Научная статья на тему 'Теоретико-методические основания осуществления экологического образования дошкольников'

Теоретико-методические основания осуществления экологического образования дошкольников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1257
196
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНИК / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ЭКОЦЕНТРИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ПАРТИСИПАТИВНЫЙ ПОДХОД / PRESCHOOL CHILDREN / ECOLOGICAL EDUCATION / AXIOLOGICAL APPROACH / ECOCENTRIC APPROACH / PARTICIPATIVE APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пермякова Надежда Евгеньевна

В статье представлены аксиологический, экоцентрический и партисипативный подходы как теоретико-методические основания осуществления экологического образования дошкольников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пермякова Надежда Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical and Methodological Foundations of Preschool Children's Ecological Education

The article presents axiological, ecocentric and participative approaches as theoretical and methodological foundations of preschool children's ecological education.

Текст научной работы на тему «Теоретико-методические основания осуществления экологического образования дошкольников»

УДК 75.081 ББК 639.3

Пермякова Надежда Евгеньевна

кандидат педагогических наук кафедра теории и методики дошкольного образования Челябинский государственный педагогический университет

г. Челябинск Permyakova Nadezhda Yevgenievna Candidate of Pedagogics Chair of Theory and Methods of Preschool Education Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk

Теоретико-методические основания осуществления экологического

образования дошкольников Theoretical and Methodological Foundations of Preschool Childrens Ecological

Education

В статье представлены аксиологический, экоцентрический и партисипативный подходы как теоретико-методические основания осуществления экологического образования дошкольников.

The article presents axiological, ecocentric and participative approaches as theoretical and methodological foundations of preschool children S ecological education.

Ключевые слова: дошкольник, экологическое образование,

аксиологический подход, экоцентрический подход, партисипативный подход.

Key words: preschool children, ecological education, axiological approach, ecocentric approach, participative approach.

Анализ научной литературы, обобщение педагогического опыта, собственные результаты исследования позволили нам в качестве теоретикометодических оснований осуществления экологического образования дошкольников избрать соединение аксиологического, экоцентрического и партисипативного подходов.

Аксиологический подход. С позиций данного подхода высшая цель □ человек, жизнь которого рассматривается в единстве с окружающим миром. Для настоящего исследования весьма значима понятия «ценность □ и «ценностное отношение к окружающему миру» которое рассматривается нами на основе анализа научной литературы (О.Г. Дробницкий, Н.Б. Крылова, В.П. Тугаринов, Н.Е. Изурков и др.), как сторонне направленная субъект-объектная связь, носящая прагматический характер, процесс признания субъектом ценностью какого-либо объекта окружающего мира и окружающего мира в целом. При этом степень прагматичности может изменяться от

конкретной утилитарной пользы до блага как категории, обозначающей высшие духовные ценности и соотнесенные с ними общечеловеческие. При этом одним из критериев ценностного отношения человека к природе, социуму, самому себе является мера ответственности за свои поступки по отношению к перечисленным элементам окружающего мира.

Весьма актуально и продуктивно рассматривается сегодня проблема ценностей в педагогической науке (М.В. Богуславский, А.М. Булынин, Р.В. Вендровская, В.И. Додонов, Г.Б. Корнетов, Б.Т. Лихачев, Н.Д. Никандров,

В.Г. Пряникова, З.И. Равкин, В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов и др.). Сегодня выделилась самостоятельная ветвь педагогики □ педагогическая аксиология, назначением которой следует признать преобразование знаний в убеждения, их опосредование установками и ценностными ориентациями. При этом последние понимаются в качестве интересов, общений, предпочтений и других категорий, имеющих общепсихологическое и социологическое значение.

Аксиологический подход выступает как внутренний стержень культуры, как интегрирующий элемент всех отраслей духовного производства (наука, искусство, литература и т.д.), всех форм общественного сознания. Он заключает в себя как общесоциальные ценности, так и ценности высшего педагогического образования, учитывая ментально □ этнические особенности ценностных структур конкретных личностей.

Анализ научной литературы, собственный педагогический опыт привели нас к мысли о том, что интегрирующим началом осуществления экологического воспитания дошкольников должны стать аксиологический подход, заключающий в себе как общесоциальные ценности, так и ценности дошкольного образовательного учреждения, учитывающие ментально □ этнические особенности ценностных структур конкретного ребенка. Ведущую роль при этом играет выбор ценностных приоритетов, с позиций которых осуществляется экологическое воспитание дошкольников.

Аксиологическое отношение к окружающему миру □ это ценностное и на его основе личностно ответственное отношение человека к окружающему миру, возникающее в результате присвоения им высших и соотнесенных с ним общечеловеческих ценностей и использования их в качестве критериев

оценивания объектов окружающего мира, себя как субъекта окружающего мира и деятельности.

Для определения педагогических средств реализации аксиологического подхода мы взяли точку зрения Т.В. Кузовковой [4] с целью определения последовательности и механизмов процесса развития у дошкольников аксиологического отношения (рис.1)

Экологическое воспитание дошкольников на основе аксиологического подхода понимается как работа со смыслами данностями, системой отношений дошкольников с окружающим миром, с эмоционально-волевой и рефлексивными сферами его личности.

I. До пороговое отношение:

некая

неопределенная связь между субъектом и объектом

II. Субъектное отношение:

связь,

характеризующаяся положительным или отрицательным значением объекта для субъекта

III. Ценностное отношение: связь как внутренняя позиция личности, характеризующаяся признанием субъектом данного объекта ценностью/

IV. Экологоаксиологическое отношение:

связь как

внутренняя позиция личности,

характеризующаяся принятием субъектом на себя ответственности за объект, признанный им ценностью

МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ

субъективного отношения: эмоциональный тон ощущений; эмоциональная оценка; эмоциональная реакция, интеллектуализация эмоций; рефлексия, совесть; рационализация ценностного отношения: ценностная ориентировка личной ответственности: самоуправление

Рис. 1. Этапы и механизмы развития аксиологического отношения

дошкольников к природе

Развитие у дошкольников аксиологического отношения к окружающему миру □ сложный, длительный процесс, который характеризуется: а) наличием объективной и субъективной природы; б) изменчивостью во времени применительно к культуре, обществу и отдельному человеку; в) присутствием во всех слоях и сферах человеческой деятельности в качестве регулятора поведения.

В ходе исследования было установлено, что при осуществлении экологического воспитания дошкольников их ценностные ориентации позволяют осмыслить сущность и значимость экологических ценностей, выступают как результат экологической деятельности, который связан с включением их в структуру его личности.

Итак, конкретизируем задачи экологического воспитания дошкольников на основе аксиологического подхода:

□ формирование у дошкольника адекватных представлений о моральных основах взаимосвязей в системе «человек □ окружающий мир»;

□ развитие у ребенка способности к регуляции решений о собственных пре? при взаимодействии с окружающим миром;

□ формирование у дошкольника готовности выбирать те или иные стратегии поведения с точки зрения экологической целесообразности.

Экоцентрический подход. Логика социогенеза оказалась такова, что в общественном сознании людей прочно утвердилась так называемая парадигма человеческой исключительности, которая и определила самые различные аспекты взаимоотношений человека и природы. Для них характерны антиэкологизм и социальный оптимизм, т.е. антропоцентрический тип экологического сознания. Такая парадигма человеческой исключительности предстает как Сйарадигма человеческой освобожденности □ от подчинения объективным экологическим законам. Базирующийся на этих идеях подход назван в науке антропоцентристским. Кратко перечислим его ведущие положения:

1. Высшая ценность принадлежит человеку, который является самым самоценным. Все остальное в природе ценно постольку, поскольку может быть полезно человеку. То, что наносит ему хоть какой-то вред, антиценно.

2. Иерархическая картина мира такова: на вершине □ человек, несколько ниже □ вещи, созданные человеком и для человека, еще ниже □ различные объекты природы, место которых определяется полезностью для человека.

3. Целью взаимодействия с природой удовлетворение тех или иных прагматических потребностей: производственных, научных и других с целью получения и использования определенного «полезного продукта».

4. Характер взаимодействия с природой определяется своего рода «Прагматическим императивом» правильно и разрешено лишь то, что является полезным для человека.

5. Природа воспринимается только как объект человеческих манипуляций, как обязательная «Ькружающая среда □

6. Этические нормы и правила действуют только в мире и не распространяются на взаимодействие с миром природы.

7. Дальнейшие развития природы мыслится как процесс, который должен быть подчинен процессу развития человека.

8. Деятельность по охране природы продиктована дальнейшим

прагматизмом: необходимость установить природную среду, чтобы ею

пользовались следующие поколения [5,8]

Итак, антропоцентристский подход □ это система представлений о мире, для которых характерны противопоставленность человека как высшей ценности и природы как его собственности, а также восприятие природы как объекта одностороннего воздействия человека и практический характер мотивов и целей взаимодействия с ней. Понимание того, что антропоцентристский подход заводит в тупик, является предпосылкой экологического кризиса, что, в свою очередь, приводит к возникновению так называемой новой «йнвайроментальной парадигмы» которой присуще следующее: а) несмотря на то, что человек обладает исключительными характеристиками (культура и т.д.), он остается одним из множества видов на земле, взаимозависимых и включенных в единую глобальную, экологическую систему; б) человеческая деятельность обусловлена не только социальными и культурными факторами, но и сложными биофизическими, экологическими связями, в которые он включен и которые налагают на его деятельность

определённые физико-химические и биологические ограничения: человек живёт не только в социальном, но и природном контексте; в) хотя человеческий интеллект позволяет существенно расширить возможности его существования в социальной и природной средах, тем не менее экологические законы не утрачивают для него своей обязательности. Базирующийся на таких постулатах подход может быть назван в целом экоцентрическим. Опишем его основные особенности:

1. Высшую ценность представляет гармоничное развитие человека и природы. При этом природная признаётся изначально самоценным, имеющим право на существование «йросто так» вне зависимости от полезности или бесполезности и даже вредности для человека; человек является одним из членов природного сообщества.

2. Отказ от иерархической картины мира: человек не признаётся обладающим какими-то особенными привилегиями лишь потому, что он имеет разум, который налагает на него дополнительные обязанности по отношению к окружающей природе.

3. Целью взаимодействия с природой является максимальное удовлетворение как потребностей человека, так и потребностей всего природного сообщества. Воздействие на природу сменяется взаимодействием.

4. Характер взаимодействия с природой определяется своего рода экологическим императивом: правильно и разрешено лишь то, что не нарушает существующее в природе экологическое равновесие.

5. Природа и всё природное воспринимается как полноправный субъект по взаимодействию с человеком.

6. Этические нормы и правила равным образом распространяются как на взаимодействие между людьми, та и на взаимодействие с миром природы.

7. Развитие природы и человека мыслится как процесс коэволюции взаимовыгодного единства.

8. Деятельность по охране природы продиктована необходимостью сохранять природу от её самой [7].

Все это позволяет нам под экоцентрическим подходом понимать систему представлений о мире, для которого характерны ориентированность на

экологическую целесообразность и безопасность, отсутствие

противопоставленности человека и природы; восприятие природы как полноправного субъекта взаимоотношений в системе СЧеловек-природа-общество» (защищенного как экологическим правом, так и моральными принципами экологической (универсальной) этики), как партнёра по взаимодействию с человеком и социумом. Тогда как в настоящее время в экологическом воспитании доминирует антропоцентрическая педагогическая парадигма устоявшаяся, ставшая привычной точкой зрения, методикой □ стандартом решения педагогических задач экологического воспитания, которые продолжают применяться, несмотря на то, что в современной педагогической науке и эффективной практике уже давно имеются факты, ставящие под сомнения данную парадигму.

Множество факторов свидетельствует о том, что система «общество □ природа» находится сегодня в кризисном, предельно неустойчивом состоянии, о приближении системы к очередному бифуркационному переходу. Одним из характерных признаков этого является тотальный кризис человеческого бытия, кризис души. Это представляется особенно тревожным, поскольку именно человечество призвано стать разумной компонентой развития биосферы Земли. Уверенность в перспективе существования человечества должна проистекать из глубинного осознания единства человечества и биосферы, заложенного в самом раннем возрасте и лишь затем обоснованного данными естественных и социогуманитарных наук. Экологическое образование при этом становится непрерывным, активным, открытым. Такое образование соответствует предложенной А. Д. Урсулом концепции «опережающего образования [1].

Опираясь на вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что сегодня необходим новый подход к экологическому воспитанию, который должен быть направлен на развитие экологического сознания ребенка (С.А. Глазачев,

С. Д. Дерябо, Д.Н. Кавтарадзе, В.В. Латюшин, А. А. Моисеев, А. Д. Урсул, В. А. Ясвин и др.), воспитания новой личности с экологической мировоззренческой установкой.

В этом случае воспитательный духовно-нравственный компонент проектируемой нами методики развития экологического воспитания

дошкольников будет пронизан общей аксиологически-целевой установкой всей системы дошкольного образования, став гарантом успешного процесса в реализации задач осуществления экологического воспитания дошкольников.

Идея коэволюции благодаря системе непрерывного, опережающего экологического образования таким образом сможет утвердиться в общественном сознании как в сфере рационального, в форме знания, так и в ценностно-мотивационной сфере, превращая экологические и общенаучные знания в убеждения, способствуя развитию нового типа эксцентрического экологического сознания человечества в условиях открытого общества.

Партисипативный подход. Анализ научной литературы показал, что термин «йартисипативность □ образованный от партисипация (от лат. рагйЫрайо □ участие, совместно делаю, включенность, вовлеченность во что-либо), соотносится с такими категориями, как «участие □ «соучастие □

«вовлечённость □ что обусловлено, вероятно, особенностями перевода с английского языка и стремлением найти более точный русский аналог указанному термину.

В то же время некоторые авторы (У. Джек Дункан, ’.Е. Беш^, 0.1гуш, Р.В. Ре^гБОп и др.) различают данные категории, стремясь придать партисипативности более широкий или, наоборот, узкий смысл.

Анализ научной российской и зарубежной литературы (Е.Е. Вершигора, Б.Л. Еремин, К. Лафт, Е.А. Митрофанова, Е.Ю. Никитина, Т.В. Орлова,

З.Е. Старобинский, Я.К. Богё, А.Ь. ’Пппб, М. Бр1еёшап и др.) позволил нам выявить, что категория «йартисипативность □ представлена несколько шире понятия «участие □, которое рассматривается учеными преимущественно в значении метода, способа организации людей при выполнении управленческих функций, а также решения организационных проблем. Что касается дефиниции «соучастие □, то она в основном рассматривается в качестве совместного решение проблем как руководителя, так и подчиненного (Е.А. Аксенова, Т.Ю. Базаров, О.С. Виханский, Б.Л. Еремин, А.И. Наумов, В.И. Подлесных и др.). В то время как термин «вовлеченность □ является более узким и употребляется исследователями только тогда, когда они стремятся подчеркнуть нетрадиционное для организации наделение сотрудников теми или иными

управленческими полномочиями (У. Джек Дункан, А.В. Карпов, Ю.В. Кузнецов, А Маслоу, Я.К. Богё, М. Бр1еёшап и др.).

Мы оперируем категорией «Партисипативность □ и рассматриваем ее как альтернативу авторитарности, директивности, принуждения в педагогическом процессе и как тактику организации экологического поведения дошкольников. Более того, мы полагаем, что партисипативный подход к осуществлению экологического воспитания дошкольников будет означать: а) голос каждого ребенка при решении экологических проблем; б) поиски согласия ребенка с воспитателем; в) целенаправленные и систематизированные попытки выявить и использовать индивидуальный экологический опыт дошкольников; г) совместное выявление актуальных экологических проблем и соответствующих моделей поведения дошкольников; д) возможность создать надлежащие условия и установки, а также механизм для улучшения сотрудничества между воспитателем и воспитуемым.

Такой подход к пониманию экологического воспитания дошкольников представляется нам наиболее полным, ибо акцентирует внимание не только на самом факте совместного принятия решения экологической проблемы воспитателя и детей, но что весьма ценно для настоящей работы, называет существенные черты, характеризующие их взаимодействие: поиск согласия путём переговоров и консультаций, диалогический тип взаимодействия субъектов переговоров.

Данный тезис находит свое развитие в изысканиях Т.М Давыденко, которая справедливо подчёркивает, что «Актуализация потенциалов саморазвития участников образовательного процесса осуществляется эффективнее в случае их взаимодействия по типу диалога (полисубъектного и диалогического взаимодействия □ Импонирует также мысль Д. Синка о необходимости системного использования соучаствующего стиля [2] при осуществлении экологического воспитания дошкольников, ибо эпизодическое применение партисипативности приводит к восприятию «участия □ как игры, хозяином в которой все-таки остается воспитатель. Весьма важным для настоящего исследования является мысль Э. Локке, указывающая на процедуры совместного принятия решения [6] заданной экологической ситуации

воспитателя и детей, в том числе и совместную постановку целей экологического воспитания. Выносимая на обсуждение проблема должна касаться всех, кто участвует в её разрешении. В то же время вовлеченность в процесс принятия решения многих, имеющих индивидуальные особенности и различия, ограничивает степень глубины и детальности проработки каждого решения. В связи с этим воспитателю важно наметить общие направления, являющимися принципиальными для решения данной проблемы на стратегическом и тактическом уровнях.

Партисипативность предполагает «взаимодействие □ а не «воздействие □ воспитателя на воспитуемых для выработки и реализации совместного решения имеющейся экологической проблемы, которое является субъект-субъектным. В связи с этим механизм такого взаимодействия должен быть близок к переговорам с целью нахождения общности взглядов на данную учебноэкологическую задачу, принятия единого согласованного решения и обеспечения экологической ответственности ребенка.

Таким образом, партисипативный подход к осуществлению экологического воспитания дошкольников должен обеспечить: 1.Организационную интеграцию: воспитатель принимает разработанную и хорошо скоординированную стратегию управления человеческими ресурсами и реализует её в своей деятельности, тесно взаимодействуя с воспитуемыми.

2. Идентификацию базовых аксиологических ориентаций воспитуемых.

3. Функциональную сторону: вариабельность функциональных задач,

предполагающую отказ от традиционного осуществления воспитательного процесса и широкое использование гибких педагогических технологий осуществления экологического воспитания дошкольников. 4. Структурную сторону: адаптация дошкольников к экологической обстановке в реальном мире, обеспечивающая гибкость их экологического мышления.

5. Переориентацию работы воспитателя на индивидуальную работу с воспитуемыми [6].

Интегрируя воедино комплементарные друг другу аксиологический, экоцентрический и партисипативный подходы, мы в своем исследовании рассматриваем их как новую теоретико-методическую стратегию

осуществления экологического воспитания дошкольников в ценностно-целевом контексте всей воспитательной системе дошкольного учреждения, где:

- ребенок рассматривается как свободная и целостная личность, способная по мере своего становления сделать самостоятельный выбор на такую этику поведения, в которой присутствует экологическая целесообразность, отсутствие противопоставленности человека и природы, восприятие природных объектов как полноправных субъектов, партнёров по взаимодействию с человеком, баланс прагматического и непрагматического взаимодействия с природой;

- дошкольник привлекается к принятию решений экологических проблем на основе соучастия и организации субъект - субъективных отношений с воспитателем, созданных на паритетных началах;

- предлагается высокая психологическая включенность (партисипативность и экологичность) детей как в социум, так и в мир природы;

- предполагается развитие у дошкольников новой современной картины мира, базирующейся на синергетическом единстве естественнонаучной и гуманитарной культур □ на единой универсальной этике взаимоотношений человека, общества и мира природы.

Библиографический список

1. Дерябо, С. Д. Экологическая педагогика и психология [Текст] / С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин. □ Ростов н/Д : Феникс, 1996. □480 с.

2. Дункан, Джек У. Основополагающие идеи в менеджменте [Текст] : уроки основоположников менеджмента и управлен. практики : пер. с англ. / Джек У. Дункан. - М. : Дело, 1997. □ 271 с.

3. Каган, М. С. Мир общения. Проблемы межсубъектных отношений [Текст] / М.С. Каган. □ М. : Политиздат, 1988. □ 315 с.

4. Кузовкова, Т. В. Проектная организация школьного естественнонаучного образования как средство реализации эколого-аксиологического подхода [Текст] : автореф. дис. □ канд. пед. наук / Кузовкова Т. В. □ Екатеринбург, 2004. □ 23 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Моисеева, Л. В. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста [Текст] : учеб.-метод. пособие / Л. В. Моисеева, О.Н. Лазарева, И.Р. Колтунова; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2004. - 76 с.

6. Никитина, Е. Ю. К вопросу об использовании партисипативных методов при подготовке будущего учителя к управлению дифференциацией образования [Текст] / Е.Ю. Никитина // Актуальные проблемы управления качеством образования : сб. науч. ст. □ Челябинск, 2001. □ Вып. 6. □ С. 27-36.

7. Рыжова, Н. А. Экологическое образование в дошкольных учреждениях : теория и практика [Текст] : автореф. дис. □ д-ра пед. наук / Рыжова Н. А. □ М., 2000. □ 49 с.

8. Худякова, Н. Л. Философия и развитие образования [Текст] : учеб. пособие /

Н.Л. Худякова. □ Челябинск : Изд-во ИИ-УМЦ «Образованнее] 2009. □ 230 с.

Bibliography

1. Deryabko, S.D. Ecological Pedagogics and Psychology [Text] / S.D. Deryabko, V.Ya. Yasvin. □ Rostov-on-Don: Phoenix, 1996. □480 p.

2. Duncan, J.W. Great Ideas in Management: Lessons from the Founders and Foundations of Managerial Practice [Text]: Transl. from English / J.W. Duncan. □ M.: Delo Publ., 1997. □ 271 p.

3. Kagan, M.S. The World of Communication. Problems of Inter-Subject Relations [Text] / M.S. Kagan. □ M.: Politizdat, 1988. □ 315 p.

4. Khudyakova, N.L. Philosophy and Development of Education [Text]: Textbook. □ Chelyabinsk: Obrazovanie Publ., 2009. □ 230 p.

5. Kuzovkova, T.V. Design Organization of School Science Education As a Means of Implementing an Ecological-and-Axiological Approach [Text]: Synopsis of Diss. □ Cand. of Pedagogics / T.V. Kuzovkova. □ Yekaterinburg, 2004. □ 23 p.

6. Moiseyeva, L.V. Theory and Techniques of Preschool StudentsQEcological Education: Textbook [Text] / L.V. Moiseyeva, O.N. Lazareva, I.R. Koltunova; Ural State Pedagogical Univ. □ Yekaterinburg, 2004. □ 76 p.

7. Nikitina, E.Yu. Participative Methods Using in Training Future Teachers for Managing Differentiation in Education [Text] / E.Yu. Nikitina // Urgent Problems of Education Quality Management: Collected Articles. □ Chelyabinsk, 2001. - № 6. - Pp. 27 □ 36.

8. Ryzhova, N.A. Ecological Education in Preschool Institutions: Theory and Practice [Text]: Synopsis of Diss. □ Doctor of Pedagogics / N.A. Ryzhova. □ M., 2000. □ 49 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.