Научная статья на тему 'Сущность и значение формирования валеологической культуры студентов высших учебных заведений'

Сущность и значение формирования валеологической культуры студентов высших учебных заведений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1179
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВАЛЕОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЗДОРОВЬЕ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ВАЛЕОЛОГИЯ / ВАЛЕОЛОГіЧНА КУЛЬТУРА / ЗДОРОВ'Я / ЗДОРОВИЙ СПОСіБ ЖИТТЯ / ВАЛЕОЛОГіЯ / VALEOLOGICAL CULTURE / HEALTH / HEALTHY WAY OF LIFE / VALEOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Строкань Валерия Викторовна, Коссе Сергей Евгеньевич

В статье рассматриваются вопросы, связанные с теоретическим раскрытием сущности понятия «валеологическая культура»; значение и необходимость ее становления и формирования в высшей школе, и в дальнейшем в процессе профессиональной деятельности; некоторые проблемные аспекты ее формирования в учебном заведении. В Украине недостаточно разработана теоретическая база по данной теме, поэтому предметом анализа являются литературные источники Российской федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Строкань Валерия Викторовна, Коссе Сергей Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Essence and value forming of valeological culture the students of higher educational establishments

Questions, related to the theoretical opening of essence of concept «Valeological culture, are examined in the article»; a value and necessity of its becoming and forming is at higher school, in future in the process of professional activity; some problem aspects of its forming are in educational establishment. In Ukraine not enough a theoretical base is developed on this topic, therefore the article of analysis are literary sources of the Russian federation.

Текст научной работы на тему «Сущность и значение формирования валеологической культуры студентов высших учебных заведений»

Сущность и значение формирования валеологической культуры студентов высших учебных заведений

Строкань В.В., Коссе С.С.

Луганский национальный университет имени Тараса Шевченка

Аннотации:

В статье рассматриваются вопросы, связанные с теоретическим раскрытием сущности понятия «валеологиче-ская культура»; значение и необходимость ее становления и формирования в высшей школе, и в дальнейшем в процессе профессиональной деятельности; некоторые проблемные аспекты ее формирования в учебном заведении. В Украине недостаточно разработана теоретическая база по данной теме, поэтому предметом анализа являются литературные источники Российской федерации.

Ключевые слова:

валеологическая культура, здоровье, здоровый образ жизни, валеология.

Строкань В.В., Коссе С. Є. Сутність та значення формування валеологіч-ної культури студентів ВНЗ. В роботі висвітлені питання, які пов'язані с теоретичним розкриттям сутності поняття «валеологічна культура»; значенням та необхідністю її становлення та формування у вищій школі, та в подальшому процесі професійної діяльності. Також розглянуті деякі проблемні аспекти її формування в навчальному закладі. В Україні недостатньо розроблена теоретична база за даною темою, тому предметом аналізу є літературні джерела Російської федерації.

валеологічна культура, здоров'я, здоровий спосіб життя, валеологія.

Strokan V.V., Kosse S. Essence and value forming of valeological culture the students of higher educational establishments. Questions, related to the theoretical opening of essence of concept «Valeological culture, are examined in the article»; a value and necessity of its becoming and forming is at higher school, in future in the process of professional activity; some problem aspects of its forming are in educational establishment. In Ukraine not enough a theoretical base is developed on this topic, therefore the article of analysis are literary sources of the Russian federation.

valeological culture, health, healthy way of life, valeology

Введение.

Учение о здоровье человека берет начала еще в Древней Греции и Древнем Риме. Через тысячи лет к нам доходит античный афоризм: «В здоровом теле - здоровый дух». В Греции афинцы называли идеального человека, который находится в идеальной физической форме, идеальном в моральном, умственном и эстетическом отношении. Современные ученые признают тот факт, что человечество пришло к началу двадцать первого века в нездоровом состоянии, о чем свидетельствуют данные о продолжительности жизни, о значительном распространении различных заболеваний. Актуальной причиной этих процессов является резкое ухудшение условий жизни украинского населения и неспособность бороться с факторами окружающей среды - природными, социальными и техногенным.

Первоочередным, неотъемлемым потенциалом государства являются студенты. Именно им предстоит решать глобальные социально-экономические, морально-этические, национальные и другие проблемы, которые являются наиболее значимыми в наше время. Для построения перспективного общества необходимы высокоинтеллектуальные, физически, психически здоровые люди, имеющие высокий уровень валеологической культуры.

Валеологическая культура личности определяется как система жизненных ценностей, опирающихся на знания о сущности здоровья (включая пути и методы его формирования, сохранения и укрепления) и регулирующих поведение людей в процессе жизнедеятельности.

Анализ исследований и публикаций.

Известно, что всестороннюю полноту человеческой деятельности как непреходящей ценности обуславливает здоровье. Здоровье и отношение человека к своему здоровью следует рассматривать в качестве важнейшего компонента его личности.

Валеология - наука о здоровье- (от лат. уа1ео -“здравствовать, «быть здоровым»”). Этот термин © Строкань В.В., Коссе С.С., 2009

впервые появился в восьмидесятые годы прошлого столетия. Нужно сказать, что своим появлением, он обязан осознанию того факта, что общество не в силах справится с проблемами здоровья, не использует для его сохранения достижения научно-технического прогресса. “Факторы риска” связаны с заболеваемостью и смертностью, а значит их изучение и оценивание принадлежит медицине. Опираясь на результаты многих исследований можно увидеть, что медицина сама по себе не может разрешить проблемы здоровья-сохраняющего характера. Без поддержки педагогики, ей не обойтись, так как «факторы риска» имеют поведенческую основу и связаны именно с мотивацией, которая вырабатывается воспитанием. Немаловажным и очевидным становится факт о необходимости воспитания культуры здоровья, создания здоровьяс-берегающих условий в сфере образования, необходима валеологизация среды обучения и всего образовательного процесса. Без этих важнейших компонентов невозможным становится дальнейшее развитие инте-лекутального и профессионального потенциала общества.

«Валеологический анализ факторов здоровья, -замечает В.П. Казначеев, - требует переноса фокуса нашего внимания от медицинских наук, физиологических, биологических акцентов в направлении социологии, культурологи, духовной сферы... проблема общей валеологии есть проблема предназначения человека, где духовно-эстетическая, трудовая стороны должны сочетаться с его потребностями, убеждениями, с его физическими, биологическими резервами» [5]. Здоровый образ жизни, как условие и предпосылка социальной активности человека, полноты его выражения духовных и физических сил, продуктивного долголетия предполагает целенаправленное формирование его сознания и поведения, соответствующих требованиям здоровья. Одним из приоритетных направлений ЗОЖ является воспитание сознательного и ответственного отношения к здоровью своему и окружающих людей. Как и любое человеческое чув-

ство, ответственность формируется в контексте собственного индивидуального пути развития человека, его взаимоотношений с окружающими, как часть общей культуры, проявляющейся в единстве стилевых особенностей поведения, манеры общения, способов мышления и ценностных ориентаций. Поэтому решение проблемы изменения стиля жизни в отношении здоровья связано с формированием мировоззренческой позиции, характеризующейся взаимосвязью и взаимообусловленностью значения валеологической культуры, усвоенной индивидом наряду с другими человеческими ценностями (счастье, любовь, мир, самореализация и др.), детерминирующих влияние стиля жизни на здоровье и достижение желаемых благ. Показателем валеологической культуры является не только обилие знаний и способностей, но и противостояние человека воздействию внешних, поверхностных, «модных» событий повседневной жизни.

Необходимость формирования валеологической культуры студентов, сохранение и укрепление их здоровья определяется объективно существующей потребностью общества в подготовке физически выносливых, мобильных, конкурентоспособных специалистов, готовых к высокоинтенсивной производительной деятельности.

Несмотря на многочисленные и разнообразные публикации, проблема формирования валеологиче-ской культуры до сих пор не получила достаточного теоретического обоснования.

Работа выполнена по плану НИР Луганского национального университета имени Тараса Шевченко.

Цель, задачи работы, материал и методы.

Цель работы - раскрыть сущность понятия «вале-ологическая культура» и обосновать необходимость ее формирования у студентов экономических ВУЗов.

Задачи работы:

Проанализировать состояние проблемы формирования валеологической культуры студентов в теории и практике высшей школы.

На основе данных специальной литературы обосновать необходимость необходимость формирования валеологической культуры студентов.

Раскрыть сущность валеологической культуры, уточнить понятийно-теоретический аппарат исследования.

Результаты исследования.

Над проблемой формирования валеологиче-ской культуры усиленно работали такие ученые как, А. Горшкова, Е.М. Казин, М.Г. Романова, Н.Г. Терехова, Е.И. Торохова, Э.Н. Вайнер, В.В. Белов, Ф. Ф.Михайлович, В. В. Колбанов, и дали свою трактовку понятию «валеологическая культура». Проведем анализ этих понятий.

По мнению А. Горшкова, необходимо выделить две грани этого понятия:

Валеологическая культура как общефилософская категория, характеризующая специфику взаимодействия человека и общества и сохранения и укрепления здоровья в разные исторические эпохи. Она выражается через такие понятия, как общественное валеоло-гическое мировоззрение, валеологическое сознание,

валеологическое мышление, общечеловеческие гуманистические идеи, убеждения и принципы, способы познания и деятельности, нормы и правила,

Валеологическая культура как интегративное личностное качество индивида, характеризующее его поведение и деятельность, которые опираются на его мировоззрение. Индивидуальное мировоззрение связано с индивидуальными представлениями о здоровье, системой личностных ценностей и целевых установок личности. Индивидуальное мировоззрение формирует ценностное отношение и потребностно-мотивационную сферу, являющиеся основой направленности личности [3].

До настоящего времени сущность этого понятия трактуется неоднозначно. Но многими исследователями признается, что такой вид культуры должен существовать. В специальной литературе понятие «валеологическая культура» раскрывается различным образом.

Колесов считает, что валеологическая культура -это «культура формирования правильного отношения к здоровью, основанного на данных, полученных в рамках педиатрии, возрастной физиологии психологии, общественных наук»[7].

Э.М. Казин дает такое определение: «валеологи-ческая культура - наука о нравственном, физическом и духовном здоровье, являющаяся неотъемлемой частью культурологии» [4].

Авторы книги «Валеология: материалы к изучению курса» М.Г. Романцов и Н.Г. Терехова дают следующее определение валеологической культуры: «Это теория и практика формирования, сохранения и укрепления здоровья индивида» [9].

Е.И. Торохова определяет валеологическую культуру как «социально-психологическую деятельность индивидуума, направленную на укрепление и сохранение здоровья, освоение норм, принципов, традиций здорового образа жизни, превращающих их во внутреннее богатство личности» [8].

Э.Н. Вайнер полагает, что «валеологическая культура является результатом валеологического образования и предполагает знание человеком своих генетических, физиологических и психологических возможностей, методов и средств контроля, сохранение и развитие своего здоровья, умение распространять свои знания на окружающих» [2].

В.В. Белов и Ф.Ф. Михайлович считают, что «валеологическая культура - это знание человеком своих генетических, физиологических и психологических возможностей, методов и средств самоконтроля, сохранения и развития своего здоровья; потребность в сохранении здоровья и ее реализации; понимание здоровья как личной ценности; умение распространять валеологические знания на окружающих» [1].

В.В. Колбанов говорит, что под валеологической культурой личности следует понимать «не только валеологическую осведомленность, но и динамический стереотип поведения, выработанный на основе истинных потребностей, способствующих здоровому образу жизни определяющий бережное отношение к здоровью окружающих людей» [6].

При всей неоднозначности даваемых определений большинство исследователей сходятся во мнении о том, что формирование валеологической культуры влияет на физическое и духовно-нравственное совершенствование человека как становление и улучшение нравственного, духовного и физического здоровья и его роль в культурном аспекте жизнедеятельности индивида.

Выводы:

1. На основе анализа специальной литературы мы пришли к выводу о том, что, несмотря на многочисленные и разнообразные публикации, проблема формирования валеологической культуры не получила достаточного теоретического обоснования.

2. Необходимость формирования валеологической культуры студентов, сохранение и укрепление их здоровья определяется объективно существующей потребностью общества в подготовке физически выносливых, мобильных, конкурентоспособных специалистов, готовых к высокоинтенсивной производительной деятельности.

3. Валеологическая культура представляет собой сложное интегративное образование, основным компонентом которого являются знания о совершенствовании личного здоровья, отношения к здоровью, как к самооценки, ведение здорового образа жизни.

Дальнейшие исследования предполагаются в последующем изучении теоретико-понятийного аппарата не только валеологической культуры, но и валеоло-гического образования в целом, а также в разработке программ по формированию валеологической культуры студентов.

Література

1. Белов В.И. Валеология: здоровье, молодость, красота, долголетие / В.И. Белов, Ф.Ф. Михайлович. - М., 1999. - С. 639

2. Вайнер Э.Н. Валеология: Учебник для вузов / Э.Н. Вайнер. - М.: Флинта: Наука, 2001. -- С. 26

3. Горшков А. Г. Интегративный подход в формировании валеоло-гической культуры студентов / А.Г. Горшков // VI Межуниверситетская науч.- метод.конф. “Организация и методика учебного процесса, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы”: Матер.между.конф. - М.: Изд-во МГУ, 2000, - Ч. 1. С. 73

4. Казин Э.М. Основы индивидуального здоровья человека: Введение в общую и прикладную валеологию: Учебн. пос. для студентов высших учеб. Заведений. /Э. М. Казин, Н. Г. Блинова, Н. А. Литвинова. - М.: ВЛАДОС, 2000. -С. 12

5. Казначеев В.П. Основы общей валеологии: учебн. пособие / В.П. Казначеев. - М., 1991. - С.21

6. Колбанов В.В. Валеология: основные понятия, термины и определения / В.В. Колбанов. - Спб.: ДЕАН, 1988. - С.132

7. Колесов Д.В. Валеология - новое направление в педагогических науках / Д.В. Колесов // Валеология в школе. - 1977. - № 7. - С. 15.

8. Торохова Е.И. Валеология: Словарь-справочник / Е.И. Торохова.

- М.: Флинта: Наука, 2002. - С. 44

9. Романцов М.Г., Терехова Н.Г. Валеология: материалы к изучению курса / М.Г. Романцов, Н.Г. Терехова. - Калининград, 1997.

- С. 204

Поступила в редакцию 24.10.2009г. Строкань Валерия Викторовна Коссе Сергей Евгеньевич dgizfvs-nayka@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.