Научная статья на тему 'Методический аспект формирования аксиологической направленности личности будущего учителя (на факультете иностранных языков)'

Методический аспект формирования аксиологической направленности личности будущего учителя (на факультете иностранных языков) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
226
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ / ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ / МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ АКСИОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ / ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ АКСИОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Райсвих Ю. А.

В современном обществе носителя и творцами просвещённости и нравственности, как и прежде, являются педагоги. В этой связи кажется особенно актуальной проблема формирования аксиологической направленности личности студентов педагогического вуза, то есть закрепление в структуре личности будущего учителя профессионально-педагогических ценностных ориентаций, и, конечно же, реализация этих ценностных ориентаций на практике. В статье представлен методический аспект формирования аксиологической направленности личности будущего учителя, состоящий из трёх этапов: подготовительного, основного и завершающего (каждому из которых соответствует определённый блок разработанной технологической модели).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методический аспект формирования аксиологической направленности личности будущего учителя (на факультете иностранных языков)»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №8/2015 ISSN 2410-6070

Однако, так как иерархический подход (построение дерева целей - метод системного анализа) используется в образовательном процессе вуза с целью развития ИК, то возникает необходимость отметить некоторые особенности.

Достижение одного уровня развития ИК по всем компонентам одновременно, не является обязательным условием для образовательного процесса с целью развития ИК и на практике бывает невыполнимо.

Студент может обладать превосходными знаниями и когнитивными умениями, относящимися как к предметным областям, так и к исследовательской деятельности, владеть развитыми на повышенном уровне исследовательскими компетенциями, но по личным причинам не обладать способностями представления результатов своих исследовательских работ на публике. В этом случае мы не должны ограничивать самостоятельность, например, регламентировать его деятельность, связанную с представлением своих результатов, а наоборот, должны создавать дополнительные условия для того, чтобы он пробовал себя в качестве оратора на различных мероприятиях. Аналогично при неразвитых ценностно-мотивационном и рефлексивном компонентах - не ограничиваем самостоятельность, обеспечиваем индивидуализированное повышение требований к качеству процесса и результатов исследовательской деятельности.

И наоборот, развитость ценностно-мотивационного, рефлексивного или коммуникативного компонентов без подкрепления знаниями и освоенными исследовательскими компетенциями, предполагает необходимость ориентироваться по неразвитым в данном случае когнитивному и содержательнодеятельностному компонентам.

Таким образом, выявленная особенность процесса развития ИК - свойство асинхронности, предполагает возможность неодновременного достижения развития ИК по отдельным компонентам. В связи с этим возникает необходимость в коррекции использования выделенных педагогических условий в зависимости от выраженности сочетаний групп компонентов: когнитивного и содержательно-

деятельностного (первая группа компонентов) или ценностно-мотивационного, коммуникативного, рефлексивного (вторая группа). Значительная разница в развитии компонентов, в связи с личностными особенностями студентов, свидетельствует о необходимости ориентироваться на уровень развития компонентов первой группы.

Список использованной литературы:

1. Лукашенко С.Н. Развитие исследовательской компетентности студентов вуза в условиях многоуровневого обучения: Дис.... канд. пед. наук. - Тюмень, 2012. - 207с.

© С.Н. Панарина, 2015

УДК 378

Ю.А. Райсвих

К.п.н., доцент факультет иностранных языков Челябинский государственный педагогический университет

г. Челябинск, Российская Федерация

МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ АКСИОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ (НА ФАКУЛЬТЕТЕ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ)

Аннотация

В современном обществе носителя и творцами просвещённости и нравственности, как и прежде, являются педагоги. В этой связи кажется особенно актуальной проблема формирования аксиологической направленности личности студентов педагогического вуза, то есть закрепление в структуре личности будущего учителя профессионально-педагогических ценностных ориентаций, и, конечно же, реализация

133

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №8/2015 ISSN 2410-6070

этих ценностных ориентаций на практике. В статье представлен методический аспект формирования аксиологической направленности личности будущего учителя, состоящий из трёх этапов: подготовительного, основного и завершающего (каждому из которых соответствует определённый блок разработанной технологической модели).

Ключевые слова

Аксиологическая направленность личности будущих учителей, формирование профессиональнопедагогических ценностных ориентаций, методика формирования аксиологической направленности будущего учителя, этапы формирования аксиологической направленности будущего учителя

В современном образовательном процессе возникла и широко обсуждается новая система ценностей и целей образования, возрождается концепция личности, в которой человек предстаёт как эпицентр культуры, её высшая духовная ценность. Культура и общество XXI века зависят от человека, от его просвещённости и нравственности, включённости в то или иное социокультурное пространство, от его желания обрести смыслы жизни. Носителями и творцами просвещённости и нравственности в первую очередь являются педагоги. Следовательно, нужно вести речь о формировании аксиологической направленности личности студентов педагогического вуза, о формировании и закреплении в структуре личности будущего учителя профессионально-педагогических ценностных ориентаций, и, конечно же, о реализации этих ценностных ориентаций на практике. В этой связи нам кажется особенно актуальной проблема формирования аксиологической направленности у будущих учителей иностранного языка, так как именно им принадлежит ведущая роль в подготовке своих будущих учеников к межкультурной коммуникации для совместного поиска новых путей цивилизованного развития мирового сообщества.

В этом статье мы уделим особое внимание методическому аспекту формирования аксиологической направленности личности будущих учителей.

Процесс формирования аксиологической направленности личности студентов педагогического вуза может представлять следующий процесс:

> предъявление ценностей студентам (будущие учителя получают всестороннее представление о гуманистическом содержании какого-либо атрибута педагогической деятельности);

> осознание ценностной ориентации студентами (будущие учителя утверждаются в истинности предъявляемой ценности в ходе многократной актуализации данной ценности);

> принятие ценностной ориентации студентами (будущие учителя самостоятельно обнаруживают положительное значение ценностной ориентации и принимают данное содержание в качестве субъективной, личностно значимой и принятой ценности как фрагмента собственной аксиосферы);

> реализация ценностной ориентации в деятельности и поведении (будущие учителя апробируют принятую ценностную ориентацию в ходе поведенческой экстериоризации);

> закрепление ценностной ориентации в направленности личности студентов и перевод её в статус качества личности (будущие учителя сопоставляют принятую ценностную ориентацию с имеющейся у них системой ценностных ориентаций, реконструируют её содержание и закрепляют ценностную ориентацию эмоционально-деятельностным путём в своей направленности).

Таким образом, опираясь на подобную фазовую динамику, мы выделяем три взаимосвязанных этапа: подготовительный, основной и завершающий. Каждый этап отличается своими целями, содержанием и процессуальными характеристиками, направленными в конечном итоге на формирование высокого уровня сформированности аксиологической направленности личности будущего учителя.

Подготовительный этап связан с реализацией когнитивно-ориентированного блока технологической модели [5]. Когнитивно-ориентированный блок подготавливает основу для формирования профессиональнопедагогических ориентаций будущего специалиста. На этом этапе происходит предъявление, рациональное осмысление и эмоционально-чувственное переживание аксиологического содержания ценностей педагогической деятельности.

Дидактические цели данного этапа заключались в формировании:

134

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №8/2015 ISSN 2410-6070

- ценностного отношения к педагогическому труду, понимания общественной важности деятельности педагога;

- гуманистической позиции учителя по отношению к детям;

- устойчивой мотивации к изучению и осмыслению профессионально-педагогических ценностей;

- развития образованности в сфере преподаваемого предмета, умение работать с содержанием и технологиями обучения, придавая им личностную направленность.

Подготовительный этап формирования аксиологической направленности личности студентов педагогического вуза отличается теоретической направленностью. На данном этапе благодаря изучению таких курсов, как: «Философия», «Социология», «Культурология», «Зарубежная литература и литература страны изучаемого языка» создаются предпосылки для формирования аксиологической направленности личности у студентов педагогического вуза. Таким образом, изучая общекультурные и специальные дисциплины, студент приобретает предметные и гуманитарные знания, которые образуют теоретическую основу для формирования аксиологической направленности личности будущих учителей.

Содержание когнитивно-ориентированного блока может быть представлено курсом по выбору «Аксиологические аспекты произведений зарубежной литературы».

Художественная литература имеет, по нашему мнению, огромный аксиологический потенциал, так как именно в ней наиболее полно и ярко отражаются общечеловеческие ценности. Погружение в художественную атмосферу способствует созданию мотивации для личностного принятия ценностей.

Основной этап представлен практико-дятельностным блоком, который направлен на осознание и принятие будущими учителями профессионально-педагогических ценностных ориентаций. Его основной дидактической целью является апробирование будущими учителями профессионально-педагогических ценностных ориентаций в ходе поведенческой экстериоризации.

Этот этап отличается практической направленностью. В содержательном плане он представляет собой коммуникативное педагогическое «поле», конструируемое в соответствии с гуманистическим содержанием ценностей педагогической деятельности и создающее условия для актуализации личностной функции самообразования у студентов. Практическая работа с будущими учителями включает как традиционные формы работы со студентами - лекции, семинарские занятия, так и различные виды деловых, ролевых игр, методику «включения в ситуацию», различные виды тренинговых упражнений, методы самопрезентации и педагогического моделирования (содержательный компонент технологической модели). Многие педагоги-исследователи отмечают значимость традиционных форм обучения. Так Л.М. Митина отмечает в своём исследовании, что традиционные методы обучения составляют несомненный культурный фонд науки сегодняшнего дня и, кроме того, не исчерпали себя, так как способны вскрывать довольно глубокие пласты реальных явлений [1]. Поэтому, на наш взгляд, в содержательном компоненте разработанной технологической модели необходима интеграция традиционных и инновационных форм и методов обучения.

Практико-деятельностный блок представлен у нас творческой студенческой лабораторией. Процессуальная сторона занятий в лаборатории представляет собой деятельностную экстериоризацию профессионально-педагогических ценностей студентами. Формируя аксиологическую направленность личности будущих специалистов, мы, прежде всего, стараемся сформировать главную ценностную ориентацию будущего учителя - его ориентацию на Ученика как на равноправного партнёра по диалогу, по совместной деятельности, а также на педагогическую деятельность и на себя как на учителя.

Используя на своих занятиях модели педагогических ситуаций, мы опираемся на опыт моделирования педагогических ситуаций, накопленный в теории и практике педагогики. Так, например, мы обратились к трудам Н.А. Поповановой [2], Н.И. Постниковой [3], М.М. Поташника [4], Л.О. Свириной [6], Т.В. Штыковой

[7].

В целях подготовки студентов к педпрактике как к завершающему этапу формирующего эксперимента для практико-деятельностного закрепления профессионально-педагогических ценностных ориентаций в направленности личности будущего учителя нами применяется технологию «микропреподавания». Данная технология широко применяется во многих программах подготовки и переподготовки учителей.

135

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №8/2015 ISSN 2410-6070

Микропреподавание позволяет студенту перевоплотиться в учителя, спроектировать обучающую деятельность, выбрать индивидуальный стиль коммуникативно-дидактической деятельности.

На формирующем этапе реализуется рефлексивно-ориентированный блок, который представлен активной педагогической практикой.

Решение в ходе педагогической практики рефлексивно-аксиологических задач способствуют повышению профессиональной мотивации, развитию рефлексивных и креативных качеств личности будущего учителя. Студентам решают такие рефлексивно-аксиологические задачи как:

• обосновать правомерность выбора профессионально-педагогических ценностных ориентаций в качестве собственных аксиологических критериев;

• сопоставить собственную систему аксиологических координат с ценностным содержанием осуществляемой педагогической деятельности, в случае расхождения, проанализировать причины определить пути корректировки;

• апробировать личностно принятые профессионально-педагогические ценностные ориентации в рамках активной педагогической практики;

• разработать собственный план действий для трансляции общечеловеческих ценностных ориентаций учащимся в соответствии с учебным планом, а также учитывая их возрастные и индивидуальные особенности;

• реализовать разработанный план и с помощью педагогической рефлексии проанализировать результаты.

Особое внимание уделяется педагогической рефлексии студентов по оценке сформированности собственной аксиологической направленности. Для этого студентам предлагается заполнить дневник педагогической рефлексии, в котором студенты могли бы оценить свои профессионально-педагогические ориентации, предложить оценить их своим сокурсникам, а также наметить дальнейшие пути самосовершенствования.

Таким образом, активная педагогическая практика позволяет закрепить в структуре личности будущего учителя профессионально-педагогические ценностные ориентаций, и, продемонстрировать сформированную аксиологическую направленность личности будущего учителя.

Список использованной литературы:

1. Митина, Л.М. и др. Эмоциональная гибкость учителя: Психологическое содержание, диагностика, коррекция / Л.М. Митина [и др.].- М.: Моск. психолого-соц. институт: Флинта, 2001. - 192 с.

2. Попованова, Н.А. Формирование ценностных ориентаций студентов педагогического вуза как основы их профессиональной компетентности: дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Н.А. Попованова. - Красноярск, 2003. -200 с.

3. Постникова, Н.И. Формирование гуманистической направленности личности будущего учителя в условиях ориентации его в ценностях педагогической деятельности (на материале дисциплин педагогического цикла): дис. ... канд. пед. наук / Н.И. Постникова. - Челябинск, 1999. - 251 с.

4. Поташник, М.М. Педагогические ситуации: Воспитание и обучение / М.М. Поташник, Б.З. Вульфов. - М.: Педагогика, 1983. - 144 с.

5. Райсвих Ю.А. Формирование аксиологической направленности будущего учителя: дис. канд.пед.наук, 13.00.08. - Челябинск, 2009. - 229 с.

6. Свирина, Л.О. Формирование гуманистической направленности личности будущего учителя на основе применения системы проблемных ситуаций: дис. ... канд. пед. наук / Л.О. Свирина - Казань, 1997. - 148 с.

7. Штыкова Т.В. Формирование коммуникативно-дидактической компетентности у будущих учителей: Дис. канд. пед. наук, 13.00.08. - Челябинск, 2003. - 160 с.

©Ю.А. Райсвих, 2015

136

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.