Научная статья на тему 'Мотивация будущего учителя музыки в процессе инструментальной подготовки'

Мотивация будущего учителя музыки в процессе инструментальной подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
753
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ / МОТИВАЦИЯ / МОТИВАЦИЯ ДОСТИЖЕНИЯ / ДОМИНИРУЮЩИЙ МОТИВ / ВНУТРЕННЯЯ МОТИВАЦИЯ / МОТИВАЦИОННАЯ ДОМИНАНТА / MOTIVATIONAL SPHERE OF PERSONALITY / MOTIVATION / ACHIEVEMENT MOTIVATION / THE DOMINANT MOTIVE / INTRINSIC MOTIVATION / MOTIVATIONAL DOMINANT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чернявская Ирина Фридриховна

Проблема изучения мотивационной сферы личности студента с целью стимулирования интереса к содержанию и результатам профессиональной деятельности, формирования установки на достижение максимальных результатов обучения одна из важнейших в педагогической науке и практике. Процесс обучения фортепиано представляет непосредственное общение педагога со студентом, поэтому от преподавателя в решающей степени зависит успешность его педагогических усилий. Стимулирование мотивации и искусное управление мотивационными процессами обогащает процесс преподавания музыкально-инструментальных дисциплин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чернявская Ирина Фридриховна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTIVATION OF FUTURE TEACHER OF MUSIC IN THE PROCESS OF INSTRUMENTAL TRAINING

The problem of studying of motivational sphere of the individual student with the goal of stimulating interest in the content and outcomes of professional activity, formation of installation to achieve maximum learning outcomes one of the most important in the pedagogical science and practice. The process of learning piano is direct communication of the teacher with the student, so the teacher is crucial to the success of his pedagogical efforts. Stimulation of motivation and skillful management of motivational processes enriches the process of teaching musical and instrumental disciplines.

Текст научной работы на тему «Мотивация будущего учителя музыки в процессе инструментальной подготовки»

УДК 780.616.432(072)

И. Ф. Чернявская

г. Минск, Республика Беларусь

МОТИВАЦИЯ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ В ПРОЦЕССЕ ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

АННОТАЦИЯ. Проблема изучения мотивационной сферы личности студента с целью стимулирования интереса к содержанию и результатам профессиональной деятельности, формирования установки на достижение максимальных результатов обучения - одна из важнейших в педагогической науке и практике. Процесс обучения фортепиано представляет непосредственное общение педагога со студентом, поэтому от преподавателя в решающей степени зависит успешность его педагогических усилий. Стимулирование мотивации и искусное управление моти-вационными процессами обогащает процесс преподавания музыкально-инструментальных дисциплин.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: мотивационная сфера личности, мотивация, мотивация достижения, доминирующий мотив, внутренняя мотивация, мотивационная доминанта.

I. F. Cherniauskaya

Minsk, Republic Of Belarus

MOTIVATION OF FUTURE TEACHER OF MUSIC IN THE PROCESS OF INSTRUMENTAL TRAINING

ABSTRACT. The problem of studying of motivational sphere of the individual student with the goal of stimulating interest in the content and outcomes of professional activity, formation of installation to achieve maximum learning outcomes - one of the most important in the pedagogical science and practice. The process of learning piano is direct communication of the teacher with the student, so the teacher is crucial to the success of his pedagogical efforts. Stimulation of motivation and skillful management of motivational processes enriches the process of teaching musical and instrumental disciplines.

KEYWORDS: motivational sphere of personality, motivation, achievement motivation, the dominant motive, intrinsic motivation, motivational dominant.

Проблема повышения мотивации к достижению максимально высоких результатов обучения - одна из важнейших в психолого-педагогической среде и не теряет своей актуальности для всех участников учебно-воспитательного процесса: учащихся и учителей, студентов и преподавателей. Доказано, что высокая мотивация резко повышает результаты обучения, а ее отсутствие неминуемо приводит к ухудшению успеваемости. На современном этапе реформы системы образования перед педагогами среднего и высшего звена стоит задача формирования высокой мотивации к учеб-

ной деятельности с целью повышения эффективности педагогического процесса. Высокие достижения в любом виде деятельности (равно как ее продуктивность и результативность) всегда коррелируют с высокой мотивацией личности.

Значительных результатов удается добиться в том случае, когда личная мотивация совпадает с более глобальными целями - стремлением к самоактуализации и самореализации в учебной и будущей профессиональной деятельности; стремлением к признанию в профессиональной среде и обществе в целом; установкой на достиже-

45

ние высоких руководящих позиций и высокого социального статуса в обществе. В условиях переоценки ценностных ориентиров и переосмысления значимости профессиональных опций современного общества, проблема изучения мотивационной сферы личности студента-музыканта педвуза требует современного вектора рассмотрения с целью стимулирования высокого интереса к содержанию и результатам профессиональной деятельности, установки на определение своего места в обществе и достижение максимальных результатов в обучении и профессии.

Данная проблема находится в фокусе внимания многих исследователей психолого-педагогической науки. Теоретические аспекты проблемы развития

мотивационной сферы личности широко представлены в работах многих отечественных (Б.Г Ананьев, В.Г Асеев, А.В.Карпов, Н.В.Комусова, М.Ш. Магомед-Эминов, Т.А.Терехова, В.И.Чирков, В.Д. Шадриков, П.М.Якобсон и др.) и зарубежных ученых (Д.Аткинсон, Д. Брунер, Р. Бэрон, Дж. Гринберг, К. Левин, А. Мас-лоу, Г. Мюррей, Ф. Нердингер и др.).

Впервые термин «мотивация» употребил А. Шопенгауэр в статье «Четыре принципа достаточной причины», позже этот термин распространился для объяснения причин поведения человека и животных. На современном этапе нет единого определения данной дефиниции. Некоторые ученые понимают мотивацию как систему процессов, отвечающих за побуждение и деятельность (В.К.Вилюнас, П.М. Якобсон, М.Г. Ярошевский и др.). Другие считают, что мотивация как психическое явление есть совокупность мотивов (К.К. Платонов, Л.И.Божович, Д.К. Маккеланд и др.). Ряд ученых (Е.П. Ильин, Р.С. Немов, И.В. Име-дадзе, А.К.Маркова, и др.) рассматривает мотивацию как динамический процесс формирования мотива, то есть как основания поступка.

В современном понимании «мотивация» - широкое понятие, которое использу-

46

ется в психологии как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне (Е.П. Ильин, А.К.Маркова, Р.С.Немов, Х.Хекхаузен и др.) и как система факторов (потребности, мотивы, цели, намерения, стремления), детерминирующих поведение (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, И.А.Зимняя и др.). Ретроспективное изучение проблемы показало, что чаще всего, мотивация понимается как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность

(Н.А.Бакшаева, А.А.Вербицкий, Р.С. Немов, Т.А.Матис, В.С.Мерлин и др.).

При этом зарубежные ученые (Д.Брунер, Р.Бэрон, Б. Вайнер, Ф.Вайнерт, Дж. Гринберг, Ф. Нердингер, Т.Новацкий, К.Родлер, С.Робинс, К.Томашевский, Х.Хекхаузен и др.) фокусируют свое внимание на прагматичном аспекте данной проблемы и анализируют мотивацию как совокупность процессов, которые вызывают, направляют и поддерживают поведение человека, ориентированное на достижение поставленной цели. По их мнению, именно мотивация отвечает за интенсивность, направленность и продолжительность усилий, необходимых для реализации цели. Так, эксперт данной проблемы, Х.Хекхаузен проанализировал «детерминанты деятельности достижения», которые он связывает, прежде всего, с эмоциями, сопровождающими эту деятельность.

Согласно этой логике, мотивация достижения - это стремление развивать свои способности во всех сферах деятельности или тех областях, где необходимо показать максимальный результат [5, с. 35]. В контексте нашего исследования, необычайно важным является осмысление механизмов стимулирования внутренней мотивации (когда в педагогическом процессе студента мотивируют изнутри) и внешней мотивации личности (когда студента мотивируют извне). Внешняя мотивация связана, прежде всего, с поощрением и возна-

© Чернявская И.Ф., 2017

граждением, а внутренняя - возникает в процессе и результате выполнения действий, напрямую связанных с потребностями в личностном росте и самореализации, а именно: стремлением к интеллектуальному развитию, самоактуализации и самореализации в учебной и будущей профессиональной деятельности; проявлением интереса к содержанию и результатам профессиональной деятельности; стремлением к высокому социальному статусу, достижению карьерных высот и признанию в профессиональном сообществе.

Внутренне мотивированные действия возникают в том случае, когда студент (педагог), добиваясь успеха, чувствует себя значимым и компетентным и это приносит ему положительные эмоции. Именно внутреннюю мотивацию характеризует готовность раствориться в совершаемой деятельности и поглощение самим процессом деятельности, центрированность на проблеме, эмоциональная включенность и позитивное эмоциональное состояние.

Так называемое «потоковое состояние сознания»(«flow», англ. - поток, лат. тйииШ;), или «flow-эффект» [5, с.21] типично для людей с высокой степенью внутренней мотивации, которые полностью погружаются и растворяются в деятельности, приносящей им удовольствие и удовлетворение. Для данного состояния характерны деятельное сосредоточение и высокая степень концентрации, полное вовлечение и погружение в осуществляемую деятельность, потеря чувства времени, затраченного на выполнение действий и достижение оптимального результата, активизация всех мыслительных процессов и наконец, нацеленность на максимальный успех на всех этапах деятельности. Особенности данного состояния наиболее характерны для всех представителей творческих специальностей и поэтому в процессе преподавания дисциплин музыкально-исполнительского цикла актуализация подобных состояний качественно преобразует мотивационную сферу студентов и весь процесс обучения в целом.

47

© Чернявская И.Ф., 2017

Опора на особенности актуализации «потокового состояния сознания» в учебной деятельности запускает процесс повышения мотивации и поддерживает его до достижения максимально высокого результата. Не случайно именно в творческой среде распространено понятие «перфек-ционист» («perfect», англ. - совершенный) - специалист, который в своем стремлении достигнуть совершенства не в состоянии удовлетвориться посредственными результатами, а перманентно стремится к оптимальному, совершенному результату.

В педагогическом контексте рассматриваемого психологического феномена следует учитывать, что мотивация достижения может быть обусловлена двумя противоположными мотивами - надеждой на успех и страхом перед неудачей. Для педагогической практики обучения студентов важно использовать и тот факт, что мотивацию достижения можно успешно развивать, актуализируя перечисленные психологические механизмы, в зависимости от тех или иных задач обучения. Своевременное стимулирование того или другого сегмента является действенным дидактическим рычагом воздействия на повышение мотивации в целом. Опираясь на психологические закономерности проблемы мотивации, в педагогическом процессе важно создавать «привлекательность» трех составляющих: ситуации, действия и результата (Х.Хеккаузен). Опыт показывает, что для студента «привлекательность», прежде всего, определяется личностной ценностью, приоритетностью и значимостью, а также осознанием того, что успех в обучении может привести к желательным последствиям, а низкие результаты и неудачи к негативным. Принципиально, что осознание мотивов обучения происходит не автоматически, а в результате целенаправленных усилий преподавателя по обретению студентом личностных смыслов, коррелирующих с социальной значимостью внутренней мотивации на данном современном этапе. Эмпирически доказано, что в педагогическом

процессе необходимо стремиться декодировать и распознавать личностные смыслы каждого студента, так как в том или ином конкретном случае они являются глубоко индивидуальными. При этом крайне важно установить доминанту профессиональной мотивации и при определении траектории педагогического воздействия опираться на нее.

Психологические постулаты, тенденции и закономерности проблемы мотивации адаптированы в отечественной педагогике (Л.И. Алешина, А.А. Вербицкий, В.А. Гордашников, М.А. Данилов,

В.А. Карнаухов, И.А.Лейнова, А.Я. Осин, М.М. Пистрак, Т.А. Терехова, А.В. Уколов, и др.). Проведенный анализ научных источников показал, что в целом, различные аспекты формирования мотивации рассматриваются исследователями в двух направлениях. Так, некоторые ученые разрабатывают концепции, концептуальные положения формирования учебной мотивации (О.С. Гребенюк, М.В. Матюхина, A.M. Ма-тюшкин, М.П. Осипова, Е.Е.Чудина, А.Т. Цветкова, Р.И. Цветкова, Т.И. Шамова, и др.). Другая группа исследователей (Е.А. Косыгина, О.В.Нартова, А.К. Маркова, М.В. Матюхина, М.П. Осипова, О.В. Канарская, А.К.Осин, А.В.Смирнов, А.А.Савельев, А.Д. Ступникова, В.Н. Тарасов, И.А. Уманская и др.) разрабатывает методики и технологии, методическое обеспечение, определяет и исследует педагогические методы, приемы и средства стимулирования мотивации. В этом контексте анализируются конкретные формы организации учебной, самостоятельной и внеклассной деятельности, содержание учебного материала, способы познавательной деятельности, методы и приемы обучения и позитивного побуждения, поощрения и оценки учебной деятельности, особенности педагогического стиля (в ключе создания атмосферы комфортности, благожелательного «микроклимата» и позитивных, эмоционально окрашенных взаимоотношений со студентами).

В последние десятилетия некоторые исследователи (Е.В.Волювач, О.А.Дюжева, Е.А.Косыгина, А.И.Кормин, О.В.Нартова,

A.А.Савельев, В.Н.Тарасов и др.) сфокусировали свое внимание на определении конкретных педагогических условий формирования учебной мотивации школьников, а другие ученые рассмотрели различные аспекты проблемы мотивации студентов педагогического вуза (В.В.Арнаутов, Е.В. Андриенко, О.В.Гаврилова, О.А.Зуева, Н.В. Комусова, М.В. Корепанова, Н.К. Сергеев, Е.Н. Ткаченко, Е.Е. Чудина и др.). Актуальность проблемы мотивации для оптимизации музыкально-педагогической среды также обусловило исследование различных ее аспектов непосредственно в контексте музыкального образования (А.Д. Алферов, П.В. Анисимов,

B.В. Алеев, Е.С.Гобов, О.С.Гребенюк, Т.Н.Кичак, З.П. Морозова, Т.И. Науменко, Л.А.Рапацкая, Т.В. Челышева, Г.М.Цыпин, Е.И.Юдина, и др.). Частные вопросы, касающиеся данной проблемы, разработаны в трудах педагогов-практиков (П.В. Аниси-мов, Е.В.Волювач, А.А.Савельев, Е.И.Юдина, Ю.Ф.Яковенко и др.). Однако в целом, данная проблема не достаточно исследована в музыкально-педагогической среде и необходимо более детальное ее рассмотрение с учетом современных особенностей реформирования и преобразования музыкально-педагогической практики. На современном этапе обновления и реорганизации системы музыкально-педагогического образования характерна трансформация проблемы мотивации, так как смена приоритетов и перераспределение рейтинга профессий детерминирует поиск новых дополнительных факторов стимулирования мотивации студентов-музыкантов.

В современной научной литературе существуют различные определения мотивации, в которых на наш взгляд, отражены современные тенденции к ее рассмотрению. Нашему пониманию наиболее близко определение мотивации как «сложной иерархи-

48

© Чернявская И.Ф., 2017

зированной динамической системы побудителей, включающей потребности, мотивы, цели; своеобразной психической деятельности, организующей и направляющей активность субъекта на удовлетворение его потребностей - достижения цели» [3, с. 9]. Также, на наш взгляд, наиболее убедительна трактовка профессиональной мотивации будущего преподавателя как системы «осознанных, иерархически взаимосвязанных внутренних побуждений личности к учебной, учебно-профессиональной деятельности в вузе и других сферах деятельности вне вуза, обеспечивающей рост субъектной активности студента по овладению профессией» [4, с. 15]. По нашему мнению, данное определение А.Д. Ступниковой емко и точно конкретизирует сущность и содержание профессиональной мотивации будущего педагога, в том числе педагога-музыканта. Как известно, научным и педагогическим сообществом эмпирически доказано, что в целях интенсификации обучения будущих учителей важно при выборе технологии и способов педагогического воздействия опираться на внутренние мотивы личности, а именно: на потребность в самоутверждении, необходимость в получении знаний (жажду познания), стремление к расширению кругозора, углублению и систематизации знаний, познавательную мотивацию и самостоятельность, ответственность и чувство долга, стремление к высоким результатам и желание быть лучшим в учебе и профессии.

Ученые и практики убедительно доказали, что осознанное осмысление необходимости и практической значимости изучения учебной дисциплины, а также увлеченность самим процессом овладения предметом влияют на развитие мотиваци-онной сферы. Эмпирически подтверждено, что собственно характер мотивов, лежащих в основе деятельности студента-музыканта, определяет направление и содержание его активности в учебном процессе.

Известно, что в музыкально-исполнительской деятельности большинст-

49

ва студентов доминируют наслаждение самим процессом обучения, креативность и инициативность, эмоциональная вовлеченность в деятельность и удовлетворенность ее результатами, осознание того факта, что учебная информация и процесс познания в целом личностно значимы для него. Однако доказано, что чаще всего, для возникновения побуждающего мотива в процессе обучения необходима осознанная стимуляция и осмысленное управление мотивационны-ми процессами. Таким образом, стимулируя мотивацию студента, педагог целенаправленно управляет изменениями, происходящими в его мотивационной сфере. Более того, прослежена закономерность: чем больше побуждающих и стимулирующих мотивов задействовано в педагогическом арсенале, тем выше общий уровень мотивации студентов. При этом принципиально важно опираться на доминирующий мотив учения и доминанту внутренней мотивации. Несомненно и то, что актуализация положительных эмоций, яркая эмоциональная окраска процесса познания, повышая мотивацию студентов, способствует достижению более высоких результатов учения. В этой логике, осмысление важности, значимости, «интересности» учебной дисциплины и «переживание» личной эмоциональной включенности в процесс ее изучения становится важнейшей составляющей актуализации внутренней мотивации студента.

Английские ученые Д. Буханан и Ф. Хучински рассматривают мотивацию как процесс, состоящий из трех равнозначимых компонентов: активации, направления и поддержания. Согласно этой трактовке, мотивация - это внутренний психический процесс возбуждения, активирования, направления и поддержания поведения, ориентированного на достижение цели [5, с. 15]. Процесс формирования мотивации студентов-музыкантов, как и любой другой процесс, предполагает определенную этап-ность. При этом для педагога важно стимулировать мотивацию на всех этапах обуче-

© Чернявская И.Ф., 2017

ния - с самого начала и до полного достижения цели и желаемого результата.

В контексте обозначенного рассмотрения проблемы, формирование профессиональной мотивации студента педагогического вуза - это процесс, в ходе которого постепенно и поэтапно развиваются все составляющие мотивации студента. Обобщение педагогического опыта свидетельствует, что этапы формирования профессиональной мотивации, чаще всего, определяются конкретными целями, которые студент под руководством преподавателя стремится достигнуть на определенном курсе обучения в вузе. Эмпирически подтверждено, что как правило, в целом для студентов-музыкантов педвуза характерна следующая этапность формирования моти-вационных процессов: стимулирование и активизация интереса к изучению дисциплин музыкально-исполнительского цикла; стимулирование профессионально-

познавательного интереса как источника мотивации; выработка потребности к достижению высоких результатов в учебе и профессии; актуализация мотивации к профессиональной идентификации, саморазвитию и самореализации; выработка устойчивой высокой мотивации к достижению максимальных результатов в обучении и профессии; установка на прогнозирование профессиональных опций в современных образовательных учреждениях и определение своего места в профессии.

Между тем, обобщение педагогического опыта и анализ музыкально- педагогического процесса инструментальной подготовки студентов в вузе свидетельствует, что преподаватель, планируя методы педагогического воздействия, часто руководствуется лишь внешней характеристикой поведения студентов, не раскрывая его внутреннего содержания. А именно, достигнув результатов, формально отвечающих прогнозируемым, педагог не опирается на мотивы, детерминирующие данный результат, а концентрируется на решении узких специфических задачах фортепианной

50

педагогики.

Урок фортепиано во всем многообразии его форм проведения чаще всего напоминает звучащий урок (когда студент играет сам, а роль преподавателя скорее напоминает комментатора, эксперта, лишь кратко анализирующего достоинства и недостатки исполнения и направляющего ученика) или показательный урок, «мастер класс» (когда преподаватель осознанно много рассуждает о музыке, о стиле произведения, играет сам и т.д.). По содержанию же урок фортепиано чаще всего бывает: уроком эскизного или детального рассмотрения произведений и тщательной работы с текстом; уроком, посвященным решению одной конкретной задачи исполнения (работе над звуком, туше, штрихами, агогикой, педализацией, формой, стилем) или уроком собирания отдельных частей и деталей в целое; теоретическим экскурсом и, что встречается наиболее часто, комбинированным уроком. Практика показывает, что объективная полифоничность и веерооб-разность решения задач обучения фортепиано нередко оттесняет на второй план задачу формирования мотивации в учебном процессе педагогического вуза. Именно поэтому определение основных факторов и доминантных педагогических условий, способствующих формированию положительной мотивации студентов в процессе обучения фортепиано по-прежнему является актуальным в музыкально-педагогической среде.

Изучение теоретических основ проблемы (А.Б. Бакурадзе, О.А. Дюжева, А.М. Егорова, Е.В. Козырева,

И.К. Нигматуллина, А.А. Савельев и др.) и обобщение многолетнего педагогического опыта позволяют определить основные факторы, способствующие формированию и развитию мотивации студентов в процессе изучения дисциплин музыкально-исполнительского цикла. Среди них: - соответствие содержания учебного (музыкального) материала определенным критериям (новизна, доступность,

© Чернявская И.Ф., 2017

разнообразие, занимательность, личностная значимость, интерес и др.);

- постоянное обновление и стилевое разнообразие содержания учебного (музыкального) материала;

- разнообразие форм и типов уроков; эмоциональная включенность студентов в процесс обучения; включенность студентов в различные виды творческой деятельности, связанные с активными формами музицирования;

стимулирование познавательного интереса;

- включение в процесс обучения творческих и игровых задач;

- комфортность обучения в системе «преподаватель студент»;

- становление индивидуального профессионального имиджа и соответствие профессиональному и индивидуальному имиджу современного педагога;

- артистичность преподавателя;

- глубина и полинаправленность педагогического воздействия; владение арсеналом средств и знаний, разработанных в прогрессивной теории и практике для развития мотивацион-ной сферы студентов; опора на личностную значимость, ин-

терес и доминирующий мотив учения;

опора на внутреннюю мотивацию; актуализация мотивационной доминанты;

- осознанное управление мотивацион-ными процессами;

- полимотивированность учебной деятельности (О.А. Дюжева).

Эмпирически доказали свою высокую эффективность следующие доминантные условия формирования положительной мотивации студентов-музыкантов: создание ситуаций успеха и положительного опыта; фасилитация (создание благоприятных условий) обучения на определенных этапах урока (А.Б.Орлов); стимулирование творческой активности, творческое взаимодействие преподавателя и студента; осознанное стимулирование всех компонентов мотивации (активации, направления и поддержания) на всех этапах обучения.

Процесс обучения фортепиано - это непосредственное общение педагога со студентом и поэтому преподаватель обладает уникальными приоритетными возможностями влиять на мотивационную сферу студентов. Грамотное стимулирование всех компонентов мотивации и искусное управление мотивационными процессами обогащает процесс преподавания музыкально-инструментальных дисциплин. За годы учебы в университете важно сформировать мотивацию к достижению оптимальной успешности в обучении и профессии и тем самым, содействовать гармоничной интеграции будущих учителей в педагогическое сообщество.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вербицкий A.A. Бакшаева H.A. Развитие мотивации студентов в контекстном обучении. Монография. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. - 200 с.

2. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы - СПб.: Издательский дом «Питер», 2002. - 512 с.

3. Савельев А.А. Педагогические условия формирования мотивации учения школьников на уроках музыки: На материале комплексного изучения предметов гуманитарно-эстетического цикла: автореф. дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.01 - Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет имени К.Д. Ушинского, 1999. - 193 с.

4. Ступникова А. Д. Формирование профессиональной мотивации будущего

51

© Чернявская И.Ф., 2017

преподавателя на начальном этапе обучения в вузе: дисс. на соиск. учен. степ. к.п.н.: спец. 13.00.08. - Волгоград: Волгогр. гос. пед. ун-т. - 2005. - 174 с.

5. Кирхлер, Э., Родлер, К. Мотивация в организациях //Психология труда и организационная психология; т.1. 2-е изд., испр. / Пер.с нем. - Харьков: Изд.-во «Гуманитарный Центр», 2008. - 168 с.

52

© Чернявская И.Ф., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.