Научная статья на тему 'Семья и школа: особенности взаимодействия во второй половине хiх-начале ХХ вв'

Семья и школа: особенности взаимодействия во второй половине хiх-начале ХХ вв Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
212
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАССНЫЙ НАСТАВНИК / ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ГИМНАЗИЯ / РОДИТЕЛЬСКИЙ КОМИТЕТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ичетовкина Н.М.

В статье рассматривается проблема взаимодействия классных наставников с семьями воспитанников гимназий во второй половине ХIХ начале ХХ века, выделены наиболее распространенные формы взаимодействия наставников с родителями гимназистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Семья и школа: особенности взаимодействия во второй половине хiх-начале ХХ вв»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070

4) Методика «Анкета на выявление профессиональной направленности» (Н. В. Кузьминой)

Кроме анкетирования студенты отвечали на вопрос «Почему Вы поступили и педуниверситет и на данную специальность?» Предлагалось несколько вариантов ответов: 1. Привлекает профессия учителя; 2. Привлекает специальность; 3. Нужен диплом; 4. Ваш вариант ответа. Студенты могли выбрать несколько вариантов ответа. В исследовании участвовало более100 студентов.

В целом результаты следующие: 31,7% опрошенных привлекает профессия учителя; 69,8% -возможность получить знания по определенной специальности и 51,8% - получение диплома о высшем образовании. Но результаты по специальностям различны. По специальности учитель начальных классов: 1) 24,1; 2) 71,6; 3) 52,4; педагогическому образованию соответственно - 22%; 72,3%; 58,2%; специальность логопедия - 49%; 65,7% и 47%.

Результаты анкетирования показали, что направленность на учительскую профессию у первокурсников зависит в большинстве случаев от предварительной целенаправленной профориентационной работы до поступления в вуз. Но на первом курсе мы не обнаружили положительной связи направленности на профессию учителя с уровнем знаний студентов по специальности. Напротив, оказалось, что группы с большей педагогической направленностью имеют более низкий уровень знаний и общий уровень развития, слабый интерес к теоретическим знаниям.

На основании полученных данных мы разработали программу по специфике формирования профессиональной направленности у студентов, обучающихся на первом курсе, содержание программы учитывает основные направления развития образования, инновационную деятельность в образовании, требования к результатам освоения содержания определяются с учетом профессиональных стандартов.

В дальнейшем при реализации программы мы предполагаем, что процесс формирования профессиональной направленности к педагогической деятельности может быть успешным при следующих условиях: введение изменений в содержание и технологии педагогического процесса с целью раскрытия смыслообразующих аспектов в профессиональной педагогической деятельности учителя; осознание студентами соответствия структуры своей личности требованиям педагогической профессии; организация целенаправленной педагогической практики в инновационных учреждениях, способствующей формированию гуманистических ценностных приоритетов профессиональной деятельности и овладению способами их творческой интерпретации[3, с. 8-9].

Список использованной литературы:

1. Ценностные приоритеты общего и профессионального образования: Материалы Международной научно-практической конференции. Часть 1. - Москва. 2000. - 200 с.

2. Шиянов Е.Н. Гуманистические принципы построения и функционирования педагогической системы педвузов. //Педагогические системы в школе и вузе: технологии и управления. - Тезисы докладов науч. конф. Волгоград. 1993.

3. Жуйкова Т.П. Ценностные приоритеты формирования профессиональной направленности студентов психолого-педагогического факультета: дис....канд. нед. наук. - М., 2000 С. 8-9

© Жуйкова Т.П., 2016

УДК 37.018.26

Н.М.Ичетовкина

К.п.н., старший преподаватель ГГПИ им.В.Г.Короленко г.Глазов, Удмуртская Республика, Российская Федерация

СЕМЬЯ И ШКОЛА: ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХК-НАЧАЛЕ ХХ ВВ

Аннотация

В статье рассматривается проблема взаимодействия классных наставников с семьями воспитанников

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070

гимназий во второй половине XIX - начале ХХ века, выделены наиболее распространенные формы взаимодействия наставников с родителями гимназистов.

Ключевые слова Классный наставник, отечественная гимназия, родительский комитет

Успешная реализация взаимодействия классного руководителя с семьями школьников в современных условиях предполагает осмысление и обобщение исторического опыта взаимоотношений классных наставников с родителями воспитанников гимназий во второй половине XIX - начале XX в. Взаимодействие отечественной гимназии в лице классного наставника с родителями воспитанников было достаточно тесным на протяжении всего периода существования данного типа учебных заведений.

Должность классного наставника в отечественной гимназии была введена Уставом Министерства народного просвещения (МНП) в 1871 году. Согласно документу, классный наставник являлся «ближайшим помощником директора и инспектора в наблюдении за успехами и нравственностью учеников», а также должен был вступать в контакт с родителями и родственниками учеников, ввиду необходимости «ближе узнать, насколько внешкольная обстановка учеников соответствует нравственно-воспитательным целям школы». Данное положение о взаимодействии классных наставников с семьями гимназистов впервые появилось в истории народного образования.

На протяжении второй половины X1X века наблюдалось усиление взаимодействия наставников с родителями гимназистов, что проявилось, в частности, в циркуляре 1882 г., в котором обращалось особое внимание на необходимость установления доверительных отношений с родителями учеников, что «является одним из самых важных и наиболее действенных способов воспитательного воздействия на учеников и выступает показателем пригодности к занимаемой наставником должности» [1, с.633]. Обязанности классных наставников по отношению к родителям воспитанников гимназий определены также в циркуляре 1898 года. Предусматривалось, что в необходимых случаях классным наставникам надлежит консультировать родителей по вопросам оказания помощи в учении и поведении детей.

Стоит отметить, что семьями гимназистов, где сохранялась высокая ценность образования, воспитательная деятельность наставников воспринималась, как правило, адекватно. Педагоги-воспитатели, проживая либо в казенной квартире при гимназии, либо в том районе, где гимназия находилась, хорошо знали семьи воспитанников и были обязаны посещать их не реже двух раз в месяц. Наиболее распространенной формой взаимодействия с родителями являлись беседы (еженедельные) о текущих успехах и поведении учеников. Кроме того, отчет об успеваемости и поведении гимназиста доводился до сведения родителей не реже одного раза в неделю. Именно в гимназиях появилась специальная тетрадь (дневник), в которую записывалось домашнее задание, полученные отметки, сделанные замечания, особые рекомендации. Для непосредственного общения с родителями учеников классные наставники назначали особые дни и часы, о чем родители информировались заранее (главным образом посредством дневника).

К началу XX века на фоне подъема общественно-политической активности сначала стихийно, а позже с разрешения МНП в разных городах Российской Империи стали создаваться родительские комитеты. Таким образом государство, привлекая родителей в средние учебные заведения, преследовало, прежде всего, охранительные цели. Согласно постановлению Совета Министров (1905 г.) «образование родительских комитетов должно было иметь своей целью оказание содействия со стороны общества правильной постановке учебно-воспитательного дела, устранение из него ненормальных явлений жизни». Состав родительских комитетов избирался, как правило, на один учебный год. Известно, что избрание членов родительского комитета происходило на общем гимназическом собрании из расчета три представителя от каждого класса с последующим их утверждением на педагогическом совете гимназии.

Созданные комитеты в основном решали материальные проблемы, занимались сбором одежды, обуви, учебников беднейшим ученикам, а также вносили часть платы за обучение. Для сбора средств устраивались спектакли и воскресные чтения, в которых принимали участие и родители. В частности, председателем родительского комитета Ижевской женской гимназии генерал-майором А.А.Певцовым был устроен благотворительный вечер для сбора средств на право обучения в гимназии [2, л.3]. Из фондов комитета также

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070

выплачивались стипендии и пособия испытывающим материальные трудности гимназистам.

Здоровье сберегающее направление деятельности родительских комитетов выражалось, главным образом, в организации завтраков и обедов, лечение детей, обустройство кабинетов, приобретение парт, соблюдение гигиенических условий. Например, в Ижевской женской гимназии на средства родительского комитета были приобретены приспособления для гимнастических упражнений и игр на воздухе [2, л.5 об.].

Родительские комитеты занимались также улучшением условий обучения. Так, комитет Глазовской женской гимназии, под председательством чиновника Д.К.Петрова, предпринял попытку повлиять на учебно-воспитательный процесс и вынес резолюцию: просить педагогический совет об отмене преподавания арифметики по запискам и вообще об упорядочении преподавания математики [3, л.1 об.], о правильной постановке преподавания иностранного языка, пригласив для этого специальную учительницу на средства родительского комитета [3, л.2 об.], а также о необходимости присутствия родителей на классных занятиях и выпускных экзаменах.

Воспитательная работа также курировалась родителями. На одном из заседаний члены родительского комитета Ижевской гимназии обратились к педагогическому совету с просьбой выяснения причин снижения классной наставницей балла за поведение всем ученицам класса [2, л.4 об.]. Родители участвовали в организации внешкольных занятий, кружков, экскурсий, музыкальных и литературных вечеров, спектаклей и концертов. В частности, содействовали организации образовательной экскурсии в Москву учениц 7 класса Ижевской женской гимназии [2, л.5 об.]. Родители оказывали содействие педагогическому составу учебного заведения (члены педагогического совета, преподаватели и классные наставники) по внеклассному наблюдению за воспитанниками на катке, на прогулках, на ученических квартирах [3, л.1].

При этом стоит указать, что некоторые родительские комитеты существовали формально, их деятельность не была эффективной, например, в Глазовской мужской гимназии члены родительского комитета не являлись на заседания, и его деятельность вскоре прекратилась.

Необходимо отметить, что все решения и резолюции, принятые родительскими комитетами направлялись в педагогический совет учебного заведения для принятия его к действию или отклонения. Конечно, активность комитетов не всегда встречала поддержку педагогов, считавших родителей некомпетентными по многим вопросам образования. Но повышение общественной инициативы уже не возможно было остановить, поэтому после событий 1917 года работа родительских комитетов возобновилась. Родительские комитеты за короткий «легальный» период своего существования занимали различные позиции при решении вопросов - от открытого противостояния педагогическому коллективу до полной его поддержки. Но в истории их деятельности есть примеры, когда родители способствовали мирному разрешению сложных ситуаций, защищая своих детей и поддерживая, когда это необходимо, педагогов. Сегодня опыт прошлого показывает возможный путь привлечения родителей в школу: в начале ХХ века этому способствовала государственная образовательная политика и общественная активность на фоне демократизации многих сторон жизни.

Таким образом, именно классными наставниками была заложена традиция установления тесной связи с семьями воспитанников. Наставники являлись звеном, обеспечивающим взаимодействие между гимназией и семьями учеников; причем уровень и качество их взаимоотношений, как правило, удовлетворяли обе стороны, обеспечивая наставникам признание и уважение, как со стороны гимназистов, так и их родителей.

Список использованной литературы

1.О мерах к поддержанию порядка в учебных заведениях // Сборник постановлений и распоряжений по гимназиям и прогимназиям Московского учебного округа за 1871-1895 годы. М., 1895.

2. Центральный государственный архив Удмуртской Республики, фонд 8, опись 1, дело 40 Журнал заседаний родительского комитета Ижевской женской гимназии (1911-1918 гг.).

3. Центральный государственный архив Удмуртской Республики, фонд 81, опись 1, дело 96 Журналы заседаний родительского комитета Глазовской женской гимназии и сведения о составе комитета (1898-1918 гг.).

© Ичетовкина Н.М., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.