Научная статья на тему 'Валеологическая культура социального работника: сущность, содержание, подходы'

Валеологическая культура социального работника: сущность, содержание, подходы Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1268
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВАЛЕОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА / VALEOLOGIC CULTURE / HEALTH KEEPING / SOCIAL WORK

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Куличенко Раиса Михайловна, Логинов Андрей Вячеславович

Формирование валеологической культуры будущих социальных работников рассматривается как одна из актуальных задач совершенствования и модернизации социального образования. В логике от общего к единичному проанализирован ряд понятий: «здоровье» - «культура здоровья» - «здоровьесбережение» - «валеологическая культура». На основе проведенного анализа рассматриваются валеологическая культура социального работника как система жизненных и профессиональных ценностей, опирающихся на теорию о сущности и содержании здоровья и регулирующей поведение специалиста социальной сферы в процессе его профессиональной деятельности. В контексте этого выделяются валеологическая культура социального работника, которая включает следующие элементы: знание основ воспитания культуры здоровья, включающее осознание роли и места культуры здоровья социального работника в профессиональной деятельности; знание сущности о здоровом образе жизни, структуре и содержании культуры здоровья и этапах ее формирования и развития; наличие знаний об основах, влияющих на физическое, соматическое, психологическое и духовное здоровье социального работника и социального клиента, методов и технологий контроля за состоянием здоровья, способов ведения здорового образа жизни, основах создания безопасных для здоровья условий профессиональной деятельности. Валеологическая культура, как одна из важнейших составляющих общей и профессиональной культуры социального работника, является мерой и средством его самоактуализации и самореализации. Одновременно валеологическая культура выступает как интегрированное качество его личности, условие эффективной валеологической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALEOLOGIC CULTURE OF SOCIAL WORKER: ESSENCE, CONTENT, APPROACHES

Formation of valeologic culture of future social workers is discussed as one of the urgent tasks of improving and modernizing social education. In the logic of the total to the unit, a number of concepts is analyzed: “health” “culture of health” “health keeping” “valeologic cultures”. Based on this analysis, the social worker of valeologic culture as a system of life and professional values, based on the theory about the nature and content of the health and regulatory specialist social behavior during his career, is considered. In this context, it is identified that valeologic culture of social worker includes the following elements: a basic knowledge of the culture of health education, including awareness of the role and place of culture of health social worker in the profession; knowledge of the essence of a healthy lifestyle, the structure and content of health culture and the stages of its formation and development; availability of knowledge about the basics of affecting physical, somatic, psychological and spiritual health social worker and social client, methods and technologies for monitoring health status, ways of a healthy lifestyle, the basics of creating a safe and healthy conditions of professional activity. Valeologic culture as one of the most important components of general and professional culture of a social worker is a measure and a means of his self-actualization and fulfillment. Simultaneously valeologic culture acts as an integrated quality of his personality, a condition of effective valeologic activities.

Текст научной работы на тему «Валеологическая культура социального работника: сущность, содержание, подходы»

УДК 614.2, 364.1

ВАЛЕОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА: СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ, ПОДХОДЫ

© Раиса Михайловна КУЛИЧЕНКО

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, доктор педагогических наук, профессор, научный руководитель института педагогики и психологии, e-mail: [email protected] © Андрей Вячеславович ЛОГИНОВ Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат педагогических наук, докторант, кафедрa социальной работы, e-mail: [email protected]

Формирование валеологической культуры будущих социальных работников рассматривается как одна из актуальных задач совершенствования и модернизации социального образования. В логике от общего к единичному проанализирован ряд понятий: «здоровье» - «культура здоровья» - «здоровьес-бережение» - «валеологическая культура». На основе проведенного анализа рассматриваются валео-логическая культура социального работника как система жизненных и профессиональных ценностей, опирающихся на теорию о сущности и содержании здоровья и регулирующей поведение специалиста социальной сферы в процессе его профессиональной деятельности. В контексте этого выделяются ва-леологическая культура социального работника, которая включает следующие элементы: знание основ воспитания культуры здоровья, включающее осознание роли и места культуры здоровья социального работника в профессиональной деятельности; знание сущности о здоровом образе жизни, структуре и содержании культуры здоровья и этапах ее формирования и развития; наличие знаний об основах, влияющих на физическое, соматическое, психологическое и духовное здоровье социального работника и социального клиента, методов и технологий контроля за состоянием здоровья, способов ведения здорового образа жизни, основах создания безопасных для здоровья условий профессиональной деятельности. Валеологическая культура, как одна из важнейших составляющих общей и профессиональной культуры социального работника, является мерой и средством его самоактуализации и самореализации. Одновременно валеологическая культура выступает как интегрированное качество его личности, условие эффективной валеологической деятельности.

Ключевые слова: валеологическая культура; здоровьесбережение; социальная работа.

Развитие профессии социальной работы формирует новую парадигму профессионала социального работника, которая выдвигает систему требований к квалификации и морально-этическому поведению специалиста. В настоящее время для того чтобы быть специалистом социальной работы, недостаточно обладать гуманным отношением к клиенту. Специфика формирования валеологической культуры социального работника требует выявления профессионально значимых для него функциональных и личностных характеристик.

Общая характеристика профессиональной деятельности социального работника в соответствии с его функционалом обусловливает уровень требований к его компетентности, который изложен в образовательном стандарте подготовки бакалавров и магистров по направлению «социальная работа» и квалификационных характеристиках. Специалист социальной работы может реализо-вывать свою профессиональную деятельность

на различных уровнях социальной политики государства - уровне управления, правового, материально-технического обеспечения, здравоохранения, образования и непосредственной практики социальной работы.

Развитие социальной работы как особого вида профессии, как социального института определено не только возросшими запросами слабозащищенной части населения на социальную защиту, но и изменением сущности и содержания данных запросов, их индивидуализацией, более глубокими личностными потребностями, более определенными условиями их удовлетворения.

Наиболее актуальными становятся проблемы сохранения и укрепления здоровья населения, в связи с чем важным направлением профессиональной деятельности социального работника сегодня является валеоло-гическое, которое связано со здоровьем человека, предпосылками и факторами здорового образа жизни. Доминирующее развитие ценностных ориентаций заключается в осоз-

нании ценности собственного здоровья (нравственного, физического, психического, социального и др.), формировании мышления на здоровый образ жизни. Уже доказано, что без сохранения и укрепления собственного здоровья невозможен позитивный социальный рост члена общества и благополучная жизнедеятельность. В то же время способы удовлетворения вышеизложенной потребности носят многогранный, специфический, противоречивый характер, который не приводит к желательному результату. В данном случае исключительную роль играет воспитание у каждого индивидуума собственного положительного отношения к здоровью как к главной собственной ценности, а также формирование основных принципов здорового образа жизни.

Исследования теоретических подходов к организации комплексной подготовки специалистов социальной сферы позволяют констатировать тот факт, что социальный работник, выступая организатором и координатором, должен обладать комплексной системой профессиональных знаний, умений, навыков, установок, личностных качеств, которые будут обеспечивать сохранение здоровья самого специалиста и социального клиента.

Как отмечают специалисты С.Р. Гала-зиева, С.Г. Сериков, И.В. Тарасенко, в настоящее время требуется профессионал, который обладает физическим, духовным, психическим здоровьем, способен полученные им знания в данной области применять в своей профессиональной деятельности, нацеленной на сохранение и укрепление здоровья человека в частности и общества в целом, т. е. обладающий валеологической культурой.

Е.И. Холостова в своих исследованиях разделяет личностные качества социального работника на три группы:

1) психологические характеристики -составная часть способности и готовности к виду деятельности;

2) психолого-педагогические качества, которые направлены на совершенствование и развитие социального работника как личности и как профессионала;

3) психолого-педагогические качества, которые направлены на создание и усиление эффекта личного обаяния в профессиональной деятельности [1].

Конкретизация валеологической культуры социального работника вытекает из его основного функционала:

- диагностическая - социальный работник изучает особенности группы населения, индивида, уровень и степень влияния на них различных условий и как результат ставит «социальный диагноз»;

- прогностическая - моделирует развитие негативных процессов, событий, происходящих в обществе, семье, группе людей, оказывающих влияние на их психическое, физическое здоровье, и вырабатывает определенные варианты социального поведения, снижающие данное негативное влияние;

- предупредительно-профилактическая -приводит в действие медицинские, психологические, педагогические механизмы, направленные на предупреждение негативных явлений и последствий;

- социально-медицинская - организация мероприятий по профилактике личного и общественного здоровья, способствует приобретению навыков оказания первой медицинской помощи и т. д.;

- социально-педагогическая - изучает потребности, интересы социальных клиентов в разных видах их деятельности: спортивно-оздоровительной, культурно-досуговой и привлекает к работе с ними различные социальные институты;

- психологическая - проведение консультирования и коррекции межличностных отношений, социальной реабилитации и адаптации личности, способствующие укреплению, сохранению и восстановлению здоровья социального клиента;

- социально-бытовая - оказание поддержки различным слабозащищенным слоям населения (инвалиды, люди пожилого возраста и т. д.) в улучшении их быта и жилищных условий, что также сказывается на уровне их личного здоровья;

- коммуникативная - устанавливает контакт и взаимодействие, выработку единой стратегии взаимодействия в системе «социальный работник - социальный клиент - социальный институт» для повышения здоровья социального клиента, группы клиентов, общества.

Формирование валеологической культуры будущих специалистов социальной сферы в системе социального образования рассматривается нами как одна из актуальных задач его совершенствования и модернизации. От

уровня здоровья социального работника напрямую зависит степень удовлетворения его потребности самореализации в профессиональной деятельности.

В логике от общего через особенное к единичному проанализируем следующий ряд дидактических категорий: здоровье - культура здоровья - здоровьесбережение - валео-логическая культура.

Уровень здоровья человека - это результат воздействия на него различных факторов: условий внешней среды, генетических предпосылок, собственного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

А.Г. Щедрина под здоровьем понимает целостное, сложное, многостороннее, системное, изменяющееся состояние, формирующееся в процессе активизации генетического потенциала в условиях конкретной социальной среды [2].

В уставе Всемирной организации здравоохранения здоровье рассматривается «как состояние полного телесного, душевного и социального благополучия».

Г.Л. Апанасенко, Л.А. Попова дают следующее определение понятию «здоровье» -это социальная ценность, сложная и многогранная категория, представляющая собой результат взаимодействия человека и среды, которая его окружает. Это определенная внутренняя система, обеспечивающая такой уровень потенциала, который позволяет человеку положительно чувствовать себя и выполнять свои биологические и социальные функции [3].

Под физическим здоровьем понимается состояние, когда наблюдается гармония саморегуляции всех функций организма и полная адаптация к разнообразным факторам внешней среды. Данный вид здоровья измеряется степенью физической активности и физической подготовленности, физической формой. Значимые структурные элементы физического здоровья - иммунный и вегетативный статусы организма.

Психическое здоровье - это способность индивидуума адекватно оценивать внутренние и внешние раздражители, умение самоуравновешивания во внешней среде.

Ссылаясь на позицию Г.С. Никифорова, призма психического здоровья - адекватное, полное, рациональное восприятие социальной действительности, проявление интереса к внешней среде, полная адаптация к ней, направленность на общественно-полезное

дело, ответственность перед другими, альтруизм, эмпатия [4].

Социальное здоровье человека - способность адаптироваться к социальной среде, и результатом данной способности является полное, рациональное выполнение присущих человеку социальных функций. Критерии социального здоровья члена общества -осознание своего физического и психического Я; положительная оценка себя и собственной профессиональной деятельности и жизнедеятельности; сопричастность психических реакций частоте воздействий внешней среды, социальным обстоятельствам; владение способностью саморегуляции поведения в соответствии с социальными правилами, нормами и законами; обладание способностью позитивного планирования своей жизнедеятельности, независимо от смены жизненных обстоятельств и ситуаций.

Проанализировав сущность и содержание понятия «здоровье» в контексте нашего исследования, приходим к выводу, что в основе здоровья лежат внутренние и внешние процессы сохранения, укрепления и развития физиологических, психологических и социальных функций. Сохранение собственного здоровья обусловлено прямой зависимостью от уровня развития культуры здоровья, которое включает в себя систему знаний о здоровье и основанное на этих знаниях соответствующее поведение по сохранению, укреплению здоровья.

Культура здоровья разными авторами (Л.Н. Волошина, З.И. Тюмасева, О.Л. Треще-ва и др.) обозначается как часть общей культуры человека, которая связана с его отношением к здоровью и здоровью других людей, ведением здорового образа жизни.

Так, Л.Н. Волошина отмечает, что культура здоровья - это не просто обладание определенными знаниями в области здоровьес-бережения, но и практическое воплощение здорового образа жизни, забота о собственном здоровье и здоровье окружающих [5].

По мнению З.И. Тюмасевой, культура здоровья - это осознанная система отношений, действий, которые определяют качество и уровень индивидуального и общественного здоровья, состоящие из отношения к своему здоровью и здоровью других людей.

О.Л. Трещева считает, что культура здоровья характеризуется наличием положительных в социальном плане целей и ценностей, позитивного мышления и отношения к

своему и чужому здоровью. Культура здоровья в ее понимании характеризуется также организацией мероприятий по формированию здорового образа жизни, которая позволит регулировать физическое и психическое состояние человека с учетом его индивидуальных особенностей, реализовать программы самосохранения, самореализации, что приведет к гармоничному единству всех компонентов здоровья и окончательному результату - целостному развитию личности.

З.И. Колычева, рассматривая культуру здоровья человека с социальных позиций, предлагает рассматривать ее как составную часть общей культуры человека, которая определяет социальную успешность человека в процессе его жизнедеятельности. В качестве компонентов культуры здоровья автором выделяются валеологические знания, понимание сути и основных составляющих здорового образа жизни, владение умениями, мировоззрением и мышлением, которые направлены на здоровый образ жизни, альтруизм, эмпатию, обладание умением понимать себя и слышать других, давать самооценку своему состоянию и как результат всего этого поддерживать позитивный, рациональный уровень, и стиль жизни.

По мнению С.Н. Горбушиной, «культура здоровья включает исторически закрепленную человечеством программу организации безопасной жизнедеятельности и преемственности воспитания здорового поколения, содержит в себе бесконечное множество смыслов и значений здорового образа жизни, в диалоге с которыми человек самоорганизует собственную деятельность, поведение и общение в русле безопасности жизни, охраны и укрепления здоровья».

Один из основных структурных компонентов культуры здоровья - образ жизни, под которым понимается вариант жизнедеятельности людей, характеризующийся их бытом, трудовой деятельностью, определенными формами удовлетворения своих потребностей, принципами организации своей жизнедеятельности, установками личного и общественного поведения.

Связь образа жизни человека и его здоровья определяется в сущности и содержании понятия «здоровый образ жизни», под которым понимают жизнедеятельность человека, которая организована соблюдением рационального режима труда и отдыха, гигиенических нормативов, быта, наличием меди-

цинского обслуживания, способствующим укреплению адаптационных и реабилитационных возможностей человека, что является результатом в выполнении человеком всех своих социальных функций и достижением им активного долголетия.

Здоровый образ жизни - типичные способы жизнетворчества человека, которые усиливают и активизируют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение им своих социальных функций и профессиональных обязанностей.

В содержание здорового образа жизни многие ученые включают такие факторы, как рациональное питание, рациональный режим труда и отдыха, физическая активность, отказ от вредных привычек, психофизическую саморегуляцию [6].

Образ жизни индивидуума характеризуется такими составляющими, как его направленность, способы, методы, технологии его осуществления. Важнейшей идеей для ва-леологической культуры социального работника является не просто рассмотрение здорового образа жизни как социального феномена, а активность личности по его организации. Под регуляцией валеологической активности социального работника понимается рациональная и правильная с позиции формирования, сохранения, укрепления личного здоровья и здоровья социального клиента организация жизнедеятельности, осуществляемая во взаимосвязи и взаимозависимости социальных и содержательно-смысловых аспектов и включающая в себя такой важнейший структурно-функциональный компонент, как постановка мотива, формирование психической модели на оздоровление, получение данных о достигнутых результатах, их рефлексия, принятие решения о необходимости и характере изменения образа жизни для корректировки уровня индивидуального здоровья на протяжении всей жизни.

Готовность специалиста к осуществлению здоровьесбережения в профессиональной деятельности, осуществление процесса физического, духовного и психического саморазвития будущего специалиста, к пропаганде здорового образа жизни, передачи ценностей, знаний о здоровье, опыта валеологи-ческой деятельности.

Понятие «здоровьесбережение» истолковывается не одинаково. Выделяются его различные аспекты: самоактуализация и самоосуществление, физическое саморазвитие,

интеграция, индивидуальность, здоровье, автономия, творчество, продуктивность, но несомненно одно: потенциальные возможности социального работника, все то, что может он достичь и что должно помочь в его профессиональной деятельности, есть цель реализации здоровьесбережения.

Исследования В.Г. Бочаровой, Л.В. Мар-дахаева, А.В. Мудрика, Р.В. Овчаровой и других показывают, что достаточно много направлений социальной работы касаются сохранения и укрепления здоровья социального клиента: организация профилактических мероприятий по предупреждению заболеваний, консультация социальных клиентов по основам культуры здоровья; помощь в формировании ответственного отношения к репродуктивному здоровью; обеспечение социальной защиты прав слабозащищенных слоев населения в области охраны здоровья и др. С учетом данных направлений делаем вывод, что профессионал в области социальной работы должен быть компетентным в вопросах сохранения и укрепления своего здоровья и здоровья клиентов.

И.А. Зимняя определяет компетентность здоровьесбережения как знания и соблюдение норм здорового образа жизни, знание опасности курения, алкоголизма, наркомании, СПИДА; знание и соблюдение правил личной гигиены, обихода; физическая культура человека, свобода и ответственность выбора образа жизни [7].

Компетентность здоровьесбережения специалиста по социальной работе понимается нами как интегральная личностная характеристика специалиста, формирующая его готовность, способность к решению профессиональных задач и обязанностей, которые связаны с реализацией здоровьесберегающей деятельности в процессе оказания социальной помощи слабозащищенным слоям населения с опорой на знания, умения, опыт профессиональной деятельности и жизнедеятельности на основе сформированности мотивов, ценностей, позитивного отношения к собственному здоровью и здоровью социального клиента.

Для более продуктивного осуществления профессиональной деятельности в области валеологии специалисту социальной работы должны быть присущи профессионально важные личностные качества: самокритичность, саморефлексивность; высокий уровень профессионального самосознания; наличие

стрессоустойчивых качеств, позволяющих более продуктивно выполнять свои профессиональные обязанности (физическая активность, минимальная самовнушаемость, умение управлять своими эмоциями); альтруизм; стремление к постоянному укреплению своего здоровья и здоровья социального клиента.

Анализ историко-гносеологических истоков зарождения идей формирования валео-логической культуры показал, что ее генезис логически связан с историческими традициями. Валеологическая культура изменялась с развитием человека и условий его существования, и в современных условиях ее можно рассматривать как одну из стратегий перехода общества к устойчивому развитию.

В трудах по общей валеологии Т.Ф. Ак-башева, Л.Г. Апанасенко, И.И. Брехмана, Б.Н. Чумакова, А.Г. Щедрина изложена педагогическая теория по основам формирования валеологической культуры. Принципы, задачи, методологические основы валеологи-ческого образования исследуются в трудах В.Г. Воронцовой, Г.К. Зайцева, В.В. Колбано-ва, Л.Г. Качана, Л.Г. Татарниковой, В.П. Пет-ленко и др.

Над проблемой формирования валеоло-гической культуры работали и дали свою трактовку понятию «валеологическая культура» такие ученые, как А. Горшкова, Е.М. Ка-зин, М.Г. Романова, Н.Г. Терехова, Е.И. То-рохова, Э.Н. Вайнер, В.В. Белов, Ф.Ф. Михайлович, В.В. Колбанов.

По мнению исследователя А. Горшкова, выделяют две грани понятия «валеологиче-ская культура»:

1) валеологическая культура как общефилософская категория, определяющая специфические моменты взаимодействия индивидуума, общества в целом с внешней средой в формировании, сохранении, укреплении здоровья в разные исторические времена. Данная категория определяется через общественное валеологическое сознание, мировоззрение, валеологическое мышление;

2) валеологическая культура как инте-гративное личностное качество, определяющее поведение индивида и его способ жизнедеятельности, которые основываются на его мировоззрении. Индивидуальное мировоззрение связано с индивидуальным пониманием здоровья как социального феномена и формированием относительно этого системы целевых установок и личностных ценностей [8, с. 73].

До настоящего времени нет однозначного определения данному понятию, и в специальной литературе понятие «валеологическая культура» раскрывается различным образом.

Э.Н. Вайнер полагает, что валеологиче-ская культура является результатом валеоло-гического образования и предполагает знание человеком своих генетических, психологических, физиологических возможностей, технологий, средств, методов контроля за сохранением и развитием своего здоровья, умение и навыки распространять и передавать свои знания окружающим [9, с. 26].

По мнению Д.В. Колесова, валеологиче-ская культура - культура формирования позитивного отношения к собственному здоровью, основанного на знаниях, полученных в рамках общественных наук, возрастной физиологии, психологии.

Э.М. Казин определяет валеологическую культуру как неотъемлемую часть культурологии, предлагая рассматривать ее как науку о нравственном, физическом и духовном здоровье.

М.Г. Романцов и Н.Г. Терехова дают следующее определение валеологической культуры: «Это теория и практика формирования, сохранения и укрепления здоровья индивида» [8].

Е.И. Торохова в своих исследованиях определяет валеологическую культуру как социально-психологическую деятельность, которая направлена на формирование, сохранение, укрепление здоровья, освоение знаний, ценностей, норм, принципов здорового образа жизни [10, с. 44].

В.В. Колбанов предлагает под валеоло-гической культурой личности понимать ва-леологическую осведомленность, определенный, постоянно развивающийся стереотип поведения, который будет способствовать формированию мышления к укреплению, сохранению собственного здоровья и здоровья окружающих членов общества.

В.В. Белов и Ф.Ф. Михайлович определяют валеологическую культуру как знание человеком своих внутренних возможностей, способов и технологий самоконтроля, формирования и укрепления своего здоровья; потребность в сохранении здоровья и ее реализации; осознание ценности здоровья; способность передавать накопленные валеоло-гические знания [11, с. 639].

Мы рассматриваем валеологическую культуру социального работника как систему

жизненных и профессиональных ценностей, опирающихся на теорию о сущности и содержании здоровья и регулирующих поведение специалиста социальной сферы в процессе его профессиональной деятельности. В контексте этого валеологическая культура включает следующие элементы:

- знание основ воспитания культуры здоровья, включающее осознание роли и места культуры здоровья социального работника в профессиональной деятельности, в системе общественных отношений и его жизнедеятельности;

- знание сущности о здоровом образе жизни, структуре и содержании культуры здоровья и этапах ее формирования и развития;

- наличие знаний об основах, влияющих на физическое, соматическое, психологическое и духовное здоровье социального работника и социального клиента, методов и технологий контроля за состоянием здоровья, способов ведения здорового образа жизни, основах создания безопасных для здоровья условий профессиональной деятельности.

По нашему мнению, валеологическая культура социального работника, с одной стороны, включает способность специалиста поддерживать собственное здоровье на оптимальном уровне, знание приемов и способов поддержания собственного здоровья. Только валеологически подготовленный социальный работник, умеющий беречь и укреплять свое здоровье, сможет более плодотворно выполнять свою профессиональную деятельность, будет заинтересован во внедрении и распространении укрепляющих здоровье технологий в профессиональной практике. С другой стороны, формирование валеологической культуры связано с эффективным выполнением профессиональных задач специалиста социальной сферы, направленных на помощь населению в сохранении и укреплении здоровья населения, формированием у них ценностей здоровья и здорового образа жизни. Сохранение и укрепление здоровья населения, и, прежде всего, подрастающего поколения является наиважнейшим условием высокого уровня здоровья человечества, и поэтому необходима целенаправленная, систематическая работа по воспитанию заданных личностных качеств, в связи с чем целью социальной работы в области сохранения и укрепления здоровья является достижение максимально высокого

уровня собственного здоровья и здоровья клиентов.

На основе анализа подходов к определению понятий «здоровье», «культура здоровья», «здоровьесбережение» под валеологи-ческой культурой социального работника будем понимать систему личных, профессиональных и общих ценностей, базирующихся на знаниях о сущности здоровья и регулирующих поведение специалиста в процессе его профессиональной деятельности. Исходя из этого валеологическая культура социального работника включает следующие элементы: систематизированные знания теории воспитания культуры здоровья, включающие осознание роли культуры здоровья специалиста в системе общественных и трудовых отношений, места культуры здоровья в профессиональной деятельности социального работника и в его жизнедеятельности; наличие представлений о сущности, содержании, структуре, процессе формирования психологического, физического, репродуктивного, социального здоровья, знание основ здорового образа жизни; знание методов, способов, технологий оздоровления организма и ведения здорового образа жизни, контроля за состоянием собственного здоровья и здоровья социального клиента, владение технологиями создания безопасных для здоровья условий жизнедеятельности.

Формирование валеологической культуры социального работника в системе профессионального социального образования изучается как одна из главных задач в условиях модернизации высшего образования.

Учитывая гуманную миссию социального работника центр общественного внимания фокусируется вокруг профессионализма и валеологической культуры именно его личности. Валеологическая культура как одна из важнейших составляющих общей и профессиональной культуры социального работника является мерой и средством его самоактуализации и самореализации. Одновременно ва-леологическая культура выступает как интегрированное качество его личности, условие эффективной валеологической деятельности, показатель профессиональной компетентности и цель профессионального самоусовершенствования. Валеологическая культура является обобщенной характеристикой уровня развития потребностей и способностей социального работника, интенсивности их проявления в разнообразных видах дея-

тельности и, таким образом, по своей сущности выражением духовного мира личности.

Таким образом, формирование валеоло-гической культуры социального работника представляет собой процесс и результат целенаправленного и организованного овладения целостностью понятия «здоровье», устойчивыми валеологическими чертами и качествами, необходимыми для успешной жизнедеятельности.

1. Социальная работа: теория и практика / под ред. Е.И. Холостовой, А.С. Сорвиной. М., 2003.

2. Казин Э.М., Блинова Н.Г., Литвинова Н.А. Основы индивидуального здоровья человека: введение в общую и прикладную валеологию. М., 2000.

3. Апанасенко Г.Л., Попова Л.А. Медицинская валеология. К., 1998.

4. Никифоров Г.С. Психология здоровья. СПб., 2002.

5. Волошина Л.Н. Культура здоровья будущего педагога в контексте профессиональной подготовки // Педагогика. 2005. № 8. С. 124-126.

6. Митяева А.М. Валеологическая культура в современном образовании // Становление личности в различных образовательных системах: интеграционно-технологические аспекты / под ред. Н.Ф. Масловой. Орел, 1997.

7. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентно-стного подхода в образовании. М., 2004.

8. Романцов М.Г., Терехова Н.Г. Валеология: материалы к изучению курса. Калининград, 1997.

9. Вайнер Э.Н. Валеология. М., 2001.

10. Торохова Е.И. Валеология: словарь-справочник. М., 2002.

11. Белов В.И., Михайлович Ф.Ф. Валеология: здоровье, молодость, красота, долголетие. М., 1999.

1. Sotsial'naya rabota: teoriya i praktika / pod red. E.I. Kholostovoy, A.S. Sorvinoy. M., 2003.

2. Kazin E.M., Blinova N.G., Litvinova N.A. Osnovy individual'nogo zdorov'ya cheloveka: vvedenie v obshchuyu i prikladnuyu valeologiyu. M., 2000.

3. Apanasenko G.L., Popova L.A. Meditsinskaya valeologiya. K., 1998.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Nikiforov G.S. Psikhologiya zdorov'ya. SPb., 2002.

5. Voloshina L.N. Kul'tura zdorov'ya budushchego pedagoga v kontekste professional'noy podgotovki // Pedagogika. 2005. № 8. S. 124-126.

6. Mityaeva A.M.Valeologicheskaya kul'tura v sovremennom obrazovanii // Stanovlenie lichnosti v razlichnykh obrazovatel'nykh sistemakh: integratsionno-tekhnologicheskie aspekty / pod red. N.F. Maslovoy. Orel, 1997.

7. Zimnyaya I.A. Klyuchevye kompetentnosti kak rezul'tativno-tselevaya osnova kompetentnost-nogo podkhoda v obrazovanii. M., 2004.

8. Romantsov M.G., Terekhova N.G. Valeologiya: materialy k izucheniyu kursa. Kaliningrad, 1997.

9. Vayner E.N. Valeologiya. M., 2001.

10. Torokhova E.I. Valeologiya: slovar'-spravoch-nik. M., 2002.

11. Belov V.I., Mikhaylovich F.F. Valeologiya: zdorov'e, molodost', krasota, dolgoletie. M., 1999.

nocTynnna b pega^nro 26.09.2014 r.

UDC 614.2, 364.1

VALEOLOGIC CULTURE OF SOCIAL WORKER: ESSENCE, CONTENT, APPROACHES

Raisa Mikhailovna KULICHENKO, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Doctor of Education, Professor, Scientific Head of Institute of Pedagogy and Psychology, e-mail: [email protected]

Andrey Vacheslavovich LOGINOV, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Education, Candidate for Doctoral Degree, Social Work Department, e-mail: [email protected]

Formation of valeologic culture of future social workers is discussed as one of the urgent tasks of improving and modernizing social education. In the logic of the total to the unit, a number of concepts is analyzed: "health" - "culture of health" -"health keeping" - "valeologic cultures". Based on this analysis, the social worker of valeologic culture as a system of life and professional values, based on the theory about the nature and content of the health and regulatory specialist social behavior during his career, is considered. In this context, it is identified that valeologic culture of social worker includes the following elements: a basic knowledge of the culture of health education, including awareness of the role and place of culture of health social worker in the profession; knowledge of the essence of a healthy lifestyle, the structure and content of health culture and the stages of its formation and development; availability of knowledge about the basics of affecting physical, somatic, psychological and spiritual health social worker and social client, methods and technologies for monitoring health status, ways of a healthy lifestyle, the basics of creating a safe and healthy conditions of professional activity. Valeologic culture as one of the most important components of general and professional culture of a social worker is a measure and a means of his self-actualization and fulfillment. Simultaneously valeologic culture acts as an integrated quality of his personality, a condition of effective valeologic activities.

Key words: valeologic culture; health keeping; social work.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.