Научная статья на тему 'Проблема формирования валеологической культуры личности в условиях трансформации общественной жизни'

Проблема формирования валеологической культуры личности в условиях трансформации общественной жизни Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
360
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВАЛЕОЛОГИЯ / VALUEOLOGY / ВАЛЕОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / VALEOLOGICAL CULTURE / ЗДОРОВЬЕ / HEALTH / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / HEALTHY LIFESTYLE / ЦЕННОСТНОЕ СОЗНАНИЕ / VALUABLE CONSCIOUSNESS / ЦЕННОСТЬ / VALUE / ИДЕАЛЫ / IDEALS / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / GLOBALIZATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сханук Ф.З.

В статье анализируются особенности формирования валеологической культуры личности в условиях трансформации общественной жизни. Дано определение валеологической культуры, раскрыты ее основные аспекты, а также диалектическая взаимосвязь объективных и субъективных факторов, обуславливающих состояние и развитие валеологической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEM OF FORMATION OF VALEOLOGICAL CULTURE OF THE PERSONALITY IN THE CONDITIONS OF TRANSFORMATION PUBLIC LIFE

In article features of formation of valeological culture of the personality in the conditions of transformation of public life are analyzed. Definition is given to valeological culture, its main aspects, and also dialectic interrelation of the objective and subjective factors causing a condition and development of valeological culture are opened.

Текст научной работы на тему «Проблема формирования валеологической культуры личности в условиях трансформации общественной жизни»

УДК

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ

Преподаватель Ф.З. Сханук,

Майкопский государственный технологический университет.

Контактная информация для переписки: 350015, г. Краснодар, ул. Буденного, 161.

В статье анализируются особенности формирования валео-логической культуры личности в условиях трансформации общественной жизни. Дано определение валеологической культуры, раскрыты ее основные аспекты, а также диалектическая взаимосвязь объективных и субъективных факторов, обуславливающих состояние и развитие валеологической культуры.

Ключевые слова: валеология; валеологическая культура; здоровье; здоровый образ жизни; ценностное сознание; ценность; идеалы; глобализация.

В современных условиях общественной жизни, когда существование человека все в большей степени завит от понимания им ценности своего здоровья, проблема формирования валеологической культуры выходит на первый план. Социально-экономические, политические и духовные трансформации общественной жизни, связанные с процессом глобализации и информатизации культуры, отражаются, и чаще всего, негативно на здоровье людей. Эти процессы изменили характер труда, а следовательно, образ жизни человека, когда требуется большая умственная и интеллектуальная нагрузка при снижении физической активности.

Материально-экономическая сфера, где особенно заметны технизация и информатизация производства, становится все более заинтересованной не столько в физически здоровой рабочей силе, сколько в образованной, интеллектуальной, способной работать в информационном пространстве. Экономический кризис поставил людей в условия «экономить» на здоровье, в то время как информационные технологии в медицине повышают стоимость медицинского обслуживания и не подходят для массовой профилактики.

Современная политическая сфера общественной жизни также еще не стала фактором формирования здорового образа жизни. По данным социологических

исследований, 69,19% жителей России считают, что федеральные органы власти уделяют недостаточное внимание политике направленной на сохранение здоровья граждан страны, а 58,72 % отмечают, что работа органов здравоохранения неэффективна [1].

Однако самая сложная проблема, на наш взгляд, связана с кризисом духовной культуры. В ментальном мире россиян здоровье не является важнейшей ценностью. Не способствует формированию ценности здоровья вестернизация культуры, связанная с пропагандой либеральных ценностей - материального достатка, прав личности, свобод. В таких социокультурных условиях формируется представление о здоровье как о предпосылке достижения успеха, причем речь идет о физическом, соматическом здоровье, в том время как здоровье духовное, нравственное не находит места в ценностном сознании россиян.

Усугубляет ситуацию распространение новых, ранее не известных заболеваний, - СПИДа, микроплазменных инфекций, гриппа ра зличной этиологии, а также резкая возрастающая динамика сердечно-сосудистых, онкологических, неврологических заболеваний, алкоголизма и наркомании.

Даже краткий анализ проблем, связанных с формированием здорового образа жизни и сохранением здоровья, позволяет понять актуальность изучения валеологической культуры в современном обществе.

В настоящее время в отечественной и зарубежной научной и философской литературе уделяется достаточно много внимания данной теме. Среди многочисленных работ можно выделить исследования В. И. Осика, Г. Л. Апанасенко, И. И. Брехмана, Э. Н. Вайнера, В. П. Казначеева, В. В. Колбанова, Г. А. Кураева, В. Л. Та-тарникова, Ю. П. Лисицына, А. А. Гуссейнова, Г. И. Ца-регородцева, А. М. Изуткина и др., посвященные анализу общих проблем валеологии; работы А. И. Демова, В. Е. Давидовича и А. Е. Чекалова, И. Н. Смирнова и

30

№2 I 2013

Н. К. Смирнова, К. С. Хруцкого, в которых представлен социально-философский анализ проблем здоровья и здорового образа жизни. С точки зрения психологии и педагогики валеологическую культуру исследуют Л. Н. Иваницкая и М. И. Леднова, М. Г. Романцев, Л. П. Ваш-лаева, С. В. Ким, А. П. Мальцев, А. И. Ревенко и др.

Однако, несмотря на масштабность фундаментальных работ по данной проблеме, следует признать необходимость проведения социально-философского анализа формирования валеологической культуры, акцентирующего внимание на значении социокультурных факторов в жизнедеятельности человека и общества, а также обобщении медико-биологических, психолого-педагогических, культурологических и социологических исследований.

Цель данной статьи: раскрыть на основе социально-философского анализа характер особенностей, условий и факторов формирования валеологической культуры личности современного российского общества. В качестве методологической базы выступают концептуальные положения общенаучной методологии, дея-тельностный и системный подходы, принцип детерминации социально-экономических, социокультурных и экологических условий формирования валеологиче-ской культуры.

Понятие «валеологическая культура» в науке не определено, несмотря на обширный пласт литературы по валеологии - науке о здоровье и здоровом образе жизни. Чаще всего валеологическую культуру рассматривают как «социально-психологическую деятельность индивидуума, направленную на укрепление и сохранение здоровья, освоение норм, принципов, традиций здорового образа жизни, превращение их во внутреннее богатство личности» [4]. Такое определение, в принципе, можно принять за основу анализа, так как оно исходит из деятельностной концепции культуры, разработанной классиками отечественной философии В. Е. Давидовичем, Ю. А. Ждановым, В. М. Межуевым. Деятельность - специфический способ бытия человека, и в этом качестве она выступает как сфера культуры. С точки зрения деятельностного подхода в валеологической культуре можно выделить следующие аспекты:

Носителем этого типа культуры выступает человек, а сама валеологическая культура - это надприродный результат человеческой деятельности. Однако в отличие от других видов культур валеологическая в своем содержании имеет экологическую составляющую. Поэтому в некоторых работах можно встретить понятие «эколого-валеологическая культура» [2], которое указывает на зависимость здоровья человека от природной среды обитания.

Основная функция культуры - «человекотворче-ская», т. е. человек - есть творение культуры. Это значит, что усваивая нормы, принципы, традиции здорового образа жизни, превращая их во внутреннее богатство, человек становится личностью, способной к самоутверждению и самореализации. В некотором смысле валеологичекую культуру можно рассматривать как меру раскрытия сущностных сил человека.

Валеологическая культура существует только в человеке и через человека и в этом плане выступает способом его существования.

Валеологическая культура представляет собой единство материальной и духовной сферы.

Как культура в целом, валеологическая культура должна рассматриваться как прогресс, т. к. создавая этот фрагмент мира культуры, человек обеспечивает прогрессивное развитие всего общества.

Валеологическая культура представляет собой систему целей и ценностей, идеалов и образов, которые стимулируют стремление человечества к образцовому состоянию.

Исходя из деятельностной концепции культуры и принимая во внимание ее сущностные характеристики, можно определить валеологическую культуру как особый тип культуры, в основе которого лежит деятельность человека, направленная на сохранение физического, психического, духовно-нравственного здоровья, продление его жизни и избавление от болезни.

Деятельностный подход предполагает системный анализ валеологической культуры, согласно которому ее можно представить как особую форму бытия человека, которая включает такие качества, которые порождены его общественной жизнью (в данном случае здоровье, здоровый образ жизни), а также «сверхприродные» способы деятельности (т. е. социальная активность, направленная на сохранение здоровья, продление жизни); общение, идеалы, ценности, социальные институты и организации, обеспечивающие целостность валеологической культуры.

На наш взгляд, валеологическая культура появилась вместе с появлением человека. Забота о собственном телесном состоянии, сохранении своего здоровья и жизни легли в основу валеологической культуры. Свою институализацию валеологическая культура приобрела благодаря устойчивости самой деятельности, направленной на сохранение здоровья. Институали-зация культуры закрепила социальные нормы, правила, традиции и роли по обеспечению здоровья, привела их в нужную систему, способную удовлетворять данную социальную потребность людей. В этом плане валеологическую культуру можно рассматривать как особый социальный нормативный конструкт, который формирует ценностные и психологические установки личности, выражающиеся в менталитете, поведении, образе жизни людей.

Следует отметить, что валеологическая культура -явление конкретно-историческое. Она отражает объективно существующий социальный порядок, отношения людей к себе, к природе, к собственному здоровью, к здоровью других людей, она коррелирует со всеми изменениями, которым подвержено общество.

Валеологическая культура может быть представлена как индивидуально - культура индивида, так и на общественном уровне - культура социума. В первом случае валеологическая культура представляет собой конгломерат чувств, эмоций, различного уровня

№2 I 2013

31

знаний, переживаний, экзистенциальных модусов. Существуя в пространстве валеологической культуры общества, индивидуальная культура здоровья не является ее копией, т. к. ее основу составляет обыденная деятельность по сохранению здоровья, где имеют место интимные переживания своего состояния, особенно в пограничных ситуациях - перед лицом смерти. Индивидуальная валеологическая культура личности зависит от социального окружения, воспитания, религиозных чувств, мировосприятия. Поэтому она всегда вариативна, особенно в процессе реализации. В этом плане совершенно справедливо звучит замечание Ю. М. Орлова: «Мы привыкли думать, что наше здоровье зависит от питания, медицины, экологии и, наконец, от человеческих отношений. Но мало кто знает, что наше здоровье и благополучие зависят от жизненной философии, составляющей принципы нашего мышления» [3]. Отсюда становится понятным, что проблема формирования валеологической культуры личности, особенно в условиях трансформации общественной жизни, может быть решена через ответственное отношение человека к собственному здоровью, которое предполагает развитое мировоззрение и высокий уровень общей культуры. Эти детерминанты, в свою очередь, определяются влиянием объективных и субъективных факторов.

К объективным факторам следует отнести, прежде всего, материальную основу жизни индивида, а также социальное окружение и природную среду обитания, уровень развития здравоохранения и эффективность социальных программ, коммерциализацию медицины и уничтожение ее санитарно-профилактической функции. При этом отметим, что материальная жизнь человека не является ведущим фактором формирования здорового образа жизни. Можно быть экономически богатым человеком, но при этом быть больным, ведущим не здоровый образ жизни. Образ жизни - это отношение к условиям своей жизни, способ их использования для достижения здоровья. В настоящее время фактором, обеспечивающим здоровье населения, в первую очередь, становятся социальное окружение и природная среда обитания. Изменяя свое отношение к миру, социуму, природе человек способен создать новый тип отношений, основу которых должны составлять принципы ответственности и заботы перед собой и другими людьми. К сожалению, процессы, которые общество и отдельный индивидуум переживают в настоящее время, не способствуют духовному, психическому и физическому комфорту, а следовательно, здоровому образу жизни. Экономический и анропо-культурный кризис, рост безработицы, неудовлетворенность жильем и питанием, межнациональные, семейные, политические конфликты, агрессивность телекоммуникативных воздействий на психику человека и прочие социальные негативные процессы приводят к хроническим заболеваниям нервной системы, развитию социально значимых болезней, апатии к жизни, к суициду.

Субъективные факторы, связанные с активностью самой личности, ее поведением, сознанием и отноше-

нием к ценности собственной жизни и здоровью, идеальны, но опредмечиваются в материальных формах - в телесной организации человека, в результатах его валеологической деятельности, в здоровье и здоровом образе жизни. Важнейшими субъективными факторами являются ценностное сознание индивида, его знания и идеалы, а также господствующие в обществе мировоззренческие установки, нравственные принципы, правовые законы и обычаи. В системе ценностного сознания здоровье является витальной ценностью, но не всегда высшей. Чаще всего в своей жизни (обыденной, профессиональной, политической, научной) человек жертвует собственным здоровьем ради той высшей ценности, которую он для себя избрал - материальное благо, карьера, власть, истина. Помочь разобраться в системе ценностей, обозначить приоритеты в собственном образе жизни помогают знания, образование и просвещение. Эти факторы значимы в процессе формирования валеологической культуры, т. к. способны перейти в убеждения и открыть истину о том, что здоровьем можно управлять, обладая знанием валеологии и философской культурой. Идеалы как элемент ценностного сознания личности также выступают значимыми факторами формирования ва-леологической культуры. Деятельность личности по сохранению здоровья и собственной жизни обладает проективной формой сознания. Поэтому через идеалы, которые формируются на основе деятельности, выражается желаемый образ жизни человека. Человек всегда мечтал о жизни без страха смерти, о вечной молодости и здоровье. Эти мечты во многом формируют фантастические идеи, способствуют распространению так называемых «медицинских мифов». К ним следует относиться критически. Однако в целом идеалы значимы в плане формирования валеологической культуры, так как в них выражается воля людей к здоровой и полноценной жизни.

Таким образом, проблема формирования валеологической культуры личности может быть решена на основе диалектической взаимосвязи действий объективных и субъективных факторов, индивидуального и общественного подхода к здоровью, экологической деятельности, направленной на сохранение природной среды обитания человека, и социальных программ, способствующих установлению социального порядка и комфорта жизнеобеспечения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Морозова, Т. Зовите «скорую» в Минздрав // Т. Морозова // Правда. - № 4. - 27.04.2007.

2. Натарова Д. В. Региональные особенности проблемы формирования эколого-валеологической культутры учащихся / Д. В. Натарова. - http://www.kraeved74.ru/pages/article149. htm/

3. Орлов, Ю. М. Саногенное мышление / Ю. М. Орлов; составители А. В. Ребенок, О. Ю. Орлова. Серия: Упрвление поведением, кн.1. - М.: Слайдинг, 2003.

4. Торохова, Е. В. Валеология: словарь / Е. И. Торохова. -М.: Флинта, 1999.

32

№2 l 2013

PROBLEM OF FORMATION OF VALEOLOGICAL CULTURE OF THE PERSONALITY IN THE CONDITIONS OF TRANSFORMATION PUBLIC LIFE

F. Z. Skhanuk, Teacher,

Maikop state technological university.

Contact information for correspondence: 350015, Krasnodar, Budennogo str., 161.

In article features of formation of valeological culture of the personality in the conditions of transformation of public life are analyzed. Definition is given to valeological culture, its main aspects, and also dialectic interrelation of the objective and subjective factors causing a condition and development of valeological culture are opened.

Keywords: valueology, valeological culture, health, healthy lifestyle, valuable consciousness, value, ideals, globalization.

УДК 796:338.2

АНАЛИЗ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ УСЛУГ СФЕРЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА СРЕДИ НАСЕЛЕНИЯ

Аспирант И. В. Енченко,

Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики.

Контактная информация для переписки: 191015, Санкт-Петербург, ул. Кавалергардская, 7, лит А.

В данной статье проанализированы результаты опроса, проведенного в социальных сетях, среди людей разного пола, возраста, социального положения и уровня образования на предмет отношения к услугам физической культуры и спорта. Были рассмотрены особенности потребления этих услуг и факторов, мотивирующих их потребление. Были выявлены основные предпочтения потребителей в сфере услуг физической культуры и спорта, а также необходимых дополнительных услуг.

Ключевые слова: услуги физической культуры и спорта; опрос;

респонденты; мотивация; физическая культура; спорт.

Услуги в сфере физической культуры и спорта в настоящее время все более активно входят в жизнь населения нашей страны. Все больше людей стараются регулярно посещать спортивные клубы и секции, а также заниматься физической культурой самостоятельно. По данным статистики, число систематически занимающихся физической культурой и спортом постоянно растет. Это связано с широкой пропагандой здорового образа жизни, проводящейся в последние годы в нашей стране.

По данным Росстата, число си-

№2 l 2013

33

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.