УДК 378.172
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВЬЮ
PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION OF THE MOTIVATIONALLY VALUABLE ATTITUDE TOWARDS HEALTH AMONG STUDENTS
Н. В. Васильева N. V. Vasilyeva
ФГБОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары
Аннотация. В статье теоретически и экспериментально представлено исследование проблемы формирования у студентов мотивационно-ценностного отношения к здоровью.
Abstract. This article presents the research of the problem of formation towards health among students theoretically and experimentally.
Ключевые слова: мотивационно-ценностное отношение, здоровье, студенты, педагогические условия.
Keywords: motivationally valuable attitude, health, students, pedagogical conditions.
Актуальность исследуемой проблемы. Основой успешного формирования социально активной личности является состояние здоровья человека. Это положение определяет актуальность исследования процесса формирования мотивационно-ценностного отношения к здоровью у студентов и выявления педагогических условий его эффективного осуществления.
Следует отметить, что для современного периода развития общества характерно резкое ухудшение физического, психического и нравственного здоровья, понижение резервов жизнедеятельности человека. Анализ состояния здоровья студенческой молодежи убеждает в том, что существовавшая система его формирования значительно подорвана, а новая только создается. Отсутствуют реальные социальные и экономические возможности, способные повлиять на причины ухудшения здоровья отдельного человека и нации в целом. Ряд исследователей считают, что в этом кроется одна из причин пренебрежительного отношения большей части студенчества к своему здоровью, к здоровому образу жизни.
Вопросы ценностного отношения к здоровью нашли отражение в работах Б. С. Бра-тусь, О. С. Васильевой, В. Я. Дорфмана, Л. С. Драгунской, Е. Р. Калитеевской, Д. А. Леонтьева, В. И. Новикова, В. П. Озерова, Ф. Р. Филатова и др. Исследователями установлено, что у большинства студентов отсутствует ценностное отношение к здоровью; на-
блюдается нерациональное планирование режима жизнедеятельности, питания, организации физической активности и т. д.
В настоящее время получены новые научные данные о негативных тенденциях в сбережении здоровья подрастающего поколения, связанных с особенностями современной системы образования, которая, во-первых, не побуждает и не научает «конструировать» собственное здоровье, во-вторых, противоречит естественным потребностям и является патогенным фактором в жизнедеятельности личности. Статистические и научные исследования показывают, что в образовательных учреждениях в связи с увеличением учебной нагрузки значительно снижается качество здоровья подрастающего поколения, а неумение активно отдыхать, используя разнообразные средства физической культуры, приводит к патологическим необратимым изменениям. Многие исследователи утверждают, что в последнее время человек становится только потребителем своего здоровья, но не его производителем, что свидетельствует о недостаточном уровне сформированно-сти валеологической культуры личности; оздоровление жизни нашего общества предполагает осознание огромной роли образования в утверждении самоценности человеческой личности, приоритета общечеловеческих ценностей [1].
В связи с вышесказанным, мы можем сделать вывод о том, что требуется глубокая мировоззренческая переориентация общества в отношении здоровья подрастающего поколения как важнейшей социальной ценности. Следовательно, особую актуальность приобретает проблема формирования у студентов мотивационно-ценностного отношения к здоровью.
Целью данной работы является выявление педагогических условий, способствующих формированию мотивационно-ценностного отношения к здоровью у студентов педагогического вуза. Для ее достижения нами последовательно решался ряд взаимосвязанных задач: уточнить сущностно-содержательную характеристику понятия «мотивацион-но-ценностное отношение студентов к здоровью»; определить критерии, показатели и уровни сформированности у студентов мотивационно-ценностного отношения к здоровью; разработать модель формирования у студентов мотивационно-ценностного отношения к здоровью, экспериментально обосновать педагогические условия формирования мотивационно-ценностного отношения к здоровью.
Материал и методика исследований. Для решения поставленной цели нами были использованы следующие методы: анализ психолого-педагогической литературы, анкетирование, беседа, методы математической обработки данных исследования.
Экспериментальная работа проводилась на базе ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева».
Результаты исследований и их обсуждение. Выявление сущности исследуемого явления привело нас к заключению, что мотивационно-ценностное отношение студентов к здоровью представляет собой социально обусловленную причастность субъекта обучения к конкретному виду валеологической деятельности, формирование которой зависит от индивидуально-типологических особенностей студентов. Важным личностно-психологическим свойством, предполагающим у студентов устойчивый, мотивированный интерес к поддержанию и укреплению своего здоровья, является осознанная оценка социального и личностного значения здоровья. При этом социально значимые цели взаимодействуют с личностными намерениями и мотивами, сопровождают выработку личностной позиции по отношению к своему здоровью, активизируют процесс формирования валеологической деятельности.
Сохранение и укрепление здоровья, по мнению И. А. Лавричевой, находятся в прямой зависимости от уровня культуры, которая отражает меру осознания и отношения человека к самому себе. Человек в силу освоенных им знаний и жизненных установок сам выбирает себе образ жизни с учетом ее условий, опираясь на собственный уровень культуры. Важное место в исходных посылках должны занимать личностно-мотивационные качества человека, его жизненные ориентиры. Личностно-мотивационная установка человека на воплощение своих социальных, физических, интеллектуальных и психических способностей и возможностей лежит в основе формирования здорового образа жизни [3].
Предметом профессионального интереса специалистов, работающих не только в области медицины, но и педагогики, являются исследования, раскрывающие проблемы здоровья молодежи в системе образования. Возрождение отечественной культуры здоровья как части общечеловеческой культуры возможно только совместными усилиями: медицине, как никогда, необходима помощь педагогики, так как все основные «факторы риска» имеют поведенческую основу. Поведение же всегда связано с мотивацией, которая вырабатывается именно воспитанием.
Многие ученые под здоровым образом жизни понимают жизнедеятельность человека, организованную в соответствии с гигиеническими нормативами, рациональным режимом труда, быта, отдыха, правильным питанием, медицинским обслуживанием, способствующими укреплению адаптационных возможностей человека и обеспечивающими полноценное выполнение социальных функций и достижение активного долголетия [4], [5], [6].
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни педагогическими средствами является стратегическим и базируется на системном подходе. Основными системообразующими факторами педагогики здоровья являются формы и методы педагогических воздействий, направленных на стимуляцию нравственных, психических, физических и соматических компонентов здоровья [2].
Критериями мотивационно-ценностного отношения студентов к здоровью являются его содержание и деятельностные характеристики. Содержание ценностного отношения студентов к здоровью отражают конкретные мотивы, ценностные ориентации и цели личности. Деятельностные характеристики ценностного отношения студентов к здоровью выражают степень интериоризации и актуализации ее ценностей и их влияние на личностное и профессиональное развитие будущего специалиста.
Такое понимание мотивационно-ценностного отношения к здоровью предполагает вычленение следующих трех компонентов: знаниевого, эмоционально-волевого и поведенческого. Причем отношение к здоровью у студента проявляется при наличии всех трех компонентов и взаимосвязей между ними, что позволяет анализировать их как целостность. Признак целостности является важным критерием определения отношения к здоровью.
Каждому из компонентов мотивационно-ценностного отношения студентов к здоровью соответствуют определенные критерии. Когнитивный критерий мотивационно-ценностного отношения студентов к здоровью проявляется в осознании будущим специалистом общественной и личностной значимости здоровья. Эмоционально-волевой критерий мотивационно-ценностного отношения студента к здоровью определяет степень, с которой валеологическая деятельность удовлетворяет и может удовлетворять потребность в поддержании и укреплении своего здоровья. Его показателями являются: непосредственная удовлетворенность валеологической деятельностью, оценка личной зна-
чимости данного вида деятельности, оценка своих способностей к данному виду деятельности. Показателями деятельностного критерия мотивационно-ценностного отношения студентов к здоровью являются: деятельность по поддержанию и укреплению своего здоровья, навыки валеологической деятельности.
На констатирующем этапе исследования нами было проведено анкетирование и собеседование со 130 студентами педагогического вуза. Было выявлено, что большинство (60 %) респондентов оценивают здоровье как самое главное в жизни. Они считают, что все важные решения должны приниматься так, чтобы не навредить здоровью.
Среди опрошенных студентов 8 % полагают, что здоровье, конечно, важно, но иногда можно забыть о нем ради карьеры, дополнительного заработка или развлечения.
Можно отметить, что 30 % студентов считают, что здоровье важно наряду с учебой, работой, семьей, развлечениями, но не более.
Однако 2 % студентов предпочитают жить так, как им это нравится, ни в чем себя не ограничивая, с риском и острыми ощущениями.
Проанализировав все полученные результаты, мы распределили студентов по трем уровням сформированности мотивационно-ценностного отношения к здоровью (позитивный, индифферентный и негативный).
На позитивном уровне сформированности мотивационно-ценностного отношения к здоровью находится 47,7 % студентов, они осознают общественную и личностную значимость здоровья, получают удовольствие от валеологической деятельности, владеют ее навыками, проводят мероприятия по поддержанию и укреплению своего здоровья. Как правило, именно эти студенты имеют подготовительную, специальную группы здоровья.
У 9,2 % студентов диагностирован негативный уровень сформированности мотива-ционно-ценностного отношения к здоровью, у оставшихся (43,1 %) - индифферентный. Наличие такого большого количества студентов, находящихся на индифферентном уровне, связано с тем, что о здоровье большинство людей начинает задумываться только тогда, когда его лишается.
Результаты констатирующего этапа экспериментального исследования показали необходимость проведения формирующего этапа. Нами была разработана модель формирования мотивационно-ценностного отношения к здоровью у студентов, представляющая собой поликомпонентную структуру, включающую целеориентационный (цель, задачи), содержательный (валеологические знания и умения), организационно-процессуальный (принципы, формы, методы, средства обучения) и результативный компоненты.
Работа по формированию мотивационно-ценностного отношения к здоровью у студенческой молодежи проводилась в трех направлениях, соответствующих трем компонентам, при этом учитывались следующие педагогические условия: включение в содержание практических занятий по дисциплине «Физическая культура» валеологических знаний, умений и навыков; дифференциация содержания физического воспитания с учетом интересов и способностей студентов; организация самостоятельной деятельности студентов по поддержанию и укреплению своего здоровья и др.
После формирующего этапа в контрольной (63 чел.) и экспериментальной (67 чел.) группах были вновь проведены опрос и анкетирование.
Результаты опроса студентов экспериментальной группы показали, что 89,6 % студентов знают, что такое здоровье, 1,5 % - не знают и 8,9 % - знают частично. На вопрос «Нужны ли знания о здоровье?» 95,5 % студентов ответили, что нужны, 1,5 % - не нужны и 3,0 % - иногда. Большинство студентов (98,5 %) на вопрос «Ваше отношение к здоровому образу жизни?» ответили, что положительное.
68,6 % студентов понимают, что большую роль в формировании здоровья играет физическая культура.
Можно отметить, что большинство студентов (71,6 %) применяют знания о поддержании и укреплении своего здоровья в жизни, 3 % - нет и 25,4 % - частично. Опрос показал, что 68,6 % студентов экспериментальной группы стали планировать свой режим дня, 31,4 % - делают это непостоянно.
На вопрос «Соблюдаете ли вы правила личной гигиены?» 98,5 % студентов ответили, что соблюдают постоянно и только 1,5 % - не всегда.
Среди опрошенных организуют свое питание и быт 77,6 % студентов, 22,4 % - частично.
Можно отметить, что большинство студентов (89,5 %) стараются вести здоровый образ жизни, остальные - хотели бы, но не всегда получается.
Все студенты считают здоровье главным условием жизнедеятельности. В качестве основных мотивов необходимости наличия хорошего здоровья отмечают успешную карьеру, собственное спокойствие и ведение полноценного образа жизни. Большая часть студентов достаточно четко понимает, что основным фактором, определяющим здоровье, является образ жизни.
Проведенные нами исследования показали, что в экспериментальной группе на позитивном уровне сформированности мотивационно-ценностного отношения к здоровью, после проведенного формирующего этапа, находятся 88 % студентов, остальные имеют индифферентный уровень. Не осталось студентов, имеющих негативный уровень.
В контрольной же группе изменения были незначительные.
Резюме. Проведенная работа позволила существенно повысить уровень сформиро-ванности мотивационно-ценностного отношения к здоровью у студентов экспериментальной группы. Таким образом, последовательное всестороннее и научно обоснованное здоровьесберегающее образование способствует сохранению и укреплению здоровья студентов. Система образования и семья как социальные институты способны воплотить идеи здоровьесбережения педагогическими средствами.
ЛИТЕРАТУРА
1. Антонов, С. В. Формирование умений валеологической деятельности у студентов в процессе физического воспитания : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / С. В. Антонов. - Чебоксары, 2008. - 24 с.
2. Колбанов, В. В. Валеологическая служба в образовательных учреждениях / В. В. Колбанов // Тез. докл. Всерос. науч.-практ. конф. «Проблемы валеологии в образовании». - Липецк : ЛПИ, 1995. - С. 54-55.
3. Лавричева, И. А. Формирование валеологической культуры студентов : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / И. А. Лавричева. - Саратов, 2002. - 23 с.
4. Марков, В. В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней : учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. В. Марков. - М. : Издательский центр «Академия», 2001. - 320 с.
5. Царегородцев, Г. И. Социально-медицинская профилактика / Г. И. Царегородцев, И. А. Гундаров // Вестник АМН СССР. - 1990. - № 4. - С. 9-16.
6. Чумаков, Б. Н. Валеология : учеб. пособ. / Б. Н. Чумаков. - 2-е изд., исправ. и доп.- М. : Педагогическое общество России, 1999. - 407 с.