МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10-2/2016 ISSN 2410-6070
УДК 378
Райсвих Ю.А.
к.п.н., доцент, Бароненко Е.А.
к.п.н., доцент,
Быстрай Е.Б.
доктор пед наук, профессор факультет иностранных языков, кафедра немецкого языка и МОНЯ
ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ» г. Челябинск, Российская Федерация
СТИМУЛИРОВАНИЕ СТОЙКОЙ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ НА ЛИЧНОСТНОЕ ПРИНЯТИЕ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ БАКАЛАВРАМИ ДЛЯ ИХ ПОДГОТОВКИ К МЕЖКУЛЬТУРНОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ
Аннотация
Особенностью формирования аксиологической направленности будущего учителя-бакалавра, является овладение студентами общечеловеческой и педагогической культурой, т.е. интериоризация общечеловеческих и профессионально-педагогических ценностей. Для этого необходимо стимулировать стойкую положительную мотивацию на личностное принятие общечеловеческих ценностных ориентаций будущими учителями. Это возможно в рамках когнитивно-ориентированного и практико-деятельностного блоков. По мере овладения будущими учителями ценностными ориентациями и их реализацией в процессе межкультурного взаимодействия повышается их уровень самомотивации, что помогает им определить направленность своей личности.
Ключевые слова
Аксиологическая направленность личности; интериоризация общечеловеческих и профессионально-педагогических ценностей; мотивация; внутренние и внешние мотивы; самомотивация.
В современном образовательном процессе развиваются новые тенденции, возрождается концепция личности, в которой человек предстаёт как эпицентр культуры, её высшая духовная ценность. Появляются современные парадигмы образования, учитывающие тенденции движения общества к качественному состоянию цивилизованности, открытости, законосообразности. Система подготовки бакалавров в высшей школе должна быть ориентирована на общечеловеческие ценности, что подготовит обучающихся к межкультурному взаимодействию в евроконтексте. Культура и общество XXI века зависят от человека, от его просвещённости, нравственности, включённости в то или иное социокультурное пространство, от его желания обрести смыслы жизни. Носителями и творцами просвещённости и культуры в первую очередь являются педагоги. Следовательно, нужно вести речь о формировании аксиологической направленности личности студентов-бакалавров педагогического вуза, о формировании и закреплении в структуре личности будущего учителя общечеловеческих ценностных ориентаций. В этой связи нам кажется особенно актуальной проблема формирования аксиологической направленности у будущих учителей иностранного языка, так как именно им принадлежит ведущая роль в подготовке своих будущих учеников к межкультурному взаимодействию для совместного поиска новых путей цивилизованного развития европейского и мирового сообщества.
Одной из особенностей специфики формирования аксиологической направленности будущего учителя-бакалавра, является овладение студентами общечеловеческой и педагогической культурой, т.е. интериоризация общечеловеческих и профессионально-педагогических ценностей. Для этого необходимо стимулировать стойкую положительную мотивацию на личностное принятие общечеловеческих
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10-2/2016 ISSN 2410-6070
ценностных ориентаций будущими учителями. Это определяется тем, что подготовка обучающихся к межкультурному взаимодействию носит ярко выраженный личностно ориентированный характер и предполагает личную заинтересованность в данном процессе.
Под этим мы понимаем целенаправленную деятельность преподавателя по созданию и использованию определённых ситуаций для воздействия на мотивационную сферу личности студента в аспекте личностного принятия студентами общечеловеческих ценностных ориентаций.
В Педагогическом словаре мотивация определяется как совокупность стойких мотивов, побуждений, определяющих содержание, направленность и характер деятельности личности, её поведения [5].
В современной психолого-педагогической литературе проблема мотивации освещена достаточно широко: раскрыта её сущность, определены основные виды, выделены функции мотивации, представлены различные классификации мотивов и т.д. Проблеме мотивации посвящены исследования таких учёных как, Л.И. Божович, П.Я. Гальперин, Ю.Н. Кулюткин, А.Н. Леонтьев, Н.Г. Осухова, С.Л. Рубинштейн, Н.Ф. Талызина и др.
Исследования С.Л. Рубинштейна [6] показывают, что мотивация занимает важное место в структуре личности. По его мнению, мотивационные состояния, возникающие в процессе деятельности, являются «строительным материалом личности». Л.И. Божович [1] подчёркивает, что мотивация определяет направленность личности человека, характеризует его целостный облик. Н.Г. Осухова [3], рассматривая проблему мотивации, делает вывод, что мотивация не только определяет характер деятельности и поведения человека, но и регулирует его отношение к воздействиям извне.
В качестве основных функций мотивации наиболее часто называются смыслообразующая, избирательная и побудительная. Реализация смыслообразующей функции мотивации способствует становлению мировоззрения, формированию нравственной устойчивости личности, а также её самостоятельности и целостности, поскольку в основе усвоения нравственных норм и принципов лежит осознанно-эмоциональное отношение к ним, единство знания и переживания. Благодаря избирательной функции в процессе выбора как общечеловеческих, так и профессионально-педагогических ценностных ориентаций, определения их роли для педагогической деятельности и выбора средств реализации этих ценностных ориентаций на практике расширяется избирательность личности, а также расширяются связи личности с объективным миром. Побудительная функция мотивации развивает внутреннюю потребность личности для принятия общечеловеческих и профессионально-педагогических ценностных ориентаций. Для подготовки обучающихся к межкультурному взаимодействию реализация данных функций мотивации способствует формированию аксиосферы у студентов-бакалавров.
Проведённый нами анализ литературы по проблеме классификации мотивов позволяет говорить о различных подходах к решению данной проблемы. Так, мотивы можно классифицировать по таким основаниям как: происхождение, направленность, степень осознания. Наибольший интерес для нашего исследования представляет классификация мотивов, в соответствии с которой выделяют внешние (инициирующие и регулирующие деятельность, находясь вне личности и вне деятельности) и внутренние (инициирующие и регулирующие деятельность, находясь внутри личности и внутри деятельности).
К внутренним мотивам в рамках нашего исследования мы относим познавательные интересы студентов, заинтересованность будущих учителей в овладении общечеловеческими ценностными ориентациями, понимание необходимости овладения ими для межкультурного взаимодействия. Внутренняя мотивация характеризуется социализированным личностным смыслом и является внутренней мотивацией развития.
Вместе с тем нельзя не считаться с внешними мотивами, к которым относятся: ориентация студентов на оценку, другие формы поощрения и наказания, факторы заинтересованности, не относящиеся к самому процессу профессионально-педагогической подготовки. Это обусловлено тем, что процесс профессиональной подготовки студентов педагогического вуза осуществляется в сложном взаимопереплетении социально обусловленных процессов и явлений.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10-2/2016 ISSN 2410-6070
При стимулировании стойкой положительной мотивации на личностное принятие общечеловеческих ценностных ориентаций бакалаврами для их подготовки к межкультурному взаимодействию нашей задачей являлось развитие внутренней мотивации студентов. Поскольку внутренняя мотивация может продолжаться достаточно долго и без внешней стимуляции, внешняя же мотивация прекращается вместе с прекращением внешних побуждений; внутренняя мотивация положительно влияет на когнитивную гибкость, облегчает выполнение эвристических заданий, внешняя мотивация ухудшает качество и скорость решения творческих задач; внутренняя мотивация в противоположность внешней вызывает у субъектов деятельности эмоции интереса и радостного возбуждения, способствует также получению удовольствия от работы, преобладание внутренней мотивации повышает самоуважение личности.
В процессе формирования аксиологической направленности студентов педагогического вуза происходит изменение и усложнение содержания мотивов. Студенты с развитой мотивацией осознают собственные побуждения к личностному принятию ценностных ориентаций и их реализации в практической деятельности, они стремятся развить в себе более совершенные побуждения, избавиться от побуждений малоэффективных.
Стимулирование стойкой положительной мотивации на личностное принятие общечеловеческих ценностных ориентаций будущими учителями реализовывалась, прежде всего, в рамках когнитивно-ориентированного и практико-деятельностного блоков.
В рамках когнитивно-ориентированного блока развитию внутренней мотивации способствует атмосфера художественного погружения студентов в ценностную проблематику литературных произведений. Для этого активно используются такие литературные жанры как сказки, легенды, притчи, мифы, а также возможности других литературных жанров, которые положительно воздействует на мотивационную сферу студентов, позволяют направить их познавательный интерес на принятие общечеловеческих ценностей. Занятия в творческой студенческой лаборатории стимулируют творческое развитие студентов в процессе обучения, подготавливают их к межкультурному взаимодействию.
В рамках практико-деятельностного блока студенты-бакалавры получают возможность вступать в межкультурное взаимодействие. Этот блок предполагает участие студентов в качестве волонтёров в различных соревнованиях международного уровня, работу в качестве вожатых в детских международных лагерях.
По мере овладения будущими учителями ценностными ориентациями и их реализацией в процессе межкультурного взаимодействия повышается их уровень самомотивации. Студенты учатся анализировать содержание своей мотивационной сферы, что помогает им определить направленность своей личности.
Таким образом, стимулирование стойкой положительной мотивации на личностное принятие общечеловеческих ценностных ориентаций бакалаврами приводит к осознанной активности будущих педагогов, что создаёт основу для их подготовки к межкультурному взаимодействию. Список используемой литературы
1. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности: Избр. психолог. труды / ред. Д.И. Фельдштейн / Л.И. Божович. - М.: Ин-т практ. психологии; Воронеж: МОДЭК, 1995. - 349 с.
2. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность: учеб. пособие для вузов / А.Н. Леонтьев.- М.: Академия: Смысл, 2004. - 304 с.
3. Осухова, Н.Г. Гуманистические ориентации учителя: пересмотр целей и поиск технологий / Н.Г. Осухова // Вестник высшей школы. - 1991. - №12. - С. 31-35.
4. Пассов, Е.И. Учитель иностранного языка. Мастерство и личность / Е.И. Пассов, В.П. Кузовлев, В.Б. Царькова. - М.: Просвещение, 1993. - 159 с.
5. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений // под ред. Коджаспировой Г.М., Коджаспирова А.Ю. - М.: «Академия», 2000. - 176 с.
6. Рубинштейн, С.Л. Основы обшей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: ПитерКом, 1998. - 688 с.
© Райсвих Ю.А., Бароненко Е.А., Быстрай Е.Б. 2016