УДК 37.03
Федотенко И.Л. (Тула, ФГБОУ ВПО «ТГПУ им. Л.Н. Толстого). Пазухина С.В. (Тула, ФГБОУ ВПО «ТГПУ им. Л.Н. Толстого), Тел.: (4872) 35-17-22, е-mail: Fedotenko@tspu .tula.ru
ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ КАК ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
СОЗНАНИЯ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ
В статье на основе комплексного изучения профессиональных ценностей, ценностных ориентаций и ценностных отношений учителя представлена целостная обобщенная многоуровневая модель их формирования в системе непрерывного педагогического образования, включающая в себя аксиологически ориентированные цели, содержание, технологии реализации психолого-педагогической подготовки студентов; системообразующие факторы, психолого-педагогические условия, механизм и принципы ее реализации в системе непрерывного педагогического образования, интегративные критерии.
Ключевые слова: гуманизм, ценности, ценностные ориентации, непрерывное образование, аксиология.
Сущностные, коренные преобразования современного российского социума не могли не привести к изменению педагогической действительности, концептуально ориентированной на гуманизацию и демократизацию. Но гуманистические ценности транслируются, главным образом, через личность учителя, могут быть восприняты детьми только при гуманизации профессионального сознания, мышления и поведения педагога.
Гуманистическое мировосприятие строится вокруг одного центра - человека, именно человек, личность, индивидуальность является своеобразной системообразующей основой гуманизма как этической, социологической, психологической и педагогической категории. Педагогический смысл понятия гуманизм состоит в признании учителем прав ребенка на уважение достоинства, защиту и заботу, на самостоятельность, независимость, собственную позицию, на развитие и др. Гуманизация образовательного процесса предполагает восстановление в сознании учительства (как профессиональной группы) и каждого педагога самоценности личности ребенка, преодоление объектно-функционального отношения к нему, обеспечение самоопределения, самоактуализации его личности, создание условий для реализации его потенциальных возможностей. Гуманизация выступает как необходимое условие преодоления технократического, утилитарного подхода в образовании.
Гуманизация образования возможна только в ситуации гуманизации профессионального сознания учителя, принятия каждым педагогом гуманистических ценностей как субъективных смыслов избранной профессии, при направленной и устойчивой ориентации педагога на коррекцию и саморазвитие необходимых качеств как ценностей, в условиях доминирования гуманистической центрации личности. Становление педагогического профессионализма в современных условиях без присвоения гуманистических ценностей является невозможным.
Понятие ценности возникло в XVIII веке и было связано с пересмотром традиционных оснований этики. Идеи аксиологии как учения о ценности разрабатывались в исследованиях представителей различных философских школ: неокантианцев (Р.Г. Лотце, В. Виндельбанд, Г. Риккерт и др.), приверженцев феноменологии (М. Шелер, Н. Гартман и др.). Философские работы В.П. Тугаринова, Л.П. Буевой, В.А. Василенко, Е.А. Ануфриева, А.М. Коршунова, О.Г. Дробницкого и др. посвящены выявлению отношений и взаимосвязей категории ценность с системой таких категорий, как общественные отношения, полезность, значимость (теория ценностей в этих исследованиях соотносится с теорией личности).
Анализ современной научной литературы позволяет выделить три основных подхода к пониманию психологической природы индивидуальных ценностей. Первый из них располагает ценности в одном ряду с такими категориями, как мнение, представление, убеждение. В данном подходе ценностная регуляция отождествляется с внешними требованиями, более или менее рефлексируемыми индивидом, и противостоящими его внутренним эгоцентрическим побуждениям. Другая трактовка рассматривает индивидуальные ценности как разновидность или подобие социальных установок (отношений) или интересов. В таком понимании им приписывается направляющая или структурирующая функция, к которой сводится эффект ценностной регуляции. Этот подход, по мнению отечественных ученых, является более продуктивным по сравнению с первым. Однако проблема расхождения между декларируемыми и реальными ценностями составляет его существенный недостаток. Наибольшим объяснительным потенциалом, с точки зрения современных исследователей, обладает третий подход. В нем авторы указывают на смысловую природу ценностей. Согласно данному подходу, в индивидуальном сознании ценностные объекты и особое отношение к ним реализуются в виде личностных смыслов.
Рассмотрение ценностей как смысловых компонентов в структуре сознания индивида, по мнению отечественных психологов, наиболее полно отражает сложность их содержания и функционирования. Именно смысл служит основанием для познания мира и именно смысл задает направление и активизирует деятельность человека. Будучи смысловыми образованиями, ценности «связывают» когнитивную, мотивационную и
эмоциональную сферы, интегрируют их в единую смысловую систему, придавая личности тем самым определенную целостность. Именно смысловое строение, смысловое поле, -отмечает Б.С. Братусь, - и составляют особую психологическую субстанцию личности, определяя собственно личностный слой отражения. В своей работе мы придерживаемся данного подхода.
Анализ вопроса о смысловой сфере человека позволяет рассматривать смысловую феноменологию как сложно структурированный континуум, «динамическую смысловую систему», а категорию смысла трактовать как отражение переживаемых субъектом связей между людьми, предметами и явлениями, его личностной вовлеченности в события, осуществляемые во времени и в пространстве.
У каждого человека существует соподчиненная и динамическая система смыслов, в которой выделяются своеобразные этажи, уровни действительности, степени осознанности и вербализованности (смысловые установки в терминологии А.Г. Асмолова; смысловые образования в концепции Б.С. Братуся).
Личностная
Эмпирически регистрируемые эффекты
Рис. 1. Функциональные взаимосвязи смысловых структур
Д.А. Леонтьев определяет динамическую смысловую систему как относительно устойчивую и автономную иерархически организованную систему, включающую в себя ряд разноуровневых смысловых структур и функционирующую как единое целое. В смысловой сфере человека он выделяет шесть функционально различных элементов, относящихся к трем уровням организации. Первому уровню, уровню структур, непосредственно включенных в регуляцию процессов деятельности и психического отражения, соответствуют личностный смысл и смысловая установка. Ко второму уровню, уровню смыслообразующих структур, участие которых в регуляторных процессах опосредовано порождаемыми ими структурами первого уровня, относятся мотив, смысловая диспозиция и смысловой конструкт. Третий, высший, уровень включает в себя личностные ценности. Личностные ценности Д.А. Леонтьев определяет как смысловые структуры, которые являются неизменными и устойчивыми в масштабе жизни субъекта источниками смыслообразования, автономными по отношению к конкретным ситуациям взаимодействия субъекта с миром. Они отличаются устойчивым, трансситуативным, наддеятельностным характером и множественностью. Функциональные взаимосвязи рассмотренных структур Д.А. Леонтьев представляет в виде схемы (рис. 1).
В. А. Ядов выделяет четыре группы ценностей в зависимости от их места в статусно-иерархической структуре ценностного сознания:
Ценности высшего статуса - «ядро».
Ценности среднего статуса - выполняют роль структурного резерва, могут перемещаться как в «ядро», так и на «периферию».
Ценности «периферии» - подвижны, могут перемещаться в резерв или в «хвост».
Ценности низшего статуса - «хвост», малоподвижны, стабильны.
Процесс становления личностных ценностей как смысловых образований до настоящего времени остается малоизученным и представляет собой отдельную научную проблему. Анализ работ современных исследователей позволяет выделить ряд психологических особенностей в становлении ценностно-смысловой сферы человека. Рассмотрим важнейшие из них.
Источником развития личностных ценностей является социальная среда. Процесс становления личностных ценностей, согласно Д.А. Леонтьеву, включает в себя два аспекта: 1) движение от ценностей социальных групп к личностным ценностям (процесс интериоризации); 2) движение от структуры индивидуальной мотивации, основанной исключительно на потребностях, к структуре, в которой главенствующую роль играют ценности (процесс социализации). Интериоризация и социализация применительно к становлению личностных ценностей представляют собой две стороны одного процесса,
который рассматривается как трансформация самих ценностей и трансформация структуры индивидуальной мотивации. В первом случае происходит движение через границу внешнего - внутреннего, а во втором - через границу биологического - социального (рис. 2).
В онтогенетическом развитии ценностно-смысловой сферы человека прослеживаются четыре основные линии. Первая линия - это иерархизация, интеграция и структурное усложнение ценностно-смысловой сферы. Вторая линия включает в себя распространение процессов осмысления за пределы наличной актуально воспринимаемой ситуации, непосредственного перцептивного поля, в план представления, воображения, идеаторных содержаний сознания. Третья линия предполагает прогрессирующее опосредование ценностно-смысловой сферы человека социальными общностями и их ценностями. Четвертая линия представляет собой развитие у субъекта осознания своих ценностных ориентаций и рефлексивного отношения к ним.
В последнее время широко используется понятие профессиональная аксиосфера личности, которое фиксирует момент стабильности, целостности, устойчивости как один из этапов развития и преобразования ценностного сознания учителя, с одной стороны, и момент долженствования в его профессионально-педагогическом менталитете, с другой. Профессиональную аксиосферу правомерно рассматривать не как совокупность рядоположенных случайных ценностей, а как закономерно сложившуюся «целокупность» (М.С. Каган) ценностей, имеющих разную «удельную» личностную значимость. В профессиональной аксиосфере учителя отдельный блок составляют педагогические ценности.
В.А. Сластенин рассматривает педагогические ценности как особенности профессиональной деятельности, которые позволяют учителю удовлетворять свои материальные и духовные потребности и служат ориентиром его социальной и профессиональной активности, и одновременно как нормы, регламентирующие педагогическую деятельность и выступающие как познавательно-действующая система,
Внешнее
Внутреннее
Рис. 2. Становление личностных ценностей в процессе социогенеза
которая служит опосредующим и связующим звеном между сложившимся общественным мировоззрением в области образования и деятельностью педагогов. Терминальные и инструментальные педагогические ценности (как групповые, так и личностные) нормативны в том плане, что выполняют функцию образцов, с которыми учителя соотносят свою деятельность. Вместе с тем ценности не носят характера однозначных предписаний, а выступают в качестве основных ориентиров деятельности и поведения.
Среди педагогических ценностей выделяют:
- социально-педагогические, отражающие характер и содержание ценностей, функционирующих в различных социальных системах (т. е. совокупность факторов, регламентирующих деятельность общества в образовании);
- групповые, регулирующие, направляющие педагогическую деятельность в рамках определенных образовательных институтов;
- личностно-педагогические, отражающие цели, мотивы, идеалы, установки и другие мировоззренческие характеристики личности учителя.
Социально-педагогические и групповые профессиональные ценности служат основанием строительства личностной ценностной системы.
Значительный интерес представляют выделенные В.А. Сластениным на основе характера потребностей личности группы ценностей педагогической деятельности: а) ценности, связанные с утверждением своей роли в социальной и профессиональной среде, с определенным профессиональным статусом (престиж профессии, признание ее значимости ближайшим окружением); б) ценности, связанные с удовлетворением потребности в общении (общение с детьми и коллегами, референтными людьми, переживание детских привязанностей, обмен духовными ценностями); в) ценности, связанные с самосовершенствованием, развитием творческой индивидуальности (возможности развития способностей, приобщения к мировой культуре, занятие любимым предметом и т. д.); г) ценности, связанные с самовыражением, самореализацией (творческий характер труда педагога, романтичность, увлекательность педагогической профессии, возможность помощи социально неблагополучным детям); д) ценности, связанные с утилитарно-прагматическими запросами (гарантии от безработицы более стабильная оплата труда, длительный отпуск, ненормированный рабочий день, гибкий график занятости и т. д.).
К ценностям-целям (самодостаточные ценности) ученый относит творческий и разнообразный характер труда учителя, общественную значимость, престиж его профессиональной деятельности, ответственность перед обществом, любовь к детям, самоутверждение в профессии. Эта группа ценностей выражается в целях педагогической
деятельности, направленных на развитие личности ученика, реализацию его потенциала, становление ученической группы, педагогического коллектива.
К ценностям инструментального типа, ценностям-средствам, относятся признание обществом результатов труда учителя; соответствие его интересов, способностей характеру профессиональной деятельности; профессиональный рост и др. Эти ценности связаны с теоретической подготовкой учителя, формированием технологической культуры. В ценностях инструментального типа В.А.Сластенин выделил три взаимосвязанные подсистемы: 1) собственно педагогические действия, направленные на решение профессионально-образовательных и личностно-развивающих задач (технологии обучения и воспитания); 2) коммуникативные действия, позволяющие реализовать личностные и профессионально-ориентированные задачи (технология общения); 3) действия, отражающие субъектную сущность педагога интегративного характера, объединяющие все три подсистемы в единую аксиологическую функцию.
Ценности-средства условно подразделяются на ценности-отношения, ценности-качества, ценности-знания. Весьма высок ранг ценностей-качеств, так как именно в них проявляются личностно-профессиональные характеристики учителя (данная группа качеств является производной от уровня развития целого ряда способностей: прогностических, креативных, эмпатийных, коммуникативных, рефлексивных и др.). В подсистему ценностей-знаний входит упорядоченная и организованная система знаний и умений, позволяющая ориентироваться в педагогической информации, решать профессионально-педагогические задачи на уровне современных теорий и технологий, что создает необходимые условия для профессионального творчества. Базисными ценностями-знаниями являются теории, концепции, раскрывающие сущность педагогической деятельности, ее структуру, цели, содержание, характер, научные основы организации труда учителя; теории, рассматривающие особенности воспитания, обучения, развития ребенка на разных возрастных этапах, комплекс теоретических представлений будущих учителей о себе, о необходимых качествах, технологиях их развития и др.
Все группы педагогических ценностей, являясь компонентами аксиологической модели, взаимосвязаны, взаимообусловлены и функционируют как единое целое.
В своей работе мы опирались на теоретические позиции В.А. Сластенина, Е.Н. Шиянова, выделивших три уровня развития профессионального сознания учителя на основе анализа его ценностей:
-конвергентный, характеризующий непосредственную взаимосвязь личностного и педагогического смыслов;
- конфликтный - личностные и профессиональные ценности противоречивы;
-латентный - связь между личностными и педагогическими ценностями неопределенная, слабовыраженная.
Результаты теоретического анализа и опытно-экспериментальной работы дают нам основания утверждать, что уровни сформированности профессионального сознания определяются не только соотношением личностных и профессиональных ценностей, но и соответствием, адекватностью терминальных и инструментальных профессиональных ценностей, близостью, однонаправленностью их различных групп.
В проведенном нами исследовании выявлено, что разнонаправленность векторов профессиональных ценностей нередко становится фактором, усиливающим конфликтность профессионального сознания: например, ценностное восприятие ребенка, ориентация на его интеллектуальное и эмоционально-волевое развитие, не подкрепленные достаточным уровнем владения технологическим и техническим инструментарием, адекватным этим установкам, или совокупностью основных ценностей-качеств учителя (эмпатии, рефлексии, ответственности, креативности, коммуникативности и др.) превращается в декларативную, а не реальную целевую установку. Недостаточное владение педагогом технологиями организации индивидуально-группового взаимодействия, диалогового общения, создания ситуаций успеха, техниками косвенного воздействия на ребенка и другим гуманистически ориентированным инструментарием приводит к ухудшению самочувствия ребенка в образовательном процессе, к нарастанию его тревожности, напряженности, к отчуждению от учителя и школы.
Нередко фактором, провоцирующим конфликтность профессионального сознания, становится восприятие учителем творческих характеристик педагогической деятельности как основной ценности профессии, с одной стороны, и недостаточный уровень профессионально-личностной креативности, неразвитость самостоятельности и критичности педагогического мышления, с другой; стремление к инновационным преобразованиям в конкретном учебно-воспитательном учреждении и несформированность психологической и технологической готовности к инновациям.
При наличии устойчивой гуманистической установки и достаточно высоком уровне развития волевой сферы личности учителя, ценностное рассогласование на практике может стать фактором его самосовершенствования, саморазвития, самокоррекции, однако значительно чаще оно приводит к смещению ценностных установок в направлении их дегуманизации, к трансформации гуманистической центрации в эго-центрацию или конформистскую.
В процессе констатирующего этапа нашей опытно-экспериментальной работы было выявлено, что для значительного большинства студентов характерен латентный уровень
сформированности профессионального сознания, группы профессиональных ценностей определены не четко, нередко случайны, слабо структурированы, их иерархия изменчива, слабо обоснована, связи личностных и профессиональных ценностей неустойчивы, легко варьируются, не осмыслены студентами.
Для высшего, конвергентного, уровня профессионального сознания учителя характерны такие признаки, как наличие в сознании образа ученика, воспитанника как субъекта собственной познавательной деятельности, профессионального и жизненного самоопределения; доминирование установок на личностно-ориентированное взаимодействие с учениками, их родителями, с коллегами; оптимистическое восприятие профессии учителя, уверенность в высоком гражданском, социальном предназначении педагога, ориентация на собственный профессиональный рост, позитивность самовосприятия.
Сближение и переплетение личностных и профессиональных ценностных ориентации приводят к тому, что конфликтность, противоречивость присутствуют на высшем уровне профессионального сознания лишь как момент его развития, не вызывающий коренной перестройки, ломки иерархии профессиональных ценностей. Так, доминирование в качестве базисной ценностной ориентации самоценности ученика, воспитанника направляет активность педагога на поиск новых коммуникативных образовательных гуманистически ориентированных здоровьесберегающих технологий, помогающих полнее, на новом качественном уровне реализовать потенциальные возможности ребенка. Овладев этими технологиями, осознав их возможности, учитель включает их как субъективные инструментальные ценности в структуру профессионального сознания, и они выступают фактором, с одной стороны, стабилизирующим гуманистическую ценностную иерархию, а с другой стороны - фактором, стимулирующим "подтягивание", дальнейшее развитие других инструментальных ценностей: знаний, личностных качеств, отношений.
В рассмотрении теории и практики развития гуманистических ценностей будущих учителей, в определении условий и факторов, влияющих на эффективность этого процесса, особую значимость имеют идеи Д.А. Леонтьева о динамике смысловых образований. Исследуя через призму подхода, предложенного Д.А. Леонтьевым, процессы становления личностных смыслов в профессиональной деятельности, мы считаем возможным выделить следующие этапы в процессе становления профессиональных ценностей учителя:
этап неосознанного латентного поиска, связанный с эмоциональным восприятием, с субъективным переживанием, с предварительной смысловой ориентировкой в профессии;
этап аналитико-оценочный, связанный с процедурой сравнительного оценивания, с отбором личностно привлекательных профессиональных ценностей;
этап рефлексивного соотнесения значимых ценностей с личностным потенциалом, критического осмысления возможностей саморазвития;
этап осмысленного выстраивания ценностной профессиональной иерархии, выявления «точек» конфликтности, рассогласования;
этап коррекции, переструктурирования, восстановление адекватности терминальных и инструментальных ценностей;
этап стабилизации приоритетных структур ценностного сознания.
Вместе с тем, этап стабилизации не означает окончательной сформированности и завершенности развития профессионально-ценностного сознания учителя, стабилизация условна, временна, ситуативна, мы рассматриваем стабилизацию как «подвижное» равновесие в системе личностных и профессиональных ценностных ориентации, как определенный баланс терминальных и инструментальных ценностей: появление новых профессиональных или личностных потребностей у учителя влечет за собой аналитико-оценочный этап, затем рефлексивное соотнесение и выстраивание новой смысловой иерархии с последующими коррекцией и стабилизацией на новом уровне.
Литература
1. Пазухина С.В., Панферова Е.В., Черкасова С.А. Диагностика ценностного отношения будущего педагога к детям с ослабленным здоровьем: программа и методики эмпирического исследования: монография / под общ. ред. С.В. Пазухиной. Тула: Изд-во ТулГУ, 2012. 196 с.
2. Пазухина С.В. Исследование уровня сформированности ценностного отношения будущих учителей к личности учащегося // Подготовка учителя начальных классов: проблемы и перспективы: матер. Междунар. науч.-практ. конф., г. Минск, 24 нояб. 2011 г. / Бел. гос. пед. ун-т им. М. Танка; редкол. Н.В. Жданович, О.В. Азарко, В.Г. Игнатович и др. Мн.: БГПУ, 2012. С. 130-133.
3. Пазухина С.В. Содержание понятия «ценностное отношение будущего учителя к личности ученика» с позиции смыслового подхода // Психология отношения человека к жизнедеятельности: проблемы и перспективы : сб. тезисов докладов Междунар. науч.-практ. конф., посвященной 120-летию со дня рождения В.Н. Мясищева (10-13 июля 2013 г., г. Владимир). Владимир-М.: Изд-во Владимирского гос. ун-та им. А.Г. и Н.Г. Столетовых, 2013. С. 213-217.
4. Пазухина С.В. Ценностное отношение к развитию личности учащегося: психологические механизмы и условия формирования у будущих педагогов: монография. Saarbrücken (Germany): LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG, 2012. 313 с.
5. Пазухина С.В. Ценность развития личности учащегося как базовое основание современного образования // Образование в условиях модернизационных процессов современного общества : сб. матер. Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, посвящ. 20-летию факультета психологии КГУ им. К.Э. Циолковского (23-25 мая 2013 г.). Калуга: КГУ им. К.Э. Циолковского, 2013. С. 135-140.
6. Федотенко И.Л. Аксиологический аспект подготовки будущих учителей к профессионально-педагогической деятельности в инклюзивной среде // Формирование гражданина и профессионала в условиях университетского образования : материалы конференции. Габрово: Экспресс, 2013. С. 415-420.
7. Федотенко И.Л. Подготовка будущих педагогов к разрешению конфликтов в инклюзивной образовательной среде // Роль образования в создании современной действительности. Возможности и ограничения. Польша: Седлеце, 2013. С. 81-86.
8. Федотенко И.Л. Подготовка студентов педагогического университета к профессиональной адаптации: аксиологический аспект // Образование - личность -профессия : материалы IX международной научно-практической конференции. М.: ПИРАО, 2013. С. 24-29.
9. Федотенко И.Л. Профессионально-личностное развитие будущих учителей для педагогической деятельности в инклюзивной среде // Психология в вузе. 2012. № 2. С. 31-35.
10. Федотенко И. Л. Роль педагогической практики в подготовки студентов к профессиональной деятельности в инклюзивной среде // Формирование на гражданина и профессионалиста в условията на университетското образование. София: Изд-во ун-та Св. Климента Охридски, 2012. С. 345-349.
Pazukhina S. V., Fedotenko I.L.
HUMANISTIC PROFESSIONAL VALUES AS BASIS OF PROFESSIONAL CONSCIOUSNESS OF THE MODERN TEACHER
In article, on the basis of complex studying of professional values, valuable orientations and the valuable relations of the teacher the complete generalized multilevel model of their formation in system of the continuous pedagogical education, including axiological the focused purposes, the contents is presented, to technology of realization of psychology and pedagogical training of students; backbone factors, psychology and pedagogical conditions, the mechanism
and the principles of its realization in system of continuous pedagogical education, integrative criteria.
Keywords: humanity, values, valuable orientations, continuous education, axiology.