Научная статья на тему 'Формирование ценностного отношения к здоровью студентов-медиков'

Формирование ценностного отношения к здоровью студентов-медиков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
391
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / HEALTH / ЦЕННОСТИ / VALUES / ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ЗДОРОВЬЮ / VALUABLE ATTITUDE TO HEALTH / КОМПОНЕНТЫ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВЬЮ / COMPONENTS OF VALUABLE ATTITUDE TO HEALTH / ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВЬЮ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ / PROCESS OF FORMATION OF VALUABLE ATTITUDE TO HEALTH AMONG MEDICAL STUDENTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Костина Л. А., Миляева Л. М.

В статье на основе теоретического анализа выявлена сущность ценностного отношения к здоровью. Определены когнитивный, эмоционально-оценочный, поведенческо-деятельностный компоненты ценностного отношения студентов-медиков к здоровью. Выделены и охарактеризованы три уровня сформированности каждого из компонентов: низкий, средний и высокий. Особое внимание уделено связи ценностного отношения к здоровью с профессиональным самоопределением студентов и приданию этому процессу личностного смысла. Представлены результаты исследования уровня сформированности ценностного отношения к здоровью студентов Астраханского государственного медицинского университета. В качестве эффективного пути формирования ценностного отношения к здоровью студентов-медиков рассматривается целостная система воспитательной работы в университете и, в частности, реализация программы «Вуз территория здоровья».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMING VALUABLE ATTITUDE TO HEALTH AMONG MEDICAL STUDENTS

The article presents the basics of the valuable attitude to health after conducting a theoretical analysis. Cognitive, emotionally-evaluative, behavioral-activity components of the valuable attitude of medical students to their health are identified. The authors define and characterize three levels of formation of each of the components (low, medium and high). Particular attention is paid to the connection of the valuable attitude to health with professional self-determination of students and giving some personal meaning to this process. The results of the research about the level of formation of the valuable attitude to the health among the students of Astrakhan State Medical University are presented. The experimental work of the authors and selected psychodiagnostic methods confirm the positive dynamic changes of the valuable attitude to health in the medical students, who underwent the research. An integral system of educational work at the university and, in particular, the realization of the program “University as a territory of health” are considered as an effective way of formation of the valuable attitude to health among the medical students.

Текст научной работы на тему «Формирование ценностного отношения к здоровью студентов-медиков»

Анализ спектральных параметров ЭЭГ у большинства испытуемых показал постепенное снижение напряжения во время анализа моделируемых ситуаций от первого диагностического тренинга к последнему.

Разбор результатов с помощью метода Loretta показал, что на первых встречах наибольшая активность находится в лобных областях мозга и к последнему тренингу она постепенно переБиблиографический список

мещается в затылочные и височные области, ответственные за критический анализ сложных профессиональных навыков.

Экспертная оценка по основным квалификационным факторам показала их достоверное увеличение у испытуемых экспериментальной группы. На учебно-тренировочных схватках спортсмены экспериментальной группы провели больше предвосхищающих действий, чем контрольная группа.

1. Сергиенко Е.А. Генезис элементарных форм антиципации. Психологический журнал. 1988; Т. 9; № 6: 73 - 82.

2. Борисова И. В. Вундт. Новая философская энциклопедия. Том 1. Москва, 2000.

3. Ломов Б.Ф., Сурков Е.Н. Антиципация в структуре деятельности. Москва: Наука, 1980.

4. Веккер Л.М. Психические процессы. Ленинград: Издательство ЛГУ, 1981; Т. 3.

5. Глебов В.В. Учителя столичного мегаполиса: функциональное состояние и адаптационные процессы. Акмеология. Москва, РАИН-ХиГС. 2014; 4: 63 - 66.

6. Глебов В.В. Аракелов Г.Г. Психофизиологические особенности и процессы адаптации студентов первого курса разных факультетов РУДН. ВестникРУДН. Серия «Экология и безопасность жизнедеятельности». 2014; 2: 89 - 95.

7. Glebov V.V., Arakelov G.G. Level of Schoolboys' Psychophysiological Adaptation Process in Metropolis Megapolis. Procedia - Social and Behavioral Sciences. Volume 146, 25 August 2014: 226-232.

8. Исаев А.В., Ивличева А.В., Исайчев С.А. Психофизиологические корреляты динамики развития навыка антиципации у борцов вольного стиля. Шестая международная конференция по когнитивной науке: тезисы докладов. Калининград, 2014.

9. Klucharev V., Smidts A., Fernandez G. Brain mechanisms of persuasion: how 'expert power' modulates memory and attitudes. Soc. Cogn. Affect Neurosci. 2008; 3: 353-366.

References

1. Sergienko E.A. Genezis 'elementarnyh form anticipacii. Psihologicheskij zhurnal. 1988; T. 9; № 6: 73 - 82.

2. Borisova I. V. Vundt. Novaya filosofskaya 'enciklopediya. Tom 1. Moskva, 2000.

3. Lomov B.F., Surkov E.N. Anticipaciya vstrukture deyatel'nosti. Moskva: Nauka, 1980.

4. Vekker L.M. Psihicheskie processy. Leningrad: Izdatel'stvo LGU, 1981; T. 3.

5. Glebov V.V. Uchitelya stolichnogo megapolisa: funkcional'noe sostoyanie i adaptacionnye processy. Akmeologiya. Moskva, RAINHiGS. 2014; 4: 63 - 66.

6. Glebov V.V. Arakelov G.G. Psihofiziologicheskie osobennosti i processy adaptacii studentov pervogo kursa raznyh fakul'tetov RUDN. Vestnik RUDN. Seriya «'Ekologiya i bezopasnost' zhiznedeyatel'nosti». 2014; 2: 89 - 95.

7. Glebov V.V., Arakelov G.G. Level of Schoolboys' Psychophysiological Adaptation Process in Metropolis Megapolis. Procedia - Social and Behavioral Sciences. Volume 146, 25 August 2014: 226-232.

8. Isaev A.V., Ivlicheva A.V., Isajchev S.A. Psihofiziologicheskie korrelyaty dinamiki razvitiya navyka anticipacii u borcov vol'nogo stilya. Shestaya mezhdunarodnaya konferenciya po kognitivnoj nauke: tezisy dokladov. Kaliningrad, 2014.

9. Klucharev V., Smidts A., Fernandez G. Brain mechanisms of persuasion: how 'expert power' modulates memory and attitudes. Soc. Cogn. Affect Neurosci. 2008; 3: 353-366.

Статья поступила в редакцию 11.11.16

УДК 614.2:616-053.7

Kostina L.A., Cand. of Sciences (Medicine), senior lecturer, Head of Department of Psychology and Pedagogy, Astrakhan State Medical University (Astrakhan, Russia), E-mail: [email protected]

Milyaeva L.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Continuing Professional Education, Astrakhan State Medical University (Astrakhan, Russia), E-mail: [email protected]

FORMING VALUABLE ATTITUDE TO HEALTH AMONG MEDICAL STUDENTS. The article presents the basics of the valuable attitude to health after conducting a theoretical analysis. Cognitive, emotionally-evaluative, behavioral-activity components of the valuable attitude of medical students to their health are identified. The authors define and characterize three levels of formation of each of the components (low, medium and high). Particular attention is paid to the connection of the valuable attitude to health with professional self-determination of students and giving some personal meaning to this process. The results of the research about the level of formation of the valuable attitude to the health among the students of Astrakhan State Medical University are presented. The experimental work of the authors and selected psychodiagnostic methods confirm the positive dynamic changes of the valuable attitude to health in the medical students, who underwent the research. An integral system of educational work at the university and, in particular, the realization of the program "University as a territory of health" are considered as an effective way of formation of the valuable attitude to health among the medical students.

Key words: health, values, valuable attitude to health, components of valuable attitude to health, process of formation of valuable attitude to health among medical students.

Л.А. Костина, канд. мед. наук, доц., зав. каф. психологии и педагогики, ФГБОУ ВО «Астраханский государственный медицинский университет», г. Астрахань, E-mail: [email protected]

Л.М. Миляева, канд. пед. наук, доц. каф. педагогики и непрерывного профессионального образования, ФГБОУ ВО «Астраханский государственный университет», г. Астрахань, E-mail: [email protected]

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВЬЮ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ

В статье на основе теоретического анализа выявлена сущность ценностного отношения к здоровью. Определены когнитивный, эмоционально-оценочный, поведенческо-деятельностный компоненты ценностного отношения студентов-медиков к здоровью. Выделены и охарактеризованы три уровня сформированности каждого из компонентов: низкий, средний и высокий. Особое внимание уделено связи ценностного отношения к здоровью с профессиональным самоопределением студентов и приданию этому процессу личностного смысла. Представлены результаты исследования уровня сформированности ценностного отношения к здоровью студентов Астраханского государственного медицинского университета. В качестве эффективного пути формирования ценностного отношения к здоровью студентов-медиков рассматривается целостная система воспитательной работы в университете и, в частности, реализация программы «Вуз - территория здоровья».

Ключевые слова: здоровье, ценности, ценностное отношение к здоровью, компоненты ценностного отношения к здоровью, процесс формирования ценностного отношения к здоровью студентов-медиков.

На современном этапе развития общества государство предъявляет достаточно высокие требования к выпускнику высшего учебного заведения. Сегодня востребован конкурентоспособный специалист, имеющий наряду с широким диапазоном знаний и умений хорошее здоровье. Несмотря на ужесточение требований государства к здоровью будущего специалиста, среди молодёжи всё в большей степени наблюдается употребление алкоголя, табакокурение, гиподинамия, неправильное питание и т. д., что свидетельствует о несформированности в студенческой среде ценностного отношения к здоровью. Многочисленные статистические данные исследований подтверждают, что более половины студентов оценивают свое здоровье как удовлетворительное, и только 3% опрошенных говорят о своем здоровье как о хорошем.

Несмотря на высокую, по мнению опрошенных студентов, информированность по вопросам сохранения здоровья, в студенческой среде прослеживаются явные «пробелы» в понимании важности сохранения здоровья и значения различных аспектов здорового образа жизни. Сегодня многие студенты не рассматривают свое здоровье как личностную и социальную ценность, а у большинства отсутствует достаточная мотивация по ведению здорового образа жизни. Парадоксально, но это относится и к студентам, осваивающим медицинские специальности. Эти факты свидетельствуют об актуальности формирования ценностного отношения у учащейся молодёжи, в том числе и у студентов-медиков, к своему здоровью, его сохранению и укреплению.

Авторское исследование было осуществлено в 2014 - 2016 годах на базе Астраханского государственного медицинского университета. Целью исследования являлось выявление уровня сформированности ценностного отношения к здоровью у студентов-медиков в процессе реализации программы «Вуз - территория здоровья».

В рамках нашего исследования особенно важным нам представляется понимание категории «отношение». Раскрывая сущность понятия «отношение», В.Н. Мясищев подчеркивает, что психологический смысл отношения состоит в том, что оно является одной из форм отражения человеком окружающей его действительности.

Следуя точке зрения В.Н. Мясищева, можно отметить следующее:

- отношения представляют целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности, выражающую личный опыт человека и определяющую его действия и переживания;

- отношения человека избирательны, прежде всего, в эмоционально-оценочном смысле. Сознательное отношение представляет собой высший уровень отношения к действительности;

- отношения образуются и формируются в процессах деятельности;

- отношения - это движущая сила личности, потенциал, определяющий степень интереса, степень выраженности эмоций, степень напряжения желания или потребности [1].

Развивая теорию отношений В.Н. Мясищева, известный психолог А.А. Бодалев указывает, что отношение личности - это не только эмоциональный отклик на объект отношения, это и отражение ею объекта в форме психологического процесса, это и готовность к определенному действию, часто и само действие. Когда мы говорим, что у человека сформировано определенное отношение к чему-либо, то имеем в виду, прежде всего, сформи-рованность у человека определенной системы взглядов; развитие ставших для него типичными форм эмоционального реагирования на каждую из этих социальных ценностей; воспитанность способов трудиться, общаться и т.д., ставших характерными для него [2; 3].

Эта позиция дает основание выделить в структуре отношений когнитивный (познавательный) компонент, т. е. знания человека об объекте; эмоционально-оценочный компонент, выражающий эмоциональную реакцию человека на объект, его оценку и поведенческо-деятельностный, т. е. поведенческое намерение и действие человека по отношению к объекту отношения. Что касается отношения к здоровью, то оно «проявляется в действиях, суждениях и переживаниях людей относительно фактов, влияющих на их физическое и душевное благополучие» [4]. Содержание когнитивного компонента («знаю») определяет сумму знаний о здоровье, средствах, методах и приемах его сбережения и укрепления; эмоционально-оценочный компонент («оцени-

ваю здоровье, переживаю за его состояние, радуюсь хорошему здоровью») характеризуется ценностным восприятием здоровья; поведенческо-деятельностный компонент («поступаю в соответствии с требованиями здорового образа жизни») проявляется в сформированности и применении определённых умений и навыков сохранения и укрепления своего здоровья и здоровья других людей.

Понимая, что формирование отношений - это достаточно сложный процесс, мы учитывали не только содержание компонентов, но и особенности студенческого возраста. С точки зрения И.А. Зимней, студенческий возраст «отличается активным потреблением культуры,... наивысшей социальной активностью и достаточно гармоничным сочетанием интеллектуальной и социальной зрелости» [5]. Студенчество - важнейший период становления личности. В этот период достаточно остро встает проблема выбора жизненных ценностей, перестраиваются психические процессы и свойства личности, меняется эмоционально-волевой строй жизни, интенсивно формируются отношения к себе, к обществу, а также к принятым в этом обществе моральным ценностям. Студенческий возраст характеризуется периодом активной социализации, развития нравственных и этических чувств, личностного и профессионального становления, проявлением самых разнообразных интересов. Подготовка к будущей профессии для студентов-медиков является важным фактором, определяющим стремление к медицинским знаниям, изменяющим в целом отношения к здоровью и своему образу жизни. У студентов появляется потребность в сохранении здоровья не только пациентов, но и своего лично.

Формирование ценностного отношения студентов-медиков к здоровью можно представить в виде динамично развивающегося процесса и выделить три уровня сформированности каждого из названных компонентов: высокий, средний и низкий.

Высокий уровень сформированности ценностного отношения к здоровью у студентов-медиков характеризуется наличием широких знаний по укреплению и сохранению здоровья, знаний здоровьесберегающих технологий, наличием потребности в расширении знаний о здоровье и сохранении здоровья. Здоровье воспринимается высшей ценностью человека, дающей возможность личности всесторонне развиваться и совершенствоваться, достичь профессиональных вершин. Поведение студентов этой группы характеризуется постоянной заботой о своем здоровье и здоровье других с применением здоровьесберегающих технологий, неприятием вредных привычек и борьбой с ними.

Средний уровень: знания у студентов в области здоровья и здоровьесбережения достаточно поверхностны и не вполне систематизированы. Отношение к здоровью как ценности носит эпизодический характер, положительное отношение возникает лишь в связи с каким-либо успехом. Организация жизнедеятельности с учетом необходимости сохранять свое здоровье и придерживаться здорового образа жизни осуществляется студентами по необходимости. Отношение к вредным привычкам некритичное.

Низкий уровень: знания этой группы студентов о здоровье и здоровом образе жизни неглубоки, не систематизированы, фрагментарны. В основных понятиях они ориентируются с трудом, не переживают за свое здоровье. Здоровье не соотносится с ценностью, наблюдается индифферентное отношение к здоровому образу жизни, отмечается склонность к вредным привычкам. Потребность в сохранении здоровья не развита.

Данная поуровневая характеристика сформированности ценностного отношения к здоровью легла в основу диагностических исследований, актуализирующих необходимость разработки и реализации в Астраханском государственном медицинском университете целевой программы «Вуз - территория здоровья». Данная программа была нацелена на поэтапное формирование ценностного отношения к здоровью студентов-медиков.

Изучение работ по проблеме формирования ценностного отношения студентов к здоровью (Т.В. Белинская, О.С. Васильева, Е.Г. Вершинин, РМ. Давлетшина, Т.Ю. Мысина, В.А. Соломонов и др.) привело к пониманию, что формирование ценностного отношения к здоровью необходимо связать с профессиональным самоопределением студентов и придать этому процессу личностный смысл. Профессиональное самоопределение способствует активности личности студента для того, чтобы стать профессионалом, позволяет субъекту осознать необходимость личностно-профессионального развития. С другой стороны, профессиональное самоопределение необходимо, чтобы актуализировать свои жизненные планы, стратегии и сценарии, сформи-

ровать удовлетворенность трудом, которая является составной частью полноты жизни и жизненного пути человека. В результате этого разрешаются проблемы личностного роста путем разумной организации жизни [6; 7]. В связи с этим мы процесс формирования ценностного отношения к здоровью у студентов-медиков соотнесли, прежде всего, с содержанием учебной деятельности, её нетрадиционной организацией, а также с привлечением студентов к социально-значимой волонтерской деятельности, позволяющей им самореализоваться как будущим специалистам.

В процессе формирования ценностного отношения к здоровью у студентов-медиков большое внимание уделялось когнитивному компоненту. Мы отошли от традиционной информационной работе со студентами по поводу здоровья, используя для этого видеоконференции, лекции-интервью с приглашением специалистов, акции, диалоговые семинары, индивидуальные консультации и т. д. Большая работа осуществлялась Центром «Социально-психологическая адаптация студентов». Был проведен ряд массовых мероприятий: «Студенты против наркомании», «Движение - это жизнь», «Здоровый образ жизни! Мы -«За!», «Быть здоровым - здорово», где студентам определялась роль активных участников, носителей определенных общественных ценностей. В ходе проведения мероприятий познавательного характера актуализировалась ценность здоровья и здорового образа жизни, расширялся запас знаний о здоровье, здоровом образе жизни и здоровьесберегающих технологиях.

Развитие эмоционально-оценочного компонента формирования ценностного отношения к здоровью осуществлялось нами посредством использования на занятиях и во внеаудиторной работе интерактивных методов. Широкое распространение получили ролевые и деловые игры, дискуссии, тренинги, интерактивные экскурсии и др., способствующие активизации эмоциональной сферы личности студента. Возможность проявить себя, оценить свою деятельность, выслушать мнение товарищей, доказать свою точку зрения - все это позволило «присвоить» содержание занятий и мероприятий и относиться к нему как личностно-зна-чимому.

Особый эмоциональный подъем вызвал проходивший в Астраханском ГМУ IV межрегиональный Форум студенческих самоуправлений ВУЗов «Здоровое поколение России». Одной из целей форума было формирование среди студентов ценностей здорового образа жизни, отказ от вредных привычек среди молодежи. Двухдневная программа была насыщена мероприятиями, вызвавшими интерес у студентов. Поскольку отношение человека к своему здоровью определяется системой внутренних убеждений, для докладов были подобраны темы, интересующие студентов. Презентации докладов «Влияние кофе на организм», «Донорство как одно из направлений здоровьесберегающих технологий», «СПИД и ВИЧ, как быть и что будет дальше», «Спайс - это опасно», «Подростковый алкоголизм», «Влияние игры футбол на организм человека, польза для здоровья» и др. стали началом дискуссии о смысле жизни и ее ценностях. Тренинг «Свобода общения», дискуссионные площадки, представление проектов, реализуемых в Астраханской области, концерты - все эти мероприятия были связаны с проблемами здоровьесбере-жения и ценности здоровья. Эмоциональный отклик, вызванный мероприятиями форума, явился основой формирования отношения к здоровью как ценности.

Поведенческо-деятельностный компонент формирования ценностного отношения к здоровью был представлен реализацией ряда проектов: <^ТОР-наркотик» (цель: уменьшение количества наркоманов среди молодежи Астрахани); «Сохрани в себе маму» (цель: снижение количества абортов среди женщин Астрахани); «Неделя здоровья» (цель: пропаганда ЗОЖ среди студентов Астраханского ГМУ); «Антинаркомания» (цель: агитация волонтерского движения и пропаганда ЗОЖ среди студентов Астрахани); «Здоровый Медик» (цель: сохранение и укрепление здоровья студентов Астраханского ГМУ); «Спортивная Астрахань» (цель: проведение различных спортивных мероприятий среди молодёжи Астрахани); «Группа крови» (цель: увеличение количества доноров в Астрахани). Проектирование и

Библиографический список

реализация проектов стала эффективным средством включения студентов-медиков, с одной стороны, в социально-значимую, а, с другой - в профессионально-ориентированную деятельность, что позволило воспринять ее как ценностную. В ходе такой деятельности студентами усваивались социальные нормы и ценности, формировался широкий спектр умений и навыков, в том числе здоровьесбережения.

Эффективным способом развития поведенческо-деятель-ностного компонента в рамках центра «Социально-психологическая адаптация студентов» стало создание добровольного студенческого отряда «За здоровый образ жизни», клуба «Студенческая семья», волонтерских отрядов, работающих по пропаганде здорового образа жизни в школах, домах ребенка, интернатах. Участие студентов в различных видах социально-значимой деятельности в качестве полноправных субъектов позволило им осознать эту деятельность как ценностную. Следует отметить, что каждое проведенное мероприятие заканчивалось рефлексией деятельности с целью усиления мотивации отношения к здоровью как ценности.

Для получения данных об уровне сформированности у студентов-медиков ценностного отношения к здоровью мы использовали разнообразные диагностические методики: тест «Ценностные ориентации» М. Рокича, опросник «Мой образ жизни», тест «Индекс отношения к здоровью» (С. Дерябо, В. Ясвин), наблюдения, беседы, анализ медицинских карт. В результате обработки полученных данных было выявлено, что у значительной части студентов-старшекурсников проявился достаточно высокий уровень ценностного отношения к здоровью (42%), наблюдалось уменьшение количества студентов низкого уровня: это наблюдалось как в группах старшекурсников, так и в группах респондентов 1 - 2 курсов. В целом, наблюдалось улучшение здоровья участников образовательного процесса и количество студентов, ведущих здоровый образ жизни. Это нашло отражение в таблицах (Таблицы 1-2).

Таблица 1

Уровни сформированности ценностного отношения к здоровью студентов-медиков в начале опытно-экспериментальной работы

Группы Уровни сформированности ценностного отношения к здоровью

низкий средний высокий

1-2 курсы (100 чел. - 100%) 19 чел. 19% 70 чел. 70% 11 чел. 11%

4-5 курсы (100 чел. - 100%) 17 чел. 17% 56 чел. 56% 27 чел. 27%

Таблица 2

Уровни сформированности ценностного отношения к здоровью студентов медиков в конце опытно-экспериментальной работы

Группы Уровни сформированности ценностного отношения к здоровью

низкий средний высокий

1-2 курсы (100 чел. - 100%) 11 чел. 11% 71 чел. 71% 18 чел. 18%

4-5 курсы (100 чел. - 100%) 13 чел. 13% 45 чел. 45% 42 чел. 42%

Таким образом, результаты нашего исследования подтверждают, что формирование у студентов-медиков ценностного отношения к здоровью требует систематической целенаправленной работы личностно-значимого характера с использованием нетрадиционных технологий, обеспечивающих субъектную позицию студентов.

1. Мясищев В.Н. Психология отношений. Москва: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж НПО «МОДЭК», 1995.

2. Бодалев А.А. Личность и общение: Избранные труды. Москва: Педагогика, 1983.

3. Костина Л.А., Тараскина Т.В., Фоменко О.И. Основы понимания сущности здоровья студентами медицинских вузов на этапе реформирования образования. Сборник статей международной практической конференции, 10 ноября, Уфа: Аэтерна, 2014: 51 - 55.

4. Козина Г.Ю. Концептуальная модель воздействия социальных фактов на формирование здоровья человека. Межвузовский сборник научных трудов, Пенза: 2008: 64 - 71.

5. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебное пособие. Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 1997.

6. Сторожева Ю.А. Социально-психологические особенности профессионального самоопределения студенческой молодёжи. Автореферат диссертации ... кандидата психологических наук. Москва, 2013.

7. Сторожева Ю.А. Эффективность учета социально-психологических особенностей профессионального самоопределения студенческой молодёжи. Акмеология. 2013; № S1: 234.

References

1. Myasischev V.N. Psihologiya otnoshenij. Moskva: Izdatel'stvo «Institut prakticheskoj psihologii», Voronezh NPO «MOD'EK», 1995.

2. Bodalev A.A. Lichnost'i obschenie: Izbrannye trudy. Moskva: Pedagogika, 1983.

3. Kostina L.A., Taraskina T.V., Fomenko O.I. Osnovy ponimaniya suschnosti zdorov'ya studentami medicinskih vuzov na 'etape reformirovaniya obrazovaniya. Sbornik statej mezhdunarodnoj prakticheskoj konferencii, 10 noyabrya, Ufa: A'eterna, 2014: 51 - 55.

4. Kozina G.Yu. Konceptual'naya model' vozdejstviya social'nyh faktov na formirovanie zdorov'ya cheloveka. Mezhvuzovskijsbornik nauchnyh trudov, Penza: 2008: 64 - 71.

5. Zimnyaya I.A. Pedagogicheskaya psihologiya: uchebnoe posobie. Rostov-na-Donu: Izdatel'stvo «Feniks», 1997.

6. Storozheva Yu.A. Social'no-psihologicheskie osobennosti professional'nogo samoopredeleniya studencheskoj molodezhi. Avtoreferat dissertacii . kandidata psihologicheskih nauk. Moskva, 2013.

7. Storozheva Yu.A. 'Effektivnost' ucheta social'no-psihologicheskih osobennostej professional'nogo samoopredeleniya studencheskoj molodezhi. Akmeologiya. 2013; № S1: 234.

Статья поступила в редакцию 01.11.16

УДК 159

Medvedeva N.I., Doctor of Sciences (Psychology), Professor, Stavropol Pedagogical Institute (Stavropol, Russia),

E-mail: [email protected]

Tsechoeva R.H., senior teacher, Department of Psychology, Ingush State University (Magas, Russia), E-mail: [email protected]

PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF STUDENTS WITH EMOTIONAL INSTABILITY IN CONDITIONS OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF A UNIVERSITY. The article describes the specifics of psychological support of students with emotional stability, creating conditions conducive to emotional stability of students' personality. In the article the authors present an analysis of factors and conditions that affect the emotional health of students in the Republic of Ingushetia. The authors conclude that the psychological support can be seen as a type of activity, during which the psychological and pedagogical conditions contribute to the successful learning and development of each student in a university, stimulate their emotional health, well-being and emotional stability. This is a complex, multifaceted process of interaction of a student of his supporter, the results of which are the decisions and actions that contribute to the progress in the development of the student.

Key words: emotional health, emotional instability, psychological support of students.

Н.И. Медведева, д-р психол. наук, проф., ГОУ ВПО «Ставропольский педагогический институт», г. Ставрополь,

Е-mail: [email protected]

Р.Х. Цечоева, ст. преп. каф. психологии, Ингушский государственный университет, Е-mail: [email protected]

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СТУДЕНТОВ С ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ НЕУСТОЙЧИВОСТЬЮ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В статье раскрываются особенности психологического сопровождения студентов с эмоциональной неустойчивостью, создание условий, способствующих эмоциональной стабильности личности студентов. Авторы делают выводы, что психологическое сопровождение можно рассматривать как вид деятельности, в процессе которой создаются психологические и педагогические условия для успешного обучения, развития каждого обучающегося в образовательной среде вуза, чему способствуют эмоциональное здоровье, благополучие и эмоциональная стабильность студента. Это сложный, многоаспектный процесс взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого, результатом которого становятся решения и действия, способствующие прогрессу в развитии сопровождаемого.

Ключевые слова: эмоциональное здоровье, эмоциональная неустойчивость, психологическое сопровождение студентов.

Среди последствий эмоционального стресса часто отмечают узкое, «канализированное» внимание, аффективные реакции (от глубокой депрессии до ярких проявлений гнева и агрессии), нарушение саморегуляции, возрастную регрессию, диссоциацию, деформацию образа мира личности, а также отсроченное во времени отчуждение человека от себя, других и мира в целом. В настоящее время достаточно много внимания уделяется проблеме эмоционального здоровья и эмоциональной стабильности. Встаёт национальная задача, как поддержать эмоциональное здоровье нации. В нашем исследовании были проанализированы факторы и условия, влияющие на эмоциональное здоровье студентов республики Ингушетии. Как показали наши исследования, разные представители совокупной выборки студентов республики Ингушетии имеют этнические особенности в культуре и индивидуально-психологических характеристиках. Своеобразие социально-экономических, политических и исторических условий развития, образа жизни, культуры привели к формированию типологических черт социального и национально-психологического облика представителей Северного Кавка-

за, особенностей эмоционального регулирования в поведении. В теоретическом анализе нашего исследования мы обзорно представили данные этнографических, социально-психологических и социологических исследований, в которых показаны психологические особенности представителей ингушского народа. При составлении программы психологического сопровождения ингушских студентов, мы учитывали, что у них высоко развиты и обострены чувства национальной гордости, самолюбия и самоуважения, существует большая приверженность национальным традициям и привычкам, которые способствуют поддержанию родовой сплоченности и ответственности. Мы экспериментально подтвердили выраженность у большей части молодежи студенческого возраста (84%) самостоятельности, активности и инициативности, упорства и настойчивости в достижении поставленных целей во всех видах деятельности, в большей степени тех, что индивидуально предпочтительны и выгодны. Обследуя этические и моральные установки, мы отметили, что не потеряны традиции подчёркивать внимание и уважение к старшим по возрасту, социальному положению и должности (96%). Был вы-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.