УДК 78:378(045)
Кобозева Инна Сергеевна
доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры музыкального образования, зав. кафедрой музыкального образования, заслуженный деятель искусств РМ. Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева kobozeva [email protected] Inna S. Kobozeva
doctor of pedagogical sciences, professor, professor of chair of music education, department chair of music education, honored worker of arts of RM. Mordovian state teacher training college of a name of M. E. Evsevyev kobozeva_i@mail .ru
Формирование профессиональной готовности студентов педвуза к проектированию музыкальной среды в дошкольном образовательном
учреждении1
Development of professional readiness of students of pedagogicalto the design of a musical environmentin pre-school educational institution
Аннотация. В статье рассматривается процесс формирования профессиональной готовности студентов - бакалавров к проектированию музыкальной среды в дошкольном образовательном учреждении. Показан опыт реализации комплекса педагогических условий, способствующих формированию готовности к данному виду деятельности в учебно-образовательном процессе ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева».
Ключевые слова: формирование готовности, педагогические условия, музыкальная среда дошкольного образовательного учреждения
Annotation. The article considers the process offormation of professional readiness of the undergraduate students to the design of a musical environment in a preschool educational institution. The experience of realization of complex of pedagogical conditions conducive to the formation of readiness for this type of activity in the teaching-learning process FSEI HPE "Mordovian state pedagogical Institute. M. E. Evsevyeva".
1 Работа проводилась при поддержке Минобрнауки РФ в рамках Программы стратегического развития «Педагогические кадры для инновационной России» (госзадание №2 от 16.03.2013 г.).
Keywords: formation of readiness, pedagogical conditions, the music scene preschool educational institutions
В центр современного инновационного подхода к высшему музыкально-педагогическому образованию поставлена подготовка качественно новых специалистов, обладающих общекультурными и профессиональными компетенциями, владеющих инновационными технологиями и способных решать профессиональные задачи в социокультурной сфере, деятельность которых будет направлена на созидательное, творческое взаимодействие между музыкальной культурой общества и личности.
В теории и практике высшего музыкально-педагогического образования активно ведется поиск оптимальных путей формирования готовности студентов к профессиональной деятельности. Современные условия развития общества диктуют свои требования к профессиональным качества педагога, согласно которым, он должен быть и музыкантом, и исследователем, и просветителем, и новатором, и творчески свободным человеком, обладать умениями организационной и воспитательной работы, компьютерной грамотностью, высокой культурой, быть инициативным и ответственным человеком, иметь потребность в постоянном обогащении и обновлении знаний, способным к инновациям и прежде всего должен быть личностью, способной к продуктивной работе в музыкально-культурной общественной среде. Речь идет об особых образовательных результатах высшего музыкально-педагогического образования, в рамках которых знания выступают необходимым, но не достаточным условием достижения требуемого качества профессионального образования - о «профессиональной компетентности» выдвигающей на первое место не информативность субъекта, а практическую сферу субъекта, его умение решать проблемы, возникающие в самых разных сферах деятельности. Следовательно, от качества профессиональной подготовки будущего педагога зависит эффективность организации музыкально-образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении, центральным ядром которого является создание музыкальной среды [4].
Музыкальная среда дошкольного образовательного учреждения рассматривается нами как специально организованные условия целостного музыкального развития детей, включающего в себя формирование основ музыкальной и слушательской культуры, развитие музыкальных способностей, исполнительских умений и навыков. В данном случае музыкальная среда понимается как совокупность условий, обстоятельств, окружающая дошкольника обстановка, где происходит встреча с музыкой, где педагог-музыкант и ребенок совместно начинают ее проектировать и строить - и как предмет, и как ресурс совместной музыкальной деятельности; и где между взрослыми и детьми как субъектами музыкального образования начинают выстраиваться определенные связи и отношения.
Создание, проектирование музыкальной среды в дошкольном образовательном учреждении выступает в качестве детерминанты формирования профессиональной компетентности личности педагога-музыканта, в структуре которой мы выделяем:
- мотивационный компонент (мотивация личности, ее четкие представления о цели создания специального музыкального пространства, заинтересованность в данном виде деятельности и потребность в ее организации);
- когнитивный компонент (знание структуры, содержания и формы существования музыкальной среды в дошкольном учреждении);
- деятелъностный компонент (владение технологией организации учебно-воспитательного процесса в музыкальной среде дошкольного образовательного учреждения);
- креативный компонент (проявление творческой активности, находчивости и оригинальности).
Приоритетным структурным компонентом профессиональной компетентности выступает личность учителя с ее готовностью к проектированию музыкальной среды в дошкольном образовательном учреждении.
Под формированием профессиональной готовности студентов к проектированию музыкальной среды мы понимаем процесс ее становления под воздействием управляемых факторов, целенаправленно созданных условий, в качестве которых выступают обучение и воспитание.
Формирование профессиональной готовности студентов к проектированию музыкальной среды в дошкольном образовательном учреждении становится фактором достижения цели музыкально-педагогического образования. Все это и обуславливает важность реализации компетентностного подхода к формированию готовности студентов-музыкантов педагогического вуза ориентироваться на данный вид профессиональной деятельности.
Известно, что функционирование конкретного педагогического процесса осуществляется в соответствии с целями обучения. «Данный процесс,- пишет Н. И. Чинякова, - является специально упорядоченной, приведенной в систему совокупностью элементов в их расположении, взаимосвязях, действиях и взаимодействиях» [10, с. 41]. Следовательно, для эффективного обучения и достижения высокого уровня результатов учащихся важно определить последовательность передачи теоретического и практического опыта, то есть рядоположение учебно-воспитательных целей и задач.
Соответствуя современному состоянию педагогического процесса и развиваясь в зависимости от стоящих перед вузом целей и задач, педагогические условия представляют собой результат целенаправленного отбора, конструирования, моделирования и применения элементов содержания, методов, приемов и форм обучения для достижения тех или иных педагогических целей [6]. Формирование профессиональной
готовности студентов к проектированию музыкальной среды в дошкольном образовательном учреждении будет эффективным лишь при наличии определенного комплекса педагогических условий. Более того, педагогические условия, в процессе которых происходит реализация музыкально-образовательного процесса будущих педагогов-музыкантов, являются главным фактором, влияющим на положительную динамику развития профессионально-личностных качеств студентов, которые, с точки зрения И. Е. Молоствовой, являются стержневыми в «.. .становлении личности педагога-музыканта как деятельной единицы человеческого сообщества, готовой к постоянному смысловому взаимодействию с другими индивидами» [9, с.1].
Таким образом, педагогические условия формирования профессиональной готовности студентов к проектированию музыкальной среды, мы рассматриваем как комплекс взаимосвязанных мер педагогического процесса, соблюдение которых обеспечивает достижение студентами более высокого уровня исследуемой готовности и к ним относим следующие:
1) формирование положительной мотивации студентов к созданию музыкальной среды в ДОУ;
2) введение в учебно-образовательный процесс дисциплин по выбору «Организация музыкально-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении», «Основы дошкольного музыкального образования»;
3) включение в учебный процесс практической деятельностистудентов в дошкольном образовательном учреждении.
Формирование положительной мотивации является определяющим фактором в системе смыслообразующих профессиональных ориентаций будущего педагога, которая является побудителем к педагогической деятельности в целом. Следовательно, от качества развития интереса к определенному виду деятельности зависит уровень профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности.
В процессе изучения дисциплины «Организация музыкально-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении» реализовывался когнитивный и деятельностный компонент готовности студента к созданию музыкальной среды. Введение данного курса по выбору было обусловлено необходимостью обеспечить преемственность и логику в формировании профессиональной готовности студентов, посредством интеграции и обобщения информации, полученной в процессе изучения курса по выбору «Основы дошкольного музыкального образования» [1, 2]. Компонентами содержания курса по выбору «Организация музыкально-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении» явились профессионально значимые знания, умения и навыки, обеспечивающие формирование профессиональной готовности студентов к проектированию музыкальной среды в дошкольном образовательном учреждении. Его структура определялась логикой реализации процесса создания музыкальной
среды, как средства целостного музыкального развития детей в дошкольном образовательном учреждении, а используемые методы адекватны методам всей экспериментальной методики обучения.
В программе курса рассматривались вопросы о степени значимости создания музыкальной среды в дошкольном образовательном учреждении; история становления средового подхода в психолого-педагогических науках; специфика создания развивающей среды в дошкольном учреждении; роль музыкального искусства и художественной деятельности в процессе создания музыкально-развивающей среды; ценность личности ребенка в создаваемой среде; понятие, цель, задачи и принципы построения музыкально-развивающей среды; структурные компоненты и формы организации среды; деятельность педагога по созданию организованной и нерегламентированной музыкально-развивающей среды в дошкольном учреждении.
В результате освоения курса студенты должны знать: основы становления и развития средового подхода в педагогической теории и практике; цель, задачи и принципы построения развивающей среды в ДОУ; понятие, структуру и формы организации музыкально-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении; технологию осуществления музыкально-развивающей среды в ДОУ.
Студенты должны уметь: планировать работу по созданию музыкально-развивающего пространства в ДОУ с учетом возрастных и индивидуально-личностных особенностей детей дошкольного возраста; самостоятельно разрабатывать и реализовывать на практике формы осуществления регламентированной и нерегламентированной музыкальной среды в детском саду;предвидеть конечный воспитательный и развивающий результат и критически анализировать свою деятельность;выполнять творческие работы.
В результате студенты должны владеть технологией создания музыкально-развивающей среды, способствующей качественному музыкальному развитию личности детей дошкольного возраста.
Практико-ориентированность курса «Организация музыкально-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении» предполагает вариативное использование таких форм деятельности, как:
- формы квазипрофессиональной деятельности (А. А. Вербицкий), имитирующие процесс музыкального образования в условиях дошкольного образовательного учреждения: моделирование деятельности в деловых играх, тренинг, защита инновационных мини-проектов;
- формы учебно-профессиональной деятельности (основанные на практическом включении элементов музыкального образования детей в учебную деятельность студентов);
- написание рецензий и аннотаций на научные статьи, составление плана-схемы и конспектирование конкретного текста, организация групповых дискуссий, позволяющих высказывать собственную точку зрения, сложившуюся в результате творческой переработки информации по проблеме.
Например, использование форм квазипрофессиональной деятельности было основано на имитации процесса музыкального образования детей в дошкольном учреждении. Основную часть данных форм составили такие формы обучения, как инсценировка, деловая дидактическая игра, групповая дискуссия.
Инсценировка (разыгрывание ролей) представляла собой одну из разновидностей занятий в игровой форме. Студенты знакомились с ситуацией, распределяли между собой роли ее участников. При этом роли распределялись между частью группы (тогда как остальные студенты выполняли роль активного зрителя, компетентного жюри или детской аудитории), или же студенты разбивались на небольшие группы, представляя коллективные групповые роли. В рамках элективного курса нами использовались инсценировки детских музыкальных сказок, музыкально-творческих игр, ролевых игр - защита музыкально-педагогических мини-проектов на тему «Модель создания музыкально-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении глазами будущего педагога-музыканта».
Деловая дидактическая игра, как форма учебной деятельности, обеспечивала восприятие и усвоение необходимого объема информации; служила эффективным мотивирующим фактором; позволяла вводить в учебный материал актуальные темы развития дошкольного музыкального образования; уделять внимание работе с научной литературой; осуществлять взаимосвязь самостоятельной работы с учебным процессом в целом. Конкретные игровые действия каждого участника деловой игры варьировались согласно индивидуальности студентов, подкреплялись эмоциональным переживанием всех участников, поэтому фиксировался стойкий интерес к играм. Участие в деловой игре мы считали способом самовыражения, где, наряду с более прочным усвоений знаний и умений, студент получал моральное удовлетворение, признание своей деятельности группой.
Групповая дискуссия - это совместное обсуждение какого-либо проблемного вопроса, позволяющее прояснить индивидуальные мнения, позиции и установки в процессе непосредственного общения. Круг задач, которые решались в процессе групповой дискуссии: обмен информацией по значимым вопросам; поиск решений конкретных проблем; создание условий для рефлексии и критического мышления. Способы организации групповой дискуссии: в общей группе; в парах / тройках; подгруппах. Во время подготовки к практическим занятиям рекомендовалось студентам обратиться к сформулированным к каждой теме соответствующими вопросами для обсуждения. Групповые дискуссии проводились по таким темам, как: «Зависит ли уровень музыкального развития ребенка дошкольного возраста от педагогической среды в дошкольном учреждении?», «Структура музыкально-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении», «Формы и методы организации музыкально-развивающей среды в дошкольном учреждении». Параллельно студентам
давались задания творческого характера для самостоятельной работы (составление электронных презентаций, написание и рецензирование научных статей, аннотаций на музыкальные произведения, подготовка к конференциям в формате проведения деловой игры и т. п.).
В настоящее время, развитие педагогической науки и практики требует от педагога наличия собственной позиции в обучении и воспитании, что, в свою очередь, предполагает высокий уровень сформированности у них практических навыков профессиональной деятельности. Следовательно, полученные студентами теоретические знания в ходе изучения дисциплин по выбору «Основы дошкольного музыкального образования», и «Организация музыкально-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении», должны иметь практическую реализацию на базе дошкольных образовательных учреждений. Основная задача реализации данного условия заключается в формировании основных практических умений в организации музыкально-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении. Поэтому в рамках изучения дисциплин проведение 14 практических занятий происходило в Центре продленного дня на базе ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева». Центр продленного дня является инновационным структурным подразделением, включающим в себя уникально созданную образовательную среду с необходимыми структурными компонентами для развития ребенка каждой возрастной группы [7, с. 10].
Его назначение заключается в том, «чтобы стать базовым звеном становления личности, обладающей творческими наклонностями, созидательными способностями и стремлением к преобразованию себя и окружающей действительности» [8, с. 26]. Более того, Центр позволяет реализовать инновационные и прикладные научные исследования сотрудников и студентов института в практике обучения детей дошкольного возраста; проводить семинары, консультации для педагогов дополнительного образования, воспитателей дошкольного образовательного учреждения и индивидуальные консультации для родителей по вопросам обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста [5]. Создание Центра, как утверждает его директор Н. В. Винокурова, позволило организовать непрерывную (еженедельные практические занятия) практическую деятельность студентов, которая обеспечивает закрепление полученных знаний, формирует умение качественно проектировать и организовывать процесс музыкального образования детей дошкольного возраста в условиях создания развивающей среды [5].
В заключение отметим, что реализация данных педагогических условий была внедрена в учебно-образовательный процесс подготовки студентов профиля «Музыка» и совмещенным профилям «Музыка. Дошкольное образование» ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева».
Литература
1. Боровкова, М. В. Организация музыкально-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении: программа и методические рекомендации к курсу по выбору / М. В. Боровкова, И. С. Кобозева //Мордов. гос. пед. ин-т. - Саранск, 2013.- 55 с.
2. Боровкова, М. В. Основы дошкольного музыкального образования: программа и методические рекомендации к курсу по выбору / М. В. Боровкова, И. С. Кобозева //Мордов. гос. пед. ин-т. - Саранск, 2013.55 с.
3. Боровкова, М. В. Технология формирования готовности студента к проектированию музыкально-творческой развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении / М. В. Боровкова // Сибирский педагогический журнал: научный журнал. - 2013. - № 12 .- С. 235-237
4. Винокурова, Н. В. Инновационная модель практической подготовки будущего педагога / Н. В. Винокурова // Гуманитарные науки и образование - 2012 - №2. - С. 46 - 48.
5. Винокурова, Н. В. Организация образовательной среды в педагогическом вузе / Н. В. Винокурова // Высшее образование в России: научно-педагогический журнал - 2012. - № 5. - С. 85 - 88.
6. Игнатова, И. Б. Психолого-педагогические условия формирования готовности российских и иностранных студентов к межкультурному сотрудничеству / И. Б. Игнатова, В. Г. Бурыкина // Теория и практика общественного развития: международный научный журнал - 2011. - №2 -Режим доступа:http://www. teoria-practica.ru.
7. Кадакин, В. В. Инновационные процессы в высшем образовании (из опыта работы Мордовского государственного педагогического института имени М. Е. Евсевьева) / В. В. Кадакин // Гуманитарные науки и образование - 2012 - № 2. - С. 9 -13.
8. Кобозева, И. С. Активизация музыкально-познавательной деятельности детей в процессе обучения игре на фортепиано / И. С. Кобозева, Ю. В. Величко //Актуальные проблемы высшего музыкального образования. Научно-аналитический и научно-образовательный журнал. -Нижний Новгород: Изд-во ННГК (академия) им. М. И. Глинки, 2012. - 5(26). - С. 23-27.
9. Молоствова, И. Е. Реализация принципа культуросообразности в процессе музыкально-исторической подготовке учащихся / И. Е. Молоствова //Педагогика искусства. - 2010. - № 4. - С.1-7.
10. Чинякова, Н. И. Основы структурирования учебно-концертной подготовки в музыкально-педагогическом образовании / Н. И. Чинякова // Актуальные проблемы высшего музыкального образования: научно-аналитический и научно-образовательный журнал. - Нижний Новгород: Изд-во ННГК (академия) им. М. И. Глинки, 2012. - 5(26). - С. 41-45.
Bibliography
1. Borovkova, M. V. Organization of the musical-educational environment in a preschool educational institution: program and methodical recommendations for
the course by choice / M. V. Borovkova, I. S. Kobozeva // Mordov. state PED. in-so
- Saransk, 2013.- 55 p.
2. Borovkova, M. V. Basics preschool music education: program and methodical recommendations for the course by choice / M. V Borovkova, I. S. Kobozeva // Mordov. state PED. in-so - Saransk, 2013.- 55 p.
3. Borovkova, M. V. Technology of forming of readiness of students to the design of musical and creative educational environment in a preschool educational institution / M. V Borovkova // Siberian pedagogical magazine: scientific journal. -2013. - № 12 .-P. 235-237
4. Vinokurova, N. V. Innovative model of practical preparation of future teachers /N. V. Vinokurova / Humanities and education - 2012 - №2. - P. 46 - 48.
5. Vinokurova, N. V. Organization of the educational environment in a pedagogical University / N. V. Vinokurova // Higher education in Russia: scientific and pedagogical journal - 2012. - № 5. - P. 85 - 88.
6. Ignatova, I. B. Psychological-pedagogical conditions of forming the readiness of the Russian and foreign students to intercultural cooperation / I. B. Ignatova, V. G. Burykina // Theory and practice of social development: international scientific journal - 2011. - №2 - Mode of access:http://www. teoria-practica.ru.
7. Kadakin V. V., Centuries of Innovation processes in higher education (from an operational experience of the Mordovian state pedagogical Institute named after M. E. Evseeva) / V. V. Kadakin / Humanities and education - 2012 -№ 2. - P. 9 -13.
8. Kobozeva, I. S. Activation of music cognitive activity of children in the process of learning to play the piano /1. S. Kobozeva, Yu. V. Velichko // Actual problems of higher musical education. Research and scientific-educational journal. - Nizhniy Novgorod: publishing house of the state Conservatory (Academy) named. M. I. Glinka, 2012. - 5(26). - P. 23-27.
9. Molostova, I. E. the Implementation of the principle of kulturooborot in the process musical-historical prepare students /1. E. Molostvova // Pedagogy art.
- 2010. - № 4. - P.1-7.
10. Chinyakova, N. I. The basis of structuring training concert training in musical-pedagogical education / N. I. Chinyakova // Actual problems of higher music education: research and scientific-educational journal. - Nizhniy Novgorod: publishing house of the state Conservatory (Academy) named. M. I. Glinka, 2012. -5(26). - P. 41-45.