Научная статья на тему 'Взаимосвязь валеоакмеологических пространств и типа валеологической установки в контексте проблемы формирования индивидуальной стратегии здорового образа жизни студентов'

Взаимосвязь валеоакмеологических пространств и типа валеологической установки в контексте проблемы формирования индивидуальной стратегии здорового образа жизни студентов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
133
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВАЛЕОЛОГИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА / ВАЛЕОЛОГИЧЕСКИЙ ТИП ЛИЧНОСТИ / ОТНОШЕНИЕ К ЗДОРОВЬЮ / ВАЛЕОАКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОСТРАНСТВА / КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ АНАЛИЗ / VALEOLOGICAL TYPE OF THE PERSONALITY / RELATION TO HEALTH / CORRELATION ANALYSIS / VALEOLOGICAL ATTITUDE / VALEOAKMEOLOGICAL SPACES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Асадуллина Л.Ф., Брунько О.Н., Маджуга А.Г.

В статье представлена характеристика валеологических установок и валеологических типов личности, дано описание валеоакмеологических пространств и показана их роль в формировании отношения студентов к своему здоровью. На основе корреляционного анализа (по К. Пирсону) выявлены и обоснованы значимые взаимосвязи между валеоакмеологическими пространствами и типом валеологических установок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Асадуллина Л.Ф., Брунько О.Н., Маджуга А.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERRELATION OF VALEOAKMEOLOGICAL SPACES AND VALEOLOGICAL TYPE OF attitudes IN THE CONTEXT OF THE PROBLEM OF INDIVIDUAL STRATEGY FORMATION OF HEALTHY LIFESTYLE OF STUDENTS

The characteristic of valeological attitudes and valeological types of the personality are presented, the description of valeoakmeological spaces is given and their role in formation of the relation of students to the health is shown. On the basis of the correlation analysis (according to K. Pearson) significant interrelations between valeoakmeological spaces and type of valeological attitudes are revealed and proved.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь валеоакмеологических пространств и типа валеологической установки в контексте проблемы формирования индивидуальной стратегии здорового образа жизни студентов»

УДК 159. 9

ВЗАИМОСВЯЗЬ ВАЛЕОАКМЕОЛОГИЧЕСКИХ ПРОСТРАНСТВ И ТИПА ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ УСТАНОВКИ В КОНТЕКСТЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ

© Л. Ф. Асадуллина*, О. Н. Брунько, А. Г. Маджуга

Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета Россия, Республика Башкортостан, 453103 г. Стерлитамак, ^. Ленина, 49.

Тел.: +7 (3473) 43 41 43.

E-mail: assadullina@mail.ru

В статье представлена характеристика валеологических установок и валеологических типов личности, дано описание валеоакмеологических пространств и показана их роль в формировании отношения студентов к своему здоровью. На основе корреляционного анализа (по К. Пирсону) выявлены и обоснованы значимые взаимосвязи между валеоакмеологическими пространствами и типом валеологических установок.

Ключевые слова: валеологическая установка, валеологический тип личности, отношение к здоровью, валеоакмеологические пространства, корреляционный анализ.

Эффективность деятельности человека во всех областях жизни определяется состоянием его здоровья. Сегодня в Российской Федерации 5-7% от всего населения могут быть признаны здоровыми людьми. Большинство граждан находиться в так называемом «третьем состоянии», возникающем в результате потери части здоровья. Общеизвестно, что здоровье человека на 20% зависит от наследственных факторов, на 20% - от природного окружения, на 7-10% - от уровня здравоохранения. Социально-генетические, эпидемиологические, клинико-социальные и другие исследования убедительно доказали, что здоровье человека, в первую очередь, зависит от здорового образа жизни его самого. По данным Ю. П. Лисицина, Ю. М. Комарова, образ жизни формирует здоровье и занимает примерно 50-55% удельного веса всех факторов, обусловливающих здоровье населения [1].

Основываясь на учении А. А. Ухтомского «о доминанте» и теории установки Д. Н. Узнадзе, мы считаем, что формирование у человека здоровьесо-зидающей доминанты можно осуществить через валеологическую установку [2]. Понятие «валеологическая установка» (установка быть здоровым) обосновывается в исследованиях О. С. Васильевой и Ф. Р. Филатова. По их определению, это особая внутриличностная интегрирующая структура, которая определяет специфику восприятия, переживания и поведения человека, связанных с фундаментальными вопросами его здоровья [3]. Понятие «валеологическая установка» базируется на категории «установка», которую Д. Н. Узнадзе определял как «целостное состояние субъекта», как своеобразную тенденцию к определенным содержаниям «сознания», как направленность на определенную активность [4].

Для нашего исследования эта идея имеет очень значимую роль, так как позволяет говорить о различных типах отношения к своему здоровью и

соответственно валеологических типах личности. Вслед за О. С. Васильевой, Г. С. Никифоровым мы предлагаем включить в описание типов отношения к здоровью такие составляющие, как степень активности в собственном оздоровлении и качественная характеристика используемых средств оздоровления, отражающая способность к произвольной саморегуляции. На этом основании мы выделяем следующие типы отношения к здоровью.

1. Пассивное отношение. Характеризуется пассивной позицией в собственном оздоровлении, зависимостью от других людей, отсутствием собственных средств оздоровления.

2. Активное отношение (внешне активное). Характеризуется активной позицией, опорой на себя, использованием внешних средств оздоровления - природных средств, физических упражнений и т. п.

3. Творческое отношение (внутренне активное). Активная позиция и опора на себя сочетаются с использованием внутренних (психологических) средств оздоровления.

4. Трансцендентное отношение. «Выход за пределы себя», использование трансцендентных средств оздоровления (обращение к Богу).

Для выявления отношения к своему здоровью и соответствующего типа личности был разработан тест-опросник. Основу методики составили две шкалы: 1) шкала ответственности отношения к здоровью; 2) шкала пассивности-активности по отношению к своему здоровью. Сочетание этих шкал дает следующие типы личности:

1. Саморегулятивный тип. Характеризуется высоким уровнем ответственности и высоким уровнем активности по отношению к своему здоровью. Такой человек считает себя ответственным за свое здоровье, целенаправленно уделяет ему внимание, и эта забота доставляет ему удовольствие. Причины болезней ищет в самом себе, следит за

* Автор, ответственный за переписку

тем, чтобы не заболеть, если заболевает, то предпринимает все необходимые меры для выздоровления.

2. Поддерживающий тип. Характеризуется высоким уровнем ответственности за свое здоровье, но низким уровнем поведенческой активности по обеспечению и поддержанию здоровья. Он понимает, что состояние его здоровья зависит, прежде всего, от него самого, но при этом практически о нем не заботится: на это у него нет времени, а порой и желания.

3. Манипулятивный тип. Характеризуется высоким уровнем активности в восстановлении своего здоровья, но низким уровнем собственной ответственности за его поддержание. В случае болезни человек уделяет внимание своему здоровью, обращается за помощью, следит за правильным выполнением всех предписаний. Считает, что его здоровье зависит от внешних факторов: врачей, экологии, трудоемкой работы. При этом не следит за своим питанием, психическим состоянием, режимом труда и отдыха.

4. Дефицитарный тип. Характеризуется тем, что полностью возлагает ответственность за здоровье на внешние факторы, проявляя пассивность в обеспечении и поддержании своего здоровья [5].

На наш взгляд, охарактеризовать отношение человека к здоровью можно в следующих шести валеоакмеологических пространствах:

- ценностно-мотивационное пространство определяет место здоровья в индивидуальной иерархии ценностей человека, особенности мотивации здорового образа жизни;

- рефлексивно-оценочное пространство характеризует особенности осознания и оценки субъектом своих внутренних психических актов и состояний, связанных со здоровьем. Включает способность: отражать, оценивать свое состояние, обращать сознание внутрь себя, размышлять над своим физическим и психическим состоянием;

- эмоционально-чувственное пространство отражает эмоции и чувства человека, связанные с состоянием его здоровья, а также особенности эмоционального состояния, обусловленные ухудшением физического, или психического самочувствия человека;

- когнитивное пространство отражает особенности познавательных процессов личности относительно своего состояния здоровья;

- поведенческое пространство характеризует особенности проявления действенного начала по отношению человека к своему здоровью, освоение им здоровьесберегающих технологий и создание здоровьесберегающего и здоровьесозидающего образовательного пространства;

- этнофункциональное пространство характеризует целостное здоровье человека с позиции этнодифференцирующих и этноинтегрирующих признаков, наличие которых определяет либо эт-нофункциональную рассогласованность, либо эт-

нофункциональную согласованность в деятельности важнейших систем жизнеобеспечения и личностных проявлений, связанных с конкретными этнически предопределенными убеждениями в отношении болезни и здоровья, а также форм его сбережения [6].

В контексте нашего исследования была сформулирована следующая гипотеза: на характер ва-леологической установки влияет отношение человека к здоровью.

Цель исследования: определить наличие или отсутствие взаимосвязи между валеоакмеологиче-скими пространствами и типом валеологической установки.

База экспериментального исследования: факультет педагогики и психологии Стерлитамакско-го филиала Башкирского государственного университета. В исследовании принимали участие 120 студентов 5 курса очной и заочной формы обучения в возрасте 21-25 лет.

Для исследования уровня сформированности валеоакмеологических пространств были использованы следующие валидные формализованные психодиагностические методики:

- ценностно-мотивационное пространство -методика диагностики межличностных отношений Т. Лири, исследование самооценки по методу Дем-бо-Рубинштейна (модификация Прихожан), опросник И. Колер для изучения степени удовлетворенности своим функционированием в различных сферах, опросник Ш. Шварца для изучения ценностей личности;

- рефлексивно-оценочное пространство -опросник уровня субъективного контроля (Ф. Ба-жин, Е. А. Голынкина, Л. М. Эткинд), исследование самооценки по методу Дембо-Рубинштейна (модификация Прихожан), опросник Келлермана-Плутчика для диагностики механизмов психологической защиты «Я»;

- эмоционально-чувственное пространство - методика диагностики самооценки Ч. Д. Спил-бергера, Л. Ханина (оценка ситуационной и личностной тревожности), методика измерения уровня тревожности Тейлора, методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса, методика «Индекс отношения к здоровью» С. Д. Дерябо, В. А. Ясвина;

- когнитивное пространство - опросник уровня субъективного контроля (Ф. Бажин, Е. А. Голынки-на, Л. М. Эткинд), методика «Индекс отношения к здоровью» С. Д. Дерябо, В. А. Ясвина;

- поведенческое пространство - методика диагностики межличностных отношений Т. Лири, опросник В. И. Гарбузова «Тип доминирующего инстинкта», опросник Келлермана-Плутчика для диагностики механизмов психологической защиты «Я», опросник И. Колер для изучения степени удовлетворенности своим функционированием в различных сферах, методика «Индекс отношения к здоровью» С. Д. Дерябо, В. А. Ясвина;

- этнофункциональное пространство -методика выявления выраженности эмоционального отношения к различным группам этнических признаков (А. В. Сухарев).

Для определения типа валеологической установки мы использовали методику «Диагностика валеологического типа личности», разработанную А. Г. Маджуга и Т. Д. Дубовицкой. В ходе исследования выяснилось, что для боль-

шинства респондентов (32%) характерен саморегулятивный тип валеологической установки, одинаковое количество (по 24%) респондентов имеют манипулятивный и дефицитарный тип валеологической установки, меньше всего (20%) респондентов - с поддерживающим типом валеологической установки. Результаты эмпирических данных приведены на рис. 1.

Тип валеологической уст

Необходимо отметить, что все валеологиче-ские установки по характеру отношения человека к своему здоровью можно подразделить на 2 группы: 1. установки, ориентированные на здоровьесбере-гающие и здоровьесозидающие стратегии; 2. установки, носящие валеодеструктивный характер. К здоровьесберегающим и здоровьесозидающим относятся саморегулятивная и поддерживающая установка. К валеологическим установкам, способствующим проявлению у личности валеодеструктив-ных форм поведения, относятся манипулятивная и дефицитарная.

Для выявления взаимосвязи исследуемых параметров мы использовали корреляционный анализ данных по К. Пирсону. Он позволяет выявить наличие значимых взаимосвязей между валеоакмео-логическими пространствами и типом валеологиче-ских установок.

Корреляционный анализ показал, что существуют определенные связи между поддерживающим типом валеологической установки и рефлексивно-оценочным и когнитивным пространствами. Статистически значимые корреляционные взаимосвязи отражены на рис. 2.

Рис. 2. Корреляционная плеяда под

В ходе исследования обнаружилась положительная корреляционная связь со шкалой интернальности в области достижений, шкалой интернальности в области неудач, индивидуальной концепцией «Здоровье - способность к развитию». Это означает, что наличие внутреннего локуса контроля, особенно в области дос-

ющего типа валеологической установки.

тижений и в области неудач, способствует повышению ответственности за состояние своего здоровья. Формирование индивидуальной концепции, согласно которой здоровье - способность к развитию, также способствует формированию поддерживающей установки. Однако наличие ответственности за свое здоровье еще

не предполагает активности по его сохранению и развитию.

Проведенный нами корреляционный анализ показал, что существуют определенные связи между манипулятивным типом валеоло-

гической установки и ценностно-мотива-ционным, эмоционально-чувственным и поведенческим пространствами. Статистически значимые корреляционные взаимосвязи отражены на рис. 3.

Манипулятивный тип

Рис.3. Корреляционная плеяда манипулятивного типа валеологической установки.

В ходе исследования обнаружилась отрицательная корреляционная связь с общей шкалой ин-тернальности, наличием трудностей в супружеской и профессиональной сферах, личностной тревожностью. Это означает, что внешний локус контроля уменьшает степень ответственности человека за свое здоровье, но не гарантирует его активности. Так, снижению активности человека в области своего здоровья способствует наличие трудностей в супружеской и профессиональной сферах. В связи с тем, что подобные трудности требуют временных и энергетических трат на их разрешение, возможность проявлять активность в сохранении и укреплении своего здоровья снижается. Как известно, высокий уровень личностной тревожности коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и

психосоматическими заболеваниями. Для поддержания собственного тревожного состояния человек тратит много сил и энергии, и, естественно, это мешает направлять свою активность на поддержание состояния здоровья. Оказание психологической помощи зачастую приводит к снижению уровня тревожности и высвобождению большого количества энергии, которую человек может использовать для улучшения качества своей жизни.

Корреляционный анализ показал, что существуют определенные связи между саморегулятивным типом валеологической установки и ценност-но-мотивационным, эмоционально-чувственным и рефлексивно-оценочным пространствами. Статистически значимые корреляционные взаимосвязи отражены на рис. 4.

Рис. 4. Корреляционная плеяда сам

В ходе исследования обнаружилась положительная корреляционная связь с уровнем самооценки ума, способностей, уровнем самооценки здоровья. В то же время обнаружена отрицательная корреляционная связь с эмоциональной шкалой методики «Индекс отношения к здоровью» С. Д. Деря-бо, В. А. Ясвина. Это означает, что высокая само-

ивного типа валеологической установки.

оценка, особенно собственного умственного развития и состояния здоровья, ведет к появлению саморегулятивного типа валеологической установки. Респонденты, имеющие саморегулятивный тип установки, не склонны заботиться о здоровье ради удовольствия. Они, прежде всего, осознают острую необходимость заботиться о своем здоровье. Соче-

тание высокого уровня интернальности с низким уровнем личностной тревожности и отсутствием значимых трудностей в супружеской и профессиональной сферах могут привести к формированию саморегулятивной установки.

Корреляционный анализ показал, что существуют определенные связи между дефици-

тарным типом валеологической установки и ценностно-мотивационным, эмоционально-чувственным, поведенческим, когнитивным и рефлексивно-оценочным пространствами. Статистически значимые корреляционные взаимосвязи отражены на рис. 5.

Рис. 5. Корреляционная плеяда де

В ходе исследования обнаружилась положительная корреляционная связь с наличием трудностей в супружеской и профессиональной сферах, личностной тревожностью, с эмоциональной шкалой методики «Индекс отношения к здоровью» С. Д. Дерябо, В. А. Ясвина, наличием индивидуальной концепции здоровья, не предполагающей зависимость состояния здоровья от поведения человека. Кроме того, была обнаружена отрицательная корреляционная связь с общем уровнем интер-нальности. Экстернальность, индивидуальная концепция здоровья, предполагающая, что индикаторы здоровья от человека не зависят, снижают степень ответственности человека за свое здоровье, а наличие трудностей в жизни человека, высокий уровень личностной тревожности снижают активность человека в области сохранения здоровья. Сочетание этих факторов приводит к формированию дефици-тарного типа валеологической установки.

На основе проведенного нами исследования можно сделать следующие выводы:

- на формирование саморегулятивного типа валеологической установки влияет высокая степень развитости ценностно-мотивационного и рефлексивно-оценочного пространства;

- условием формирования поддерживающего типа валеологической установки является высокий уровень развитости когнитивного и рефлексив-

ного типа валеологической установки.

но-оценочного пространства и меньшая развитость ценностно-мотивационного и поведенческого пространства;

- для формирования манипулятивного типа валеологической установки необходим низкий уровень развития ценностно-мотивационного, эмоционально-чувственного и поведенческого пространства;

- на формирование дефицитарного типа ва-леологической установки влияет сочетание низкого уровня развития ценностно-мотивационного, эмоционально-чувственного, поведенческого, когнитивного и рефлексивно-оценочного пространства.

ЛИТЕРАТУРА

1. Васильева О. С. Филатов Ф. Р. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2001. 352 с.

2. Лисицын Ю. П. Общественное здоровье и здравоохранение. М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. 508 с.

3. Маджуга А. Г. Педагогическая концепция здоровьесози-дающей функции образования: автореф. дисс. ... д-ра пед. Наук. Владимир, 2011.

4. Маджуга А. Г. Здоровьетворящее образование: монография. Уфа: РИО РУМНЦ, 2008. 389 с.

5. Маджуга А. Г. Акмеология здоровья: коллективная монография / М. Б. Мусакаев, А. Г. Маджуга, С. Н. Сладков, В. В. Сладкова. Стерлитамак: Фобос, 2012. 288 с.

6. Узнадзе Д. Н. Основные положения теории установки. Тбилиси, 1961. 210 с.

Поступила в редакцию 08.11.2013 г.

INTERRELATION OF VALEOAKMEOLOGICAL SPACES AND VALEOLOGICAL TYPE OF ATTITUDES IN THE CONTEXT OF THE PROBLEM OF INDIVIDUAL STRATEGY FORMATION OF HEALTHY LIFESTYLE OF STUDENTS

© L. F. Asadullina*, O. N. Brunko, A. G. Маdzhuga

Bashkir State University, Sterlitamak Branch 49 Lenin Ave., 453103 Sterlitamak, Russia.

Phone: + 7 (34 73) 43 41 43. E-mail: assadullina@mail.ru

The characteristic of valeological attitudes and valeological types of the personality are presented, the description of valeoak-meological spaces is given and their role in formation of the relation of students to the health is shown. On the basis of the correlation analysis (according to K. Pearson) significant interrelations between valeoakmeological spaces and type of valeological attitudes are revealed and proved.

Keywords: valeological attitude, valeological type of the personality, relation to health, valeoakmeological spaces, correlation analysis.

REFERENCES

1. Vasil'eva O. S. Filatov F. R. Psikhologiya zdorov'ya cheloveka: etalony, predstavleniya, ustanovki: ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ucheb. Zavedenii [Psychology of Human Health: Standards, Concepts, Attitudes: Textbook for Higher Education Students]. Moscow: Akademiya, 2001.

2. Lisitsyn Yu. P. Obshchestvennoe zdorov'e i zdravookhranenie [Public Health and Health Care]. Moscow: GEOTAR-MED, 2002.

3. Madzhuga A. G. Pedagogicheskaya kontseptsiya zdorov'esozidayushchei funktsii obrazovaniya: avtoref. diss. ... d-ra ped. Nauk. Vladimir, 2011.

4. Madzhuga A. G. Zdorov'etvoryashchee obrazovanie: monografiya [Health-Creating Education: Monograph]. Ufa: RIO RUMNTs, 2008.

5. Madzhuga A. G. Akmeologiya zdorov'ya: kollektivnaya monografiya [Psychology of Health: Collective Monograph]. Ed. M. B. Musa-kaev, A. G. Madzhuga, S. N. Sladkov, V. V. Sladkova. Sterlitamak: Fobos, 2012.

6. Uznadze D. N. Osnovnye polozheniya teorii ustanovki [Basic Principles of the Theory of Attitude]. Tbilisi, 1961.

Received 08.11.2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.