УДК
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ
О.В.Петрова
В статье рассматриваются актуальные проблемы формирования культуры здорового образа жизни студентов. Автором представлен анализ научной литературы по данной проблеме.
Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, формирование культуры здорового образа жизни.
Новый этап развития российской системы образования характеризуется изменением представлений о личности студента, которая выступает в качестве системообразующего начала образовательного процесса и, кроме социальных качеств, наделяется субъективными свойствами, определяющими ее самостоятельность, способность к саморегуляции. Сегодня обществу требуется такое развитие личности студента в процессе образования, которое даст ей возможность в дальнейшем опережать существующую в каждый момент времени востребованность знаний путем собственной познавательной активности, умения сочетать широкие общие знания с возможностью постижения ограниченного числа дисциплин. Общий культурный уровень является ключом к непрерывному образованию, его основой, нужной для того, чтобы учиться на протяжении всей жизни [7, с. 49].
Важнейшим условием самореализации человека во всех сферах деятельности является образ жизни. Здоровый образ жизни - это одно из условий эффективной профессиональной деятельности современного человека, а проблема формирования культуры здорового образа жизни студентов имеет социальное и экономическое значение. Здоровье отражает качественную сторону характера включенности личности в социальную сферу, является важной естественной предпосылкой её творческой активности [1,с.268].
Культура здорового образа жизни студентов - это ценностное отношение личности к своему здоровью и осознанное стремление к его сохранению и укреплению. Под культурой здорового образа жизни мы будем понимать сложное системно-структурное образование, интегративное качество личности, отражающее личностные и социально-значимые потребности в здоровье, интегрированные в знаниях и практической деятельности. Содержание культуры здорового образа жизни студентов составляют аксиологический, когнитивный, информационно-коммуникативный и поведенческий компоненты.
Проблемам формирования культуры здорового образа жизни посвящены научные работы С.
О. Авчинниковой, Т.М. Алимовой, Е.В. Воронина, Г.А. Кураевой, Т. Ю. Никифоровой, Е.Г. Новолодской. Исследованию проблем формирования культуры здоровья посвящены работы М. Я. Виленского, И. И. Брехмана, В. П. Казначеева, Р. О. Серебряковой. Проблемы валеологического образования и воспитания, развития мотивации здоровьесбережения обучающихся рассмотрены в работах Г. К. Зайцева, Ю. П. Лисицина и др. В исследованиях Д. В. Викторова, И. А. Лавричевой и др. рассматривается стратегия развития мотивации здоровьесбережения. Н. М. Амосов, В. В. Баранов, Э. Н. Вайнер, В. Н. Муравьев доказывают необходимость выработки у человека привычки здорового повседневного проживания, потребность человека в поддержании и укреплении здоровья рассматривается ими как одна из ведущих потребностей в системе профессиональных ценностей.
Состояние здоровья молодого поколения при любых социально-экономических и политических условиях является актуальной государственной проблемой и предметом первоочередной важности, так как оно определяет будущее страны, ее экономический и научный потенциал, генофонд нации. Сегодняшняя ситуация со здоровьем молодого поколения в Российской Федерации - главная стратегическая проблема национальной безопасности [10, с. 41]. Состояние физического и психического здоровья молодежи, отношение к своему здоровью, культура здорового образа жизни остается особо острой в российских условиях, поскольку современная ситуация отличается недостаточно благоприятной экологической обстановкой, высокими показателями заболеваемости и смертности.
Данные официальной статистики за последние годы показывают, что здоровье в России хуже, чем в большинстве индустриально развитых стран [3, с.44]. В нашей стране низкий уровень культуры здорового образа жизни молодежи: в обществе сохраняется потребительское отношение к своим внутренним ресурсам. Кризис здоровья молодежи в России угрожает национальной безопасности, экономическому и социальному развитию.
Основой профилактики заболеваний и укрепления здоровья молодежи является здоровый образ жизни и формирование культуры здорового образа жизни. Воспитание сильного молодого поко-
ления возможно при условии отношения к здоровью как главной ценности и должно быть критерием развития страны. Донести идею культуры здорового образа жизни нужно до сознания каждого человека, особенно среди молодежи [6, с.78].
Решение социальных, экономических проблем, эффективность модернизации российского образования, достижение опережающего развития профессиональной системы образования невозможно без повышения уровня культуры здорового образа жизни, и как следствие этого физического и психического здоровья молодого поколения, именно поэтому необходимо изучить основы культуры здорового образа жизни и проанализировать его уровень у студентов. Здоровье - один из ведущих условий успешного социального и экономического развития.
В инициативах Д.А. Медведева «Наша новая школа» отдельным направлением деятельности системы образования является сохранение здоровья в процессе образования и рассмотрение общественностью здоровья молодежи как залога успеха национального достояния, гарантии стабильного социальноэкономического развития. Гармонически развитая личность в сочетании физических, духовных и интеллектуальных качеств является общественно значимой целью. Однако существует противоречие между поставленными задачами и реальным состоянием здоровья учащейся молодежи. У 50% обучающихся здоровье ухудшается, из этого вытекает, что с одной стороны, образование должно быть здоровьесберегающим, а с другой стороны, необходимо повысить ответственность за свое здоровье и культуру здорового образа жизни личности.
Культура поведения начинается с отношения к своему здоровью, здоровому образу жизни. Специалисты Всемирной организации здравоохранения дают такое определение здоровья: «это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов» [9]. Более конкретную формулировку предлагает А.Г. Щедрина: «здоровье - это целостное многомерное динамическое состояние, включая его позитивные и негативные показатели, которое развивается в условиях конкретной социальной и экологической среды и позволяет человеку осуществлять его биологические и социальные функции» [11, с.27]. Данное определение представляет здоровье в динамике, показывает, что здоровье формируется по мере развития организма, формируется в течение длительного онтогенеза.
Основными составляющими здоровья в соответствии с современной концепцией являются физическая, психологическая, поведенческая. Индивидуальное здоровье человека включает в себя три компонента: социальное здоровье (благополучие); духовное (нравственное) здоровье; физическое здоровье. Культура здоровья - это взаимодействие всех перечисленных компонентов.
Культура здорового образа жизни предполагает владение системой знаний в области здоровья, мотивов, потребностей быть здоровым, ценностного отношения к здоровью своему и окружающих людей, к здоровому образу жизни, умений и навыков их соблюдения [4].
Мы разделяем мнение В.А. Бароненко, который отмечал что «культурность населения и его материальная обеспеченность понижают смертность и заболеваемость, удлиняют продолжительность жизни» [2, с.7].
Ухудшение здоровья современного человека связано со многими причинами. Среди основных причин нездоровья человека следует назвать образ жизни как основной фактор культуры здоровья [8, с.11-12].
Таким образом, роль культуры индивидуального здоровья следует рассматривать с позиций как индивидуально здоровья, так и вселенских законов, определяющих становление будущих поколений.
Генеральной линией укрепления здоровья является формирование культуры здорового образа
жизни.
К сожалению, можно отметить, что культура здорового образа жизни не сформирована у студентов, а здоровый образ жизни не занимает пока высокое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Следовательно, процесс формирования культуры здорового образа жизни - это проблема каждого индивида.
По нашему мнению, никакие пожелания, приказы не могут заставить человека вести здоровый образ жизни, охранять и укреплять собственное здоровье, если всем этим не управляет осознанная мотивация здоровья. Поэтому приобщение человека к культуре здорового образа жизни следует начинать с формирования у него мотивации здоровья. Забота о здоровье, его укреплении должна стать ценностным мотивом, контролирующим образ жизни человека. Образ жизни каждого человека определяет его представления о смысле жизни, отношение к окружающему миру, к себе, к своему здоровью [1, с.146].
Основными факторами здоровья являются: отношение к прошлому и будущему, эволюционная и генетическая сущность человека; отношение к себе как личности; фактор личной гигиены; вы-
работка полезных для здоровья стереотипов в жизни; адекватная самооценки для формирования эмоций, то есть соотношением результатов собственной деятельности с последствиями ее реальной ситуации, а следовательно, со стрессом; выбор интересов, профессий, видов деятельности, соответствующих способностям, наклонностям; отношение к семье, коллективу, обществу.
Основными факторами риска для здоровья являются:
1. Некачественное, несбалансированное питание, избыточный или недостаточный вес.
2. Отсутствие сформированной физической активности, осознанной потребности в регулярной физической тренировке, гиподинамия, недостаточный объём оздоровительной двигательной деятельности.
3. Экологически неблагоприятные условия труда, жизни, отдыха.
4. Нарушение режима труда и отдыха, недостаточный сон, перегрузки.
5. Злоупотребление алкоголем, употребление наркотиков, табакокурение.
6. Несоблюдение норм поведения в быту, семье, несоблюдение требований здорового образа жизни членами семьи, отсутствие цели в жизни.
7. Неудовлетворенность жизнью, работой, положением в семье,
одиночество, недостаток общения.
8. Длительная фиксация сознания на неудачах, ошибках.
9. Вредные для здоровья отрицательные эмоции (злоба, зависть, агрессивность).
10. Низкий уровень общей, нравственной, духовной, физической культуры, отсутствие здорового стиля жизни.
11. Недооценка здоровья в иерархии потребностей человека.
12. Незнание людей о возможностях укрепления здоровья.
13. Физиологические состояния, влияющие на жизнедеятельность человека.
14. Слабое участие средств массовой информации в пропаганде здоровья [5].
По мнению многих исследователей Всемирной организации здравоохранения, основными факторами риска для здоровья являются следующие: психологические, экологические, социальные, наследственные. Наиболее отрицательными факторами в данной цепи, влияющими на здоровье, являются: нерациональное питание, гиподинамия, алкоголизм, наркомания и табакокурение.
В настоящее время выделяют несколько причин неблагоприятной динамики состояния здоровья студентов. К ним относят факторы, которые определяют влияние образовательной среды учебного заведения на здоровье студентов, потому что, во-первых, примерно 70,0 % времени бодрствования студенты проводят в образовательном учреждении; во-вторых, эти влияния длительны и систематичны.
В связи с тем, что современные студенты много времени проводят в процессе обучения за компьютером не только на занятиях по информатике, но и при изучении других дисциплин, а также вне стен учебного заведения, для сохранения их здоровья важно, чтобы они соблюдали гигиенические требования при работе за компьютером.
Проблемы, касающиеся формирования культуры здорового образа жизни студенческой молодежи, не оторваны от экономических и политических явлений, в которых ярко отражаются противоречия нашего общества. Обеспечить будущее специалисту, в том числе и за счет ценностного отношения к здоровью и овладения им основами здорового образа жизни применительно к требованиям профессиональной деятельности, -одна из важнейших задач педагогической науки.
Существовавшая многие годы социально-экономическая система способствовала тому, что практически исключалась возможность ответственности за собственный уровень жизни. В трудовой мотивации преобладали внеэкономические факторы вопреки внутреннему экономико-личностному интересу. В то же время условия развития российской экономики требуют нового подхода к проблемам обеспечения профессиональной культуры специалиста. Прежде всего, его личностного творческого отношения к самоопределению в обществе, поскольку данный фактор определяет образ жизни индивида в социуме, его потребности в здоровом образе жизни, а они, превратившись в необходимость, способствуют реализации многих других первостепенно важных потребностей личности.
Для удовлетворения современных требований к специалисту необходим новый подход к проблемам воспитания личности новой формации, здорового, мобильного, конкурентоспособного, нравственно зрелого, профессионально-культурного человека, готового к активной жизнедеятельности в условиях современных социокультурных реалий, которые складываются еще в процессе обучения.
Здесь развертывается процесс освоения личностью новых ценностей, выработка на этой основе установок, ценностных ориентаций, социальных потребностей, которые и определяют тот или иной образ жизни, в том числе и особенности деятельности в трудовой сфере.
Культура здорового образа жизни оказывает значительное влияние не только на повышение физической подготовленности, улучшение здоровья, но и на успешную социализацию, профессиональную самореализацию личности. Причем люди, приобщенные к здоровому образу жизни, не только сами активны в обществе, но и оказывают позитивное воздействие на формирование аналогичных социальных качеств у своего ближайшего окружения.
Образовательный процесс, обеспечивающий упорядоченное формирование культуры здорового образа жизни студентов совместно с развитием других качеств человека, совокупность которых в решающей мере и определяет его психическую и физическую дееспособность, придает индивидуальному развитию черты целенаправленного процесса и является основным в приобщении личности к здоровому образу жизни.
Главные задачи такого подхода в организации образовательного процесса состоят в том, чтобы сделать достоянием каждого студента базовые знания общего и научно-практического характера, накопленные в сфере здорового образа жизни; обеспечить рациональное формирование индивидуального фонда умений и навыков в сфере здорового образа жизни, довести их до необходимой степени совершенства.
Формирование культуры здорового образа жизни студентов в образовательном пространстве профессиональных учебных заведений является определяющей основой гармоничного развития личности обучаемого, его образа жизни и активной жизненной позиции. Этот процесс будет более эффективным при реализации следующих педагогических условий:
- рассмотрение ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни как целевого и содержательного компонента образовательного процесса учебного заведения;
- включение в основу образовательного процесса учебного заведения овладения студентами основами здорового образа жизни, необходимыми в социально-личностном, психическом и физическом плане для повышения эффективности профессионального образования и осуществления в дальнейшем эффективной профессиональной деятельности;
- осуществление комплексного решения проблемы формирования здорового образа жизни в образовательном процессе;
- осуществление дифференцированного и индивидуализированного отбора содержания, форм и методов формирования здорового образа жизни с учетом особенностей участвующего в деятельности контингента студентов.
В последнее время начала формироваться новая социокультурная парадигма здоровья, ставшая синтезом медицины, образования, культуры. Основными ее принципами являются: ответственность человека за свое здоровье, самоконтроль за своим здоровьем и развитием, осознанная оздоровительная деятельность, эмоциональное начало в психофизическом развитии личности, программа формирования здоровой личности от зачатия до старости.
Образование в области культуры здорового образа жизни может способствовать принятию наиболее правильных и полезных для здоровья решений в выборе образа жизни, способствующих его сохранению и укреплению при том условии, если одновременно создается поддерживающая физическая и социальная окружающая среда.
Состояние здоровья и образ жизни многих студентов свидетельствует о неблагополучии, которое может привести к существенным ограничениям реализации ими в будущем биологических и социальных функций. Особое место и ответственность в оздоровительном процессе отводится образовательной системе и образовательному учреждению, которые должны сделать образовательный процесс здоровьесберегающим, способствующим формированию культуры здорового образа жизни.
The article deals with the actual problems of the formation of the culture of healthy lifestyle of the students. The author has presented analysis of the scientific literature on the subject.
The Key words: health, healthy lifestyle, the formation of the culture of healthy lifestyle.
Список литературы
1. Антонов С. В. Здоровье молодежи - социальная проблема общества: Социальноэкономические проблемы региона и пути их решения./С. В. Антонов. Вып. 2: сб. материалов научно-практ. конф.Чебоксары: ООО «Фирма «Атолл», 2006. С. 267-269.
2. Бароненко В.А. Здоровье и физическая культура студента/В.А. Бароненко, Л.А. Рапопорт. М.: Альфа-М, 2005. -332с.
3. Гаджиев Р.С. Образ жизни молодежи в условиях крупного города/Р.С. Гаджиев, З.Н. Айва-зова//Здравоохранение Российской Федерации. -2006. -№5. -С.-44-46.
4. Георгиевский А.Ф. Формирование культуры здорового образа жизни младших подростков в общеобразователдьных учреждениях: пвтореф. дисс. канд. пед. наук./ А.Ф. Георгиевский. - М.,
2009.112с
5. Гринина, О.В. Динамика социально-гигиенического статуса студенческой семьи / О.В. 9.Гринина, Е.И. Русанова // Здоровье студентов: сб. тезисов междунар. науч.-практ. конф. - М.: Изд-во РУДН, 1999. С. 138 - 141.
6. Гуревич И.Н. Социальное исследование общего и нервно-психического здоровья молодежи. Социология молодежи./И.Н. Гуревич//Здравоохранение Российской Федерации. 2003. №8. С.78-83.
7. Зеер Э.Ф. Психолого-дидактические конструкты качества профессионального образования / Э.Ф. Зеер // Образование и наука. 2002. № 2 (14).
8. Колбанов В.В. Валеология: основные понятия, термины и определения/В.В. Колбанов. СПб.: ДЕАН, 2001. 256с.
9. Медицинская энциклопедия [Электронный ресурс]/2 электрон. опт. диска (СО-ROM): зв.цв. М.: Золотой Фонд российских энциклопедий, 2003.
10. Проскурякова Л.А. Некоторые аспекты состояния здоровья студентов высших учебных заведений крупного промышленного центра/Л.А.Проскурякова //Здравоохранение Российской Федерации. 2006.№5. С. 41-44.
11.Щедрина А.Г. Онтогенез и теория здоровья: методологические аспекты/А.Г. Щедрина. -Новосибирск: Наука, 1999. 136с.
Об авторе
Петрова О.В. - аспирант Брянского государственного университета имени академика И.Г.Петровского, [email protected]
PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL ASPECTS OF THE FORMATION OF CULTURE OF STUDENTS' HEALTHY LIFESTYLE
Petrova O.V.