УДК 373.013.8 ББК 74.20 У 34
О.И. Уздинова
Концепция школьных факторов риска как теоретико-методологическая основа инновационных преобразований в современной системе школьного образования (валеолого-педагогический аспект)
(Рецензирована)
Аннотация:
Представлен развернутый валеолого-педагогический анализ современного состояния проблемы реформирования российской системы школьного образования с точки зрения концепции школьных факторов риска, которую ведущие специалисты в области возрастной физиологии, психологии, педагогической валеологии рассматривают в качестве теоретико-методологической основы инновационных преобразований современной системы школьного образования в направлении формирования валеологической культуры у всех участников образовательного процесса.
Ключевые слова:
Реформа школьного образования, школьные факторы риска, природосообразность педагогических воздействий, валеологическая грамотность, валеологическая культура, здоровьесохраняющая образовательная среда, здоровьесберегающие технологии школьного обучения.
Российский Учитель XXI века только в том случае выполнит свою ответственную миссию, если его педагогическими приоритетами станут духовность, здоровье и творчество...
В.И.А^реев, чл-кор. РАО, д-р пед. тук, профессор
Любые изменения в обществе обязательно сказываются на структуре и содержании системы школьного образования, меняя ее приоритеты, задачи, требования к учителю и ученику. Но как бы ни менялось время, как бы ни менялись задачи реформирования школы (реформы образования происходят практически каждые 10-15 лет), одна проблема остается неизменно актуальной - проблема здоровья детей, сохранения и укрепления здоровья школьников, создания соответствующих условий для их нормального роста и развития [1-21].
Почему и сегодня эта проблема по-прежнему актуальна и не теряет своей принципиальной значимости? Специалисты считают, что
основная причина в низком уровне валеологи-ческой культуры населения вообще и школьников, их родителей, педагогов в частности [4]. До сих пор ни дома, ни в школе дети все еще не получают системных знаний о своем здоровье, о том, как его сберечь, не имеют представлений о поведенческих рисках, практических навыков заботы о собственном здоровье [1, 3, 6, 11].
Прямым следствием сложившейся ситуации является стремительный рост за последние десять лет социально обусловленных болезней. Например, у подростков - сифилисом в 21 раз, наркоманией - в 12 раз, алкоголизмом - в 24 раза [6]. Негативным образом на состоянии здоровья российских школьников сказался и тот факт, что до конца 80-х годов ХХ века в нашей стране не была сформирована комплексная система работы по сохранению и укреплению здоровья учащихся, тогда как организация школьного обучения в России, традиционно ориентированная на получение большого объема информации и обширных теоретических знаний из разных областей науки, постоянная интенсификация учебного процесса в
сочетании с неблагоприятными гигиеническими условиями обучения (неприспособленные помещения, занятия во вторую смену, большое количество детей в классе, несоответствие школьной мебели индивидуальным возрастным особенностям учащихся, массовое отсутствие спортивных сооружений и т. п.) постоянно вызывала и вызывает необходимость систематического валеологического анализа ситуации в современной школе [2, 5, 6, 9, 12, 14, 16, 17, 18, 21].
Анализ состояния здоровья населения России по данным официальной статистики и результатам эпидемиологических исследований («Демографический ежегодник России.», 1995-2000; «Здравоохранение Российской Федерации», 2000; Государственный доклад «О санитарно-эпидемиологической обстановке в Российской Федерации в 2001 году», 2002; программа международного сотрудничества «Здоровье и поведение детей школьного возраста» (ИББС), 1993-2005; п. №9 «Создание базы данных о состоянии здоровья детей, подростков и молодежи в Российской Федерации» подпрограммы «Физическое воспитание и оздоровление детей, подростков и молодежи в Российской Федерации (2002-2005 гг.) Федеральной целевой программы «Молодежь России» (20012005 гг.)) показывает, что оно значительно хуже, чем в большинстве индустриально развитых стран мира, и объективно следует ожидать его дальнейшего ухудшения, если кардинально не будут изменены в сторону улучшения экологических и социальных условия жизни, влияющие на здоровье человека [6, 8, 13, 14, 15, 20].
Известно, что формирующийся организм ребенка в силу особенностей своего развития особенно чувствителен к воздействию неблагоприятных природно-социальных факторов окружающей среды [6, 7, 17, 21]. Одновременно с негативным воздействием экологических и экономических кризисов на подрастающее поколение нашей страны оказывают неблагоприятное воздействие множество так называемых «школьных факторов риска» [6], имеющих место в общеобразовательных учреждениях, которые способствуют дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения.
Многолетние исследования Института возрастной физиологии РАО позволили ученым и специалистам не только выявить школьные факторы риска, негативно сказывающиеся на росте, развитии и в конечном итоге на здоровье детей, но и проранжировать их по значимости и силе влияния. К числу школьных факторов риска относятся: острый дефицит двигательной деятельности, чрезмерное статическое напряжение (хроническая гипокинезия); стрессовая тактика педагогических воздействий; интенсификация учебного процесса; несоответствие методик и технологий обучения возрастным функциональным возможностям школьников; нерациональная организация учебной деятельности (в том числе физкультурно-оздоровительной работы); низкая валеологическая грамотность и валеологическая культура педагогов, учащихся и их родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья [6].
Сила влияния школьных факторов риска определяется тем, что в условиях общеобразовательного учреждения они действуют комплексно и системно, длительно и непрерывно в течение 10-11 лет ежедневно, причем сила воздействия на организм школьника любого из перечисленных школьных факторов риска усиливается из-за того, что ребенок не в силах его изменить, минимизировать или исключить, а поэтому осознает это влияние как неизбежное и неуправляемое [6].
Опасность влияния школьных факторов риска заключается в том, что их воздействие на рост, развитие, состояние здоровья детей проявляется не сразу, а накапливается в течение нескольких лет. Микросимптоматика нарушений в состоянии физического и психического здоровья ребенка не привлекает должного внимания педагогов и родителей до тех пор, пока они не переходят в выраженную патологию [6].
Хроническая гипокинезия, как считают ученые и специалисты [2, 5, 7, 9, 8, 12, 15, 17,
20, 21 и др.], является первым по значимости школьным фактором риска. Режим обучения в современной школе связан с критическим для организма детей и подростков дефицитом двигательной активности и возрастанием статического напряжения, что приводит к нарушению осанки, чрезмерному напряжению зрительного анализатора, накоплению избыточной массы тела и, как следствие, к значительному увели-
чению риска заболеваний сердечно-сосудистой, дыхательной систем, возникновения нарушений обмена веществ, к снижению уровня развития двигательных качеств, к ухудшению психоэмоционального состояния.
Стрессовая тактика педагогических воздействий является вторым по значимости школьным фактором риска [6]. Ведущим стрессор-ным фактором в процессе школьного обучения является ограничение времени учебной деятельности. Речь идет, прежде всего, о продолжающихся в начальной школе так называемых «испытаниях секундомером», когда в качестве критерия успешности учебной деятельности рассматривается приобретение навыка письма и чтения с определенными скоростными характеристиками. Данные психофизиологических исследований показывают, что форсирование темпа письма и чтения тормозит формирование этих базисных навыков, приводит к значительному мышечному напряжению и напряжению сенсорных систем, к переутомлению. При чтении со скоростью 80-90 слов в минуту часть информации ребенком просто не воспринимается.
Третьим по значимости школьным фактором риска, вызывающим чрезмерное функциональное напряжение, нарушение здоровья, выступает несоответствие методик и технологий обучения возрастным функциональным возможностям учащихся [6]. Особенно остро проблема адекватности педагогических воздействий уровню физиологической и психологической зрелости организма школьников стоит в начале обучения в школе при поступлении в первый класс. По данным психофизиологических и нейрофизиологических исследований Института возрастной физиологии РАО, к началу школьного обучения у подавляющего большинства современных детей 6-7 лет еще не сформированы школьно-значимые функции (М.М.Безруких, Д.А.Фарбер, 2000; М.М.Безру-ких, 2000). От 60 до 90% детей имеют возрастную несформированность моторной и речевой функций, зрительно-пространственного восприятия, зрительно-моторных и слухо-мотор-ных координаций, которые являются основой формирования базовых навыков письма, чтения, счета [6]. Нейрофизиологи констатируют, что несформированность ведущих познавательных функций связана прежде всего с не-
зрелостью коры и регуляторных структур мозга, которая сохраняется на протяжении первых трех лет обучения в школе [6, 7].
Вполне очевидно, что принцип активного здоровьеформирования в условиях современной системы школьного обучения предполагает обязательную природосообразность [4] педагогических воздействий. Широко используемые в современной педагогической практике инновационные технологии и методики обучения нуждаются в обязательной физиологической и психофизиологической экспертизе, которая, к сожалению, до сих пор не проводится ни в Министерстве образования РФ, ни в Российской академии образования. По мнению ученых, педагогов целесообразным является создание совместного Экспертного совета (МО РФ и РАО) по физиологической и психологической оценке новых методик и технологий школьного обучения [6, 19].
Следующим школьным фактором риска, приводящим к резкому ухудшению состояния здоровья современного школьника, является интенсификация учебного процесса за счет увеличения количества учебных часов (уроков, внеурочных занятий, факультативов и т.п.), а также за счет реального уменьшения количества учебных часов при сохранении или увеличении объема учебного материала [6]. По данным Министерства образования РФ, за период с 1945/46 по 1997/98 уч. гг. учебная нагрузка в основной школе увеличилась почти в 2 раза. Если учесть, что в основной школе на приготовление домашних заданий необходимо 3-4 часа, то нетрудно подсчитать, что рабочий день школьника составляет 8-12 часов. При этом нужно учесть, что это цифры базисного учебного плана, которые существенно отличаются от реально существующей нагрузки.
С интенсификацией учебного процесса тесно связан и такой школьный фактор риска, как нерациональная организация учебного процесса [6]. Учащиеся всех классов недосыпают 1,5-2 часа в 80-90% случаев, средняя продолжительность прогулок на воздухе обычно составляет не более 15-30 минут, что безусловно отрицательно сказывается на функциональном состоянии их организма. Влияние нерациональной организации учебного процесса на состояние здоровья современного российского школьника не требует особых доказательств [2,
5, 12, 16, 17, 21]. Необходимость коренного изменения условий реализации учебного процесса во многих школах России очевидна.
Еще одним школьным фактором риска, возможно ведущим, является валеологическая неграмотность педагога, работающего в школе. Учитель может блестяще знать свой предмет, но может не знать возрастные индивидуальные особенности и возможности учащегося. К сожалению, современная система подготовки и переподготовки педагогических кадров у нас в стране предусматривает минимальный и явно недостаточный уровень знаний по возрастной физиологии и психологии, педагогической ва-леологии, психофизиологии учебного процесса и психопедагогике школьных трудностей, не позволяющих выстроить научно обоснованный здоровьесберегающий учебный процесс [6, 11]. В результате современный педагог не готов полноценно и эффективно работать с ребенком, требующим внимания, понимания, учета его индивидуальных особенностей, а значит, не готов нести всю полноту профессиональной ответственности за его благополучное развитие и здоровье, а не только за процесс усвоения знаний как таковой.
Ученые и специалисты задаются принципиальным вопросом: что же необходимо сделать, чтобы, если не полностью исключить, то существенно минимизировать негативное влияние вышеперечисленных школьных факторов риска на здоровье школьника в условиях современной российской общеобразовательной системы? Единственно верным является один путь: необходим комплекс действенных научно обоснованных мер по созданию здоровьесбре-гающей образовательной среды и здоровьесохраняющей организации учебного процесса в современной школе [4, 6, 10, 18, 19]. И хотя большинство ученых и специалистов в этом отношении сегодня настроены несколько пессимистично, тем не менее, надежда на существенные, пусть не завтрашние, преобразования в современной школе в пользу учителя и ученика существует. И тому есть объективные основания. В национальной Доктрине развития образования и в Федеральной программе развития образования на 2000-2010 гг. задачи сохранения здоровья, оптимизации учебного процесса, разработки здоровьесберегающих технологий обучения и формирования у всех участников
образовательного процесса ценности здоровья и здорового образа жизни выделены в качестве приоритетных. Поэтому есть уверенность, что осуществляемая сегодня в России реформа школьного образования, впервые серьезно нацеленная на сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения, решит эту принципиально важную задачу.
Примечания:
1. Акбердиева, Д.Ф. Формирование здорового образа жизни у школьников на внеклассных занятиях / Д.Ф.^бердиева // Валеология. - 2001. -№4. - С. 27-29.
2. , . .
,
/ . . , . . //
: , , . - 2005. - 4. - . 40-42.
3. , . . -
вья у детей с особыми образовательными потребностями / С.Д.^тонюк, Е.Ю.Мукина, . . , . . , . . // -
: , , . - 2006. - 4. - . 42-44.
4. , . . -
ция образования в Российской Федерации (материалы к разработке национального проекта оздоровления подрастающего поколения России в период 2006-2026 гг.) / В.К.Б^ьсевич // Физическая культура: воспитание, образование, тре. - 2006. - 5. - . 2-6.
5. , . . -
ростков в современных условиях: проблемы, / . . // . -
ский журнал. - 1988. - №1. - С. 5-8.
6. , . . /
М.М.Безруких. - М., 2004. - С. 4-65.
7. , . .
,
систем организма человека на разных этапах онтогенеза / В.Б.Войнов, И.С.Хусаинова,
. . , . . , . . //
Валеология. - 2002. - №4. - С. 41-48.
8. , . . -
ского здоровья детей 7-17 лет в Уральском федеральном округе (ртзультаты 2002-2003 гг.) /
. . , . . // -тура: воспитание, образование, тренировка. -2005. - №4. - С. 13-15.
9. , . . -
ния соматических особенностей и физических
/ . . //
Теория и практика физической культуры. -2005. - №7. - С. 55-57.
10. , . . -/ . . , . . // .
- 1996. - №2. - С. 6-8.
11. , . .
учителей и учащихся современной школы (по данным социологического опроса) / Ф.Р.Зотова // : , -ние, тренировка. - 2005. - №3. - С. 41-45.
12. , . . -ского состояния детей, подростков и молодежи России: основные направления работы /
. . // : , образование, тренировка. - 2004. - №3. - С. 20.
13. , . . -
ринга физического здоровья населения в Кабар-дино-Б^карской Республике / М.Х.Ивдреев, С.И.Изаак, 3 А.Хатуев // Теория и практика физической культуры. - 2005. - №2. - С. 54-56.
14. , . . -
ного сотрудничества «Здоровье и поведение детей школьного возраста» (ИБ8С) / А.Г.Комков // : , -
, . - 2004. - 6. - . 2-7.
15. , . . -
/ . . //
: , , тренировка. - 2005. - №1. - С. 56-57.
16. , . .
здоровья и поведения российских школьников /
Л.И.Лубышева, А.В.М^инин // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка.
- 2004. - №6. - С. 16-21.
17. Псеунок, А А. Адаптация детского организма к
/ . . // -гия. - 2001. - №4. - С. 25-26.
18. , . . -ления мониторингом состояния физического здоровья в образовательных учреждениях /
. . // : -, , . - 2004. - 1. -
С. 22-26, 39.
19. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей: Учеб. пособие / Под общ. ред. Н.В.Сократова. - М., 2005. - С. 3-16.
20. Харитонова, Л.Г. Технология диагностики физического состояния и педагогические пути оздоровления контингента детей Сибири /
. . , . . // -тика физической культуры. - 2005. - №10. -
С. 50-51.
21. , . . - -
рактеристика морфофункционального развития и физической подготовленности школьников, обучающихся по системе Л.В.Занкова при разных формах организации двигательной дея/ . . , . . , . . -санова, АА.Псеунок, ДА.Куашева, О.К.Кшташ-никова // Валеология. - 2001. - №2. - С. 46-55.