НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
ФОРМИРОВАНИЕ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ
БАГРЯНЦЕВ О.В.
Одной из актуальных проблем современной России является здоровье населения. Среди граждан, особенно молодежи, широко распространены курение, бытовое пьянство, употребление наркотиков и, как следствие, рост числа ВИЧ инфицированных, больных гепатитом В и С. Более трети молодых людей имеют дефицит и столько же избыточный вес. По данным Департамента здравоохранения России лишь 10-12% выпускников школ могут считаться здоровыми [1].
Подобное положение дел не может не сказаться на деятельности Вооруженных Сил, и, в частности, на военных учебных заведениях. По мнению военных медицинских работников с каждым годом растет число абитуриентов военных вузов с различными отклонениями в состоянии здоровья: дефицит веса, избыточность веса, различные нарушения психического здоровья, слабость иммунной системы, что затрудняет отбор в число курсантов по медицинским показателям. Не менее важная проблема - надбиологическое здоровье молодых людей, заключающаяся в зрелости личности, необходимой для успешного осуществления военной службы, преодоления в определенные моменты жизни примитивных инстинктов, отказа от эгоизма и эгоцентризма, признания и соблюдения общечеловеческих ценностей, в частности, безусловное уважение к жизни и достоинству любого человека, любовь к живой и неживой природе, принятие норм социально-адаптивного поведения (эмоциональная сдержанность, вежливость, опрятность, соблюдение элементарных гигиенических норм, принятие здорового образа жизни как основы жизненного стиля и потребность следовать ему).
Исследования, проведенные военными медиками и педагогами, показывают, что у более 70% приходящих на учебу в военные вузы и на службу в воинские части людей не сформирована мотивация к здоровому образу жизни, хотя на военную службу приходят люди относительно здоровые, отвечающие её довольно-таки жестким требованиям.
Среди причин безответственного отношения к своему здоровью ученые выделяют: незнание особенностей своего развития, несоблюдение навыков
здорового образа жизни, отсутствие систематического, целенаправленного семейного, дошкольного и школьного воспитания. Особую тревогу вызывает отсутствие сформированности у молодых людей мотивации на долгую, здоровую жизнь, не развитость потребности в ведении здорового образа жизни. А если к этому добавить то обстоятельство, что в военной педагогике слабо разработано содержание базовых знаний по проблеме здоровья и здорового образа жизни военнослужащих. Отсутствует методика развития знаний об образе жизни как факторе здоровья, не наработаны методические приемы, с помощью которых данные сведения могли бы быть усвоены [7], то становится понятным, почему выпускники военных вузов не всегда имеют в своем распоряжении необходимых, важных познаний о сбережении здоровья на долгие годы. У них, как правило, нет навыков ведения здорового образа жизни, они не способны оценить влияние воинской среды на здоровье человека и генофонда будущих поколений. Потребительское отношение к здоровью нынешнего поколения офицеров приводит к тому, что его потеря [здоровья] не воспринимается как дело, касающееся каждого как на индивидуально-личностном уровне, так и на уровне выполнения служебных обязанностей.
Из 100 опрошенных курсантов 5-го курса ВВУТ (ВИ) только 20% ответили, что знают, как «оберегать здоровье своих подчиненных», более 50% не видят в этом надобности, 25% вообще не знакомы с этой проблемой. Налицо противоречие между необходимостью ориентации военной службы на поддержание и укрепление здоровья военнослужащих и недостаточной подготовленностью будущих офицеров к
осуществлению этой деятельности. Поэтому одним из путей выхода из сложившейся ситуации мы видим в валеологизации профессиональной подготовки с целью формирования валеологической культуры у будущих офицеров.
Существующая система профессиональной подготовки содержательно и организационно включает в себя отдельные компоненты валеознаний, формирование валеоумений и навыков: изучение обязанностей командиров и начальников по поддержанию и сохранению здоровья военнослужащих, основ военно-медицинской подготовки, обеспечение безопасного поведения в различных ситуациях, добровольно-принудительный характер соблюдения гигиенических норм, занятий физической культурой. Однако все эти знания, формируемые умения и навыки существуют «рядоположенно», независимо друг от друга, не образуют целостной системы формирования валеологической культуры, интегрированной в рамках принятой в вузе системы профессиональной подготовки.
Валеологизация профессионального образования возможна на двух направлениях: либо создание специальных интегрированных курсов по валеологии и включение их в профессиональную подготовку, либо валеологизация всех учебных предметов профессиональной подготовки будущих специалистов [6,7]. Для военного вуза, в силу большой насыщенности учебной программы, первое направление неприемлемо. Более реальным и эффективным, на наш взгляд, является второе направление, позволяющее, не изменяя сложившейся системы профессиональной подготовки, решить поставленную задачу.
В определении «валеологизации профессиональной подготовки» курсантов мы исходим из общепринятой компонентной структуры валеологической культуры: когнитивный (валеологическая образованность); мотивационно-ценностный (валеологическая сознательность); поведенческий (валеограмотное поведение) [4, 5, 8]. И понимаем её как процесс и результат целенаправленного и организованного воздействия в ходе профессиональной подготовки будущих офицеров на актуализацию и развитие когнитивного и мотивационно-ценностного компонентов, самоактуализацию и самореализацию валеограмотного поведения.
Поэтому основными направлениями деятельности преподавателей военных вузов в этом направлении являются: обеспечение необходимой валеологической
информацией как базы будущей валеограмотности курсантов; формирование у курсантов системы ценностей и мотивов, необходимых для принятия валеонаправленных решений, обусловливающих соответствующую направленность личности; стимулирование развития умений и навыков на базе формирующегося валеогенного мышления, обеспечивающих валеоготовность, валеограмотное поведение и, как следствие, создание валеологической учебной среды.
Для обеспечения курсантов необходимой валеологической информацией мы предлагаем, в рамках учебной дисциплины «Управление подразделениями в мирное время», изучать новый раздел - «Основы валеологической культуры будущего офицера» объемом 32 часа (20 часов лекционных и 12 часов практических занятий). Содержание данного раздела имеет двойное назначение: оно содержит информацию, необходимую для осуществления будущей валеодеятельности, и служит для курсантов «руководством к действию» уже непосредственно в ходе изучения других учебных дисциплин. Неотсроченное использование будущими офицерами теоретических валеологических знаний получает большое значение в формировании их профессионально-личностной готовности к валеодеятельности.
Основными приемами формирования мотивационно-ценностного отношения к валеологической культуре может стать система учебно-познавательных валеологических заданий. Мы предлагаем применять три типа валеологических заданий: подготовительные (пропедевтические), обучающие (формирующие) и
профессионально-валеологические. Такая система заданий представляет собой упорядоченную последовательность разнообразных по форме и содержанию, постепенно усложняющихся учебных задач, логически связанных с программным
материалом валеологических проблем, изучаемых в различных учебных дисциплинах. Они направлены на активизацию и углубление уже имеющихся знаний, на развитие наблюдательности, фантазии, воображения, на обучение валеологическим приемам мышления и деятельности. Подготовительные (пропедевтические) задания используются на начальном этапе учебной деятельности курсантов (1-2 курс), обучающие (формирующие) задания, выполняются в ходе изучения учебных дисциплин 3-4 курса, профессионально - валеологические в ходе войсковых стажировок.
Стимулирование развития умений и навыков, обеспечивающих валеограмотное поведение, может осуществляться двумя способами: организация психологического сопровождения учебной деятельности курсантов, осуществляемая преподавателями и командирами курсантских подразделений и внесение дополнений валеологического характера в программу войсковой стажировки курсантов четвертого курса.
Опытно-экспериментальное исследование предложенных направлений валеологизации профессиональной подготовки, проведенное автором в Вольском высшем военном училище тыла, показало значительный рост и углубление интереса курсантов к валеознаниям, формирование у большинства из них устойчивой внутренней позиции в необходимости и ценности сохранения собственного здоровья, ведения здорового образа жизни, формирование убеждения в важности валеологически направленной на сохранение здоровья подчинённых профессиональной деятельности, что позволяет сделать вывод, о целесообразности и эффективности внедрения в образовательный процесс военного вуза предлагаемой модели формирования валеологической культуры будущих офицеров.
Список литературы
1. Актуальные проблемы валеологии в образовании// Материалы первой всероссийской научно-практической конференции: Москва, 20-22 фев., 1997. - М.: МГУ, 1997. - 240 с.
2. Вайнер, Э.Н. Валеологическое образование / Э.Н. Вайнер // Высшее образование в России - 1999. - № 4. - С. 70-71.
3. Демин, Е.А. Валеологические и культурологические основы петербургской школы. На путях к школе здоровья / Е.А. Демин, Л.А. Башарина, Л.Г Татарникова, Е.О. Школа. - Спб.: Петрок, 1995. - 280 с.
4. Зайцев, Г.К. Валеолого-педагогические основы обеспечения здоровья человека в системе образования / Г.К. Зайцев: Дисс... док. пед. наук. - Спб., 1998. - 410 с.
5. Колбанов, В.В. Валеология: основные понятия, термины и определения / В.В. Колбанов. -СПб.: Академический проспект, 1998. - 232 с.
6. Лаптев, Л.Г. Акмеологические основы эффективного воинского труда / Л.Г. Лаптев. -М.: ИТАР-ТАСС, 1998. - 283 с.
7. Михайловский, В.Г. Акмеологические основы профессионального становления военных кадров / В.Г. Михайловский. - М.: РАГС, ВА им. Ф.Э. Дзержинского, 1995. -260 с.
8. Петленко, В.П. Познай и сотвори себя: Основные проблемы педагогической валеологии // Здоровье и образование: концептуальные основы педагогической валеологии / В.П.
Петленко. - СПб.: Изд. СПб. ГУМП, 1994. - С. 26-28.