Быстрай Елена Борисовна,
доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой немецкого языка и методики обучения немецкому языку, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
г. Челябинск, Российская Федерация. Ктай: [email protected]
Bystrai Elena Borisovna,
Doctor of Sciences (Education), Academic Title of Professor, Head, Department of the German Language and German Language Teaching Methods, South-Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: [email protected]
УДК 378 ББК 74.480.26
Е.А. Бароненко, Л.А. Белова, А.В. Слабышева, И.А. Орлова
повышение роли самостоятельной работы студентов при изучении иностранного языка
Статья посвящена проблеме организации самостоятельной работы студентов при изучении иностранного языка. Основное внимание уделено видам самостоятельной работы и формам отчетности в зависимости от ее направленности, а также формам контроля самостоятельной работы. В статье даются рекомендации по самостоятельной работе над текстами и разговорными темами. Метод проектов рассматривается как прогрессивная методика, ориентированная на самостоятельную деятельность студентов.
Ключевые слова: организация и формы самостоятельной работы, практико-ориентированный поиск, информационно-коммуникативные технологии, проектная методика.
E.A. Baronenko, L.A. Belova, A.V. Slabysheva, I.A. Orlova
THE INCREASE OF THE ROLE OF STUDENTS' INDEPENDENT wORK IN STUDYING A FOREIGN LANGUAGE
The problem of the organization of students' independent work in studying a foreign language is discussed. The main attention is paid to the types of independent work and forms of accounts, depending on its focus, as well as to the forms of control of independent work. The recommendations concerning independent work on texts and conversational topics are given. The project method is considered to be a progressive method, oriented to the independent activity of students.
Key words: organization and forms of independent work, practice-oriented search, information and communication technologies, project methods.
Современному образовательному-полю в России присущ практико-ориентированный и теоретико-методологический поиск направлений развития самостоятельной личности с эксплицитной субъективной позицией, способной реагировать на изменяющиеся условия, умеющей самостоятельно получать новые
знания и постоянно работать над собой. Проблемы развития познавательной активности и самостоятельности студентов не утратили своей актуальности.
Повышающаяся роль самостоятельной деятельности студентов предусматривает усиление ответственности как преподавателя, так и самих студентов
за результаты образовательного процесса. Самостоятельная работа студентов является важнейшим элементом системы профессиональной подготовки будущего учителя, способного организовать процесс изучения иностранного языка в образовательных структурах различного типа.
При организации самостоятельной работы студентов важно придерживаться следующих принципов:
Сознательная активность, стремление к целям в поисках способов овладения знаниями и навыками самостоятельного творческого мышления.
Системность и последовательность в работе.
Сочетание высокой требовательности к студентам с созданием необходимых условий для их самостоятельной работы.
Индивидуальный подход к студентам. Выполнение этого принципа требует от руководства факультета поддерживать со студентами непосредственную связь, а со стороны преподавателей систематически изучать способности и возможности каждого студента с целью оказания конкретной помощи в учебе и планомерной организации самостоятельной работы.
Планомерность в самостоятельной работе. Однако планировать ее следует так же обоснованно, как и аудиторные учебные занятия. В этом случае такой рационально планируемый труд студента не ограничивает его свободы, инициативы и самостоятельности.
В зависимости от степени участия педагога в самостоятельной работе студентов, от её наполнения, от формы заданий различают аудиторную и внеаудиторную деятельность по иностранному языку. Научно-исследовательскую работу студентов также можно рассматривать как самостоятельную творческую работу.
Одной из активных форм обучения студентов являются индивидуальные консультации, в ходе которых осуществляется преподавателем контроль и методическое руководство самостоятельной работой студента. Главная задача в проведении консультаций преподавателя состоит в том, чтобы помочь студентам справиться с трудностями, возникающими в ходе самостоятельной подготовки.
С темами и заданиями самостоятельной работы каждый студент может ознакомиться, изучив рабочую программу дисциплины. Согласно новым требованиям балльно-рейтинговой системы в РПД представлены не только задания, разработанные индивидуально каждым преподавателем, но и система оценивания выполненных работ. Методическое обеспечение самостоятельной работы студентов реализуется следующим образом:
1) отбор аутентичных материалов для самостоятельной работы (тексты из художественной литературы, стихотворения, песни, баллады, газетные статьи); разработка заданий к ним, включающих работу над лексикой, грамматикой, над содержанием прочитанного (инвариантная часть изучения темы может предполагать выполнение заданий творческого характера);
2) сопровождение самостоятельной работы электронной поддержкой, а именно: работа с интернет-сайтами, создание электронных тестов;
3) индивидуальные консультации преподавателей, организованные с целью сопровождения и контроля самостоятельной работы студентов.
Разделяя точку зрения А.Л. Берди-чевского [3, с. 89], нельзя не отметить, что рациональная организация самостоятельной работы начинается на занятии. Только сочетание активной работы самого студента в аудитории в присутствии преподавателя и внеаудиторная деятельность при самостоятельной подготовке могут обеспечить достаточно высокий уровень овладения иностранным языком. Студент, уходя с занятия, должен иметь ясную установку на продолжение работы самостоятельно, испытывая интерес к ней. Он должен четко представлять пути организации данной работы, иметь алгоритм для ее организации. У него должна быть уверенность в будущем успехе как на занятии, так и в будущей профессиональной деятельности.
Как правило, самостоятельная работа по предметам лингвистического цикла предусматривает выполнение следующих видов работы:
.0
н о КЭ
го ^
X
ф
т
с
го ш
о &
О
го
ей ф
3 .о
ю го с; О
Ш
<
го" ш
о ^
ф
ш
<
о"
X
ф
X
о ^
го
ш
<
и]
• самостоятельное чтение: индивидуальное чтение, домашнее чтение;
• подготовка докладов по страноведческой или разговорной тематике с учетом интересующих их проблем;
• заучивание наизусть учебных текстов и отрывков из литературных произведений с целью активизации лексического материала и перевода пассивного словарного запаса в активный;
• самостоятельное аудирование;
• самостоятельная аудиозапись чтения вслух;
• самостоятельный анализ фрагментов произведений из художественной литературы, комментарий прочитанных отрывков.
Формами отчетности являются:
• тесты;
• самостоятельная сверка полученных ответов на вопросы теста с ключами;
• аудиозапись собственного чтения вслух для оценивания преподавателем;
• отчет в устной форме (составление диалога, монолога по разговорной теме);
• выступление с докладом по актуальной теме во время лабораторных занятий;
• собственные переводы стихов классиков;
• написание эссе по актуальным проблемам нравственного и морально-этического характера;
• рефераты / комментарии / анализ текста в письменной форме [1, с. 89].
Самостоятельная работа студентов по теоретическим курсам подразумевает следующие аспекты:
• самостоятельное изучение специальной литературы, составление планов, конспектов;
• работа со справочными материалами, составление библиографии;
• подготовка к практическим занятиям в соответствии с программными требованиями;
• подготовка кратких дополнительных сообщений по изучаемой проблеме;
• написание рефератов, курсовых работ, теоретической части выпускной квалификационной работы.
В качестве отчёта можно рассматривать:
• выполненные тесты;
• выступления с докладами на семинарах или конференциях;
• отчеты перед научными руководителями;
• статьи в сборниках, журналах, публикации тезисов;
• защита рефератов / курсовых / выпускных квалификационных проектов [1, с. 90].
Наиболее значимым моментом при организации самостоятельной работы является чтение и развитие обобщенных умений обучаемых при работе с иноязычной литературой, что создает необходимые условия для их самообразовательной деятельности, реализация которой осуществляется с помощью специально разработанных упражнений для овладения речевой деятельностью. Благодаря одним упражнениям накапливается речевой запас, формируются языковые умения декодирования текста, другие упражнения направлены на становление умений смысловой переработки иноязычной информации. Окончательное формирование умений происходит в процессе практики чтения. Сведения должны быть достоверными, поэтому читаемый материал важно понять точно, без субъективных трансформаций. И для этого используется чтение по методике Ривина, которая предусматривает чтение или изучение текста абзацами. Под абзацами автор понимает часть текста до 12 строк, суть которого можно выразить одним предложением (до 10 слов). Для освоения материала абзаца необходимо сначала выяснить, о чем он. Чтобы суметь выделить главную мысль каждого абзаца, необходимо следовать алгоритму:
Выделите в тексте незнакомые слова и словосочетания.
Постарайтесь по контексту определить их значение, в случае необходимости воспользуйтесь справочной литературой.
Составьте предложения с выделенными словами, убедитесь, что вы их правильно поняли.
Определите ключевое слово или словосочетание в абзаце.
Устно объясните, почему вы его считаете самым важным.
Составьте предложение с основным словом, чтобы передать главную мысль абзаца, придумайте ещё одно предложение, выберите лучшее.
Более удачное предложение перепишите в тетрадь.
Основным словом могут быть предметы, явления, персоналии, события, о которых идет речь в абзаце.
Установите связи, зависимость между этими предметами или явлениями.
Составьте предложение, которое является квинтэссенцией абзаца, придумайте второе, выберите лучшее.
Продумайте ответы на вопросы учебника или предложенные учителем.
Подготовьте вопрос для коллеги по учебе.
Придумайте опоры, чтобы объяснить другому студенту содержание абзаца.
Определите перспективу развития идеи, проблематики, признака, сферу применения новых понятий.
Свяжите усвоенную информацию с ранее прочитанным материалом [4, с. 2-8].
Данная методика рассматривается многими педагогами как мостик для формирования умений более высокого уровня: чтение пункта, страницы, раздела.
При самостоятельной работе над разговорной темой рекомендуется выполнить следующие задания:
• составить словарь основных понятий по теме;
• подобрать материалы из дополнительных источников;
• составить план-содержание темы на основе нескольких источников;
• проанализировать проблему на основе разных источников; подобрать иллюстрации к излагаемым в задании тезисам, положениям, определениям;
• прочитать текст с коммуникативной целью;
• сделать аналитическую выборку информации в качестве дополнения к уже известной;
• составить аннотацию по содержанию прочитанного текста [6, с. 29].
В настоящее время очень популярной формой самостоятельной работы является проектная методика. Метод проектов делится на индивидуальный и групповой и предполагает совокупность разных приёмов учебно-познавательной деятельности, которые выявляют определённую проблему в результате самостоятельного поиска студентов и позволяют решить её, используя свои знания, умения и фантазию. В заключительной фазе проводится презентация результатов такой творческой деятельности, даётся оценка, подводятся итоги. Метод проектов, как педагогическая технология, предполагает совокупность поисковых, исследовательских, проблемных методов, объединённых творческим подходом. Метод проектов является прогрессивной методикой обучения и развития студентов. Умение им правильно пользоваться является показателем высокой квалификации педагога. Использование метода проектов будет достигать поставленной цели при условии соблюдения основных требований:
Наличие актуальной, интересной проблемы, требующей непосредственного решения и позволяющей студентам в ходе работы проявить свои творческие возможности, знания и умения, а также организационные и, возможно даже, лидерские способности.
Значимость результатов, которые ожидаются в результате выполнения работы.
Индивидуальная деятельность студентов или работа в команде.
Разработка плана проекта.
Определение цели, задач, методов исследования, анализ полученных результатов, оформление результатов, подведение итогов (использование статистических методов, метода «мозгового штурма», «круглого стола», социологического опроса).
Задания в рамках проектной методики рассчитаны на самостоятельную деятельность студентов, связанную с проблемой, взятой из реальной жизни. Конечным результатом работы над проектом может быть презентация, коллаж,
.0
н о ю
го ^
X
ф
т
с
го са о
¡L
О
го
ш
ф
Э .а
ю го с; О
QD <
<Я ш
О ^
ф
LQ
<
0~
X Ф X
о ^
го
ш
<
uJ
альбом, рисунки, тексты разного характера, инсценировки, выставки.
В современных условиях обучения преподаватели применяют на практике информационно-коммуникативные технологии, интернет-чаты, блоги, интерактивные компьютерные обучающие программы. Поколение, которое много времени проводит в социальных сетях, с большим интересом работает с материалами интернет-ресурсов, сайтами. Многие предпочитают общение с преподавателем в Skype, используют для пересылки своих письменных работ (тестов, переводов, рефератов, курсовых) электронную почту или такие социальные сети, как «ВКонтакте», «Фейсбук» и другие. Использование информационных образовательных технологий позволяет осуществить планирование творческой деятельности, активную целенаправленную коммуникацию, даёт возможность для организации коллективного творчества (технологии Web 2.0, Wordle, Voki), поиска информации в открытых информационных сетях (при создании проекта и подготовке индивидуальных заданий)
[5, с. 122].
За выполнением самостоятельной работы необходимо осуществлять контроль. Студенты представляют результаты своего труда во время аудиторных занятий, это могут быть как устные ответы (монологические высказывания по темам на иностранном языке, доклады, краткие сообщения, презентации, про-
ведение этапов урока), так и письменные задания (лексико-грамматические упражнения, словарные диктанты, контрольные работы, тесты, сочинения, рефераты). Во время индивидуальных консультаций преподаватель контролирует процесс выполнения самостоятельной работы, даёт рекомендации, анализирует ошибки, объясняет моменты, вызывающие затруднения. По ряду дисциплин применяется электронный журнал контроля и учета самостоятельной работы, включающий в себя следующие разделы: результаты контрольных работ, тестов, информацию о выполненных индивидуальных заданиях, подготовленных монологических и диалогических высказываниях и так далее [2, с. 51]. Проверить уровень сформи-рованности специальных компетенций на практике студенты могут с помощью программы Skipe, дающей возможность общаться с носителями языка, а также во время прохождения педагогической практики за границей в летних каникулярных лагерях, во время работы в качестве волонтёров на различных спортивных мероприятиях, при сопровождении по городу иностранцев, приезжающих к нам по программам культурного или образовательного обмена.
Самостоятельная работа играет большую роль в профессиональном становлении студентов, так как к современным специалистам предъявляются возрастающие требования на рынке труда.
Библиографический список
1. Бароненко, Е.А. Организация и формы самостоятельной работы на факультете иностранных языков [Текст] / Е.А. Бароненко, Л.А. Белова // Язык и культура: сборник материалов X международной научно-практической конференции, 2015. - Челябинск: ЧГАКИ. - C. 87-93.
2. Бароненко, Е.А. Основные аспекты организации самостоятельной работы на факультете иностранных языков в соответствии с новым образовательным стандартом [Текст] / Е.А. Бароненко, Л.А. Белова // Наука и образование в современном мире: сборник статей студентов, аспирантов, молодых ученых и преподавателей. - Уфа: Аэтерна, 2014. - С. 46-51.
3. Бердичевский, А.Л. Оптимизация системы обучения иностранному языку в педагогическом вузе [Текст]: науч.-теорет. пособие / А.Л. Бердичевская. - М.: Высш. шк., 1969. - 103 с.
4. Садкина, В.И. Изучение нового, или разговор о главном. Интересные педагогические находки. Немецкий язык: всё для учителя [Текст] / В.И. Садкина // Заочная педагогическая академия. -2012. - №4. - С. 2-8.
5. Слабышева, А.В. Новые образовательные возможности при изучении немецкого языка на направлении подготовки «Туризм» [Текст] / А.В. Слабышева // «Современные тенденции в образова-
нии и науке»: сборник научных трудов по материалам Международной заочной научно-практической конференции. 31 октября 2013 г.: в 26 ч. Ч. 16; Мин. обр. и науки РФ. - Тамбов: Бизнес - Наука - Общество. - С.121-122.
6. Шаламова, Н.А. Организация самостоятельной работы студентов по иностранному языку в университете физической культуры: методические рекомендации [Текст] / Н.А. Шаламова. - Челябинск: Уральская академия, 2011. - 84 с.
References
1. Baronenko E.A., Belova L.A. Organization and forms of independent work at the Faculty of Foreign Languages. Language and Culture Collected materials X International Scientific and Practical Conference. Chelyabinsk: ChGAKI, 2015. P. 87-93. [in Russian].
2. Baronenko E.A., Belova L.A. The main aspects of the organization of independent work at the Faculty of Foreign Languages in accordance with the new educational standard. Science and education in the modern, world: a collection of articles by students, graduate students, young scientists and teachers. Ufa: Aeterna, 2014. P. 46-51 [in Russian].
3. Berdichevsky A.L. Optimization of the system of teaching a foreign language in a pedagogical university. M.: Vysshaia Shkola, 1969. P. 103. [in Russian].
4. Sadkina V.I. Learning a new, or talking about the main thing. Interesting pedagogical findings [Text] German language: Everything for the teacher. Zaochnaia Pedagogicheskaia Akademia, 2012. № 4. P. 2-8. [in Russian].
5. Slabysheva A.V. New educational opportunities in studying the German language in the field of training "Tourism". "Modern, trends in education and science": a collection of scientific papers on the materials of the International Correspondence Scientific and Practical Conference on October 31, 2013: in 26 parts. Part 16; Min. Arr. And science of the Russian Federation. Tambov: Buzines - Nauka - Obshchestvo. P. 121-122. [in Russian].
6. Shalamova, N.A. Organization of independent work of students in a foreign language at the University of Physical Education: methodological recommendations. Chelyabinsk: Uralskaia Akademia, 2011. P. 84. [in Russian].
Сведения об авторах: Бароненко Елена Анатольевна,
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры немецкого языка и методики обучения немецкому языку, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. Ктай: [email protected]
Белова Лариса Александровна,
кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры немецкого языка и методики обучения немецкому языку, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. Ктай: [email protected]
Слабышева Алевтина Васильевна,
старший преподаватель кафедры иностранных языков,
Уральский государственный университет физической культуры, г. Челябинск, Российская Федерация. Ктай: [email protected]
Information about the authors: Baronenko Elena Anatolyevna,
Candidate of Sciences (Education), Academic Title of Associate Professor, Associate Professor, Department of German and Methods of Teaching German, South-Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: [email protected]
Belova Larissa Аlexandrovna,
Candidate of Sciences (Philology), Academic Title of Associate Professor, Associate Professor, Department of German and Methods of Teaching German, South-Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: [email protected]
Slabysheva Alevtina Vasilyevna,
Senior Lecturer, Department
of Foreign Languages,
Ural State University of Physical
Education,
Chelyabinsk, Russia
E-mail: [email protected]
Орлова Ирина Александровна,
доцент кафедры английского языка и методики обучения английскому языку, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,
г. Челябинск, Российская Федерация &mail: [email protected]
Orlova Irina Alexandrovna,
Associate Professor,
Department of English and Methods
of Teaching English,
South-Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: [email protected]
УДК 372 ББК 74.100.5
Н.В. Бутенко, Н.В. Черушева
культурные практики ребенка дошкольного возраста как средство обогащения опыта детской деятельности
В статье предпринята попытка теоретико-методического основания обогащения опыта детской деятельности ребёнка дошкольного возраста в процессе освоения культурных практик с позиций обновления содержания дошкольного образования. Культурные практики ребёнка дошкольного возраста рассматриваются как универсальные культурные умения в опоре на его субъективный опыт в процессе детской деятельности.
Ключевые слова: социальное и культурное развитие, культурные практики, культурные умения, педагогическая поддержка, обогащение, субъективный опыт, ребёнок дошкольного возраста.
го са Ф
Э
>
<и т
m ±
CD
X
Ф
Si.
LO
ad i
N.V. Butenko, N.V. Cherusheva
CULTURAL PRACTICES OF A PRESCHOOL
AGE CHILD AS A MEANS TO ENHANCE THE ExPERIENCE
OF CHILD ACTIVITY
The article attempts to create a theoretical and methodological basis for enriching the experience of children's activity in pre-school children in the process of mastering cultural practices in terms of updating the content of pre-school education. Cultural practices of a child of preschool age are considered as universal cultural skills based on his subjective experience in the process of children's activities.
Key words: social and cultural development, cultural practices, cultural skills, pedagogical support, enrichment, subjective experience, pre-school child.
Современное дошкольное образование, ориентированное на развитие и становление целостной личности, характеризуется вариативностью содержания и созданием условий для усвоения содержания образования в различных видах и способах деятельности. Необ-
ходимость обновления предметного содержания образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (ФГОС ДО) обоснована идеей культуро-сообразной педагогики, позволяющей рассматривать период дошкольного детства как культурно-историческую само-