УДК 378 ББК 74.480.26
Е.Б. Быстрай, Е.А. Бароненко, Ю.А. Райсвих, Т.В. Штыкова
КОММУНИКАТИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ПРОЦЕССЕ
ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
«_» _ _ _.
ОБРАЗОВАНИЯ: АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД1
В статье рассматривается аксиологический подход в профессиональной подготовке бакалавров педагогического образования, а также основные ценностные ориентации в аксиосфере личности будущих педагогов, а именно социально-культурные, профессиональные и личностные ценностные ориентации. Особое внимание в процессе формирования ценностных ориен-таций в рамках практической деятельности уделяется коммуникативно-дидактическому взаимодействию преподавателя и обучаемых, раскрывается его суть и содержание.
Ключевые слова: аксиосфера, дидактическое взаимодействие, коммуникативно-педагогические ситуации, сотворчество.
E.B. Bystray, E.A. Baronenko,Ju.A. Raisvich, T.V. Shtykova
COMMUNICATIVE INTERACTION IN THE PROCESS OF PREPARING BACHELORES OF EDUCATION: AXIOLOGICAL APPROACH2
ro
CO
о .0
GQ
CO
о >s ro
CL <
2
X Ф X
о ^
ro
LQ
<
uJ
^
H о _й LQ
из uJ
The article considers axiological approach in professional training of bachelors of pedagogical education, as well as the basic value orientations in the axiosphere of the personality of future teachers, namely socio-cultural, professional and personal value orientations. Particular attention in the process of formation of value orientations within the framework of practical activity is given to the communicative-didactic interaction between the teacher and trainees, its essence and content are revealed.
Key words: axiosphere, didactic interaction, communicative and pedagogical situations, co-creation.
Аксиологической подход сложился в современной педагогике как один из основополагающих методологических подходов. Его основной доминантой является человек как субъект познания, общения и творчества. Содержание аксиологического подхода соответствует гуманистическому образованию, ведущие ориентиры которого: гуманизация и демократизация, открытость и вариативность определяют его деятельностный характер. Педагогическое образование,
основанное на аксиологическом подходе, способствует развитию гуманистической сущности человека.
В рамках аксиологического подхода к профессиональной подготовке бакалавров педагогического образования особое внимание уделяется усвоению и созиданию ценностных ориентаций в процессе совместной практической деятельности субъектов - преподавателя и студентов. Базисом этого процесса сотворчества являются, прежде всего, об-
1 Статья подготовлена при финансовой поддержке ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет» по договору на выполнение НИР от 27.04.2017 г. № 16-517 по теме «Аксиологическая направленность процесса профессиональной подготовки бакалавров педагогического образования».
2 The article is prepared as a publication on "Axiological Orientation of the Process of Professional Training of Bachelors in Teacher Education" (research contract of 27.04.2017, №16-517, contract owner Shadrinsk State Pedagogical Institute named).
щечеловеческие ценности, так как именно они образуют фундамент духовности, на основе которого каждый выбирает и прокладывает свой жизненный путь.
Аккумулируя опыт междисциплинарных наук для определения дефиниции «ценность», педагоги рассматривают содержание и функции ценностей с точки зрения своей деятельности - процесса обучения и воспитания. В центре внимания педагогики находится сам процесс формирования ценностей и ценностных ориентаций, педагогические условия его результативности и эффективности, а также возможность руководства этим процессом для решения задач, которые общество поставило перед системой народного образования в качестве первостепенных.
С точки зрения педагогической аксиологии именно ценностные ориентации определяют интересы и потребности личности, влияют на принципы поведения, регулируют мотивационную сферу и, наконец, создают аксиосферу личности педагога и воспитанника [2].
В структуре аксиосферы личности бакалавра педагогического образования можно выделить три пересекающиеся плоскости ценностных ориентаций: социально-культурные, профессиональные и личностные ценностные ориентации.
В рамках изучения иностранного языка особое внимание уделяется формированию социально-культурных и профессиональных ценностных ориентаций у будущих учителей.
Рассмотрев в психолого-педагогической литературе различные подходы к определению социально-культурных и профессиональных ценностных ориен-таций, мы дефинируем их как консолидирующую основу направленности личности будущего учителя и рассматриваем их как своеобразный регулятор отношения будущего специалиста к окружающей действительности, к собственной деятельности и к другим членам коллектива и общества [5].
В управляемом образовательном пространстве высшего учебного заведения ценностные ориентации высту-
пают в качестве объекта деятельности преподавателя и студентов. Следовательно, формирование ценностных ориентаций у бакалавров педагогического образования может происходить только в практической деятельности, так как деятельность сопряжена со всей системой отношений, в которую интегрирован человек. Формирование ценностных ориентаций у будущих учителей следует рассматривать как процесс усвоения ими общечеловеческих ценностей, педагогических знаний и умений, социальных норм и правил, что возможно только при обеспечении аксиологического подхода к профессиональной подготовке бакалавров педагогического образования.
Формирование ценностных ориентаций у студентов-бакалавров требует определённой временной протяжённости, не предусматривает навязывания. Интери-оризация ценностей требует внимательного отношения, как к отдельному звену, так и к полному циклу формирования ценностных ориентаций [1].
Полный цикл формирования данных ценностных ориентаций у бакалавров педагогического образования возможен только в рамках практико-деятельностного блока. К практико-деятельностному блоку мы относим, прежде всего, инновационные формы организации процесса обучения, которые отражают деятельность преподавателя и студентов в интерактивной дидактико-коммуникативной среде. К инновационным формам мы относим психодраму, психолого-педагогический тренинг, микропреподавание, решение коммуникативных задач и проблемных педагогических ситуаций и т.д.
Особое вниманиехотелосьбы уделить в рамках этого блока коммуникативно-дидактическому взаимодействию преподавателя и обучаемых. Это явление можно охарактеризовать как развивающееся, ему присущ характер ситуативное™. В ходе повседневной профессиональной деятельности преподаватель не всегда может предвидеть исход того или иного коммуникативного акта, но должен планировать ситуации коммуникативных
ш
о ^
ей
го ^
го ¡£ го ю
Ш г-Г
о 3
I- О о X Ь- ^
о с с«
ф ^
о *
о о ф ф
и о ^
т §
СП о
ф 5 5го
1 ° £
Й а. шю Ф о
I £5
СО о
^ а
I- о
го ф
и
Р И
о ф ЪИ п.
ш
ш
о
го
О.
<
2
о" ^
X
ф
X
о ^
го
ш
<
и]
го
н о .0 ш
ш и]
отношений, выбирать оптимальные методы общения.
К ситуационным коммуникативным отношениям преподавателя и обучающихся мы относим эмоционально-нравственные, стилевые, социально-ролевые, сотворчество и другие.
Эмоционально-нравственные коммуникативные отношения предполагают учет преподавателем своих интересов и интересов обучаемых и их коллектива, создание психологического комфорта, доброжелательного общения.
Стилевые отношения предполагают наличие стиля дидактического взаимодействия участников процесса коммуникации. В качестве примеров может выступать общение в ходе совместной творческой деятельности, основанное на взаимном интересе и увлеченности, общение преподавателя и обучаемых, основанное на дружбе, дистанцированная позиция преподавателя по отношению к ученикам, а также устрашение или заигрывание. В идеале стилевые отношения характеризуются партнерством, положительным эмоциональным фоном, увлеченностью совместным поиском нового знания.
Ситуация ролевого общения - это дидактическая ситуация, в которой субъекты коммуникативно-дидактической деятельности взаимодействуют, обмениваются информацией и воспринимают друг друга как носителей соответствующих социальных ролей.
Сотворчество мы определяем как совместную творческую деятельность, направленную на решение теоретических и практических задач и предполагающую взаимообусловленность развития субъектов взаимодействия в целостном образовательном процессе [6].
Сотворческое взаимодействие предполагает:
• пребывание участников в единых пространственных и временных рамках, которые обеспечивают возможность свободного межличностного общения, обмена информацией, а также возможность взаимной перцепции;
• наличие единой цели, обеспечивающей реализацию потребности каждого участника процесса коммуникации;
• наделение одного из участников полномочиями руководителя процесса;
• распределение обязанностей между участниками сотворческого взаимодействия;
• возникновение межличностного сотрудничества.
Основой сотворчества между преподавателем и обучаемыми являются: опора на интересы и жизненный опыт обучаемых; самоанализ деятельности педагога, перцепция, готовность преподавателя поставить себя на место студента; выполнить его социальную роль; дидактическая культура преподавателя; принцип диалогизация отношений [3].
Однако необходимо подчеркнуть, что на ситуационные коммуникативные отношения ключевое влияние оказывает личность преподавателя, выступающего организатором познавательного процесса и обеспечивающего партнерские коммуникативные отношения, взаимопонимание и личностное развитие обучающихся.
Учитывая тот факт, что уровень владения профессиональными компетенциями обуславливает эффективность педагогического труда педагога, позволяющими ему успешно исследовать педагогическую деятельность, то одним из средств формирования профессионально-значимых умений выступает моделирование педагогических ситуаций, которое, в свою очередь, позволяет целенаправленно обучать студентов исследовать эти ситуации, формулировать и решать педагогические задачи.
Ю.В. Еремин предложил три типа педагогических ситуаций, отражающих многообразные области педагогического труда:
• ситуации, связанные с планированием учебной деятельности учащихся;
• ситуации, отражающие реальное взаимодействие учителя и учащихся;
• ситуации, связанные с анализом педагогического процесса [4].
В процессе обучения иностранному языку имитация педагогических ситуаций обладает рядом отличительных черт коммуникативно-дидактической деятельности преподавателя иностран-
ного языка. Суть имитации в этом случае состоит в разработке и апробации моделей иноязычного педагогического общения. Поэтому моделируемые ситуации должны быть по сути коммуникативно направленными и педагогическими по содержанию.
Различают следующие типы коммуникативно-педагогических ситуаций (КПС):
1. Проблемные: необходимость нахождения и решения противоречия.
2. Аксиологические: обсуждение действий и событий в процессе получения педагогического опыта.
3. Гипотетические: потребность в аргументации педагогических действий и поведения.
В зависимости от условий, контингента коммуникантов и цели их общения КПС можно дифференцировать соответствующим образом:
• педагог предлагает студенту ситуацию реального процесса общения, которая подразумевает наличие у обучающегося необходимых речевых навыков и дидактического опыта;
• педагог искусственно разрабатывает для обучающихся КПС, в которой обучающиеся самостоятельно определяют требования, правила и условия решения поставленной задачи;
• обучающиеся самостоятельно разрабатывают ситуацию, определяют правила и задают условия, осуществляют речевую и обучающую деятельность.
Таким образом, КПС представляют собой некую совокупность соответствующих методическим задачам преподавателя действий, призванная включить обучающихся в педагогическую деятельность и приобрести опыт коммуникативно-дидактического взаимодействия.
Имитация ситуаций дидактической деятельности имеет двухуровневый характер: коммуникативный и коммуникативно-дидактический.
Овладение студентами коммуникативного уровня подразумевает моделирование ситуаций коммуникативного взаимодействия преподавателя и обучающихся непосредственно во время урока иностранного языка. Результатом
проигрывания подобных ситуаций должно стать формирование у обучающихся коммуникативной компетенции.
В качестве примеров подобных ситуаций могут выступать следующие:
1. Похвалите учащегося за ответ или выполнение задания, объяснив ему при этом, каких успехов он достиг и над чем можно еще поработать.
2. Идет урок. В кабинет заходит опоздавший и садится на свое место, извинившись по-русски. Как бы Вы отреагировали на подобного рода ситуацию?
3. Во время урока у Вас возникли проблемы с подключением экрана. Попросите учеников Вам помочь. Часто подобные ситуации возникают в условиях реального общения, и педагог обращается к ученикам на русском языке. Целью данной ситуации является развитие навыка реагировать на ситуации в условиях реальной коммуникации средствами иностранного языка.
Коммуникативный уровень КПС включает также игровые ситуации, в которых студенты выполняют различные роли (учителя, учащихся), разыгрывают эти ситуации под руководством преподавателя, оценивают, анализируют и корректируют свою коммуникативно-дидактическую деятельность. Например: организуйте с учащимися викторину на знание тематической лексики, объясните правила и условия викторины, поделите учащихся на команды, объявите результаты и поблагодарите участников.
Коммуникативно-дидактический уровень подразумевает моделирование ситуаций коммуникативно-дидактического взаимодействия учителя и учеников в ходе урока иностранного языка. Целью имитации и проигрывания данных КПС является формирование у будущих учителей иностранного языка коммуникативно-дидактической компетентности и соответствующих действий. В данном случае КПС могут быть связаны с дидактическими задачами, стоящими перед учителем на каждом уроке иностранного языка. Например:
• средствами иностранного языка объясните значение иноязычных слов;
ш
о ^
ей
го ^
го ¡£ го ю
Ш гт
О 3
I- О о X Ь- ^
о с с«
ф ^
о *
о о ф ф
и о ^
Сй о
ф
5го
1 ° £
Й а. т ю
Ф О
СО о
^ а
I- о
го ф
и
Р И
о ф ЪИ п.
• организуйте ряд дидактических действий, направленных на понимание нового грамматического явления;
• методически грамотно используйте ситуации речевого общения для повторения и закрепления пройденного тематического материала.
Таким образом, моделирование коммуникативно-педагогических ситуаций в процессе обучения иностранному языку способствует:
• личностному принятию будущими учителями общечеловеческих норм гуманистической морали;
• развитию потребности в саморазвитии и способности к сотворческому взаимодействию;
• постижению и признанию ценности педагогического труда, где индивидуальность личности имеет приоритетное значение;
• стремлению к личностному развитию ученика с точки зрения логи-
ки развития личности учащегося, то есть формирование, в первую очередь, его эмоциональных и личностных качеств;
• получению психолого-педагогического опыта развития личности обучающегося.
Практическая ценность создания и прорабатывания коммуникативно-педагогических ситуаций для студентов заключается в их анализе для организации в последующем коммуникативно-дидактическом взаимодействии учителя и учащихся на уроке. Имитация коммуникативно-дидактических действий в данных ситуациях позволит обобщать психолого-педагогические знания и применять их в ходе практических коммуникативно-профессиональных задач. Иными словами, происходит непосредственная подготовка студентов к самостоятельной работе в школе.
Библиографический список
1. Асташова, Н.А. Концептуальные основы педагогической аксиологии [Текст] / Н.А. Асташова // Педагогика. - 2002. - № 8. - С. 9-13.
2. Бабанский, Ю.К. Избранные педагогические труды [Текст] / Ю.К. Бабанский. - М.: Педагогика, 1989. - 560 с.
3. Быстрай, Е.Б. Межкультурный подход к подготовке будущего учителя [Текст]: монография / Е.Б. Быстрай - Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2000. - 259 с.
4. Еремин, Ю.В. Теоретические основы профессионально-коммуникативной подготовки будущего учителя в условиях педагогического университета [Текст]: дис. ... д-ра пед. наук / Ю.В. Еремин. - СПб.: РГПУ, 2001. - 322 с.
5. Райсвих, Ю.А. Формирование аксиологической направленности будущего учителя [Текст]: ав-тореф. дис. ... канд. пед. наук / Ю.А. Райсвих. - Челябинск, 2009. - 24 с.
6. Штыкова, Т.В. Формирование коммуникативно-дидактической компетентности у будущих учителей [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / Т.В. Штыкова. - Челябинск, 2003. - 160 с.
References
1. Astashova N.A. Conceptual bases of pedagogical axiology. M.: Pedagogika, 2002. №. 8. P. 9-13. [in Russian].
2. Babansky Yu.K. Selected pedagogical works. M.: Pedagogika, 1989. P. 560. [in Russian].
3. Bystray E.B. Intercultural approach to preparation of future teachers. Chelyabinsk: Publishing House of the CSPU, 2000. P. 259. [in Russian].
4. Eremin, Yu.V. Theoretical bases of professional-communicative preparation of future teachers in a pedagogical university. Dis. ... doctor of sciences (Education). St. Petersburg, 2001. P. 322. [in Russian].
5. Raisvich Yu.A. The formation of axiological orientation of future teachers: Author's abstract. Dis. ... cand. of sciences (Education). Chelyabinsk, 2009. P.24. [in Russian].
6. Shtykova T.V. Formation of communicative-didactic competence of future teachers. Dis. ... cand. of sciences (Education). Chelyabinsk, 2003. P. 160. [in Russian].
Сведения об авторах: Быстрай Елена Борисовна,
доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой немецкого языка и методики обучения немецкому языку, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. &mail: [email protected]
Information about the author: Bystrai Elena Borisovna,
Doctor of Sciences (Education), Academic Title of Professor, Head, Department of German Language and German Language Teaching Methods South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: [email protected]
Бароненко Елена Анатольевна,
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры немецкого языка и методики обучения немецкому языку,
Южно-Уральский государственный
гуманитарно-педагогический
университет,
г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
Baronenko Elena Anatolyevna,
Candidate of Sciences (Education),
Academic Title of Associate Professor,
Associate Professor,
Department of the German Language
and German Language
Teaching Methods,
South-Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: [email protected]
Райсвих Юлия Александровна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры немецкого языка и методики обучения немецкому языку, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,
г. Челябинск, Российская Федерация. &mail: [email protected]
Штыкова Татьяна Валентиновна,
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры немецкого языка и методики обучения немецкому языку, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,
г. Челябинск, Российская Федерация. &mail: [email protected]
Reiswich Yulia Alexandrovna,
Candidate of Sciences (Education), Associate Professor, Department of German Language and German Language Teaching Methods, South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: [email protected]
Shtykova Tatiana Valentinivna,
Candidate of Sciences (Education), Academic Title of Associate Professor, Associate Professor, Department of German Language and German Language Teaching Methods,
South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: [email protected]
CÛ
о
CÛ
го ç
го ГО
ю s
Ш гт
О 3
H ° о X
ь ^
30 о п
Ф s о *
о о ф ф
и
0 s
CÛ о ф s s °
N
ф s gro
1 0 s « s
J2 a.
ШЮ Ф о
is
m о
s a
I- о
ГО ф
HIS p
и
О Ф
ЪИ п.