Научная статья на тему 'Валеологически обоснованный урок как средство здоровьесбережения младших школьников в условиях модернизации образования'

Валеологически обоснованный урок как средство здоровьесбережения младших школьников в условиях модернизации образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1029
461
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коньшина Л.Г.

Ведущей педагогической идеей, отражённой в данной статье является сохранение здоровья детей без ущерба для решения учебных, воспитательных и развивающих задач урока. Применение в учебно–воспитательном процессе здоровьесберегающих технологий, валеологически целесообразное сочетание аспектов обучения, учёт санитарно – гигиенических критериев рациональной организации урока, управленческие функции педагога при подготовке и проведении урока позволяют построить валеологически обоснованный урок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Валеологически обоснованный урок как средство здоровьесбережения младших школьников в условиях модернизации образования»

Проблемы здоровьесберегающих технологий в образовании

От редакции

Ведущей педагогической идеей, отражённой в данной статье является сохранение здоровья детей без ущерба для решения учебных, воспитательных и развивающих задач урока. Применение в учебно-воспитательном процессе здоровьесберегающих технологий, валеологически целесообразное сочетание аспектов обучения, учёт санитарно -гигиенических критериев рациональной организации урока, управленческие функции педагога при подготовке и проведении урока позволяют построить валеологически обоснованный урок.

Коньшина Л.Г.,

учитель начальных классов МОУ СОШ №18

Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы, взрослые, научим детей с самого раннего возраста понимать, что такое здоровье, формировать у детей валеологическую культуру, личным примером демонстрировать ЗОЖ, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только интеллектуально, духовно, но и физически.

Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 80 % детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. Проверяя состояние здоровья учащихся нашей школы, мы выяснили, что в 2006 году в 1 класс поступило 10% здоровых детей, в 2007 - 9%, в нынешнем году здоровых первоклассников только 4%. Из этих данных видим, что количество здоровых детей, поступающих в первый класс, неуклонно снижается. Младший школьный возраст имеет большое значение для дальнейшего развития личности, и именно идеи педагогики оздоровления в младшем школьном возрасте должны занимать ведущее место в учебном процессе начальной школы. Это предполагает актуальность разработки и проведения мероприятий по валеологизации учебно - воспитательного процесса в целях улучшения здоровья учащихся, как на уроках, так и во внеурочное время.

Ключевые понятия

1. «Валеология»

Валеология (от лат. valeo-здравствовать) представляет собой совокупность научных знаний о здравствовании человека, о причинах, формировании, сохранении и укреплении здоровья. Эта наука рассматривает организм человека как единое целое. Предметом изучения валеологии являются:

• здоровье как медицинская и социальная категория;

• механизмы формирования здоровья;

• методы оценки индивидуального здоровья;

• способы сохранения и укрепления здоровья;

Объектом изучения валеологии выступает здоровый человек или человек, находящийся в состоянии предболезни. Цель валеологии - вооружить человека знаниями о формировании, сохранении и укреплении здоровья.

Валеология состоит из двух частей: общая валео-логия и частная валеология. Общая валеология, по существу, представляет собой научную основу здорового образа жизни человека; частная валеология - это медицинская, экологическая, психологическая и т.д., в том числе и физкультурная и адаптивная валеология.

В тоже время, в валеологии могут быть выделены три составные части: валеософия (философия здоровья или мудрость здоровья), валеометрия (измерение здоровья) и валеопрактика (оздоровление организма).

2. Здоровьесбережение и здоровьесберегающие технологии

Здоровьесбережение - это развитие физического здоровья. Термин «здоровьесбережение» стал в современной педагогической литературе общепринятым.

Основы концепции здоровьесбережения в России были заложены еще в 1904 г., когда съезд Российских врачей обратил внимание на ряд «вредных влияний со стороны школы на состояние здоровья и физическое развитие учащихся. В отечественной практике сохранения здоровья детского коллектива одним из первых примеров (если не самым первым) можно считать опыт работы Павлышской средней школы под руководством ее директора, выдающегося советского педагога А.В. Сухомлинского.

Понятие «здоровьесберегающих образовательных технологий» появилось в педагогическом обиходе лишь в последние годы. Цель педагогической (образовательной) технологии - достижение того или иного образовательного результата в обучении, воспитании, развитии. Здоровьесбережение же не может, по определению, выступать в качестве основной и единственной цели образовательного процесса, а только в качестве условия, одной из задач достижения главной

62

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/3

Проблемы здоровьесберегающих технологий в образовании

цели. Понятие «здоровьесберегающая» относится либо к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, насколько при реализации данной технологии решается задача сохранения здоровья субъектов образовательного процесса, либо фиксирует соответствующий приоритет в идеологии и принципах педагогической деятельности.

Здоровьесберегающие технологии являются составной частью и отличительной особенностью всей образовательной системы, поэтому все, что относится к образовательному учреждению - характер обучения и воспитания, уровень педагогической культуры педагогов, содержание образовательных программ, условия проведения учебного процесса и т.д. - имеет непосредственное отношение к проблеме здоровья детей.

Определить понятие «здоровьесберегающие образовательные технологии» представляется корректным, исходя из родового понятия «образовательные технологии». Если последние отвечают на вопрос «Как учить?», то логичным окажется ответ - так, чтобы не наносить вред здоровью учащихся и педагогов.

Термин «здоровьесберегающие образовательные технологии» можно рассматривать и как качественную характеристику любой образовательной технологии, ее «сертификат безопасности для здоровья», и как совокупность тех принципов, методов педагогической работы, которые, дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения.

3. Валеологическая культура и валеологическая грамотность

Валеологическая культура - это сложное структурное образование личности, характеризующееся достаточным (для данного возраста) уровнем физического, психического и духовно - нравственного развития и образованности, осознание и принятие способов достижения этого уровня, а также повседневное следование им в разнообразных видах жизнедеятельности. Валеологическая культура вбирает в себя следующие блоки: ценностно - ориентационный, операционально - деятельностный и личностно - творческий. Особую роль здесь играет система отношений: к себе, как к творцу своего здоровья и окружающей действительности; к валеологической деятельности и валеологи-ческому образованию, как жизненно важному пути самопознания и самоопределения себя в окружающем мире ; к феномену здоровья , как базовой ценности человеческой жизни и важнейшему фактору развития личности.

Валеологическая грамотность - система валеологи-ческих умений и навыков, владение технологическим алгоритмом оздоровления, здоровый образ жизни -составляет операционно деятельностный компонент валеологической культуры.

Важнейшей предпосылкой формирования валео-логической культуры школьника является создание условий, при которых субъект творчества смог бы сопоставить свои цели и средства с теми ценностными установками, благодаря которым он и становится творческой личностью.

4. Понятие валеологически обоснованного урока

Валеологически обоснованный урок - это такая организация процесса обучения, которая позволяет соблюсти соответствие содержания и объёма учебного материала, методов и форм учебно - познавательной деятельности возрастным и индивидуальным возможностям и способностям учащихся, сохранять их умственную и физическую работоспособность, формирует валеологическую культуру, способствует реализации целей обучения, развития и воспитания здоровой личности.

Основные требования к валеологически обоснованному уроку:

S Построение урока на основе закономерностей учебно - воспитательного процесса с использованием последних достижений передовой педагогической практики с учётом вопросов здоровьесбережения.

S Реализация на уроке в оптимальном соотношении принципов и методов как общедидактических, так и специфических.

S Обеспечение необходимых условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учётом их состояния здоровья, особенностей развития, интересов, наклонностей и потребностей.

S Установление межпредметных связей, осознаваемых учащимися, осуществление связи с ранее изученными знаниями и умениями.

S Активизация развития всех сфер личности учащихся.

S Логичность и эмоциональность всех этапов учебно - воспитательной деятельности.

S Эффективное использование педагогических средств здоровьесберегающих образовательных технологий (физкультминуток, подвижных игр).

S Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приёмов мышления и деятельности.

S Формирование умения учиться, заботясь о своём здоровье.

S Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование, планирование и контроль каждого урока с учётом особенностей развития учащихся.

S Обеспечение вариативного использования правил ЗОЖ в зависимости от конкретных условий проведения урока.

Основные гигиенические критерии валеологически обоснованного урока (по Н. К. Смирнову)

1. Плотность урока не менее 60% и не более 85 - 90%.

2. Число видов учебной деятельности от 4 до 7.

3. Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности не более 10 минут.

4. Наличие 2 эмоциональных разрядок.

5. Место и длительность применения ТСО в соответствии с гигиеническими нормами.

6. Поза чередуется в соответствии с видом работы. Учитель наблюдает за посадкой учащихся.

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/3

63

Проблемы здоровьесберегающих технологий в образовании

7. Две физкультминутки за урок, состоящие из 3 лёгких упражнений, по 3-5 повторений каждого.

8. Преобладание на уроке положительных эмоций.

9. Момент наступления утомления учащихся (по снижению учебной активности) не ранее, чем через 40 минут.

Функции учителя по валеологизации урока

Валеологически целесообразный процесс на уроке представляет собой систему взаимодействий учителя и ученика. Кардинальное валеологическое обновление урока требует от учителя переориентации его сознания на приоритет ценности здоровья, владения содержательной и процессуальной сторонами построения валеологически обоснованного урока. Деятельность учителя по валеологизации урока может быть представлена в виде управленческого цикла. Целесообразно выделить следующие функции, составляющие деятельность учителя по данному направлению.

Функции Содержание функций

Аналитическая функция - изучение половозрастных и индивидуальных психофизиологических особенностей учащихся, состояния их здоровья и самочувствия на уроке; - анализ реальных учебных возможностей учащихся, определение оптимального уровня трудности урока

Конструктивная функция - постановка целей и задач урока; - определение содержания урока и выделение в нём валеологических идей; - отбор здоровьесберегающих приёмов, методов, технологий и средств обучения; - отбор средств, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся.

Организационно- исполнительская функция - реализация на уроке целей обучения, воспитания и развития здоровой личности; - формулировка цели урока и организация работы с учащимися по её принятию; - обеспечение высокого уровня мотивации учебной деятельности; - организация усвоения учебного материала с учётом индивидуальных особенностей учащихся; - оказание помощи при затруднениях и организация взаимопомощи; - создание в классе благоприятного психологического климата; - обеспечение достаточной двигательной активности учащихся на уроке; - соблюдение гигиенических норм и требований при организации урока и использовании средств обучения; - соблюдение педагогического такта и культуры речи, обеспечивающих охрану психического здоровья учащихся.

Профилактико- коррекционная функция - мобилизация учащихся на уроке посредством элементов психотерапии; - профилактика и предупреждение переутомления, психо-эмоционального напряжения, функциональных нарушений зрения, опрно-двигательного аппарата, невротических расстройств и т. п., а также отклонений в нравственном здоровье школьников.

Рефлексивнооценочная функция - создание необходимой рефлексивной среды для самопознания и анализа учащимися собственных мыслей и действий; - оценивание степени продвижения учащихся в усвоении учебного материала; - осмысление хода и результатов урока.

Можно отметить, что хотя каждая из представленных функций учителя по валеологизации урока относительно самостоятельна, между ними существует тесная взаимосвязь. Взаимодействуя между собой и сменяя друг друга в ходе урока, они образуют единый цикл - от подготовки до подведения итогов урока. Единство функций и критериев валеологизации учебного процесса даёт нам возможность построить валеологически обоснованный урок.

Организации комфортного общения на уроке

Как уже было отмечено выше, валеологически целесообразный урок предполагает взаимодействие и взаимоуважение учителя и ученика.

Сотрудничество учителя и учащихся, основанное на принятие их как личностей, предполагает создание в учебном процессе ситуации переживания успеха. В переживании ситуации успеха особенно нуждаются учащиеся, испытывающие определенные затруднения в учении. В связи с этим необходимо подбирать такие задания, с которыми учащиеся этой категории могли бы справиться без особых затруднений и, лишь потом, переходить к более сложным упражнениям. В опыте передовых учителей с этой целью используются, так называемые, сдвоенные задания, где первое подготавливает к выполнению более сложного задания. Надежным путем создания ситуаций успеха является дифференцированный подход к определению содержания деятельности и характеру помощи учащимся при ее осуществлении.

Большое значение в создании ситуаций успеха имеет общая морально-психологическая атмосфера выполнения тех и иных заданий, поскольку это в значительной мере снимает чувство неуверенности, боязни приступить к внешне сложным заданиям.

Речевое воздействие на учащегося со стороны учителя, сознательно или бессознательно отобранные словесные действия отражают его педагогический стиль, определяют характер взаимоотношений с учащимися на уроке, а, в конечном итоге, влияют на самочувствие детей, их психоэмоциональное состояние, реальный результат урока. В речевых действиях учителя не должны преобладать отрицательные оценочные суждения или сравнения, неприятные для ученика. Не всегда можно услышать на уроке от учителя в случае затруднений успокаивающие слова: «Успокойся», «Не волнуйся», «Я

64

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/3

Проблемы здоровьесберегающих технологий в образовании

ОПЕРАЦИЯ НАЗНАЧЕНИЕ РЕЧЕВАЯ ПАРАДИГМА

1. Снятие страха Помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих. «Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться». «Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения». «Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили».

2. Авансирование успешного результата Помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей. Это поддерживает в ребенке веру в его силы и возможности. «У вас обязательно получиться» «Я даже не сомневаюсь в успешном результате».

3. Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности Помогает ребенку избежать поражения. Достигается путем намека, пожелания. «Возможно, лучше всего начать с...» «Выполняя работу, не забудьте о..»

4. Внесение мотива Показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после её выполнения. «Без твоей помощи твоим товарищам не справиться...»

5. Персональная исключительность. Обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности. «Только ты и мог бы..» «Только тебе я и могу доверить.» «Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой.»

6. Мобилизация активности или педагогическое внушение. Побуждает к выполнению конкретных действий. «Нам уже не терпится начать работу .» «Так хочется поскорее увидеть.»

7. Высокая оценка детали. Помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали. «Тебе особенно удалось то объяснение». «Больше всего мне в твоей работе понравилось.» «Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы».

уверена, у тебя всё получится», «Подумай, как следует» и т. п. Словесные педагогические действия, в которых доминируют приказания, упрёки, порицания и другие элементы репрессивного воздействия, следует отнести к авторитарному стилю профессионального поведения, ведущему к снижению психического здоровья учащихся. Рассмотрим технологические операции создания учителем ситуаций успеха.

Известно, что для нормального развития ребёнка наряду с успехами, необходимы и ситуации неуспеха, стимулирующие поисковую активность. Однако устойчивые неудачи в учении оказывают негативное влияние на здоровье и развитие детей. Самым простым способом для создания ситуации успеха является определённость домашних заданий. Ученики чётко должны знать, что, если они выполнят задания в данном объёме и рекомендуемым способом (пересказ, выделение главных тезисов, ответы на вопросы), то их ответ будет успешным. Для этого необходимо каждый урок оговаривать, что и как следует подготовить дома. Это значительно снизит тревожность и невротизацию детей и способствует лучшей подготовке даже слабых в учении школьников. Учителю лишь надо придерживаться при опросе рекомендованной формы. При выявлении общих ошибок необходимо часть учебного времени посвятить объяснению, как лучше готовить пересказ текста, как находить в определении опорные слова, чтобы не заучивать его наизусть. Таким образом, организация сотрудничества между учителем и учащимися, создание отношений доверия и взаимопонимания, переживание радости и успеха гуманизируют процесс

обучения, формируя у его участников уверенность в себе и уважение.

Оценка уровней

валеологической грамотности учащихся

Работа по оценке уровней валеологической грамотности учащихся строится дифференцированно в зависимости от физических возможностей и имеющихся первоначальных навыков учащихся.

Уровни овладения знаниями, умениями и навыками:

низкий уровень - элементарные знания, навыки и умения. Деятельность со словесной и действенной помощью педагога. Ученик знает основные принципы и нормы ЗОЖ; требует постоянной внешней стимуляции и контроля; неустойчив к негативным социальным влияниям (воздействию СМИ, рекламы), подвержен групповому давлению и манипуляциям.

средний уровень - сформированные знания, умения и навыки. Ученик осознанно относится к сохранению своего здоровья; выполняет медицинские назначения и рекомендации; требует периодического внешнего контроля; понимает и знает преимущества ЗОЖ. В деятельности использует словесную помощь педагога. Стремится к самопознанию и самосовершенствованию. Вредных привычек нет.

высокий уровень - знания, умения и навыки сформированы и развиваются, позволяют самостоятельно принимать обдуманные и осознанные решения, касающиеся образа жизни, ее качества. Учащийся критичен и устойчив в отношении негативных социальных влияний, группового давления, манипуляций; владе-

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/3

65

Проблемы здоровьесберегающих технологий в образовании

ет приемами саморегуляции, управления стрессом, оздоровления организма; самостоятельно занимается физкультурой, спортом.

Контроль осуществляю по следующим параметрам:

S степень самостоятельности учащихся при выполнении заданий;

S характер деятельности (репродуктивная или творческая);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

S качество выполнения и конечного результата;

S соблюдение техники безопасности и гигиенических требований.

Методика определения уровня сформированности умений и навыков по ведению ЗОЖ

1. Сколько раз в год ты посещаешь зубного врача?

- 1 раз....................................

- когда болит зуб .........................

- не посещаю, так как боюсь................

2. Как часто ухаживаешь за ногтями? .

- 1 раз в неделю...........................

- когда мама заставляет....................

- когда начнут загибаться..................

3. Как часто ты моешь голову?

- 1 раз в неделю или чаще, без напоминаний.

- когда мама скажет........................

- 1 раз в месяц............................

4. Работаешь ли ты над своей мимикой?

- каждый день..............................

- иногда...................................

- забываю..................................

5. Как ты снимаешь стресс?

- слушаю приятную музыку...................

- танцую

- всё ломаю, рву, реву, кричу

6. В какое время ты ложишься спать?

- С 9 до 10 часов вечера...................

- После 11 часов...........................

- Когда закончатся интересные передачи по телевизор..........................................

7. Сколько времени в течение дня ты проводишь у компьютера и телевизора?

- 1-2 часа.................................

- более 3 часов............................

- пока не надоест..........................

8. Делаешь ли ты зарядку?

- Каждое утро..............................

- Иногда...................................

- Никогда..................................

9. Чем обычно ты занят в свободное время?

- Посещаю кружки и секции..................

- Гуляю....................................

- Смотрю телевизор

- Играю в компьютерные игры................

10. Как ты сам оцениваешь состояние своего здоровья?

- Я вполне здоров..........................

- Я часто болею............................

-У меня всегда что-то болит.................

Определение результат.

Наибольшее количество выбранных первых ответов говорит о высоком уровне сформированности умений и навыков по ведению ЗОЖ; вторых ответов -о среднем уровне; третьих ответов - о низком уровне сформированности умений и навыков по ведению ЗОЖ.

Мониторинг уровня развития валеологической грамотности учащихся

Результативность деятельности учителя по валео-логизации урока определяется степенью продвижения в уровне обученности, воспитанности и развитии каждого ученика без потерь его здоровья в соответствии с его индивидуальными особенностями и учебными возможностями и степенью сформированности валео-логической грамотности учащихся.

Именно поэтому возникла необходимость провести мониторинг уровней обученности детей, уровень усвоения ими программного материала и уровень сформированности валеологической грамотности.

Степень продвижения в уровне обученности возможно отследить по результатам проверочных и контрольных работ по предметам, итоговым отметкам учащихся.

Как форму фиксации состояния валеологической грамотности учащихся в работе использую валеокар-ты. В карту вносятся диагностические данные по исследуемым факторам на начало и на конец учебного года.

Инструкция к работе с валеокартой

Состояние здоровья переносится из медицинских карт: группа здоровья, диагноз.

Физический энергопотенциал

Высокий уровень - физически развит, подвижен до гиперактивности, никогда не устаёт, энергичен. Работоспособность на высоком уровне эффективности на всём протяжении занятий.

Средний уровень - процесс работоспособности скачкообразный, зависит от настроения, содержания работы. Активность не стабильна. Внешняя стимуляция действует кратковременно.

Низкий уровень - динамика снижена, скорее статичен. Энергопотенциал охотнее реализуется в делах не учебного характера.

Психомоторика

Вносятся данные «теппиг - теста» (начертание I I I или треугольников за одну минуту). Уровень определяется по сравнению с усреднённым представителем.

Социальная адаптивность

Высокий уровень - адаптация к коллективу произошла быстро, легко, успешно. Ребёнок очень общителен. Интуитивно умеет поддерживать хорошие отношения со всеми.

Средний уровень - общение избирательно, общается по настроению, имеются проявления негативных поведенческих реакций.

Низкий уровень - негативные поведенческие реакции часты. Общение с таким ребёнком затруднено, он зачастую остаётся без партнёров, изолирован.

66

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/3

Проблемы здоровьесберегающих технологий в образовании

Волевые навыки

Высокий уровень саморегуляции, самодисциплины. Ответственен, начатые дела доводит до конца, в том числе и начатые по собственной инициативе.

Средний уровень - самоконтроль проявляется только в отношении интересных для него дел или развлекательных мероприятий. Дела, требующие терпения и интеллектуального напряжения, быстро бросает.

Низкий уровень - ярко выражено безволие, нетерпеливость даже в лёгких делах. С трудом выдерживает нагрузку, даже в пределах непроизвольного внимания (20 - 30 минут).

Эмоциональные потребности вплотную зависят от познавательной активности и волевых навыков. Указывается, какими сферами деятельности (кроме учебной) серьёзно увлечён ребёнок и какие имеет достижения.

Эмоциональная расположенность к школе Высокий уровень - ребёнок любит приходить в школу, неохотно уходит домой. Дружит со сверстниками и взрослыми, всегда в хорошем настроении.

Средний уровень - ребёнок в основном безразличен к школе, ходит потому, что так надо. Иногда может воодушевиться, например, на праздничном мероприятии.

Низкий уровень - ребёнок откровенно неохотно приходит в школу, радуется любому случаю, чтобы остаться дома.

Индекс здоровья (ИЗ) ИЗ = 1 - Б/U, где U - количество учебных дней за год, Б - количество пропущенных по болезни дней.

Считаю, что проводимая мною работа по валеоло-гизации учебного процесса дает хорошие результаты. Об этом можно судить по достаточно высокому уровню качественной успеваемости учащихся и уровню усвоения программного материала. Высокий уровень работоспособности и саморегуляции, эмоциональной расположенности учащихся к обучению и валеологи-ческой грамотности, основных критериев валеоло-гической культуры, к концу четвёртого класса имеют более 50% учащихся.

Литература

1. Аллакаева Л.М. Педагогические основы формирования культуры здоровья школьников: Автореф. дис. канд. пед. наук. - Нижний Новгород, 2004. - 22с.

2. Антонова Л.Н. Психологические основания реализации здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях/ Л.Н. Антонова, Т.И. Шульга, К.Г. Эрдынее-ва. - М.: Изд-во МГОУ, 2004. - 100 с. - (Областная целевая программа «Развитие образования Московской области на 2001-2005 гг.»).

3. Борисова И.П. Обеспечение здоровьесберегающих технологий в школе//Справочник руководителя образовательного учреждения. - 2005. - №10. - С.84-92.

4. Бычкова Т.И. Организация учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе на основе здоровьесберегающих технологий: автореф. дис. канд. пед. наук / Бычкова Т.И.; Камс.гос.политезн.ин-т. - Чебоксары, 2005. -18 с.

5. Вайнер Э.Н. Формирование здоровьесберегающией среды в системе общего образования // Валеология.-2004.-№1.-С.21-26.

6. Вашлаева Л.П., Панина Т.С. Теория и практика формирования здоровьесберегающей стратегии педагога в условиях повышения квалификации // Валеология. - 2004.-№4.- С.93-98.

7. Зенова Т.В. Материалы для подготовки комплексноцелевой программы «Школа здоровья» // Практика административной работы в школе. - 2006.- №1.- С.25-28.

8. Казин Э.М., Касаткина Н.Э. Научно-методологические и организационные подходы к созданию региональной программы «Образование и здоровье» // Валеология.-2004. - №4. - С.6-10.

9. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии // Вако. - 2004.

10. Науменко Ю.В. Здоровьесберегающая деятельность школы// Педагогика .-2005.-№6.-С .37-44.

11. Обухова Л. А., Лемаскина Н.А. «Школа докторов природы

или 135 уроков здоровья // ВАКО. - 2004.

12. Петров К. Здровьесберегающая деятельность в школе// Воспитание школьников.-2005.-№2.-С.19-22.

13. Поляков С. Не ходите, дети, в школу...: Портит ли система образования здоровье учащихся и если да, то как этого избежать? // Школьное обозрение. - 2004. -№1. - С.2-7.

14. Севрук А.И. Здоровьесберегающий урок/ А.И. Севрук, Е.А. Юнина// Школьные технологии.-2004.-№2.-С.200-207.

15. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. - М.: АПК и ПРО,2002.-121 с.

16. Смирнов Н.К. Здровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе / Н.К.Смирнов. -М. АРКТИ, 2003. - 270 с.

17. Смирнов Н.К. Ориентировочная оценка состояния здоровья обучающихся в школе//Практика административной работы в школе. - 2006. - №1. - С.30-38.

18. Советова Е. В. Оздоровительные технологии в школе// Феникс, 2006.

19. Степанова М., Александрова И., Седова А. С позиций сбережения детского здоровья: новые шкалы трудности учебных предметов // Директор школы. - 2004. - №4. - С. 87-91.

20. Степанова М. Инновации в образовании: размышления гигиениста//Народное образование.-2006.-№1.-С.29-33.

21. Тверская Н.В. Здоровьесберегающий подход в развитии успешности ученика//Образование в современной школе.-2005.-№2.-С.40-44.

22. Терновская С.А., Теплякова Л.А. Создание здоровьесберегающей образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении// Методист. -2005.-№4.-С.61-65.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23. Халемский Г.А. Школа - территория здоровья // Педагогика. - 2005.- №3. - C. 42-46.

24. Чупаха И.В. Здоровьесберегающие технологии в

образовательно-воспитательном процессе: научно-

практический сб. инновац. опыта / И.В. Чупаха, Е.З. Пу-жаева, И.Ю. Соколова. - М.: Илекса; Ставрополь: Сервисшкола,2001.-400с.

25. Чурекова Т.М., Блинова Н.Г, Сапего А.В. Содержание здоровьесберегающего сопровождения в системе непрерывного образования // Валеология. - 2004. - №4. - С.67-70.

26. Школа здоровья: пособие для учителей и родителей: Специальное приложение к журналу «Лицейское и гимназическое образование».-2006.-№1.-(Серия «Педагогические советы»).

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/3

67

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.