Научная статья на тему 'Профессионально-ценностная направленность студентов педвуза'

Профессионально-ценностная направленность студентов педвуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
243
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ / ЛИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жуйкова Т. П.

В данной статье рассматривается проблема направленности личности студента на педагогическую деятельность. Особое внимание уделено аксиологическому подходу к проблеме устойчивых мотивов личности, стимулирующих овладение педагогической профессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессионально-ценностная направленность студентов педвуза»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070

УДК 009

Т.П. Жуйкова

К. п. н., доцент, ХГУ им. Н.Ф. Катанова

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ ПЕДВУЗА

Аннотация

В данной статье рассматривается проблема направленности личности студента на педагогическую деятельность. Особое внимание уделено аксиологическому подходу к проблеме устойчивых мотивов личности, стимулирующих овладение педагогической профессии.

Ключевые слова

Педагогическая направленность, ценностные ориентации, аксиологический аспект, личность.

Учебно-воспитательный процесс в педагогическом вузе направлен на качественную подготовку будущего специалиста в соответствии с требованиями современного общества. Эту же задачу решает и курс-педагогики как составная часть процесса обучения в вузе. В ходе изучения студентами педвузов курса педагогики вполне возможно целостное формирование личности будущего учителя, формирование его познавательной сферы в единстве с духовной. Но решить эту задачу можно только в общем процессе изучения педагогики, который включает в себя содержание всех педагогических курсов по современным образовательным стандартам. Кроме того, требует квалифицированного решения операционной стороны учебного процесса, формирования первичных умений и навыков педагогической деятельности. Собственно, программа работы вузовского преподавателя педагогики опирается на понятие педагогического мастерства, так как оно включает в себя все стороны личности учителя.

Направленность личности составляют идеалы, интересы, ценностные ориентации. Педагогическая направленность личности каждого учителя многогранна. В нее входят такие ценностные ориентации, как самоутверждение - ориентация на себя, чтобы видели во мне знающего, требовательного педагога; ориентация на методы, формы и средства педагогического процесса; на личность школьника, на детское сообщество; па цель педагогической деятельности, ее гуманистическую стратегию[1].

Для педагога важна ведущая направленность на цель (гуманизация деятельности) при гармонично скорректированных всех видах направленности (достойное самоутверждение, целесообразные средства, учет потребностей воспитанников). Но лишь при условии ощущения ответственности перед будущим, при сочетании сознательной устремленности и большой любви к детям начинает формироваться профессиональное мастерство учителя[2]. Проблема духовно-нравственных ценностей рассматривается в педагогической литературе в различных аспектах: ценностные ориентации в учебном процессе (В.А. Сластенин. В. И. Загвязинский, В. С. Ильин), в развитии познавательной активности (Г. И. Щукина, Я. Э. Малков, Ю. А. Левков), в формировании профессионально-ценностных качеств личности учителя (В. Н. Гоголев, С. В. Новиков, В. В. Тумалев, Е. Н. Шиянов). Авторы некоторых исследований (В. В. Буткевич, Н. В. Демченко, Е. С. Волков и др.) обращают внимание на совпадение нравственных и профессиональных ценностей в структуре идеала студентов педвуза.

Педагогическая наука призвана исследовать ценностно-целевые, личностно-смысловые аспекты профессионально-педагогического образования, в условиях которого гуманистическое содержание педагогических ценностей будущих учителей, его смысловых установок, аксиологических ориентиров рассматривались бы как неотъемлемая часть профессиональной компетентности.

Мы провели на первых курсах института непрерывного педагогического образования (Хакасского государственного университета им. Н.Ф.Катанова) опрос по выявлению профессиональной направленности студентов.

Для выявления уровня профессиональной направленности у студентов, обучающихся на первом курсе, нами были использованы следующие методики:

1) Методика «Анкета на выявление профессиональной направленности» (Н. В. Кузьминой);

2) Опросник для выявления уровня педагогической направленности В.Б. Успенского;

3) Методика изучения мотивации обучения в вузе Т.И. Ильиной.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070

4) Методика «Анкета на выявление профессиональной направленности» (Н. В. Кузьминой)

Кроме анкетирования студенты отвечали на вопрос «Почему Вы поступили и педуниверситет и на данную специальность?» Предлагалось несколько вариантов ответов: 1. Привлекает профессия учителя; 2. Привлекает специальность; 3. Нужен диплом; 4. Ваш вариант ответа. Студенты могли выбрать несколько вариантов ответа. В исследовании участвовало более100 студентов.

В целом результаты следующие: 31,7% опрошенных привлекает профессия учителя; 69,8% -возможность получить знания по определенной специальности и 51,8% - получение диплома о высшем образовании. Но результаты по специальностям различны. По специальности учитель начальных классов: 1) 24,1; 2) 71,6; 3) 52,4; педагогическому образованию соответственно - 22%; 72,3%; 58,2%; специальность логопедия - 49%; 65,7% и 47%.

Результаты анкетирования показали, что направленность на учительскую профессию у первокурсников зависит в большинстве случаев от предварительной целенаправленной профориентационной работы до поступления в вуз. Но на первом курсе мы не обнаружили положительной связи направленности на профессию учителя с уровнем знаний студентов по специальности. Напротив, оказалось, что группы с большей педагогической направленностью имеют более низкий уровень знаний и общий уровень развития, слабый интерес к теоретическим знаниям.

На основании полученных данных мы разработали программу по специфике формирования профессиональной направленности у студентов, обучающихся на первом курсе, содержание программы учитывает основные направления развития образования, инновационную деятельность в образовании, требования к результатам освоения содержания определяются с учетом профессиональных стандартов.

В дальнейшем при реализации программы мы предполагаем, что процесс формирования профессиональной направленности к педагогической деятельности может быть успешным при следующих условиях: введение изменений в содержание и технологии педагогического процесса с целью раскрытия смыслообразующих аспектов в профессиональной педагогической деятельности учителя; осознание студентами соответствия структуры своей личности требованиям педагогической профессии; организация целенаправленной педагогической практики в инновационных учреждениях, способствующей формированию гуманистических ценностных приоритетов профессиональной деятельности и овладению способами их творческой интерпретации[3, с. 8-9].

Список использованной литературы:

1. Ценностные приоритеты общего и профессионального образования: Материалы Международной научно-практической конференции. Часть 1. - Москва. 2000. - 200 с.

2. Шиянов Е.Н. Гуманистические принципы построения и функционирования педагогической системы педвузов. //Педагогические системы в школе и вузе: технологии и управления. - Тезисы докладов науч. конф. Волгоград. 1993.

3. Жуйкова Т.П. Ценностные приоритеты формирования профессиональной направленности студентов психолого-педагогического факультета: дис....канд. нед. наук. - М., 2000 С. 8-9

© Жуйкова Т.П., 2016

УДК 37.018.26

Н.М.Ичетовкина

К.п.н., старший преподаватель ГГПИ им.В.Г.Короленко г.Глазов, Удмуртская Республика, Российская Федерация

СЕМЬЯ И ШКОЛА: ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХК-НАЧАЛЕ ХХ ВВ

Аннотация

В статье рассматривается проблема взаимодействия классных наставников с семьями воспитанников

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.