Научная статья на тему 'Роль высшего образования в формировании валеологической культуры будущих социальных работников'

Роль высшего образования в формировании валеологической культуры будущих социальных работников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
146
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВАЛЕОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА / ФОРМИРОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Файчук Е.Л.

В статье рассматривается роль высшего образования в процессе формирования валеологической культуры будущих социальных работников наряду с другими факторами: семья, школа, самообразование и др. Дается характеристика концепции непрерывного валеологического образования: цель, содержание, принципы. Основная цель исследования раскрытие роли и значения высшего образования в процессе формирования валеологической культуры будущих социальных работников. Подчеркивается особенность валеологической деятельности указанных специалистов, что должно определять цель и содержание их профессиональной подготовки (подбор учебных дисциплин, организация практики и др.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF HIGHER EDUCATION IN FORMING VALEOLOGICAL CULTURE OF FUTURE SOCIAL WORKERS

In the article the role of higher education in the course of formation of valeological culture of future social workers alongside with the other factors, such as family, school, self-education, etc., is considered. The characteristics of the concept of continuous valeological education, such as purpose, content and principles, are given. The main objective of research is disclosure of the role and value of higher education in the course of formation of valeological culture of future social workers. The specific features of valeological activity of the specified experts are emphasized, that has to define the purpose and the content of their vocational training (selection of subject matters, practice organization, etc.).

Текст научной работы на тему «Роль высшего образования в формировании валеологической культуры будущих социальных работников»

УДК 364-43-057.875:613

РОЛЬ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

В ФОРМИРОВАНИИ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ

В статье рассматривается роль высшего образования в процессе формирования валеологической культуры будущих социальных работников наряду с другими факторами: семья, школа, самообразование и др. Дается характеристика концепции непрерывного валеологического образования: цель, содержание, принципы. Основная цель исследования - раскрытие роли и значения высшего образования в процессе формирования валеологической культуры будущих социальных работников. Подчеркивается особенность валеологической деятельности указанных специалистов, что должно определять цель и содержание их профессиональной подготовки (подбор учебных дисциплин, организация практики и др.).

Ключевые слова: валеологическая культура, высшее образование, социальная работа, формирование, профессиональная подготовка.

E. n. 0aunyK E. L. Faychuk

THE ROLE OF HIGHER EDUCATION IN FORMING VALEOLOGICAL CULTURE OF FUTURE SOCIAL WORKERS

In the article the role of higher education in the course of formation of valeological culture of future social workers alongside with the other factors, such as family, school, self-education, etc., is considered. The characteristics of the concept of continuous valeological education, such as purpose, content and principles, are given. The main objective of research is disclosure of the role and value of higher education in the course of formation of valeological culture of future social workers. The specific features of valeological activity of the specified experts are emphasized, that has to define the purpose and the content of their vocational training (selection of subject matters, practice organization, etc.).

Keywords: valeological culture, higher education, social work, formation, vocational training.

Формирование валеологической культуры будущих социальных работников является продолжительным и сложным процессом. На этот процесс влияют такие факторы, как семья, учебные заведения, самообразование и т. п. Но чрезвычайно важной остается роль высшей школы. Ведь система профессиональной подготовки социальных работников решает задачу развития соответствующих знаний и умений будущих специалистов. Образование является важным показателем социальной активности, индивидуального образа жизни отдельного человека и социокультурного статуса общества в целом. Поскольку образование и образ жизни человека взаимосвязаны, современный уровень развития общества в условиях неопределенности социально-моральных норм жизнедеятельности человека находится в прямой зависимости от уровня образования.

Целью настоящей статьи является раскрытие роли и значения высшего образования в процессе формирования валеологической культуры будущих социальных работников.

Роль образования возрастает с учетом модернизации современного общества. Как отмечает В. Кремень, к новым задачам образовательной области следует отнести задачи подготовки человека к свободной и комфортной жизнедеятельности в инновационном обществе. Предполагается обретение знаний и эффективное, сознательное практическое применение их в условиях реальности [1, с. 2].

Расширение и создание новых государственных и негосударственных социальных институтов, активизация деятельности социальных служб и разнопрофильных социальных заведений усилили внимание к вопросам про-

фессиональной подготовки квалифицированных специалистов - социальных работников, которые должны были обеспечить успешную деятельность социальных институтов и предоставлять помощь разным категориям населения на профессиональном уровне.

Значительное внимание роли высшей школы при формировании валеологической культуры личности уделено в Концепции непрерывного валеологического воспитания Украины. Первая редакция Концепции очертила основные ее принципы - научность, доступность, непрерывность, практическая целеустремленность, системность, гуманизация, интеграция, динамичность, открытость, плюрализм, дисперсность, превентивность [2]. Каждый из этих принципов охарактеризован в целом, без детализации специфики влияния в каждом из звеньев непрерывного валеологического образования - дошкольного, школьного, додипломного, последипломного. В Концепции отмечается, что отсутствие знаний о законах формирования, сохранения и укрепления здоровья, невыполнение основных валеологических принципов при организации учебного процесса и быта студентов приводит к росту заболеваемости подрастающего поколения. Одной из основных причин такой тенденции выступает несоответствие существующей системы здравоохранения требованиям настоящего времени, необходимость полноценного использования системы знаний, которыми владеет национальная система образования Украины [2]. Учитывая очерченную тенденцию, непрерывное валеологическое образование направлено именно на уменьшение и преодоление этих кризисных явлений.

Целью такого образования является повышение уровня физического, психического и духовного здоровья

украинской нации посредством создания приоритетной культуры здоровья. Достижению цели будет способствовать дальнейшее развитие валеологии - интегрированной системы знаний о факторах ухудшения и восстановления здоровья, о методах и привычках индивидуального его сохранения и укрепления; о системе валеологического воспитания и обучения; о здоровых условиях жизнедеятельности; валеософского мировоззрения и практических приоритетов здорового человека [2]. Содержание вале-ологического образования проявляется в том, что оно является интегрированной системой получения знаний о здоровье, формировании валеологического сознания, практических привычек и умений, воспитании мотивации здорового образа жизни, приоритета здоровья во всех составных непрерывного образования (дошкольного, школьного, додипломного, последипломного). Основными составными валеологического образования, согласно Концепции, должны стать философско-методологические и культурологические аспекты, физическое здоровье, психическое здоровье, духовное здоровье, естественные условия здоровья, социальные условия здоровья, этническая культура здоровья, основы безопасности жизнедеятельности, основы медицинских знаний и оздоровительные методы и системы.

Высшая школа является важным элементом системы непрерывного валеологического образования (семья - дошкольное учебное заведение - школа - высшее учебное заведение - последипломное образование - общество). Каждое звено выполняет свою роль и функции в процессе формирования личности. Высшая школа должна базироваться на принципах валеологического образования, о которых говорилось выше, и на концептуальных началах согласно учебному плану с учетом всех характерных особенностей профессии. Студенты в системе непрерывного образования являются субъектами обучения, а главными принципами обучения становится их потребность в саморазвитии, самосовершенствовании, самоутверждении. При этом основная роль валеологического образования, как указано в Концепции, - это формирования валеоло-гического мировоззрения молодежи, путем психолого-педагогического влияния на создание мотивации быть разносторонне здоровым и развитым [2]. Также следует подчеркнуть, что в программе высших учебных заведений должны доминировать именно практические, семинарские и самостоятельные занятия с учетом профессиональных особенностей специальности.

Вопрос о роли высшей школы в процессе профессиональной подготовки будущих социальных работников вообще и в формировании валеологической культуры личности, в частности, становился предметом исследования современных ученых. Научные публикации В. Андрущен-ко, С. Архиповой, А. Капской, Е. Карпенко, В. Полтавца, Т. Семигиной, С. Харченко, Е. Холостовой и др. посвящены вопросам становления социального образования, раскрытию содержания и главных функций профессиональной деятельности социальных работников, созданию моделей их подготовки, исследованию учебно-воспитательного процесса в высших учебных заведениях. Учеными также раскрыта возможности валеологизации учебного

процесса в образовательных заведениях. Значительный интерес в этом плане вызывают работы И. Беха, Н. Ев-туха, И. Зязюна и др., которые посвящены теоретико-методологическим, психологическим и культурологическим аспектам формирования здорового образа жизни личности.

Подготовка специалистов для социальной работы является очень важным и ответственным делом. Ведь речь идет о формировании новой профессиональной деятельности. Социальные работники не могут ограничиваться рамками служебных обязанностей, круг которых лишь обрисовывается, им необходимые творческое мышление, гражданская позиция, современный кругозор, высокая культура, то есть возникает задача выпуска специалистов широкого профиля на обоснованной научной основе.

Будущие специалисты по социальной работе должны пополнять и обновлять свои знания и умения, совершенствовать профессиональное мастерство в соответствии с достижениями науки и требованими жизни [3, с. 139]. Решение этих задач возложено на систему высшего образования, в вузах студенты имеют возможность получить крепкую основу и необходимые навыки для следующего звена непрерывного образования и духовного роста [4].

Проблема подготовки будущих социальных работников к профессиональной деятельности является предметом изучения современных исследователей. Так, Е. Карпенко рассматривает процесс профессиональной подготовки будущих социальных работников в условиях университетского образования [5]. Она отмечает, что профессиональная подготовка кадров для социальной работы - это одна из самых важных задач государства, которая решается в деятельности высших учебных заведений. Именно учебно-воспитательный процесс университета призван решать проблему подготовки будущих социальных работников к практической работе. В исследовании Е. Карпенко подчеркнуто, что «социальная работа является многогранным видом профессиональной деятельности, которая осуществляется профессионально подготовленными специалистами и их помощниками и направлена на предоставления индивидуальной помощи человеку, семье или группе лиц, которые попали в тяжелую для них ситуацию, путем информирования, консультирования, непосредственной натуральной и финансовой помощи, социальной реадаптации, ухода и обслуживание больных и одиноких, предоставление психологической и педагогической поддержки и ориентация тех, кто нуждается в помощи, на собственную активность в решении сложных проблем» [5, с. 13].

Успешное формирование профессиональных и личностных качеств будущих социальных работников, с точки зрения Е. Карпенко, возможно при условии смещения акцента с внешнего педагогического управления к самоуправлению данным процессом [5, с. 16]. Это предусматривает взаимное приспособление личности студента и образовательной среды, которое бы позволяло активно влиять личности на образовательную среду университета.

Подготовка будущих социальных работников должна происходить с учетом концептуальных принципов взаимовлияния пространства просвещения и социальной ра-

Гуманитарные исследования • 2014 • № 1 (2)

133

боты (И. Мельничук). При этом одной из основных задач профессиональной подготовки социальных работников, по ее мнению, является «первоочередная ориентация обучения на формирование профессиональной компетентности студентов на основе овладения ими профессиональными знаниями, умениями и привычками работы с разными категориями клиентов в будущей практической деятельности» [6, с. 16].

Роль высшего образования в формировании валеологической культуры будущих социальных работников зависит от характера дисциплин, которые изучаются. Теоретическая подготовка должна предусматривать изучение таких дисциплин, которые бы позволяли будущим специалистам интегрировано, комплексно изучать человека, разные социальные группы. Поэтому в начальный план должны быть включены такие дисциплины, как «Геронтология», «Возрастная физиология», «Основы валеологии», «Медико-социальные основы здоровья» и т. п. Введение указанных дисциплин должно способствовать формированию и укреплению теоретической базы будущих социальных работников по вопросам сохранения здоровья, ведению здорового образа жизни, профилактике вредных привычек и т. п.

Социальная работа как профессиональная деятельность имеет свою специфическую цель, которая, по мнению М. Головатого, состоит в повышении самостоятельности клиентов, способности контролировать свою жизнь и эффективно решать проблемы; в создании условий, при которых клиенты смогут по максимуму получить все, что им принадлежит по закону; в адаптации или реадаптации людей в обществе; создании условий, при которых человек, не считаясь с физическими ограничениями, жизненным кризисом, может жить, сохраняя чувство собственного достоинства и уважения к себе со стороны окружающих; в достижении результата, при котором необходимость в помощи клиенту отпадает [7, с. 237].

Во многих странах мира социальная работа стала неотъемлемым компонентом сферы здравоохранения, в пределах которой социальные работники осуществляют социальную защиту клиентов через систему социального страхования, оказывают психологическую поддержку, проводят рекреационную работу. В таких условиях социальная работа имеет широкий спектр применения. Социальные работники в разных странах решают такие задачи, как предоставление первичной психологической помощи женщинам, которые рожают детей с недостатками развития, консультирование их по правовым вопросам; медико-социальная работа; психологическая поддержка и консультирование по правовым вопросам лиц, здоровью которых был нанесен ущерб другими лицами и т. п.; психологическая поддержка людей преклонного возраста в стационарном заведении здравоохранения; организация рекреационной работы для детей; социальное страхование на случай болезни; организация специальных социальных программ для особых категорий пациентов: больных лейкемией, инвалидов и т. п.

Высшая школа в процессе профессиональной подготовки будущих социальных работников, по мнению

Н. Шмелевой, должна решать такие задачи, как профессиональное и личностное «вхождение» в реальную деятельность; развитие функционально-ролевой готовности к профессиональной деятельности; становление и развитие профессионального сознания и самосознания; формирование и корректирование профессионально-личностных ориентаций, мотиваций, качеств, свойств личности, которые содействуют результативности и успеху профессиональной деятельности; формирование представлений о профессионализме и компетентности социального работника, адаптацию к профессиональной деятельности [8, с. 94].

Итак, в процессе профессиональной подготовки будущие социальные работники имеют возможность получить необходимые валеологические знание, овладеть опытом практического решения актуальных задач валеологиче-ской направленности. Это может получить воплощение лишь в системе высшей школы, которая по своему смыслу и функциональным возможностям имеет преимущества в сравнении с другими звеньями непрерывного валеоло-гического образования, поскольку высшая школа осуществляет целенаправленное влияние на сознание и деятельность будущих социальных работников.

1. Сделать человека успешным и обеспечить системный прогресс общества. Из доклада президента АПН Украины В. Кременя на Общем собрании Академии педагогических наук (апрель 2006 г.) // Биология и химия в школе. 2006. № 3. С. 2-4.

2. Концепция превентивного воспитания детей и молодежи: утверждена президиумом АПН Украины 25 февраля 1998 г. // Учитель. 2000. № 1-3. С. 6-11.

3. Капская А. Актуальные проблемы социально-педагогической работы. Киев, 2002. 164 с.

4. Зобенько Н. А. Педагогические условия формирования профессиональной компетентности социального работника // Вестник Черкасского национального ун-та им. Б. Хмельницкого. Черкассы, 2008. Вып. 137. С. 139-144.

5. Карпенко Е. Г. Профессиональная подготовка будущих социальных работников в условиях университетского образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Киев, 2008. 48 с.

6. Мельничук И. Н. Теория и методика профессиональной подготовки будущих социальных работников средствами интерактивных технологий в высших учебных заведениях: автореф. дис. . д-ра пед. наук. Тернополь, 2011. 43 с.

7. Головатый М. Ф. Социальная политика и социальная работа: терминологически-понятийный словарь. Киев: МАУП, 2005. 560 с.

8. Шмелева Н. Б. Формирование и развитие личности социального работника как профессионала: учеб. пособие. М.: Издательско-Торговая корпорация «Дашков и К°». 2004. 196 с.

© Файчук Е. Л., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.