Научная статья на тему 'Ценностное отношение к собственному здоровью как показатель психологической гармонии личности'

Ценностное отношение к собственному здоровью как показатель психологической гармонии личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
871
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ЗДОРОВЬЮ / КОМПОНЕНТЫ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВЬЮ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГАРМОНИЯ ЛИЧНОСТИ / VALUE TREATMENT TO HEALTH / COMPONENTS OF VALUES RELATED TO HEALTH / PSYCHOLOGICAL HARMONY OF THE PERSON

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шмойлова Н. А.

Приведены результаты исследования взаимосвязи ценностного отношения к здоровью и психологической гармонии личности. Выявлена и проанализирована структура ценностного отношения к здоровью. Установлено, что у личности с высоким уровнем ценностного отношения к здоровью преобладает преимущественно положительный эмоциональный тонус; чувство единства со всеми сферами своей жизни, с людьми и миром в целом; высокая удовлетворенность отношениями в семье, с друзьями, в группе и жизнью в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALUABLE RELATIONS TO THEIR OWN HEALTH AS AN INDICATOR OF PERSONALITY PSYCHOLOGICAL HARMONY

Results of studies of the relationship of values for the health and psychological harmony of the individual. Revealed and analyzed the structure of values related to health. Found, that person with a high level of values and positive health prevails mainly positive emotional tone, a feeling of unity with all spheres of life, the people and the world at large, high satisfaction with family, friends, group and life in general.

Текст научной работы на тему «Ценностное отношение к собственному здоровью как показатель психологической гармонии личности»

3. Карпов, А.В. Психология рефлексивных механизмов деятельности. - М., 2004.

4. Психология личностных проявлений в процессе жизнеосуществления человека / под ред. Л.Д. Деминой, И. А. Ральниковой, Д.В. Труевцева. -Барнаул, 2009.

5. Слободчико, В. И. О соотношении категорий «субъект» и «личность» в контексте психологической антропологии // Личность в парадигмах и метафорах: ментальность - коммуникация - толерантность / под ред. В.И. Кабрина. - Томск, 2002.

6. Шабельник, Е.С. Права ребенка.-М., 1998.

7. Выготский, Л.С. Собр. Соч. в 6-т.-М., 1986. - Т. 2.

8. Асмолов, А.Г. По ту сторону сознания: методологические проблемы неклассической психологии. - М., 2002.

9. Брушлинский, А.В. Психология субъекта. - СПб., 2003.

10. Личность: психологические проблемы субъектности / под ред. Л.Д. Деминой, И.А. Ральниковой, Д.В. Труевцева. - Барнул, 2005.

11.Ральникова, И. А. Системная трансформация представлений о жизненных перспективах личности на переломных этапах жизненного пути // Сибирский психологический журнал. - 2007. - №26.

12. Ральникова, И.А. Трансформация представлений студентов о профессиональных перспективах как фактор самоорганизации в кризисные периоды обучения в вузе / И.А. Ральникова, Е.А. Ипполитова // Сибирский психологический журнал. - 2009. - № 32.

13. Цукерман, Г. А. Психология саморазвития / Г. А. Цукерман, Б.М. Мастеров. - М., 1995.

14. Клочко, В.Е. Самоорганизация в психологических системах: проблема становления ментального пространства личности. Введение в транс-спективный анализ. - Томск, 2005.

15. Краснорядцева, О. М. Рефлексия как условие актуализации мотивопорождающих смыслов в процессе профессиональной подготовки // Психология обучения. - 2008. - № 8.

16. Юсупов, И.М. Психология эмпатии (Теоретические и прикладные аспекты): автореф. дис. ... д-ра психол. наук. - СПб., 1995.

17. Шнайдер, Л.Б. Я и дело // Основы консультативной психологии. - М., 2005.

18. Степанов, С.Ю. Психология рефлексии: проблемы и исследования / С.Ю. Степанов, И.Н. Семенов // Вопросы психологии. - 1985. - №3.

19. Бережковская, Е.Л. Культурно-историческая и гуманистическая психология: возможные точки сходства. Эмпатия как высшая психическая функция / Е.Л. Бережковская, Н.Г. Радинская. // Вестник РГТ. - 2006. - № 1.

20. Гаврилова, Т. П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии. Исторический обзор и современное состояние проблемы // Вопросы психологии. - 1975.

21. Роджерс, К. Свобода учиться / К. Роджерс, Дж. Фрейберг. - М., 2007.

Статья поступила в редакцию 10.07.09

УДК 316.7 + 614

Н.А. Шмойлова, соискатель АлтГПА, г. Барнаул, E-mail: [email protected]

ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ К СОБСТВЕННОМУ ЗДОРОВЬЮ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГАРМОНИИ ЛИЧНОСТИ

Приведены результаты исследования взаимосвязи ценностного отношения к здоровью и психологической гармонии личности. Выявлена и проанализирована структура ценностного отношения к здоровью. Установлено, что у личности с высоким уровнем ценностного отношения к здоровью преобладает преимущественно положительный эмоциональный тонус; чувство единства со всеми сферами своей жизни, с людьми и миром в целом; высокая удовлетворенность отношениями в семье, с друзьями, в группе и жизнью в целом.

Ключевые слова: ценностное отношение к здоровью, компоненты ценностного отношения к здоровью, психологическая гармония личности.

Здоровье индивида, основные характеристики его жизнедеятельности, отношение к собственному здоровью функционально взаимосвязаны и взаимообусловлены. Значительные изменения в одной из этих составляющих обуславливают изменения в других звеньях системы. Понятие здоровья включает в себя различные характеристики. В контексте данного исследования мы ограничили процесс его изучения такой важной характеристикой, как отношение к собственному здоровью как к ценности. Опираясь на мнение Г.С. Никифорова [1], мы исходили из того, что ценностное отношение к собственному здоровью включает следующие компоненты:

- когнитивный - субъективная оценка здоровья с целью осознания собственного состояния;

- эмоциональный - определение личностью места здоровья в иерархии жизненных ценностей, доминирующее настроение личности;

- поведенческий - реализация ценности здоровья в реальной жизнедеятельности, действия, направленные на сохранение здоровья, здоровый образ жизни.

Таким образом, под ценностным отношением к здоровью мы будем понимать внутренний механизм поведения, направленный на сохранение здоровья, в основе которого лежит его высокая субъективная значимость и осознание здоровья как предпосылки реализации своих жизненных задач.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что личность с высоким уровнем ценностного отношения к собственному здоровью является психологически гармоничной личностью, то есть имеет оптимальную психическую организацию и функционирование в пределах заданных природой возможностей.

Под психологической гармонией, мы вслед за О.И. Мот-ковым, понимаем наличие у человека психического, личностного, социального и духовно-психологического здоровья [2]. Она является синонимом здоровой, разнообразной и интересной жизни («хорошей жизни», по К. Роджерсу), с элементами «своей игры», наличием своего дела и творчества, с высоким самопринятием и принятием в целом окружающего социального и природного мира.

В исследовании приняли участие 182 человека в возрасте от 17 до 25 лет (97 женщин, 85 мужчин). Все испытуемые -студенты Барнаульского государственного педагогического университета.

Для изучения психологической гармонии личности мы использовали методику О.И. Моткова «Личностная биография» [3]. Для изучения ценностного отношения к здоровью применялись: методика Д.В. Каширского «Изучение особенностей системы ценностей» [4] для изучения эмоционального компонента ценностного отношения к здоровью; авторская анкета «Мое здоровье» для изучения когнитивного и поведенческого компонентов ценностного отношения к здоровью. Полученные результаты были подвергнуты обработке с использованием метода математической статистики: однофакторного дисперсионного анализа Р. Фишера (АЫОУА).

Оценка уровня ценностного отношения к здоровью осуществлялась по баллам: высокий уровень - 32-41 баллов; средний - 22-31, низкий уровень ценностного отношения к здоровью - 12-21 баллов, отсутствие ценностного отношения к здоровью - 1-11 баллов.

Под уровнями психологической гармонии мы понимаем, вслед за О.И. Мотковым: 4,51 - 5,00 - высокий уровень, 3,61 -4,50 баллов - оптимальный, низкий - 2,91 - 3,60 и 1,00 - 2,90

- дисгармония.

Эмоциональный компонент ценностного отношения к здоровью изучался, как указывалось выше, с помощью методики Д.В. Каширского «Изучение особенностей системы ценностей», суть которой в том, что необходимо поставить каждую из 25 ценностей на одно из 25 ранговых мест: по значимости, по реализации в жизни, по удовлетворенности от реализации. Таким образом, эмоциональный компонент включает в себя следующие параметры: значимость ценности здоровья, реализация здоровья в реальной жизнедеятельности, удовлетворенность от реализации здоровья.

С помощью методики Каширского установлено, что 57,1% респондентов включили «здоровье» в перечень наибо-

Взаимосвязь психологической гармонии и эмоционального компонента ценностного отношения к здоровью (N=182,

р<0,05)

___________________________________________________________________________________Таблица 1

лее важных жизненных ценностей. Наряду со здоровьем в числе наиболее важных ценностей большинство респондентов отметили: активность для достижения позитивных изменений в обществе (64,8%), любовь (53,2%), общение (24,1%), самореализация (21,4%).

Корреляционный анализ показал, что здоровье по значимости в иерархии жизненных ценностей личности положительно коррелирует с двумя факторами психологической гармонии: трансформацией личности и общей конструктивностью личности (таблица 1.).

Факторы психологической гармонии коэффициент Спирмена К Р

Жизненное самоопределение 0,1 0,14

Жизненная самореализация 0,08 0,23

Трансформация личности 0,16 0,02

Гармоничность личности и жизни 0,11 0,1

Общая конструктивность личности 0,17 0,02

Примечание: статистически значимые значения выделены жирным шрифтом

Далее для определения особенностей когнитивного компонента ценностного отношения к здоровью и психологической гармонии личности изучалась субъективная оценка здоровья личности, которая, как указывалось выше, включает в себя знания своего здоровья, его оценка.

В целом по выборке большинство испытуемых оценили свое здоровье как хорошее (44 %) и отличное (44 %), 10,9 % респондентов оценили свое здоровье как удовлетворительное, 1,1 % - неудовлетворительное. Такие высокие показатели, полученные респондентами по методике «Субъективная оценка здоровья», скорее всего, связаны с тем, что все наши испытуемые - студенты в возрасте от 18 до 25 лет.

Далее когнитивный компонент ценностного отношения к здоровью был соотнесен с факторами психологической гар-

монии личности. Полученные данные отражены в таблице 2. Положительная корреляционная связь когнитивного компонента и гармоничности личности говорит о том, что личность с высоким уровнем когнитивного компонента ценностного отношения к здоровью имеет хорошее самочувствие; ведет здоровый и разнообразный образ жизни; имеет малое число внутренних противоречий в личности и обстоятельств, мешающих переживать внутреннюю гармонию; у личности преобладает преимущественно положительный эмоциональный тонус; чувство единства со всеми сферами своей жизни, с людьми и миром в целом; высокая удовлетворенность отношениями в семье, с друзьями, в группе и жизнью в целом; положительная оценка изменений в личности с возрастом; наличие размышлений над «вечными» вопросами; прикладывание значительных усилий, чтобы активно и конструктивно

прожить желаемое число лет.

Взаимосвязь психологической гармонии и когнитивного компонента ценностного отношения к здоровью (N=182,

р<0,05)

Таблица 2

Факторы психологической гармонии коэффициент Спирмена К Р

Жизненное самоопределение 0,04 0,55

Жизненная самореализация -0,04 0,51

Трансформация личности 0,1 0,15

Гармоничность личности и жизни 0,98 0,00

Общая конструктивность личности 0,47 0,00

Примечание: статистически значимые значения выделены жирным шрифтом

Поведенческий компонент - это реализация ценности здоровья в реальной жизнедеятельности, действия, направленные на сохранение здоровья, здоровый образ жизни. Поэтому, для изучения поведенческого компонента мы выясняли, каков образ жизни респондентов и каким образом он связан с психологической гармонией.

Большинство испытуемых получили высокие результаты по анкете, направленной на оценку образа жизни: 42,3% оценили свой образ жизни как здоровый, 37,9% - близкий к здоровому. Абсолютно нездоровым свой образ жизни не назвал никто. 19,8% респондентов считают свой образ жизни удовлетворительным.

Взаимосвязь психологической гармонии и поведенческого компонента ценностного отношения к здоровью (N=182,

р<0,05)

_____________________________________________________________________________________Таблица 3

Факторы психологической гармонии коэффициент Спирмена К Р

Жизненное самоопределение 0,040317 0,588937

Жизненная самореализация -0,011114 0,881625

Факторы психологической гармонии коэффициент Спирмена R Р

Трансформация личности 0,987044 0,000000

Гармоничность личности и жизни 0,126518 0,088773

Общая конструктивность личности 0,400952 0,000000

Примечание: статистически значимые значения выделены жирным шрифтом

Данные, отображенные в таблице, говорят о том, что такие факторы психологической гармонии как трансформация личности и общая конструктивность личности положительного коррелируют с поведенческим компонентом ценностного отношения к здоровью личности. Таким образом, оптимальность организации и протекания жизненного процесса, общая результативность жизни, жизненная самореализация личности

Библиографический список

в целом характерны для личности с высоким уровнем реализации ценности здоровья в реальной жизнедеятельности.

Таким образом, у личности с высоким уровнем ценностного отношения к здоровью преобладает преимущественно положительный эмоциональный тонус; чувство единства со всеми сферами своей жизни, с людьми и миром в целом; высокая удовлетворенность отношениями в семье, с друзьями, в группе и жизнью в целом.

1. Психология здоровья: учебник для ВУЗов / под ред. Г.С. Никифорова. - СПб.: Изд-во С-Петербургского университета, 2000.

2. Мотков, О.И. Психологическая гармония / О.И. Мотков сайт www.rsuh.ru/Институты и факультеты /Институт психологии им. Л.С. Выготско-го/Каф. психологии личности/ О.И. Мотков

3. Мотков, О.И. Методика «Личностная биография» / О.И. Мотков Газ. «Школ. психолог», 1998. - № 38.

4. Методическое пособие для практических психологов. - Барнаул, 2006.

5. Гозман, Л.Я. Самоактуализационный тест / Л.Я. Гозман, М.В. Кроз, М.В. Латинская. - М.: РПА, 1995.

6. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учебное пособие / Д.Я. Райгородского. - Самара: БАХРАХ, 1998.

7. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К. Роджерс. - М.: Прогресс, 1994.

Статья поступила в редакцию 12.06.09

УДК 37.041

Л. Ф. Батан, аспирант НГПУ, г. Новосибирск, Email: [email protected]

ФОРМИРОВАНИЕ СУБЪЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В данной статье обосновывается необходимость создания благоприятных условий для эффективной технологии деятельности субъектов учения в общеобразовательной школе, представлены этапы, описан алгоритм и результаты реализации технологии в учебно-познавательном процессе общеобразовательной школы.

Ключевые слова: объект, субъект, адаптация, самостоятельность, познание, технология, алгоритм, общение, деятельность, самообучение.

Современный взгляд на образование, воспитание и развитие учащихся отражает личностное отношение к учению учащихся. На первый план в образовании молодого поколения выходит проблема самоопределения человека и проблема взаимоотношений к другим людям. Для успешной реализации комплексного проекта модернизации образования одним из важных направлений является обеспечение условий для получения качественного образования, которое определяют две ключевые компетенции: опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности учащихся в учении. В этой связи особое место принадлежит общеобразовательной школе, которая может стать фактором формирования школьника как субъекта деятельности и развития у школьников их субъектного опыта, самостоятельности учения, рефлексии процесса и результата своего труда. Это обеспечит каждому школьнику качественную предметную подготовку, готовность к самообучению, что в свою очередь будет способствовать дальнейшей самореализации и самосовершенствованию личности. К сожалению, в сложившейся учебной практике современной общеобразовательной школы еще имеет место «зуновская» модель обучения. В ее условиях не каждому учителю удается сформировать субъектную деятельность учащихся, которая наиболее удовлетворяет их образовательным потребностям в качественной предметной подготовке, воспитании и развитии. Несмотря на достигнутые успехи отечественной школы, крайне недостаточно использование в учебно-познавательном процессе эффективных технологий обучения, позволяющих раскрыть потенциальные возможности учащихся и обеспечить качество обучения, воспитания и развития. Зачастую в учебнопознавательном процессе современной общеобразовательной школы не всегда учитывается индивидуализированный

темп изучения нового материала школьником, требования к изучению учебного материала носят иногда усредненный характер, не отслеживается процесс получения новых знаний, приемы и способы активной познавательной деятельности, в которых наиболее раскрываются индивидуальные способности учащихся. Проводимый нами анализ учебной практики ряда общеобразовательных школ, полученные результаты входного контроля в виде срезовых работ в экспериментальных и контрольных классах (из общего числа 330 человек) показали, что большинство учащихся находятся на втором и третьем уровнях обученности. Учащихся, которые умеют различать объекты, запоминать информацию всего 40% от всех учащихся, задействованных в экспериментальной работе, понимать информацию 30% , выполнять простейшие умения и навыки (25 %) , и только часть учащихся может осуществлять перенос знаний в новую ситуа-цию(5 %). Из наблюдений за процессом обучения учащихся на уроках в общеобразовательных школах, нами был выявлен неустойчивый интерес к предмету у 50 % учащихся, отмечен низкий уровень самостоятельности при выполнении заданий контрольных работ у 55% и отсутствие мотивационного выбора при выполнении уровневой контрольной работы у 50% учащихся. Данные проведенных нами наблюдений и анализ срезовых работ показали отсутствие умений самостоятельной работы учащихся с источниками информации (учебником, дополнительной литературой, справочниками и т.д.) у большинства учащихся. Кроме того, у 5-10% учащихся отсутствовали умения по оценке результатов своего труда и своего товарища, коммуникативные навыки. Полученные результаты экспериментальной работы в общеобразовательной школе, позволили констатировать тот факт, что назрела необходимость в разработке технологии обуче-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.