УДК 614.2, 364.1
СТРУКТУРА ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА
© Раиса Михайловна КУЛИЧЕНКО
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, доктор педагогических наук, профессор, научный руководитель института педагогики и психологии, e-mail: [email protected] © Андрей Вячеславович ЛОГИНОВ Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат педагогических наук, докторант кафедры социальной работы, e-mail: [email protected]
Рассматривается структура валеологической культуры социального работника. В контексте настоящего исследования выделен ряд направлений профессиональной деятельности социального работника, которые помогли раскрыть компонентный состав его валеологической культуры: развитие потенциала самопомощи лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; оказание социальной поддержки, консультации, реализация реабилитационных и адаптационных мероприятий человеку, группе лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию; профилактическая деятельность; влияние на формирование и реализацию социальной политики государства с целью обеспечения социально здоровой среды жизнедеятельности клиента. Моделирующими системными компонентами валеологической культуры социального работника являются духовно-нравственные ценности, включающие в себя осознание здоровья как личной, так и социальной ценности, формирование менталитета на здоровый стиль, образ жизни; валеологическая грамотность, владение теоретическими знаниями, умениями, навыками в области использования в своей профессиональной деятельности механизмов, технологий формирования собственного здоровья и здоровья социального клиента, организации мероприятий по формированию здорового образа жизни; оздоровительные методики и технологии, направленные на физическое и психическое развитие личности социального работника / социального клиента / группы социальных клиентов. Опираясь на содержание и функции профессиональной деятельности социального работника, рассматривается структура валеологической культуры социального работника как единство четырех компонентов аксиологического, когнитивного, практического и рефлексивного.
Ключевые слова: валеологическая культура; социальный работник; компоненты; структура.
Важной составляющей работы по формированию валеологической культуры социального работника является выделение компонентной структуры валеологической культуры.
В своих исследованиях О.Л. Трещева выделяет структурные компоненты валеоло-гической культуры: мотивационно-личностный, который в свой состав включает нормы и ценности, обеспечивающие формирование ценностных основ культуры здоровья, представлений о ее роли и месте в системе социальных отношений, формирование мотивации к ведению здорового образа жизни, системное совершенствование качеств личности, формирующих активную жизненную позицию ведения правильного образа жизни; когнитивный компонент, который включает в себя практико-ориентированную систему знаний и умений в области валеологии; дея-тельностный компонент, обеспечивающий
достижение высокого уровня индивидуального здоровья через систематическое ведение здорового образа жизни [1].
В.В. Кожанов, изучая сущность и содержание понятия «валеологическая культура», понимает ее как интегральное качество личности, складывающееся в процессе обучения и воспитания на основе ценностного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих его людей и включает в данное понятие три компонента: интеллектуальный -теоретические знания в области валеологии, основах организации здорового образа жизни; эмоционально-ценностный - мотивация к ведению здорового образа жизни, позитивное и рациональное отношение к собственному здоровью; действенно-практический -использование валеологических знаний и умений в процессе организации здорового образа жизни [2].
С.М. Симоненко изучает систему формирования валеологической культуры, состоящую из компонентов: теоретическая подготовка (направлена на формирование знаний и представлений о здоровом образе жизни, формировании валеологического сознания как следующей ступени и как результат процесса - приобретение личностно-значимых валеологических качеств); практическая подготовка (включающая овладение умениями и навыками в области повышения личностного потенциала здоровья и приобретением опыта ценностного отношения к собственному здоровью); практическая работа (включает формирование опыта творческой валеологической деятельности) [3].
Согласно позиции Е.В. Конькиной, в структуре валеологической культуры выделяются мотивационно-регулятивный, когнитивный, деятельностный и аксиологический компоненты.
Мотивационно-регулятивный компонент определяет наличие либо отсутствие мотивации на приобретение знаний в области ведения здорового образа жизни. Критерий полноты представлений о способах оздоровления выражается в том, что человек в полной мере проявляет социальную, интеллектуальную активность; проявляет способность к сознательному саморегулированию и самосовершенствованию в области сохранения и укрепления собственного здоровья.
Когнитивный компонент связан с системным представлением и наличием системных знаний в области здоровья и здорового образа жизни.
Деятельностный компонент связан с моделями поведения человека, приобретенными в процессе воспитания и обучения, социализации и интеграции в общество, а также адаптации к новым условиям жизнедеятельности; связан с умениями саморегуляции физического и нравственного состояния.
Аксиологический компонент связан с осознанием ценности здоровья в общей иерархии целей жизнедеятельности личности.
В.Н. Яковлев в качестве структурных компонентов валеологической культуры выделяет следующие.
1. Когнитивный компонент характеризуется качеством валеознаний, проявляющихся в их полноте, глубине и системности.
2. Аксиологический компонент проявляется в осознании человеком высшей ценности своего здоровья, осознании необходимости вести здоровый образ жизни, который позволяет наиболее полно осуществить намеченные цели, использовать свои умственные и физические возможности. Осуществление аксиологического компонента происходит на основе формирования мировоззрения, внутренних убеждений человека, определяющих рефлексию и присвоение определенной системы духовных, витальных, медицинских, социальных и философских знаний.
3. Мотивационно-ценностный компонент валеологической культуры активизирует систему ценностей, которые определяют отношение к вопросу здоровья и здорового образа жизни и характеризуется такими показателями, как потребность в здоровом образе жизни, стремление к здоровому образу жизни, ориентация на здоровый образ жизни и убежденность в необходимости такового.
4. Гносеологический компонент связан с приобретением необходимых для процесса здоровьесбережения знаний и умений, познанием себя, своих потенциальных способностей и возможностей, интересом к вопросам собственного здоровья, к изучению литературы по данному вопросу.
5. Здоровьесберегающий компонент включает систему ценностей и установок, которые формируют систему гигиенических навыков и умений, необходимых для нормального функционирования организма, а также систему упражнений, направленных на совершенствование навыков и умений по уходу за собой.
6. Эмоционально-волевой компонент зависит от уровня вышеперечисленных компонентов, отражающих спектр жизненных установок.
7. Поведенческий компонент представляет собой систему определенных действий, которые осуществляются субъектом для реализации функции укрепления и сохранения личного и группового здоровья.
8. Деятельностный компонент ориентирован на реализацию здоровьесберегающих методик и программ.
9. Физкультурно-оздоровительный компонент направлен на освоение личностно-значимых качеств, повышающих работоспособность человека [4].
Структура самосохранительного поведения, предложенная Л.Г. Уляевой, содержит три основных компонента: когнитивный, мо-тивационно-поведенческий, эмоциональный.
Когнитивный компонент - теоретические знания о здоровье, осознание роли, места здоровья в жизнедеятельности и профессиональной деятельности, знание факторов, оказывающих позитивное или негативное влияние на здоровье человека.
Мотивационно-поведенческий компонент определяет место здоровья в структуре ценностей человека, формирует мотивацион-ный блок в области здорового образа жизни, определяет особенности поведения в области здоровья, степень предрасположенности человека к ведению здорового образа жизни, особенности поведения и самопомощи в случае ухудшения здоровья.
Эмоциональный компонент включает в себя эмоции, переживания и чувства человека, связанные с ухудшением состояния его здоровья, определяет особенности эмоционального состояния, связанные с ухудшением физического или психического самочувствия человека [5].
Анализ рассмотренных структур валео-логической культуры позволяет определить структуру валеологической культуры социального работника с учетом специфики и требований к его профессиональной деятельности.
В контексте настоящего исследования выделим ряд направлений профессиональной деятельности социального работника, которые помогут раскрыть компонентный состав его валеологической культуры: развитие потенциала самопомощи лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; оказание социальной поддержки, консультации, реализация реабилитационных и адаптационных мероприятий человеку, группе лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию; профилактическая деятельность; влияние на формирование и реализацию социальной политики государства с целью обеспечения социально здоровой среды жизнедеятельности клиента.
Рассматривая валеологическую культуру социального работника с позиций системно-структурного подхода, ее можно представить в виде целостной системы с присущими ей внутренней структурой, системой, содержа-
нием, внутренними и внешними условиями и определенным результатом, который выражается взаимозависимостью системообразующих и системообусловливающих факторов.
Доминирующими факторами являются состояние личного здоровья человека и здоровый образ жизни как системный процесс. При этом критерии и уровень здоровья человека необходимо анализировать с точки зрения сохранения или обогащения его внутреннего потенциала как при наличии высокого уровня здоровья, так и при наличии каких-либо отклонений в сфере здоровья.
Моделирующими, системными компонентами валеологической культуры социального работника являются духовно-нравственные ценности, включающие в себя осознание здоровья как личной и социальной ценности, формирование менталитета на здоровый стиль, образ жизни; валеологиче-ская грамотность, владение теоретическими знаниями, умениями, навыками в области использования в своей профессиональной деятельности механизмов, технологий формирования собственного здоровья и здоровья социального клиента, организации мероприятий по формированию здорового образа жизни; оздоровительные методики и технологии, направленные на физическое и психическое развитие личности социального работника / социального клиента / группы социальных клиентов.
Данные факторы, участвующие в процессе формирования валеологической культуры социального работника, имеют как объективный, так и субъективный характер.
Объективные факторы - социальные и биологические процессы. Социальные процессы - это степень развития общества в социально-экономической сфере; развитие систем здравоохранения, образования; уровень жизни населения и его социальное благополучие; реализация различных направлений государственной социальной политики в области охраны здоровья населения. К биологическим факторам (которые носят также объективный характер) формирования ва-леологической культуры социального работника можно отнести генетические предпосылки формирования физического и психического развития личности, его возрастные особенности, внутренние и внешние условия существования индивида в конкретной среде.
К субъективным факторам относят формирование и развитие внутренней мотивации на сохранение, укрепление личного здоровья, здоровье и наличие личностно-волевых качеств, которые требуются для проявления социальной активности человека в окружающей его среде, стремление к самосовершенствованию и самореализации в области сохранения и укрепления собственного здоровья.
Опираясь на содержание и функции профессиональной деятельности социального работника, мы рассматриваем структуру валеологической культуры социального работника как единство четырех компонентов: аксиологического, когнитивного, практического и рефлексивного. Охарактеризуем содержание каждого из выделенных компонентов валеологической культуры социального работника.
Аксиологический компонент.
Значительную роль в профессиональной деятельности социального работника играют его профессионально-ценностные ориентации. Профессиональные ценности специалистов различной сферы исследованы в работах Л.М. Архангельского, О.Г. Дробницкого, В.Б. Ольшанского и др.
Специфика профессионально-ценностных ориентаций специалиста обусловлены местом и ролью профессии в жизни отдельного человека и общества в целом. В исследованиях М. Титма выделены общие профессиональные ценности: содержание и наполняемость профессиональной деятельности; общественная значимость и признанность профессии, определяемая результатами профессиональной деятельности.
Ссылаясь на исследование И.Г. Бердни-кова, под ценностями валеологической деятельности социального работника понимают ориентиры его гуманной, социальной активности, актуализирующие процесс повышения мотивации на здоровый образ жизни как его самого, так и социального клиента. К основным ценностям валеологической деятельности социального работника отнесем:
- ценности, связанные с удовлетворением потребности в общении с социальным клиентом при выполнении валеологической деятельности;
- ценности, связанные с самовыражением и саморазвитием в валеологической
деятельности, которые несут гуманистический характер профессиональной деятельности социального работника [6].
Ценностные ориентации в профессиональной деятельности находят свое обобщенное выражение в мотивационно-ценност-ном отношении социального работника к ва-леологической деятельности, которое является показателем успешности выполнения своей профессиональной деятельности. Такой подход обусловливается единством субъективного и объективного, где объективное является базисом избирательной направленности на ценности валеологической деятельности, активизирующее профессиональное саморазвитие социального работника и выступающее фактором его активности в ва-леологической деятельности при работе с социальным клиентом. Таким образом, ва-леологическая культура социального работника зависит от осознания ценности валеоло-гической деятельности, какое место отводит ей в своей жизнедеятельности и профессиональной деятельности в системе социальный работник - социальный клиент - социальный институт.
Уровень сформированности ценностных ориентаций социального работника по отношению к здоровью, здоровьесбережению возможно использовать в качестве одного из критериев оценки уровня сформированности валеологической культуры социального работника. Отметим, что только при достаточной степени сформированности личности социального работника, которая будет определяться высоким уровнем сформированно-сти психических функций, социальной зрелостью, гуманным отношением к социуму, будет происходить формирование его ценностных ориентаций в профессиональной деятельности.
Достаточно часто объекты профессиональной деятельности социального работника имеют одинаково высокую ценность, и в первое время он будет стремиться достичь успехов сразу по нескольким направлениям своей деятельности. В то же время социальному работнику необходимо будет расставить определенные приоритеты в своей ва-леологической деятельности, для того чтобы скорректировать свои дальнейшие самостоятельные решения. Равнозначные ценности порождают неопределенность в том случае,
когда они противоречивы. Если равнозначные валеологические ценности не противоречат друг с другом в сознании специалиста, то они реализуются одновременно. Таким образом, согласованные ценностные ориентации являются значимой предпосылкой формирования валеологической культуры специалиста. Характеристика особенностей структуры валеологической культуры социального работника будет неполной, если не учитывать направленность его основных профессиональных ценностей.
Аксиологический компонент валеологи-ческой культуры социального работника включает ценностную и мотивационную сферу, которую представляют потребности, мотивы, активность и направленность личности, а также входит ценностная составляющая. Каждый человек живет в определенной системе ценностей, предметы и явления которых призваны удовлетворить его потребности. Как и сами ценности, их иерархическая структура носит конкретно-исторический и личностный характер. Одни и те же предметы и явления для разных людей могут представлять неодинаковую ценность, так же как и в различное время у одного и того же человека. Ценностное отношение к здоровью происходит через самопознание, самосохранение, саморазвитие личности, через гармонизацию отношений человека с самим собой, с окружающими людьми, с природой, через постоянный духовно-нравственный поиск, обращенный и к себе, и к миру. Для того чтобы управлять своим здоровьем человеку, прежде всего, необходимо изменить свое ценностное к нему отношение, взять на себя ответственность за свое здоровье, получить необходимую сумму знаний. Проблема сохранения и укрепления здоровья, формирования особого отношения к здоровью как к самостоятельной ценности на современном этапе развития общества весьма значима.
Аксиологический компонент валеологи-ческой культуры социального работника представляет собой единство совокупности жизненных ценностей и отношения социального работника к здоровью и составляющим здорового образа жизни. Совокупность жизненных ценностей включает в себя потребность, стремление, ориентацию и убежденность в необходимости здорового образа жизни. Наряду с этим, каждый социальный
работник должен осознать, что он отвечает не только за свое здоровье, но и должен чувствовать свою ответственность за здоровье своего клиента. Поэтому у социальных работников необходимо развивать валеологи-ческое мышление, под которым нужно понимать способность видеть за каждым своим профессиональным действием его значение для здоровья населения. Осознание своей личной ответственности за результат профессиональной деятельности оказывает непосредственное влияние на развитие и формирование у социальных работников познавательной активности и самостоятельности.
Аксиологический компонент характеризуется профессиональной направленностью социального работника на осуществление валеологической деятельности и включает познавательный интерес к валеологическим проблемам социального клиента, мотивацию к овладению валеологической культурой, систему валеологических ценностных ориентации и совокупность профессионально-личностных качеств, которые необходимы социальному работнику для осуществления ва-леологической деятельности, а именно, гуманность (понимание единства человека и природы, восприятие здоровья и природной среды как ценностей, наличие гуманных чувств); инициативность (способность к активному и продуктивному решению валеоло-гических проблем); гуманность (бережное и заботливое отношение к социальным клиентам, понимание последствий своей деятельности); настойчивость (мобилизация своих возможностей для решения валеологических проблем и способность находить соответствующие средства для этого); дисциплинированность (выдержка, внутренняя организованность, готовность выполнять все требования для сохранения здоровья в различных ситуациях).
Когнитивный компонент.
Следующим компонентом в структуре валеологической культуры социального работника является когнитивный. Термин «когнитивность» используется в широком смысле, обозначая сам «акт» познания или само знание. Согласно А.Д. Гонееву, когнитивный компонент связан с познанием и может рассматриваться как процесс и как результат [7]. Поэтому его можно представить, с одной стороны, как определенный уровень
общих и специальных знаний, соответствующую ступень их системности и профессиональной направленности. С другой стороны, как накопление знаний, переход их на более высокий уровень системности, что дает возможность увидеть целостную картину мира, проявление общих закономерностей в процессе профессиональной деятельности социального работника по сохранению и укреплению здоровья.
Нормы формирования валеологической культуры социального работника в процессе его обучения в вузе должны быть направлены в первую очередь на его личность, проникая во все направления целостного педагогического процесса обучения в вузе и в первую очередь формировать ориентацию социального работника на гуманно-личностное развитие. Взаимозависимость и взаимообусловленность общекультурного и профессионального развития современного специалиста активизирует формирование у будущих социальных работников определенной культурной доминанты в будущей валеологической деятельности.
Подводя итоги вышесказанному, формирование содержания высшего образования социальных работников должно происходить с методологической опорой на культурологический подход. Реализация данного подхода в социальном образовании предполагает создание условий для самоопределения личности будущего социального работника по приоритетным направлениям в валеологиче-ской деятельности. Понимание когнитивного компонента валеологической культуры сту-дентов-социальных работников в данном контексте способствует осмыслению ими будущей профессиональной деятельности как сферы социального творчества.
Таким образом, когнитивный компонент валеологической культуры социального работника будет включать систему знаний о сущности «здоровья» как ценности для конкретного человека и общества в целом, об особой значимости здоровья для социального работника; пополнение объема знаний о духовном, психофизическом и социальном здоровье личности; принципы и составляющие здорового образа жизни, пути, методы, приемы, средства сохранения, упрочения и восстановления здоровья и трудоспособности, знания о качестве здоровья, качестве
жизни, факторах риска, негативно влияющих на здоровье, о влиянии социальных и экологических условий на качество здоровья; причинах и факторах возникновения социальных болезней.
Деятельностный компонент.
В деятельностном компоненте умения мы рассматриваем как способы выполнения действия, причем эти способы должны соответствовать целям и условиям деятельности. Умения всегда опираются на знания. Валео-логические знания, позволяющие выработать компетентность социального работника в вопросах сохранения, укрепления и формирования здоровья, постепенно будут приобретать личностную направленность и через включение в практическую валеологическую деятельность станут умениями, навыками здоровьесберегающей деятельности социального работника.
Деятельностный компонент тесно связан с валеологической технологией. Валеологи-ческая технология есть комплексный, многогранный, интегративный процесс использования знаний, идей, включающий технологии, способы организации валеологической деятельности. Данный подход позволяет более содержательно раскрыть сущность ва-леологической технологии, из которого понятно, что валеологическая технология раскрывается через организацию профессиональной деятельности социального работника, тем самым актуализируя принадлежность валеологической технологии к валеологиче-ской культуре. Мы выделяем технологи-ческмй компонент валеологической культуры социального работника на основе совокупности профессиональных задач валеоло-гической деятельности.
Рассматривая валеологическую технологию в контексте валеологической культуры социального работника, правомерно выделить в ее структуре и такой элемент, как «технология валеологической деятельности социального работника». Введение в научный оборот понятия «технология валеологи-ческой деятельности социального работника», ее последующее исследование предполагают построение такой модели, которая бы основывалась на идеях системного, целостного подходов, рассмотрения валеологиче-ской деятельности как процесса решения многообразных валеологических задач, яв-
ляющихся по своей сути задачами социального управления. Развивая общетеоретические идеи В.Г. Бочаровой, Л.В. Мардахаева, А.В. Мудрика, Р.В. Овчаровой и других относительно подходов к деятельности социального работника, мы рассматриваем технологию валеологической деятельности через призму решения совокупности профессиональных задач по валеологическому анализу, планированию, организации, оценке собственного здоровья и здоровья социального клиента.
Принимая во внимание особенности ва-леологической деятельности социального работника, нами выделяются группы валео-логических задач: прогностические - построение целостной системы валеологиче-ского процесса в соответствии с общей целью профессиональной деятельности социального работника, выработка и принятие решения для достижения позитивного результата для социального клиента; деятель-ностные - реализация взвешенных, рациональных вариантов валеологической деятельности; регулирующие - корректировка этапов, содержания валеологической деятельности, установление необходимых коммуникативных связей в системе социальный работник - социальный клиент - социальный институт; аналитико-рефлексивные - анализ и рефлексия полученных результатов в процессе валеологической деятельности в системе социальный работник - социальный клиент - социальный институт.
Валеологическая деятельность социального работника напрямую связана с валеоло-гически рациональным поведением, что включает в себя позитивное отношение к собственному здоровью, здоровью окружающих людей, социальных клиентов, а также здоровый образ жизни. Здоровый образ жизни как социальный феномен, как процесс содействует выполнению социальным работником своих профессиональных обязанностей, общественных функций, поскольку выражает определенную направленность деятельности в плане укрепления и развития индивидуального и социального здоровья.
Деятельностный компонент валеологи-ческой культуры представляет собой систему взаимосвязанных действий, осуществляемых социальным работником с целью реализации функции сохранения и укрепления индиви-
дуального и общественного здоровья и требующих его особых отношений во взаимодействии с внешней средой. Он включает валеонаправленность поведения, способность и готовность к самоконтролю, самооценке, самокоррекции собственных привычек и поступков, к профессиональной валео-логической деятельности.
Рефлексивно-оценочный компонент ва-леологической культуры социального работника включает способность специалиста социальной работы к осмыслению, анализу и самоанализу; оценке и самооценке; к рефлексии результатов здоровьесберегающей деятельности и ее коррекции. Рефлексивно-оценочный компонент характеризуется стремлением социального работника к самопознанию, саморефлексии, саморазвитиию, поиском и анализом истины в здоровьесберегаю-щем поведении и валеологической деятельности. Данный компонент позволяет социальному работнику самостоятельно и всесторонне анализировать и предельно конкретно формулировать пути развития своей валеоло-гической культуры, осознавать возможности валеологической деятельности в своей профессиональной деятельности, самостоятельно осуществлять и планировать, намечать пути самореализации.
Таким образом, представленная структура валеологической культуры дает возможность сформулировать основные направления деятельности по формированию данного феномена в процессе подготовки социального работника в вузе, что является задачей для нашего будущего исследования.
1. Трещева О.Л. Формирование культуры здоровья в условиях современного образования: монография. Омск, 2002.
2. Кожанов В.В. Саморазвитие культуры здоровья студента в процессе спортивно-ориентированного физического воспитания // Теория и практика физической культуры. 2006. № 2. С. 12-14.
3. Симоненко С.М. Содержание и способы формирования валеологической культуры будущего учителя в вузовской профессиональной подготовке: автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2002.
4. Яковлев В.Н. Формирование здоровьесбере-гающей среды для студентов высших учебных заведений. Тамбов, 2010.
5. Уляева Л.Г. Психологический индикатор здо-ровьесбережения личности // Теория и практика физической культуры. 2006. № 6. С. 55.
6. Бердников И.Г. Теоретические основы формирования валеологической культуры личности учителя: автореф. дис. ... д-ра пед. наук М., 1998.
7. Коррекционная педагогика / под ред. А. Д. Го-неева. М., 2010.
1. Treshcheva O.L. Formirovanie kul'tury zdorov'ya v usloviyakh sovremennogo obrazovaniya: monografiya. Omsk, 2002.
2. Kozhanov V.V. Samorazvitie kul'tury zdorov'ya studenta v protsesse sportivno-orientirovannogo fizicheskogo vospitaniya // Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury. 2006. № 2. S. 12-14.
3. Simonenko S.MSoderzhanie i sposoby formirovaniya valeologicheskoy kul'tury budushchego uchitelya v vuzovskoy professional'noy podgotovke: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. SPb., 2002.
4. Yakovlev V.N. Formirovanie zdorov'esberegayushchey sredy dlya studentov vysshikh uchebnykh zavedeniy. Tambov, 2010.
5. Ulyaeva L.G. Psikhologicheskiy indikator zdorov'esberezheniya lichnosti // Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury. 2006. № 6. S. 55.
6. Berdnikov I.G. Teoreticheskie osnovy formirovaniya valeologicheskoy kul'tury lichnosti uchitelya: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk M., 1998.
7. Korrektsionnaya pedagogika / pod red. A.D. Goneeva. M., 2010.
Поступила в редакцию 29.10.2014 г.
UDC 614.2, 364.1
STRUCTURE OF VALEOLOGICAL CULTURE OF SOCIAL WORKER
Raisa Mikhailovna KULICHENKO, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Doctor of Education, Professor, Scientific Director of Institute of Pedagogy and Psychology, e-mail: raisa_kulichenko @mail.ru
Andrei Vyacheslavovich LOGINOV, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Education, Doctoral Student in Social Work Department, e-mail: [email protected]
The structure of valeological culture of social worker is considered. In the context of this research the study identifies a number of areas of professional activity of a social worker who helped uncover the component composition of its valeological culture of the development of self-help capacity of persons in difficult situations; social support, counseling, rehabilitation and implementation of adaptation measures a person, group of individuals caught in a difficult situation; prevention activities; influence on the formation and implementation of social policy in order to ensure a socially healthy environment zhizne-deyatelnosti client. Modeled system components valeological culture of social worker are spiritual and moral values, including the recognition of health of both personal and social values, the formation of a healthy style of mentality, lifestyle; valeo-logical literacy, possession of theoretical knowledge and skills in the use of their professional activities in machinery, technology, forming their own health and social client, organizing events to promote healthy lifestyles; improving methods and technologies aimed at the physical and mental development of the individual social worker / social client / social groups of customers. Relying on the contents and functions of the professional activity of the social worker, the authors examine the structure valeological culture of as a social worker unity of four components: the axiological, cognitive, practical and reflexive.
Key words: valeological culture; social worker; components; structure.