ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 371.72(571.56.-22
А. П. Илларионов
ВНЕДРЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНИЗАЦИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ-ЛИЦЕЯ ЗДОРОВЬЯ И СПОРТА
Приведена система здоровьесберегающих технологий; указаны противоречия и нерешенные проблемы в образовательном процессе; предложено создание сети валеологических школ; показан опыт интеграции образовательного процесса и учебно-тренировочных занятий.
Ключевые слова: здоровый образ жизни, здоровьесберегающие технологии, валеологизация учебных предметов, компетенции здоровьесбережения, валеологическая концепция, курс валеологии, инновационное учебное заведение, интеграция в образовании, гиподинамия, детский спорт, физическая культура.
A. P. Illarionov
The introduction of health-technology in the organization of the educational process of the rural Health and Sports school-lyceum
The article considers the system of health saving technologies, contradictions and unresolved problems in the educational process. The formation of School of Health Studies is proposed, the experience of integration of the educational process and training sessions is shown.
Key words: healthy lifestyle, health saving technologies, valeologization of subjects, health saving competence, the theory of health, valeology, innovative school, integration in education, hypodynamia, children’s sports, physical culture.
На I Ассамблее здоровья народов России, проходившей в мае 1991 г. в Нижнем Новгороде, было признано, что здоровье нации стало одним из социальных факторов угрозы национальной безопасности страны [1]. Это, в первую очередь, связано с депопуляцией населения, которая началась в 1990-х годах, со снижением интеллектуального потенциала взрослых и школьников, увеличением рождаемости детей с грубой патологией. Признано, что во всех типах и видах учебных заведений реализуются та дидактика и такое содержание образования, которые мешают духовному и физическому развитию детского населения. То есть действующая система обучения в общеобразовательных школах
ИЛЛАРИОНОВ Афанасий Петрович - заслуженный работник физической культуры РС (Я), директор Харанской средней школы-лицея здоровья и спорта.
Е- mail: [email protected]
способствует ухудшению здоровья учащихся по всем параметрам. Традиционная школа практически не занимается выработкой у учащихся потребности в здоровье и не формирует у них научного понимания сущности здорового образа жизни. Безусловно, при этом необходимо формирование психологической потребности и приобретение компетенций здоровье-сбережения, смещение ценностных ориентаций
с общественных форм сохранения здоровья к
личной ответственности и заинтересованности. В
этой связи формирование и развитие компетенций здоровьесбережения в процессе физического
воспитания у школьников может быть возможным лишь при выявлении и мобилизации физических, интеллектуальных, психических резервов личности, развития различных видов деятельности средствами новых форм и подходов к физическому воспитанию [2].
Так возникла идея создания школы-лицея здоровья и спорта. Харанская школа-лицей здоровья и
спорта функционирует с 1994-1995 учебного года. Как улусная, республиканская и федеральная экспериментальная педагогическая площадка школа-лицей здоровья и спорта под девизом «От здоровья физического - к здоровью духовному» 17 лет работает над проблемой «Валеологизация образовательного процесса в условиях сельской школы-лицея здоровья и спорта», развивая физические и духовные силы детей, воспитывая человека - носителя высоких нравственных качеств, ведущего здоровый образ жизни.
Философию школы-лицея здоровья и спорта выражает эмблема, включающая три составляющие валеологии человека: «Здоровье - Любовь - Красота» [3], взаимодействующие друг с другом, взаимо-переходящие друг в друга по принципу кольца Мебиуса, существующие только в состоянии совместности, события, постоянного диалога.
В понимании якутов «Кут - Сюр» состоит из 3 элементов человеческой личности:
• Буор Кут (Земля-душа) как символ физического здоровья;
• Салгын Кут (Воздух-душа) как символ психического здоровья;
• Ийэ Кут (Мать-душа) как символ духовного здоровья.
Они объединены через Сюр, символизирующий взаимодействие, совместность, постоянный диалог трех ипостасей человека.
Педколлектив школы-лицея ставит перед собой следующие задачи:
1) совершенствование образовательной системы обучения с учетом особенностей школы-лицея, контингента учащихся, сельской и национальной специфики; освоение детьми, начиная с детского сада, системы знаний, приемов самостоятельной деятельности, основ функциональной грамотности на уровне государственного образовательного стандарта; развитие логического мышления учащихся, творческих способностей, содействие полному раскрытию интеллектуального потенциала личности; обеспечение допрофессиональной и начальной профессиональной подготовки учащихся на уровне улусных и республиканских потребностей в соответствии с профилем школы-лицея;
2) укрепление здоровья учащихся средствами физической культуры и спорта, оздоровительными системами, формирование у детей потребности в повседневных занятиях физической культурой и спортом, воспитание средствами физической культуры и спорта морально-этических, волевых, физических, интеллектуальных качеств, высокой нравственности, духовности и культуры;
3) формирование валеологического сознания по
трем основным направлениям: взаимодействие
человека с самим собой, с другими людьми и
окружающим миром; преодоление вредных привычек; полное искоренение курения табака, токсикомании, употребления алкоголя, предупреждение наркомании;
4) валеологизация сознания родителей, общественности села; повышение воспитательных возможностей семьи и социума, содействие в расширении культурных и духовных потребностей семьи; привлечение родителей и молодежи села к систематическим занятиям физической культурой и спортом;
5) привлечение к специализированной углубленной спортивной подготовке оптимального числа перспективных юных спортсменов для достижения ими результатов сообразно со способностями и без ущерба для здоровья, совершенствование спортивного мастерства, подготовка спортсменов для сборной команды улуса, Республики Саха, Российской Федерации.
Для решения поставленных задач была разработана «Валеологическая концепция образования в условиях сельской школы-лицея здоровья и спорта». За основу были приняты теоретические принципы Г. К. Зайцева [4]. Концепция призвана решать следующие задачи:
1) воспитание у учащихся сознательной потребности в здоровье на каждой ступени обучения;
2) формирование научного понимания сущности здорового образа жизни и здоровьесберегающих компетенций;
3) выработка индивидуального способа валеоло-гически обоснованного поведения.
В ходе реализации проекта на основании социально-педагогического мониторинга в
программу образовательной деятельности
школы-лицея вносились коррективы, менялся и сам проект.
Общая структура управления развитием проекта на каждом шаге его реализации выглядит следующим образом:
1. проектирование - возникновение замысла;
2. программирование - планирование; выбор методов, способов деятельности;
3. конструирование - реализация замысла;
4. управление - сопоставление реализации и замысла; планирование следующего шага;
Физическая культура и детский спорт как важное средство воспитания и обучения школьной молодежи до сих пор не нашли своего места в учебно-воспитательном процессе школ нашей республики. Между общеобразовательными и детско-юношескими спортивными школами всегда был и есть невидимый барьер. Практика показывает, что в условиях обычной детско-юношеской спортивной школы нельзя добиться полного единства учебно-
воспитательных задач общеобразовательной школы с учебно-тренировочным процессом. Проблемы массовости детского спорта и оздоровительная работа в ДЮСШ решаются недостаточно. Необходимость снятия существующего противоречия и решения проблемы взаимодействия общеобразовательных и детско-юношеских спортивных школ воплотилась в разработке проекта школы-лицея здоровья и спорта.
Взаимосвязь здоровья (главного понятия школы-лицея здоровья и спорта) в контексте с валеологией, физической культурой, спортом и двигательной активностью определяет поиск оптимальных путей оздоровления в широком плане. Занятия физической культурой и спортом обеспечивают формирование, развитие и закрепление жизненно важных умений, навыков, привычек личной гигиены, социальной коммуникативности, организованности и содействуют соблюдению социальных норм поведения в обществе, активному противоборству нежелательным привычкам [5]
Одна из основных идей школы-лицея - становление ее как учебного заведения углубленного физкультурного образования и допрофессиональной подготовки специалиста физической культуры и спорта в системе непрерывного физкультурного образования. Школа-лицей должен стать инновационным учебным заведением, обеспечивающим физическое развитие, выявление и формирование задатков учащихся с ориентацией на дальнейшее обучение по специальности физическая культура и спорт. Это становится особенно актуальным в связи с открытием в РС (Я) двух институтов физической культуры (Института физической культуры Северо-Восточного государственного университета имени М. К. Аммосова, Чурапчинского института физической культуры и спорта). Школа-лицей должна стать начальным этапом для продолжения образования в этих высших учебных заведениях.
Перечень и объем содержания предметов, изучаемых углубленно, определяется педагогическим советом школы-лицея для каждого года обучения (класса), исходя из программ профессиональной подготовки. Углубленное изучение предметов общеобразовательного цикла организуется и ведется по желанию учащихся в соответствии с их способностями и интересами.
Специалистами физической культуры и спорта, как показывает наш опыт, становятся около 15 % выпускников, а спортсменами высокого класса, совершенствующими мастерство для достижения высоких спортивных результатов, становятся до 8 % .
Из этого следует, что физическая культура и спорт являются только одним из основных средств воспитания и развития наших учащихся. Следовательно, в основе образовательного процесса должно лежать здоровьесбережение и здоровьетворчество.
Кроме того, была проведена систематическая подготовка кадров и формирование валеологического сознания педагогического коллектива. В течение двух первых лет в педагогическом коллективе были организованы семинары по валеологии, деловые игры, научно-практические конференции, изучение специальной литературы. Педагоги стали ежегодно писать рефераты, обмениваться опытом, 4 учителя обучались на республиканских курсах по валеологии. Директор школы А. П. Илларионов прошел переподготовку в Федеральном центре валеологии при Республиканской академии переподготовки и повышения квалификации и последипломного образования работников образования в г. Москве, получил диплом педагога-валеолога.
В 1995-96 учебном году был введен сквозной школьный курс валеологии с 1 по 11 класс на основе программы Г. К. Зайцева [6]. Перед коллективом школы была поставлена задача адаптировать эту программу применительно к местным условиям, своим национальным особенностям, увязать с народной педагогикой. Так, учительницей валеологии Д. В. Поповой была разработана адаптированная программа. В начальных классах валеология была введена в курс «Урааетхай саха о5ото». Впоследствии программы были усовершенствованы как валеологическое сопровождение образовательного процесса [7].
Несмотря на введение сквозного курса валеоло-гии, оставался ряд противоречий и нерешённых проблем в образовательном процессе:
- противоречие между содержанием и методикой преподавания общеобразовательных предметов и формированием у учащихся научного понимания сущности здорового образа жизни и выработки через учебный предмет индивидуального способа валеологически обоснованного поведения;
- противоречие между технологиями обучения и отсутствием здоровьесберегающих, здоровьетворящих технологий обучения, введением дополнительного материала в учебном предмете;
- отсутствие здоровьесберегающих санитарногигиенических условий.
Следовательно, назрела необходимость формирования у учащихся потребности в здоровье, требующая:
- создания необходимых санитарно-гигиенических условий организации образовательного процесса;
- введения соответствующих корректив в учебные программы;
- разработки программ с валеологическим компонентом по каждому учебному предмету.
Так возникла идея валеологизации учебных предметов [8], начатая по рекомендации Г. С. Угарова. к общим принципам которой относятся следующие:
- гуманизация;
- гуманитаризация;
- экологизация;
- индивидуализация;
- демократизация.
Только создание школьной среды, стимулирующей стремление детей и педагогов к здоровому образу жизни, может дать какие-либо результаты по реформированию среднего школьного образования. Большое значение имеет соблюдение здоровьесберегающих требований и нормативов к школьным помещениям. Должна быть создана максимальная комфортность для каждого члена коллектива. Но реальность пока очень далека от наших желаний. Морально устаревшие типовые здания школ, старая школьная мебель, слабая техническая оснащенность, температурный режим оставляют желать лучшего. От решения вопросов финансирования напрямую зависит претворение в жизнь всех задуманных идей.
Педагогическим коллективом школы была принята к исполнению программа оптимизации и валеоло-гизации школьной среды.
Учебный план, расписание занятий, режим дня школы-лицея составляются с максимальным учетом физиологических, психологических, поло-возрастных особенностей школьников, стимулирую-щих их успешную учебу.
Как инновационное учебное заведение школа работает в режиме развития, поэтому требуется постоянное отслеживание результатов работы, эффективности всех наших действий. Эту проблему мы решаем через создание школьных кафедр:
- преподавания учебных дисциплин;
- валеологии и физического воспитания;
- воспитательной работы.
В школе работает научное общество учащихся и учителей. С первого года работы было налажено постоянное сотрудничество с исполнительной дирекцией по государственной поддержке движения за здоровый образ жизни в РС (Я), с институтом физической культуры Северо-Восточного федерального университета, Чурапчинским институтом физической культуры и спорта, с Госкомитетом по физической культуре и спорту при Правительстве РС (Я). Руководство школы старается поддерживать связи с научной общественностью республики и других регионов РФ. В настоящее время школа установила тесный контакт с Федеральным Центром валеологии в г. Москве, с факультетом валеологии Московского государственного педагогического университета. Постоянную помощь по актуальным проблемам оказывают научные консультанты: Г. С. Угаров, д. б. н., профессор СВФУ, Н. И. Бугаев , к. ф. н., зам. директора НИИ национальных школ МО РС (Я), И. И. Портня-гин , д. п. н., профессор СВФУ.
Большую роль в учебно-воспитательной работе играют проводимые ежегодно научно-практические конференции, на которых мы анализируем проделанное, ставим задачи для дальнейшей работы. На такие конференции обязательно приглашаются ученые, представители общественности, медицинских учреждений и преподаватели других школ улуса.
Влияние детского спорта на укрепление здоровья ребенка, его воспитанность, становление личности, учебу, достижение высоких спортивных результатов без ущерба для здоровья, решение проблемы адаптации выпускников-спортсменов в современной социокультурной среде, проблемы подготовки будущего спортсмена-профессионала и многие другие вопросы являются важной стороной нашей работы. Одной из сложных проблем является валеологизация учебно-тренировочных занятий и работы тренеров-преподавателей, у которых должно сформироваться сравнительно новое понятие -валеология спорта.
Наша идея интеграции общего образования, валеологии и физической культуры и спорта является основой всестороннего развития человека в XXI веке [8]. Поэтому важным моментом в решении этой задачи должна стать реализация проекта «Создание сети валеологических школ (школ здоровья) и детских дошкольных учреждений Республики Саха (Якутия)», которые будут:
- разрабатывать единые требования, учебные программы, положение непрерывного валеологичес-кого образования в школах и дошкольных учреждениях РС (Я);
- создавать условия горизонтального взаимодействия культурно-образовательных инициатив по данной проблеме во всех улусах республики;
- решать проблему педагогических кадров по валеологии, создавать систему повышения квалификации и переподготовки;
- создавать республиканский и улусные научнометодические и координационные центры по валеологии.
Самыми универсальными и приемлемыми средствами удовлетворения базовых потребностей детей мы считаем физическую культуру и детский спорт. Физическая культура и детский спорт во взаимосвязи с валеологией, по нашему мнению, являются необходимым и весьма актуальным в настоящее время направлением физического воспитания, от которого зависит состояние здоровья молодого поколения. В нашей школе-лицее все учащиеся занимаются избранными видами спорта: вольной борьбой, боксом, легкой атлетикой, якутскими прыжками, шашками, пулевой стрельбой. Дети с отклонениями в здоровье охвачены занятиями в специальных группах здоровья.
В настоящее время существует мнение, что
у большинства детей развивается гиподинамия.
Гиподинамия - это своеобразная болезнь, определение которой звучит довольно угрожающе:
«нарушение функций организма (опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения) при ограничении двигательной активности» [10]. Проведенные исследования показывают, что в большинстве своем дети испытывают «двигательный дефицит», то есть количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы. Известно, что в детском саду, в школе и дома дети большую часть времени проводят в статичном
положении (за столами, у телевизора, компьютера и т. д.). Это увеличивает статичную нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. При этом снижаются сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку развития, быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы, то есть усугубляет неблагоприятное влияние гипокинезии. Гипокинезия, вызывая развитие обменных нарушений и избыточное отложение жира, способствует заболеванию детей ожирением. Так, по данным большинства исследований, 30-40 % наших детей имеют избыточный вес. У таких детей чаще регистрируются травмы, в 3-5 раз выше заболеваемость ОРВИ [10]. Таким образом, интенсивность физического развития детей, их здоровье зависят от двигательной активности.
В последнее время все большее внимание медицинских работников и учителей привлекает проблема детских стрессов, которые влекут за собой различные нервные расстройства и повышенную заболеваемость. Детские стрессы - это следствие дефицита положительных эмоций у ребенка и отрицательной психологической обстановки в семье, излишнего шума и нервозности в детских учреждениях, в школах, «заорганизованности» воспитательнообразовательного процесса, отсутствия гибких режимов дня и рационального чередования умственной нагрузки с физическими упражнениями, отдыхом и др. Детские стрессы нарушают нормальное течение физиологических процессов, что неизбежно ведет к ухудшению здоровья ребенка.
По мнению академика Н. М. Аммосова [11], ребенок конца ХХ века сталкивается с тремя пороками цивилизации: накапливанием отрицательных
эмоций без физической разрядки, перееданием и гиподинамией. Переедание и гиподинамия, по мнению ученых, ведут к акселерации - ускоренному развитию организма ребенка и, в первую очередь, увеличению роста и веса тела. Внутренние же органы
в своем развитии отстают от роста, поэтому возникают различные заболевания и отклонения.
Общепринятая система физического воспитания, слабый медицинский контроль за состоянием здоровья и физического развития детей не обеспечивают должного уровня системы физического воспитания школьников. Поэтому по-нашему мнению, основными задачами по физическому воспитанию детей являются:
- охрана и укрепление здоровья детей;
- формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков в соответствии с их индивидуальными особенностями, развитие физических качеств;
- создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности;
- воспитание потребности в здоровом образе жизни;
- обеспечение физического и психического благополучия;
- развитие массового детского спорта без ущерба их здоровью.
Л и т е р а т у р а
1. Здоровье населения как фактор обеспечения национальной безопасности России // Аналитический вестник. Вып. 12. - М., 1997. - С.91.
2. Тиссен П. П. Формирование валеологической образованности школьников средствами физической культуры // Автореф. дисс. ... канд.пед.н. Оренбург, 1998.
3. Петленко В. П. Валеология человека. Валеологический семинар академика В. П. Петленко. Т. 1. СПб,1996. - 159 с.
4. Зайцев Г. К. Школьная валеология: педагогические основы обеспечения здоровья учащихся и учителей. - СПб., 1994. - 52 с.
5. Илларионов А. П. Обеспечение развития интегральной индивидуальности человека нового века // Технология управления развитием школы. - Якутск, 2000. - С.147.
6. Зайцев Г. К., Колбанов В. В., Колесникова М. Г. Педагогика здоровья. Образовательные программы по валеологии. - СПб.,1994. - 78 с.
7. Школа Е. О. Валеологическое сопровождение образовательного процесса как условие реализации разноуровневых программ в современной школе // Дисс. ... канд. пед. н. СПб., 1997. - 225 с.
8. Угаров Г. С. О валеологизация основных предметов школьного курса // Народное образование Якутии. - Якутск, 1996. - № 3. - C. 54-56.
9. Илларионов А. П. Обеспечение развития интегральной индивидуальности человека нового века // Технология управления развитием школы. - Якутск, 2000. - С. 146.
10. Попов С. В. Валеология в школе и дома (О физическом благополучии школьников). - СПб, 1998. - 256-258 с.
11. Амосов Н. М. Мысли и сердце. - Д.: Сталкер, 1998. - 400 с.