Научная статья на тему 'Проблема развития мотивации к музыкально-педагогической деятельности у студентов-музыкантов'

Проблема развития мотивации к музыкально-педагогической деятельности у студентов-музыкантов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1047
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВ / МОТИВАЦИЯ / НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / КРЕАТИВНОСТЬ / МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / MOTIVE / MOTIVATION / PERSONAL ORIENTATION / VALUE ORIENTATION / CREATIVITY / MUSICAL AND PEDAGOGICAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ястребова Оксана Игоревна

В статье раскрывается содержание педагогических условий и методических принципов, способствующих формированию мотивации к педагогической деятельности студентов-музыкантов. Изучаемый феномен предстаёт совокупностью внутренних побуждений к освоению профессиональной деятельности, вызывающих активность и определяющих направленность деятельности. Одним из ведущих условий её развития выступают ценностные ориентации. Ядро ценностных ориентации будущего педагога составляют его нравственные ориентации, определяющие уровень его культуры и проявляющиеся в его поведении. Мотив рассматривается как побудительная сила, обусловливающая направленность личности. Креативность является составляющей мотивационной направленности личности будущего педагога-музыканта, выражающейся в творческой активности личности. Представлены результаты апробации на практике психолого-педагогического тренинга развития мотивации к педагогической деятельности у студентов-музыкантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Problem of Development of Motivation to Musical and Pedagogical Activities of Music students

The article focuses on the pedagogical conditions and methodological principles that facilitate the formation of motivation to pedagogical activity of student-musician. Studying the phenomenon appears as a set of internal incentives to the development of professional activity, causing the activity and determining the direction of activity. One of the main conditions of its development are value orientations. The core value orientations of future teachers constitute his moral orientation, define the level of its culture and reflected in its behavior. Motive is considered as motive power, contributing to personal orientation. Creativity is a component of the motivational orientation of the individual of future teacher-musician, expressed in creative activity of a person. The results of the testing in practice of psychological-pedagogical training about development of motivation pedagogical activity in bachelor students.

Текст научной работы на тему «Проблема развития мотивации к музыкально-педагогической деятельности у студентов-музыкантов»

ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ К МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ-МУЗЫКАНТОВ

О. И. Ястребова*,

Московский педагогический государственный университет

Аннотация. В статье раскрывается содержание педагогических условий и методических принципов, способствующих формированию мотивации к педагогической деятельности студентов-музыкантов. Изучаемый феномен предстаёт совокупностью внутренних побуждений к освоению профессиональной деятельности, вызывающих активность и определяющих направленность деятельности. Одним из ведущих условий её развития выступают ценностные ориентации. Ядро ценностных ориентаций будущего педагога составляют его нравственные ориентации, определяющие уровень его культуры и проявляющиеся в его поведении. Мотив рассматривается как побудительная сила, обусловливающая направленность личности. Креативность является составляющей мотивационной направленности личности будущего педагога-музыканта, выражающейся в творческой активности личности. Представлены результаты апробации на практике психолого-педагогического тренинга развития мотивации к педагогической деятельности у студентов-музыкантов.

Ключевые слова: мотив, мотивация, направленность личности, ценностные ориентации, креативность, мотивация, музыкально-педагогическая деятельность.

Summary. The article focuses on the pedagogical conditions and methodological principles that facilitate the formation of motivation to pedagogical activity of student-musician. Studying the phenomenon appears as a set of internal incentives to the development of professional activity, causing the activity and determining the direction of activity. One of the main conditions of its development are value orientations. The core value orientations of future teachers constitute his moral orientation, define the level of its culture and reflected in its behavior. Motive is considered as motive power, contributing to personal orientation. Creativity is a component of the motivational orientation of the individual of future teacher-musician, expressed in creative activity of a person. The results of the testing in practice of psychological-pedagogical training about development of motivation pedagogical activity in bachelor students.

Keywords: motive, motivation, personal orientation, value orientation, creativity, motivation, musical and pedagogical activity.

75

Научный руководитель

- кандидат педагогических наук Б. Р. Иофис.

Проблеме формирования профессиональной мотивации посвящены труды отечественных исследователей - А. К. Марковой [1], Е. П. Ильина [2], А. Н. Леонтьева [3], П. М. Якобсона [4], а также зарубежных авторов - Дж. Аткинсона [5], А. Маслоу [6], К. Левина [7], Х. Хенхаузена [8] и других.

Анализируя работы отечественных психологов, можно заметить, что мотивы исследуются, главным образом, в связи с деятельностью (А. Н. Леонтьев [3], С. Л. Рубинштейн [9], В. Д. Шадриков [10]), с особенностями личности (В. Г. Асеев) [11], с психологической установкой (Д. И. Узнадзе) [12].

Изучением мотивации к профессии учителя - проблемой педагогической направленности - занимались Н. В. Кузьмина [13], А. К. Маркова [14], В. А. Сластёнин [15] и др. Основу этой направленности, по мнению ряда авторов, составляют ценностные ориентации, изучением влияния которых на результат деятельности и их место в структуре личности занима-'И лись М. Рокич [16] и С. Л. Рубинштейн [9].

Несмотря на значительное количество исследований, посвящённых мотивации к учебной и профессиональной деятельности студентов высших учебных заведений, необходимо отметить, что особенности формирования мотивации к профессионально-педагогической деятельности выпускников музыкальных факультетов педагогических вузов не исследовались. Таким образом, наблюдается противоречие между практической потребностью в профессиональной подготовке педагога-музыканта, мотивированного на деятельность в системе образования, и отсут-

ствием теоретико-методической разработанности проблемы формирования мотивации к данной деятельности. Это определило актуальность провё-денного исследования.

Проблема исследования была сформулирована следующим образом: выявление психолого-педагогических условий, принципов и методов формирования мотивации к педагогической деятельности у студентов бакалавриата музыкальных факультетов педагогических вузов.

В ходе исследования была выдвинута гипотеза о возможности формирования мотивации к педагогической деятельности у будущих педагогов-музыкантов при соблюдении следующих психолого-педагогических условий:

1) применение психолого-педагогической программы, включающей три структурных блока: развитие креативности, формирование мотива к достижению успеха, формирование ценностных ориентаций на самореализацию в педагогической деятельности;

2) психолого-педагогическое воздействие на студентов на основании следующих принципов: профессиональной практико-ориентированно-сти, адаптивности, преемственности, индивидуально-личностного подхода, индивидуально-творческого подхода, сознательности, рефлективности;

3) применение метода моделирования конкретных педагогических ситуаций, а также игрового преподнесения материала.

Как известно, процесс овладения избранной профессией, в том числе профессией педагога-музыканта, сопровождается одновременным функционированием целой группы мотивов. Принимая во внимание ориента-

цию индивида на достижение необходимого уровня профессиональной оснащённости в избранной им сфере деятельности, уместно присоединиться к высказыванию о том, что «под мотивацией овладения профессией учителя понимается иерархическая взаимосвязанная совокупность потребностей, мотивов, целей личности, которая побуждает, направляет и регулирует деятельность для достижения профессиональной компетентности, на базе чего складываются устойчивые предпосылки к совершенствованию знаний, способов учебно-профессиональных и предметных действий...» [17, с. 19-20].

Выделение ценностного фактора в качестве приоритетного в зарождении и последующем становлении профессионально-личностных ориента-ций педагога-музыканта позволило наметить две ведущие линии для разработки проблемы. Одна из них исходит из понимания взаимообусловленного сосуществования ценностных категорий и деятельностных операций в ходе последовательной реализации творческого потенциала специалиста. Другая - диктует давно назревшую необходимость разработки структурных особенностей самого ценностного отношения к профессионально-педагогической музыкальной деятельности. Бесспорно одно: мотивационные устремления, которыми руководствуется педагог-музыкант в своей изначальной предрасположенности посвятить себя избранной профессии и которые управляются соответствующими ценностными ориентациями, могут стать значимым подспорьем для последующей готовности к полной самоотдаче в излюбленной сфере деятельности. И здесь нельзя не признать правоту убеж-

дений П. М. Якобсона в том, что «.нет ни у нас, ни за рубежом всеобъемлющей теории мотивации поведения человека, нет теории, которая бы достаточно обоснованно и убедительно охватила круг основных проблем в этой сфере, значение изучения которых для раскрытия важных закономерностей психики личности становится всё более очевидным» [4, с. 4].

Педагогическая деятельность основывается на целенаправленном, специально организованном педагогическом взаимодействии, целью которого является создание условий для развития обучающегося и воспитывающегося [18]. Освоение профессии -процесс длительный, имеющий внутренние закономерности и качественно своеобразные этапы. В свою очередь, обучаемость является способностью к приобретению знаний, а креативность (общая творческая способность) - способностью к преобразованию знаний (с ним связаны воображение, фантазия, порождение гипотез и пр.). Каждой из трёх общих способностей соответствует специфическая мотивация и специфическая форма активности: креативности - мотивация самоактуализации (по А. Маслоу [6]) и творческая активность, интеллекту - мотивация достижений и адаптивное поведение, обучаемости - познавательная мотивация [Там же].

Креативность является неотъемлемой составляющей мотивационной направленности личности будущего педагога-музыканта, детерминантой её развития, выражающейся в творческой активности. Все проведённые исследования, посвящённые изучению креативности, можно разделить на две области: первую из них составляют исследования, базирующиеся на

''

78

концепции креативности как универсальной познавательной творческой способности. Наиболее яркими представителями данного направления являются Дж. Гилфорд, П. Торренс [16]. Другое направление изучает креативность с позиции своеобразия личностных особенностей креативов. Наиболее ярким представителем этого (второго) направления является Д. Б. Богоявленская [19], определяющая креативность как ситуативно-не-стимулированную активность, проявляющуюся в стремлении выйти за пределы заданной проблемы. Она утверждает, что креативный тип личности присущ всем новаторам независимо от вида их деятельности, а также предлагает в качестве системообразующего фактора творчества интеллектуальную активность [Там же].

Все проанализированные и представленные читателю признаки креативности были переосмыслены А. В. То-роповой в музыкально-творческом ключе и представлены как психологические факторы, определяющие музыкальную креативность и способствующие её развитию при условии педагогической культивации: восприимчивость к многозначности музыкального образа; восприимчивость к творческим ситуациям преодоления инерционности мышления и среды; видение проблемного и таинственного (неоднозначного) в каждом явлении и феномене музыкального искусства; беглость и лабильность; лёгкость в порождении звукоинтонационных оборотов для выражения чувств и образов; богатство музыкальных и внемузыкальных ассоциаций при восприятии как искусства, так и широкого круга жизненных явлений; сензитивность и активность высказывания, вербального или невер-

бального, то есть: прислушаться, подпеть, подыграть; оригинальность, самобытность способов и средств интонирования [20].

Резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод, что основными составляющими формирования личности педагога-музыканта выступают два взаимозависимых основополагающих уровня. Первый уровень предполагает развитие личностно-смыслово-го познавательного, ценностного, творческого, коммуникативного отношения студентов-выпускников к собственной музыкальной деятельности; на втором ставится задача формирования будущим педагогом мотивов музыкальной деятельности у будущих воспитанников.

Итак, профессиональная деятельность будущего педагога-музыканта -это многоаспектный, сложный для линейного анализа процесс. Следует согласиться с А. К. Марковой [21] в том, что формирование мотивов учения - это создание в вузе условий для появления побуждений к учению (мотивов, целей). Именно поэтому представляется необходимой целостная оценка мотивации студента к будущей профессиональной, в данном случае педагогической, деятельности, а также коррекция данной целостной совокупности мотивов при необходимости [Там же].

Нами было принято рабочее определение мотивации к будущей педагогической деятельности как совокупности внутренних побуждений личности к освоению профессиональной деятельности, вызывающих активность и определяющих направленность деятельности.

Раскроем сущность данного определения в опоре на исследовательские концепты учёных.

Целостность личности предполагает её структурное единство, наличие тех системных свойств, которые объединяют все другие и являются основанием её целостности [9]. В структуре личности учителя такая роль принадлежит профессионально-педагогической направленности, которая, по мнению В. А. Сластёнина [15], образует каркас, скрепляющий и объединяющий все основные профессионально значимые свойства личности педагога [22].

Мотивация к профессии учителя в литературе определяется через понятие педагогической направленности (Н. В. Кузьмина [13], А. К. Маркова [1], В. А. Сластёнин [15] и др.). Важнейшими признаками педагогической направленности являются интерес к педагогической профессии, склонность заниматься ею, осознание своих способностей и характера как соответствующих данной профессии. Педагогическая направленность рассматривается как система доминирующих мотивов: интересов, потребностей, склонностей, побуждающих к профессиональной деятельности. А. К. Маркова справедливо утверждает, что она «определяет систему базовых отношений человека к миру и самому себе, смысловое единство его поведения и деятельности, создаёт устойчивость личности, позволяя противостоять нежелательным воздействиям извне или изнутри, является основой саморазвития и профессионализма, точкой отсчёта для нравственной оценки целей и средств поведения» [1]. Одним из ведущих условий становления профессионально-педагогической направленности личности является формирование ценностных ориентаций.

Как отмечает В. Д. Шадриков [23], наличие у личности общественно и профессионально значимых ценностных ориентаций обеспечивает добросовестное отношение к делу, побуждает её к поиску, творчеству [Там же]. Профессионально-ценностные ориентации играют смыслообразующую роль: осознание значимых моментов педагогической деятельности как ценных для себя обеспечивает моральную устойчивость и готовность человека к самым сложным и трудным моментам предстоящей деятельности, которые нередки в профессии педагога.

Как отмечает Б. И. Додонов, «объективное значение деятельности и её личностный смысл не должны расходиться друг с другом. Если эта деятельность направлена на создание определённых ценностей, то именно эти ценности и должны быть основным мотивом деятельности субъекта» [24]. Ведущая ценность педагогической деятельности - личность ребёнка, её развитие и становление.

Ядро ценностных ориентаций учителя составляют его нравственные ориентации, определяющие уровень его профессионально-этической культуры и проявляющиеся в его поведении и деятельности, в отношениях с учениками и другими людьми, в требованиях, предъявляемых им к самому себе как педагогу. Формирование творческой индивидуальности педагога-музыканта, его готовности к осуществлению педагогического процесса наиболее продуктивно происходит в период профессиональной подготовки. Однако формирование и развитие необходимых компетенций у учителя музыки может быть намного эффективнее при параллельном формировании профессиональной на-

79

80

правленности - музыкально-педагогической направленности студентов педагогического вуза [8].

Признавая интегральность профессиональной направленности, В. А. Сластёнин выделяет в ней чёткую ориентацию личности на профессию и под профессиональной направленностью понимает «достаточно осознанную и эмоционально выраженную ориентацию личности на определённый род и вид профессиональной деятельности» [15, с. 156].

Педагогическую деятельность издавна квалифицируют как творческую, потому что в ней присутствует субъективная новизна мыслей, позиций, оценок, чувств, которые неразрывно слиты с учебно-воспитательным процессом, иначе говоря, сотворчеством учителя с учеником, ученика с учителем и т. д. Формирование музыкально-педагогической направленности личности в процессе музыкального образования будущих педагогов-музыкантов в вузе имеет свои особенности. Они видятся не только в овладении студентами методических основ организации музыкального воспитания учеников, но и в ликвидации пробелов в собственном музыкальном образовании [25, с. 34].

Специфика профессионально-образовательной среды музыкально-педагогического факультета, по мнению О. В. Грибковой, заключается в сложном интеграционном взаимодействии общеобразовательных и специальных музыкальных дисциплин, а также в особом, творческо-эмоциональном режиме работы студентов, продиктованном их артистической, исполнительской и самостоятельной практической деятельностью [13].

Таким образом, мы можем выделить следующие педагогические условия формирования мотивации к педагогической деятельности студентов-музыкантов: организация учебных занятий как совместной творческой деятельности преподавателя и студентов; совокупность факторов (потребностей), обеспечивающих личности студента-музыканта реализацию творческого потенциала; расширение сферы художественного общения студента; свободный выбор студентами содержания и форм музыкальной активности - творческой деятельности.

Предложенная структура деятельности, опирающаяся на концепцию педагога-музыканта Н. С. Кагана, позволяет нам понять, из какого огромного количества компонентов складывается гарантия успешности профессиональной деятельности будущих педагогов-музыкантов, и на этой основе предположить, что формирование мотивации к педагогической деятельности в целом обеспечивается актуализацией каждого из вышеперечисленных компонентов будущей профессиональной деятельности педагога-музыканта при соблюдении определённых методических принципов. Принцип профессиональной практико-ориентированности предполагает направленность на решение практических музыкально-педагогических задач [26]; принцип адаптивности предполагает учёт актуальных потребностей субъектов образовательного процесса; принцип преемственности предполагает опору приобретаемых знаний на полученный опыт, предусматривающий динамизм и усложнение задач по мере накопления этого опыта; принцип индивидуально-личностного подхода предполагает ориентацию на

индивидуально-психологические особенности и запросы личностного развития; принцип индивидуально-творческого подхода предполагает удовлетворение интересов и потребностей студентов в индивидуальной и коллективной творческой деятельности [15]; принцип сознательности заключается в понимании выпускниками содержания и средств деятельности; аналитико-рефлексивный принцип включает освоение информации на основе осознания студентами собственных возможностей самореализации в образовательном процессе [Там же].

Обсуждаемые выше теоретические положения легли в основу психолого-педагогической программы формирования мотивации к педагогической деятельности у будущих педагогов-музыкантов средствами психолого-педагогического тренинга. В основу разработанного тренинга были положены идеи о системной взаимозависимости составляющих мотиваци-онно-смысловой структуры личности и необходимости интеграции установок на будущее личности с актуальными целями, мотивами и задачами её развития. Чаще всего текущие задачи и дальние цели у лиц молодого возраста дезинтегрированы, что мешает реализации в профессии и создаёт эмоциональный фон неуверенности, неудовлетворённости и неуспешности.

Цель тренинга - сформировать оптимальный уровень мотивации к педагогической деятельности у будущих педагогов-музыкантов в процессе вузовской подготовки.

Программа ориентирована на студентов музыкальных факультетов педагогических вузов заочной формы обучения, обучающихся по направлению «Художественное образование».

Принципы построения тренинга:

• принцип ведущей роли игровой деятельности - опора на игровые методы воспитания и обучения;

• принцип взаимосвязи изучаемых структурных блоков программы;

• принцип систематичности - последовательное и системное преподнесение материала;

• принцип наглядности - единство конкретного и абстрактного, рационального и эмоционального, репродуктивного и продуктивного;

• принцип рефлексивности - осмысление будущим педагогом-музыкантом себя в качестве субъекта педагогической деятельности, осмысление личностных изменений в собственном развитии, также оказывающем влияние на развитие подрастающего поколения [22];

• принцип развития и проблемного обучения (развивающий характер предлагаемого материала), раскрывающий взаимосвязь развития личности и её непрерывного самообразования, зависимость уровня её развития, зрелость от уровня самообразования и самовоспитания [12].

Тренинговая программа формирования мотивации педагогической деятельности состоит из трёх блоков:

1) креативность как творческая активность личности;

2) мотивация достижения успеха;

3) актуализация ценностных ори-ентаций личности.

Реализация содержания программного блока «Креативность как творческая активность личности» предполагает следующие цели: 1 - помочь в освоении приёмов развития творческого потенциала педагога; 2 -снять психологические барьеры проявления креативности; 3 - выявить

81

82

мотивы творческой деятельности. Среди основных методов организации занятий данного блока можно выделить этюды на вариативное выражение различных эмоций, метод дискуссий, игры-разминки, метод ассоциаций, инсценирование, элементы психодрамы, игры-проекты.

Реализация содержания программного блока «Мотивация достижения успеха» предполагает такие методы организации занятий, как парные этюды-импровизации, моделирование и прогнозирование ситуаций с недостающими данными, сюжетно-ролевые игры, игры-разминки, визуализация, этюды на выражение различных эмоций, игры-проекты, метод совместного обсуждения. Тематика занятий направлена на переориентирование мотивации избегания неудач в профессии на мотивацию достижения успеха как любого опыта личности (любой опыт успешен как опыт), включая готовность к пробам и ошибкам через развитие толерантности к риску.

Реализация содержания программного блока «Актуализация ценностных ориентаций личности» предполагает формирование мотивационно-ценност-ного отношения к профессии педагога-музыканта в соотношении с экзистенциальными и личностными ценностными установками.

Экспериментальная работа осуществлялась на базе музыкального факультета ФГБОУ ВПО «Владимирский государственный университет» в период с 2010 по 2015 год. Участниками эксперимента стали

студенты-бакалавры факультета «Художественное образование (музыка)», заочной формы обучения, работающие и не работающие по специальности.

Для диагностики заявленных параметров использовались широко применяемые в области психометрии современные разработки Т. Элерса, П. Торренса, М. Кашапова и О. Ракит-ской, М. Рокича. Было проведено также анкетирование для выявления мотивации к педагогической деятельности. Результаты интегральной оценки уровня мотивации к педагогической деятельности (в процентном отношении) представлены на рис. 1.

Исходя из проделанных замеров путём эмпирической группировки данных, можно говорить о безусловной необходимости проведения тре-нинговой работы со студентами. Конкретной и измеряемой задачей тренинга было стремление сократить количественные показатели низкого уровня мотивации к педагогической деятельности в группе и повысить уровень психологической установки студентов на реализацию в рамках педагогической профессии.

Показателен качественный анализ самоотчётов студентов до проведения тренинга и после. До проведе-

Мотивация к педагогической деятельности

28% 32% 40%

низкий ■ средний ■ высокий

Рис. 1. Уровень мотивации к педагогической деятельности

ния тренинга среди наиболее частых ответов на вопрос о ключевой мотивации можно выделить следующие: желание петь, творчески развиваться, получить высшее музыкальное образование «для себя» (как хобби) и только 15 человек уже в начале обучения рассматривают для себя возможность работать в качестве педагога.

Среди наиболее значимых профессиональных требований к профессии педагога студенты назвали эмоциональную уравновешенность, самообладание и жизнерадостность. Последнее даёт основание предполагать, что, несмотря на желание творческой реализации в качестве певцов, у большинства участников тренинга ценностные ориентиры создают основу для формирования мотивации к педагогической деятельности.

По окончании тренинговой работы студентам была предложена анкета для выявления их дальнейших целей, стремлений, и желания работать по профессии. На момент окончания тре-нинговой работы и выпуска из вуза у 80% участников тренинга зафиксировано стойкое желание попробовать

себя в педагогической профессии, а некоторые уже приступили к работе в различных образовательных учреждениях дополнительного образования, например в домах культуры. Это даёт основания утверждать, что цели творческой самореализации переросли в желание открывать новое для себя и других, передавать опыт и знания.

После проведённой тренинговой работы, тестирования и анкетирования на заключительном этапе также была получена интегральная оценка мотивации к педагогической деятельности, результаты которой представлены на рис. 2.

У большинства участников контрольной группы (52%) выявлен средний уровень развития мотивации к педагогической деятельности, тогда как в экспериментальной группе средний уровень диагностирован лишь у 8% участников. При этом высокий уровень мотивации к педагогической деятельности в экспериментальной группе на момент окончания тренинга составил 80%, что почти в три раза превышает первоначальный показатель (28%).

83

Мотивация к педагогической деятельности

средним ,

20% 40%

80% 100%

контрольная группа * экспериментальная группа

Рис. 2. Уровень мотивации к педагогической деятельности -заключительный срез

С учётом сказанного выше закономерен вывод о том, что заявленные принципы (адаптивности, преемственности, индивидуально-личностного подхода, индивидуально-творческого подхода, сознательности и ана-литико-рефлексивный) и методы формирования мотивации к педагогической деятельности на основе интеграции актуальных задач и дальних целей самореализации являются эффективными и обеспечивают направленность и удовлетворённость выбором педагогической деятельности будущих педагогов-музыкантов.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Маркова, А. К. Психология профессионализма [Текст] / А. К. Маркова. - М. : Изд-во Международного гуманитарного фонда «Знание», 1996. - 312 с.

2. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы [Текст] / Е. П. Ильин. - СПб. : Питер, 2006. - 512 с.

3. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А. Н. Леонтьев. - М. : Смысл, 2005. - 352 с.

4. Якобсон, П. М. Психологические пробле-84 мы мотивации поведения человека

[Текст] / П. М. Якобсон. - М. : Просвещение, 1969. - 316 с.

5. Аткинсон, Дж. У. [Текст] // Психология: Биографический библиографический словарь / под ред. Н. Шихи, Э. Дж. Чепмана, У. А. Конроя. - СПб. : Евразия, 1999. -С. 17.

6. Маслоу, А. Мотивация и личность [Текст] / А. Маслоу. - 3-е изд. - СПб. : Питер, 2002. - 478 с.

7. Левин, К. Динамическая психология: Избранные труды [Текст] / К. Левин ; под общ. ред. Д. А. Леонтьева и Е. Ю. Патяе-вой. - М. : Смысл, 2001. - 572 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность [Текст] : в 2 т. Т. 1 : пер. с нем. / Х. Хекхаузен ; под ред. Б. М. Величковского. - М. : Педагогика, 1986. - 408 с.

9. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] : в 2 т. Т. 1 / С. Л. Рубинштейн. - М. : Педагогика, 1989.- 485 с.

10. Шадриков, В. Д. Проблема системогенеза профессиональной деятельности [Текст] / В. Д. Шадриков. - М. : Наука, 1982. -185 с.

11. Асеев, В. Г. Мотивация поведения и формирования личности [Текст] / В. Г. Асеев. - М. : Мысль, 1976. - 158 с.

12. Узнадзе, Д. Н. Экспериментальные основы психологии установки [Текст] / Д. Н. Узнадзе ; Акад. наук Груз. ССР ; Ин-т психологии им. Д. Н. Узнадзе. -Тбилиси : Изд-во Акад. наук Груз. ССР, 1961. - 210 с.

13. Кузьмина, Н. В. Профессионализм личности преподавателя [Текст] / Н. В. Кузьмина. - М. : Высшая школа, 1990. - 119 с.

14. Маркова, А. К. Психология труда учителя [Текст] : кн. для учителя / А. К. Маркова. - М. : Просвещение, 1993. - 192 с.

15. Сластёнин, В. А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки [Текст] / В. А. Сластёнин. - М. : Просвещение, 1976. - 207 с.

16. Райгородский, Д. Я. Практическая психодиагностика [Текст] / Д. Я. Райгород-ский // Методики и тесты : учеб. пособие. - Самара : Бахрай, 1998. - 678 с.

17. Петрова, М. А. Формирование мотивов учебно-профессиональной деятельности в процессе подготовки учителей начальных классов [Текст] : дис. ... канд. пси-хол. наук / М. А. Петрова. - Иркутск, 1998. - 166 с.

18. Никитина, Н. Н., Кислинская, Н. В. Введение в педагогическую деятельность: теория и практика [Текст] / Н. Н. Никитина, Н. В. Кислинская. - М. : Академия, 2004. - 224 с.

19. Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей [Текст] / Д. Б. Богоявленская. - М. : Академия, 2002. - 337 с.

20. Торопова, А. В. Музыкальная психология и психология музыкального образования [Текст] : учеб. пособие / А. В. Торопова. -3-е изд. - М. : Граф-Пресс, 2010. - 240 с.

21. Маркова, А. К. Формирование мотивации учения [Текст] : кн. для учителя /

A. К. Маркова. - М. : Просвещение, 1990. - 191 с.

22. Педагогика высшей школы [Текст] : учеб. пособие / Э. Г. Скибицкий, В. В. Егоров, С. М. Ударцева [и др.]. - Изд. 2-е, доп. и перераб. - Караганда : Изд-во КарГТУ, 2013. - 409 с.

23. Шадриков, В. Д. Проблема системогенеза профессиональной деятельности [Текст] /

B. Д. Шадриков. - М. : Наука, 1982. -185 с.

24. Додонов, Б. И. Эмоция как ценность [Текст] / Б. И. Додонов. - М. : Политиздат, 1978. - 272 с.

25. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей [Текст] / В. Н. Дружинин. -СПб. : Питер, 1999. - 368 с.

26. Общая и профессиональная педагогика [Текст] : учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности «Профессиональное обучение» : в 2 кн. Кн. 1 / под ред. В. Д. Симоненко, М. В. Ретивых. -Брянск: Изд-во Брянского государственного университета, 2003. - 174 с.

85

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.