ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Раздел 13.00.00 Педагогические науки
ART 191051 2019, № 7 (июль) УДК 378.147
Формирование готовности будущего педагога-музыканта в вузе к музыкально-просветительской деятельности
Пиджоян Лариса Анатольевна1
Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина, Елец, Россия [email protected]
Аннотация. Обращение к традициям музыкального просветительства как важнейшего института современной культуры позволяет осознать особую миссию музыканта-просветителя, способного успешно осуществлять организацию культурно-образовательного пространства и реализовывать музыкально-просветительские проекты в профессиональной деятельности. Рассмотрение вузовской подготовки педагога-музыканта в контексте популяризации просветительских идей позволяет представить теоретические аспекты формирования готовности будущего специалиста к реализации музыкально-просветительских проектов, культурно-образовательных программ. Целью статьи является обоснование сущности и описание структурных компонентов понятия «готовность к музыкально-просветительской деятельности»; представление основных направлений аудиторной и внеаудиторной работы в вузе, направленных на совершенствование и развитие компетенций и знаний в области музыкального просвещения. Рассмотрение процесса профессиональной подготовки специалиста в контексте готовности к организации музыкально-просветительской работы осуществлялось на основе единства сре-дового, культурологического, личностно-деятельностного, компетентностного подходов. Обобщение исследований по обозначенной теме позволило рассмотреть готовность к музыкально-просветительской деятельности как результат и как цель вузовской подготовки будущего специалиста в области музыкально-педагогического образования. Представляя данный феномен как явление комплексное, интегрирующее профессиональные и личностные характеристики индивида, определены и описаны взаимосвязанные и взаимообусловленные компоненты готовности личности к музыкально-просветительской деятельности: ценностно-мотивационный, познавательный, деятельностно-креативный. Теоретическая и практическая значимость статьи определяется возможностью применения полученных в ходе исследования научных результатов с целью обоснования и разработки модели и технологии формирования готовности педагога-музыканта к реализации музыкально-просветительских проектов, совершенствования разнообразных видов и форм музыкально-просветительской работы в учреждениях различного типа для разработки различных учебно-методических материалов (программ, методических рекомендаций и т. д.).
Ключевые слова: музыкально-просветительская деятельность, профессиональная подготовка будущего педагога-музыканта, формирование готовности к музыкально-просветительской деятельности, компоненты готовности личности к музыкально-просветительской деятельности.
Поступила в редакцию Received 29.05.2019 Получена положительная рецензия Received a positive review 28.06.2019
Принята к публикации Accepted for publication 28.06.2019 Опубликована Published 29.07.2019
Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)
1 Пиджоян Лариса Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры музыкального образования ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина», г. Елец, Россия
Введение
На протяжении последних десятилетий музыкально-просветительская деятельность определяется представителями государственных и образовательных структур, видными деятелями искусства как базовая доминанта в современной российской культурной политике. Это обусловлено сложившейся социокультурной ситуацией, характеризующейся навязчивой популяризацией различными информационными источниками низкопробной развлекательной музыки, постепенным утрачиванием культуры восприятия музыкального искусства, падением уровня художественно-эстетической культуры подрастающего поколения. Такое положение дел позволяет говорить о кризисных явлениях в музыкальной культуре современного общества, особенно ее подростковой и молодежной аудитории. Наблюдаемые противоречия между богатейшим музыкальным наследием отечественной культуры и довольно невысоким культурно-музыкальным уровнем значительной части населения актуализируют традиции музыкально-образовательного просветительства, основанные на организации культурно-просветительской работы, а также поиске, внедрении и совершенствовании ее разнообразных форм.
Музыкальное просветительство способствует решению важнейших задач, связанных с художественно-эстетическим и духовно-нравственным воспитанием участников социума. Именно поэтому Е. Н. Яковлева акцентирует внимание на назревшей острой необходимости создания в российских регионах постоянно действующих музыкально-просветительских центров, нацеленных на реализацию творческих проектов, фестивалей, концертных программ. Формируя уникальную культурно-просветительскую и музыкально-образовательную среду, они могут стать местом культурного досуга населения и соприкосновения с миром искусства [1].
Стоит отметить, что эффективность музыкально-просветительской деятельности зависит от наличия подготовленных компетентных специалистов в данной области.
Необходимость обращения к данному феномену обусловлена важностью еще одного положения: организация профессиональной подготовки обучающегося взаимосвязана с просветительской деятельностью университета (как уникального культурно-образовательного пространства) и культурными традициями региона. Являясь фундаментом музыкального просвещения, региональная культура, интегрирующая музыкально-просветительскую деятельность учреждений образования, культуры и искусства, культурно-исторический контекст, выдающихся представителей музыкальной культуры, активно взаимодействует с мировыми и общероссийскими культурными традициями.
Обзор отечественной и зарубежной литературы
Просветительская деятельность организуется традиционно в контексте регионального культурно-образовательного пространства и с характерной только для него культурно-исторической атмосферой. Не учитывать данный факт невозможно. Тем не менее важно обращаться и к мировому опыту, раскрывающему различные аспекты организации просветительства. Отметим: зарубежные исследователи акцентируют внимание на многоаспектности и сложности реализации культурно-образовательной деятельности и рассматривают ее в контексте развития инновационных и современных тенденций музыкального образования.
Вопросы популяризации коммуникационных и медиаресурсов, их влияние на культурные процессы в обществе представлены в исследовании Д. Хартли, М. Монтгомери [2].
А. Раудувайте, И. Аасаускене рассматривают образовательную деятельность учителя музыки в контексте вовлечения его в различные образовательные проекты [3].
Исследуя профессиональную деятельность современного специалиста в области музыки, П. Б. Мансано акцентирует внимание на важности изучения культурного наследия в процессе подготовки педагогов-музыкантов [4].
М. Прчал, Л. Мессас, обобщая проблемы художественного образования, рассматривает возможность включения новых дисциплин и стандартов образования, повышающих качество обучения музыкантов [5].
Включение онлайн-ресурсов, цифрового обучения, мастер-классов, онлайн-мастер-классов, трансляции концертов, по мнению Р. Кроуфорда, позволяет восполнить пробелы в предоставлении музыкальных образовательных программ в школы и центры регионов, удаленных от крупных городов. Данные условия позволяют получить доступ к качественному музыкальному образованию и во многом решают музыкально-просветительские задачи [6].
Глубокое осмысление вопросов, связанных с подготовкой профессиональных кадров к успешной организации музыкально-просветительской работы с различными возрастными и социальными группами населения, требует анализа и обобщения трудов отечественных ученых по обозначенной проблеме.
Рассматривая организационные аспекты музыкально-образовательной и просветительской деятельности педагога-музыканта, Н. Л. Савельева определяет особую роль различных просветительских организаций (концертных и филармонических) [7]. В исследовании Е. Л. Рудой рассмотрены и обоснованы педагогические условия эффективного осуществления и реализации музыкально-просветительской деятельности, среди которых - формирование социокультурной среды в процессе обучения, дифференциация профессиональных интересов, участие в подготовке и проведении различных арт-проектов [8].
С. В. Ручимская обращается к обоснованию модели формирования просветительской направленности обучающихся вуза, в основу которой положено единство системного, антропологического, аксиологического, системного, культурологического, индивидуально-деятельностного подходов [9].
Основой формирования художественно-эстетической образовательной среды высшего учебного заведения А. Ж. Овчинникова считает широкое использование личностно ориентированных технологий, позволяющих позитивно влиять на развитие личностных, профессионально-творческих качеств, индивидуальности будущего профессионала [10].
Интересен исследовательский опыт В. И. Адищева, раскрывающий исторический контекст развития высшего музыкального образования (на примере Московской консерватории) [11]. Исследование Г. Н. Акбаровой посвящено технологическим аспектам организации самостоятельной работы в процессе профессиональной подготовки учителя музыки и позволяет проецировать данные положения и на организацию исследовательской музыкально-просветительской деятельности [12].
Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина славен своими культурно-просветительскими традициями. Практические аспекты и опыт подготовки обучающихся ЕГУ им. И. А. Бунина к реализации музыкально-просветительских
проектов представлен в исследовании Л. А. Пиджоян [13]. Освещая теоретико-методические вопросы готовности будущего педагога к организации музыкального просветительства в школе, О. В. Тулинова акцентирует внимание на особенностях организации различных форм музыкально-просветительской работы в условиях внеурочной деятельности [14].
Обобщая исторический музыкально-просветительский опыт, исследования Е. Н. Яковлевой направлены на разработку классификации музыкального просветительства, представление модели современного музыканта-просветителя, разработку концепции музыкального просветительства с опорой на региональную музыкальную культуру [15].
Таким образом, отметим, что современные отечественные и зарубежные исследователи акцентируют внимание:
- на обобщении опыта и просветительских традиций для понимания музыкального просветительства как важнейшего института современной культуры;
- актуальности и важности организации музыкально-просветительской работы с аудиторией различных возрастов;
- систематизации и классификации видов и форм музыкально-просветительской работы;
- выявлении особенностей региональной музыкальной культуры и культурно-образовательной среды с целью организации просвещения детей и молодежи;
- обобщении профессиональных характеристик педагога-музыканта-просветителя.
Однако анализ указанных источников позволяет отметить, что исследуемая
нами проблема на сегодняшний день не нашла в должной степени отражения в музыкально-педагогических работах. Чаще всего авторы уделяют внимание отдельным сторонам изучаемого феномена. В то же время контекст профессиональной подготовки педагога-музыканта позволяет исследователям представить взаимосвязанные и взаимообусловленные составляющие-компоненты готовности личности к музыкально-просветительской деятельности.
Методологическая база исследования
Методологическую основу данной исследовательской работы составляют:
- практико-методический и исследовательский опыт организации музыкально-просветительской работы с детьми различных возрастов музыковеда М. А. Голь-денштейн [16];
- концептуальные положения Д. Б. Кабалевского, раскрывающие особенности организации музыкально-просветительской работы в рамках радио-, телепередач, концертных выступлений и музыкальных встреч с детской аудиторией [17];
- общие теоретические положения формирования художественной культуры будущего педагога-музыканта в вузе, представленные в трудах Л. А. Рапацкой [18];
- концепция музыкально-эстетического воспитания детей и юношества В. Н. Шацкой [19];
- положения о музыкальном просветительстве и его роли в духовном становлении подрастающего поколения, представленные в исследовании Е. Н. Яковлевой [20].
Основополагающее значение для формирования концепции исследования имеют:
- общие теоретико-методологические аспекты музыкального воспитания детей (О. А. Апраксина [21]);
- исследования Л. Г. Арчажниковой [22] и Э. Б. Абдуллина [23], раскрывающие вопросы профессиональной подготовки к музыкально-педагогической деятельности;
- положения, раскрывающие особенности музыкально-педагогической и исполнительской деятельности будущего профессионала, представленные в работах Г. М. Цыпина [24].
Анализ нормативных региональных и федеральных документов, регламентирующих высшее музыкально-педагогическое и общее образование и акцентирующих внимание на современной культурной политике; обобщение педагогического и культурно-просветительского опыта позволяют скорректировать процесс подготовки будущих педагогов-музыкантов в вузе (за счет элективных курсов) и ориентировать их на получение профессиональных компетенций в области музыкально-просветительской деятельности.
Исследование проблемы формирования готовности будущего специалиста к музыкально-просветительской деятельности предполагается осуществлять на основе средово-го, культурологического, личностно-деятельностного, компетентностного подходов.
Средовой и культурологический подходы позволяют рассмотреть процесс формирования готовности будущего педагога-музыканта к музыкально-просветительской работе в контексте уникальности культурно-образовательного пространства города и региона, а также с учетом культурно-образовательного потенциала университетской среды.
Личностно-деятельностный подход, в основе которого лежит идея развития личности через деятельность, позволяет исследовать особенности и пути формирования готовности будущего педагога-музыканта в процессе обучения в университете к разнообразным видам деятельности (в том числе и музыкально-просветительской) в условиях различного типа образовательных учреждений.
Компетентностный подход способствует решению исследовательской задачи с учетом требований, предъявляемых к современному педагогу.
Результаты исследования
Акцентирование внимания на характеристике понятий «готовность к профессиональной деятельности», «готовность к музыкально-просветительской деятельности» позволяет представить и рассмотреть компоненты-составляющие формирования готовности будущего специалиста к организации музыкально-просветительской работы.
Как известно, успешность в выполнении профессиональных обязанностей во многом определяется готовностью человека к предстоящей работе. Педагоги и психологи, обращаясь к исследованию данной проблемы, подчеркивают ее сложность и многоплановость.
Так, С. Л. Рубинштейн определял готовность как особое психологическое состояние активности, которое характеризуется предрасположенностью субъекта к определенного рода действию, а также наличием у него необходимых способностей к действию [25].
Акцентируя внимание на различных аспектах данной проблемы, исследователи М. И. Дьяченко [26], Р. Д. Санжаева [27] определяют готовность к определенному виду деятельности как качество личности, включающее специальные знания и умения, владение компетенциями, положительный настрой на выполнение профессиональных обязанностей.
Рассматривая готовность обучающегося к профессиональной деятельности, В. А. Сластенин определяет ее как некое состояние (психическое и психологическое),
при котором у субъекта довольно ясно складывается образ структуры какого-либо действия и формируется установка на его профессиональное выполнение. Основополагающими признаками данного процесса являются установка на осознанное выполнение различных педагогических целей и задач, формирование моделей вероятного поведения, профессиональный выбор определенных способов деятельности, объективная аналитическая оценка собственных возможностей, направленность на достижение результата, выстраивание перспективы развития, стремление к саморазвитию [28].
Обращаясь к проблеме формирования готовности будущего педагога-музыканта к музыкально-просветительской деятельности, необходимо отметить то обстоятельство, что концептуальные положения важнейших документов в сфере культурной политики («Концепция просветительской деятельности на период до 2020 года», областная государственная программа «Развитие культуры и туризма в Липецкой области», обсуждаемая «Стратегия развития культуры Липецкой области») отмечают особую роль культурного наследия в развитии нашего региона и акцентируют внимание на задачах, определяющих основной вектор в организации профессиональной подготовки специалиста в области культурно-просветительской деятельности. В связи с этим профессиональная подготовка будущего педагога-музыканта должна быть нацелена на развитие и совершенствование всего комплекса профессиональных компетенций в области музыкального просветительства.
Обращая внимание на подготовку будущих педагогов-музыкантов к организации музыкального просветительства, И. С. Кобозева определяет: мировоззренческую и профессионально-личностную направленность личности; сформированные представления о ценностных аспектах явлений музыкальной культуры; владение различными видами профессиональной деятельности как важнейшие показатели готовности к данному виду деятельности [29].
Рассматривая готовность обучающихся к музыкально-лекторской деятельности, Е. Н. Михейченкова определяет данный феномен как интегральное образование значимых профессионально-личностных качеств, представленное следующими компонентами: психологическим (сформированная положительная мотивация для осуществления данной деятельности), познавательным (наличие музыкально-теоретических знаний и сформированного музыкального кругозора) и практическим (сформированные необходимые умения и навыки мастерства речи) [30].
Исследуя проблему подготовленности к организации музыкального просветительства, Л. А. Безбородова определяет основные составляющие профессионального мастерства в области музыкального просветительства, включающие: 1) интегрированные музыкально-педагогические и просветительские качества; 2) личностную направленность на реализацию воспитательно-образовательного потенциала музыкального искусства; 3) задачи, целевые установки, которые решает педагог в процессе практической работы в учреждении образования; 4) комплекс знаний и способов действий, направленных на решение просветительских задач, и функций, которые выполняет педагог [31].
Таким образом, анализ научной литературы позволил нам отметить общность взглядов ученых-исследователей на компетентностные характеристики, составляющие основу готовности будущего профессионала к музыкально-просветительской работе. Несмотря на различные подходы к определению и трактовке рассматриваемого феномена, большинство авторов рассматривают данный феномен как явление комплексное, интегрирующее профессиональные и личностные характеристики
индивида, характеризующееся профессионально-личностной направленностью, мировоззренческой культурой, интересом к будущей профессии.
В связи с этим формирование готовности будущего педагога-музыканта к музыкально-просветительской деятельности важно рассматривать как необходимое условие и предпосылку успешного выполнения данного вида деятельности.
Популяризация просветительских идей в российском обществе обусловливает довольно ясное и четкое определение в исследованиях ученых основных направлений организации музыкально-просветительской работы, среди которых:
- обозначение специфических черт современного музыкального просветительства;
- изучение целевой аудитории просветительской деятельности, а также поиск и внедрение разнообразных форм и видов просветительской деятельности;
- пропаганда и изучение региональной культуры и культурных традиций города, региона;
- подготовленность будущего педагога-музыканта к организации и реализации культурно-творческих проектов с учетом разновозрастной аудитории.
Само понятие «готовность к музыкально-просветительской деятельности» необходимо рассматривать как цель и как результат вузовской подготовки будущего педагога-музыканта, реализуемой за счет определенного структурирования содержательного компонента профессионально-педагогического образования.
Обозначим основные взаимосвязанные и взаимообусловленные компоненты-составляющие готовности личности к музыкально-просветительской деятельности: ценностно-мотивационный, познавательный, деятельностно-креативный.
Ценностно-мотивационный компонент характеризуется интересом к музыкально-просветительской деятельности и осознанием ее культурной, гуманитарной и социальной значимости, положительным отношением к будущей профессии и мотивацией к профессиональному самосовершенствованию, наличием профессионально-ценностных ориентаций, способствующих целенаправленному овладению деятельностью.
Познавательный компонент предполагает формирование комплекса профессиональных компетенций и знаний, развитие умений и способностей в области музыкального просветительства. Будущему профессионалу необходимо овладеть психолого-педагогическими, музыкально-теоретическими, музыкально-исполнительскими, музыкально-просветительскими знаниями и компетенциями.
Деятельностно-креативный компонент включает овладение практическими умениями и креативными способами выполнения профессиональной просветительской деятельности. Умение «донести» и адаптировать для восприятия музыкальную информацию слушателям различных возрастов и уровня подготовленности, владение высоким уровнем музыкально-исполнительского мастерства, наличие организаторских способностей - эти характеристики позволяют во многом судить о готовности будущего профессионала к организации музыкально-просветительской работы.
Стоит отметить, что подготовку будущего педагога-музыканта следует рассматривать как практико-ориентированную, направленную на вовлечение студентов в реализацию просветительских программ еще на этапе обучения в вузе.
Органичной частью профессиональной подготовки будущего педагога-музыканта в Елецком государственном университете им. И. А. Бунина становятся различные концертные программы, организация творческих проектов, фестивалей и конкурсов. Это позволяет решать одну из ключевых задач педагогического коллек-
тива кафедры - включение будущего специалиста в музыкально-образовательную и культурно-просветительскую среду университета, города, области.
Представим основные направления аудиторной и внеаудиторной работы в вузе, позволяющие подготовить будущего педагога-музыканта к организации музыкально-просветительской деятельности.
Направления аудиторной работы:
- расширение и дополнение образовательной программы факультативными и элективными курсами («Технологии музыкально-просветительской деятельности», «Музыкально-просветительский практикум», «Историко-культурное наследие Ельца и Липецкой области», «Музыкальное краеведение»);
- создание и функционирование на кафедре и в университете Студенческой филармонии.
Направления организации внеаудиторной работы:
- концертно-исполнительская практика, музыкально-творческие проекты, конкурсы, фестивали (Международный фестиваль им. Т. Н. Хренникова, вокально-хоровые конкурсы и фестивали, фестивали студенческого творчества);
- участие в организации и проведении региональных конкурсов в области музыкального творчества, событийных фестивалях Липецкой области («Антоновские яблоки», «Русская закваска», «Празднование славянской письменности и культуры»), направленных на популяризацию региональных музыкальных и культурных традиций;
- формирование студенческого научного общества по изучению вопросов музыкального просвещения (участие в конференциях, подготовка и публикация статей).
Включение обучающихся в вышеуказанные направления позволяет органично соединять теоретическое и практическое обучение в вузе, вовлечь их в культурно-просветительские мероприятия на этапе организации, планирования и проведения, а также позволяет:
- сформировать теоретические (предметные) знания, связанные с ценностными основами и традициями просветительства; знания отечественных и зарубежных музыкально-педагогических концепций, музыкально-теоретические и музыковедческие знания;
- овладеть широким спектром музыкально-исполнительских умений, способностью проектировать и организовывать музыкально-образовательную и просветительскую урочную и внеурочную деятельность детей и молодежи, способностью организации различных форм и видов музыкального просвещения детей; умениями планирования, организации и проведения музыкальных лекториев, музыкально-просветительских концертов, конкурсов, фестивалей и др.
Как известно, выход за пределы определенных профессиональных ситуаций способствует совершенствованию индивидуальности человека вместе с трансформацией содержания самой профессиональной деятельности. В контексте данного утверждения важнейшими характеристиками, определяющими стратегию профессионального образования, С. Я. Батышев отмечал развитие и саморазвитие личности специалиста, способного осуществлять инновации, выходя за пределы нормативной деятельности [32]. Важнейший аспект в решении проблемы готовности к профессиональной деятельности - личностно-творческое развитие, самообразование, совершенствование различных качеств и способностей на протяжении всей профессиональной деятельности.
Заключение
Музыкальное просветительство на современном этапе остро нуждается в специальной программе по работе с молодежью. В условиях малого города культурно-просветительским центром становятся учреждения образования и культуры (школы искусств, колледжи искусств, университеты), реализующие различные творческие и образовательные проекты. Сохраняя, развивая и преумножая традиции российского и советского музыкально-педагогического образования, университет сегодня по праву является культурно-просветительским центром в городе и регионе.
Обращение к проблеме организации культурно-просветительской работы как важнейшего вида профессиональной деятельности педагога-музыканта в последние десятилетия особенно актуально. В связи с этим готовность обучающегося вуза (по профилю «Музыкальное образование») к осуществлению музыкально-просветительской работы определяется как важнейшая задача профессиональной подготовки. Осознание особой роли музыканта-просветителя определяет новые подходы и формы работы с обучающимися вуза. Наполнение и расширение образовательной программы элективными курсами, активное участие в концертно-исполнительской практике, музыкально-творческих проектах, фестивалях, наличие опыта в организации и проведении Студенческой филармонии, формирование исследовательских умений - важнейшие показатели, определяющие степень готовности будущего специалиста в области музыкального образования профессионально осуществлять музыкально-просветительскую деятельность в современных условиях.
Ссылки на источники
1. Яковлева Е. Н. Возрождение традиций музыкального просветительства в молодежной среде (на материале региональной культуры Курской области): автореф. дис. ... д-ра искусств. - Саратов, 2016. - С. 51.
2. Hartley J. Communication, cultural and media studies: the Key Concepts / J. Hartley; with additional material by M. Montgomery, E. Rennie and M. Brennan. Third Edition. - N. Y.: Routledge, Taylor & Frencis Group, 2004. - 262 p.
3. Rauduvaite A., Lasauskiene J. Educational Activities of Contemporary Music Teacher: Analysis of Career Expectations of Students and School Heads // Procedia - Social and Behavioral Sciences. - 2015. - Vol. 205. - P. 110116. - URL: https://doi.org/10.1016Zj.sbspro.2015.09.033.
4. Manzano P. B. Cultural legacy and shared musical heritage: past, present, and future of a musicological and pedagogical research project for teacher training // Music Education Research. - 2016. - Vol. 18. - № 4. - P. 376386. DOI: 10.1080/14613808.2016.1240157.
5. Prchal M., Messas L. How to Make Quality Assurance Processes More Meaningful to Teaching Staff - a Proposal from the Field of Music. 11th European Quality Assurance Forum, 2016. - URL: http://eua.be/Libraries/eqaf-2016/papers/prchal_messas2016.pdf?sfvrsn=0.
6. Crawford R. Evolving technologies require educational policy change: Music education for the 21st century // Australasian journal of educational technology. - 2013. - Vol. 29. - № 5. - P. 717-734.
7. Савельева Н. Л. Музыкальное просветительство в деятельности концертно-филармонических организаций. Теория, история, практика: автореф. дис. ... канд. искусств.: 17.00.09. - Саратов, 2013. - 28 с.
8. Рудой Е. Л. Профессиональная подготовка педагога-музыканта в сфере культурно-просветительской деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - М., 2015. - 22 с.
9. Ручимская С. В. Феномен просветительства в профессиональной подготовке педагога-музыканта: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / С.В. Ручимская. - М., 2010. - 24 с.
10. Ovchinnikova A. Zh. Creation of noosphere artistic and aesthetic educational space at higher school // Astra Sal-vensis. - 2018. - № 6. - Р. 107-116.
11. Adishchev V. I. The Moscow conservatory: from the russian musical society to the people's commissariat of enlightenment // Problemy muzykalnoi nauki-music scholarship. - 2018. - Vol. 4. - Р. 148-153 DOI: 10.17674/19970854.2018.4.148-153
12. Akbarova G., Dyganova E., Shirieva N. The Technology of Scientific Creativity in the Professional Training of the Music Teacher // Tarih kultur ve sanat arastirmalari dergisi-journal of history culture and art research. - 2018. -Vol. 7. - № 4. - P. 138-145.
13. Пиджоян Л. А. Подготовка будущих педагогов-музыкантов в вузе к реализации музыкально-просветительских проектов (из опыта ЕГУ им. И. А. Бунина) // Гуманизация образования. - 2018. - № 5. -С. 76-83. - URL: http://www.humanization.ru/archive/
14. Тулинова О. В. Организация музыкально-просветительской работы в школе: учеб.-метод. пособие. -Вып. 3: Музыкальная буниниана. - Елец: Елецкий государственный университет, 2016. - 76 с.
15. Яковлева Е. Н. Принципы классификации музыкально-просветительской деятельности // Научный журнал Куб ГАУ. - 2016. - № 117 (03). - URL: http://ej.kubagro.ru/2016/03/pdf/85.pdf.
16. Гольденштейн М. А. Дети говорят о музыке. Музыка детям // Вопросы музыкально-эстетического воспитания. Вып. 4. - М.: Музыка, 1981. - С. 4-22.
17. Кабалевский Д. Б. Как рассказать детям о музыке? - М.: Просвещение, 2005. - 224 с.
18. Рапацкая Л. А. Формирование художественной культуры учителей музыки в условиях высшего музыкально-педагогического образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М., 1991. - 37 с.
19. Шацкая В. Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. - М.: Педагогика, 1975. - 200 с.
20. Яковлева Е. Н. Указ. соч.
21. Апраксина О. А. Методика музыкального воспитания в школе. - М.: Просвещение, 1983. - С. 224.
22. Арчажникова Л. Г. Теоретические основы профессионально-педагогической подготовки учителя музыки: автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01. - М., 1986. - 36 с.
23. Абдуллин Э. Б. Утверждать роль подлинного искусства в жизни подрастающего поколения // Педагогическое образование и наука: научно-методический журнал международной академии наук педагогического образования. - 2011. - № 5. - С. 28-30.
24. Цыпин Г. М. Музыкально-исполнительское искусство и педагогика. - Белгород, 2007. - 412 с. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gennadiy-moiseevichtsypin-muzykant-pedagog-uchyonyy-k-85-letiyu-so-dnya-rozhdeniya.
25. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. - М.: Просвещение, 1976. - 416 с.
26. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. Психологические проблемы готовности к деятельности. - Минск, 1976. - 187 с.
27. Санжаева Р. Д. Психологические механизмы формирования готовности человека к деятельности: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. - Новосибирск, 1997. - 40 с.
28. Сластенин В. А., Мищенко А. И. Профессионально-педагогическая подготовка современного учителя // Советская педагогика. - 1991. - № 10. - С. 178.
29. Организационно-методические основы музыкально-просветительской деятельности учителя (с содержанием национально-регионального компонента): учеб. пособие / И. С. Кобозева, И. В. Жданов, С. В. Егорова, М. А. Белкина. - Саранск: Мордов. гос. пед. ин-т, 2004. - С. 78.
30. Михейченкова Е. Н. Формирование готовности студентов педагогического колледжа к музыкально-лекторской деятельности в процессе музыковедческой подготовки: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. - М., 2002. - 26 с.
31. Батышев С. Я. Педагогика сотрудничества в профтехучилищах. - М., 1990. - 46 с.
32. Безбородова Л. А. Теория и методика дирижерско-хоровой подготовки студентов к музыкально-просветительной деятельности: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.05. - М., 1996. - 355 с.
Larisa A. Pidzhoyan,
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Musical Education Chair, Yelets State University named after
I.A. Bunin, Yelets, Russia
University training of future educator-musicians for musical and educational activities
Abstract. Appealing to the traditions of musical enlightenment as the most important institute of modern culture makes it possible to realize the special mission of the musician-educator, who can carry out the organization of cultural and educational environment successfully and implement musical and educational projects in professional activities. Consideration of the teacher-musician University training in the context of educational ideas popularization allows us to present theoretical aspects of the future professional readiness formation to implement musical and educational projects, cultural and educational programs. The purpose of the article is to substantiate the essence and describe the structural components of "readiness for musical and educational activities" concept; to present the main directions of classroom and extracurricular work at the University, allowing to prepare an educator-musician for musical and educational work. Consideration of the professional training process in the context of readiness for the organization of musical and educational work was carried out on the basis of the environmental, cultural, personal activity
and competence-oriented approaches unity. Generalization of researches on this topic allowed us to consider the readiness for musical and educational activities as the result and the goal of University training of the future specialists in the field of musical and pedagogical education. Presenting this notion as a complex phenomenon that integrates professional and personal characteristics of the individual, the following interrelated and interdependent components of the individual's readiness for musical and educational activities have been identified and described: value-motivational, cognitive, activity-creative ones. The theoretical and practical significance of the article is determined by the possibility of using the scientific results obtained in the course of the study in order to substantiate and develop a model and technology for the formation of readiness of an educator-musician to implement musical and educational projects, to improve various types and forms of musical and educational work in institutions of various types, to develop various educational materials (programs, guidelines, etc.).
Key words: musical-educational activity, professional training of the future educator-musician, formation of readiness for musical-educational activity, individual readiness components for musical-educational activity.
Научно-методический электронный журнал «Концепт» (раздел 13.00.00 Педагогические науки) с 06.06.2017 включен в перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук (перечень ВАК Российской Федерации).
Библиографическое описание статьи:
Пиджоян Л. А. Формирование готовности будущего педагога-музыканта в вузе к музыкально-просветительской деятельности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2019. - № 7 (июль). - С. 37-47. - URL: http://e-koncept. ru/2019/191051.htm.
DOI 10.24411/2304-120X-2019-11051
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2019 © Пиджоян Л. А., 2019
www.e-koncept.ru