Научная статья на тему 'Формирование мотивационно-ценностного отношения к здоровью у студентов в процессе физического воспитания'

Формирование мотивационно-ценностного отношения к здоровью у студентов в процессе физического воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
394
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ / ЗДОРОВЬЕ / СТУДЕНТЫ / МОДЕЛЬ / ТЕХНОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васильева Наталья Владимировна, Кожанова Марина Борисовна

В статье представлены результаты исследования процесса формирования мотивационно-ценностного отношения к здоровью у студентов. Представлена сущность мотивационно-ценностного отношения к здоровью, описаны уровни его сформированности у студентов. Доказывается эффективность построенной модели и технологии формирования мотивационно-ценностного отношения к здоровью у студентов в процессе физического воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Васильева Наталья Владимировна, Кожанова Марина Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование мотивационно-ценностного отношения к здоровью у студентов в процессе физического воспитания»

УДК 378.172

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВЬЮ У СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

FORMING STUDENTS’ MOTIVATIONAL AND VALUABLE ATTITUDE TOWARDS HEALTH IN THE COURSE OF PHYSICAL TRAINING

Н. В. Васильева, М. Б. Кожанова

N. V. Vasilyeva, M. B. Kozhanova

ФГБОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары

Аннотация. В статье представлены результаты исследования процесса формирования мотивационно-ценностного отношения к здоровью у студентов. Представлена сущность мотивационно-ценностного отношения к здоровью, описаны уровни его сформированное™ у студентов. Доказывается эффективность построенной модели и технологии формирования мотивационноценностного отношения к здоровью у студентов в процессе физического воспитания.

Abstract. The article presents the results of the research of forming students’ motivational and valuable attitude towards health. The essence of the motivational and valuable attitude towards health is presented. The levels of formation of such an attitude at students are described. The efficiency of the constructed model and technology of forming students’ motivational and valuable attitude towards health in the course of physical training is proved.

Ключевые слова: мотивационно-ценностное отношение, здоровье, студенты, модель, технология.

Keywords: motivational and valuable attitude, health, students, model, technology.

Актуальность исследуемой проблемы. В современных условиях рыночных отношений с учетом востребованности конкурентоспособных специалистов на одно из первых мест выходит проблема сохранения и укрепления здоровья каждого человека. Происходящие масштабные преобразования российского общества повлияли на социально-экономическую, культурную, духовную жизнь людей, вызвали глубокие и непредсказуемые изменения в их бытии и сознании, в образе жизни, неблагоприятно отразились на состоянии здоровья населения.

Для современного информационного общества нужны генетически, физически и психически здоровые, высокоинтеллектуальные люди, живущие в абсолютно здоровой среде жизни - по социальным и экономическим ее показателям. В настоящее время в России реализуется приоритетный национальный проект в сфере здравоохранения, основной целью которого является укрепление здоровья населения России, снижение уровня заболеваемости, инвалидности, смертности. В принятом Правительством Российской Федерации национальном проекте «Образование» особо подчеркивается необходимость

повышения качества организации просветительной, профилактической и физкультурнооздоровительной работы в различных типах образовательных учреждений, направленной на формирование здорового образа жизни, сохранение и укрепление здоровья человека.

Вышесказанное обуславливает необходимость проведения научных исследований, связанных с выработкой методических и организационных подходов к сохранению и укреплению здоровья, формированию здорового образа жизни населения, выявлением организационно-педагогических условий, способствующих формированию мотивационноценностного отношения к здоровью, особенно у учащейся молодежи.

Материал и методика исследований. В процессе исследования был осуществлен теоретический анализ научной и методической литературы по вопросам сохранения и укрепления здоровья учащейся молодежи, выявлены уровни сформированности мотивационно-ценностного отношения к здоровью у студентов педагогического вуза.

Результаты исследований и их обсуждение. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни педагогическими средствами является стратегическим направлением и базируется на системном подходе. Основными системообразующими факторами педагогики здоровья, как замечает В. В. Колбанов, являются формы и методы педагогического воздействия, направленные на стимуляцию нравственных, психических, физических и соматических компонентов здоровья [2]. Представители развивающегося научного направления «психология здоровья» (В. А. Ананьев, И. Н. Гурвич, Г. С. Никифоров) отмечают, что одним из центральных, но слабо разработанных вопросов психологии здоровья является отношение к здоровью: как добиться того, чтобы сохранение здоровья стало ведущей, органичной потребностью человека на всем протяжении его жизненного пути, то есть речь идет о формировании мотивации сохранения здоровья.

Л. И. Алешина отмечает, что мотивация здорового образа жизни рассматривается как интегративная характеристика, ядро направленности личности студента педвуза на жизнедеятельность с позиции ценностей здоровья и является приоритетной целью вузовского образования, процесс формирования здорового образа жизни будущих учителей носит этапный характер и выстраивается с учетом логики развития личности, предполагающей движение мотивации от ситуативных проявлений к устойчивому функционированию [1].

В исследовании А. Г. Маджуги [3] отмечается, что в основе построения индивидуальной программы здорового образа жизни лежит доминирующий мотив, с которым связан уровень активности личности в отношении своего здоровья и уровень индивидуальной системы ценностей, обеспечивающих актуализацию ресурсов личности в ходе построения индивидуальных программ оздоровления.

Итак, важнейшим компонентом деятельности по сохранению и укреплению здоровья являются мотивы, т. е. те побуждения, которыми руководствуется личность. Всесторонний анализ проблемы позволил нам дать следующее определение мотивационноценностного отношения к здоровью: это система осознанных побуждений личности, аккумулирующая и направляющая ее проявления (нравственные, духовные, физические) в различных сферах жизнедеятельности с позиций здоровьесбережения.

На основе анализа ряда исследований нами было установлено, что мотивационноценностное отношение студентов к здоровью представляет собой социально обусловленную причастность субъекта обучения к конкретному виду здоровьесозидающей деятель-

ности, формирование которой зависит от индивидуально-типологических особенностей студентов. Важным личностно-психологическим свойством, предполагающим у студентов устойчивый, мотивированный интерес к поддержанию и укреплению своего здоровья, является осознанная оценка социального и личностного значения здоровья. При этом социально-значимые цели взаимодействуют с личностными намерениями и мотивами, сопровождают выработку личностной позиции по отношению к своему здоровью, активизируют процесс формирования здоровьесозидающей деятельности.

Мотивационно-ценностное отношение к здоровью как компонент структуры личности представляет собой интегративное, динамическое, структурно-уровневое образование (когнитивный, ценностно-потребностный, эмоционально-волевой компоненты), критериями сформированности которого выступают: знания о здоровье; эмоциональноценностное отношение к своему здоровью; мотивы самосовершенствования, самореализации, стремление к рефлексии. Качественными показателями сформированности мотивационно-ценностного отношения к здоровью у студентов являются три уровня, характеризующиеся устойчивостью признаков, регулярностью и интенсивностью проявления.

Для высокого уровня сформированности мотивационно-ценностного отношения к здоровью характерны полное и ясное осознание здоровья в качестве ценностной ориентации; эмоционально-ценностное отношение к своему здоровью проявляется ярко; актуальны мотивы самосовершенствования, самореализации, стремление к рефлексии.

Для среднего уровня свойственны поверхностные представления о здоровье; личностная оценка своего здоровья проявляется слабо; отношение к здоровью проявляется на эмоционально-чувственном уровне.

Для низкого уровня присущи элементарные, отрывочные представления о здоровье; эмоционально-ценностное отношение к здоровью не проявляется; стремление к рефлексивному осмыслению отсутствует; преобладают мотивы формального исполнения принципов здорового образа жизни.

На констатирующем этапе исследования нами было проведено анкетирование и собеседование со 130 студентами педагогического вуза (67 студентов составили экспериментальную группу, 63 - контрольную). Было выявлено, что на высоком уровне сформированности мотивационно-ценностного отношения к здоровью находятся 47,7 % студентов экспериментальной группы и 49,2 % - контрольной; данные обучающиеся осознают общественную и личностную значимость здоровья, получают удовольствие от валеоло-гической деятельности, владеют ее навыками, проводят мероприятия по поддержанию и укреплению своего здоровья. Однако именно эти студенты чаще всего имеют подготовительную и специальную группы здоровья.

У 10,4 % студентов экспериментальной группы и 7,9 % - контрольной диагностирован средний уровень сформированности мотивационно-ценностного отношения к здоровью, у оставшихся (41,8 % - в экспериментальной и 42,9 % - в контрольной группах) -низкий. Наличие такого большого количества студентов, находящихся на низком уровне, связано с тем, что о здоровье большинство людей начинает задумываться только тогда, когда его лишается.

Результаты констатирующего этапа экспериментального исследования показали необходимость проведения формирующего этапа. Нами были разработаны теоретическая модель формирования мотивационно-ценностного отношения к здоровью у студентов, представляющая собой поликомпонентную структуру, включающую целеориентацион-

ный (цель, задачи), содержательный (валеологические знания и умения), организационнопроцессуальный (принципы, формы, методы, средства обучения) и результативный компоненты, а также технология формирования мотивационно-ценностного отношения к здоровью у студентов в процессе физического воспитания, которая состоит из трех этапов (табл. 1).

Таблица 1

Этапы и структурные составляющие технологии формирования мотивационно-ценностного отношения к здоровью у студентов в процессе физического воспитания

Структурные Этапы

составляющие мотивационно- когнитивный рефлексивно- преобразующий деятельностно- творческий

Цель стимулирование интересов к здоровьесозидающей деятельности, систематизация знаний о социальном и личностном значении здоровья формирование личностной позиции по отношению к своему здоровью формирование умений здоровьесозидающей деятельности

Методы моделирования, реконструкции, упражнений эмпатии, рефлексии, контраста проектов, упражнений

Средства программа курса «Физическая культура и здоровье» практические занятия в центре здоровья массовые физкультурнооздоровительные и рекреационные мероприятия

Результат сформированные знания о социальном и личностном значении здоровья и интерес к их пополнению сформированная личностная позиция студента по отношению к своему здоровью владение навыками и умениями здоровьесозидающей деятельности

Условия включение в содержание практических занятий по дисциплине «Физическая культура» знаний о здоровье дифференциация содержания физического воспитания с учетом интересов и способностей студентов организация самостоятельной деятельности студентов по поддержанию и укреплению своего здоровья

Средства контроля опросник и др. методика «Диагностический тест отношений» и др. модифицированная методика «Личностные достижения» П. А. Шептенко, Г. А. Ворониной

Содержание работы по формированию мотивационно-ценностного отношения к здоровью у студенческой молодежи строилось в трех направлениях, соответствующих трем компонентам, при этом учитывались следующие педагогические условия: включение в содержание практических занятий по дисциплине «Физическая культура» валеоло-гических знаний, умений и навыков; дифференциация содержания физического воспитания с учетом интересов и способностей студентов; организация самостоятельной деятельности студентов по поддержанию и укреплению своего здоровья и др.

После формирующего этапа эксперимента была вновь проведена диагностика сформированности мотивационно-ценностного отношения к здоровью у студентов.

Проведенные нами исследования показали, что в экспериментальной группе на высоком уровне сформированности мотивационно-ценностного отношения к здоровью находятся 88,1 % студентов, остальные (11,9 %) имеют средний уровень. Не осталось студентов, имеющих низкий уровень.

В контрольной же группе изменения были незначительные.

Для повышения достоверности оценки результатов процесса формирования мотивационно-ценностного отношения к здоровью у студентов в процессе физического воспитания и эффективности нашего педагогического воздействия на данный процесс мы воспользовались статистикой, называемой %2-критерием.

Полученное нами значение %2-критерия в контрольной группе (6,66) меньше, а в экспериментальной (75,99) - больше соответствующего табличного значения m - 1 = 2 степеней свободы, составляющего 13,82 при вероятности допустимой ошибки меньше чем 0,001. Следовательно, предположение о значимых изменениях, которые произошли в уровне сформированности мотивационно-ценностного отношения к здоровью у студентов в результате проведения формирующего эксперимента, подтвердилось.

Резюме. Разработанные и апробированные модель формирования мотивационноценностного отношения к здоровью у студентов, технология ее реализации в процессе физического воспитания, педагогические условия (включение в содержание практических занятий по дисциплине «Физическая культура» валеологических знаний, умений и навыков; дифференциация содержания физического воспитания с учетом интересов и способностей студентов; организация самостоятельной деятельности студентов по поддержанию и укреплению своего здоровья) позволили существенно повысить уровень сформированности мотивационно-ценностного отношения к здоровью у студентов экспериментальной группы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алешина, Л. И. Формирование мотивации здорового образа жизни будущего учителя в процессе профессиональной подготовки : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Л. И. Алешина. - Волгоград, 1998. - 33 с.

2. Колбанов, В. В. Валеологическая служба в образовательных учреждениях / В. В. Колбанов // Тез. докл. Всерос. науч.-практ. конф. «Проблемы валеологии в образовании». - Липецк : ЛПИ, 1995. - С. 54-55.

3. Маджуга, А. Г. Педагогическая концепция здоровьесозидающей функции образования : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01 / А. Г. Маджуга. - Владимир, 2011. - 49 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.