Научная статья на тему 'Ценностные основания педагогического образования в Республике Казахстан'

Ценностные основания педагогического образования в Республике Казахстан Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
797
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of Siberian Medical Sciences
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / АКСИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Утегенова Б. М.

Необходимость реформирования образования как одного из важнейших инструментов, позволяющую обеспечить реальную конкурентоспособность Казахстана ставит перед системой образования РК задачу формирования педагога новой формации, как ведущего фактора реализации цели и задач образовательной стратегии Казахстана. Основная цель деятельности современного учителя заключается в реализации личностно-ориентированного подхода в воспитании и обучении. Это означает, что педагог сам должен быть нравственно обогащен, внутренняя личностная позиция ценностно выстроена. Сущностной характеристикой педагогической деятельности учителя является ее гуманистическая направленность на человека как высшую абсолютную ценность. Профессиональная деятельность учителя сама по себе представляет ключевую системообразующую ценность и фактор воспроизводства жизненных ценностей. Все содержание педагогического образования должно пронизывать ценностное отношение к педагогической деятельности, которое связано с изучением различных систем ценностей, детерминирующих развитие гуманистической направленности личности будущих учителей, формирование у них определенной модели поведения в процессе коммуникативного взаимодействия и межличностного общения, в результате которого транслируются общечеловеческие ценности и ценность педагогической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ценностные основания педагогического образования в Республике Казахстан»

№ 2 - 2006 г. 13.00.00 Педагогические науки

УДК 373/378:371(574)

ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

Б.М. Утегенова

(г. Костанай, Казахстан)

Необходимость реформирования образования как одного из важнейших инструментов, позволяющую обеспечить реальную конкурентоспособность Казахстана ставит перед системой образования РК задачу формирования педагога новой формации, как ведущего фактора реализации цели и задач образовательной стратегии Казахстана. Основная цель деятельности современного учителя заключается в реализации личностно-ориентированного подхода в воспитании и обучении. Это означает, что педагог сам должен быть нравственно обогащен, внутренняя личностная позиция ценностно выстроена.

Сущностной характеристикой педагогической деятельности учителя является ее гуманистическая направленность на человека как высшую абсолютную ценность. Профессиональная деятельность учителя сама по себе представляет ключевую системообразующую ценность и фактор воспроизводства жизненных ценностей.

Все содержание педагогического образования должно пронизывать ценностное отношение к педагогической деятельности, которое связано с изучением различных систем ценностей, детерминирующих развитие гуманистической направленности личности будущих учителей, формирование у них определенной модели поведения в процессе коммуникативного взаимодействия и межличностного общения, в результате которого транслируются общечеловеческие ценности и ценность педагогической деятельности.

Ключевые слова: социокультурная среда, аксиологическое образование

В отечественной системе образования, национальных особенностях и традициях Казахстана, Государственной программы развития образования на 2005-2008 гг. приоритетной основой современного образования является формирование ценностных жизненных ориентиров у подрастающего поколения, приобщение к национальным и общечеловеческим ценностям, способность жить достойно, компетентность разрешения проблем и самоменеджмента. Концептуальные основы модернизации системы образования республики Казахстан (РК) напрямую связаны с ценностным наполнением ее содержания.

Необходимость реформирования образования как одного из важнейших инструментов, позволяющую обеспечить реальную конкурентоспособность Казахстана ставит перед системой образования РК задачу формирования педагога новой формации, как ведущего фактора реализации цели и задач образовательной стратегии Казахстана. Основная цель деятельности современного учителя заключается в реализации личностно-ориентированного подхода в воспитании и

обучении. Это означает, что педагог сам должен быть нравственно обогащен, внутренняя личностная позиция ценностно выстроена. Сущностной характеристикой педагогической деятельности учителя является ее гуманистическая направленность на человека как высшую абсолютную ценность. Профессиональная деятельность учителя сама по себе представляет ключевую системообразующую ценность и фактор воспроизводства жизненных ценностей. Потому мы исходим из положения, что в содержание педагогического образования должны быть заложены следующие взаимосвязанные компоненты: психолого-педагогический, аксиологический, социально-исторический, методический, предметный. Все содержание педагогического образования должно пронизывать ценностное отношение к педагогической деятельности, которое связано с изучением различных систем ценностей, детерминирующих развитие гуманистической направленности личности будущих учителей, формирование у них определенной модели поведения в процессе коммуникативного взаимодействия и межличностного общения, в результате которого транслируются общечеловеческие ценности и ценность педагогической деятельности.

Рассматривая основы аксиологической концепции личностного развития будущего педагога, мы выделили важнейшую составляющую этого процесса - воспитание будущих педагогов рассматривать как процесс усвоения системы ценностей. Главные направления основных составляющих аксиологического воспитания современного учителя включают:

1. Ценностная система современного учителя (интериоризация ценностей: совесть, долг, свобода, добро, красота, земля, семья, ребенок, мир, природа, труд, патриотизм, гуманизм, общность);

2. Ценностное отношение к педагогической деятельности (понимание того, что ценность - это отношение; сформированность интересов, мотивов, потребностей как источника личностного и профессионального смысла в педагогической деятельности);

3. Личностный смысл как сущностная составляющая ценностного отношения к педагогическому труду (качественное освоение аксиологически значимого содержания педагогического образования в форме спецкурсов, личностно-ориентированных программ подготовки будущих учителей);

4. Образовательные технологии поэтапного формирования ценностных смыслов педагогического образования (творческий диалог преподавателей и студентов через формирование основных понятий педагогической деятельности, основных представлений о ценностной сущности профессии учителя, практико-ориентированный характер освоения ценностей педагогической деятельности).

Трактовка и реализация педагогической деятельности как социопедагогического феномена может способствовать решению задач ценностного отношения студента к будущей профессиональной деятельности.

Каковы исходные позиции формирования ценностного отношения к профессии учителя?

Прежде всего, определение цели воспитания и образования студентов. Сформулируем ее как формирование личности педагога - профессионала, для которого высшей ценностью является человек. Основными принципами становления гуманистической позиции педагога являются:

• концептуальные (гуманизации, вариативности, открытости),

• общепедагогические (активности, сознательности, систематичности),

• частнопедагогические (реалистичности, непрерывности, дифференциации), -самовоспитания (активности, креативности, сотрудничества).

Рассматривая педагогическую деятельность как объективный фактор формирования ценностного мировоззрения личности, как способ самовыражения личностной позиции, мы включили в ведущее направление подготовки будущих учителей формирование духовных идеалов, приумножение духовных ценностей, духовное саморазвитие, участие в творческом процессе, создание воспитывающей среды в педагогическом вузе.

Каковы же педагогические условия формирования ценностного отношения будущих учителей в стенах педвуза? Назовем основные условия формирования ценностного отношения студентов к будущей профессиональной деятельности:

• освоение гуманистического и аксиологического содержания государственного стандарта высшего профессионального образования по направлению "Образование";

• организация ценностно-смыслового восприятия и освоения специально отобранного аксиологического содержания педагогического образования через использование эффективных педагогических технологий, включающих: диагностику направленности личности студентов, уровень развитости ценностных позиций у будущих педагогов; диалоговые формы проведения учебных занятий (беседа, диспут, "круглый стол", дебаты, поиск дилеммы); игровой характер занятий (имитационные игры, психодрама, тренинг); креативный характер учебных занятий (проблемные, импровизационные формы, КТД, проектирование); педагогическое сопровождение непрерывной педагогической учебной практики студентов через реализацию личностно-ориентированных программ и индивидуальных образовательных маршрутов прохождения практики.

Для реализации концептуальных оснований формирования ценностных отношений будущего учителя в вузовском процессе необходимо решать задачи создания условий для максимального освоения духовных ценностей, накопленных отечественной и так и общечеловеческой культурой; оказания помощи будущему учителю в раскрытии его внутреннего потенциала, самореализации; стимулирования рефлексии студента для выработки индивидуального стиля поведения в будущей профессиональной деятельности; выделения и предъявления студентам ценностей социокультурной сферы, воспитания личного и национального достоинства, общекультурной и профессиональной компетентности; обеспечения эмоциональных переживаний радости жизни, уверенности в собственных силах у будущих педагогов.

Если обратиться к истории становления и развития профессии учителя, можно отметить что учитель всегда воспринимался массовым сознанием в нашей стране как человек, <посвященный> в таинства и смысл бытия, носитель высокой духовности, гражданских чувств, образец нравственности и пример для подражания. В древности он был скорее ремесленником, самостоятельно освоившим азы своего мастерства, а с появлением школ именно они "готовили" для себя педагогические кадры из числа лучших учеников. Лишь в Х1Х в. предпринимались попытки государства ввести специальную подготовку учительства (открытие учительских краткосрочных курсов при школах, семинариев, открытых Ы. Алтынсариным). Целенаправленная подготовка профессиональной подготовки учителей в Казахстане началась в ХХ веке. В народной педагогической мысли роль учителя как духовного наставника нации была довольно яркой страницей. Можно отметить, что ценности и цели антрополого-гуманистической парадигмы педагогического образования оказались

востребованными как мировой, так и отечественной педагогикой, как соответствующими традиционным отечественным представлениям об общечеловеческом образовании и воспитании.

Реализация такого подхода к профессионально-личностной подготовке учителя означает пересмотр некоторых консервативных стереотипов и установок, доминирующих в практике педагогического образования. В первую очередь, это смещение акцентов в понимании будущим педагогом целей своей учебной, а затем и профессиональной деятельности. Она не сводится к овладению только предметными знаниями, но предполагает использование этих знаний как инструмента профессиональной и личностной самореализации педагога. В связи с этим новыми ценностями педагогического образования становятся ценности экзистенциального проектирования личности самого учителя - самопознание, рефлексия, обретение личностных смыслов педагогической деятельности, творческий (креативный) потенциал, личностно ориентированный характер педагогического процесса и др. Педагогическая направленность в профессиональной деятельности, как отмечают современные исследователи (Е.В. Бондаревская, И.А. Колесникова, Л.М. Митина и др.), в отличие от общепринятых представлений, в первую очередь, подразумевает направленность на ребенка (других людей), затем на себя и далее на учебный предмет. Таким образом, гуманистическая мотивация должна преобладать в структуре личности учителя над предметной.

Однако, как показали проведенные исследования, большинство учителей, как и студенты педвузов и колледжей, демонстрируют иное понимание профессионализма. Так, 67 % из опрошенных преподавателей педвуза назвали в качестве главного приоритета профессионально-личностной подготовки учителя - знания по предмету, 10 % - духовно-нравственные качества учителя, 23 % - сочетание предметной подготовки с определенными личностными качествами.

Как отмечают психологи, изменение поведения учителя в реальном педагогическом процессе возможно только лишь тогда, когда меняются восприятие, осознание и оценка самого себя, своих ценностных ориентаций, когда детерминация поведения с внешней переносится на внутреннюю. Профессиональное воспитание, таким образом, - это не только усвоение специальных знаний, но и преобразование мотивационной сферы будущего учителя, что предполагает аксиологизацию педагогического образования и внедрение специальных технологий формирования ценностных ориентаций педагога, направленных на творческую самореализацию в профессии. Наряду с этим нужен иной подход к профессиональному отбору в педагогические учебные заведения, поскольку принятие гуманистических ценностей образования предполагает определенное совпадение или близость общих мировоззренческих установок и направленности личности с профессионально значимыми.

Развитие ценностных ориентаций будущего учителя может быть продуктивным процессом, если в ходе его организации и осуществления будут учтены следующие подходы:

• системный подход в предъявлении и освоении ценностных ориентаций учителя, обусловливающий взаимосвязи и взаимозависимости между ценностями профессиональной сферы <человек - человек>;

• вариативный подход к выбору ценностных ориентаций будущими учителями, позволяющий реализовать ценности свободы, творчества, ответственности и др.;

• информационно-насыщенный подход, предусматривающий глубокое проникновение в смысл ценностных ориентаций;

• проективный подход, связанный с умениями проектировать собственную личность в профессиональной сфере на основе ценностных ориентаций;

• технологический подход, позволяющий преобразовывать систему ценностных ориентиров, социокультурную среду и личностный потенциал;

• диалектический подход, провозглашающий подвижность и развитие ценностного каркаса профессии и аксиологических начал личности.

Таким образом, в основе аксиологического образования современного учителя лежат следующие признаки:

• аксиологическое образование учителя как смыслообразующий компонент педагогической системы. Это диалектическое образование, как по структуре, так и по динамике развития, что указывает на потенциал этой категории;

• ценностные ориентации как компонент структуры личности, выполняющие регулирующие и направляющие функции, стимулирующие поведение и деятельность человека;

• ценностные ориентации как основная составляющая системы профессионально-педагогической культуры учителя, что дает возможность определить личностный и профессиональный рост учителя, выстраивание отношений в образовательной системе;

• педагогическая аксиология как смыслообразующая, оценивающая, ориентационная, нормативная, регулирующая, контролирующая функция, что позволяет решать приоритетные стратегические задачи современного образования;

• педагогическая аксиология в качестве исходных регуляторов использует принципы гуманизма, комплексности, соответствия, динамизма, эмоциональной открытости, иерархичности, отражающие основные аксиологические идеи, что создает основу для творческого преобразования педагогического процесса;

• в качестве феномена педагогической аксиологии выступает "ценность", которая имеет многоуровневую структуру: значение, отношение, цель, принцип, норма, идеал, оценка.

• главной характеристикой педагогической деятельности является духовность как синтез умственных и нравственных характеристик личности, основа творческой работы педагога, которая включает в себя политические, экологические, нравственные, эстетические, художественные ценности.

Список литературы

1. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике / Ш.А. Амонашвили // М., 1995. - 496 с.

2. Бондаревская Е.В. Смыслы и стратегии личностно ориентированного воспитания / Е.В. Бондаревская // Педагогика. - N 1. - С. 17-24.

3. Гершунский Б.С. Общечеловеческие ценности в образовании / Б.С. Гершунский // Педагогика. - 1999. - N5-6. - С. 3-13.

4. Кирьякова А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей / А.В. Кирьякова // Оренбург, 1996.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.