УДК 373.24
DOI: 10.26140/anip-2019-0801-0060
ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ПРИОБЩЕНИЯ К ИСКУССТВУ
© 2019
Самсоненко Людмила Сергеевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной и педагогической психологии Шавшаева Людмила Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного, коррекционного, дополнительного образования и проблем воспитания
Оренбургский государственный педагогический университет (460000, Россия, Оренбург, ул. Советская, д. 2, e-mail: koltureva@yandex.ru)
Аннотация. В настоящее время кризиса нравственного развития особую актуальность приобретает проблема формирования нравственной сферы подрастающего поколения. Наиболее благоприятным периодом для становления нравственных качеств личности выступает период старшего дошкольного возраста. В представленном исследовании на констатирующем этапе эксперимента выявлены содержательные особенности сформированности нравственных качеств дошкольников на разных уровнях, определяющие необходимость развивающей работы. Обоснованным средством для развития нравственной сферы дошкольников выступает включение детей в занятия искусством. В рамках экспериментальной работы было разработано и реализовано в образовательном процессе дошкольной образовательной организации научно-методическое обеспечение формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста, включающее парциальную программу по формированию нравственных качеств, конспекты занятий, проектирование развивающей предметно-пространственной среды и взаимодействие с родителями. Результаты повторной диагностики показали повышение уровня сформированности нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста, включенных в занятия искусством. Представленное научно-методическое обеспечение формирования нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста может быть реализовано работниками дошкольных образовательных организаций как средство формирования нравственных качеств старших дошкольников. Приоритетными направлениями дальнейших исследований могут стать: проектирование и реализация научно-методического обеспечения по формированию нравственных качеств в других видах деятельности детей; разработка комплекса педагогических условий для других возрастных групп.
Ключевые слова: нравственные качества, дети старшего дошкольного возраста, дошкольная образовательная организация, искусство, научно-методическое обеспечение, парциальная программа, развивающая предметно-пространственная среда, взаимодействие.
THE FORMATION OF MORAL QUALITIES IN CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE IN THE CONDITIONS ATTACHED TO THE ART
© 2019
Samsonenko Lyudmila Sergeyevna, candidate of psychological sciences, associate professor, department of «Age and pedagogical psychology» Shavshayeva Lyudmila Yurevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, department of «Preschool, Correctional, Additional Education and Problems of Education» Orenburg State Pedagogical University (460000, Russia, Orenburg, Sovetskaya St., 2, e-mail: koltureva@yandex.ru)
Abstract. At present, the crisis of moral development is of particular relevance to the problem of formation of the moral sphere of the younger generation. The most favorable period for the formation of moral qualities of the individual is the period of preschool age. In the present study at the ascertaining stage of the experiment revealed meaningful features of the formation of moral qualities of preschool children at different levels, determining the need for developmental work. A reasonable means for the development of the moral sphere of preschool children is the inclusion of children in the arts. As part of the experimental work was developed and implemented in the educational practice of pre-school educational organization scientific and methodological support for the formation of moral qualities in children of preschool age, including a partial program for the formation of moral qualities, summaries of classes, modeling of developing subject-spatial environment and interaction with parents. Re-diagnosis showed a positive dynamics of formation of moral qualities in children of preschool age included in the arts. The presented scientific and methodological support for the formation of moral qualities in children of preschool age can be recommended to employees of preschool educational organizations as a means of formation of moral qualities in children of preschool age. Promising areas of further research may be: development and testing of scientific and methodological support for the formation of moral qualities in other activities of children; development of a set of pedagogical conditions for other age groups.
Keywords: moral qualities, children of the advanced preschool age, the preschool educational organization, art, scientific and methodological support, partial program, developing subject-spatial environment, interaction.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Современное общество характеризуется кризисом нравственного развития подрастающего поколения. В настоящее время активно предпринимаются попытки обосновать национальную идею для создания целостной системы ценностей в современной России. Принят ряд нормативных документов в сфере гражданского образования, духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи («Десятилетие детства» (утв. Указом Президента РФ № 240 от 29.05.2017 г.), Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р). Приоритет на нравственное развитие личности ребенка как составляющей личностного развития провозглашает и Федеральный государственный
образовательный стандарт дошкольного образования, что нашло отражение в целевых ориентирах: наличие установок положительного восприятия мира, различных видов деятельности, окружающих людей и самого себя; способности к учету интересов и чувств других, сопереживанию неудачам и радости за успехи других, адекватному проявлению своих чувств, стремление к разрешению конфликтов [1].
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Психолого-педагогическая наука накопила определенный опыт в изучении и развитии нравственной сферы личности. Так, в работах Ю.К. Бабанского [2], Е.В. Бондаревской [3], Т.П. Гавриловой [4], И.А. Каирова [5], Б.Т. Лихачева
Samsonenko Lyudmila Sergeyevna, Shavshayeva Lyudmila Yurevna THE FORMATION OF MORAL QUALITIES IN CHILDREN ...
[6], А.С. Макаренко [7], И.П. Подласого [8], В.А. Сухом-линского [9], И.С. Якиманской [10] раскрываются содержание основных понятий теории нравственного воспитания, содержания, методов нравственного воспитания. Также в отечественной педагогике и психологии рассматривается формирование нравственных качеств в контексте следующих направлений: место знаний об окружающей социальной действительности и морали (С.А. Козлова [11], Н.Н. Поддъяков [12]); значение гуманных чувств в становлении морально-нравственного образа детей (В.В. Бойко [13], Л.Я. Гозман [14], А.В. Запорожец [15]); возможности различных видов деятельности в формировании нравственных качеств, отношений (Г.А. Баргаева [16], Е.П. Ильин [17], Н.В. Мельникова [18]); значимость воспитательных воздействий на формирование нравственных качеств (В.Г. Нечаева [19], С.В. Петерина [20]).
Наиболее благоприятным периодом для становления нравственных качеств личности, когда сформирована внутренняя готовность к принятию социального влияния, выступает период старшего дошкольного возраста (Л.С. Выготский [21], В.С. Мухина [22], Д.Б. Эльконин [23]). Основывается становление данных качеств на развивающейся способности дошкольников к оценочной деятельности, потребности в одобрении и признании взрослых.
Анализ исследований различных авторов (Л.С. Выготский [21], Т.П. Гаврилова [4], Е.А. Киянченко [24], М.И. Лисина [25]), показал, что средствами формирования нравственных качеств в дошкольном возрасте выступают различные виды деятельности: игровая, учебная, общение. По мнению В.Г. Нечаевой, Т.А. Марковой [19], Н.В. Мельниковой, Р.В. Овчаровой [26], особой возможностью для формирования нравственных качеств обладает искусство.
Однако, несмотря на значительное количество исследований, посвященных развитию нравственной сферы личности, остается ряд противоречий, существующих в практике работы дошкольной образовательной организации: между необходимостью системной методической работой при формировании нравственных качеств у детей дошкольного возраста и ситуативностью этой деятельности в дошкольных образовательных организациях; между необходимостью в научно-методическом сопровождении целенаправленного формирования нравственной сферы в дошкольной организации и недостаточной разработанностью научно-методического обеспечения процесса формирования нравственных качеств в дошкольном возрасте.
Обозначенные противоречия и необходимость их разрешения обусловливают актуальность выбранной проблемы формирования нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста в условиях приобщения к искусству, способствуют определению цели исследования.
Формирование целей статьи (постановка задания). Цель исследования - теоретически обосновать и апробировать возможности искусства в формировании нравственных качеств у старших дошкольников. Для достижения цели были сформулированы следующие задачи: проанализировать содержание понятия «нравственные качества» в старшем дошкольном возрасте; выявить педагогические возможности искусства в формировании нравственных качеств старшего дошкольника; обосновать и апробировать диагностический инструментарий по изучению сформированности нравственных качеств у старшего дошкольника; разработать и внедрить в образовательный процесс научно-методическое обеспечение по формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.
Цель статьи - раскрыть результаты исследовательской работы для работников образования.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результа-
тов. В данном исследовании, опираясь на личностно-деятельностный подход, а также концепцию развития нравственной сферы личности в дошкольном возрасте Н.В. Мельниковой [27], мы будем рассматриваем понятие нравственных качеств как интегративный феномен целостного взаимодействия нравственного сознания (когнитивный компонент), чувств, отношений, переживаний (эмоциональный компонент) и поведения (поведенческий компонент).
В эксперименте участвовали дети старшего дошкольного возраста 6-7 лет в количестве 40 человек, посещающие дошкольные образовательные организации города Оренбурга. Из них 25 мальчиков и 15 девочек. Все участники исследования были разделены на две группы - экспериментальная (20 детей) и контрольная (20 детей). Дети экспериментальной группы были включены в реализацию парциальной программы по развитию нравственных качеств средствами искусства. Также их родители стали участниками совместной работы с педагогами по формированию нравственных качеств у старших дошкольников.
Комплексный диагностический инструментарий включал следующие методики: для изучения когнитивного компонента - первое задание из авторской методики Н.В. Мельниковой, Р.В. Овчаровой формирования нравственного сознания дошкольника [27]. В данном задании проверяется знание и понимание следующих нравственных понятий: хорошо-плохо, можно-нель-зя, вежливость-грубость, правда-ложь, добро-зло, щедрость-жадность, сострадание-равнодушие, терпимость-нетерпимость, отзывчивость-черствость, милосердие-жестокость; для изучения эмоционального компонента -первое задание авторской методики Н.В. Мельниковой, Р.В. Овчаровой формирования нравственных чувств и переживаний дошкольника [27]; для изучения поведенческого компонента - второе задание авторской методики Н.В. Мельниковой, Р.В. Овчаровой формирования нравственного поведения дошкольника [27].
Представим результаты исследования сформирован-ности нравственных качеств на констатирующем этапе в контрольной и экспериментальной группах старших дошкольников.
По результатам выполнения первого задания авторской методики Н.В. Мельниковой, Р.В. Овчаровой формирования нравственного сознания дошкольника как в экспериментальной, так и в контрольной группах были определены три подгруппы: с низким, средним и высоким уровнем сформированности когнитивного компонента.
Большая часть детей (55% в экспериментальной группе и 60% в контрольной группе) была отнесена к низкому уровню сформированности когнитивного компонента нравственных качеств. Дети в данной группе смогли дать определение не более трех пар понятий из десяти. Можно сказать, что дети в этой группе не ориентируются или имеют достаточно размытые представления о базовых нравственных понятиях. Некоторые дети даже показали робость, закрытость, отказавшись отвечать на вопросы.
К среднему уровню сформированности когнитивного компонента мы отнесли 35% детей экспериментальной группы и 30% детей контрольной группы. Эти дети смогли дать определение 4-6 пар базовых нравственных понятий. Данная группа детей достаточно хорошо ориентируется в понятийном поле, способны привести примеры проявления нравственных качеств, знают нравственные нормы на достаточном уровне.
Высокий уровень когнитивного компонента показали 10% воспитанников из каждой группы. В данной группе дети адекватно определили более 6 пар понятий из 10. Эти дети успешно приводили примеры, уверенно называли нравственные требования к действиям, объясняли причину выполнения нравственных норм.
Анализ результатов изучения эмоционального ком-
понента также позволяет полученные данные разделить на три уровня сформированности эмоционального компонента нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста: низкий, средний и высокий. Около 70% детей из обеих групп можно отнести к низкому уровню. Воспитанники этой группы смогли адекватно соотнести не более 3 пар нравственных понятий с изображением эмоций. В этой группе дети слабо ориентируются в нравственных переживаниях, не могут соотнести настроение людей с конкретной ситуацией, объяснить возможные причины возникновения нравственных чувств и эмоций.
На среднем уровне сформированности эмоционального компонента оказались 25% детей в экспериментальной и 30% детей в контрольной группах. Дети в этой группе смогли адекватно соотнести от 4 до 6 пар понятий с выражением эмоций. Можно сделать вывод, что в данной группе дети достаточно ориентируются в мире нравственных эмоций, могут связать нравственные представления и переживания. Но все же некоторые понятия и эмоции дети соотнесли не адекватно (например, соотнесли терпимость и обида; щедрость и стыд). Кроме того, дети этой группы не всегда могли объяснить причины возникновения таких чувств.
К высокому уровню сформированности эмоционального компонента нравственных качеств мы не смогли отнести ни одного участника эксперимента.
По результатам диагностики поведенческого компонента участников эксперимента также разделили на три группы. К высокому уровню сформированности поведенческого компонента нравственных качеств не было отнесено ни одного ребенка.
Результаты показали преобладание в обеих группах низкого уровня - 65% в экспериментальной группе и 70% в контрольной группе. Дети из этой группы представили поведение в соответствии с нравственными нормами только в 2-3 ситуациях. В остальных ситуациях ответы носили эгоистический или даже агрессивный характер. Например, в ситуации «Если дети попросят у меня самую хорошую игрушку» были ответы: «Никому не отдам, это мое», «Стукну, если будут просить»; в ситуации «Если я вижу, как мальчик обижает девочку» были ответы: «Убегу, вдруг и меня будет обижать», «Скажу брату, он этого мальчика накажет».
К среднему уровню было отнесено 35% детей экспериментальной группы и 30% контрольной группы. В этой группе дети рассказали о поведении, которое можно отнести к соответствующему нравственным нормам, в 5-6 ситуациях. В этой группе в целом дети справились, объясняли возможные поступки с позиции нравственных норм. Но не всегда могли объяснить необходимость действий, которые предлагали, а в ряде случаев совсем не справились. Например, вызвала затруднение ситуация «Когда я говорю неправду». Несколько человек ответили: «Это я шучу, наверно». Также сложности вызвали ситуации «Когда у мамы болит голова» и «Когда в мультике гномик умирает». Ответы носили эгоистический, иногда агрессивный или равнодушный ответ. Например, «Пусть мама таблетку выпьет», «Значит это был зной гном».
Итак, анализ результатов диагностических методик позволяет сделать вывод, что у большинства старших дошкольников, принимавших участие в эксперименте, нравственные качества сформированы на низком уровне.
Можно сделать вывод, что участники эксперимента - дети старшего дошкольного возраста нуждаются в организации целенаправленной системы работы в детском саду, направленной на развитие у них способности правильно и осознанно оценивать собственное поведение и поведение других с позиций нравственной нормы, ориентироваться в эмоциональных состояниях окружающих проявлять доброжелательность, доброту, отзывчивость, честность.
В нашем исследовании было разработано содержание научно-методического обеспечения процесса формирования нравственных качеств старших дошкольников через приобщение к искусству, включающее: парциальную программу по формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста, конспекты занятий, моделирование развивающей предметно-пространственной среды и взаимодействие с родителями по проблеме исследования.
Представим последовательно реализацию всех составляющих научно-методического обеспечения:
1. Парциальная программа по формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста «Родничок».
Центральным направлением программы является социально-коммуникативное развитие (усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности). Так как ведущим средством в программе выступают различные виды искусств также значимое место в программе занимает художественно эстетическое развитие (становление эстетического отношения к окружающему миру, стимулирование сопереживания персонажам произведений).
Новизну данной парциальной программы составляет комплексное использование различных видов искусств как средства разностороннего развития дошкольника (согласно образовательным областям); проектирование парциальной программы в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
Цель программы: формирование нравственных качеств у старших дошкольников в условиях приобщения к искусству.
Задачи: формирование у старших дошкольников осознанных представлений о нравственных нормах, правилах, традициях; формирование этических и нравственных чувств, переживаний (сочувствие, чувство ответственности, справедливости, стыда, коллективизма и других); формирование умения предвидеть заранее положительные или отрицательные последствия предполагаемого поступка; формирование навыков саморегуляции, необходимых для реализации нравственно-ценного поступка; формирование устойчивого интереса к различным видам искусств.
Основные формы и методы работы с детьми: беседы на темы нравственности, анализ положительных примеров в различных произведениях, убеждение, одобрение, позитивная оценка нравственных действий ребенка, моделирование нравственных ситуаций, анализ конфликтных ситуаций из жизни и в игре, рассмотрение моральных дилемм, проговаривание нравственных чувств, эмоций, упражнения из различных тренингов (социально-психологического тренинга, тренинга эмпатии), создание ситуаций успеха детей в разных видах деятельности.
Содержание парциальной программы разработано с опорой на модульную структуру. В программу входит три модуля:
Модуль 1. «Литературное искусство для детей». Модуль предполагает обсуждение народных сказок о дружбе, о хитрости, про зло и добро, про умных и глупых, жадных и щедрых; чтение рассказов и стихов разных писателей и поэтов. Обсуждение поступков, чувств, которые передаются в литературных произведениях. Для разработки содержания данного модуля использовались работы Ф.Ф. Галяутдиновой, В.В. Маловой, И.В. Стишенок [28, 29, 30].
Модуль 2. «Изобразительное искусство» включает анализ и сравнение картин различных художников, знакомство с разными приемами рисования, рисование на темы нравственности. Возможна организация выставки рисунков. Содержательно данный модуль разрабатывался с опорой на исследования С.Д. Дерябо [31], И.А. Петровой [32], И.В. Штанько [33].
Модуль 3. «Искусство театра и кино». Данный модуль предлагает детям поучаствовать в различных те-
Samsonenko Lyudmila Sergeyevna, Shavshayeva Lyudmila Yurevna pedagogical
THE FORMATION OF MORAL QUALITIES IN CHILDREN ... sciences
атрализованных играх и постановках, совместное сочинение спектакля, обсуждение любимых мульт- и киноперсонажей. Детям предлагается поразмышлять над положительными и отрицательными поступками персонажей мультфильмов и кино, проанализировать способы исправления последствий безнравственных поступков. При разработке данного модуля мы опирались на работы Н.Ф. Сорокиной [34], А.Н. Харчевниковой [35].
2. Создание развивающей предметно-пространственной среды, направленной на формирование нравственных качеств.
Ведущими условиями создания предметно-пространственной среды для формирования нравственных качеств в условиях приобщения к искусству являются следующие: организация индивидуальной и совместной деятельности детей со сверстниками и взрослыми; создание «уголков уединения»; создание ситуаций свободного выбора (выбор вида деятельности, темы рисунка и др.); полифункциональность помещений и оборудования; соответствие оснащения и материалов возрастным особенностям детей.
В предметно-пространственную среду по формированию нравственных качеств у старших дошкольников в дошкольной организации были включены следующие уголки:
- Уголок «Эмоции и чувства». Данный уголок предполагает формирование у детей понимание выражение эмоций и чувств, как собственных, так и других людей. В этот уголок можно поместить иллюстрации, картины, фотографии с изображением эмоций.
- Уголок театра. Данный уголок способствует формированию творческих способностей, эстетических и нравственных чувств. В этом уголке могут быть всевозможные атрибуты для театрализованных игр и представлений (костюмы, шляпы, декорации). В процессе самостоятельного проигрывания разных ситуаций дети приобретают опыт сопереживания героям, проникновения в содержание произведения.
- Уголок достижений. Наличие такого уголка формирует у детей уверенность в себе, умение радоваться за достижения других, коллективизм, доброжелательность. В данном уголке можно расположить панно с кармашками, содержащими информацию об успехах каждого ребенка; стенд «Звезда недели», на котором размещается поочередно информация о каждом ребенке и его достижениях; панно «Копилка добрых дел», в кармашках которого каждый ребенок собирает фишки за сделанные добрые дела.
- Уголок гнева. Цель создания такого уголка: формирование умений проявления негативных эмоций в приемлемой форме, развитие навыков саморегуляции. В уголке помещается «коврик злости», «мешочек гнева», «коврик дружбы».
- Уголок социализации. Данный уголок направлен на формирование представлений о нравственных нормах, правилах поведения в социуме. В этом уголке можно разместить книги с рассказами и стихами, атрибуты для знакомства с правилами этики (наборы посуды, одежды, мебели), картины с изображением нравственных поступков (помощи, поддержки). Это могут быть картины каких-либо художников или фотографии, кадры из мультфильмов и фильмов, знакомых детям.
3. Организация взаимодействия с родителями по проблеме формирования нравственных чувств средствами приобщения к искусству.
Разработанное научно-методическое обеспечение процесса формирования нравственных качеств старших дошкольников включает взаимодействие с родителями. Предлагались следующие направления взаимодействия с родителями в рамках проблемы исследования:
1. Диагностическая деятельность. В рамках данного вида деятельности собиралась информация об особенностях запросов родителей по проблеме формирования нравственных качеств, а также особенности их собствен-246
ных представлений о нравственной сфере. Применялись следующие формы работы: анкетирование; тестирование, индивидуальные беседы.
2. Просветительская деятельность. Цель данного вида деятельности: информирование родителей о возможностях разных видов искусств в формировании нравственных качеств и особенностями включения в творческую деятельность старших дошкольников. Данный вид деятельности включал следующие формы работы: беседы, групповые и индивидуальные консультации, мини-лекции на групповых собраниях, организационно-деятель-ностные игры, мастер-классы.
3. Организация совместной деятельности детей и родителей. В рамках данного вида деятельности развиваются доброжелательные и доверительные отношения между всеми субъектами образовательного процесса - детьми, педагогами, родителями. Использовались следующие формы работы: совместные праздники, празднование дней рождения с разыгрыванием сценок, чтением стихов, организацией выставок, экскурсий, с организацией чаепитий; социальные акции (спектакли, выставки, экскурсии для малышей, для детей с ОВЗ, для пожилых); конкурсы к традиционным мероприятиям (конкурсы аппликаций, рисунков, скульптур, фотографий к дню семьи, дню матери, дню отца и т.п.).
В предложенных видах деятельности родители дошкольников получают возможность для совершенствования своей нравственной культуры, для развития в семье благоприятной атмосферы для формирования нравственных отношений. Кроме того родители получают опыт разъяснения детям нравственных норм и правил, создания ситуации успеха для ребенка, оказания эмоциональной поддержки своему ребенку.
Дети как субъекты образовательной среды включены в процесс взаимодействия с родителями, что дает им возможность более активно усваивать нравственные образцы поведения, получить опыт морального выбора, переживания позитивных совместных эмоций.
В процессе наблюдения за родителями в процессе совместной деятельности было отмечено, что родители демонстрируют заинтересованность к занятиям различными видами искусств, активно включаются в подготовку мероприятий, изготовление костюмов, разыгрывание ролей в совместных спектаклях, создание совместных картин.
Через десять месяцев после начала реализации парциальной программы, проводилось повторное изучение особенностей нравственной сферы участников экспериментальной работы. Анализ результатов повторной диагностики участников эксперимента позволяет сделать вывод о позитивном влиянии разработанного научно-методического обеспечения процесса формирования нравственных качеств в старшем дошкольном возрасте. Участники экспериментальной группы продемонстрировали улучшение показателей по всем компонентам нравственных качеств. Сформированность когнитивного компонента на высоком уровне показали 35% детей, на среднем - 55%, при этом на низком уровне осталось только 10% участников исследования. Сформированность эмоционального компонента на высоком уровне была выявлена у 20% дошкольников, на среднем - у 65%, на низком уровне осталось 15% детей. К высокому уровню сформированности поведенческого компонента мы отнесли 15% воспитанников, к среднему - 70%, на низком уровне также осталось 15% дошкольников. В целом участники экспериментальной группы показали хорошую степень осознанности базовых нормативных понятий, нравственных норм и правил. Дети характеризуются способностью определения нравственных чувств, пониманием эмоциональных состояний в ситуации нравственного выбора, умением принимать решения, ориентируясь на нравственность поступка, оказывать содействие и сопереживать другому.
Выводы исследования и перспективы дальнейших
изысканий данного направления. Таким образом, в представленном исследовании были выявлены содержательные особенности сформированности нравственных качеств дошкольников на разных уровнях, определяющие необходимость развивающей работы. Обоснованным средством для развития нравственной сферы дошкольников выступает включение детей в занятия искусством. В рамках экспериментальной работы было разработано и реализовано в образовательном процессе дошкольной образовательной организации научно-методическое обеспечение, включающее парциальную программу по формированию нравственных качеств, конспекты занятий, моделирование развивающей предметно-пространственной среды и взаимодействие с родителями. Результаты повторной диагностики показали позитивную динамику сформированности нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста, включенных в занятия искусством.
Представленное научно-методическое обеспечение может быть реализовано работниками дошкольных образовательных организаций как средство формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста. Приоритетными направлениями дальнейших научных поисков могут стать: проектирование и реализация научно-методического обеспечения по формированию нравственных качеств в других видах деятельности детей (трудовая, двигательная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, конструирование, музыкально-художественная); разработка комплекса педагогических условий для других возрастных групп.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (П. 3., п.п. 3.6.3.) (зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) //Российская газета. 2013. 25.11 (№ 265).
2. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1985. 208 с.
3. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентиро-ванного образования. Ростов-на-Дону: Ростовский Педагогический ун-т, 2000. 352 с.
4. Гаврилова Т.П. О воспитании нравственных чувств. М.: Знание, 1984. 80 с.
5. Каиров И.А., Богданова О.С. Азбука нравственного воспитания. М.: Издательский центр ВЛАДОС, 2004. 319 с.
6. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. Серия Педагогическое наследие. М.: ВЛАДОС, 2010. 648 с.
7. Макаренко А.С. О воспитании. М.: Политиздат, 1988. 416 с.
8. Подласый И.П. Педагогика. М: Владос, 1996. 432 с.
9. Сухомлинский В.А. О воспитании. М.: Политическая литература, 1982. 270 с.
10. Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 2002. 96 с.
11. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 416 с.
12. Поддьяков Н.Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка от рождения до 6 лет. Новый взгляд на дошкольное детство. С.-Пб.: Речь, 2010. 105 с.
13. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 2010. 472 с.
14. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М.: МГУ, 1987. 174 с.
15. Запорожец А.В., Неверович Я.З. К вопросу о генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка // Вопросы психологии. 1974. № 6. С. 59-73.
16. Баргаева Г.А. Особенности формирования нравственных качеств личности школьника на современном этапе развития общества // Педагогическое мастерство: материалы VМеждунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). М.: Буки-Веди, 2014. С. 1-3. // URL https:// moluch.ru/conf/ped/archive/144/6411/
17. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. С.-Пб.: Питер, 2012. 752 с.
18. Мельникова Н.В. Развитие нравственной сферы личности дошкольника: автореф. дисс. на соиск-е уч. степ.д-ра пс. наук: 19.00.13. Казань: Курганский Государственный Университет, 2009. 41 с.
19. Нравственное воспитание в детском саду: пособие для воспитателей / под ред. В.Г. Нечаевой, Т.А. Марковой. М.: Просвещение, 1984. 272 с.
20. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1986. 96 с.
21. Выготский Л.С. Развитие личности и мировоззрения ребенка //Психология личности: тексты. М.: Просвещение, 1982. С. 161-166.
22. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменологии развития: учебник для студентов высших учебных заведений. М.: Академия, 2006. 608 с.
23. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. 554 с.
24. Киянченко Е.А. Воспитание осознанного отношения к правилам поведения у детей 5-6 лет: дис. ... канд. пед. наук : 13.00.07. М., 1999. 172 c.
25. Лисина М.И. Общение со взрослыми у детей первых семи лет жизни //Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии / под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика, 1978. 288 с.
26. Мельникова Н.В., Овчарова Р.В. Концепция развития нравственной сферы личности в дошкольном возрасте // Вестник Курганского государственного университета. 2008. №2 (12) С. 49-57.
27. Мельникова Н.В. Нравственная сфера развития личности дошкольника: учебное пособие. Шадринск: ШГПИ, 2010. 109 с.
28. Галяутдинова Ф.Ф. Народные сказки как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста //Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: электронный сб. ст. по мат. L междунар. студ. науч.-практ. конф. Новосибирск. 2017. № 2(50). С. 28-32. URL: https://sibac.info/archive/guman/2(50).pdf.
29. Малова В.В. Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на материале русской народной культуры. М.: Владос, 2013. 351 c.
30. Стишенок И.В. Сказка в тренинге: коррекция, развитие, личностный рост. С.-Пб.: Речь, 2015. 123 с.
31. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Психология отношения к природе. М.: Смысл, 2000. 456 с.
32. Петрова И.А. Обучение, воспитание и развитие детей шестилетнего возраста. М.: Просвещение, 1990. 95 с.
33. Штанько И.В. Воспитание искусством в детском саду. М.: Сфера, 2007. 157 с.
34. Сорокина Н.Ф., Миланович Л.Г. Программа «Театр-творчество-дети». М.: МИОО, 2006. 126 с.
35. Харчевникова А.Н. Роль педагога в сюжетно-ролевых играх детей старшего возраста: учебно-методическое пособие. М.: Центр педагогического образования, 2015. 128 с.
Статья поступила в редакцию 07.01.2019 Статья принята к публикации 27.02.2019