизующейся рефлексивной системы, действует по собственному выбору на основе потребностей, возможностей и результатов сопоставления их с внешними условиями [4; 10].
Вместе с тем, человек, оказавшийся на «переломном этапе» жизни лишается, в связи с нарушением рефлексивности, возможности целенаправленного выбора, в том числе и осознания ответственности за результаты своей активности в настоящем и будущем, которая проявляется как хаотичная, бессмысленная, неопределенная, трудно предсказуемая и др. У значительной части испытуемых ответственность за результаты своей активности» перекладывается» на внешний фактор.
Рефлексивная функция в контексте «преобразования себя». Согласно результатам исследований современных психологов, эта функция рефлексии выступает одновременно как способ и механизм в новых для личности видах активности. Она, эффективно «включая» накопленный собственный опыт в процессе жизнеосуществления в настоящем и в проектирование будущего, позволяет ей «избегать» негативных последствий своей деятельности (А.З. Зак, А.В. Карпов, В.В. Рубцов, Г.П. Щедровицкий и др.). Это дает возможность человеку «сделать себя» в тех условиях, когда он, «включает» рефлексию сознательного анализа и самооценки мыслей, отношений, действий, всех других форм активности. Кроме этого, на основе самоанализа у личности, как правило, возникает потребность в отдельных изменениях своих психологических характеристик путем самоосознания поведения, действий, мыслей, оценки собственных поступков и поступков других людей [3; 5; 10; 13; 14; 15; 16].
Негативная трансформация рефлексивных функций самосознания личности, возникающая на переломных этапах жизненного пути, отмеченная выше, не позволяет личности адекватно оценивать свои возможности и резервы, подняться (С.Л. Рубинштейн) над повседневностью и понять специфику жизнеосуществления в сложившихся условиях, требующих поиска новых смыслов, ценностей, дополнительных резервов. В данном контексте человек, как правило, характеризуется деформацией этой рефлексивной функции, теряя способность к рефлексии субъектно-личностного анализа. Личность оценивает себя также амбивалентно, занимая крайние позиции на линии «Я-идеал - Я-никчемный» порождая, как правило, амбивалентные самооценку, самоценность, самопринятие. В целом, в сложившихся ситуациях теряется собственная рефлексивная позиция, деформируются смысловые и ценностные ориентации, что препятствует адекватности оценки своих мыслей и действий [4,10].
Управление поиском, порождением смыслов и ценностей как стержневых оснований образа мира, образа жизни личности. В современных психологических публикациях эта рефлексивная функция представлена как обеспечения гармоничности соотношений внутреннего психического мира человека с внешним, являясь основанием индивидуальной и социальной идентичности [17]. Тесным образом она связана с развитием механизмов психологических новообразований, «вписыванием» в «старые представления» новых смыслов и ценностей, входящих в многомерный мир человека. Названная функция связана также с интериоризацией («присвоением») личностью социальных и индивидуальных норм (в том числе и нравственных), требований, правил, способов их реализации выработанных в социокультурном сообществе. При этом, личность открывает в себе истинные возможности, мотивы, намерения, представления в идеальном плане сознания связи предметного мира и своей продолженности в нем, сущность
которых скрыта в смыслах и ценностях человека[5; 7; 8; 10; 14; 15; 18].
На переломных этапах жизненного пути в связи с депривацией обсуждаемой рефлексивной функции возникает внешняя и внутренняя нестабильность, негативные проявления на основе потери конструктивных внутренних и внешних ориентиров, как правило, субъектной направленности (мотивационных, смысловых, ценностных). Это приводит к невозможности объективно анализировать проблему, самостоятельно оценивать трудные ситуации, ставить адекватные цели и задачи, находить новые пути их решения, что является существенными признаками нарушения индивидуальной и социальной идентичности.
В этой связи затрудняется или становится невозможным принятие решения в области стратегического и тактического проектирования жизненных перспектив, в том числе и развития себя как субъекта. При таких обстоятельствах наблюдалась хаотичность в действиях, быстрая смена желаний и планов на ближнюю и дальнюю перспективу, невозможность достойного выхода из сложившихся обстоятельств. Поскольку проектирование личностью жизненных перспектив формирует фундамент ее деятельности на долгосрочный период жизни, непереоценимо важно суметь раскрыть свои потенциальные возможности в решении имеющихся проблем, что вызывает значительные трудности у представляемой когорты испытуемых. На ряду с уже отмеченным, у испытуемых регистрировались неуверенность, недовольство, пессимизм в сочетании с высокой социальной чувствительностью, недоверием, обидой, агрессивностью, чувством несправедливости, которые приводили к контектуально-лабильному типу становления жизненных перспектив [12].
Осознание личностью самоценности и ценности Другого. В названии этой рефлексивной функции обозначено известное в современной психологии явление, называемой эмпатией. Смысл этого понятия-«проникновение», «вчувствование» в мир другого человека, «понимание», «сострадание», «сопереживание», «содействие» является следствием рефлексивной функции самосознания. Его теоретическая интерпретация, результаты эмпирических исследований считаются далеко неоднозначными и в настоящий период. Вместе с тем, эмпатия является для человека сущностной духовной (душевной) характеристикой, в становлении и развитии которой важнейшую роль играет уровень личностной рефлексии, что подтверждено рядом исследований [19].
По мнению ряда авторов (Т.П. Гаврилова, И.В. Грошев, Л.П. Стрелкова и др.) эмпатия есть сложное функциональное переживание, в котором познавательные и эмоциональные процессы взаимообусловлены. По их мнению, это способствует развитию актуальных потребностей. Процесс становления и развития эмпатии является не только следствием развития эмоциональной составляющей самосознания и ее когнитива-цией, но и рефлексированием нравственных мотивов в пользу Другого. В эмпатийном поведении человека проявляется его способность откликаться на переживания Другого, что лично-стно-детерминировано.
Результатами современных научных исследований доказано, что эмпатия является следствием развития способностей личности к рефлексии. Выделены стадии ее становления, представляющие собой «мостик» позволяющий человеку эмоционально, символически «присваивать», чувства Другого, а также переносить на него свои чувства
Показано, что эмпатия с возрастом интеллектуализиру-ется, объективизируется и стремится к принятию точки зрения других людей [20]. Установлено, что эмпатия есть личностное свойство человека, его экзистенциональная, базисная потребность к общности и приобщенности, как способность восхождения к духовной сущности людей высшего порядка [21]. Многое из выше представленного аккумулировано в опреде-
Библиографический список
лении эмпатии, данного И.М. Юсуповым. По его мнению, эмпатия - целостный феномен, связывающий между собой сознательные и подсознательные инстанции психики, цель которого «проникновение» во внутренний мир Другого или антропоморфизированного объекта. Он полагает, что феномен эмпатии характеризуется социальным и психологическим происхождением, является многоуровневой структурой , включая психофизиологические, психологические, социальнопсихологические уровни и представлен в ипостасях процесса, свойств и состояний. Эмпатия-продукт социализации личности и формируется во взаимодействии аффективных, когнитивных и действенных компонентов.
Эмпатия - стимулятор просоциального поведения, альтруизма, духовности (душевности) личности [16].
У человека, находящегося на переломном этапе своей жизни трансформируются и эмпатийные характеристики личности. Прежде всего, это проявляется во взаимоотношениях и оценке других людей, неумении согласовывать свои действия с действиями партнеров, предъявлении к ним порой необоснованные претензии, замкнутости в себе, подозрительном отношение к окружающим, даже близким людям, ощущении себя социально уязвленным. В связи с деформацией рефлексивного анализа «окружающего мира и себя в нем» у обсуждаемой категории лиц слабо активизируются механизмы опережающего отражения и порождения своей психической реальности, в том числе и интериоризация социокультурных образцов. Это «запускает» трансформационные процессы в области ценностно-смысловой детерминации психики человека, тормозит развитие психических новообразований и системы последовательного выстраивания своих действий (самоорганизации). Отмечено, что при становлении жизненных перспектив наблюдалась высокая чувствительность испытуемых следовать различным манипулятивным действиям значимых людей и стремление «прожить чужую жизнь» за неимением собственных о ней представлений. В сложившейся ситуации личность моделирует собственную жизнь по выбранному образцу [4; 10].
Таким образом, в целом для испытуемых, переживающих переломные события своей жизни, характерно наличие амбивалентных отношений к будущему как негативному или индифферентному, так и иллюзорному, беззаботному или эйфоричному. В каждом варианте отмечены общие характеристики, выразившиеся в нарушениях рефлексивных функций и, в конечном итоге, «распаде» самоорганизующейся системы становления жизненных перспектив. Кроме этого, отмечались различные варианты содержательной наполненности жизненных и временных перспектив. Например, у испытуемых, «ориентиованных на прошлое», будущее в их восприятии характеризовалось общей негативной окраской. Оно было «туманным», плохо очерченным, не имело в структуре конкретных событий, либо они были единично представлены. Их жизненные перспективы слабо структурированы, хаотичны, нестабильны, содержали «выпадающую середину жизни», отмечая лишь крайние позиции-либо ближайшее будущее, либо чрезмерно отдаленное. Вместе с этим, были выявлены и нарушения (разрушения) причинно-следственных и инструментально-целевых связей между событиями прошлого, настоящего, будущего в условиях действия и пост-действия травмирующего события. Для испытуемых представляемой когорты характерно также и необоснованные стремления к самореализации, независимости, счастью при довольно инфантильной оценке собственных возможностей или значительной их переоценке. На этом фоне отмечалась, в основном, работа личности с субъективным настоящим. Можно предположить, что в анализируемых ситуациях прошлое и будущее менее значимо, чем настоящее, что, по-видимому, может вести к «закрытию» системы самоорганизации жизненных перспектив личности [4; 11; 12].
1. Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии. - М., 2005.
2. Абульханова-Славская, К.А. Личностные особенности и детерминации социальных представлений // Идеи системности в современной психологии / под ред. В.А. Барабанщикова. - М., 2005.
3. Карпов, А.В. Психология рефлексивных механизмов деятельности. - М., 2004.
4. Психология личностных проявлений в процессе жизнеосуществления человека / под ред. Л.Д. Деминой, И. А. Ральниковой, Д.В. Труевцева. -Барнаул, 2009.
5. Слободчико, В. И. О соотношении категорий «субъект» и «личность» в контексте психологической антропологии // Личность в парадигмах и метафорах: ментальность - коммуникация - толерантность / под ред. В.И. Кабрина. - Томск, 2002.
6. Шабельник, Е.С. Права ребенка.-М., 1998.
7. Выготский, Л.С. Собр. Соч. в 6-т .-М., 1986. - Т. 2.
8. Асмолов, А.Г. По ту сторону сознания: методологические проблемы неклассической психологии. - М., 2002.
9. Брушлинский, А.В. Психология субъекта. - СПб., 2003.
10. Личность: психологические проблемы субъектности / под ред. Л.Д. Деминой, И.А. Ральниковой, Д.В. Труевцева. - Барнул, 2005.
11.Ральникова, И. А. Системная трансформация представлений о жизненных перспективах личности на переломных этапах жизненного пути // Сибирский психологический журнал. - 2007. - №26.
12. Ральникова, И.А. Трансформация представлений студентов о профессиональных перспективах как фактор самоорганизации в кризисные периоды обучения в вузе / И.А. Ральникова, Е.А. Ипполитова // Сибирский психологический журнал. - 2009. - № 32.
13. Цукерман, Г. А. Психология саморазвития / Г. А. Цукерман, Б.М. Мастеров. - М., 1995.
14. Клочко, В.Е. Самоорганизация в психологических системах: проблема становления ментального пространства личности. Введение в транс-спективный анализ. - Томск, 2005.
15. Краснорядцева, О. М. Рефлексия как условие актуализации мотивопорождающих смыслов в процессе профессиональной подготовки // Психология обучения. - 2008. - № 8.
16. Юсупов, И.М. Психология эмпатии (Теоретические и прикладные аспекты): автореф. дис. ... д-ра психол. наук. - СПб., 1995.
17. Шнайдер, Л.Б. Я и дело // Основы консультативной психологии. - М., 2005.
18. Степанов, С.Ю. Психология рефлексии: проблемы и исследования / С.Ю. Степанов, И.Н. Семенов // Вопросы психологии. - 1985. - №3.
19. Бережковская, Е.Л. Культурно-историческая и гуманистическая психология: возможные точки сходства. Эмпатия как высшая психическая функция / Е.Л. Бережковская, Н.Г. Радинская. // Вестник РГТ. - 2006. - № 1.
20. Гаврилова, Т. П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии. Исторический обзор и современное состояние проблемы // Вопросы психологии. - 1975.
21. Роджерс, К. Свобода учиться / К. Роджерс, Дж. Фрейберг. - М., 2007.
Статья поступила в редакцию 10.07.09
УДК 316.7 + 614
Н.А. Шмойлова, соискатель АлтГПА, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ К СОБСТВЕННОМУ ЗДОРОВЬЮ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГАРМОНИИ ЛИЧНОСТИ
Приведены результаты исследования взаимосвязи ценностного отношения к здоровью и психологической гармонии личности. Выявлена и проанализирована структура ценностного отношения к здоровью. Установлено, что у личности с высоким уровнем ценностного отношения к здоровью преобладает преимущественно положительный эмоциональный тонус; чувство единства со всеми сферами своей жизни, с людьми и миром в целом; высокая удовлетворенность отношениями в семье, с друзьями, в группе и жизнью в целом.
Ключевые слова: ценностное отношение к здоровью, компоненты ценностного отношения к здоровью, психологическая гармония личности.
Здоровье индивида, основные характеристики его жизнедеятельности, отношение к собственному здоровью функционально взаимосвязаны и взаимообусловлены. Значительные изменения в одной из этих составляющих обуславливают изменения в других звеньях системы. Понятие здоровья включает в себя различные характеристики. В контексте данного исследования мы ограничили процесс его изучения такой важной характеристикой, как отношение к собственному здоровью как к ценности. Опираясь на мнение Г.С. Никифорова [1], мы исходили из того, что ценностное отношение к собственному здоровью включает следующие компоненты:
- когнитивный - субъективная оценка здоровья с целью осознания собственного состояния;
- эмоциональный - определение личностью места здоровья в иерархии жизненных ценностей, доминирующее настроение личности;
- поведенческий - реализация ценности здоровья в реальной жизнедеятельности, действия, направленные на сохранение здоровья, здоровый образ жизни.
Таким образом, под ценностным отношением к здоровью мы будем понимать внутренний механизм поведения, направленный на сохранение здоровья, в основе которого лежит его высокая субъективная значимость и осознание здоровья как предпосылки реализации своих жизненных задач.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что личность с высоким уровнем ценностного отношения к собственному здоровью является психологически гармоничной личностью, то есть имеет оптимальную психическую организацию и функционирование в пределах заданных природой возможностей.
Под психологической гармонией, мы вслед за О.И. Мот-ковым, понимаем наличие у человека психического, личностного, социального и духовно-психологического здоровья [2]. Она является синонимом здоровой, разнообразной и интересной жизни («хорошей жизни», по К. Роджерсу), с элементами «своей игры», наличием своего дела и творчества, с высоким самопринятием и принятием в целом окружающего социального и природного мира.
В исследовании приняли участие 182 человека в возрасте от 17 до 25 лет (97 женщин, 85 мужчин). Все испытуемые -студенты Барнаульского государственного педагогического университета.
Для изучения психологической гармонии личности мы использовали методику О.И. Моткова «Личностная биография» [3]. Для изучения ценностного отношения к здоровью применялись: методика Д.В. Каширского «Изучение особенностей системы ценностей» [4] для изучения эмоционального компонента ценностного отношения к здоровью; авторская анкета «Мое здоровье» для изучения когнитивного и поведенческого компонентов ценностного отношения к здоровью. Полученные результаты были подвергнуты обработке с использованием метода математической статистики: однофакторного дисперсионного анализа Р. Фишера (АЫОУА).
Оценка уровня ценностного отношения к здоровью осуществлялась по баллам: высокий уровень - 32-41 баллов; средний - 22-31, низкий уровень ценностного отношения к здоровью - 12-21 баллов, отсутствие ценностного отношения к здоровью - 1-11 баллов.
Под уровнями психологической гармонии мы понимаем, вслед за О.И. Мотковым: 4,51 - 5,00 - высокий уровень, 3,61 -4,50 баллов - оптимальный, низкий - 2,91 - 3,60 и 1,00 - 2,90
- дисгармония.