Научная статья на тему 'Социально-психологические особенности мотивации к учебной деятельности иностранных студентов медицинских специальностей'

Социально-психологические особенности мотивации к учебной деятельности иностранных студентов медицинских специальностей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
559
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ / МОТИВЫ / УРОВНИ МОТИВАЦИИ / МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ / LEARNING MOTIVATION / MOTIVATION / MOTIVATION LEVEL / MOTIVATIONAL-VALUE TREATMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Оспанова Жанна Багдатовна

Проблема и цель. Основополагающей для современного образования является проблема формирования высокомотивированной личности студента. Мотивация студентов учебной деятельности является необходимым условием для эффективного учебного процесса. Однако проблема создания психологами структуры учебной мотивации до сих пор не решена, т. к. в педагогике, педагогической психологии до настоящего времени отсутствует единое мнение относительно сущности мотива. Цель изучение особенностей мотивации учебной деятельности иностранных студентов медицинских специальностей. Методы. В исследовании использовались методики «Мотивация обучения в вузе» Т. И. Ильиной, опросник «Мотивация успеха и боязнь неудачи» А. А. Реан. Результаты. Практическое исследование показало, что у студентов из Казахстана положительные эмоциональные переживания преобладают над отрицательными. Преобладает вера в свои силы, способность понимать себя и мотивировать на успех. А у студентов из Индии мотивационное поле ярко не выражено, возможно, это связано с тем, что есть определённые сложности с языком, климатическими условиями и с изменениями бытовых условий. Экспериментальным путём доказано, что студенты из Индии более нуждаются в психологическом сопровождении учебной деятельности. Выводы. Практическая значимость исследования состоит в том, что проведённые теоретико-методологические и эмпирические исследования по определению мотиваций учебной деятельности у студентов поднимают необходимость в создании и разработке программы психологического сопровождения учебной деятельности, направленной на оптимизацию процесса формирования профессиональной компетентности в процессе изучения дисциплины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Оспанова Жанна Багдатовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL FEATURES OF MOTIVATION TO EDUCATIONAL ACTIVITY OF FOREIGN MEDICAL STUDENTS

The problem and the purpose. The fundamental component of modern education is the problem of the formation of a highly motivated student personality. Motivation of students' learning activities is an essential prerequisite for the effective implementation of the learning process. However the problem of creating a structure of educational motivation by psychologists has not been solved yet because up to now there is no single view on the essence of the motive in pedagogy, pedagogical psychology. Methods. In this research the following methods were used: «Motivation of education in higher education» by T.I. Ilyina, a questionnaire «Motivation for success and fear of failure» by Rean A.A. Results. A practical study showed that students from Kazakhstan have dominated positive emotional experiences over negative one. They demonstrate prevalence of self-confidence, the ability to know oneself and motivate oneself for success. And for students from India the motivational field is not clearly expressed, it is probably due to the fact that there are certain difficulties with language, climatic conditions and with changes in living conditions. It has been experimentally proven that students from India need more psychological support for educational activities. Conclusions. The practical significance of the research is that the theoretical, methodological and empirical studies carried out to determine the motivations of educational activity among students create the need to develop a psychological support program for educational activities aimed at optimizing the process of forming professional competence in the process of studying the discipline.

Текст научной работы на тему «Социально-психологические особенности мотивации к учебной деятельности иностранных студентов медицинских специальностей»

РАЗДЕЛ 2 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

PART 2 PEDAGOGICAL SCIENCES

УДК 301.151 Б01 10.17238^^998-5320.2018.31.56

Ж. Б. Оспанова, Омская гуманитарная академия, Карагандинский государственный медицинский университет, Республика Казахстан

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Проблема и цель. Основополагающей для современного образования является проблема формирования высокомотивированной личности студента. Мотивация студентов учебной деятельности является необходимым условием для эффективного учебного процесса. Однако проблема создания психологами структуры учебной мотивации до сих пор не решена, т. к. в педагогике, педагогической психологии до настоящего времени отсутствует единое мнение относительно сущности мотива. Цель - изучение особенностей мотивации учебной деятельности иностранных студентов медицинских специальностей.

Методы. В исследовании использовались методики «Мотивация обучения в вузе» Т. И. Ильиной, опросник «Мотивация успеха и боязнь неудачи» А. А. Реан.

Результаты. Практическое исследование показало, что у студентов из Казахстана положительные эмоциональные переживания преобладают над отрицательными. Преобладает вера в свои силы, способность понимать себя и мотивировать на успех. А у студентов из Индии мотивацион-ное поле ярко не выражено, возможно, это связано с тем, что есть определённые сложности с языком, климатическими условиями и с изменениями бытовых условий. Экспериментальным путём доказано, что студенты из Индии более нуждаются в психологическом сопровождении учебной деятельности.

Выводы. Практическая значимость исследования состоит в том, что проведённые теоретико-методологические и эмпирические исследования по определению мотиваций учебной деятельности у студентов поднимают необходимость в создании и разработке программы психологического сопровождения учебной деятельности, направленной на оптимизацию процесса формирования профессиональной компетентности в процессе изучения дисциплины.

Ключевые слова: учебная мотивация, мотивы, уровни мотивации, мотивационно-ценностное отношение.

Проблема и цель. В Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы стратегическим направлением стало создание благоприятных условий для формирования высокообразованной конкурентоспособной активной личности с инновационным, креативным типом мышления [1]. Это значит, что в современных условиях фундаментальные

предметные знания, умения и навыки по-прежнему остаются важной и обязательной, но уже недостаточной целью образования. Завтрашние выпускники вузов должны понимать научную картину мира, иметь навыки поисково-исследовательской и творческой деятельности, обладать такими востребованными качествами личности, как способность обдуманно и быстро принимать решения и действовать в ситуации выбора, грамотно ставить и достигать целей, эффективно действовать в образовательных, профессиональных и жизненных обстоятельствах [2].

Период обучения в вузе - это время наиболее интенсивного развития интеллектуальных возможностей молодого человека [3].

Процесс привыкания обучающихся к высшей школе, как правило, аккомпанируют негативные тревожные волнения в связи с уходом из школьного коллектива. К ним относятся:

- неумение воплотить в жизнь психологическое саморегулирование личного поведения, усугубляемое отсутствием обычного контроля воспитателей и неподготовленностью к обучению в университете;

- отсутствием рационального режима труда, налаживанием обстановки и самообслуживанием, тем более при переходе из семейных условий в общежитие [4].

Всё это говорит об актуальности выбранной темы исследования, цель которого состоит в том, чтобы изучить специфику и взаимосвязь учебной мотивации и саморегуляции учебно-познавательной деятельности студентов из Индии и Казахстана.

Методологической основой исследования выступили положения о закономерностях психического развития в процессе деятельности (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.), принципы единства сознания и деятельности (С. Л. Рубинштейн), системности (Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов), детерминизма (С. Л. Рубинштейн, А. В. Петровский).

Теоретическую основу составили разработки в области учебно-познавательной деятельности С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова, А. К. Марковой, И. И. Ильясова и др.; в области учебной мотивации - Б. И. Додонова, А. К. Марковой, Л. И. Божович и др.; в области саморегуляции - В. И. Моросановой, О. А. Конопкина, А. К. Осницкого и др.; в области когнитивных стилей - Т. А. Гусевой, М. А. Холодной, Т. А. Корниловой и др.

Во многих трудах мотивация понимается как определённый мотив, как система мотивов или как специфическая сфера, в которую входят необходимости, мотивы, цели, интересы [3].

А. Н. Леонтьев выделяет «мотивы-стимулы» и «смыслообразующие» мотивы. «Одни мотивы, побуждая деятельность, вместе с тем придают ей личностный смысл; мы будем называть их смыслообра-зующими мотивами. Другие, сосуществующие с ними, выполняя роль побудительных факторов (положительных или отрицательных) - порой остро эмоциональных, аффективных, - лишены смыслообра-зующей функции; мы будем условно называть такие мотивы мотивами-стимулами» [4]. Также А. Н. Леонтьевым мотивы учения подразделяются на «знаемые», «понимаемые» и «реально действующие».

Авторы Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, А. К. Маркова привносят в понятие «учебная деятельность» деятельностное содержание. С этой точки зрения учебная деятельность раскрывается как деятельность субъекта по овладению обобщёнными способами учебных действий и саморазвития в ходе решения учебных задач. В процессе данной деятельности важную роль играют внешний контроль и оценка. В дальнейшем они трансформируются в самоконтроль и самооценку [5].

А. К. Маркова выделила следующие мотивы учебной деятельности: познавательные мотивы, социальные мотивы [5].

Познавательные мотивы соотносятся с содержанием и процессом выполнения учебной деятельности: широкие познавательные мотивы, учебно-познавательные мотивы, мотивы самообразования. Все эти мотивы способствуют преодолению трудностей в учебной деятельности, стимулируют познавательную активность и инициативу, стремление к повышению компетентности [5]. Социальные мотивы связаны с разнообразными социальными взаимодействиями студентов с другими людьми [5].

Общественные мотивы характеризуют энергичность учащегося по отношению к другим сторонам взаимодействия с иным человеком в ходе учения, к итогам общей работы и методикам данных взаимодействий. Их значение: широкие общественные мотивы - обязанность, ответственность; узкие общественные, или же положительные мотивы - влечение к поощрению окружающих; мотивы общественного сотрудничества - стремление овладеть методами взаимодействия с окружающими людьми [5].

По определению авторов Ф. А. Вадутова, Л. И. Кабанова и Г. И. Шкатова [6] успешность студента в учебной деятельности находится в зависимости от благополучного приспособления к другой среде (к иным климатическим и домашним условиям), к смене общественного окружения, к иной образовательной системе и языку общения, к международному характеру учебных групп.

«Трудности привыкания зарубежных учащихся отличны по содержанию от проблем казахстанских учащихся (преодоление дидактического барьера), находятся в зависимости от государственных и региональных данных и меняются от курса к курсу» [6].

Общее определение мотивации приводит А. П. Чернявская. В её работе мотивация понимается как совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к работе, определяют её грани и формы, присваивают ей направление на достижение конкретных целей [7].

Таким образом, мотивационная активность студента и успешность в большей степени определяются силой и структурой мотивации. Мотивационная область личности ориентируется работой. Формированию мотивации посвящено множество работ, подходящих к проблеме с разных теоретических позиций, содержащих в себе экспериментальные данные, раскрывающие различные этапы развития этой сферы в процессе жизни и деятельности человека. В то же время проблема мотивации к учебной деятельности не имеет однозначного понимания [8].

Методы. Исследование проходило на базе кафедры медицинской психологии и коммуникативных навыков Карагандинского государственного медицинского университета. Выборку составили студенты третьих курсов, т. к. на старших курсах мотивация студентов направлена на уверенность/неуверенность в своих силах и ответственное отношение к делу.

В исследовании приняли участие студенты третьих курсов факультета «Общая медицина». Всего в исследовании приняли участие 60 респондентов, из них 30 студентов из Казахстана и 30 студентов из Индии в возрасте 19-26 лет.

Для диагностики преобладающей мотивации в учебной деятельности использовались методики:

1. Опросник «Мотивация успеха и боязнь неудачи» (А. А. Реан) [7];

2. Методика «Мотивация обучения в вузе» (Т. И. Ильина) [8].

Для достижения поставленной цели нами была видоизменена инструкция: мы попросили респондентов ориентироваться в ответах на мотивацию к учебной деятельности.

В результате проведённого исследования были выявлены следующие данные: в первой группе испытуемых (студенты из Казахстана) мотивация на успех преобладает у 53,3 %. И лишь у одного респондента - 3,3 % была выражена мотивация на неудачу. У оставшихся респондентов - 43,3 % мотивационное поле ярко не выражено.

Таким образом, мы можем предположить, что у большинства студентов третьих курсов из Казахстана преобладает положительная мотивация - мотивация на успех.

Во второй группе респондентов (студенты из Индии) мотивация на успех преобладает у 20 %. У пяти респондентов (16,6 %) была выражена мотивация на неудачу. У оставшихся респондентов (63,3 %) мотивационное поле ярко не выражено.

Таким образом, результаты исследования показывают, что у большинства студентов третьих курсов из Индии мотивационное поле ярко не выражено.

Результаты исследования среди студентов при помощи опросника «Мотивация успеха и боязнь неудачи» [8] представлены на рис. 1.

so OS

70 60 50 40 30 20 10 0

53,3

63,3

43,3

20 16,6

3,3

1 1

Мотивация на успех Мотивация на Невыраженная

неудачу мотивация

□ Студенты из Казахстана □ Студенты из Индии

Рис. 1. Результаты опросника «Мотивация успеха и боязнь неудачи»

Для выявления достоверности различий между двумя выборками испытуемых мы применили Т-критерий Стьюдента.

Итак, результаты исследования показывают, что при такой мотивации человек, начиная дело, ориентируется на достижение чего-то конструктивного, положительного. Люди, у которых преобладает данный тип мотивации, обычно уверены в себе, в своих силах, ответственны, инициативны и активны, их отличает настойчивость в достижении цели, целеустремлённость.

Результаты. Студенты из Казахстана в целом удовлетворены жизнью, ощущают благополучие, вероятно, в их повседневной жизни положительные эмоциональные переживания преобладают над отрицательными. Студентам присуща вера в свои силы, энергичность, самостоятельность, оценка своих возможностей, контроль собственной жизни и самопоследовательность, понимание себя и мотивированность на успех.

А у студентов из Индии мотивационное поле ярко не выражено, возможно, это связано с тем, что есть определённые сложности с языком, климатическими условиями и с изменениями бытовых условий.

Результаты исследования методики «Мотивация обучения в вузе» (Т. И. Ильина) студентов из Индии следующие:

По шкале «Приобретение знаний» были выделены: высокие показатели (7-11 баллов) - у

2.7 % студентов, средние показатели (4,4-6,9 баллов) - у 3,3 % студентов, низкие показатели (0-2 баллов) - у 0,3 % студентов. В целом группа показала уровень направленности выше средних значений на приобретение знаний. По шкале «Овладение профессией» были выделены: высокие показатели (7-10 баллов) - у 8,1 % студентов, средние показатели (4-6 баллов) - у 0,9 % студентов, низкие показатели (0-3,9 баллов) - не обнаружено. Таким образом, группа показала высокий уровень направленности на овладение профессией. По шкале «Получение диплома» были выделены: высокие показатели (7-10 баллов) - у 2,7 % студентов, средние показатели (3,5-6,9 баллов) - у 4,5 % студентов, низкие показатели (0-3,5 баллов) - у 1,8 % студентов. Таким образом, группа показала средний уровень направленности на получение диплома.

Результаты исследования студентов из Казахстана показывают, что по шкале «Приобретение знаний» были выделены: высокие показатели (8,8-10 баллов) - у 3,3 % студентов, средние показатели (5-7,0 баллов) - у 4,8 % студентов, низкие показатели (0-4,4 баллов) - у 0,9 % студентов. В целом группа показала уровень направленности выше средних значений на приобретение знаний. По шкале «Овладение профессией» были выделены: высокие показатели (7-10 баллов) - у 5,4 % студентов, средние показатели (4-6 баллов) - у 3,6 % студентов, низкие показатели (0-3,9 баллов) - не обнаружено. Таким образом, группа показала высокий уровень направленности на овладение профессией. По шкале «Получение диплома» были выделены: высокие показатели (7,5-10 баллов) - у

4.8 % студентов, средние показатели (4-7 баллов) - у 3 % студентов, низкие показатели (0-3,5 баллов) - у 1,2 % студентов. Таким образом, группа показала высокий уровень направленности на получение диплома [9]. Результаты исследования представлены на рис. 2.

so OS

10 8 6 4 2

8,1

5,4

3,3

2,7

4,8

2,7

Приобретение Овладение Получение диплома

знаний профессией

□ Студенты из Казахстана □ Студенты из Индии

0

Рис. 2. Эмпирические данные по результатам исследования опросника «Мотивация обучения в вузе»

Итоги исследования показывают, что особенности становления мотивационной сферы личности учащегося находятся в зависимости от личного и профессионального направлений, ценностных ориентаций.

Мотивация достижения на успех преобладает больше у студентов-казахстанцев, чем у студентов-индусов.

В результате у студента-иностранца складывается ощущение себя как чужака, который встречается с чужими традициями, с культурой, переживает много эмоций и чувств при соседстве с неизвестными и непонятными культурными проявлениями [9].

Социобытовое приспособление зарубежных учащихся - это процесс трансформации с целью приспособления к условиям принимающей стороны тех стандартов их сознания и поведения, которые связаны, с одной стороны, с питанием, одеждой, проживанием и поддержанием самочувствия, а с другой стороны, с развлечением и отдыхом. Начинается она с физиологического элемента, т. е. с приспособления и адаптации к иным климатическим условиям [9].

Таким образом, исследование позволило выявить адаптацию и мотивацию студентов в вузе. Иностранные студенты активно развиваются в другой культурной среде, не приспосабливаясь к ней путём принятия других ценностей, а обогащаясь ценностями иной культуры, синтезируя в себе обе культуры - чужую и личную. Мотивационная сфера личности определяется деятельностью. Глубокое познание и осознание мотивационной сферы имеет возможность гарантировать успех, направить активность личности учащегося в русло её становления.

Выводы. Теоретический анализ работ в области мотивационно-регуляторных характеристик личности показал, что мотивация, саморегуляция являются ресурсами, способными повысить эффективность учебно-познавательной деятельности студентов. По этой причине данная проблематика остаётся актуальной до настоящего времени. Это определило новизну исследования.

Таким образом, полученные результаты позволяют утверждать, что студенты нуждаются в психологическом сопровождении учебной деятельности. Психологическими критериями успешности психологической работы будут являться адаптация к учебно-познавательной среде, личностное самоопределение и выработка оптимального стиля жизнедеятельности в целом.

Эффективность процесса обучения тесно связана с образовательной средой вуза. Можно выделить пять основных характеристик позитивной образовательной среды в образовательном учреждении:

- разделяемые всеми нормы и ценности;

- фокусирование на учебной деятельности;

- рефлексивный диалог;

- обобщение и совместное использование опыта работы отдельных педагогов;

- сотрудничество.

Их реализация педагогами на своих занятиях позволит создать необходимые психологические условия для развития мотивации и саморегуляции студентов.

Библиографический список

1. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nao.kz/loader/fromorg/5/41

2. Юртаева М. Н., Глуханюк Н. С. Психологические характеристики толерантности человека к неопределённости // Психологический журнал. - 2012. - Т. 33. - № 6. - С. 50-59.

3. Лазарева Е. А. К вопросу оптимизации учебной мотивации студентов // Психология в школе. - 2014. - № 04(70). - С. 27-28.

4. Капбасова Г. Б., Лазарева Е. А. Исследование мотивации учебной деятельности студентов // Балауба-евские чтения-5. Материалы научно-практической конференции студентов и магистрантов специальности «Психология» (9 апреля 2013 г.). - Караганда: «Форма Плюс», 2013. - С. 39-46.

5. Лазарева Е. А., Сабирова Р. Ш. Исследование когнитивного стиля «импульсивность - рефлективность» в контексте мотивации и саморегуляции учебно-познавательной деятельности студентов // Вестник КазНУ. - 2015. - № 1 (52). - С. 124-132.

6. Чернявская А. П. Условия развития мотивации учебной деятельности студентов // Ярославский педагогический вестник. - 2012. - Том II (Психолого-педагогические науки). - № 2. - C. 313-315.

7. Реан А. А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика. - СПб.: Питер, 2002. - 432 с.

8. Кривцова И. О. Социокультурная адаптация иностранных студентов к образовательной среде российского вуза (на примере Воронежской государственной медицинской академии им. Н. Н. Бурденко) // Pedagogical sciences. - № 8. - 2011. - С. 284-288.

Zh. B. Ospanova, Graduate student, Omsk humanitarian Аcademy, 2а, 4th Cheluskintsev st., Omsk, 644105, Russian Federation Karaganda State Medical University,

40, Gogol st., Karaganda, 100012, Republic of Kazakhstan ORCID iD: https://orcid.ord/0000-0002-1730-521x E-mail: rozochka_roza_20@mail.ru

SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL FEATURES OF MOTIVATION TO EDUCATIONAL ACTIVITY OF FOREIGN MEDICAL STUDENTS

The problem and the purpose. The fundamental component of modern education is the problem of the formation of a highly motivated student personality. Motivation of students' learning activities is an essential prerequisite for the effective implementation of the learning process. However the problem of creating a structure of educational motivation by psychologists has not been solved yet because up to now there is no single view on the essence of the motive in pedagogy, pedagogical psychology.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Methods. In this research the following methods were used: «Motivation of education in higher education» by T. I. Ilyina, a questionnaire «Motivation for success and fear of failure» by Rean A. A.

Results. A practical study showed that students from Kazakhstan have dominated positive emotional experiences over negative one. They demonstrate prevalence of self-confidence, the ability to know oneself and motivate oneself for success. And for students from India the motivational field is not clearly expressed, it is probably due to the fact that there are certain difficulties with language, climatic conditions and with changes in living conditions. It has been experimentally proven that students from India need more psychological support for educational activities.

Conclusions. The practical significance of the research is that the theoretical, methodological and empirical studies carried out to determine the motivations of educational activity among students create the need to develop a psychological support program for educational activities aimed at optimizing the process of forming professional competence in the process of studying the discipline.

Keywords: learning motivation, motivation, motivation level, motivational-value treatment.

References

1. Gosudarstvennaja programma razvitija obrazovanija Respubliki Kazahstan na 2011-2020 [State Program of Education Development in the Republic of Kazakhstan for 2011-2020]. Access mode. http://nao.kz/loader/fromorg/5/17.

2. Jurtaeva M. N., Gluhanjuk N. S. Psychological characteristics of human's tolerance to uncertainty. Psychological Journal, 2012, vol. 6, t. 33, pp. 50-59. (In Russ.).

3. Lazareva E. A. To the question of optimization of students' educational motivation. Psihologija v shkole, 2014. Vol. 04(70). pp. 27-28. (In Russ.).

4. Kapbasova G. B., Lazareva E. A Research of students' motivation toward academic activities. Balaubaevskie chtenija-5. Karaganda, 2013. pp. 39-46. (In Russ.).

5. Lazareva E. A., Sabirova R. Sh. Research of reflection-impulsivity cognitive style in the context of motivation and self-regulation of students' educational and cognitive activity. Vestnik KazNU. Almaty, 2015. Vol. 1(52). pp.124-132. (In Russ.).

6. Chernjavskaja A. P. Conditions for students' academic motivation development. Yaroslavskiy pedagogicheskiy vestnik. 2012. Vol. 2, pp. 313-315. (In Russ.).

7. Rean A. A., Bordovskaja N. V., Rozum S. I. Psihologija ipedagogika [Psychology and pedagogy]. St. Petersburg, Publ. Piter, 2002. 432 p. (In Russ.).

8. Krivcova I. O. Sociocultural adaptation of foreign students to the educational environment of the Russian university (on the example of Voronezh State Medical Academy named after N. N. Burdenko). Pedagogical sciences, 2011. Vol. 8. pp. 284-288. (In Russ.).

Поступила в редакцию 29.11.2017 © Ж. Б. Оспанова, 2018

Автор статьи: Жанна Багдатовна Оспанова, аспирант Омской гуманитарной академии, 4-я Челюскинцев, 2а, Омск, 644105, старший преподаватель Карагандинского государственного медицинского университета, Республика Казахстан, г. Караганда, ул. Гоголя, 40, е-mail: rozochka_roza_20@mail.ru

Рецензенты:

М. Т. Баймуканова, кандидат педагогических наук, доцент, Карагандинский государственный университет им. Е. А. Букетова.

Ж. Х. Кендирбекова, кандидат педагогических наук, доцент, Карагандинский государственный университет им. Е. А. Букетова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.