УДК 378.172
ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВЬЮ
У СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Н. В. Васильева - аспирант М. Б. Кожанова - доктор педагогических наук, профессор ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева» Чебоксары
THE STUDENTS MOTIVATIONALLY VALUABLE ATTITUDE TOWARDS THE HEALTH FORMING TECHNOLOGY
N. V. Vasilyeva - Postgraduate student M. B. Kozhanova - Doctor of Pedagogical Sciences, Professor SEI HPE «Chuvashskiy State Pedagogical University named by I.Ya. Yakovlev»
Cheboksary
e-mail: [email protected]
Ключевые слова: технология, мотивационно-ценностное отношение, здоровье, студенты, педагогические условия.
Аннотация. В статье описана технология формирования мотивационно-ценностного отношения к здоровью у студентов в процессе физического воспитания, рассматриваемая автором как продуманный во всех деталях, специально организованный педагогический процесс, включающий специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов, средств физического воспитания, описание планируемых результатов и направленный на достижение высокого уровня осознания социального и личностного значения здоровья; выработку личностной позиции по отношению к своему здоровью; активизацию здо-ровьесозидающего поведения личности.
Key words: technology, motivationally valuable attitude, health, students, pedagogical conditions.
Annotation. The technology of the students motivationally valuable attitude towards the health forming among which the author regards as a detailed and specially organized pedagogical process including the special jet and grouping of forms, methods, ways, modes and means of training, the description of the planned results and directing to the achievement of a high standard of knowledge social and personal value of health; development of a personal position in relation to the health; conducting a healthy way of life.
ВВЕДЕНИЕ
Происходящие масштабные преобразования российского общества повлияли на социально-экономическую, культурную, духовную жизнь людей, вызвали глубокие и непредсказуемые изменения в их бытии и сознании, в образе жизни, неблагоприятно отразились на состоянии здоровья населения. Особенно уязвимым оказалось подрастающее
поколение, поскольку ребенок фактически формируется в среде окружающих его людей, зачастую имеющих низкий уровень культуры здоровья.
По статистике 80-85% детей школьного возраста имеют плохое здоровье, более 60% студентов вузов нуждаются в стационарном лечении, 85% учителей имеют хронические заболевания.
В исследованиях многих современных ученых доказано, что у школьных учителей и студентов педагогических вузов недостаточно знаний по основам гигиены, медицины, физической культуры; занятия физической культурой в сфере организованного образовательного процесса не удовлетворяют потребности в двигательной активности; для большинства будущих учителей направленность интересов и уровень их сформированности в сфере культуры здоровья характеризуется лишь декларативным провозглашением положительного отношения к здоровью и здоровому образу жизни, но не практической реализацией этих идей и принципов.
По мнению Д. В. Колесова, и мы с ним полностью согласны, состояние здоровья современного человека зависит от его собственного к нему отношения, а выработка такого отношения - важнейшее условие оздоровления общества [3].
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни педагогическими средствами является стратегическим и базируется на системном подходе. Основными системообразующими факторами педагогики здоровья, замечает В.В. Кол-банов, являются формы и методы педагогических воздействий, направленных на стимуляцию нравственных, психических, физических и соматических компонентов здоровья [2].
В исследовании А.Г. Маджуги [4] отмечается, что в основе построения индивидуальной программы здорового образа жизни лежит доминирующий мотив, с которым связан уровень активности личности в отношении своего здоровья и уровень индивидуальной системы ценностей, обеспечивающих актуализацию ресурсов личности в ходе построения индивидуальных программ оздоровления.
На основе анализа ряда исследований нами было установлено, что мотивационно-ценностное отношение студентов к здоровью представляет собой социально обусловленную причастность субъекта обучения к конкретному виду здоровьесозидающей деятельности, формирование которой зависит от индивидуально-типологических особенностей студентов. Важным личностно-психологическим свойством, предполагающим у студентов устойчивый, мотивированный интерес к поддержанию и укреплению своего здоровья, является осознанная оценка социального и личностного значения здоровья. При этом социальнозначимые цели взаимодействуют с личностными намерениями и мотивами, сопровождают выработку личностной позиции по отношению к своему здоровью, активизируют процесс формирования здоровьесозидающей деятельности.
Такое понимание мотивационно-ценностного отношения к здоровью предполагает выделение следующих его компонентов: знаниевого, эмоционально-волевого и поведенческого. Причем отношение к здоровью у студента проявляется при наличии всех трех компонентов и взаимосвязей между ними, что позволяет анализировать их как целостность. Признак целостности является важным критерием определения отношения к здоровью.
Формирование у студентов мотивационно-ценностного отношения к здоровью в процессе физического воспитания предполагает выбор наиболее эффективного (в пределе оптимального) варианта управляемого учебно-воспитательного процесса в соответствии с заданными критериями и целями. Данный процесс можно рассматривать через призму педагогической технологии.
Рассмотрение сущности понятия «технология» позволило нам установить, что если еще в 70-80-е годы XX века это понятие соотносилось только с производственными процессами, то уже в малом толковом словаре русского языка (1990 г.) сущность понятия «технология» трактуется не только как совокупность процессов и методов обработки материала в какой-нибудь отрасли производства, но и как совокупность средств и способов достижения ре-
зультатов в какой-нибудь деятельности вообще, что делает вполне допустимым использование данного термина и применительно к педагогической деятельности.
Формирование у студентов мотивационно-ценностного отношения к здоровью в процессе физического воспитания есть педагогическая деятельность, следовательно, можно говорить о технологизации данного процесса.
Анализ ряда работ позволил нам придерживаться позиции, согласно которой технологию формирования мотивационно-ценностного отношения к здоровью у студентов в процессе физического воспитания можно рассматривать как продуманный во всех деталях, специально организованный педагогический процесс, включающий специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов, средств физического воспитания, описание планируемых результатов и направленный на достижение высокого уровня осознания социального и личностного значения здоровья; выработку личностной позиции по отношению к своему здоровью; активизацию здоровьесозидающего поведения личности.
При разработке технологии нами учитывался тот факт, что любая педагогическая технология должна удовлетворять основным методологическим требованиям:
- опираться на определенную научную концепцию;
- обладать всеми признаками системы;
- предполагать возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов;
- быть эффективной по результатам и оптимальной по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения;
- воспроизводиться в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.
В концептуальном плане при проектировании процесса физического воспитания в вузе, способствующего формированию мотивационно-ценностного отношения к здоровью у студентов, мы опирались на следующие методологические положения, выделенные С.В. Антоновым [1]:
- здоровый образ жизни - это активная деятельность людей, направленная на сохранение, улучшение и укрепление здоровья. Основными компонентами здорового образа жизни являются: соблюдение правил личной гигиены; рациональное питание; преодоление вредных привычек; оптимальная двигательная активность; разумное чередование труда и отдыха; закаливание; психогигиена; общение с природой.
- форма организации процесса физического воспитания студентов должна обеспечивать как можно большие возможности для освоения каждым из них ценностей физической культуры и спорта в соответствии с индивидуальными задатками, способностями, личностными установками, потребностями, притязаниями и интересами, уровнем физического развития и подготовленности;
- в процессе физического воспитания должны обязательно использоваться современные технологии спортивной, кондиционной и оздоровительной тренировки студентов, осуществляемой в тесном единстве с их моторным обучением;
- ведущим направлением организации физического воспитания должно быть объединение в учебно-тренировочные группы студентов относительно однородных по интересам, потребностям, притязаниям, уровню физической подготовленности, типологическим особенностям морфо-функционального статуса и степени биологической зрелости.
Разрабатываемая педагогическая технология формирования мотивационно-ценностного отношения к здоровью у студентов в процессе физического воспитания предполагает:
- систематизированное применение оптимальных средств физического воспитания;
- логичное деление педагогического процесса на взаимосвязанные и взаимообусловленные этапы;
- пошаговую координацию и синхронизацию действий по их выполнению и коррекции.
На первом этапе проектирования технологии формирования мотивационно-ценностного отношения к здоровью у студентов в процессе физического воспитания нами были определены цели, определяющие характер и системную упорядоченность отдельных технологических шагов и операций.
Исследуемая нами технология спроектирована для реализации целей, ориентированных на формирование у студентов знаний о социальном и личностном значении здоровья; выработку личностной позиции по отношению к своему здоровью; активизацию здоровьесо-зидающего поведения личности.
Этап целеполагания - необходимое, но недостаточное условие проектирования технологии формирования мотивационно-ценностного отношения к здоровью у студентов в процессе физического воспитания. Характер отношения к здоровью, его специфика определяют необходимость отбора и структурирования содержания физического воспитания студентов в контексте реализации здоровьесозидающей деятельности. Исходя из этого, следующим этапом проектирования технологии выступили отбор и структурирование содержания физического воспитания студентов.
Для эффективного построения содержания процесса физического воспитания, способствующего формированию мотивационно-ценностного отношения к здоровью у студентов, мы использовали:
- системный подход, позволивший разработать стройную систему данного процесса, охарактеризовать все его основные элементы (цель, содержание, средства, методы);
- деятельностный подход, направляющий все педагогические меры на организацию интенсивной, постоянно усложняющейся здоровьесозидающей деятельности;
- личностный подход, предполагающий в качестве ведущего ориентира формирование личностной позиции по отношению к своему здоровью;
- аксиологический подход, обосновывающий содержание с точки зрения общечеловеческих ценностей.
Следующий этап проектирования и конструирования технологии формирования мо-тивационно-ценностного отношения к здоровью у студентов в процессе физического воспитания предполагал разработку процессуальной стороны данного процесса: определение этапов, их целей, задач и средств достижения планируемых результатов. Определение конкретных технологических этапов и их последовательности осуществлялось на основе логики процесса формирования мотивационно-ценностного отношения к здоровью у студентов. Следует отметить, что каждый из этапов имеет своеобразные цели, задачи, средства, результаты и условия, которые обеспечивают их реализацию. Вместе с тем работа по тем или иным этапам может иметь временные точки пресечения. Так, диагностические мероприятия проводятся и на исходно-диагностическом этапе, и на основном этапе (для мониторинга результатов). Мотивационная работа может осуществляться не только на начальном этапе работы, но и во время реализации программы.
Анализ структурных элементов мотивационно-ценностного отношения студентов к здоровью позволил нам сформулировать технологическую цепочку его формирования в процессе физического воспитания, которую целесообразно разделить на три этапа. Переход от одного этапа процесса к другому связан с достижением определенного уровня сформирован-ности компонентов мотивационно-ценностного отношения к здоровью у студентов.
Технология формирования мотивационно-ценностного отношения к здоровью у студентов в процессе физического воспитания состоит из трех этапов.
Первый (мотивационно-когнитивный) этап включает: цель (стимулирование интересов к здоровьесозидающей деятельности, систематизация знаний о социальном и личностном значении здоровья), методы (моделирование, реконструкция, упражнения), средства (программа курса «Физическая культура и здоровье»), результат (сформированные знания о социальном и личностном значении здоровья и интерес к их пополнению), условия (включение
в содержание практических занятий по дисциплине «Физическая культура» знаний о здоровье), средства контроля (опросник и др.).
Второй (рефлексивно-преобразующий) этап включает: цель (формирование личностной позиции по отношению к своему здоровью), методы (эмпатии, рефлексии, контраста), средства (практические занятия в центре здоровья), результат (сформированная личностная позиция студента по отношению к своему здоровью), условия (дифференциация содержания физического воспитания с учетом интересов и способностей студентов), средства контроля (методика «Диагностический тест отношений» и др.).
Третий (деятельностно-творческий) этап включает: цель (формирование умений здо-ровьесозидающей деятельности), методы (проектов, упражнений), средства (массовые физкультурно-оздоровительные и рекреационные мероприятия), результат (владение навыками и умениями здоровьесозидающей деятельности), условия (организация самостоятельной деятельности студентов по поддержанию и укреплению своего здоровья), средства контроля (модифицированная методика «Личностных достижений» П.А. Шептенко, Г.А. Ворониной).
Представленная технология не является статичной, она может быть динамична и вариативна.
Литература
1. Антонов, С.В. Формирование умений валеологической деятельности у студентов в процессе физического воспитания : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / С.В. Антонов. - Чебоксары, 2008. - 24 с.
2. Колбанов, В.В. Валеологическая служба в образовательных учреждениях / В.В. Колбанов // Проблемы валеологии в образовании : тез. докл. Всерос. н.-практ. конф. - Липецк : ЛПИ, 1995. - С. 54-55.
3. Колесов, Д.В. Валеология - новое направление в валеологических науках / Д.В. Колесов // Биология в школе. - 1997. - № 2. - С. 15-19.
4. Маджуга, А.Г. Педагогическая концепция здоровьесозидающей функции образования : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01 / А.Г. Маджуга. - Владимир, 2011. - 49 с.
Literature
1. Antonov, S.V. Formation of abilities of valeological activity of students in the process of physical training : author's abstract. dis. ... Can. of Ped. Sciences : 13.00.04 / S.V. Antonov. - Cheboksary, 2008. - 24 p.
2. Kolbanov, V.V. Valeological service in educational institutions / V.V. Kolbanov // Problems of valeology in education : thes. of rep. of Intern. theoretical and practical conference. - Lipetsk : LPI, 1995. - P. 54-55.
3. Kolesov, D.V. Valeology is a new direction in valeological sciences / D.V. Kolesov // Biology in school. -1997. - № 2. - P. 15-19.
4. Madghuga, A.G. The pedagogical concept of health creating functions of education : author's abstract. dis. ... Can. of Ped. Sciences : 13.00.01. / A.G. Madghuga. - Vladimir, 2011. - 49 p.
Статья поступила в редакцию 23.10.2011 г.