Научная статья на тему 'Психолого-педагогические проблемы социально-нравственного развития личности ребенка дошкольного возраста'

Психолого-педагогические проблемы социально-нравственного развития личности ребенка дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1631
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / "Я"-КОНЦЕПЦИЯ / СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ / PRESCHOOL AGE / SOCIALIZATION OF CHILDREN OF PRESCHOOL AGE / ONE'S SELF-CONCEPT / SOCIAL AND MORAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сибилева Людмила Владимировна, Быстрай Елена Борисовна, Артеменко Борис Александрович, Путина Елизавета Валерьевна

В статье акцентируется значимость социально-нравственного развития детей дошкольного возраста, представлены взгляды и идеи ученых по указанной проблеме. Рассмотрены механизмы реализации Я-концепции в процессе социализации личности дошкольника, подчеркивается роль педагогов и родителей в его нравственном становлении. Дошкольный возраст это сенситивный период, когда ребенок наиболее восприимчив к воспитательному воздействию со стороны родителей, педагогов дошкольных образовательных учреждений. Отмечено, что воспитательное воздействие на ребенка должно осуществляться в рамках совместной деятельности, сотворчества и сотрудничества. Подчеркивается актуальность создания развивающей среды, которая включает культурные, исторические ценности и ценностные постулаты, детерминированные на современном этапе развития общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сибилева Людмила Владимировна, Быстрай Елена Борисовна, Артеменко Борис Александрович, Путина Елизавета Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Рsychological and pedagogical problems of social and moral development of preschooler personality

The main idea of the article is the problem of social and moral development of preschoolers. The views and ideas of scientists according to this issue and considered the mechanisms of the realization of the one’s self-concept in the process of preschooler’ personality socialization are represented. The role of teachers and parents in his moral formation is emphasized. The preschool age is sensitive to the educational influence of parents, teachers of preschool educational institutions, as well as to the spontaneous perception of the adult’ behavioral patterns. The educational impact on the child must be implemented through the joint action, co-creation and collaboration. The article emphasizes the relevance of the creation of developing environment, which considers the cultural and historical values and axiological postulates, determinate of present stage of development of modern society.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические проблемы социально-нравственного развития личности ребенка дошкольного возраста»

УДК 372 ББК 74.100.53

Л.В. Сибилева, Е.Б. Быстрай, Б.А. Артеменко, E.В. Путина

психолого-педагогические проблемы социально-нравственного развития личности ребенка дошкольного возраста

В статье акцентируется значимость социально-нравственного развития детей дошкольного возраста, представлены взгляды и идеи ученых по указанной проблеме. Рассмотрены механизмы реализации Я-концепции в процессе социализации личности дошкольника, подчеркивается роль педагогов и родителей в его нравственном становлении. Дошкольный возраст - это сенситивный период, когда ребенок наиболее восприимчив к воспитательному воздействию со стороны родителей, педагогов дошкольных образовательных учреждений. Отмечено, что воспитательное воздействие на ребенка должно осуществляться в рамках совместной деятельности, сотворчества и сотрудничества. Подчеркивается актуальность создания развивающей среды, которая включает культурные, исторические ценности и ценностные постулаты, детерминированные на современном этапе развития общества.

Ключевые слова: дошкольный возраст, социализация детей дошкольного возраста, «Я»-концепция, социально-нравственное развитие.

L.V. Sibileva, E.B. Bystrai, B.A. Artemenko, E.V. Putina

рsychological and pedagogical problems of social and moral development of preschooler personality

The main idea of the article is the problem of social and moral development of preschoolers. The views and ideas of scientists according to this issue and considered the mechanisms of the realization of the one's self-concept in the process of preschooler' personality socialization are represented. The role of teachers and parents in his moral formation is emphasized. The preschool age is sensitive to the educational influence of parents, teachers of preschool educational institutions, as well as to the spontaneous perception of the adult' behavioral patterns. The educational impact on the child must be implemented through the joint action, co-creation and collaboration. The article emphasizes the relevance of the creation of developing environment, which considers the cultural and historical values and axiological postulates, determinate of present stage of development of modern society.

Key words: preschool age, socialization of children of preschool age, one's self-concept, social and moral development.

Российское общество по-прежнему достаточно неустойчиво. Несмотря на возросший авторитет государства в сфере международной политики, граждане испытывают постоянные трудности, продолжается падение уровня жизни населения страны. Отсутствие официальной идеологии не способствует эффективному формированию гражданского сознания и нравственных позиций. В качестве образца предлагается деидеологизиро-ванный либеральный стандарт, сущность

которого скрывается за приоритетом земных интересов над нравственными ценностями. В образовании происходят порой ничем необъяснимые преобразования. Технологизация, компьютеризация и глобализация все больше овладевают общественным сознанием людей, лишая опоры на нравственные критерии и подменяя их примитивной психологией потребителя. Место полноценного, эмоционально насыщенного семейного и общественного воспитания занимает про-

о

X

X

ф

са

н о са

го ^

TP

о о X го .0 О.

^ я 2

J о ° ^

о о

_ X -О _0

ф О

О о Q-4 с го ф i£ S X i£ ф

ою ф ф

Z

О I-

ГО о Ч X

С i о ^ к

§¡5

X со

" го IZ О.

го

X

£

С т и]

о" ^

X

ф

ф

н

а <

ш

>х" го

Н О .0 ш

из и]

го" ей

Ф Ц

X

ю

X

О Ш

ведение праздников, развлекательных кампаний в контексте либеральных ценностей, подменяется система социально-нравственных эталонов, в качестве образцов для подражания предлагаются многочисленные персонажи из западных и отечественных фильмов, насыщенных тревогой, агрессией и насилием.

Значение дошкольного возраста состоит в том, что это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, время начальной социализации, формирования личностных качеств. Данный период маркирован наличием нормативности и спонтанности поведения и оценок одновременно. Дошкольник в силу отсутствия социального опыта старается следовать нормам и поведенческим правилам, принятым в обществе, и в этом смысле его поведение нормативно в ситуациях, контролируемых взрослыми людьми. При отсутствии внешнего контроля дошкольник не в состоянии соблюдать правильные поведенческие паттерны, т.к. произвольный контроль за собственными действиями у него еще не очень стабилен. Спонтанность поведения дошкольника проявляется также и в том, что он с удовольствием копирует внешние образцы поведения как взрослых, так и своих сверстников, но в своем стремлении к подражанию он некритичен. Он спонтанно воспринимает и копирует не только позитивные социальные образцы поведения, но и негативные. В этой связи чрезвычайно важна роль взрослого, который призван способствовать социально-нравственному развитию дошкольников, формированию умения осознавать ошибки других людей, т.е. формированию социальной независимости поведения. Кроме того, психические особенности дошкольников являются хорошим базисом для реализации вышеназванных процессов.

Для детей дошкольного возраста характерны высокая восприимчивость, легкая обучаемость, пластичность нервной системы, которые создают возможности для социального развития личности. Сообщество детей смело можно назвать лабораторией социального творчества. В среде сверстников они образу-

ют различные по своей направленности и значению объединения, пробуют разнообразные формы поведения, выполняют множество социальных ролей, отбирают наиболее приемлемые для себя формы поведения, эмоциональные реакции. Основными результатами таких взаимоотношений являются: возможность становиться полноценным членом общества, своевременно приобщиться к правилам, нормам, выполнению определенных обязанностей. Благодаря всем видам совместной деятельности, в которые дети вступают, происходит их адаптация к социальной среде, интеграция в общество.

Общественная сущность как одно из проявлений личности привлекала к себе внимание философов, педагогов, психологов (К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Божович, Д. Гилфорт, Э. Креч-мер, А. Маслоу, Дж. Г. Мид, А.В. Мудрик, А.Н. Леонтьев и др.). Проблема социализации по-прежнему притягивает исследователей, о чем свидетельствуют работы отечественных психологов (А.В. Петровский, В.С. Мухина, Д.И. Фельдштейн и др.). В своих трудах А.В. Петровский рассмотрел закономерную смену фаз адаптации, индивидуализации и интеграции в процессе развития личности. Д.И. Фель-дштейн подверг анализу психологические закономерности социального развития личности в онтогенезе. В качестве механизмов социализации В.С. Мухина выделила идентификацию и обособление личности, которые помогают приобретать социальный опыт и уже в дошкольном возрасте становятся регуляторами социально приемлемого образа жизни и поведения. С помощью понятия «идентификация» предпринимаются попытки объяснить принятие личностью материальной и духовной культуры представителей своего общества (С.Л. Рубинштейн, И.С. Кон и др.). Б.Г. Парыгин характеризует процесс социализации как вхождение в социальную среду, приспособление к ней, освоение определенных ролей и функций. В сложном процессе приобщения ребенка к социальной жизни усваиваются социокультурные навыки, накапливается опыт, приобретаются

необходимые знания, умения, постигаются традиции [4, с. 7-10].

В самом общем смысле под социализацией понимается совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает социальный опыт и во всем многообразии человеческих отношений в результате общения и деятельности усваивает определенные нормы и ценности, дающие ему возможность функционировать как члену общества [3, с. 159].

Дети дошкольного возраста успешно социализируются в организованном пространстве, но при этом уже от рождения являются социальными существами, что подтверждается выводами Л.С. Выготского о том, что ребенок, родившись, уже задан как элемент определенной культуры, определенных социальных связей. В этой связи необходимо припомнить утверждение И.Г. Песталоцци о том, что «Час рождения ребенка есть час его обучения». Нельзя забывать о двусто-ронности процесса вхождения в социум: с одной стороны, ребенок входит в социальную среду, а с другой - сам воспроизводит систему социальных связей и отношений за счет собственной активности (Г.М. Андреева, А.В. Мудрик). Формирующаяся жизненная позиция выводит личность на новый уровень своего развития, когда она будет способна осуществлять функцию самоконтроля и саморегуляции. Таким образом, социальные отношения со средой, взаимодействие в постоянно расширяющихся сферах деятельности способствуют развитию личности и требуют от нее принятия всех норм и правил проживания среди других, усвоения социальных ценностей. Осмысление процессов воспитания и развития включает в себя два момента: стихийность и неуправляемость, с одной стороны, организованность и целенаправленность, с другой. Деятельность взрослых на всех этапах жизнедеятельности детей будет определяющей.

Дошкольный возраст - это время формирования внутреннего мира, расширения самосознания, формирование Я-концепции, а также период формирования личности ребенка как члена обще-

ства и обогащения его социальных связей. Это возраст интенсивного становления социальных потребностей и частичной их реализации, вместе с тем это и время активного взросления ребенка. Уже с полуторогодовалого возраста ребенок осознает свое индивидуальное начало, а самого себя как активно действующее существо. До данного возраста ребенок называл себя третьим лицом: «Таня хочет пить» и т.д. Осознание своего «Я» является главным позитивным результатом развития на данном этапе. В определенной степени ребенок приобретает чувство независимости. На этой стадии формирования Я-концепции необходима поддержка со стороны взрослых, выражающаяся в одобрении действий дошкольника, в избегании конфликтов, связанных с запретом, если речь не идет об абсолютно недопустимых или представляющих для его жизни опасность вещах.

Начиная с 4-летнего возраста у ребенка появляются собственные представления о том, каким он может стать в будущем человеком. Для него характерна активная познавательная деятельность, высокая степень любознательности. В это же время он начинает понимать границы дозволенного и недозволенного. На этой стадии формирования Я-концепции для дошкольника очень важной является реакция взрослых на его поведение. Взрослым же необходимо, реагируя на любознательность и другие проявления ребенка, не вызывать у него чувство вины за поведение и активность.

Учет вышеназванных особенностей формирования Я-концепции дошкольника, его психического развития вызвали к жизни и концепцию воспитания счастливого ребенка, реализация которой способствует социально-нравственному становлению ребенка. Ранее в дошкольной педагогике превалировала концепция, согласно которой, сами взрослые выстраивают перспективы для ребенка: если будешь слушаться взрослых, хорошо учиться, то станешь счастливым человеком. Постулатом концепции воспитания счастливого человека является утверждение о том, что ты изначально родился счастливым человеком, и поэтому ты мо-

о

X

X

ф

ш I-о ш

го ^

го н о го

со О _ СО

^ о ° ^

о о

_ X -й -О

ф о

о о О-Ч

с го ф ^

_ X

!а£ ф

ою ф ф

^ О.

X О I-

ГО о

? i

О £

X со

" го С О.

го

X

£

с т и]

о"

X

ф

ф

н

а <

ш

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

>х" го

Н О .0 ш

из и]

го" ей

Ф Ц

X

ю

X

О Ш

жешь хорошо учиться, у тебя все получится, тебе все по плечу. Условием успешной реализации данной концепции и ранней социализации ребенка является наличие у родителей и воспитателей чувства глубокого уважения к личности ребенка и их желание сформировать умение жить среди людей и уважать свою самость и собственное достоинство.

Счастливый ребенок уверен в себе, он легко и с удовольствием, открыто и доверчиво общается с людьми - взрослыми и детьми. Он оптимистичен, все воспринимает с радостью, любознателен и т.д., но воспитать такого ребенка можно, если и родители, и воспитатели проникнутся и научат его чувству собственного достоинства и умению жить среди людей.

Известно, что сущность социализации заключается в переводе социальных норм во внутренний мир человека, во включении их в систему личностных смыслов, формировании на основе социальной нормы системы личностных позиций, установок. В этом творческом процессе отслеживается постепенное преобразование личности и обретение качеств, необходимых в социальной жизни.

Усвоенные и принятые ребенком общественные нормы представляют собой срез с общей характеристики социального поведения людей в процессе культурно-исторического развития и функционирования общества, соответствующие типу культуры и характеру его организации. Компонентами социальной культуры являются признание общечеловеческих ценностей, соблюдение правил культурного взаимодействия, принятие норм поведения, запретов, установленных в сообществе, соблюдение нравственных принципов. В соответствии с этим образовательные учреждения большое внимание уделяют формированию у подрастающего поколения гуманных чувств, умения решать проблемы, самоконтролю эмоциональных проявлений. Важно понять, что нормы жизни, зафиксированные в обществе, не должны признаваться как догмы, их необходимо принять осознанно как условия и необходимость.

Задачи социально-нравственного формирования личности дошкольника решаются на основе целесообразного отбора средств, методов, педагогических приемов в их сочетании. Например, В.Г. Нечаева выделяет следующие направления нравственного воспитания дошкольников: организация практического опыта, предусматривающая метод приучения; формирование нравственного сознания (нравственных представлений, суждений и оценок); стимулирование чувств и отношений. Эффективный результат методы дают в определенных условиях: метод должен быть гуманным, осуществимым, не шаблонным, тактично использоваться [2, с. 22-23]. Педагогу необходимо учитывать значение и степень сложности формируемого качества, понимать, что потребуется время, предвидеть результаты, учитывать принцип системности и комплексности. Средством нравственного воспитания является разнообразная деятельность детей: труд, игра, общение. Каждый вид деятельности имеет свою специфику в контексте возрастных и индивидуальных особенностей и, безусловно, оставляет свой след.

Д.Г. Левчук и О.М. Потаповская выдвигают системный подход в решении проблемы воспитания детей и молодежи с акцентом на региональный компонент. Протоиерей Е. Шестун предлагает следующую формулировку: духовно-нравственное воспитание понимается как процесс содействия духовно-нравственному становлению человека и формированию у него: нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма); нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости); нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний); нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли) [1, с. 9]. Эти положения не только не расходятся с общепринятыми в педагогике, они дополняют и уточняют задачи восстановления

духовного и нравственного потенциала народа в целях возрождения духовности и нравственности, а также сохранения тем самым государственности и идентичности.

Изучая состояние проблемы социально-нравственного воспитания в образовательном процессе, выявили, что у детей старшего дошкольного возраста в основном сформировался интерес к нравственным категориям благодаря рационально организованной жизни. Однако показатели осознания детьми нравственных норм, эмоционального отношения к ним, уровень развития направленности личности, проявляющийся во взаимодействии со сверстниками, в основном невысокие. Это, безусловно, связано с возрастными особенностями, с уровнем развития сознания, с семейным воспитанием, деятельностью средств массовой информации, открытыми и доступными для восприятия явлениями реальной жизни и невозможностью их нравственной оценки на данном этапе возрастного развития. Другой причиной являются педагогические недоработки и ошибки, недостаточная компетентность педаго-

гов в организации и проведении своей собственной деятельности в плане развития социально-нравственного сознания и соответствующего поведения детей. Каждый раз нестабильность и изменения, происходящие в обществе, его проблемы и трудности создают препятствия в эффективном решении воспитательных задач, отвлекают от насущных проблем воспитания подрастающего поколения.

Резюмируя вышеизложенное, следует отметить, что дошкольный возраст сензитивен к воспитательному воздействию родителей, педагогов дошкольных образовательных организаций, а также к спонтанному восприятию поведенческих образцов взрослых. Учитывая положения Я-концепции, мы отмечаем, что воспитательное воздействие на ребенка должно реализовываться через совместную деятельность, сотворчество и взаимодействие. В дошкольных образовательных организациях необходимо создать развивающую среду, учитывающую культурно-исторические ценности и аксиологические постулаты, детерминированные настоящим этапом развития современного общества.

Библиографический список

1. Левчук, Д.Г. Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи России: комплексное решение проблемы [Текст] / Д.Г. Левчук, О.М. Потаповская. - М.: Планета 2000, 2003. - 63 с.

2. Нечаев, В.Г. Нравственное воспитание в детском саду [Текст] / В.Г. Нечаева, Т.А. Маркова, Р.И. Жуковская [и др.]. - М.: Просвещение, 1984. - 272 с.

3. Сибилева, Л.В. Гендерная социализация как составляющая процесса вхождения личности в общество [Текст] / Л.В. Сибилева, Е.В. Путина // Фундаментальная и прикладная наука: сб. науч. статей. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2015. - С. 159-161.

4. Сибилева, Л.В. Формирование готовности студентов педвуза к духовно-нравственному воспитанию школьников в процессе педагогического творчества [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / Л.В. Сибилева. - Челябинск, 2005. - 199 с.

References

1. Levchuk D.G., Potapovskaya O.M. Moral education of children and young people in Russia: a complete decision of the problem. M.: Izd-vo «Planeta 2000», 2003. P. 63. [in Russian].

2. Nechayev V.G., Markov T.A., Zhukovskaya R.I. et al.. Moral education in kindergarten. M.: Prosvesh-chenie, 1984. P. 272. [in Russian].

3. Sibileva L.V., Putina E.V. Gender socialization as part of the process of person entering into society. Fundamentalnaia iprikladnaia nauka. Chelyabinsk Izd-vo CSPU, 2015. P. 159-161. [in Russian].

4. Sibileva L.V. Formation of readiness of pedagogical high school students to the moral education of preschoolers in the process of pedagogical creativity. Dis. ... cand. of sciences (Education). Chelyabinsk, 2005. P. 199. [in Russian].

Сведения об авторах:

Сибилева Людмила Владимировна,

кандидат педагогических наук, доцент,

доцент кафедры педагогики

и психологии детства,

Южно-Уральский

государственный

гуманитарно-педагогический

университет,

г. Челябинск, Российская Федерация. &mail: sibilevalv@cspu.ru

Быстрай Елена Борисовна,

доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой немецкого языка и методики обучения немецкому языку, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,

г. Челябинск, Российская Федерация. &mail: bistraieb@cspu.ru

Артеменко Борис Александрович,

кандидат биологических наук, доцент кафедры теории, методики и менеджмента дошкольного образования, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,

г. Челябинск, Российская Федерация. &mail: artemenkoba@cspu.ru

Information about the authors: Sibileva Lyudmila Vladimirovna,

Candidate of Sciences (Education), Academic Title of Associate Professor, Associate Professor, Department of Pedagogy and Psychology of Childhood, South-Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russian Federation. E-mail: sibilevalv@cspu.ru

Bistray Elena Borisovna,

Doctor of Sciences (Education), Academic Title of Professor, Head, Department of the German Language and German Language Teaching Methods, South-Ural State Humanitarian Pedagogical University,

Chelyabinsk, Russian Federation. E-mail: bistraieb@cspu.ru

Artemenko Boris Alexandrovich,

Candidate of Sciences (Biology), Associate Professor, Department of Theory, Methods and Management of Preschool Education,

South-Ural State Humanitarian Pedagogical University,

Chelyabinsk, Russian Federation. E-mail: artemenkoba@cspu.ru

ro

X X

k 1=

od llí

о"

X

Ф S Ф

H <

Путина Елизавета Валерьевна,

магистрант кафедры специальной педагогики, психологии и предметных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. &mail: lyudmilasibileva@mail.ru

Putina Elizaveta Valer'evna,

Master student,

Department of Special Pedagogy, Psychology and Subjects Teaching Methods, South-Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russian Federation. E-mail: lyudmilasibileva@mail.ru

lq

>5~ (0

H О -О lq

Ш llí

(О са

Ф Ц

X

ю О od

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.