ПЕДАГ АГІЧНЫЯ НАВУКІ
87
УДК 378.1: 316.752: 61: 57
В. В. Малащенко1, А. В. Позняк2
1 Аспирант кафедры педагогики и методик дошкольного и начального образования МГПУ им. И. П. Шамякина, г. Мозырь, Республика Беларусь Научный руководитель: А. В. Позняк 2Кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и психологии начального образования БГПУ им. М. Танка, г. Минск, Республика Беларусь
ФОРМИРОВАНИЕ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К СВОЕМУ ЗДОРОВЬЮ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИН МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКОГО ЦИКЛА
Статья посвящена анализу сущности ценностей, а также аксиологической проблематики в изучении медико-биологических дисциплин в высшей школе. Автор рассматривает содержание понятия «ценность», раскрывает природу ценностей. Указывается, что изучение аксиологической проблематики крайне важно для процессов воспитания и социализации студентов. В статье описано отношение студентов к здоровью как к ценности в качестве фактора, влияющего на качество образовательной деятельности студентов вуза. Представлена методика социологического исследования, направленного на конкретизацию такого влияния.
В статье приводятся результаты диагностики уровня сформированности ценностного отношения студентов педагогического вуза к своему здоровью. Анализируются уровни сформированности исследуемого феномена. Выделяется взаимосвязь эффективного формирования отношения будущих учителей к своему здоровью и актуализации аксиологического потенциала дисциплин медико-биологического цикла.
Ключевые слова: аксиосфера будущего педагога, общечеловеческие ценности, здоровье как ценность, ценностное отношение к здоровью, дисциплины медико-биологического цикла.
Введение
В современных социокультурных условиях на систему образования возлагается ответственность за воспитание человека как субъекта и творца собственной жизни, что требует актуализации гуманитарного начала педагогической профессии, особого внимания к формированию аксиологического слоя сознания личности учителя.
В контексте общей профессиональной компетентности педагога важно сформировать его гуманистическую жизненную позицию, основанием которой являются гуманистические ценности.
Сегодня, в условиях нестабильности человеческого существования перед вызовами экологических и антропологических кризисов, необходимо обратить особое внимание на проблему ценностных ориентаций будущих учителей, ведь, как заметил в свое время Уинстон Черчилль, «учителя обладают такой властью, о которой политики могут только мечтать» [1].
В профессиональной подготовке педагогических кадров ценности, понимаемые как нравственные, высшие, смыслы человеческого существования, имеют первостепенное значение. На основе ценностей каждый профессионал вырабатывает определенные ценностные ориентации, образующие основу сознания и поведения личности [2].
Поэтому для системы высшего педагогического образования необходим постоянный поиск направлений, условий, методов и средств формирования у студентов педагогических специальностей гуманистического отношения к другим людям, окружающему миру, самому себе.
Материалы и методы исследования
Аксиосфера современного учителя - это духовное образование, которое включает в себя ценностные ориентации, обеспечивающие самосохранение человека и целенаправленно влияющие на развитие внутреннего мира педагога.
Развитие аксиосферы современного учителя имеет принципиальное значение для становления личностно-креативной педагогической культуры.
Для формирования аксиосферы будущего учителя необходима специальная деятельность по формированию ценностных ориентаций педагогов, необходима адресная образовательно-
© Малащенко В. В., Позняк А. В., 2015
88
ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА
воспитательная программа формирования аксиологических качеств личности педагогов. Среди позиций, целенаправленно влияющих на аксиосферу, наиболее значимыми оказались культурная среда, специальное образование, коммуникативный опыт, самовоспитание, развитие моральных норм в образовании.
В развитии личностной позиции педагога важная роль принадлежит его способности ориентироваться в системе жизненных ценностей. Е. В. Бондаревская называет общечеловеческие ценности точками нравственной опоры, а также критерием в ситуации морального выбора [3]. Через приобщение к общечеловеческим ценностям человек постигает смысл такой нравственной категории, как «гуманность». Как пишет К. В. Гавриловец, «...гуманное отношение личности поднимается на высший уровень через усвоение духовного опыта, выработанного человечеством ... в нем заключен жизненный опыт предшествующих поколений, который позволяет понять многообразие моральных явлений и существующие между ними взаимосвязи, видеть себя со стороны, контролировать свое поведение на основе приобретенных ценностей» [4].
Ценностные ориентации можно рассматривать как устремления личности к различным формам социальной значимости, выбор определенных ценностей, ориентации на те или иные ценности (В. Б. Ольшанский); как устойчивое, социально обусловленное, избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных благ и идеалов, которые рассматриваются как предметы, цели или средства для удовлетворения потребностей жизнедеятельности личности (А. Г. Здравомыслов). Совокупность сложившихся, устоявшихся ценностных ориентаций образует своего рода ось знания, обеспечивающую устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения и деятельности.
Ценностные ориентации могут выступать системообразующими категориями в процессе гражданского становления личности будущего учителя, поскольку они определяют направления эволюции человека, ориентируют его включение в социум.
Именно ценностные ориентации делают общество однородным - обеспечивают социальное равенство граждан, а человек-гражданин становится свободным от зла, насилия в отношениях с равными себе, что имеет первостепенное значение в развитии гражданского общества, правового государства и нации в целом [5].
Современная философская мысль понимает под «общечеловеческими ценностями» систему аксиологических максим, содержание которых не связано непосредственно с конкретным историческим периодом развития общества или конкретной этнической традицией, но, наполняясь в каждой социокультурной традиции собственным конкретным смыслом, воспроизводится, тем не менее, в любом типе культуры в качестве ценности [6].
Гуманистические ценности вырабатывались в сознании человечества веками. В различных философских, педагогических, социологических и других исследованиях в качестве общечеловеческих ценностей называются такие понятия, как «человек», «жизнь», «отечество», «семья», «свобода», «деятельность», «творчество», «любовь», «природа», «организация», «информация», «культура», «образование», «духовность», «время», «общение», «мир», «безопасность», «справедливость», «труд», «наука», «искусство», «история» и другие.
В числе фундаментальных ценностей - «здоровье человека». В настоящее время в Республике Беларусь как на государственном уровне, так и в обществе в целом происходит качественный сдвиг в осознании здоровья каждого человека как приоритетной ценности, являющейся фундаментальной в иерархии потребностей человека. Оно же является важным интегральным показателем благосостояния любой страны и индикатором потенциальных возможностей общества.
Здоровье - это показатель, включающий в себя биологический уровень - изначальное здоровье, предполагающее совершенство саморегуляции организма, гармонию физиологических процессов и, как следствие, механизм адаптации; социальный, где здоровье является мерой социальной активности, деятельного отношения человеческого индивида к миру; личностный, психологический - здоровье есть не отсутствие болезни, но скорее отрицание ее, в смысле преодоления (здоровье - не только состояние организма, но и «стратегия жизни человека»). Здоровый человек более устойчив к стрессам, открыт для окружающих, толерантен к воздействию агрессивных факторов окружающей социальной и природной среды. Таким образом, здоровому человеку присущи личностные качества, позволяющие ему успешно адаптироваться, осуществлять самообразование и самовоспитание, добиваться жизненных успехов, находить средства преодоления и разрешения проблем, а также высокая творческая активность [7].
ПЕДАГ АГІЧНЫЯ НАВУКІ
89
Современная система образования не создает условий для полноценного развития физически ослабленных или хронически больных учащихся и студентов, реализации их способностей в социально-экономических и экологических условиях. Недостаточно разработаны здоровьесберегающие технологии, не исключен процесс виктимизации личности, наблюдается невысокий уровень психо-валео-педагогической компетентности педагогов.
Сегодняшние условия жизни требуют от специалистов педагогических вузов все более интегрированных психолого-педагогических и медико-биологических знаний для успешной организации оздоровительной и просветительской работы среди студентов, формирования культуры здоровья [8].
Соответственно, именно на образование как на целеориентированную систему, обеспечивающую воспитание и социализацию личности, ложится задача сохранения физического, психического, нравственного здоровья молодежи.
Формирование аксиологической установки на здоровье человека как высшую ценность у студентов педагогических специальностей имеет двунаправленный характер: в аксиосфере будущего педагога укореняются ценностные установки по отношению и к собственному здоровью, и к здоровью учащихся.
Состояние и поддержание здоровья студенчества в современных экологических условиях - одна из актуальных проблем. На здоровье будущих учителей влияют как внешние, так и внутренние факторы (генетические или наследственные, связанные с вредными привычками, неправильным образом жизни родителей).
Реализация аксиологической функции образования предполагает глубокий, всесторонний анализ воздействия учебно-воспитательного процесса в педагогическом вузе на физическое, психическое, психологическое, духовное здоровье студентов-будущих учителей.
Сегодняшние условия жизни требуют от выпускников педагогических вузов все более интегрированных психолого-педагогических и медико-биологических знаний для успешной организации оздоровительной и просветительской работы, формирования культуры здорового образа жизни [8].
Большим воспитательным потенциалом, способствующим формированию у будущих педагогов ценностного отношения к здоровью, обладают дисциплины медико-биологического цикла, в первую очередь «Физиология», «Физиология спорта» и «Гигиена». Содержание этих учебных дисциплин позволяет раскрыть феномен человеческого организма, показать его уникальность, физические способности, красоту тела человека, его целесообразность и т. п. И в то же время заострить внимание на хрупкости человеческой жизни, на пагубности последствий разрушительного, небережного отношения к своему организму.
В контексте изучения медико-биологических дисциплин воспитательный эффект дает оценка состояния соматического здоровья студентов, которая помогает им осознать важность правильной организации здорового образа жизни и придать значимость здоровью как личностной ценности.
Такое исследование было проведено среди 104 студентов 2-3 курсов факультета физической культуры Мозырского государственного педагогического университета имени И. П. Шамякина.
В качестве методологической основы исследования избран аксиологический подход, сущность которого заключается в его направленности на развитие способностей у студентов педагогического вуза к осмыслению категории «здоровье» и осознанию его как личностной ценности.
Недостаточный уровень здоровья негативно отражается на всех сферах жизнедеятельности (снижает уровень производительности труда, уменьшает показатели здоровья будущего поколения, способствует формированию общей неудовлетворенности человека своей жизнью).
Отношение студентов вуза к своему здоровью как к ценности, безусловно, влияет на ход образовательной деятельности и на ее результаты. Имеются основания предполагать, что существует корреляция между тем, насколько сформирована ценность здоровья у студентов и качеством их образовательной деятельности [7].
Результаты исследования и их обсуждение
Для проверки данной гипотезы было проведено исследование, в ходе которого выявлялось отношение студентов к своему здоровью, а также определялся уровень сформированности ценности здоровья. Одновременно была проанализирована успеваемость студентов за весь период обучения до момента исследования по следующим дисциплинам: «Физиология», «Физиология спорта» и «Гигиена».
В ходе анкетирования респондентам было предложено отметить наличие опасных и вредных привычек, выразить свое отношение к заботе о здоровье. Анкетирование проводилось
90
ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА
анонимно, что позволило рассчитывать на получение достаточно объективной картины ответов. Также, студенты ответили на вопросы об используемых формах поддержания своего здоровья. Для характеристики уровня успеваемости студентов были использованы результаты итогового контроля (экзамены и зачеты) по дисциплинам «Физиология», «Физиология спорта» и «Гигиена».
Анализ ответов респондентов на вопросы анкеты показал, что больше трети студентов (37,5%) относится к заботе о здоровье как к жизненной необходимости, четверть (25%) воспринимают заботу о здоровье как рекомендацию медицинских работников, треть опрошенных (29,808%) считают заботу о здоровье вынужденным либо модным увлечением, призывом, неактуальным лозунгом. Исследование показало, что в числе студентов есть и те, которые воспринимают призыв к заботе о своем здоровье как вмешательство в свою личную жизнь (7,692%).
Несмотря на значительную долю тех студентов, которые считают заботу о здоровье жизненной необходимостью, лишь пятая часть от всех опрошенных обучающихся поддерживают свое здоровье постоянно (18,269%). Многие, а именно треть всех анкетируемых, редко на практике уделяют внимание своему здоровью (30,769%). Пятая часть всех студентов (19,231%) вспоминают о поддержке своего здоровья время от времени, а у более, чем трети будущих учителей, участвовавших в опросе, элементы здорового образа жизни в режиме дня отсутствуют (31,731%).
В качестве основных факторов, негативно влияющих на здоровье и зависящих от самого индивида, будущими учителями были названы: поздний отход ко сну, нерациональное питание, недостаток физических нагрузок и т. п. При этом у подавляющего большинства студентов (68,269%) наблюдается мотивация к ведению здорового образа жизни, они готовы изменить свой режим дня и отказаться от опасных привычек для улучшения здоровья.
Анкетирование помогло выявить характер вредных привычек современных студентов. Курение сигарет, курительных смесей и кальяна как свои вредные привычки отметили 33,654% студентов, склонность к употреблению больших доз алкоголя - 7,692%.
Количественный и качественный анализ результатов анкетирования позволил соотнести ответы респондентов с определенными уровнями сформированности ценностного отношения студентов к своему здоровью в соответствии с полнотой следующих критериев:
• отношение к здоровому образу жизни (потребностно-целевой компонент);
• отсутствие вредных и/или опасных привычек, присутствие элементов здорового образа жизни в режиме дня (поведенческий компонент);
• наличие мотивации сохранения и укрепления здоровья (эмоционально-волевой компонент).
В процессе исследования были выделены следующие пять уровней сформированности ценностного отношения студентов к здоровью:
1) относительно высокий уровень:
- отношение к здоровому образу жизни как к жизненной необходимости или как к рекомендации медиков;
- отсутствие опасных и вредных привычек;
- включение в режим дня элементов здорового образа жизни (поддерживают свое здоровье постоянно);
- наличие мотивации на сохранение и укрепление здоровья;
2) достаточный уровень:
- отношение к здоровому образу жизни как к жизненной необходимости или как к рекомендации медиков;
- отсутствие опасных и вредных привычек;
- редко уделяют внимание своему здоровью;
- наличие мотивации на сохранение и укрепление здоровья;
3) средний уровень:
- отношение к здоровому образу жизни как к неактуальному лозунгу или как к рекомендации медиков;
- отсутствие опасных привычек, но наличие такой вредной привычки, как курение, при выраженной готовности респондента освободиться от зависимости;
- время от времени вспоминают о поддержке своего здоровья;
- мотивация на сохранение и укрепление здоровья слабо выражена;
ПЕДАГ АГІЧНЫЯ НАВУКІ
91
4) низкий уровень:
- отношение к здоровому образу жизни как к неактуальному лозунгу или вмешательству в личную жизнь;
- присутствие опасных и вредных привычек;
- отсутствие элементов здорового образа жизни в режиме дня;
- отсутствие мотивации на сохранение и укрепление здоровья.
Как показал анализ полученных данных, только у 18,269% студентов сформировано ценностное отношение к здоровью на относительно высоком уровне. Еще у 28,846% студентов сформированность ценностного отношения к здоровью выражена на достаточном уровне, а у 13,462% респондентов она сформирована на среднем уровне. Одновременно почти половину респондентов можно отнести к низкому уровню: ценностное отношение к здоровью практически не сформировано у 39,423% студентов.
Отметим, что на момент опроса студенты-участники эксперимента уже освоили содержание таких медико-биологических дисциплин, как «Физиология», «Физиология спорта» и «Гигиена».
Средний балл успеваемости группы студентов с самым высоким уровнем сформированности ценностного отношения к здоровью составляет «8,2». У группы студентов, имеющих достаточный уровень сформированной ценности здоровья, средний балл равен «7,4». У группы студентов со средним уровнем сформированности ценности здоровья средний балл -«6,3». Студенты, чей уровень отношения к здоровью как ценности низкий, имеют и более низкий средний балл по изучаемым дисциплинам по сравнению с другими студентами.
Сформированность ценностного отношения к здоровью и средний балл успеваемости студентов представлены на диаграмме (рисунок).
03
VO
■=С
<и
о.
здоровью
8,2
7,4
9 8 7 6
5Г
4 3 2 1 0
Уровни сформированности ценностного отношения студентов к
Ш Относительно высокий уровень ■ Достаточный уровень ■ Средний уровень ШВ Низкий уровень
Рисунок - Сформированность ценностного отношения к здоровью и средний балл успеваемости студентов
Таким образом, можно говорить о взаимосвязи ценностного отношения студентов к здоровью и успешного усвоения ими содержания медико-биологических дисциплин.
В то же время приходится констатировать, что для большого числа студентов - будущих учителей - аксиологический пласт таких дисциплин, как «Физиология», «Физиология спорта» и «Гигиена», остается «нераспредмеченным». В ходе освоения содержания программы по вышеназванным предметам не создаются в достаточной степени условия для актуализации в сознании студентов ценностной составляющей изучаемых явлений, в числе которых «жизнь», «человек как биосоциальное существо», «организм человека как уникальная система», «здоровье» и др.
Выводы
Выполненное исследование показывает, что необходима системно-организованная программа, охватывающая учебную и внеучебную деятельности студентов и гармонично
92
ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА
формирующая когнитивную, эмоционально-оценочную и поведенческо-деятельностную
составляющие ценностного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.
Результаты исследования позволяют утверждать, что:
- в условиях современного профессионального образования для формирования ценностного отношения у студентов к здоровью и здоровому образу жизни, успешной их адаптации к обучению необходимо обеспечение здоровьесберегающего сопровождения учебновоспитательного процесса;
- актуализация аксиологического компонента дисциплин медико-биологического цикла в процессе обучения будущих учителей воздействует на аксиосферу личности студента - повышает значимость здоровья как общечеловеческой и личностной ценности и способствует продуктивному ведению здорового образа жизни обучающихся.
СПИСОК ЦИТИРУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Уинстон Черчилль. Цитаты. [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://ru.wikiquote.org/wiki/. - Дата доступа : 15.09.2014.
2. Галагузова, М. А. Аксиологический подход в профессиональной подготовке социальных педагогов / М. А. Галагузова, Ю. Н. Галагузова // Педагогическое образование и наука. - 2010. - № 6. -С. 11-18.
3. Бондаревская, Е. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания : учеб. пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Е. В. Бондаревская, С. В. Кульневич. - Ростов н/Д. : Твор. центр «Учитель», 1999. - 560 с. ; с. 275.
4. Гавриловен, К. В. Гуманистическое воспитание в школе : пособие для директоров шк., учителей, кл. рук. / К. В. Гавриловец. - Минск : Полымя, 2000. - 128 с. ; с. 38.
5. Пустовалова, Е. В. Аксиологический подход к проблеме здоровья в образовании / Е. В. Пустовалова, Ю. А. Лукин // Философия образования. - 2006. - № 1. - С. 201-203.
6. Новейший философский словарь / гл. науч. ред. и сост. А. А. Грицанов. - 3-е изд., испр. - Минск : Кн. Дом, 2003. - 1279 с. - (Мир. энцикл.). - 713 с.
7. Ушакова, Я. В. Здоровье студентов и факторы его формирования / Я. В. Ушакова // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. - 2007. - № 4. - С. 197-202.
8. Редлих, С. М. Исследование гражданских ценностных ориентаций студентов педагогических вузов / С. М. Редлих, И. Д. Лаптева // Педагогическое образование и наука. - 2010. - № 10. - С. 8-15.
Поступила в редакцию 07.10.14 E-mail: malashchenko.vera@mail.ru
V. V. Malashchenko, A. V. Poznyak
FORMATION OF FUTURE TEACHERS’ VALUE-BASED ATTITUDE TOWARDS THEIR HEALTH WHEN STUDYING OF MEDICO-BIOLOGICAL DISCIPLINES
The article is devoted to the analysis of essence of values and an axiological perspective in studying of medicobiological disciplines at the higher school. The author considers the content of the concept "value", opens the nature of values. It is specified that studying of an axiological perspective extremely important for processes of education and socialization of students. In the article relation of students to health as to value as the factor influencing on quality of educational activity of students of higher education institution is described. The technique of the sociological research directed on a specification of such influence is presented.
The article presents the results of the diagnostic level of value relations of students of Pedagogical University for their own health. Levels of the investigated phenomenon have been analyzed. The relationship of effective formation of future teachers ' attitudes towards their health and actualization of axiological capacity discipline medico-biological cycle has been investigated.
Key words: axiological sphere of future teachers, human values, value related to health, disciplines of medico-biological cycle.