Научная статья на тему 'Мотивационная готовность студентов к созданию музыкально-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении'

Мотивационная готовность студентов к созданию музыкально-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
184
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВ / МОТИВАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / МУЗЫКАЛЬНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА / MOTIVE / MOTIVATIONAL READINESS / PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION / MUSIC-DEVELOPING ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кобозева И. С., Боровкова М. В.

В статье рассматривается проблема формирования мотивационной готовности студентов к созданию музыкально-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении. Раскрывается понятие «мотивационная готовность» к данному виду деятельности, определены педагогические условия формирования мотивационной готовности студентов к созданию музыкально-развивающей среды. Представлены данные экспериментального исследования уровня мотивационной готовности к созданию музыкально-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кобозева И. С., Боровкова М. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTIVATIONAL READINESS OF STUDENTS FOR CREATION OF AN ENVIRONMENT THAT WOULD DEVELOP MUSICAL ABILITIES IN PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTIONS

In the article a problem of formation of motivational readiness of students to create a music-learning environment in preschool educational institution is studied. The notion of «motivational readiness» for this kind of activity is defined and the pedagogical conditions of forming of motivational readiness of students to create a music-learning environment are determined. The data of experimental research of the level of motivational readiness for creating a musiclearning environment in a preschool educational institution is described.

Текст научной работы на тему «Мотивационная готовность студентов к созданию музыкально-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении»

Воспитательная цель: увлечение музыкой и самим процессом обучения; воспитание сценического мастерства, творческой инициативы.

Педагогические условия: целеустремленное наблюдение на основе музыкально-педагогического диагноза.

Методы работы: применение инновационных педагогических технологий - «создание ситуации успеха», проектная технология (презентация статьи М. Луцив [6, с. 275-280] в сборнике материалов VI Всеукраинской научно-практической конференции).

Тип занятия: индивидуальное практическое занятие-презентация.

Основные организационные аспекты урока:

1. Эмоциональная настройка: представить студентку, программу исполняемых пьес, короткая характеристика этапов работы с данными произведениями.

2. Исполнение произведений, совместный анализ (позитивное, замечания, пожелания, слуховой контроль, самоанализ и т.п.).

3. Инструктаж. Задания на перспективу (ближнюю и дальнюю): уточнение последующих способов, вариантов домашней работы в решении звуковых и технических проблем в реализации художественного замысла композитора; формирование звукотворческого воображения у студентки при воссоздании музыкального содержания «Прелюдии», пьес из детского репертуара.

4. Проведение беседы-диалога: стиль композитора (темп, ритм, динамический план, агогика, педализация); исполнение произведения «в целом» (кульминация, градации звучания ^ ff, тр, р, рр); сценическая воля, слуховой контроль; итог исполненного на уроке и конкретизация домашнего задания; проверка знаний по музыкальной терминологии на материале произведений.

5. Общий итог и пожелания студентке в будущей работе с учениками детской музыкальной школы, а именно: научно обосновывать индивидуальные занятия (продумать план-конспект, дополняя интересным теоретическим материалом); применять методы показа на инструменте, увлекая исполнением музыки; использовать методы разнообразного поиска вариантов и способов преодоления предполагаемых трудностей в пьесах; развивать профессиональный язык, богатый доброжелательными интонациями; с учениками изучать фортепианные произведе-

ния С. Борткевича, применяя обретенный опыт на уроках по специальности и педагогической практике.

6. В дополнении подано самостоятельную работу студентки: теоретический и нотный 1^ете^материал о композиторе; для активизации познавательной деятельности и подготовки к государственному экзамену «Основы педагогического мастерства» представлено индивидуально-творческое задание - технологическая карта «Художественно-педагогическая интерпретация музыкального произведения».

Критерии оценивания: профессиональное исполнение «Прелюдии» Fis-dur, произведений из репертуара учеников школы педагогической практики; применение форм итогового контроля: устные мини-рецензии на теоретическое и практическое исполнение индивидуальных самостоятельных заданий, самоанализ; учет творческой инициативы в умении обобщать аспекты данной проблемы; профессиональный язык, артистизм, активность, ответственность.

Ожидаемые результаты: «Возможно таланты друг от друга загораются, очевидно им интересно конкурировать с равными, а не со слабыми?» (Ш. Амонашвили).

Выводы и перспектива исследования. Индивидуальнотворческая познавательная деятельность студентов (результаты музыкально-педагогического диагноза) содействует повышению требований к обобщению и систематизации опорных знаний из дисциплин специального, музыкально-теоретического и практического циклов в образовательно-воспитательном процессе как этапов формирования основ педагогического мастерства студентов-пианистов.

Таким образом, применяя инновационные педагогические технологии, экспериментальное исследование показало, что работа над художественно-содержательным и образно-эмоциональным постижением фортепианных произведений С. Борткевича, позволяет совместить эстетические впечатления студентов с их исполнительским опытом, сформировать самостоятельное суждение и умение аргументированно его высказывать. Собственно, рассматривать музыкально-педагогические традиции, принципы и перспективы фортепианного образования как один из подходов к решению актуальной проблемы - востребованности выпускников музыкальных училищ в условиях современного социума.

Библиографический список

1. Бугославский, С.О музыкальном образовании и о преподавании игры на фортепиано. - Ялта, 1918.

2. Новосядла, І.С. Сучасні тенденції формування українського фортепіанного репертуару для дітей (кінець ХХ - початок ХХІ ст.): автореф. дис. ... канд. мистецтв. - К., 2011.

3. Кашкадамова, Н.Б. Історія фортеп'янного мистецтва. ХІХ сторіччя: підручник. - Тернопіль, 2006.

4. Чередниченко, О.В. Генезис виртуозного фортепианного стиля Сергея Борткевича // Мистецька освіта в Україні: традиції, сучасність, перспективи: збірник матеріалів IV Всеукр. наук.-практ. конф. - Луганськ, 2007.

5. Чередниченко, О.В. Фортепіанна творчість С.Борткевича в світлі класико-романтичної традиції: автореф. дис... канд. мистецтв. - Харків, 2008.

6. Луців, М.А. Естетичні, музично-педагогічні принципи у фортепіанній творчості «забутого романтика» С. Борткевича // Мистецька освіта в Україні: традиції, сучасність, перспективи: збірник матеріалів VII Всеукр. наук.-практ. конф. - Луганськ, 2013.

Bibliography

1. Bugoslavskiyj, S.O muzihkaljnom obrazovanii i o prepodavanii igrih na fortepiano. - Yalta, 1918.

2. Novosyadla, I.S. Suchasn tendencn' formuvannya ukra'rnsjkogo fortepіannogo repertuaru dlya drteyj (kmecj KhKh - pochatok KhKhl st.): avtoref. dis. ... kand. mistectv. - K., 2011.

3. Kashkadamova, N.B. Istonya fortep'yannogo mistectva. KhIKh storichchya: pіdruchnik. - TernopNj, 2006.

4. Cherednichenko, O.V. Genezis virtuoznogo fortepiannogo stilya Sergeya Bortkevicha // Mistecjka osvrta v UkramK tradicn', suchasmstj, perspektivi: zbіrnik matenaNv IV Vseukr. nauk.-prakt. konf. - Lugansjk, 2007.

5. Cherednichenko, O.V. Fortepіanna tvorchnstj S.Bortkevicha v svrtN klasiko-romantichno'f tradicn: avtoref. dis... kand. mistectv. - Kharkw, 2008.

6. Ludv, M.A. Estetichm, ^luz^no-pedagog^m principi u fortepіannіyj tvorchosti «zabutogo romantika» S. Bortkevicha // Mistecjka osvrta v Ukra'frH: tradicn', suchasmstj, perspektivi: zb^nik matenaNv VII Vseukr. nauk.-prakt. konf. - Lugansjk, 2013.

Статья поступила в редакцию 27.03.14

УДК 378 (045)

Kobozeva I.S., Borovkova M. V. MOTIVATIONAL READINESS OF STUDENTS FOR CREATION OF AN ENVIRONMENT THAT WOULD DEVELOP MUSICAL ABILITIES IN PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTIONS.

In the article a problem of formation of motivational readiness of students to create a music-learning environment in preschool educational institution is studied. The notion of «motivational readiness» for this kind of activity is defined and the pedagogical conditions of forming of motivational readiness of students to create a music-learning environment are determined. The data of experimental research of the level of motivational readiness for creating a music- learning environment in a preschool educational institution is described.

Key words: motive, motivational readiness, preschool educational institution, music-developing environment.

И.С. Кобозева, д-р пед. наук, проф. ФГБОУ ВПО «Мордовский гос. педагогический институт им. М.Е. Евсевьева», г. Саранск, Е-mail: [email protected]; М.В. Боровкова, преп. каф. музыкального образования ФГБОУ ВПО «Мордовский гос. педагогический институт им. М.Е. Евсевьева», г. Саранск, Е-mail: [email protected]

МОТИВАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ СТУДЕНТОВ К СОЗДАНИЮ МУЗЫКАЛЬНОРАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

В статье рассматривается проблема формирования мотивационной готовности студентов к созданию музыкально-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении. Раскрывается понятие «мотивационная готовность» к данному виду деятельности, определены педагогические условия формирования мотивационной готовности студентов к созданию музыкально-развивающей среды. Представлены данные экспериментального исследования уровня мотивационной готовности к созданию музыкально-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении.

Ключевые слова: мотив, мотивационная готовность, дошкольное образовательное учреждение, музыкально-развивающая среда.

Формирование профессиональной готовности студентов-музыкантов к созданию музыкально-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении (далее ДОУ) является одной из задач современного высшего музыкально-педагогического образования. Связано это с тем, что развивающая среда дошкольного образовательного учреждения - это специально организованное социокультурное и образовательное пространство жизнедеятельности ребенка, в рамках которого стихийно или с различной степенью организованности осуществляется процесс развития личности. В нашем случае музыкально-развивающая среда, представляет собой специально организованные условия целостного музыкального развития личности детей, в процессе диалогического взаимодействия триады «музыкальное искусство - дети - педагог» [1].

Готовность педагога-музыканта к различным аспектам профессиональной деятельности рассматривается в работах

Э.Б. Абдуллина, Л.Г. Арчажниковой, З.А. Барышниковой, И.В. Игольниковой, И.С. Кобозевой, Л.А. Рапацкой, Л.Л. Романовой, З.В. Румянцеваой и др. Опираясь на данные исследования, готовность студентов к созданию музыкально-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении мы рассматриваем как субъективное личностное образование, представляющее целостную структурированную систему, включающую мотивационный, когнитивный, деятельностный и креативный компоненты.

На наш взгляд, компонент мотивационной готовности является определяющим фактором в системе смыслообразующих профессиональных ориентаций будущего педагога, который является побудителем к педагогической деятельности в целом.

Проблема профессиональной мотивации в настоящее время приобретает особое значение. Именно в ней особым образом определяются «основные моменты взаимодействия индивида и общества, в котором образовательный процесс приобретает приоритетное значение» [2, с. 156].

Под мотивом в психологии понимают потребность, то, что побуждает к деятельности человека, ради чего она совершается. Так, например С.Ю. Головин под мотивом понимает побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребности субъекта совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность [3].

Мотивационная готовность к деятельности сравнительно недавно стала предметом внимания исследователей и поэтому относится в психолого-педагогической науке к той группе понятий, которые являются недостаточно разработанными. Многие авторы мотивационную готовность рассматривают как компонент психолого-педагогической готовности к профессиональной деятельности.

Так, например, М.В. Овчинников под профессиональной педагогической мотивацией понимает совокупность факторов и процессов, которые, отражаясь в сознании, побуждают и направляют личность к изучению будущей профессиональной деятельности [4]. Вместе с тем, С.В. Шишкина, подчеркивает, что личность педагога должна иметь «...сформированное личностно-психологическое качество - установку, входящее в мотива-ционно-потребностный блок психических свойств человека, от-

ражающий его педагогическую направленность» [5, с. 88]. Следовательно, профессиональная мотивация выступает как внутренний движущий фактор развития профессионализма и личности, так как только на основе ее высокого уровня формирования, возможно эффективное развитие профессиональной образованности и культуры личности.

Таким образом, мотивационную готовность студента к созданию музыкально-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении мы рассматриваем как компонент психолого-педагогической готовности к указанному виду деятельности, аккумулирующий побудительно-смысловые ресурсы и представляющий собой интегративное личностное образование, которое характеризуется осознанием цели предстоящей деятельности и стремлением овладеть педагогическими технологиями создания музыкально-развивающего пространства в дошкольном учреждении.

Опираясь на данное определение с учетом точки зрения Е. А. Лежневой, мы выделили побудительно-целевой, личностно-волевой, знаниево-технологический, учебно-профессиональный и аксиологический структурные компоненты мотивационной готовности будущего педагога к созданию музыкально-развивающей среды в ДОУ [6].

Охарактеризуем каждый компонент подробнее:

- побудительно-целевой компонент представляет собой осознание важности создания музыкально-развивающей среды в ДОУ, наличие стойкого интереса и стремления ставить и достигать цели в области данного вида деятельности;

- личностно-волевой компонент отражает личностные характеристики - целеустремленность, решительность, инициативность (как показатели воли и способности к волевому напряжению и самоконтролю при планировании и осуществлении музыкально-развивающей среды);

- знаниево-технологический компонент характеризуется намерением качественно освоить профессиональные знания в области создания музыкально-развивающего пространства и установкой овладеть педагогическими технологиями, обеспечивающими осуществление указанного направления деятельности;

- учебно-профессиональный компонент определяется положительным устойчивым отношением к предстоящей деятельности, преобладанием профессиональных мотивов и установкой на реализацию полученных знаний и навыков в профессиональной деятельности;

- аксиологический компонент отражает доминирование мотива достижения успеха студентов и потребность в самоактуализации и самореализации, наличие мотива профессионального самосовершенствования как ценностной основы успешной профессиональной деятельности.

В рамках рассматриваемой проблемы нам необходимо было выявить уровень сформированности мотивационной готовности студентов к созданию музыкально-развивающей среды в ДОУ. В обследовании приняли участие 43 человека.

При определении мотивационного компонента готовности к созданию музыкально-развивающей среды мы руководствовались методом анкетирования. Составленная анкета на выявление профессиональной мотивации студентов к созданию музыкально-развивающей среды в ДОУ содержала вопросы, на-

правленные на осознание студентами важности организации музыкально-развивающей среды, выявление интереса к данному виду деятельности и потребности в ее осуществлении в условиях ДОУ.

Анализ результатов проведенного анкетирования показал, что важность создания музыкально-развивающей среды в ДОУ подтверждается большинством респондентов (94% трехбалльных ответов), однако интерес к проблеме и специфике ее создания, наблюдается лишь у 28 чел., что составляет 65,1%. 15 чел. - 34,9% студентов дали отрицательные ответы либо оставили эти вопросы без ответов. Потребность в осуществлении музыкально-развивающей среды в ДОУ обнаружилась у 23 чел. - 53,5% обучающихся.

Для подтверждения результатов анкетирования и с целью выявления полной картины по мотивационному компоненту готовности была использована методика «Мотивация обучения в вузе» предложенная Т.И. Ильиной. В ней наличествуют три направления изучения мотиваций: приобретение знаний (стремление к приобретению знаний, любознательность); овладение профессией (стремление овладеть профессиональными знаниями и сформировать профессионально важные качества); получение диплома (стремление приобрести диплом при формальном усвоении знаний, стремление к поиску обходных путей при сдаче экзаменов и зачетов).

В ходе реализации данной методики были обнаружены следующие показатели мотивации обучения в вузе: стремление к приобретению знаний, любознательность отмечается у 31 студентов (72,1%); стремление овладеть профессиональными знаниями и сформировать профессионально важные качества -у 34 обучающихся (79,1%); стремление приобрести диплом при формальном усвоении знаний, стремление к поиску обходных путей при сдаче экзаменов и зачетов наблюдалось у 16 студентов (37,2%).

Таким образом, исходя из результатов обследования по выявлению мотивационной готовности студентов к созданию музыкально-развивающей среды в ДОУ, можно заключить, что приведенные выше показатели находятся на среднем уровне, и как следствие требуют разработки необходимых педагогических условий, способствующих повышению положительной мотивации.

Для формирования положительной мотивации студентов к созданию музыкально-развивающей среды в ДОУ нами были разработаны и внедрены в образовательный процесс педагогического вуза следующие педагогические условия:

- включение в вариативную часть профессионального цикла учебного плана курса по выбору «Основы дошкольного музыкального образования»;

- организация внеаудиторных форм работы студентов, стимулирующих интерес к созданию музыкально-развивающей среды в ДОУ;

- включение экскурсий в дошкольные образовательные учреждения с целью знакомства с особенностями организации музыкально-образовательного процесса.

Рассмотрим реализацию данных условий в учебно-образовательном процессе студентов-музыкантов педагогического вуза.

Первое условие заключается во внедрении в вариативную часть профессионального цикла учебного плана курса по выбору «Основы дошкольного музыкального образования» [7].

Изучение данной дисциплины является важным аспектом в профессиональной подготовке педагога-музыканта, так как позволяет не только теоретически и практически решить проблему музыкального развития детей дошкольного возраста, но и способствует формированию компетенций, необходимых для осуществления качественного музыкального образования в дошкольном учреждении. Данный курс интегрирует знания по теории и методике музыкального воспитания детей дошкольного возраста, дошкольной педагогике и психологии, музыкальной психологии, по курсам музыкально-теоретических и музыкально-исторических дисциплин и педагогике искусства в целом.

Цель изучения дисциплины заключается в оснащении сту-дентов-музыкантов профессионально-ориентированными знаниями в области дошкольного музыкального образования, способствующими организации музыкально-педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении, а также развитии профессиональных и индивидуально-личностных качеств обучающихся.

Задачи курса состоят:

- в освоении теоретических и практических знаний в области дошкольного музыкального образования;

- в интеграции знаний по теории и методике музыкального воспитания детей дошкольного возраста, дошкольной педагогике и психологии, музыкальной психологии, актуализация знаний, полученных по музыкально-теоретическим и музыкально-историческим дисциплинам;

- в овладении методами практического применения изученного материала в профессиональной деятельности;

- в накоплении и развитии опыта музыкально-педагогической деятельности в решении психолого-педагогических задач дошкольного музыкального образования.

Теоретические знания, приобретенные студентами в ходе изучения данного курса и их использование в практической деятельности дает возможность студентам окунуться в музыкальный мир дошкольного образовательного учреждения. Изучив основные направления работы музыкального руководителя по организации музыкально-педагогического процесса в ДОУ, попробовав себя в роли музыканта-практика, все это развивает интерес студентов к педагогической деятельности, формирует у обучающихся положительную мотивацию к профессии педаго-га-музыканта ДОУ и в целом стимулирует будущих педагогов-музыкантов к более глубокому познанию музыкально-образовательного процесса в условиях дошкольного учреждения.

Второе условие заключается в организации внеаудиторных форм работы студентов:

- проведение кураторских часов «Путь в профессию педа-гога-музыканта ДОУ», в процессе которых осуществляются встречи с практикующими музыкальными руководителями ДОУ, беседы с ними, с выпускниками педвуза и студентами старших курсов. Данная внеаудиторная форма работы ориентирована на то, чтобы увлечь студентов будущей профессией, пробудить у них интерес к деятельности музыкального руководителя ДОУ посредством передачи музыкально-педагогического опыта от старшего поколению младшему;

- проведение тематических вечеров, например таких как «Самая светлая радость на свете - это дошкольники-дети», посвященного знакомству с музыкальной жизнью детей в дошкольном образовательном учреждении. В процессе данного вечера происходит демонстрация фильмов, презентаций с выступлениями детей на музыкальных утренниках, конкурсах, фрагментов занятий или отдельных видов музыкальной деятельности, осуществляющихся на базе ДОУ. Наглядное восприятие процесса музыкального образования детей в непринужденной музыкально-творческой атмосфере, с проявлением чистой детской непосредственности, заставляет задуматься студентов о развитии своих личностных качеств, соответствующих уровню профессиональной готовности к работе с детской аудиторией, побуждает к боле качественному освоению необходимых теоретических и практических знаний в области создания музыкальноразвивающей среды;

- организация научно-практических конференций, семинаров, круглых столов. К примеру, на базе «Мордовского государственного педагогического института им. М. Е. Евсевьева» в рамках деятельности научно-исследовательской лаборатории «Непрерывное музыкальное образование» (руководитель профессор И.С. Кобозева) нами был организован республиканский научно-практический семинар «Современные проблемы дошкольного музыкального образования». Среди участников семинара были музыкальные руководители ДОУ Республики Мордовия, преподаватели учреждений высшего и среднего профессионального образования, студенты.

Данный семинар был посвящен обсуждению проблем современного состояния дошкольного музыкального образования в городских и районных дошкольных образовательных учреждениях. Участники семинара обсуждали научно-обоснованные пути развития дошкольного музыкального образования в дошкольных образовательных учреждений, делились опытом практической работы по развитию детей средствами музыки, обсуждали проблемы организации музыкально-образовательного процесса в ДОУ.

Проведение подобного вида работы позволило студентам погрузиться в профессиональную жизнь педагога-практика, увидеть изнутри проблемы, противоречия которыми живет музыкальный руководитель в современном ДОУ, отметить для себя приоритетные направления работы по созданию музыкально-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении.

Третье условие связано с включением экскурсий в дошкольные образовательные учреждения с целью знакомства студентов с особенностями организации музыкально-образовательного процесса в ДОУ, с практической работой педагога-музы-канта на музыкальных занятиях, с особенностями музыкального общения с детьми дошкольного возраста.

Пребывая на музыкальных занятиях в дошкольных образовательных учреждениях, студенты наблюдали за процессом организации музыкальной деятельности педагога, анализировали основные содержательные компоненты музыкальной деятельности детей, знакомились с программами, по которым работает то или иное ДОУ, с музыкальными традициями и формами осуществления музыкального развития детей как в повседневной жизни детского сада, так и в семье.

Таким образом, выше обозначенные педагогические условия предполагают повышение уровня мотивационного компонента готовности студентов к созданию музыкально-развивающей среды в ДОУ, что подтвердилось в процессе проведения повторного обследования.

Для оценки результатов сформированности мотивационного компонента готовности были использованы такие же диагностические методики, что и на предыдущем этапе работы. Путем математических расчетов были сравнены данные по мотивационному компоненту до и после реализации педагогических условий, которые указывали на уменьшение количества студентов, имеющих низкий уровень готовности по данному компоненту, и увеличение процентного показателя на высоком и среднем уровнях.

Анализ результатов проведенного анкетирования показал, что важность создания музыкально-развивающей среды в ДОУ

Библиографический список

подтверждается практическим большинством респондентов (100 % трехбалльных ответов); интерес к специфике ее создания, наблюдается у 38 чел., что составляет 88,4%. 5 чел. - 11,6% студентов дали отрицательные ответы либо оставили эти вопросы без ответов. Потребность в осуществлении музыкальноразвивающей среды в ДОУ обнаружилось у 35 чел. - 81,4% обучающихся.

В ходе проведения эксперимента обнаружились следующие показатели мотивации обучения в вузе: стремление к приобретению знаний, любознательность отмечается у 40 студентов (93%); стремление овладеть профессиональными знаниями и сформировать профессионально важные качества - у 38 учащихся (88,4%); стремление приобрести диплом при формальном усвоении знаний, стремление к поиску обходных путей при сдаче экзаменов и зачетов наблюдалось у 11 студентов (25,6%).

Таким образом, признавая высокую важность мотивационного компонента готовности студентов к созданию музыкальноразвивающей среды в ДОУ, нами были разработаны и внедрены в учебно-образовательный процесс педвуза ряд педагогических условий, реализация которых подтвердила их эффективность в формировании положительной мотивации студентов к вышеуказанному виду деятельности. Мы полагаем, что педагогическое образование «может обеспечить цели и задачи ориентации будущих специалистов на творческое освоение профессии, подготовку музыкально-педагогических кадров на высоком уровне, если процесс профессиональной подготовки, весь учебно-методический арсенал органически включен в общий контекст задач модернизации образования» и возвышения роли учителя как важнейшего фактора музыкально-культурного развития общества [8, с. 296].

1. Боровкова, М.В. Технология формирования готовности студента к проектированию музыкально-творческой развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении // Сибирский педагогический журнал: научный журнал. - 2013. - № 12.

2. Кобозева, И.С. Формирование профессиональной компетентности педагога-музыканта как средство обеспечения качества непрерывного образования // Ярославский педагогический вестник: научный журнал. - Ярославль. - 2013. - № 4. - Т. II (Психолого-педаго-гические науки).

3. Словарь психолога-практика / сост. С.Ю. Головин. - Минск, 2003.

4. Овчинников, М.В. Динамика мотивации учения студентов педагогического вуза: структура, факторы и средства развития: дис. ... канд. психол. наук. - М., 2008.

5. Шишкина, С.В. Коммуникативные процессы в контексте гуманизации современного музыкально-педагогического образования // Человек и образование. - 2012. - № 3(32).

6. Лежнева, Е.А. Мотивационная готовность будущего психолога к развитию стратегии достижения успеха подростков: сущность, состояние, перспективы // Гуманитарные науки и образование. - 2013. - № 2.

7. Боровкова, М.В. Основы дошкольного музыкального образования: программа и методические рекомендации к курсу по выбору / М.В. Боровкова, И.С. Кобозева. - Саранск, 2013.

8. Кобозева, И.С. Музыкальное образование в контексте современной культурной политики // Ярославский педагогический вестник. Гуманитарные науки: научный журнал. - Ярославль, 2011. - № 3. - Т. 1.

Bibliography

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Borovkova, M.V. Tekhnologiya formirovaniya gotovnosti studenta k proektirovaniyu muzihkaljno-tvorcheskoyj razvivayutheyj sredih v doshkoljnom obrazovateljnom uchrezhdenii // Sibirskiyj pedagogicheskiyj zhurnal: nauchnihyj zhurnal. - 2013. - № 12.

2. Kobozeva, I.S. Formirovanie professionaljnoyj kompetentnosti pedagoga-muzihkanta kak sredstvo obespecheniya kachestva neprerihvnogo obrazovaniya // Yaroslavskiyj pedagogicheskiyj vestnik: nauchnihyj zhurnal. - Yaroslavlj. - 2013. - № 4. - T. II (Psikhologo-pedagogicheskie nauki).

3. Slovarj psikhologa-praktika / sost. S.Yu. Golovin. - Minsk, 2003.

4. Ovchinnikov, M.V. Dinamika motivacii ucheniya studentov pedagogicheskogo vuza: struktura, faktorih i sredstva razvitiya: dis. ... kand. psikhol. nauk. - M., 2008.

5. Shishkina, S.V. Kommunikativnihe processih v kontekste gumanizacii sovremennogo muzihkaljno-pedagogicheskogo obrazovaniya // Chelovek i obrazovanie. - 2012. - № 3(32).

6. Lezhneva, E.A. Motivacionnaya gotovnostj buduthego psikhologa k razvitiyu strategii dostizheniya uspekha podrostkov: suthnostj, sostoyanie, perspektivih // Gumanitarnihe nauki i obrazovanie. - 2013. - № 2.

7. Borovkova, M.V. Osnovih doshkoljnogo muzihkaljnogo obrazovaniya: programma i metodicheskie rekomendacii k kursu po vihboru / M.V. Borovkova, I.S. Kobozeva. - Saransk, 2013.

8. Kobozeva, I.S. Muzihkaljnoe obrazovanie v kontekste sovremennoyj kuljturnoyj politiki // Yaroslavskiyj pedagogicheskiyj vestnik. Gumanitarnihe nauki: nauchnihyj zhurnal. - Yaroslavlj, 2011. - № 3. - T. 1.

Статья поступила в редакцию 13.03.14

УДК 378 (045)

Kobozeva I.S., Borovkova M.V. PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMING OF READINESS OF STUDENTS FOR CREATION OF A MUSIC-DEVELOPING ENVIRONMENT IN A PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION.

The article considers pedagogical conditions of forming of readiness of students for creation of a music-developing environment in a preschool educational institution. The experience of realization of complex of pedagogical conditions in the teaching-learning process FSEI HPE «Mordovian state pedagogical Institute named after M.E. Evsevyev».

Key words: formation of readiness, pedagogical conditions, music-developing environment of a preschool educational institution.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.