Научная статья на тему 'Теоретико-методологические основы экологического образования детей дошкольного возраста'

Теоретико-методологические основы экологического образования детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
930
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / AXIOLOGICAL APPROACH / EARLY CHILDHOOD EDUCATION / PRE-SCHOOL CHILDREN / ECOLOGICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Артеменко Борис Александрович, Быстрай Елена Борисовна

В статье представлены основные положения аксиологического подхода как теоретико-методологические основы экологического образования детей дошкольного возраста; проанализированы философский, психологический и педагогический аспекты данного подхода, экстраполированные в плоскость проблем экологического образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Артеменко Борис Александрович, Быстрай Елена Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical and methodological bases of preschool childrenґs ecological education

The article presents the main provisions of axiological approach as theoretical and methodological foundations of environmental education of pre-school age children. The philosophical, psychological and pedagogical aspects of this approach, extrapolated to the plane of environmental education issues are analyzed.

Текст научной работы на тему «Теоретико-методологические основы экологического образования детей дошкольного возраста»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 372 ББК 74.102.44

Б.А. Артеменко, Е.Б. Быстрай

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В статье представлены основные положения аксиологического подхода как теоретико-методологические основы экологического образования детей дошкольного возраста; проанализированы философский, психологический и педагогический аспекты данного подхода, экстраполированные в плоскость проблем экологического образования.

Ключевые слова: аксиологический подход, дошкольное образование, дети дошкольного возраста, экологическое образование.

B.A. Artemenko, E.B. Bystrai

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL BASES OF PRESCHOOL CHILDRENtS ECOLOGICAL EDUCATION

The article presents the main provisions of axiological approach as theoretical and methodological foundations of environmental education of pre-school age children. The philosophical, psychological and pedagogical aspects of this approach, extrapolated to the plane of environmental education issues are analyzed.

Key words: axiological approach, early childhood education, pre-school children, ecological education.

Целью экологического образования в дошкольном возрасте является формирование у детей любви к окружающему миру, положительной мотивации к изучению природных явлений, основ экологической культуры, потребности и желания ухаживать за представителями флоры и фауны, что является базисом для формирования устойчивых когнитивных интересов к природному окружению [1].

В этой связи актуальной видится проблема научного обоснования, теоретической разработки, практической реализации методик, детерминированных тремя функциями экологического образования: обучающей, развивающей, воспитывающей. Интегрированная реализация данных функций способствует

формированию экологической культуры детей дошкольного возраста [8].

В настоящее время в системе дошкольного образования происходит смена ценностных ориентаций в направлении поиска общечеловеческих смыслов, определяющих эффективность процесса формировании экологической культуры детей.

В силу вышеизложенного особую теоретико-методологическую значимость для реализации экологического образования детей дошкольного возраста приобретает аксиологический подход. Согласно данному подходу доминантой земного существования является человек как неотъемлемая часть жизненной экзистенции.

го ^

н о .0 ш

из и]

X

Ф

Ф

н

с <

из

Проблема ценностей рассматривается в рамках различных наук: философии, психологии, педагогики и др.

В частности, в философии отмечается, что «ценность есть положительная значимость или функция тех или иных явлений в системе общественно-исторической деятельности человека. Этим самым мы ограничиваем сферу ценностей, понимая ее как одну из форм значимости... Ценностным является все то, что включается в общественный прогресс, служит ему» [7].

В рамках философского трактования понятия «ценность» не является первичной категорией, она определяется соотношением социума и индивида в нем в зависимости от каждого этапа исторического развития человечества. Абстрагируясь от различного рода аксиологических доминант, присущих каждому периоду его развития, философия аппелирует к ценностям общечеловеческого характера, к числу которых следует отнести бережное отношение, эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру и природе.

А.Г. Здравомыслов полагает, что стержнем внутренней структуры личности являются ее ценностные ориентации, сформированные жизненным опытом, как следствие пережитых событий и эмоций [4]. Вслед за названным исследователем В.А. Ядов обосновывает диспозиционную концепцию личности, представляющую собой иерархически организованную систему, состоящую из трех уровней: ценностные ориентации, установки на социальные объекты и ситуации общения в социуме, а также социальные установки, позволяющие оценить и действовать в конкретных ситуациях межличностного общения [9].

Резюмируя вышеизложенное, следует отметить, что наполненность аксиологического потенциала личности находится в прямой зависимости от социума и условий экзистенции в нем, а также от личностно обусловленных интенций поведения каждого индивида.

В психологической науке дефиницию «ценность» считают тождественной некоторому комплексу психических

явлений, которые, обозначаясь терминологически различно, в то же время систематически однопорядковы. Так, Н.Д. Добрынин называет их «значимостью», А.Н. Леонтьев - «личностным смыслом», В.Н. Мясищев - «психологическими отношениями», Д.Н. Узнадзе -«установкой». При этом указывается, что не менее важны психологические категории, такие как «убеждения» (Г.В. Зале-ский), «позиция» (Л.И. Божович), «воля» (В.П. Иванников) и др., которые имеют прочные связи с ценностями [2; 5].

Психологи считают ценность важнейшим структурным компонентом личности, играющим в ее жизнедеятельности организующую, направляющую и регулирующую роль. Б.Г. Ананьев, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн считают ценностную ориентацию выражением направленности личности. Значительный вклад в теорию ценностей внесли Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и др., которые выделили основную единицу феномена ценности - смысл.

Актуальными представляются основные принципы гуманистической психологии (А.Б. Орлов), на которые опирается реализация модели экологического образования дошкольников. Данные принципы способствуют осознанию и принятию их педагогами дошкольной образовательной организации на уровне личностных ценностей:

• принцип диалогизации предусматривает личностно-равноправное сотрудничество педагога и ребенка;

• принцип проблематизации предполагает актуализацию и стимулирование педагогом стремления дошкольника к личностному росту, а также создание условий для его саморазвития и самоактуализации;

• принцип персонификации предусматривает отказ от «ролевых масок» и «фасадов», которые позволяет взаимодействовать педагогу и ребенку, руководствуясь их чувствами и эмоциями;

• принцип индивидуализации требует культивирование в каждом дошкольнике индивидуальных элементов личности, учета его индивидуальных особенностей и возможностей, а также выбор педаго-

гом соответствующих педагогических технологий.

Проблема ценностей рассматривается также в рамках педагогической науки (М.В. Богуславский, А.М. Булы-нин, Р.В. Вендровская, В.И. Додонов, Г.Б. Корнетов, Б.Т. Лихачев, Н.Д. Ни-кандров, В.Г. Пряникова, З.И. Равкин, В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов и др.). В настоящее время существует самостоятельная наука - педагогическая аксиология. Целью данной науки является использование таких педагогических технологий, которые бы позволяли осуществлять логический переход полученных знаний и умений в области ценностных ориента-ций во внутреннее принятие их каждой отдельной личностью [3].

Аксиологический подход является внутренней детерминантой культуры любого народа и любой возрастной категории обучающихся. Структура и содержание дошкольного образования также находятся под влиянием ценностных ориентаций современного социума.

Проблема ценностных ориентаций педагогики исследовалась М.И. Буровой-Илиевой, Л.В. Георгиновой, П.Р. Игна-тенко, И.В. Малыхиной, З.М. Павлю-тенковой, М.В. Чернобаевой и др. Так, к примеру, М.И. Бурова-Илиева под ценностной ориентацией подразумевает «качественную характеристику личности, которая самым определенным образом объединяет психологическое и социальное в человеке, оказывает влияние на гармоническое сочетание и развитие его потребностей, интересов, мотивов, отношений, социальных установок, направленности и занимает важное место в регуляции поведения». В ракурсе данной позиции ученые полагают, что духовными регуляторами действий индивида и отдельных групп являются их ценностные ориентации [3, с. 221].

Ценностные ориентации, к числу которых следует отнести идеалы и смыслы каждой отдельной личности, тем не менее, детерминируются реалиями жизни и правилами существования соответствующего социума, культурными (нравственными) нормами и образцами. Структура ценностных ориентаций влияет на ста-

новление личности дошкольника и формирование его экологической культуры.

В настоящее время в педагогике доминирует установка на гуманизацию и культуросообразность образовательного процесса. Согласно позиции Н.Б. Крыловой ценностями современной образовательной парадигмы, включая систему дошкольного образования, являются альтруизм, эмпатия, другодоминантность, терпимость, самореализация, свобода, интерес, взаимопонимание, сотрудничество, поддержка. Автор акцентирует мысль о том, что вышеназванные ценности должны культивироваться в их логической взаимосвязи и взаимозависимости, справедливо полагая, что они являются в определенной степени базовыми и их перечень может быть уточнен и расширен в зависимости от субъективных мотивов субъектов образовательного процесса и субъективного опыта его участников [6].

Образовательного процесса на современном этапе должны стать следующие ценности:

• «ценности-добродетели», к которым следует отнести толерантность, любовь к ближнему, другодоминантность, умение вжиться в образ другого. Данные ценности должны быть фундаментом межличностных отношений;

• «ценности жизнедеятельности», среди которых наиболее значимыми являются взаимопонимание, партиси-пативность, взаимодействие. Перечисленные ценности обеспечивают экзистенцию человека в социуме согласно принятым в нем поведенческим нормам.

Организация экологического образования дошкольников регламентируется вышеназванными ценностями, реализация которых способствует созданию комфортной среды в дошкольной образовательной организации, являющейся, в свою очередь, гарантом всестороннего развития детей и эффективного взаимодействия педагогов с воспитанниками.

Резюмируя вышеизложенное, следует отметить, что в рамках педагогики рассматриваются методико-технологические основы формирования ценностных ори-ентаций.

о ¡£

о ф

т о

ш го

о н

2 о

т го

- О.

о о ф

15*

?!

° £ ^ го ^ со I- о ф со О. ГО О О.

ою Н О

го ^

н о .0 ш

из и]

о" ^

X

ф

ф

н а

с <

из

Акцентируя значимость ценностных ориентаций в образовательном процессе, мы полагаем, что важным компонентом экологического образования дошкольников является аксиологический, позволяющий формировать у них общепланетарное мышление, приверженность к общечеловеческим ценностям, к числу которых относятся любовь к природе, бережное отношение к ней, осознание себя жителем планеты Земля, обладающим экологическим сознанием и экологической культурой.

Вслед за М.Г. Казакиной мы полагаем, что в русле педагогической трактовки проблемы ценностных ориентаций необходимо организовывать образовательный процесс таким образом, чтобы объективные ценности (толерантность, гуманизм, любовь к ближнему и др.) были присвоены каждым субъектом этого процесса [5].

Актуальной представляется идея А.М. Булынина о том, что именно с аксиологических позиций должно начинаться конструирование любой педагогической концепции и ее систем. Даже тщательно выраженные и облаченные в строгие математические обоснования педагогические стратегии оказываются нереализованными, если цели, обозначенные в них, не являются логическим продолжением ценностных ориентаций участников образовательного процесса [2].

Сущность аксиологического подхода к экологическому образованию дошкольников заключается в определении ценностей - целей, характеристике ценностей - средств, реализаций ценностей -отношений, формирования ценностей -качеств.

Аксиологический подход будет использован нами:

• как теоретико-методологический принцип, отражающий социально-педагогические цели процесса экологического образования дошкольников, реализация которых определяется выбором ценностных приоритетов, с позиции которых и осуществляется процесс формирования их экологического сознания и экологической культуры, характеризующихся при этом принятием дошкольниками ценностей познавательной деятельности,

организацией ценностно-личностного взаимодействия педагога с детьми, детей со средствами обучения, а также перевод управления в саморегуляцию дошкольником познавательной деятельности;

• как методологическое условие достижения высокого уровня экологического образования дошкольников через формирование ценностного сознания, ценностного отношения, ценностного поведения ребенка в окружающем мире.

Итак, аксиологический подход к экологическому образованию детей дошкольного возраста позволяет:

• направить дошкольников на правильный выбор ценностных ориента-ций, актуальных для жизни в согласии с окружающим миром и природой;

• развить у них осознанное отношение к себе как к представителю человечества, стремящегося сохранить природные ценности;

• развить у дошкольников чувство любви к окружающему миру и природе;

• развить и обогатить миропонимание и мировосприятие дошкольников в отношении социальной ответственности и обязанностей личности в обществе;

• обучить их анализу своих поступков как представителей социума с целью избегания конфликтных ситуаций в ракурсе поведения дошкольников в окружающем мире;

• воспитывать у дошкольников готовность выбирать те или иные стратегии поведения в общении с природой, окружающим миром и в общении со своими сверстниками с точки зрения нравственной целесообразности;

• привить дошкольникам ценности познавательной деятельности;

• формировать у дошкольника адекватные представления о моральных основах взаимосвязей в системе «человек - окружающий мир»;

• развивать у ребенка способности к регуляции решений о собственных приоритетов при взаимодействии с окружающим миром;

• формировать у дошкольника готовность выбирать те или иные стратегии поведения с точки зрения экологической целесообразности.

Библиографический список

1. Артеменко, Б.А. Генезис проблемы формирования естественнонаучных представлений на дошкольно-школьном уровне [Текст] / Б.А. Артеменко, Н.В. Калашников // Дошкольная педагогика: актуальные проблемы. - М.: Перо, 2015. - С. 4-24.

2. Булынин, А.М. Эволюция ценностей высшего педагогического образования: историко-теоретический аспект [Текст] / А.М. Булынин. - М.: Изд-во МГОПУ, 1998. - 266 с.

3. Быстрай, Е.Б. Формирование опыта межкультурной компетентности будущего учителя в педагогическом взаимодействии [Текст]: дис. ... д-ра пед. наук / Е.Б. Быстрай. - Оренбург, 2006. - 506 с.

4. Здравомыслов, А.Г. Проблема взаимоотношения конфликтов на макро- и микроуровнях [Текст] / А.Г Здравомыслов // Социальный конфликт. - 1994. - №1. - С. 5-18.

5. Казакина, М.Г. Ценностные ориентации школьников и их формирование в коллективе [Текст] / М.Г. Казакина. - Л.: Б.и., 1989. - 85 с.

6. Крылова, Н.Б. Культурология образования [Текст] / Н.Б. Крылова. - М.: Народное образование, 2000. - 272 с.

7. Костина, И.Л. Проблема ценностей в философии Н.О. Лосского [Текст]: дис. ... канд. филос. наук / И.Л. Костина. - Тверь, 2006. - 145 с.

8. Пермякова, Н.Е. Методика развивающего экологического образования детей дошкольного возраста [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / Н.Е. Пермякова. - Челябинск, 2009. - 224 с.

9. Ядов, В.А. Стратегии социологического исследования [Текст] / В.А. Ядов. - М.: Академкнига, Добросвет, 2003. - 596 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Artemenko B.A. The genesis of the problem of natural-science representations' formation on preschool and school level. Doshkolnaya pedagogika: aktualnyie problemy. M.: Pero, 2015. P. 4-24. [in Russian].

2. Bulynin A.M. The evolution of the higher pedagogical education values: historical and theoretical aspects. M.: Izd-vo MGOPU, 1998. P. 266. [in Russian].

3. Bystrai E.B. Formation of experience of intercultural competence of the future teacher in pedagogical interaction. Dis. ...doctor of sciences (Education). Orenburg, 2006. P. 506. [in Russian].

4. Zdravomyslov A.G. The problem of conflict's relationship on the macro and micro levels. Socialnyi konflikt,1994. № 1. P. 5-18. [in Russian].

5. Kazakina M.G. Value orientations of students and their formation in teams. L.: B.i., 1989. P. 85. [in Russian].

6. Krylova N.B. Cultural education. M.: Izd-vo «Narodnoye obrasovanie», 2000. P. 272. [in Russian].

7. Kostina, I.L. The problem of values in the philosophy of N.O. Lossky. Dis. ... cand. of sciences (Philosophy). Tver, 2006. P. 145. [in Russian].

8. Permyakova N.E. Methods of developing ecological education of preschool children. Dis. .cand. of sciences (Education). Chelyabinsk, 2009. P. 224. [in Russian].

9. Yadov V.A. Strategy of sociological research. M.: Akademkniga, Dobrosvet, 2003. P. 596. [in Russian].

Сведения об авторах: Артеменко Борис Александрович,

кандидат биологических наук, и.о. заведующего кафедрой теории, методики и менеджмента дошкольного образования, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: artemenkoba@cspu.ru

Information about the authors: Artemenko Boris Alexandrovich,

Candidate of Sciences (Biology), Acting Head of Department, Department of Theory, Methods and Management of Preschool Education, South-Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: artemenkoba@cspu.ru

Быстрай Елена Борисовна,

доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой немецкого языка и методики обучения немецкому языку, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет

г. Челябинск, Российская Федерация. Ктай: bistraieb@cspu.ru

Bystrai Elena Borisovna,

Doctor of Sciences (Education), Academic Title of Professor, Head, Department of the German Language and German Language Teaching Methods, South-Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: bistraieb@cspu.ru

УДК 378 ББК 74.480.26

Е.А. Бароненко, Л.А. Белова, А.В. Слабышева, И.А. Орлова

повышение роли самостоятельной работы студентов при изучении иностранного языка

Статья посвящена проблеме организации самостоятельной работы студентов при изучении иностранного языка. Основное внимание уделено видам самостоятельной работы и формам отчетности в зависимости от ее направленности, а также формам контроля самостоятельной работы. В статье даются рекомендации по самостоятельной работе над текстами и разговорными темами. Метод проектов рассматривается как прогрессивная методика, ориентированная на самостоятельную деятельность студентов.

Ключевые слова: организация и формы самостоятельной работы, практико-ориентированный поиск, информационно-коммуникативные технологии, проектная методика.

E.A. Baronenko, L.A. Belova, A.V. Slabysheva, I.A. Orlova

THE INCREASE OF THE ROLE OF STUDENTS' INDEPENDENT wORK IN STUDYING A FOREIGN LANGUAGE

The problem of the organization of students' independent work in studying a foreign language is discussed. The main attention is paid to the types of independent work and forms of accounts, depending on its focus, as well as to the forms of control of independent work. The recommendations concerning independent work on texts and conversational topics are given. The project method is considered to be a progressive method, oriented to the independent activity of students.

Key words: organization and forms of independent work, practice-oriented search, information and communication technologies, project methods.

Современному образовательному-полю в России присущ практико-ориентированный и теоретико-методологический поиск направлений развития самостоятельной личности с эксплицитной субъективной позицией, способной реагировать на изменяющиеся условия, умеющей самостоятельно получать новые

знания и постоянно работать над собой. Проблемы развития познавательной активности и самостоятельности студентов не утратили своей актуальности.

Повышающаяся роль самостоятельной деятельности студентов предусматривает усиление ответственности как преподавателя, так и самих студентов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.