Научная статья на тему 'Метод проектов в практике дистанционного преподавания иностранных языков у студентов педагогических вузов'

Метод проектов в практике дистанционного преподавания иностранных языков у студентов педагогических вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
206
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРОЕКТИРОВОЧНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / DISTANCE EDUCATION / PROJECT COMPETENCE / PEDAGOGICAL PROJECTING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бекетт Анна Геннадьевна, Демакова Галина Александровна, Довгополова Лилия Борисовна, Кулакович Мария Сергеевна

Настоящая статья повествует об особенностях дистанционного обучения иностранным языкам с применением метода прoектов, а также о формировании проектировочной компетентности у будущих педагогов. В статье уделяется большое внимание иллюстрации практического применения метода прoектов в обучении иностранным языкам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бекетт Анна Геннадьевна, Демакова Галина Александровна, Довгополова Лилия Борисовна, Кулакович Мария Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Project method in the practice of distance teaching of foreign languages for students of pedagogical universities

The features of distance learning of foreign languages using the project method as well as on the formation of design competence of future teachers are discussed. The article puts great attention to illustrate the practical application of the project method in teaching foreign languages.

Текст научной работы на тему «Метод проектов в практике дистанционного преподавания иностранных языков у студентов педагогических вузов»

Быстрай Елена Борисовна,

доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой немецкого языка и методики обучения немецкому языку, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет

г. Челябинск, Российская Федерация. &mail: bistraieb@cspu.ru

Райсвих Юлия Александровна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры немецкого языка и методики обучения немецкому языку, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет

г. Челябинск, Российская Федерация. &mail: raisvihya@cspu.ru

Штыкова Татьяна Валентиновна,

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры немецкого языка и методики обучения немецкому языку,

Южно-Уральский государственный

гуманитарно-педагогический

университет

г. Челябинск, Российская Федерация. &mail: shtykovatv@cspu.ru

Bystrai Elena Borisovna,

Doctor of Sciences (Education), Academic Title of Professor, Head, Department of the German Language and German Language Teaching Methods South-Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: bistraieb@cspu.ru

Reiswich Yulia Alexandrovna,

Candidate of Sciences (Education),

Associate Professor,

Department of the German Language

and German Language

Teaching Methods, South-Ural State

Humanitarian Pedagogical University,

Chelyabinsk, Russia.

E-mail: raisvihya@cspu.ru

Shtykova Tatiana Valentinivna,

Candidate of Sciences (Education),

Academic Title of Associate Professor,

Associate Professor,

Department of the German Language

and German Language

Teaching Methods, South-Ural State

Humanitarian Pedagogical University,

Chelyabinsk, Russia.

E-mail: shtykovatv@cspu.ru

CO

о (0

£ О

го m о с; о с о са о CI

Ш

(О са о

ГО Ф

ф ф

LQ

УДК 4И(07) ББК 81.2р30

А.Г. Бекетт, Г.А. Демакова, Л.Б. Довгополова, М.С. Кулакович метод проектов в практике

дистанционного преподавания иностранных языков у студентов педагогических вузов

Настоящая статья повествует об особенностях дистанционного обучения иностранным языкам с применением метода прoектов, а также о формировании проектировочной компетентности у будущих педагогов. В статье уделяется большое внимание иллюстрации практического применения метода прoектов в обучении иностранным языкам.

Ключевые слова: дистанционное обучение, проектировочная компетентность, педагогическое проектирование.

A.G. Bekett, G.A. Demakova, L.B. Dovgopolova, M.S. Kulakovich

project method in the practice of distance teaching of foreign languages for students of pedagogical universities

The features of distance learning of foreign languages using the project method as well as on the formation of design competence of future teachers are discussed. The article puts great attention to illustrate the practical application of the project method in teaching foreign languages. Key words: distance education, project competence, pedagogical projecting.

Современные условия жизни требуют новых подходов в обучении иностранным языкам. Наибольшую популярность приобретает в наше время дистанционное обучение. Ускоренный ритм жизни, сложные жизненные ситуации, проживание в отдаленных от высших учебных заведений районах заставляют молодых людей искать новые формы получения профессионального образования.

Дистанционное изучение многих предметов требует разработки новых методов в преподавании. Рассматривая дистанционное обучение иностранным языкам, следует учитывать особенности этого предмета. Наиболее актуальным, по нашему мнению, может стать метод проектов при обучении иностранным языкам дистанционно, позволяющий сформировать проектировочную компетентность будущих педагогов.

Мы согласны с точкой зрения тех авторов, которые определяют профессиональную компетентность педагога как одну из составляющих частей его профессионализма, как объединение теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности. Рассматривая проектировочную компетентность педагога как важнейшую часть его общей профессиональной компетентности, мы характеризовали ее как готовность и способность к осуществлению педагогического проектирования при обучении. Таким образом, педагогическим проектированием мы можем назвать целенаправленную деятельность обучающихся по предварительной разработке педагогических систем и процессов [2, с. 14].

Исследования содержательной стороны проектировочной компетентности привели нас к выделению трех основных компонентов, которые, как мы понимаем, изучают феномен и могут быть сформированы в процессе профессионально-педагогического образования. К этим компонентам мы можем отнести знания в сфере педагогического проектирования, умения проектировочной деятельности и качества личности студента.

Тенденция развития современных педагогических технологий направлена на обучение умению самостоятельно добывать необходимую информацию, выделять проблемы и искать пути их рационального применения, критически анализировать полученные знания и использовать их для реализации новых задач. В данных условиях при построении системы дистанционного обучения на первый план можно вынести педагогическую, содержательную организацию. Мы имеем в виду не только отбор содержания для усвоения, но и структуру учебного материала. В первую очередь важно определить, на каких основных педагогических положениях необходимо строить современный курс дистанционного обучения. Следовательно, речь идет о применении в дистанционном обучении метода проектов, обучения в сотрудничестве, исследовательских и проблемных методов.

В настоящее время ведутся поиски способов организации самостоятельной деятельности студентов во время педагогического процесса, во время которого они вовлекаются в активную познавательную деятельность. Одним из важных

X

ГО ш

ш о

ГО to

4 ^

о m

5 g

п. О

е i ■т Е

0 го

JIB

1 С

го m

м

ч ф ф ч

£ t го

о. ca

с о ^

ш со о к

Sz * ф _й О I й! С го

т

о о

ш о

ГО ^

О

го ей о с; о с о са о d

UD

ей о

ГО Ф

ф ф

L0

компонентов самостоятельной работы является обучение в сотрудничестве. Обучение в сотрудничестве - это модель использования малых групп обучающихся. Задания построены так, что все участники взаимосвязаны, но работают самостоятельно и при этом овладевают материалом. Можно выделить несколько видов такого обучения:

1. Student Team Learning. При использовании этого метода большое внимание уделяется успеху всей группы, который может быть достигнут при условии самостоятельной работы каждого члена группы в постоянном сотрудничестве друг с другом.

2. Cooperative Learning. Студенты делятся на группы по четыре-шесть человек для работы над учебным материалом, который разбит на несколько частей. Каждый член группы должен найти материал на предложенную тему. Затем изучающие один и тот же вопрос обмениваются информацией по этой проблеме. Каждый студент заинтересован в том, чтобы участники группы качественно выполнили свою задачу, которая может повлиять на итоговую оценку. По всей теме отчитываются каждый студент в отдельности и вся группа.

3. Learning Together. Студенты делятся на группы по три-пять человек. Каждая группа получает задание, которое является частью общей темы. По нашему мнению, большое внимание должно быть уделено комплектации групп и учету индивидуальных особенностей каждого члена группы.

Мы считаем, что следует не только сформировать группы и дать им соответствующее задание, а чтобы обучающийся захотел сам конструировать свои знания. Поэтому проблема мотивации самостоятельной учебной деятельности является более важной, чем способ организации, условия и методика работы над проектом [4].

Организация и проведение обучения по методу проектов

1. Доминирующими в проекте являются содержательные аспекты. Рассмотрим некоторые из них:

• языковой (лингвистический) очень распространен в международных проектах;

• культурологический. Не обладая определенным уровнем культурологических знаний, сложно работать в совместных международных проектах, так как необходимо учитывать особенности национальных и культурных традиций партнеров [3];

• ролевой. Этот аспект часто сочетается с каким-то другим направлением проекта, например, литературно-творческим или культурологическим.

2. Разновидности координации проекта:

• с открытой координацией. В этих проектах преподаватель выступает в роли руководителя, который направляет работу участников и организует важные этапы проекта;

• со скрытой координацией. Здесь преподаватель не играет руководящей роли в деятельности группы. Он может здесь выступать как равноправный участник проекта.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Виды контактов, количество участников группы, время проведения

Виды контактов, продолжительность проекта и количество участников проекта зависят от типов проектов, которые выбраны по указанным выше признакам.

Работа над проектом начинается с выбора участниками тем проекта. Например, рассматриваются следующие темы:

Самые популярные праздники в Германии;

• Рождество — это самый главный праздник в Германии;

• Религиозные праздники;

• Праздники в России;

• Праздничные традиции в России и Германии и др.

Студенты должны выбрать тему и разработать содержание проекта, который должен быть оформлен в виде альбома или стенгазеты, инсценировки, реферата и т.д. При этом особое значение придается внешнему оформлению представленного проекта. В целом разрабатываемые студентами проекты имеют креолизованный характер, изобрази-

тельный компонент которых выступает целостной моделью некоторой учебной информации [1; 5].

Работая над проектом, студенты выполняют задания лингвистического характера, которые обеспечивают сбор, переработку и усвоение необходимых лингвистических знаний, составляющих содержание создаваемого учебного проекта. Следует учитывать следующий факт, что последовательная смена заданий (посильных и постепенно усложняемых) приводит к повышению познавательного интереса и мотивации, росту самооценки студентов, а в конечном итоге способствует созданию устойчивой мотивации к проектной деятельности, которая основана на обогащении интеллектуально-познавательных умений и навыков.

При изучении темы «Национальные праздники» студентам можно предложить следующие задания:

1. Ответить на вопросы. Данное задание также побуждает студентов к дальнейшей работе, поиску информации о культуре и традициях Германии:

Какие немецкие праздники Вам известны?

Как отмечается день Николауса?

Что такое Адвент?

Как долго длится Адвент?

Когда празднуют в Германии Рождество?

Как называются традиционные рождественские блюда?

Что называют Сильвестром?

Когда отмечают Сильвестр?

Какие праздники особенно популярны в России?

Как отмечают в России Новый год? и т.д.

2. Работа с календарем. Студентам предлагают отметить знакомые им национальные праздники в календаре, а также назвать их. Данное упражнение выполняют с использованием справочных источников, исторических документов, интернет-ресурсов, которые предоставляют общие сведения о традициях и культуре Германии.

Выполняя это задание, студенты могут проверить свои знания о стране изучаемого языка, выяснить, какие празд-

ники Германии им знакомы. Если они не имеют такой информации, то должны самостоятельно, привлекая различные источники, узнать, в какой день отмечается какой праздник.

Аналогичную работу предлагают провести студентам с российским календарем национальных праздников и сопоставить с немецкими традициями, что им позволит лучше понять культурные особенности этих стран.

3. Работа с различными источниками информации (книгами, журналами, Интернет-ресурсами). Целью данного задания является определение традиционных особенностей праздников в Германии. Данное задание представляет собой выбор студентами необходимой информации, которая позволяет им более подробно ознакомиться с содержанием праздников и их местом в культуре Германии. Предложенное задание предполагает работу с аутентичными источниками и презентацию среди студентов своей группы результатов работы.

4. Демонстрация традиционной праздничной кухни Германии с учетом особенностей приготовления блюд. Это задание способно повысить познавательный интерес студентов к культуре страны изучаемого языка. Кроме того, в данном задании студенты могут сравнить праздничную русскую и немецкую кухни. Выполняя данное задание, студенты составляют книги рецептов на немецком языке с описанием ингредиентов и специальный словарь.

5. Работа с аутентичными текстами. Студентам предлагается выполнить определенное задание по тексту: прочитать, перевести, пересказать и т.д.

Благодаря этим текстам, студенты не только расширяют словарный запас, но и знакомятся с реалиями страны изучаемого языка. Например:

• они должны вставить пропущенные слова в стихотворении;

• ответить на вопросы:

а) Какие имена Николауса используются в стихотворении?

б) Какие подарки дарит Николаус

детям?

?

X

(0 ш ш о

ГО СО

о ш

5 2

О Ф

т ?Е

12

0 го ч

1 С

го ш Г о н

_ I

ч ф

и -г

£ £ го

О. Сй С О

ей со о к Ё * ф .а о I 0.1 с го

т 2-

ш

0 ¡£ го

1

С)

го ей о с; о с о ей о

из

го" ш о ¡£

го ф

ф

¡£ ф

ш

А также студенты должны прочитать и перевести тексты о Рождественском Деде и других персонажах.

После прочтения текста студентам предлагается подобрать подходящий заголовок:

а) «Миллионы на лакомства»;

б) «Доверие»;

в) «Закажите Николауса!»;

г) «Почему Рождественский Дед-мужчина?».

В ходе подготовки проекта необходимо оценить самостоятельную работу студентов, организацию, степень исследования проблемы, оригинальность представленного проекта, сроки его выполнения. Преподаватель контролирует работу над проектом.

В процессе подготовки проекта учитывается ориентация студентов на общественно значимые ценности и изучаются праздничные традиции Германии и их исторические особенности с требованиями современной культуры. К примеру, студентам предлагается ответить на следующие вопросы: «Как Вы относитесь к Рождеству?», «Что Вы считаете негативным?», «Какие праздничные традиции Вы считаете устаревшими?» и др. При критическом рассмотрении изучаемого материала по предложенной теме и его анализе с точки зрения менталитета современного человека увеличивается информационная достоверность создаваемых проектов. Кроме того, мы считаем методически целесообразным включить задания на сравнение празд-

ничных обычаев Германии и России. Благодаря сравнению общих и отличительных черт образа жизни людей, их этнической специфики, формируется гражданская позиция будущих педагогов, основанная на патриотизме, гордости за свой народ, уважении к истории страны [2, с. 109-116].

Для успешной реализации дистанционного обучения необходима эффективная организация педагогического процесса, мастерство преподавателей, руководящих этим процессом. Использование современных информационных технологий предоставляет большие возможности в получении, хранении, обработке и доставке информации любого объема и содержания на любые расстояния.

Таким образом, в дистанционное образование можно легко включить различные педагогические подходы, в частности метод проектов. В режиме дистанционного обучения достаточно легко можно осуществлять пересылку учебных материалов, при этом можно передавать не только текстовую информацию, но и видеоматериалы. Также с помощью дистанционного обучения можно успешно проводить контроль уровня усвоения учебного материала, используя систему тестов и контрольных вопросов. Также можно с успехом применять элементы дистанционного обучения и при инновационных формах, которые ориентированы на развитие творческих способностей студентов.

Библиографический список

1. Анисимова, Е.Е. Лингвистика текста и межкультурная коммуникация (на материале креоли-зованных текстов) [Текст]: учеб. пособие для студ. фак. иностр. яз. вузов / Е.Е. Анисимова. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 128 с.

2. Демакова, Г.А. Формирование проектировочной компетентности будущих учителей [Текст]: дис. ... канд. пед. наук. - Челябинск, 2004. - 173 с.

3. Довгополова, Л.Б. Формирование интеркультурных коммуникативных умений у студентов педвузов [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / Л.Б. Довгополова. - Челябинск, 2004. - 199 с.

4. Евсеев, Д. Метод проектов в сфере дистанционного обучения [Электронный ресурс] / Д. Евсеев, И. Евсеева // Общество «Знание» России, 2000. - Режим доступа: http://www.znanie.org/ gumal/n3/st_metod_proektov.html.

5. Сорокин, Ю.А. Креолизованные тексты и их коммуникативная функция [Текст]/ Ю.А. Сорокин, Е.Ф. Тарасов // Оптимизация речевого воздействия. - М.: Наука, 1990. - С. 180-186.

References

1. Anisimova E.E. Linguistics of the text and intercultural communication (on the material of creolized texts. M.: Izd-vo 'Akademia", 2003. P. 123. [in Russian].

2. Demakova G.A. The formation of project competence of future teachers. Dis. ... cand. of sciences (Education). Chelyabinsk, 2004. P. 173. [in Russian].

3. Dovgopolova L.B. The formation of the intercultural communicative skills of students of pedagogical universities. Dis. ... cand. of sciences (Education). Chelyabinsk, 2004. P. 199 [in Russian].

4. Evseev D, Evseeva I. Method of projects in the field of distance learning. Obshchestvo "Snanie"Rossii, 2000. Resource: http://www.znanie.org/gurnal/n3/st_metod_proektov.html [in Russian].

5. Sorokin U.A., Tarasov E.F. Creolized texts and their communicative function. Optimization of speech influence. M.: Nauka 1990. P. 180-186. [in Russian].

Сведения об авторах: Бекетт Анна Геннадьевна,

старший преподаватель кафедры иностранных языков, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. Ктай: viola74@yandex.ru

Information about the authors: Bekett Anna Gennadievna,

Senior lecturer,

Department of Foreign Languages South-Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia E-mail: viola74@yandex.ru

Демакова Галина Александровна,

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков,

Южно-Уральский государственный

гуманитарно-педагогический

университет,

г. Челябинск, Российская Федерация. Ктай: galadema72@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Demakova Galina Alexandrovna,

Candidate of Sciences (Education),

Academic Title of Associate Professor,

Associate Professor,

Department of Foreign Languages,

South-Ural State Humanitarian Pedagogical

University,

Chelyabinsk, Russia

E-mail: galadema72@mail.ru

Довгополова Лилия Борисовна,

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков,

Южно-Уральский государственный

гуманитарно-педагогический

университет,

г. Челябинск, Российская Федерация. Ктай: dovliliya@yandex.ru

Кулакович Мария Сергеевна,

старший преподаватель кафедры иностранных языков, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. Ктай: fifthapril@mail.ru

Dovgopolova Lilia Borisovna,

Candidate of Sciences (Education), Academic Title of Associate Professor, Associate Professor, Department of Foreign Languages, South-Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia E-mail: dovliliya@yandex.ru

Kulakovich Maria Sergeevna,

Senior lecturer, Department of Foreign Languages,

South-Ural State Humanitarian Pedagogical University Chelyabinsk, Russia. E-mail: fifthapril@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.