3. Карпов, А.В. Психология рефлексивных механизмов деятельности. - М., 2004.
4. Психология личностных проявлений в процессе жизнеосуществления человека / под ред. Л.Д. Деминой, И. А. Ральниковой, Д.В. Труевцева. -Барнаул, 2009.
5. Слободчико, В. И. О соотношении категорий «субъект» и «личность» в контексте психологической антропологии // Личность в парадигмах и метафорах: ментальность - коммуникация - толерантность / под ред. В.И. Кабрина. - Томск, 2002.
6. Шабельник, Е.С. Права ребенка.-М., 1998.
7. Выготский, Л.С. Собр. Соч. в 6-т.-М., 1986. - Т. 2.
8. Асмолов, А.Г. По ту сторону сознания: методологические проблемы неклассической психологии. - М., 2002.
9. Брушлинский, А.В. Психология субъекта. - СПб., 2003.
10. Личность: психологические проблемы субъектности / под ред. Л.Д. Деминой, И.А. Ральниковой, Д.В. Труевцева. - Барнул, 2005.
11.Ральникова, И. А. Системная трансформация представлений о жизненных перспективах личности на переломных этапах жизненного пути // Сибирский психологический журнал. - 2007. - №26.
12. Ральникова, И.А. Трансформация представлений студентов о профессиональных перспективах как фактор самоорганизации в кризисные периоды обучения в вузе / И.А. Ральникова, Е.А. Ипполитова // Сибирский психологический журнал. - 2009. - № 32.
13. Цукерман, Г. А. Психология саморазвития / Г. А. Цукерман, Б.М. Мастеров. - М., 1995.
14. Клочко, В.Е. Самоорганизация в психологических системах: проблема становления ментального пространства личности. Введение в транс-спективный анализ. - Томск, 2005.
15. Краснорядцева, О. М. Рефлексия как условие актуализации мотивопорождающих смыслов в процессе профессиональной подготовки // Психология обучения. - 2008. - № 8.
16. Юсупов, И.М. Психология эмпатии (Теоретические и прикладные аспекты): автореф. дис. ... д-ра психол. наук. - СПб., 1995.
17. Шнайдер, Л.Б. Я и дело // Основы консультативной психологии. - М., 2005.
18. Степанов, С.Ю. Психология рефлексии: проблемы и исследования / С.Ю. Степанов, И.Н. Семенов // Вопросы психологии. - 1985. - №3.
19. Бережковская, Е.Л. Культурно-историческая и гуманистическая психология: возможные точки сходства. Эмпатия как высшая психическая функция / Е.Л. Бережковская, Н.Г. Радинская. // Вестник РГТ. - 2006. - № 1.
20. Гаврилова, Т. П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии. Исторический обзор и современное состояние проблемы // Вопросы психологии. - 1975.
21. Роджерс, К. Свобода учиться / К. Роджерс, Дж. Фрейберг. - М., 2007.
Статья поступила в редакцию 10.07.09
УДК 316.7 + 614
Н.А. Шмойлова, соискатель АлтГПА, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ К СОБСТВЕННОМУ ЗДОРОВЬЮ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГАРМОНИИ ЛИЧНОСТИ
Приведены результаты исследования взаимосвязи ценностного отношения к здоровью и психологической гармонии личности. Выявлена и проанализирована структура ценностного отношения к здоровью. Установлено, что у личности с высоким уровнем ценностного отношения к здоровью преобладает преимущественно положительный эмоциональный тонус; чувство единства со всеми сферами своей жизни, с людьми и миром в целом; высокая удовлетворенность отношениями в семье, с друзьями, в группе и жизнью в целом.
Ключевые слова: ценностное отношение к здоровью, компоненты ценностного отношения к здоровью, психологическая гармония личности.
Здоровье индивида, основные характеристики его жизнедеятельности, отношение к собственному здоровью функционально взаимосвязаны и взаимообусловлены. Значительные изменения в одной из этих составляющих обуславливают изменения в других звеньях системы. Понятие здоровья включает в себя различные характеристики. В контексте данного исследования мы ограничили процесс его изучения такой важной характеристикой, как отношение к собственному здоровью как к ценности. Опираясь на мнение Г.С. Никифорова [1], мы исходили из того, что ценностное отношение к собственному здоровью включает следующие компоненты:
- когнитивный - субъективная оценка здоровья с целью осознания собственного состояния;
- эмоциональный - определение личностью места здоровья в иерархии жизненных ценностей, доминирующее настроение личности;
- поведенческий - реализация ценности здоровья в реальной жизнедеятельности, действия, направленные на сохранение здоровья, здоровый образ жизни.
Таким образом, под ценностным отношением к здоровью мы будем понимать внутренний механизм поведения, направленный на сохранение здоровья, в основе которого лежит его высокая субъективная значимость и осознание здоровья как предпосылки реализации своих жизненных задач.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что личность с высоким уровнем ценностного отношения к собственному здоровью является психологически гармоничной личностью, то есть имеет оптимальную психическую организацию и функционирование в пределах заданных природой возможностей.
Под психологической гармонией, мы вслед за О.И. Мот-ковым, понимаем наличие у человека психического, личностного, социального и духовно-психологического здоровья [2]. Она является синонимом здоровой, разнообразной и интересной жизни («хорошей жизни», по К. Роджерсу), с элементами «своей игры», наличием своего дела и творчества, с высоким самопринятием и принятием в целом окружающего социального и природного мира.
В исследовании приняли участие 182 человека в возрасте от 17 до 25 лет (97 женщин, 85 мужчин). Все испытуемые -студенты Барнаульского государственного педагогического университета.
Для изучения психологической гармонии личности мы использовали методику О.И. Моткова «Личностная биография» [3]. Для изучения ценностного отношения к здоровью применялись: методика Д.В. Каширского «Изучение особенностей системы ценностей» [4] для изучения эмоционального компонента ценностного отношения к здоровью; авторская анкета «Мое здоровье» для изучения когнитивного и поведенческого компонентов ценностного отношения к здоровью. Полученные результаты были подвергнуты обработке с использованием метода математической статистики: однофакторного дисперсионного анализа Р. Фишера (АЫОУА).
Оценка уровня ценностного отношения к здоровью осуществлялась по баллам: высокий уровень - 32-41 баллов; средний - 22-31, низкий уровень ценностного отношения к здоровью - 12-21 баллов, отсутствие ценностного отношения к здоровью - 1-11 баллов.
Под уровнями психологической гармонии мы понимаем, вслед за О.И. Мотковым: 4,51 - 5,00 - высокий уровень, 3,61 -4,50 баллов - оптимальный, низкий - 2,91 - 3,60 и 1,00 - 2,90
- дисгармония.
Эмоциональный компонент ценностного отношения к здоровью изучался, как указывалось выше, с помощью методики Д.В. Каширского «Изучение особенностей системы ценностей», суть которой в том, что необходимо поставить каждую из 25 ценностей на одно из 25 ранговых мест: по значимости, по реализации в жизни, по удовлетворенности от реализации. Таким образом, эмоциональный компонент включает в себя следующие параметры: значимость ценности здоровья, реализация здоровья в реальной жизнедеятельности, удовлетворенность от реализации здоровья.
С помощью методики Каширского установлено, что 57,1% респондентов включили «здоровье» в перечень наибо-
Взаимосвязь психологической гармонии и эмоционального компонента ценностного отношения к здоровью (N=182,
р<0,05)
___________________________________________________________________________________Таблица 1
лее важных жизненных ценностей. Наряду со здоровьем в числе наиболее важных ценностей большинство респондентов отметили: активность для достижения позитивных изменений в обществе (64,8%), любовь (53,2%), общение (24,1%), самореализация (21,4%).
Корреляционный анализ показал, что здоровье по значимости в иерархии жизненных ценностей личности положительно коррелирует с двумя факторами психологической гармонии: трансформацией личности и общей конструктивностью личности (таблица 1.).
Факторы психологической гармонии коэффициент Спирмена К Р
Жизненное самоопределение 0,1 0,14
Жизненная самореализация 0,08 0,23
Трансформация личности 0,16 0,02
Гармоничность личности и жизни 0,11 0,1
Общая конструктивность личности 0,17 0,02
Примечание: статистически значимые значения выделены жирным шрифтом
Далее для определения особенностей когнитивного компонента ценностного отношения к здоровью и психологической гармонии личности изучалась субъективная оценка здоровья личности, которая, как указывалось выше, включает в себя знания своего здоровья, его оценка.
В целом по выборке большинство испытуемых оценили свое здоровье как хорошее (44 %) и отличное (44 %), 10,9 % респондентов оценили свое здоровье как удовлетворительное, 1,1 % - неудовлетворительное. Такие высокие показатели, полученные респондентами по методике «Субъективная оценка здоровья», скорее всего, связаны с тем, что все наши испытуемые - студенты в возрасте от 18 до 25 лет.
Далее когнитивный компонент ценностного отношения к здоровью был соотнесен с факторами психологической гар-
монии личности. Полученные данные отражены в таблице 2. Положительная корреляционная связь когнитивного компонента и гармоничности личности говорит о том, что личность с высоким уровнем когнитивного компонента ценностного отношения к здоровью имеет хорошее самочувствие; ведет здоровый и разнообразный образ жизни; имеет малое число внутренних противоречий в личности и обстоятельств, мешающих переживать внутреннюю гармонию; у личности преобладает преимущественно положительный эмоциональный тонус; чувство единства со всеми сферами своей жизни, с людьми и миром в целом; высокая удовлетворенность отношениями в семье, с друзьями, в группе и жизнью в целом; положительная оценка изменений в личности с возрастом; наличие размышлений над «вечными» вопросами; прикладывание значительных усилий, чтобы активно и конструктивно
прожить желаемое число лет.
Взаимосвязь психологической гармонии и когнитивного компонента ценностного отношения к здоровью (N=182,
р<0,05)
Таблица 2
Факторы психологической гармонии коэффициент Спирмена К Р
Жизненное самоопределение 0,04 0,55
Жизненная самореализация -0,04 0,51
Трансформация личности 0,1 0,15
Гармоничность личности и жизни 0,98 0,00
Общая конструктивность личности 0,47 0,00
Примечание: статистически значимые значения выделены жирным шрифтом
Поведенческий компонент - это реализация ценности здоровья в реальной жизнедеятельности, действия, направленные на сохранение здоровья, здоровый образ жизни. Поэтому, для изучения поведенческого компонента мы выясняли, каков образ жизни респондентов и каким образом он связан с психологической гармонией.
Большинство испытуемых получили высокие результаты по анкете, направленной на оценку образа жизни: 42,3% оценили свой образ жизни как здоровый, 37,9% - близкий к здоровому. Абсолютно нездоровым свой образ жизни не назвал никто. 19,8% респондентов считают свой образ жизни удовлетворительным.
Взаимосвязь психологической гармонии и поведенческого компонента ценностного отношения к здоровью (N=182,
р<0,05)
_____________________________________________________________________________________Таблица 3
Факторы психологической гармонии коэффициент Спирмена К Р
Жизненное самоопределение 0,040317 0,588937
Жизненная самореализация -0,011114 0,881625
Факторы психологической гармонии коэффициент Спирмена R Р
Трансформация личности 0,987044 0,000000
Гармоничность личности и жизни 0,126518 0,088773
Общая конструктивность личности 0,400952 0,000000
Примечание: статистически значимые значения выделены жирным шрифтом
Данные, отображенные в таблице, говорят о том, что такие факторы психологической гармонии как трансформация личности и общая конструктивность личности положительного коррелируют с поведенческим компонентом ценностного отношения к здоровью личности. Таким образом, оптимальность организации и протекания жизненного процесса, общая результативность жизни, жизненная самореализация личности
Библиографический список
в целом характерны для личности с высоким уровнем реализации ценности здоровья в реальной жизнедеятельности.
Таким образом, у личности с высоким уровнем ценностного отношения к здоровью преобладает преимущественно положительный эмоциональный тонус; чувство единства со всеми сферами своей жизни, с людьми и миром в целом; высокая удовлетворенность отношениями в семье, с друзьями, в группе и жизнью в целом.
1. Психология здоровья: учебник для ВУЗов / под ред. Г.С. Никифорова. - СПб.: Изд-во С-Петербургского университета, 2000.
2. Мотков, О.И. Психологическая гармония / О.И. Мотков сайт www.rsuh.ru/Институты и факультеты /Институт психологии им. Л.С. Выготско-го/Каф. психологии личности/ О.И. Мотков
3. Мотков, О.И. Методика «Личностная биография» / О.И. Мотков Газ. «Школ. психолог», 1998. - № 38.
4. Методическое пособие для практических психологов. - Барнаул, 2006.
5. Гозман, Л.Я. Самоактуализационный тест / Л.Я. Гозман, М.В. Кроз, М.В. Латинская. - М.: РПА, 1995.
6. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учебное пособие / Д.Я. Райгородского. - Самара: БАХРАХ, 1998.
7. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К. Роджерс. - М.: Прогресс, 1994.
Статья поступила в редакцию 12.06.09
УДК 37.041
Л. Ф. Батан, аспирант НГПУ, г. Новосибирск, Email: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ СУБЪЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В данной статье обосновывается необходимость создания благоприятных условий для эффективной технологии деятельности субъектов учения в общеобразовательной школе, представлены этапы, описан алгоритм и результаты реализации технологии в учебно-познавательном процессе общеобразовательной школы.
Ключевые слова: объект, субъект, адаптация, самостоятельность, познание, технология, алгоритм, общение, деятельность, самообучение.
Современный взгляд на образование, воспитание и развитие учащихся отражает личностное отношение к учению учащихся. На первый план в образовании молодого поколения выходит проблема самоопределения человека и проблема взаимоотношений к другим людям. Для успешной реализации комплексного проекта модернизации образования одним из важных направлений является обеспечение условий для получения качественного образования, которое определяют две ключевые компетенции: опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности учащихся в учении. В этой связи особое место принадлежит общеобразовательной школе, которая может стать фактором формирования школьника как субъекта деятельности и развития у школьников их субъектного опыта, самостоятельности учения, рефлексии процесса и результата своего труда. Это обеспечит каждому школьнику качественную предметную подготовку, готовность к самообучению, что в свою очередь будет способствовать дальнейшей самореализации и самосовершенствованию личности. К сожалению, в сложившейся учебной практике современной общеобразовательной школы еще имеет место «зуновская» модель обучения. В ее условиях не каждому учителю удается сформировать субъектную деятельность учащихся, которая наиболее удовлетворяет их образовательным потребностям в качественной предметной подготовке, воспитании и развитии. Несмотря на достигнутые успехи отечественной школы, крайне недостаточно использование в учебно-познавательном процессе эффективных технологий обучения, позволяющих раскрыть потенциальные возможности учащихся и обеспечить качество обучения, воспитания и развития. Зачастую в учебнопознавательном процессе современной общеобразовательной школы не всегда учитывается индивидуализированный
темп изучения нового материала школьником, требования к изучению учебного материала носят иногда усредненный характер, не отслеживается процесс получения новых знаний, приемы и способы активной познавательной деятельности, в которых наиболее раскрываются индивидуальные способности учащихся. Проводимый нами анализ учебной практики ряда общеобразовательных школ, полученные результаты входного контроля в виде срезовых работ в экспериментальных и контрольных классах (из общего числа 330 человек) показали, что большинство учащихся находятся на втором и третьем уровнях обученности. Учащихся, которые умеют различать объекты, запоминать информацию всего 40% от всех учащихся, задействованных в экспериментальной работе, понимать информацию 30% , выполнять простейшие умения и навыки (25 %) , и только часть учащихся может осуществлять перенос знаний в новую ситуа-цию(5 %). Из наблюдений за процессом обучения учащихся на уроках в общеобразовательных школах, нами был выявлен неустойчивый интерес к предмету у 50 % учащихся, отмечен низкий уровень самостоятельности при выполнении заданий контрольных работ у 55% и отсутствие мотивационного выбора при выполнении уровневой контрольной работы у 50% учащихся. Данные проведенных нами наблюдений и анализ срезовых работ показали отсутствие умений самостоятельной работы учащихся с источниками информации (учебником, дополнительной литературой, справочниками и т.д.) у большинства учащихся. Кроме того, у 5-10% учащихся отсутствовали умения по оценке результатов своего труда и своего товарища, коммуникативные навыки. Полученные результаты экспериментальной работы в общеобразовательной школе, позволили констатировать тот факт, что назрела необходимость в разработке технологии обуче-