Н.А. Асташова, доктор пед. наук, профессор, кафедра педагогики, Е.А. Макарова, ст. преподаватель, кафедра педагогики и социального образования,
Брянский государственный университет им. академика И.Г. Петровского, г. Брянск, Россия, [email protected] [email protected]
КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ
БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕМ*
В статье рассматривается концептуальная модель развития профессиональных ценностей будущих учителей — как базис для совершенствования педагогической деятельности, описывается структура модели и ее основные компоненты: целевой, содержательный, организационный, технологический и оценочно-результативный. Анализируется соотношение когнитивной, эмоциональной и деятельностной подсистем ценностных ориентаций педагога. Авторами представлен технологический компонент модели формирования системы профессиональных ценностей будущих учителей — личностно ориентированные, диалоговые, коммуникативные, рефлексивные технологии. Определены факторы формирования профессиональных ценностей: социальные (общественная ситуация, социальное положение личности, социальный статус учителя и др.); психолого-педагогические (образование, жизненный опыт, психологический климат, коммуникативные умения, детское сообщество и др.); личностные (фенотип, возраст, пол, удовлетворенность жизнью, саморегуляция поведения и т. п.). Аксиосфера учителя рассматривается как система профессионально-педагогических ценностей педагога. Определено приоритетное положение некоторых ценностных ориентиров личности учителя (акси-отипы): учитель, ценностные ориентации которого центрируются на социальных процессах, на деятельности, на собственной личности, на воспитаннике. Выявлен наиболее предпочтительный вариант аксиотипа учителя. Для развития профессиональных ценностей учителя авторы предлагают механизмы интериоризации и экстериоризации; механизмы общения, межличностных отношений учителя, диалога, традиций и новаций.
Ключевые слова: профессиональные ценности будущих учителей; аксиосфера учителя; когнитивная, эмоциональная и деятельностная подсистемы ценностных ориентаций педагога; ак-сиотипы учителя.
Исследование вопросов развития профессиональных ценностей будущих учителей является одним из важнейших направлений педагогической науки, поскольку именно учитель является носителем основных эталонных ценностей общества. Кроме того, в образовательной организации учитель передает ценности подрастающему поколению, создавая тем самым ценностно-смысловые траектории жизни растущего человека, помогая сделать ценностный выбор. К тому же ценностные ориентации направ-
ляют деятельность человека, стимулируют реализацию разнообразных личностных и профессиональных проектов. В этой связи следует детально рассмотреть сущностные характеристики ценностей, трансформацию ценностных приоритетов и определить систему отношений субъекта к явлениям образовательного порядка, потенциал аксиосфе-ры учителя и, таким образом, представить педагогическую систему как уникальный феномен ценностного развития личности в современных условиях.
* Исследование проводилось в рамках работы по гранту РГНФ № 14-16-32004.
дискуссия
журнал научных публикаций
Актуализация ценностной проблематики в образовательной сфере подразумевает усиление внимания к подготовке педагогических кадров на основе обращения к ключевым аксиологическим опорам в образовании. При этом аксиосфера педагога, его внутренний мир, целенаправленно формирующийся в процессе профессиональной подготовки, обусловливает качество дальнейшей педагогической деятельности.
Стратегия формирования профессиональных ценностей учителя является сегодня одной из ведущих в отечественном образовании, поскольку в структуре личности педагога ценности занимают особое место, представляя собой своего рода базовую конструкцию, которая является основой для
становления профессионально-педагогических качеств личности учителя, развития социальных и личностных компетенций, формирования гуманистической культуры.
Концептуальная модель развития профессиональных ценностей будущих учителей является целостной системой, которая включает целевой, содержательный, организационный, технологический и оценочно-результативный компоненты (рисунок).
Целевой компонент выступает доминирующим по отношению ко всем остальным компонентам модели, поскольку предполагает формирование ценностных ориен-таций будущего учителя, эмоционально отражающих особенности профессиональной системы, регулирование разнообразных
65 К И С
ч
и
^
к к и и к ¡т
К -
с -
<
к с
с к к с н
а
<
К
к
<
-
и. С
ЦЕЛЬ
Задачи
Принципы
ЗЕ
Содержание
X
N.
X
ч
Ценностные ориентации
Когнитивная подсистема
Эмоциональная подсистема
Деятельностная подсистема
Ф
Личностно-
Технологии -
Коммуникативные
Диалоговые
У\ ж:
Рефлексивные
Механизмы
интериоризации экстериоризации
общения, диалога традиций и новаций
.1
У Ч
Критерии
^ — „ Уровни
Результат: повышение уровня развития профессиональных ценностей у будущих педагогов
Концептуальная модель развития профессиональных ценностей будущих учителей
дискуссия t
журнал научных публикаций Ц
процессов в образовании (систему взаимодействия, отношений между субъектами, формирование ценностных приоритетов и т. д.).
Цели развития про- :
фессиональных ценностей будущих учителей должны быть определены таким образом, чтобы подчеркнуть роль когнитивной области и представить знание-вую/информационную составляющую как поле смыслов с ориентацией на ценностные приоритеты. Важно подчеркнуть и возможность переосмысливать имеющиеся аксиологические знания, строить их новые сочетания с предварительно имеющимися идеями.
В целевом отношении значительный интерес представляет эмоционально-чувственная область ценностного развития личности. В этом контексте цели должны включать восприятие объектов, процессов, интерес к педагогическим явлениям и, наконец, усвоение ценностных ориентаций и отношений, их активное проявление. В современных условиях психомоторный или деятельностный целевой компонент должен быть ориентирован на формирование различных видов деятельности, имеющих аксиологический потенциал.
Точное целеполагание позволит сконцентрироваться на главном, определить порядок и последовательность деятельности. Кроме того, появляется возможность выделить перспективы в работе и детально проанализировать результат — развитие аксиос-феры учителя. -
Целеполагание тесно связано с принципами педагогической аксиологии1, которые позволяют определить приоритеты в педагогической деятельности и выделить ценностную систему учителя. Оче- =
видно, что принцип гуманизма подчеркивает особое, ценностное положение в системе образования личности как ученика, так и учителя и организацию педагогического
Точное целеполагание позволит сконцентрироваться на главном, определить порядок и последовательность деятельности. Кроме того, появляется возможность выделить перспективы в работе и детально проанализировать результат - развитие аксиосферы учителя.
Принцип гуманизма подчеркивает особое, ценностное положение в системе образования личности
как ученика, так и учителя и организацию педагогического процесса в контексте соответствующих ценностей.
процесса в контексте соответствующих ценностей.
Принцип динамизма ценностных ори-ентаций подчеркивает подвижность акси-= ологической системы, возможность изменения в ней. И вместе с тем помогает понять, насколько значима в современных условиях стабильность системы ценностных ориентаций, создающая устойчивое функционирование приоритетных ценностей. = В качестве одного из значимых принципов педагогической аксиологии может быть представлен принцип эмоциональной открытости, поскольку именно с помощью переживаний, разнообразных эмоций предмет, процесс или явление могут быть отнесены к ценностям личности. Развитие аксиосферы личности наиболее благоприятно в условиях эмоциональных проявлений, и умелое включение экспрессивных способностей учителя позволяет сделать этот процесс ярким, пластичным и выразительным. Принцип включенности важен для развития аксиологической сферы личности, поскольку позволяет продемонстрировать связи ценностей между собой, включенность разных ценностей в ценностные комплексы личности, педагогической системы, общества.
С точки зрения глубины протекания педагогических процессов выделяется принцип иерархичности, который помогает дифференцировать ценности по вертикальной оси. Ценностные ориентации должны быть выстроены с учетом расположения от высших к низшим и, таким образом, демонстрировать аксиологические приоритеты в образовании.
В современных условиях исследователи = (В.Г. Буданов, В.Г. Ви-ненко, Е.Н. Князева, И.А. Колесникова, С.П. Курдюмов В.В. Маткин и др.) подчеркивают необходимость учета принципа нелинейности — в связи с рассмотрением мно-
дискуссия
журнал научных публикаций
гомерности ценностного пространства, нелинейностью поведения как учителя, отдельного ученика, так и класса. Нелинейность обусловлена субъективными факторами, связанными с особенностями жизнедеятельно -сти учеников и учителя.
Принципы педагогической аксиологии регулируют профессионально-педагогическую деятельность в контексте образовательного пространства.
Содержательный компонент системы про- =
фессиональных ценностей будущих учителей представлен когнитивной, эмоциональной и деятельностной подсистемами ценностных ориентаций педагога.
Когнитивная подсистема представляет собой определенное информационное «поле», от которого зависят специфика деятельности педагога, предметное содержание обучения и эффективная организация образовательного процесса в целом. Актуализация ценностных знаний сопровождается соответствующими эмоциональными проявлениями, связанными с ведущими интересами личности. В этом случае знания становятся компонентом эмоциональной подсистемы, оказывая влияние на процесс актуализации профессиональных ценностей.
Значимость когнитивной подсистемы аксиосферы педагога подтверждается тем, что знания учителя включают идеи, закономерности и принципы, присвоение которых позволяет определить отношение педагога к окружающей действительности, педагогической системе и ее центру — человеку. Профессиональные знания педагога представляют собой информацию, отражающую состояние образовательного пространства и возможные способы работы, обеспечивающие наибольшую эффективность образования. Владение педагогом профессиональными знаниями на методологическом, методическом и технологическом уровнях позволяет ему не только качественно организовать педагогическую деятельность, но и продуктивно выстроить при этом главные линии отношений: «учитель — ученик», «ученик — ученик», «учитель — родители» и т. д.
Педагогическая деятельность
по сути своей ценностна, поскольку она воплощается людьми и существует ради людей
В ней человек может найти применение своим способностям, развить творческий потенциал, сформировать свое профессиональное кредо.
К профессионально значимым характеристикам личности учителя относится также эмоциональная подсистема его аксиосферы, выражающаяся в специфике чувственных ориентаций педагога на различные стороны и объекты педагогической деятельности. Лич-ностно направленное эмоциональное состояние педагога, выражающееся в его стремлениях и желаниях, является важнейшим механизмом регулирования профессиональной деятельности. Этот механизм имеет иерархически организованную структуру, которая выражается в эмоциональных реакциях, эмоциональном состоянии, эмоциональном отношении. При этом наиболее содержательным в приведенном ряду понятий, обозначающих разные уровни отражения действительности в форме переживания, является эмоциональное отношение.
Важным в строительстве отношений с учениками является включение механизмов эмпатии, по существу — сопереживания, понимания эмоций другого человека, умения находиться на одной эмоциональной волне. Это обогащает образовательный процесс эмоционально, делает его в определенной мере предсказуемым. Особо следует подчеркнуть рождение на фоне постижения эмоционального состояния учащихся ат-тракций — восприятия привлекательности учеников. Это важный путь интериориза-ции ценностной ориентации «личности».
Деятельностная подсистема аксиосфе-ры педагога имеет чрезвычайное значение, так как способствует расстановке смысловых акцентов в жизненных реалиях. Именно деятельность определяет соотношение ценностей, их иерархию и стимулирует соответствующие действия и отношения в аксиологическом контексте.
Педагогическая деятельность по сути своей ценностна, поскольку она воплощается людьми и существует ради людей. В ней человек может найти применение своим способностям, развить творческий потенциал, сформировать свое профессиональное кредо. Особенно следует выделить ак-
сиолого-коммуникативную составляющую педагогической деятельности.
Технологический компонент модели формирования системы профессиональных ценностей будущих учителей2 представлен личностно ориентированными, диалоговыми, коммуникативными, рефлексивными технологиями.
Безусловную ценность для формирования аксиосферы личности имеют диалоговые технологии, которые обеспечивают возможность развивать способности, активно слушать, адекватно воспринимать и точно аргументировать собственную позицию. Сильная сторона диалога — работа с информацией, «полем» смыслов. Участники диалога аргументируют отстаиваемые положения, выдвигают и обосновывают идеи. Это, в свою очередь, обогащает ценностные ориентации личности.
Интерактивные технологии создают основу для межличностного взаимодействия, обмена идеями, эмоциями и ценностями. Следует отметить и важнейшее значение рефлексивных элементов технологий, позволяющих оценить жизненные позиции, проанализировать ситуации успеха и сложности в процессе интериоризации ценностей. Самое же значимое то, что рефлексия является основой внутренней мотивации личности, что усиливает ее духовные ресурсы, углубляет процессы осмысления ценностной парадигмы, побуждает стремление к успеху, желание исправить ошибки и определяет способы и возможности
приобщения к ценностям образовательной системы. Применение современных педагогических технологий в образовательной деятельности дает возможность утвердить базовые ценности и на их основе выстроить современный ценностный мир.
В качестве механизмов развития профессиональных ценностей учителя нами апробированы механизмы интериоризации и экстериоризации, механизмы общения, диалога, традиций, новаций и др. Для формирования профессиональных ценностей учителя важно: предъявление ценностей личности — аналитико-синтетическое преобразование информации — осознание ценностных ориентаций — принятие ценностной ориентации — реализация ценностных ориентаций в деятельности и поведении — закрепление ценностной ориентации в направленности личности и перевод ее в статус качества личности, то есть в потенциальное состояние — актуализацию потенциальной ценностной ориентации, заключающейся в качествах личности учителя. Таким образом, происходит синтез уникальных превращений, интериоризация как процесс перевода профессиональных ценностей учителя во внутренний мир личности.
Организационный компонент представляет собой комплекс организационно-педагогических условий развития системы профессиональных ценностей будущих учителей:
♦ обеспечение на основе системного подхода функциональной взаимосвязи компонентов профессиональной подготовки
будущего учителя в освоении ценностных ориентаций профессиональной сферы «человек — человек»;
♦ использование алгоритма работы с профессионально значимыми ценностями будущего учителя в процессе развития общекультурных и профессиональных компетенций специалиста;
♦ развитие умения проектировать собственную личность в профессиональной сфере на основе личностно и профессионально значимых ценностных ориентаций;
♦ стимулирование развития эмоционально-чувственной сферы, положительного отношения к выбору ценностных ориен-таций будущими учителями;
♦ реализация технологического подхода, позволяющего преобразовывать систему ценностных ориентиров и личностный потенциал будущего учителя;
♦ целостный характер проявления ценностных ориентаций учителя при условии взаимодействия когнитивной, эмоциональной и деятельностной подсистем;
♦ глубокое проникновение в смысл ценностных ориентаций, способствующее подвижности и развитию ценностного каркаса профессии и аксиологических начал личности.
Оценочно-результативный компонент включает критерии, показатели, уровни сформированности профессиональных ценностей будущих учителей, а также результаты моделируемого процесса, включающие общекультурные, профессиональные и специальные компетенции.
Рассмотрим некоторые компоненты процессуальной модели формирования профессиональных ценностей будущих учителей.
В качестве организующих образовательный процесс, стимулирующих ценностные отношения, выступают социальные факторы, к которым относятся общественная ситуация, социальное положение личности, социальный статус учителя и др. Общественная
ситуация в современных условиях складывается в пользу развития образования, поддержки образовательных инициатив, с опорой на приоритетные ценностные ориентиры. Понимание роли образования в развитии общества благоприятно влияет на развитие аксиологических основ образования.
Однако социальный статус учителя в настоящее время невысок, учительская профессия не входит в число самых престижных профессий. Между тем мировое сообщество высоко оценивает деятельность учителя по развитию личности как уникальный процесс интеллектуализации современного общества, развития культуры, системы отношений между людьми. Но российского учителя беспокоит мера признания престижности его профессии, выражающаяся в частности в материальном вознаграждении за столь сложный и ответственный труд.
Важное значение имеют психолого-педагогические факторы формирования профессиональных ценностей будущих учителей, включающие жизненный опыт, психологический климат, коммуникативные умения, образование, детское сообщество и др.
Жизненный опыт учителя является уникальным основанием для строительства успеха в профессиональной деятельности. Он подтверждает ценностные позиции, позволяет найти оптимальные решения, обогащает информацией, которая может быть актуализирована в определенных условиях и может являться основой для соответствующего поведения в стандартной и нестандартной ситуации.
Одним из факторов, стимулирующих ценностные отношения, является психологический климат — как эмоциональная окраска межличностных отношений, которые возникают, развиваются, корректируются в образовательном процессе. Причем положительный психологический климат возникает там и тогда, когда ярко позиционируются доверие, высокая требователь-
Жизненный опыт учителя является уникальным основанием для строительства успеха в профессиональной деятельности. Он подтверждает ценностные позиции, позволяет найти оптимальные решения, обогащает информацией, которая может быть актуализирована в определенных условиях и может являться основой для соответствующего поведения в стандартной и нестандартной ситуации.
ность участников педагогического процесса друг к другу, высокая степень эмоциональной включенности и взаимопомощи в различных ситуациях, свободное выражение собственного мнения, ответственность каждого за качество образовательного процесса. Всё это обогащает ценностные предпочтения субъектов педагогической деятельности.
В нашем исследовании мы высоко оцениваем ресурсы общения, межличностных отношений учителя как уникального механизма для интериоризации и экстериориза-ции ценностей. Для этого необходимо глубокое знание психологии другого человека; память на людей и особенно хороших; развитое воображение — умение поставить себя на место другого, видеть мир его глазами; воспитанность эмоциональной сферы, сопереживание другим людям, проявление теплого и доброжелательного отношения и др.
Среди факторов, стимулирующих ценностные отношения, выделяются личностные — фенотип, удовлетворенность жизнью, возраст, пол, саморегуляция поведения и т. п. Особо следует выделить саморегуляцию поведения, выражающуюся в субъектной активности личности. Она может быть направлена на управление деятельностью, основанной на нравственных ценностях и обеспечивающей возможности ее реализации. В процессе аксиологической деятельности особое значение имеет самооценка, которая фиксирует эмоциональные и моти-вационные состояния, влияет на выбор целей, предопределяет отношение личности к достигнутым ею результатам.
Профессиональные
Педагогическая деятельность, подобно другим сложным явлениям, обладает множеством характеристик. В нашем исследовании мы попытались отобрать компоненты, входящие в аксиосферу педагога, среди которых ценностные ориентиры, отражающие и моделирующие представления о сути педагогической профессии, включающие в себя исходные установки самореализации человека в отношениях с другими людьми.
Мы рассматриваем ценности учителя как внутренний, эмоционально освоенный регулятор деятельности педагога, определяющий его отношение к окружающему миру и к себе и моделирующий содержание и характер выполняемой им профессиональной деятельности.
Состав и соотношение ценностей в целостной структуре личности отличаются значительным многообразием и органичной взаимообусловленностью. На наш взгляд, в категорию профессионально-педагогических ценностей в широком смысле следует включать все психолого-педагогические образования, регулирующие отношение субъекта к миру, в том числе и к другому человеку. Аксиосферу педагога можно представить как систему, включающую экзистенциальные, нравственные, политические, эстетические и художественные ценности, каждая из которых, в свою очередь, — самостоятельная система, образованная множеством личностных смыслов. Названные ценности имеют свое уникальное наполнение и занимают определенное место в иерархии аксиологических ориентиров учителя (табл. 1).
Таблица 1.
ценности учителя
Профессиональные ценности Характеристика Ценности в образовании
Экзистенциальные Интравертная ориентация Интроспективно-диалогические отношения Смысл и ценность жизни, решимость, общение, надежда, забота
Нравственные Экстравертность, эмоциональное сознание. Ценности индивидуального субъекта Добро, благородство, справедливость, сплоченность, альтруизм
Политические Социально- организационные, сверхличностные. Экстравертность Патриотизм, гражданственность, национальное достоинство
Эстетические Эмоционально-чувственный камертон образовательного процесса. Экстравертность Прекрасное, поэтическое, трагическое, комическое, возвышенное
Художественные Ценностное богатство мира. Экстравертность Произведения искусства
дискуссия
журнал научных публикаций
Среди профессионально-педагогических ценностей, важность которых в деятельности учителя имеет большой смысл, специально выделяются ценности межличностного взаимодействия, ценности национальные и общечеловеческие. Формирование профессионально-педагогических ценностей должно быть продумано и организовано как ведущее направление в подготовке современного учителя, поскольку от этого зависят уровень и качество влияния педагога на личность ученика, ученические коллективы и родителей учащихся.
На наш взгляд, аксиосфера учителя — это ядро личности, включающее прежде
всего экзистенциальные ценности, способствующие самосохранению человека. Разумеется, аксиосфера личности обладает стереоскопическим эффектом, выражающимся в том, что она, проецируясь, полно и целостно охватывает и профессиональную, и духовную составляющие педагога.
На основе выделенных М. Рокичем ценностных категорий и их содержательного наполнения нами были определены ак-сиотипы учителя: учитель — социум, (цен-трация на социальных явлениях), учитель — профессиональная деятельность (центрация на профессиональной деятельности), учитель — собственная личность (центрация
Таблица 2
Аксиотипы учителя
Аксиотип учителя Оценка аксиотипа
Положительные стороны Отрицательные стороны:
учитель — социум понимание потребности общества в организации образования; организация социальной среды, необходимой для формирования ценностей воспитанников фиксация внимания только на нуждах общественной жизни; обезличивание гуманистических ценностей; недостаточная мотивации для саморазвития; отход от педагогической деятельности, смена квалификации
учитель — профессиональная деятельность понимание сути и владение педагогической деятельностью; реализация потребности в профессионально-педагогической деятельности; стремление к профессиональному развитию и творчеству; направленность на преподавание учебных предметов отношение к ребенку как средству для достижения признания и профессиональных успехов
учитель — собственная личность направленность на себя как условие самореализации в педагогическом труде; возможность деятельно и активно воплотить свои взгляды на образование; устойчивость к эмоциональному выгоранию и профессиональным деформациям; постоянство в личностных проявлениях; личный пример для воспитанников внимание к собственным желаниям, центра-ция на себе; фиксация внимания на материальном благополучии; «бегство» от проблем из одной сферы жизни в другую как способ защиты; плохо выдерживает неравномерность процессов роста и развития ребенка, собственных профессиональных и личностных кризисов
учитель — ученик отношение к воспитаннику как к цели образования, понимание и принятие ребенка; направленность на ребенка: забота, интерес, любовь; содействие развитию личности ученика и оптимальной самоактуализации его индивидуальности; приоритет — развитие ученика, интерес к его проблемам и их реализации; включение личностно- ориентированного подхода, реализация ценностей истины, добра, красоты; стабильность в выборе профессии, независимо от ее экономического статуса и популярности фиксация внимания только на нуждах ученика, собственная личность «выпадает» из системы ценностей педагога
на личности самого учителя) и учитель — ученик (центрация на личности воспитанника). Характеристики аксиотипов представлены в таблице 2.
Разработка и определение аксиотипов личности педагога дает возможность выделить приоритетную с профессиональной точки зрения версию аксиотипа учителя, центром педагогических устремлений которого является личность воспитанника. Учитель, ценностные ориентации которого центрируются на воспитаннике, эффективно реализует свой ценностный потенциал и в социальной деятельности, и в педагогической сфере, что формирует основу его уникального кропотливого труда в области развития личности растущего человека.
Резюмируя сказанное, считаем необходимым отметить, что современные со-
циокультурные реалии обусловливают необходимость осуществления ценностно ориентированной работы, направленной на побуждение студентов — будущих педагогов — к целенаправленному вхождению в ценностный мир универсальных социокультурных ориентаций. В данном аспекте наиболее эффективной является личност-но-развивающая стратегия, направленная на преобразование личностных механизмов, детерминирующих социально-профессио-иальную и педагогическую направленность личности педагога.
Литература
1. Педагогическая аксиология: ценностные доминанты современности: коллективная монография/ Под ред. Н.А. Асташовой. Сер. Научные школы. Брянск: ГК «Десяточка», 2013. C. 28—30.
2. Там же. C. 175-188.
CONCEPT MODEL OF FUTURE TEACHERS' PROFESSIONAL VALUES DEVELOPMENT
N.A. Astashova, Doctor of pedagogy, Professor, the department of pedagogy, E.A. Makarova, senior lecturer, the department of pedagogy and social education, Bryansk State University named after Academician I. G. Petrovsky, Bryansk, Russia, [email protected] [email protected]
This article considers a concept model of future teachers' professional values development as a basis for pedagogic practice perfection; it also describes a structure of the model and its main components: target, content, organizational, technological and evaluative-effective. The paper analyses correlation of cognitive, emotional and activity sub-systems of a pedagogue's value orientations. The author presents a technological component of the system's formation model for future teachers' professional values (personality-oriented, dialogic, communicative and reflexive technologies). The authors have defined the factors for professional values formation: social (public situation, social state of personality, social status of teacher and etc.); psycho-pedagogical (education, life experience, psychological climate, communicative skills, child society and etc.); personal (phenotype, age, sex, life satisfaction, self-regulation of behavior and etc.). The article considers teacher's axiosphere as a system of professional-pedagogical values of pedagogue. It defines a priority state of some value orientations of teacher's personality (axiotypes): teacher with value orientation to social processes, activity, personality, pupils; the most preferable kind of axiotype is discovered. As a mechanism of teacher's professional values development the authors suggest the mechanisms of interiorization and exteriorization, the mechanisms of communication, interpersonal relations of teacher, dialog, traditions and innovations, and etc. Key words: professional values of future teachers; axiostar teachers; cognitive, emotional and functional subsystems of value orientations of the teacher; axiality teachers.
References
1. Pedagogicheskaia aksiologiia: tsennostnye dominanty sovremennosti: kollektivnaia monografiia. Pod red. N.A. Astashovoi. [Pedagogical axiology: a valuable dominant modernity: collective monograph. Ed. by N. A. Astashova]. Bryansk: GK «Desiatochka» Publ., 2013. 300 p.
2. Pedagogicheskaia aksiologiia: tsennostnye dominanty sovremennosti: kollektivnaia monografiia. Pod red. N.A. Astashovoi. [Pedagogical axiology: a valuable dominant modernity: collective monograph. Ed. by N. A. Astasho-va]. Bryansk: GK «Desiatochka» Publ., 2013. 300 p.